УДК 159.9:796 ББК 88.43 Б 24
А.Г. Барабанов
Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; М.т. 8-961-535-81-32
Д.С. Семенов
Аспирант кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: [email protected]
Р.О. Шиняк
Аспирант кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
(Рецензирована)
Аннотация. Данное исследование проводилось на территории Краснодарского края, РФ. В ходе исследования были рассмотрены карьерные ориентации и коммуникативная компетентность спортивных менеджеров с разным уровнем профессиональной успешности. Выявлены достоверные статистические различия и взаимосвязи по указанной проблематике. Данная статья имеет значимость в развитии психологии спорта и может служить основанием для подготовки спортивных менеджеров в ВУЗах. Также на ее основе возможна разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности работы уже обученных специалистов.
Ключевые слова: спортивный менеджмент, самоэффективность, мотивация достижений, карьерные ориентации, профессиональная деятельность, профессиональная успешность, коммуникативная компетентность, спортивный менеджер, жизнестойкость.
A.G. Barabanov
Doctor of Pedagogy, Professor of Psychology Department, Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; m.ph. 8-961-535-81-32
D.S. Semenov
Post-graduate student of Psychology Department, Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: [email protected]
R.O. Shinyack
Post-graduate student of Psychology Department, Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF POSITIVE CAREER ORIENTATIONS AND COMMUNCATIVE COMPETENCE ON PROFSSIONAL SUCCESS OF SPORTS MANAGERS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL QUALIFICATION
Abstract. This study was conducted in the Krasnodar region, Russia. In the course of study, career orientations and communicative competence of sports managers with different levels of professional success were examined. There were significant statistical differences and relationships on this issue. This paper is important in the development of sport psychology and can serve as the basis for sports managers training in universities. Also it is possible to develop on its basis a set of measures to improve efficiency of work of already trained professionals.
Keywords: sports management, self-efficiency, achievement motivation, career orientations, professional activities, professional success, communicative competence, sports manager, vitality.
В последние годы в рамках нового научного направления «акмеология» появилось
много работ, связанных с изучением процесса развития управленческого мастерства руководителей вплоть до высших, профессионально обусловленных уровней. Указанная проблематика в рамках данного направления изучается в трудах К.А. Абульхановой [1], В.С. Агапова [2], В.Г. Асеева [3], А.А. Деркача [4], В.Г. Зазыкина [5], И.Н. Семенова [6] и др.
Представляют интерес работы, посвященные проблемам успешности личности в профессиональной деятельности (Н.А. Алюшина [7], Е.П. Ильин [8], М.Л. Кубышкина [9],
В.И. Курбатова [10], В.П. Позднякова [11], С.К. Рощин [12] и др.).
Если количество исследований, в которых отражены общие проблемы управленческой деятельности, профессиональной успешности управленца, достаточно велико, то работ, посвященных непосредственно проблеме психологических предпосылок успешности профессиональной деятельности спортивного менеджера, коммуникативных качеств, ее определяющих, а также позитивных карьерных ориентаций, являющихся базисными элементами становления специалиста на выбранном поприще, практически нет.
Психология спорта относится к немногим отраслям прикладной психологии, в которых деятельность спортивных менеджеров является одним из основных объектов научного анализа. Но уровень развития спортивной психологической науки и специфика адресованных к ней запросов практики подготовки спортсменов обусловили ситуацию, когда, несмотря на богатство накопленного эмпирического материала, остается нерешенной задача формирования целостной картины становления и самореализации спортивных менеджеров. Вместе с тем спортивная деятельность является хорошей моделью для исследования процесса профессионализации личности и самореализации высших и рядовых спортивных руководителей. Значимость исследования психологических предпосылок успешности спортивных менеджеров обусловлена и тем, что в спорте чрезвычайно высоко влияние на спортсменов организационного стресса, а его уровень непосредственно связан с компетентностью спортивных менеджеров [13].
Специфика управленческого труда заключается в том, что для решения задачи организации и эффективного руководства ею происходит ее горизонтальное, вертикальное и функциональное разделение. Это явление свойственно любой организации независимо от ее величины и характера деятельности. В результате создается определенная организационная структура, в конечном итоге призванная улучшить работу организации [14].
В научных публикациях, посвященных предпосылкам успешности деятельности спортивных менеджеров, неизменно на одном из первых мест оказываются психологические знания, компетентность в области взаимоотношений и взаимодействия людей в совместной деятельности, устойчивость к стрессовым ситуациям [5], [15].
