Научная статья на тему 'Процесс развития и его отражение в теоретическом знании'

Процесс развития и его отражение в теоретическом знании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3618
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс развития и его отражение в теоретическом знании»

Лёляет доминирование тех или иных видов активности, уровень их интенсивности, их социальную направленность и т. д.

Подводя итог нашим рассуждениям, можно заключить, что социальная активность личности есть сложное и мно-:гогра-нное социальное явление. Ее главный отличительный признак*— наличие особой связи личности с об-

ществом, выражающейся в форме оценочного отношения. При этом оценка процесса деятельности осуществляется как обществом, так и самой личность^ Мотивация социальной активности в значительной степени обусловлена ценностной ориентацией личности. Таковы исходные положения аксиологической (ценностио^оценочной) каицегг-ции социальной' активности личности.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

I

В, И, КЕМКИН, доктор философских наук, 6. С. ГНАТЮК, кандидат философских наук

Научные теории, их строение с необходимостью отражают с той или вной степенью адекватности структуру развития. Это обусловлено атрибутивностью ¡развития, его ггринадлеж-; ностыо ©сем структурным уровням материи.

Структура развития в наиболее общем виде -выводима лишь в логике

понятий. Она может

диалектических «быть представлена «сеткой» «объект-состояние»

понятий

«переходное сос-

тояние» — «связь состоянии». Действительно, любой фрагмент реальности возникает и первоначально обнаруживается в особом качестве, в котором старые противоречия сняты, а новые, в силу их неразвитости, еще не различимы. В этСш особом состоянии материальных вещей и явлений, вовлеченных в процесс »практической и духовной .деятельности людей, снято прежде, всего п р отивор еч ие д ифф ер е нцкр ов а н -но-сти и целостности в организации систем и структуре процессов.

В мышлении данное состояние фиксируется в качестве исходного момента познания — момента «слитости», .неразличимости представлений (понятий) об объекте и его состоянии как .способе обнаружения бытия. «То, что

начинается, уже, есть, но в такой же мере его еще и нет .. (бытия И небытия. —

начало есть их Авт.) не разлив

ченяое единство» (Г е г е л ь.Наука логики. Мм 1971. Т. I. С. 131). Другими,, словами, освоение тех или иных фраг-' ментов действительности начинается.с единого основания (субстрата), по отношению к которому множество разнокачественных ' предметов выступает как множество однокачественных; Объектов ('йа.пр.И(мер, в структурном^ генетическом ил и структурно-генетическом аспектах): Подобное множество однокачественных вещей, возникающее как ¡результат объектно-субъ-ектных отношений, по Гегелю, «низводится до состояний».

Рассмотренное <выще состояние от- ,

в понятии «объект-состоя-

объектно-субъ-

ражается

ние». Цно «снимает» ектные противоречия и указывает, что в «исходных пунктах» действительности (возникновение качественно новой вещи) и. позна>ния внутр»качественное движение не дифференцируем-ся и не различается, хотя и наличествует. По отношению к миру в целом эта относительная недифференцируемость, нера^члененность воплощается в субста!нцио.нальности материи, а

I ы

м

внутреннее присущее ей свойство активности .приводит, к многообразию пройвлений (состояний) в соответствующих -пространственно-времейных

условиях.

«Устраненное» лишь в понятии противоречие реально живет и подвержено изменениям. Уже в начальной стадии своего существования оно как бы раздваивается на 'Взаимоисключающие л р оти© он о л о жн ости, фи.ксир у ет н е об -ходимый акт становления объекта. Данный момент развития может быть охарактеризован понятием «переходное состояние». Если понятие «объект-состояние» снимает противоречие диф--ференцированности и целостности, а также безразлично к внутреннему движению качества предметов, то понятие «переходное состоящие» характеризуется противоположными чертами и обладает довольно, сложной^ структурой: входное состояние суть изменяющееся состояние д и фф ер ен ц ир ов а н -яоети и целостности основного противоречия объекта и главная форма его разрешения. Это период специфика-дии и -интеграции качественной определенности объекта-состояния и одновременно цроцесе преобразования старого качественного состояния в новое, которое в итоге приводит к уничтожению и «превращению объекта-состояния как субстрата изменений в свою противоположность. То есть в конечном счете переходное состояние само превращается в субстрат. Оно становится субстратам связи состояний, обусловливает закономерный, последовательный процесс изменения.

Понятие «связь, состояний» фиксирует, таким образом, всеобщую форму проявления процессов развития, так как оно отраж'ает закономерности превращения «объекта-состояния» в< «объект-состояние^» через «переходное состояние», «объекта-состоянияЬ> в «объ-ект-состояниеП» через «переходное состояние!» и т. д.

