Научная статья на тему 'Психологические факторы, обусловливающие развитие организационно-управленческих навыков будущих менеджеров'

Психологические факторы, обусловливающие развитие организационно-управленческих навыков будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT SKILLS / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буравцова Н. В., Коваленко В. И.

Статья посвящена анализу навыков и компетенций, способствующих профессиональному становлению студентов в качестве успешных менеджеров и организаторов. Рассмотрены психологические факторы, влияющие на развитие организационно-управленческих навыков. Обосновывается точка зрения, в соответствии с которой успешности развития данных навыков способствует сформированная эмоционально-волевая сфера. Показаны возможности оптимизации овладения профессиональными навыками менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буравцова Н. В., Коваленко В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CAUSES OF DEVELOPMENT ORGANIZATION AND MANAGEMENT SKILLS FOR FUTURE MANAGERS

This article analyzes the skills and competencies that contribute to the professional development of students as successful managers and organizers. We consider the psychological factors that influence the development of organizational and management skills. Substantiates the view that the success of the development of these skills helps to form an emotional-volitional personality. The possibilities of optimization of mastering skills of managers.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы, обусловливающие развитие организационно-управленческих навыков будущих менеджеров»

Bibliography

1. Narodnoe iskusstvo v vospitanii deteyj / pod red. T.S. Komarovoyj. - M., 2005.

2. Solomennikova, O.A. Radostj tvorchestva. Oznakomlenie deteyj 5-7 let s narodnihm iskusstvom. - M., 2005.

3. Gasanova, R.Kh. Zemlya otcov: programma-rukovodstvo. - Ufa, 2004.

4. Molcheva, A.V. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo Bashkortostana - doshkoljnikam. - Ufa, 2005.

Статья поступила в редакцию 02.07.13

УДК 159.923

Buravtsova N.V., Kovalenko V.I. PSYCHOLOGICAL CAUSES OF DEVELOPMENT ORGANIZATION AND MANAGEMENT SKILLS FOR FUTURE MANAGERS. This article analyzes the skills and competencies that contribute to the professional development of students as successful managers and organizers. We consider the psychological factors that influence the development of organizational and management skills. Substantiates the view that the success of the development of these skills helps to form an emotional-volitional personality. The possibilities of optimization of mastering skills of managers.

Key words: professional development, organizational and management skills, professional competence, social and psychological characteristics of the individual.

Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии

Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: burawzov@yandex.ru;

В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии

Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: kafpsy@nsuem.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Статья посвящена анализу навыков и компетенций, способствующих профессиональному становлению студентов в качестве успешных менеджеров и организаторов. Рассмотрены психологические факторы, влияющие на развитие организационно-управленческих навыков. Обосновывается точка зрения, в соответствии с которой успешности развития данных навыков способствует сформированная эмоционально-волевая сфера. Показаны возможности оптимизации овладения профессиональными навыками менеджеров.

Ключевые слова: профессиональное становление, организационно-управленческие навыки менеджера, профессиональная компетентность, социально-психологические характеристики личности.

Потребности современного развития общества выдвигают конкретные требования в подготовке высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности. Обществу необходимы предприимчивые, инициативные личности, готовые к конструктивным преобразованиям в контексте стоящих перед ними профессиональных задач, способные к управлению на различных уровнях и в различных диапазонах. При этом эффективность процесса управления во многом обусловлена сформиро-ванностью их организационно-управленческих качеств. Именно поэтому важнейшим направлением современного образования является развитие навыков и компетенций, способствующих личностному и профессиональному становлению студентов в качестве будущих успешных лидеров, управленцев и организаторов.

В то же время, необходимо учитывать, что проблема успешности любого руководителя включает следующие составляющие: его личная индивидуальная успешность как субъекта управленческой деятельности (управленческий и личностно-профессиональный потенциал, профессионально важные качества) и его успешность в конкретной управленческой структуре, на конкретном рабочем месте (в совокупности конкретных обстоятельств деятельности).

Наши исследования показывают, что развитие личностной и профессиональной идентичности обусловливает уверенность в своей профессиональной компетентности, открытость в коммуникативных проявлениях, готовность принимать на себя ответственность за проблемные ситуации, творческий поиск, профессиональное экспериментирование, способствует формированию предметно-определенной и мотивационно-осмысленной позиции профессионала [1, с. 240].

Сутью обязанностей руководителя, отмечает М.Б. Гарунов, является организация работы подчиненных, ориентированная на выполнение поставленных профессиональных задач и выступающая как своеобразный вид творческой деятельности. Причем, по мере усложнения объекта и повышения уровня управления, набор требований к творчеству заметно увеличивается [2].