Анализ различных подходов к изучению профессиональной успешности позволил выделить качественные показатели профессиональной успешности личности спортивного менеджера.
1. Мотивационный компонент профессиональной успешности:
- мотивация достижения: стремление побеждать, честолюбие, склонность к разумному риску, социальная смелость; потребность в достижении успеха;
- потребность в самовыражении: потребность в профессиональном труде, трудолюбие; потребность в планировании и целеполагании; потребность в инновационной деятельности;
- потребность в самоутверждении: потребность во власти и влиянии; статусные потребности руководителя; лидерские потребности; потребность в признании, уважении и самоуважении;
2. Нравственный компонент профессиональной успешности:
- отношение к другим: гуманность, доброта, честность, справедливость, тактичность;
- отношение к себе (в контексте значимости для общей деятельности организации): стремление качественно выполнять служебные обязанности; ответственность за свое психическое и физическое здоровье (здоровый образ жизни), соблюдение нравственных требований профессии.
2. Эмоционально-волевой компонент профессиональной успешности:
- волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самостоятельность, инициативность;
- эмоциональные качества: стрессоустойчивость; эмоциональная гибкость;
позитивный настрой к окружающим, контактность и способность к саморегуляции чувств; чувство юмора; толерантность к чужой точке зрения; спокойное отношение к возможным ошибкам подчиненных.
3. Интеллектуально-творческий компонент профессиональной успешности:
- специальная компетентность: владение собственно профессиональной
деятельностью на достаточно высоком уровне (высоко сформированные профессиональные знания, умения и навыки); способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- личностная компетентность: владение знаниями и приемами творческого
самовыражения и саморазвития; умение актуализировать творческий потенциал своей личности и организации в целом;
4. Социально-групповой компонент профессиональной успешности:
- социальная компетентность: знания в сфере проблем властных отношений; умения рационально распоряжаться своими властными полномочиями; демократический стиль руководства, лидерская позиция и развитые лидерские качества; владение знаниями, умениями и навыками в сфере делового общения.
5. Интегральная удовлетворенность трудом: удовлетворенность достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, условиями труда.
6. Объективные успехи и стабильность спортивной организации, команды, отдельного спортсмена, экономическая эффективность спортивной организации и команды, объем оказанных услуг.
Тема взаимосвязей карьерных ориентаций, коммуникативной компетентности и личностных особенностей спортивных менеджеров с разным уровнем профессиональной успешности ранее не поднималась в психологии спорта. В прикладном аспекте данная тема является актуальной в силу того, что затрагивает проблему личностных особенностей менеджеров, открывает новые взгляды в изучении данного феномена, позволяет выявить способы повышения эффективности руководства менеджеров различного должностного статуса.
Изучение вопросов профессиональной успешности спортивного менеджера является одной из актуальных теоретических и научно-прикладных задач современной психологической науки и практики. Для построения целостной концептуальной теории в свете обозначенной проблемы необходимо интегрировать в единую систему все основные знания и ценный практический опыт, накопленные в данной области.
Одним из путей установления психических качеств, которые являются профессионально важными для спортивных менеджеров, является сопоставление их параметров у спортивных менеджеров различной квалификации.
В данном исследовании проверялось предположение о том, что психологической предпосылкой успешности деятельности спортивных менеджеров являются карьерные ориентации, адекватные сути данной профессии, стремление к достижению успеха, уверенность в своих силах, а также высокий уровень жизнестойкости.
Для проверки справедливости выдвинутой гипотезы было проведено исследование двух групп менеджеров. Первую группу составили рядовые менеджеры, а вторую -менеджеры-руководители.
В исследовании приняли участие 70 спортивных менеджеров, из которых 39 женщин и 31 мужчина в возрасте 27-60 лет, имеющих различный стаж работы по специальности. Группа рядовых менеджеров состояла из 48 человек, группа менеджеров-руководителей включала 22 человека. У всех менеджеров устанавливались показатели карьерных ориентаций по методике Шейна «Якоря карьеры», мотивация достижения успеха по методике Элерса, показатели жизнестойкости по методике Мадди в адаптации Д.А.
Леонтьева, показатель самоэффективности по методике Митиной, показатели коммуникативной социальной компетентности по методике Н.П. Фетискина.
Статистическая достоверность различий исследуемых показателей у менеджеров исследуемых групп проводилась с помощью ^ критерия Стьюдента.
