Научная статья на тему 'Формирование профессиональных качеств менеджеров социально-культурной деятельности'

Формирование профессиональных качеств менеджеров социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1915
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КОММУНИКАТИВНЫЕ / МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА / SOCIO-CULTURAL MANAGEMENT / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL QUALITY MANAGER SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / ORGANIZATIONAL / AND INTELLECTUAL QUALITIES / ENTREPRENEURIAL / COMMUNICATION SKILLS / MOTIVATIONAL-STRONG-WILLED QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окунева Юлия Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры, формирование профессиональной компетентности, личностный компонент, в особенности профессиональные качества. Выделяются следующие профессиональные важные качества: организаторские, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль, избирательность, критичность и самокритичность, психологический контакт, требовательность, склонность к организаторской деятельности, способность активизировать людей. Интеллектуальные качества могут выступать в качестве фактора успешности менеджера. К ним можно отнести такое качество, как духовность. Коммуникативные качества: способность к групповой работе, умение решать конфликты, добиваться реализации своих и профессиональных целей. мотивационноволевые качества: стремление к успеху, добросовестность, порядочность, самоопределение, социальная компетентность, стрессоустойчивость. Предпринимательские качества: потенциал, который зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, умение разумно рисковать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the training of managers of socio-cultural activities in the universities of culture. The author examines the formation of professional competence, personal component, and in particular professional quality. There are the following important professional qualities: organizational characterized by the ability to select, arrange personnel, to plan the work, to ensure strict control. The most important are: selectivity, criticism and self-criticism, psychological contact, demands, propensity for organizational activities, the ability to engage people. Intellectual: quality can act as a factor in the success of a Manager. Intellect include such quality as spirituality. Communication skills: ability for team work, ability to resolve conflicts, to achieve their professional goals. Motivationally-strong-willed qualities: the desire for success, honesty, integrity, self-determination, social competence, ability to handle stress. Business qualities: potential, which depends on the ability to anticipate and quickly assess the situation to calculate the results, skill wise to risk it.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных качеств менеджеров социально-культурной деятельности»

формирование профессиональных качеств менеджеров социально-культурной деятельности

Юлия Евгеньевна ОКУНЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности московского государственного института культуры e-mail: ulija200677@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры, формирование профессиональной компетентности, личностный компонент, в особенности профессиональные качества. Выделяются следующие профессиональные важные качества: организаторские, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль, избирательность, критичность и самокритичность, психологический контакт, требовательность, склонность к организаторской деятельности, способность активизировать людей. интеллектуальные качества могут выступать в качестве фактора успешности менеджера. К ним можно отнести такое качество, как духовность. Коммуникативные качества: способность к групповой работе, умение решать конфликты, добиваться реализации своих и профессиональных целей. мотивационно-волевые качества: стремление к успеху, добросовестность, порядочность, самоопределение, социальная компетентность, стрессоустойчивость. Предпринимательские качества: потенциал, который зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, умение разумно рисковать.

Ключевые слова: социокультурное управление, подготовка профессиональных кадров, профессиональные качества менеджера социально-культурной деятельности, организаторские, интеллектуальные качества, коммуникативные, мотивационно-волевые, предпринимательские качества.

This article focuses on the training of managers of socio-cultural activities in the universities of culture. The author examines the formation of professional competence, personal component, and in particular professional quality. There are the following important professional qualities: organizational characterized by the ability to select, arrange personnel, to plan the work, to ensure strict control. The most important are: selectivity, criticism and self-criticism, psychological contact, demands, propensity for organizational activities, the ability to engage people. Intellectual: quality can act as a factor in the success of a Manager. Intellect include such quality as spirituality. Communication skills: ability for team work, ability to resolve conflicts, to achieve their professional goals. Motivationally-strong-willed qualities: the desire for success, honesty, integrity, self-determination, social competence, ability to handle stress. Business qualities: potential, which depends on the ability to anticipate and quickly assess the situation to calculate the results, skill wise to risk it.