Действительно, профессиональная деятельность менеджера полностью отражает качественное трансформирование и ус-

ложнение психологического содержания конкретных задач. Особенно важно это учитывать в контексте того, что как только такая деятельность становится совместной - сразу возникает необходимость осуществления взаимодействия с другими субъектами. Т.е., особую значимость обретают различные социальнопсихологические аспекты их профессиональных и межличностных отношений, взаимных представлений о социальных и функциональных ролях, специфика мотивации, характер коммуникации и распределения управленческих функций и т.д. При этом, указывает С.В. Шекшня [3], социально-психологические процессы взаимодействия субъектов обретают вследствие естественной нетождественности их личностной индивидуальностей и индивидуальных стилей деятельности.

Говоря о сложности и специфике управленческой деятельности, Б.А. Аникин указывает на функциональную «непрописан-ность» и неопределенность возникновения ряда производственных ситуаций [4], Б.Г. Литвак рассматривает объективную необходимость адекватности распределения функций в структуре управления, как по горизонтали, так и по вертикали [5]. Кроме того, следует учитывать, что все это усложнено эффектами, привносимыми индивидуальностью субъектов деятельности: их приверженностью определенным режимам, условиям деятельности, различной личностной эффективностью в решении различного рода задач, неоднородностью приписываемых и принимаемых обязанностей и т.д.

Е.Г. Молл, анализируя личностные характеристики, обуславливающие эффективность деятельности менеджера, отмечает следующие: доминантность, как стремление влиять на подчинённых; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость; предприимчивость и ориентация на достижения, предполагающие принятие ответственности при решении задач; стремление к умеренному, предсказуемому риску; ответственность и надёжность в выполнении заданий; независимость, наличие собственной точки зрения; развитые коммуникативные навыки; креативность, способность к творческому подходу в решении задач [6]. Анализируя своеобразие положения руководителя в структуре организации, А.А. Брасс указыва-

ет, что он сосредотачивает на себе функции силы и власти; является воплощением справедливости, что зачастую проявляется в выполнении для подчиненных функций арбитра; его поведение постоянно оценивается как со стороны вышестоящих руководителей, так и со стороны его подчиненных [7]. Ведь не только подчиненные зависят от руководителя, но сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения, опыта, готовности исполнять его распоряжения и просьбы. Кроме того, любой руководитель зависит от своих коллег и деловых партнеров, без содействия которых он не может выполнить свои обязанности наилучшим образом.

Все вышеизложенное отражает сложность объективной оценки профессионализма и прогноза успешной деятельности руководителя. Тем не менее, необходимость знания и понимания этого исключительно важны в контексте вузовской подготовки профессионалов в сфере управления.

С этой целью в октябре-ноябре 2012 г. нами (при активном участии студентов НГУЭУ В.Б. Трофимовой и А.А. Костиной) было осуществлено исследование психологических факторов, обусловливающих развитие организационно-управленческих навыков студентов, обучающихся менеджменту организации и управлению персоналом в Новосибирском государственном университете экономики и управления. В его основу было положено предположение, что существуют определенные личностные характеристики, обусловливающие развитие данных навыков. В исследовании приняли участие студенты первого курса различных форм обучения - 82 человека (18 - 26 лет), из них 44 девушки и 38 юношей.

Анализ представлений респондентов о процессе управления и о развитости у них организационно-управленческих навыков осуществлялся с помощью опросника «Цикл управленческих умений» [8]; диагностика коммуникативной социальной компетентности студентов осуществлялась с помощью опросника КСК [9]. Обработка данных осуществлялась с помощью пакета STATISTICA 6.0.

Оказалось, что наиболее выраженными представлениями о развитости организационно-управленческих навыков для всей выборки респондентов стало: тщательное планирование рабочего процесса (организованность руководителя, его способность к стратегическому планированию и предвидению возникновения различных неблагоприятных обстоятельств); создание необходимых условий для выполнения работы и достижения поставленных целей; умение мотивировать подчиненных на качественное выполнение работы; ориентация на людей (открытость и дружелюбие), стремление к созданию команды, завоевание доверия подчинённых. Мы полагаем, что исходя из представлений о себе как о будущих менеджерах, студенты наивысшими баллами наделяли те параметры, которые для них являются наиболее значимыми в сфере управленческой деятельности.

В числе наименее выраженных представлений респондентов о менеджерских умениях оказались: делегирование полномочий; давление на подчиненных; способность совладания со стрессовой напряженностью в ходе выполнения профессиональных задач. Поскольку у респондентов отсутствует реальный опыт управленческой деятельности и понимание того, как данные навыки реализуются в конкретных условиях, то не могут быть существенно выражены и представления о них.