Сравнение показателей коммуникативной социальной компетентности (КСК), приведенных в таблице 1, показывает преимущество менеджеров-руководителей по таким параметрам, как независимость, способность к контролю, логическое мышление. Показатели общительности высокие в обеих группах, что отражает специфику профессиональной деятельности менеджера, предполагающую активность социальных контактов.
Таблица 1.
Средние показатели коммуникативной социальной компетентности у спортивных менеджеров
разной квалификации
Параметры Группы испытуемых ^критерий Достоверность различий
Менеджеры- руководители Рядовые менеджеры
Общительный 6,87 ± 4,35 7 ± 3,04 -0,13 р>0,05
Независимый 8,12± 3,11 5,21 ± 1,1 2,91 р<0,01
Контролирующий 9,21 ± 0,58 6,24 ± 2,5 3,96 р<0,001
Логическое мышление 10,75 ± 2,56 8,02 ± 3,3 3,83 р<0,001
Эмоциональная устойчивость 8,00 ± 2,61 8,56 ± 2,17 -0,991 р>0,05
Способность к контролю ситуаций общения и поведения, которая проявляется в организованности, подчинении правилам, отсутствии склонности к импульсивному принятию решений, в большей степени присуща менеджерам-руководителям, что позволяет расценить данный компонент коммуникативной социальной компетентности как профессионально важный для достижения успеха в деятельности спортивного менеджера.
К категории профессионально важных, согласно результатам исследования, следует отнести независимость, отражающую наличие у менеджера собственных идеалов и принципов и способность сопротивляться давлению извне. Это качество более выражено у менеджеров-руководителей, в то время как рядовые менеджеры являются зависимыми от мнения группы.
Ресурсом успешности деятельности менеджера-руководителя является и логическое мышление, позволяющее принимать обоснованные решения, ориентированные на принятые в организации принципы.
Далее представлено сравнение показателей мотивации достижения успеха и самоэффективности спортивных менеджеров разного уровня профессиональной успешности (таблица 2).
Таблица 2.
Средние показатели мотивации достижения успеха и самоэффективности у менеджеров разной
квалификации
Параметры Группы испытуемых ^критерий Достоверность различий
Менеджеры- руководители Рядовые менеджеры
Мотивация достижения успеха 18,75 11,81 13,884 р<0,001
Самоэффективность 33,37 20,48 13,491 р<0,001
Данные таблицы 2 показывают, что менеджеры-руководители превосходят рядовых менеджеров как по показателю мотивации достижения успеха, так и по показателю самоэффективности. Более высокие показатели мотивации достижения успеха менеджеров-руководителей говорят о том, что эта мотивация способствует карьерному росту менеджеров, так как характеризуется готовностью принимать на себя дополнительную ответственность,
качественно выполнять порученную работу, активно искать пути достижения намеченной цели. Показатель самоэффективности имеет высокие значения в обеих сравниваемых группах, что указывает на значимость уверенности менеджера в собственных силах для существования в избранном профессиональном поле. Более высокая самоэффективность руководителей подкреплена уже наработанными опытами и успехами, отсюда вера в собственные силы и возможности. Они привыкли много и напряженно работать, активно участвуя в деятельности и проявляя большую настойчивость при встрече с трудностями.
Исследователи психологических особенностей деятельности спортивного менеджера отмечают значимость для специалистов данного профиля устойчивости к стрессу. В связи с этим было проведено сопоставление показателей жизнестойкости как личностной предпосылки устойчивости к стрессу у рядовых менеджеров и менеджеров-руководителей.
Данные этого сопоставления представлены в таблице 3. Они показывают, что интегральный индекс жизнестойкости достоверно выше у менеджеров-руководителей. У них также достоверно выше показатели вовлеченности и контроля. Лишь показатель готовности к риску выше у рядовых менеджеров.
Таблица 3.
Средние показатели жизнестойкости спортивных менеджеров различной квалификации
Параметры Параметры распределения Значение Т-критерия Значимость
Рядовые менеджеры Менеджеры- руководители
Жизне стойко сть 74,85 ± 9,56 92 ± 6,16 - 17,15 р < 0,01
Вовлеченность 33,68 ± 6,71 42,27 ± 6,48 -8,59 р < 0,01
Контроль 19,81 ± 5,69 37,22 ± 7,03 -17,41 р < 0,01
Риск 21,35 ± 5,69 12,5 ± 3,27 8,85 р < 0,01
Таким образом, результаты исследования подтвердили предположение о том, что для карьерного продвижения спортивных менеджеров важны такие личностные свойства, как мотивация достижения успеха, самоэффективность, отражающая уверенность менеджеров в себе, жизнестойкость, коммуникативная компетентность.