Key words: socio-cultural management, professional training, professional quality Manager socio-cultural activities, organizational, and intellectual qualities, communication skills, motivational-strong-willed qualities, entrepreneurial.

Профессиональная деятельность представляет собой основную форму активности субъекта. В профессиональной деятельности личность утверждает себя, раскрывает собственные способности и возможности, реализует свои идеалы, потребности, интересы. Подготовка профессионально компетентных специалистов -такова цель современного образования.

В Концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012 -2016 годы)» главная роль отводится повышению профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества»(2).

Становление личности будущего специалиста в сфере социально-культурной деятельности, формирование положительного отношения к труду, интереса к содержанию работы, удовлетворенности трудом, формирование профессиональной компетентности специалиста в процессе обучения в вузе привлекают все большее внимание педагогов и психологов, так как именно в процессе профессиональной подготовки развивается отношение личности к профессиональной деятельности, формируется ее индивидуальность, вырабатывается система отношений к себе и другим.

Теоретические проблемы формирования профессиональной направленности менеджера социально-культурной деятельности рассматривались в трудах Л.С. Жарковой, В.Е. Новаторова, В.В. Чижикова.

Различные вопросы менеджмента социокультурной сферы нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как С.А. Касаткина, Н.В. Кротова, Г.Н. Новикова, Г.Д. Тульчинский, В.М. Чижиков.

Условиями формирования профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры являются: поэтапность, преемственность и системность обучения; целенаправленное учебно-профессиональное сотрудничество между профессорско-преподавательским составом и студентами; качество, материально-технологическое, программно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузах культуры; формирование потребностей и мотиваций в профессиональном росте с учетом стремления личности к самосовершенствованию и самоактуализации.

Профессиональная компетентность - это совокупность характеристик специалиста, в которых выражается единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности, умения и возможности производить необходимые для этого действия на высоком профессиональном уровне.

Таким образом, одним из условий формирования профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной сферы является образование, овладение компетентностью в результате целенаправленного педагогического воздействия преподавателя в период учебных и методических занятий, в ходе учебно-профессиональных практик.

Педагог, таким образом, выстраивает деятельность студента, чтобы содействовать выработке целей конкретных действий, определению их соподчиненности, уточнению их содержания и способов реализации с учетом индивидуального подхода.

Профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельностью является результатом обучения, то есть совместной деятельности препода-

вателей и студентов, которая возможна на основе учебно-профессионального сотрудничества. Но нужно помнить, что личность зачастую не желает ощущать себя объектом чужого влияния, преднамеренного воздействия, что человек обычно стремится быть не пассивным участником совместной деятельности, а сознательным и активным.

Профессиональная компетентность рассматривается на двух уровнях: на личностном и деятельностном компонентах профессиональной компетентности.

К личностному компоненту мы отнесли профессиональную направленность будущего специалиста, мотивацию, профессиональные качества, ценностные ориентации и установки.

Критерии сформированности деятельностного компонента - степень удовлетворенности совместной деятельностью, взаимоотношения с руководителем и социально-психологическим климатом в коллективе, уровень авторитета будущего специалиста, эффективность взаимодействия с подчиненными.

Вузовский этап становления специалиста является временем овладения профессиональной компетентностью. Он имеет свою специфику, и его протекание, содержание являются объектом изучения педагогической науки и практиков. Становление личности происходит на основе ее деятельности. Это утверждение доказано в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Так, например, С.Л. Рубинштейн отмечал: «... в деятельности... все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются» (3). Деятельность - это способ отношения субъекта к действительности, личность обладает способностью структурировать собственную жизнь. Активность присуща личности и приводит к возникновению новообразований посредством деятельностного отношения к действительности.

Будущий менеджер социально-культурных учреждений должен обязательно учитывать творческий характер труда в сфере культуры, посредством которого создаются новые материальные и духовные продукты и ценности.

Поэтому необходимо готовить профессиональные кадры в сфере культуры, а именно: уделять большее внимание подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, от их деятельности зависит то, каким будет культурное будущее подрастающего поколения, какие нравственные, духовные ценности будут положены в основу воспитания молодежи.