Итак, сетка понятий «объект-сос-тояиие» —

«п е р еход н о е с о с т о-я.н и е »

«связь.состоянии» позволяет охарактеризовать .. развитие к ад ,иерархически

г

• организованное изменение состоянии

• которое применительно к «материи 5 целом» отражает -ее эволюцию^ В. И. Ленин писал, что- «диалектиче-

л

ский материализм настаивает... на превращении движущейся материи т одного состояния в другое» (Поли;, р. соч. Т. 18. С. 276). Категориальные структуры большинства научных теорий представляют собой ' «ставшие», г-носеологичесхие:

г Г

картины развития тех или иных сф реальности. Например, если'осуществить «вертикальный срез» физических, теорий в отличие от их «горизонтальных срезов» (см.: Стенин В. С. Становление научной теории. Минск,« 1976), то он может быть концептуально интерпретирован с помощью кате-гор иальной стр у кту р ы «об ъ ект - с о с-тояние-закон», относящейся к высшим: уровням систематизации знания. Условия .применения данной категориальной структуры связаны с тем, что для в сех фу ндам ён та льн ы х ф из и,ч ес ких_ теорий характерна общая структура^ Три элемента составляют основание; любой фундаментальной теории: понятие («состояние»), уравнения движения, о-писывающиб эволюцию состояния (т. е. законы), и сово-купность наблюдаемых физических величин, с помощью которых описываются объекты: данной физической теории (см.: М я -

Г Я. Общая структура фундаментальных физических теорий и понятие состояния /У физическая теория. М., 1980. С. 423).

Фундаментальность категориальной' структуры «объект-состояние-закон»-выходит за рамки физики и обнаруживается в теоретической химии, в гене-' тичеокой теории естественного отбора и кибернетике. Нетрудно усмотреть

связь указанной категориальной структуры с «сеткой» понятий, отобра жаю-

щей развитие как иерархически орга-. ниэозанцое изменение состояний.

В условиях конкретной исследовательской ситуации, когда на теоретическом уровне рассматривается динамика «ставшего» объекта, может быть-

осуществлена , операция, при которой

(

, ящнятие «объект-состояние» редуцируем в понятие «объект»; «переходное состояние» — в «состояние», «связь состояний» — в закон (последнее связано с тем, что в теоретических, системах исследуются прежде всего закономерные связи состояний).

'Конкретизация указанных понятий о бус. л о в л е н а п р ир одой исследуемых объектов (физических, химических, •биологических и др.) и осуществляется в рамках конкретнонаучиых теорий.

Таким образом, развитие, эволюция материи как иерархически организованное изменение состояний, выраженное в логике диалектических понятий схемой «объект-состояние» — «переходное состояние» — «связь состоя-1

ннй», приводит к необходимости признания того, чтобы в процессе научного познания «...был исследован весь ряд и з в с с гн ы х с о стоя и и.й, п о с л е до в а т е л ь -ность их и связь» (Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 166—167).

Филология

ТЮРКИЗМУ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

И. Д. БИККИНИН

Контакты народов невозможны без контактов языков, что наиболее ярко проявляется в заимствования*. Языки тюркских народов оставили множество следов в самых различных языках. Немало тюркизмов и в английском языке, имеющем мировое значение.

Согласно различным источникам, их насчитывается от 10 до 800. Мы считаем наиболее точной цифру 400, при-чем.55% составляют этнографические реал-ии, 26 относятся к общественно-политической лексике, 19 % являются природными реалиями. Эти заимствования входят в научную терминологию, встречаются в основном в обществен-но-политической и специальной литературе, поэтому большинство слов известно довольно узкому кругу лиц.

Слова тюркского происхождения начали проникать в английский язык с конца ¡V в., когда гунны-тюрки покорили предков англичан — англов и саксов. В процессе развития английского ясьр«а большинство слов тюркского происхождения были вытеснены общегерманской либо старофранцузской лексикой. Проникновение тюркизмов в древнеанглийский язык происходило и через язык варягов-скандинавов в

эпоху скандинавского владычества над Англией (известно, что варяги активно контактировали с тюрками и наверняка заимствовали у них какие-то понятия).

Прямые контакты англичан с тюрка-ми/ возобновились только во времена

крестовых походов. С 1096 по 1270 г.

европейцы предприняли восемь походов в Палестину для «освобождения гроба господня». Основным противником, с которым пришлось столкнуться крестоносцам, были тюрки, или, как их называли на Западе, сарацины. Интересно, что в английском языке гречиху до сих пор называют сарацинским

злаком, что прямо указывает на источник заимствования. Европейцы, воюя в Сирии и Палестине с тюрками-сарацинами, распространили это тюркское название на всех мусульман, в том числе арабов Сирии, Палестины и Египта, вследствие чего большинство этимологических словарей слово вага-сеп относят к, арабским заимствованиям. Это одна из характерных для европейских лингвистов ошибок при выявлении этимологии того или иного ориентализма. Им и в голову не приходит, что арабский или персидский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.