Анализ коммуникативной социальной компетентности респондентов показал достаточную сформированность ряда качеств, являющихся неотъемлемыми составляющими образа успешного руководителя. Так статистически достоверно (рй0,05) более выраженными оказались:

- общительность, открытость, умение свободно и открыто выстраивать отношения с окружающими, способствующие развитию взаимопонимания с коллегами и повышению авторитета в глазах подчинённых;

- самоконтроль, умение владеть собой, подчинять себя определённым правилам, что крайне необходимо человеку, отвечающему как за качественное выполнение работы, так и за людей, находящихся у него в подчинении;

- развитое логическое мышление, сообразительность, умение составлять различные логические конструкции, что помогает менеджеру грамотно и рационально выстраивать процесс деятельности (разработка плана, постановка целей, задач и т.д.), организовывать слаженную работу коллектива.

Следовательно, уже в начале процесса овладения выбранной профессией, студенты обладают рядом представлений и характеристик, обусловливающих его успешность.

Рассмотрим более подробно анализ взаимосвязей исследуемых социально-психологических характеристик респондентов и их представлений о выраженности менеджерских умений. Оказалось, что данные взаимосвязи существенно различаются в зависимости от формы обучения студентов.

Так, респондентов полной очной формы обучения (поступивших на данные специальности сразу после окончания средней общеобразовательной школы) характеризуют тесные прямые взаимосвязи выраженного самоконтроля и стремления к завоеванию доверия у подчиненных ^=0,40, р=0,02). Чем грамотнее руководитель способен организовать свою деятельность и деятельность подчинённых, тем большее расположение и доверие он вызывает у подчиненных. В то же время, такой параметр как «чувствительность - рациональность» отрицательно взаимосвязан с управленческим навыком давления на подчинённых ^=-0,52, р=0,001), т.е. человеку чувствительному сложно будет оказывать давление на подчиненных, чего не скажешь о человеке реалистичном, полагающимся на себя - ему при необходимости не составит труда оказать давление, если оно будет рационально обосновано.

Несколько больший спектр значимых взаимозависимостей выявлен для группы студентов, обучающихся на заочном отделении. Тем не менее, ведущей характеристикой и для этих респондентов выступает «чувствительность - рациональность», который отрицательно взаимообусловлен с умением тщательно спланировать рабочий процесс ^=-0,45, р=0,008), со способностью дать подчиненным почувствовать значимость задания, точно объяснить, чего он ожидает от людей ^=-0,40, р=0,02), с желанием руководителя включаться в работу коллектива ^=-0,46, р=0,006). Кроме того, с умением тщательно спланировать рабочий процесс положительно взаимосвязан параметр «эмоциональная устойчивость - неустойчивость» (Rs=0,48, р=0,004). Следовательно, описанные выше организационно управленческие навыки будут реализованы тем успешнее, чем больше данные респонденты будут полагаться на себя, реалистичнее и рациональнее относиться к окружающей действительности; развивать эмоционально-волевые качества овладевать навыками стрессоустойчивости.

Но наиболее интересные результаты были получены для выборки респондентов, овладевающих профессией менеджера по сокращённой очной программе (имеющие среднее специальное образование): у данных лиц обнаружились две группы очень тесных и высоко значимых взаимосвязей организационно-управленческих навыков и параметров коммуникативной социальной компетентности. Так, обнаружены отрицательные взаимосвязи склонности к асоциальному поведению (достоверные для р^0,03) с такими навыками как: грамотное разъяснение подчиненным целей и задач деятельности ^=-0,65), умение тщательно планировать производственные процессы ^=-0,66) и обеспечивать подчиненных необходимыми условиями работы (Rs=-0,67), создание благоприятных условиях для их должностного роста ^=-0,65) и ориентация на развитие профессиональной компетентности (Rs=-0,68), способность организовать качественную обратную связь с подчиненными ^=-0,63), стремление завоевать их доверие ^=-0,74) и ориентация на создание команды ^=-0,67). С другой стороны, имеются тесные положительные взаимосвязи параметра «эмоциональная устойчивость - неустойчивость» (для pd”0,02) с такими профессиональными характеристиками менеджера как: умение устанавливать конструктивные взаимоотношения с подчиненными (Rs=0,91), открытость и дружелюбие руководителя при взаимодействии с ними ^=0,87), заинтересованность в их должностном росте ^=0,77) и развитии профессиональной компетентности ^=0,61), а также ориентация на изучение конкретных областей своей непосредственной работы и организационной специфики ^=0,65). Т.е. развитию у данных респондентов целого ряда менеджерских умений и навыков способствует отказ от пренебрежения к принятым общественным нормам, морально-нравственным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям, а также наличие сформированных эмоциональноволевых качеств и навыков совладания со стрессом.