Необходимо формировать профессиональные качества личности менеджера социально-культурной сферы. Качества - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность менеджера, весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности (4).

В Московском государственном институте культуры готовят будущих специалистов, будущие профессиональные кадры - менеджеров социально-культурной деятельности. Непосредственно через занятия (теоретический и практический материал) студенты формируют у себя профессионально-важные качества будущих специалистов. Активно применяются интерактивные формы обучения студентов: деловые и ролевые игры, диспуты, научные дискуссии, творческие проекты, семинары-диалоги, разбор конкретных ситуаций, метод работы в малых группах, круглые столы, презентации на основе современных мультимедийных средств.

менеджер социально-культурной деятельности как субъект профессиональной компетенции обладает значимыми качествами, обеспечивающими целенаправленность в достижении цели. История менеджмента убедительно показывает: успех любой организации, ее рост и процветание или упадок, достижение ею прибылей или убытков в большой мере зависит от того, насколько грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого учреждения, то есть от профессиональной компетентности менеджера.

По мнению студентов, профессионально компетентный менеджер социально-культурной деятельности должен обладать следующими качествами: профессиональными знаниями, высоким интеллектом, хорошей адаптивностью, ответственностью, лидерскими качествами, инициативностью, любовью к профессии, творческим отношением к делу, упорством в достижении цели, коммуникабельностью, эрудицией, мобильностью.

Профессиональный успех менеджера социально-культурной сферы зависит от умения применять и формировать психологические профессиональные качества, которые важны для дальнейшей его деятельности. Они проявляются на уровне задач деятельности, на поведенческом уровне и уровне свойств личности. В дальнейшем мы рассмотрим формирование профессиональных качеств на уровне свойств личности.

Первыми можно выделить формирование организаторских качеств. К ним относятся: ответственность, честность, доброжелательность. Специалист должен с умением подбирать и расставлять кадры, планировать работу, уметь обеспечить четкий контроль выполняемых дел. К ним можно отнестиважные организационные качества: коммуникабельность, умение активизировать и мотивировать людей, информированность, мобильность, деловое чутье, инициативность, стрессо-устойчивость, целеустремленность, самоорганизованность, самостоятельность.

основой развития менеджера социально-культурной деятельности как компетентного управленца являются его интеллектуальные и нравственные качества.

Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества: способность к групповой работе, умение решать конфликты, добиваться реализации своих и профессиональных целей.

Менеджер социально-культурной сферы использует три вида общения: субординационное (руководитель - подчиненные); служебно-товарищеские (руководители-коллеги); дружеское (морально-психологические нормы взаимоотношений). В зависимости от ситуации и целей, важно точно применять стиль общения. Если менеджер владеет навыками общения, то ему несложно установить деловые контакты. умение располагать людей к себе зависит от манеры поведения; хорошие манеры помогают в любой обстановке.

Очень важно для будущего специалиста сформировать мотивационно-волевые качества: стремление к успеху, добросовестность, порядочность, самоопределение, социальную компетентность, стрессоустойчивость.

Менеджерам социально-культурной деятельности также необходимо формировать предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, умение разумно рисковать.

Главным требованием в управленческой деятельности менеджера социально-культурной деятельности является умение руководить, контролировать, направ-

лять, формируя ценностные ориентации, духовно-личностную направленность, морально-нравственные качества будущих кадров.

Профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельности - это уровень сформированности значимых качеств, в которых выражается единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности, умения и возможности производить необходимые для этого действия.

Литература

1. Бирюкова Т.А. Педагогические условия повышения уровня профессионального образования будущих специалистов менеджмента: Дис....канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2001. - 170с.

2. Концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)»// fcpkultura.ru/new.php?id=8

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - С.8.

4. Терминология менеджмента: Словарь / Сост. А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Маркетинг, 2002. - С. 58.

5. Чижикова Е.В. Формирование профессионально-управленческой направленности менеджера социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусства: Дис....канд. пед. наук. - М., 2004. -208 с.

6. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе: Дис.канд. психол. наук. - М., 2004. - 277 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.