В ходе исследования карьерных ориентаций респондентов не было выявлено значимых различий в группах, хотя имеются различия в приоритетах. Методика «Якоря карьеры» предназначена для выявления таких карьерных ориентаций, как профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность места работы и места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
У спортивных менеджеров-руководителей наиболее высок показатель «служение», при этом «вызов» и «автономия» находятся в области низких значений. Рядовые спортивные менеджеры в большей степени склонны к «интеграции стилей жизни», но далеки от «предпринимательства». Отсутствие достоверных различий по показателям карьерных ориентаций между рядовыми менеджерами и менеджерами-руководителями дает основание для заключения о том, что выбор профессии и профессиональных приоритетов отражают главным образом понимание специалистами сути своей профессии. Личностные же качества предопределяют успешность карьерного развития.
Результаты исследования позволяют отнести к профессионально важным качествам спортивного менеджера коммуникативную компетентность, мотивацию достижения успеха, уверенность в себе, отраженную в оценке самоэффективности, жизнестойкость, обеспечивающую способность контролировать в том числе сферу профессиональной деятельности, активно вовлекаться в нее, избегать неоправданного риска.
К перспективным направлениям развития исследований по обозначенной проблеме предлагается отнести:
- изучение гендерных, возрастных различий коммуникативной компетентности, карьерных ориентаций; разработку научно-психологических основ психологического воздействия на формирование черт личности, характерных для профессионально успешных спортивных менеджеров.
Примечания:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 2006.
4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2000.
5. Камнева А.М. Технология формирования психологической устойчивости средствами физической культуры у студентов - будущих спортивных менеджеров: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 205 с.
6. Общая и прикладная акмеология / К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, И.Н. Семенов [и др.] / под ред. А.А. Деркача. М., 2000.
7. Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Рефлексивная психология и акмеология успешного управленца. М.; Сочи: ИРПТиГО, 1998.
8. Ильин Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. 1983. № 5.
9. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997.
10. Курбатов В.А. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д: Феникс, 1995.
11. Поздняков В.П., Филинкова Е.Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. № 5.
12. Рощин С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 5.
13. Горская Г.Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт: наука и практика. 2012. № 4. С. 74-76.
14. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. М.: Сов. спорт, 2010.
15. Малыгин А. Профессия: спортивный менеджер. URL: http:
ecsocman.hse.ru/text/33376952.html 20.08.2013.
References:
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A.Strategy of life. M.: Mysl, 1991.
2. Agapov V.S The formation of self-conception in the administrative activity of heads: Diss. for the Dr. of Psychology degree. M, 1999.
3. Aseev V.G. Motivation of behavior and personality’s formation. M.: Mysl, 2006.
4. Derkach A.A., Zazykin V.G., Markova A.K. Psychology of professional’s development. M.: The RAGS publishing house, 2000.
5. Kamneva A.M. Technology of formation of psychological stability by means of physical culture of students intending to become sports managers: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Volgograd, 2011. 205 pp.
6. General and applied acmeology / K.A. Abulkhanova, A.A. Bodalev, I.N. Semenov [etc.] / ed. by A.A. Derkach. M., 2000.
7. Alyushina N.A., Repetsky Yu.A. Semenov I.N. Reflexive psychology and a^eology of a successful manager. M.; Sochi: IRPTIGO, 1998.
8. Ilyin E.P. Success of activity, compensations and compensatory relations // Psychology Questions. 1983. No. 5.
9. Kubyshkina M.L. Psychological features of motivation of social success: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. SPb. 1997.
10. Kurbatov V.A. Strategy of business success. Rostov-on-Don: Phoenix, 1995.
11. Pozdnyakov V.P., Filinkova E.B. Psychology of successful business: an experience of research and practical work // Applied psychology. 1998. No. 5.
12. Roshchin S.K. Psychology of successful business in the USA // Psychological journal. 1993. V. 14, No. 5.
13. Gorskaya B. Organizational stress in sports: sources, specificity of manifestations, areas of research // Physical culture, sports: science and practice. 2012. No. 4. P. 74-76.
14. Pochinkin A.V. Management in the sphere of physical culture and sports. M.: Sov. sports, 2010.
15. Malygin A. Profession: a sports manager. URL: http: ecsocman.hse.ru/text/33376952.html 20.08.2013.