Более того, все вышеизложенное в максимальной степени характеризует именно юношей. В то же время для девушек, осваивающих профессию менеджера, характерно лишь наличие положительных взаимосвязей средней тесноты параметра «эмоциональная устойчивость - неустойчивость» с такими характеристиками как умение тщательно планировать производствен-

ные процессы и ориентация на изучение конкретных областей своей непосредственной работы и организационной специфики. У них практически не выявлено взаимозависимости овладения менеджерскими умениями и необходимости следования общественным нормам и правилам, ориентации на моральнонравственные ценности.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Участники проведенного исследования - юноши и девушки, начинающие обучение профессиям, связанным со сферой управления, обладают сформированной социальной коммуникативной компетентностью, развитыми представлениями о специфике организационно-управленческих умений руководителя и знаниями о специфике данной деятельности. Данных респондентов характеризует сообразительность и способность оперировать различными логическими конструкциями; самоконтроль и готовность подчинять себя определённым правилам, а также умение свободно и открыто выстраивать отношения, способствующие развитию взаимопонимания и повышению их авторитета.

2. Выявлены тесные устойчивые взаимосвязи таких параметров как «чувствительность - рациональность» и «эмоциональная устойчивость - неустойчивость» с широким спектром организационно-управленческих навыков менеджера, что сви-

Библиографический список

детельствует о значительной роли эмоционально-волевой сферы личности респондентов в формировании профессиональных знаний и навыков.

3. Для лиц, имеющих среднее специальное образование и продолжающих овладение выбранной профессией в вузе, существенную роль при этом играет учет принятых в социуме норм и правил, морально-нравственных и этических ценностей.

4. Девушкам, принимавшим участие в исследовании, в значительно меньшей степени, чем юношам свойственна взаимообусловленность овладения качествами успешного руководителя и ориентацией на социальные нормы и ценности.

Данные выводы позволяют определить возможности оптимизации усвоения профессиональных управленческих навыков. Мы полагаем, что для более успешного овладения студентами данных навыков возможно введение факультативных курсов по методам саморегуляции эмоциональных состояний; тренингов развития стрессоустойчивости; групповых дискуссий о важности нравственных и этических ценностей в жизни и профессиональной деятельности каждого человека.

Дальнейшее развитие выполненного исследования видится нам в изучении динамики усвоения данными респондентами профессиональных управленческих навыков в процессе их обучения в вузе.

1. Буравцова, Н.В. Психологическое пространство личности в контексте проблем профессионального образования II Философия образования. - 2010. - № 1.

2. Гарунов, М. Развитие творческой самостоятельности специалиста II Высшее образование в России. - 2003. - № 4.

3. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2004.

4. Аникин, Б. Высший менеджмент для руководителя. - М., 2001.

5. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. - М., 2003.

6. Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб., 2003.

7. Брасс, А.А. Основы менеджмента. - М., 2000.

8. Wilson, C.L. The Survey of Management Practices. - N.Y., 1973.

9. Фетискин, Н.П. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) I Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов II Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.

Bibliography

1. Buravcova, N.V. Psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti v kontekste problem professionaljnogo obrazovaniya // Filosofiya obrazovaniya. -2010. - № 1.

2. Garunov, M. Razvitie tvorcheskoyj samostoyateljnosti specialista // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2003. - № 4.

3. Shekshnya, S.V. Upravlenie personalom sovremennoyj organizacii. - M., 2004.

4. Anikin, B. Vihsshiyj menedzhment dlya rukovoditelya. - M., 2001.

5. Litvak, B.G. Razrabotka upravlencheskogo resheniya. - M., 2003.

6. Moll, E.G. Upravlenie karjeroyj menedzhera. - SPb., 2003.

7. Brass, A.A. Osnovih menedzhmenta. - M., 2000.

8. Wilson, C.L. The Survey of Management Practices. - N.Y., 1973.

9. Fetiskin, N.P Diagnostika kommunikativnoyj socialjnoyj kompetentnosti (KSK) / N.P Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuyjlov // Socialjno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malihkh grupp. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 26.06.13

УДК 377.3

Bychkova E. Y. STRUCTURE AND CONTENT OF THE LEGAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS CRAFT TRADES. Based on the analysis of craft activities defined the structure and content of legal competence in the context of inclusion of craftsmen in the social and professional relationships in a market economy.

Key words: сгаА: activity, craftsman, legal competence craftsman, legal qualities of the personality.

Е.Ю. Бычкова, соискатель каф. акмеологии общего и профессионального образования Российского гос. профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: bychkovakaterina@yandex.ru

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОФЕССИЙ

На основе анализа ремесленной деятельности определены структура и содержание правовой компетенции в контексте включенности ремесленников в социально-профессиональные отношения в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: ремесленная деятельность, ремесленник, правовая компетенция ремесленника, правовые качества личности.

В современном постиндустриальном обществе, характери- онное профессиональное образование. Первоначально ориен-

зующемся динамичностью экономических, социальных, культур- тированное на освоение профессии (специальности с опреде-

ных и технологических процессов, трансформируется традици- ленным уровнем квалификации), оно преобразуется в общепро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.