Научная статья на тему 'Пространственное освоение сухопутных территорий Арктической зоны РФ как сфера специализированной деятельности строительного комплекса'

Пространственное освоение сухопутных территорий Арктической зоны РФ как сфера специализированной деятельности строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
735
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
строительный ком- плекс / Арктическая зона РФ / освоение сухопутных территорий / construction complex / the RF Arctic zone / development of land areas

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Каменецкий М.И.

Обосновываются цели, задачи, ус-ловия, предопределяющие возмож-ности эффективного участия строи-тельного комплекса в территори-альном освоении сухопутных терри-торий Арктической зоны России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial Development of Overland Territories in the RF Arctic zone as Sphere of Specialized Activity of the Construction Complex Enterprises

Purposes, tasks, conditions predetermining possibilities of effective participation of construction complex in territorial development of overland territories of the Russia's Arctic zone are based

Текст научной работы на тему «Пространственное освоение сухопутных территорий Арктической зоны РФ как сфера специализированной деятельности строительного комплекса»

ММ. Каменецкий

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СУХОПУТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ КАК СФЕРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА1 * * 4

Общая характеристика Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ) как территориальной сферы деятельности строительного комплекса. Арктическая зона РФ - это северная оконечность Европейской и Азиатской частей РФ, расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Это самая протяженная морская граница России (19724,1 км). Площадь сухопутной части АЗ РФ составляет 18% территории Российской Федерации - 3,1 млн. кв. км. К ней относятся следующие территории [1]:

1) территория Мурманской области;

2) территория Ненецкого автономного округа;

3) территория Чукотского автономного округа;

4) территория Ямало-Ненецкого автономного округа;

5) территория муниципального образования городского округа «Воркута» (Республика Коми);

6) территории Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района), Булун-ского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) (Республика Саха (Якутия);

7) территории городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край);

8) территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область);

1 Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой

поддержке гранта Российского научного фонда (проект №14-38-00009). «Программноцелевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ» (Санкт-

Петербургский политехнический университет Петра Великого).

4 02

9) земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР.

В АЗ РФ выделяются следующие природные зоны: зона арктических пустынь, зона тундр, лесотундра, зона тайги, а также островная Российская Арктика [2].

Зона арктических пустынь. В этой зоне лежат Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова. Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года. Они являются главным элементом ландшафта. Круглый год здесь преобладает арктический воздух, радиационный баланс за год менее 400 мДж/кв. м, средние температуры июля 4-2°С. Относительная влажность воздуха очень велика - 85%. Осадков выпадает 400-200 мм, причем почти всегда в твердом виде, что способствует возникновению ледниковых щитов и ледников. Однако в некоторых местах запас влаги в воздухе небольшой и поэтому при повышении температуры и сильном ветре образуется большой ее недостаток и происходит сильное испарение снега.

Зона тундр. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана, что связано в основном с климатическими процессами. Тундра - зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня. Здесь короткое и холодное лето, продолжительная и суровая зима, малое количество осадков (в среднем 200-500 мм в год), причем большая доля их приходится на июль и август. Морозы в тундре длятся от полугода до восьми-девяти месяцев, температура в азиатской тундре достигает иногда минус 52°С. В любом месяце в тундре возможны заморозки и выпадение снега. Сильные ветры сдувают снег, и не защищенная снегом почва сильно промерзает. Это одна из причин образования слоя многолетнемерзлых грунтов. Оттаивание распространяется летом на глубину до 0,5-1 м. Многолетнемерзлые грунты охлаждают почву, задерживают влагу, способствуют заболачиванию местности (около 70% ее территории заболочено).

Лесотундра. Южнее тундры на морских, ледниковых и аллювиальноозерных равнинах простирается узкой полосой лесотундра - переходная зона от тундры к лесу. Для нее характерно присутствие редкостойных лесов на междуречьях. В климатическом отношении она отличается от тундры более теплым летом и снижением скорости ветра. Западная часть лесотундры до низовьев Енисея характеризуется продолжительностью холодного периода от 180 до 240 дней. Среднеянварская температура от -10 до -30°С, т.е. климат здесь очень холодный, избыточно влажный, с достаточно снежной зимой. Климат восточной части лесотундры отличается увеличением суровости зимы и уменьшением высоты снежного покрова. Зима умеренно снежная, продолжительность холодного периода до 260-290 дней, среднеянварская температура от -30 до -35°С. Биоклиматический потенциал, так же как и в тундре, очень низкий.

Важнейшей чертой этой зоны является наличие островных разреженных лесов, состоящих из сибирской ели, лиственниц (даурской и сибирской) и березы. Разреженность леса объясняется суровыми климатическими условиями. Для лесотундры характерно большое количество сфагновых торфяников, развитие тундрово-мерзлотных болотных и глеево-подзолистых почв, а по поймам рек распространены дерново-луговые.

Зона тайги. Зона занимает среди природных зон России наибольшую площадь, простираясь от западных границ России до побережья Охотского и Японского мо-

4 03

рей. Тайга расположена в двух климатических поясах - субарктическом и умеренном, что обусловливает значительные природные различия внутри нее.

В состав островной Российской Арктики входят Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова. Островная Арктика простирается с запада на восток почти во всем евроазиатском секторе Северного Ледовитого океана в пределах арктического и субарктического климатических поясов. Площадь всех островов составляет около 200 тыс. кв. км. Наибольшие размеры имеют острова Новой Земли - 82,6 тыс. кв. км. Самый северный и западный архипелаг Земля Франца-Иосифа расположен на 80° с.ш. и севернее. В этих же широтах, но восточнее, лежат острова Ушакова, Шмидта и Комсомолец. На востоке, уже в пределах западного полушария, страна заканчивается заповедными островами Врангеля и Геральда. Самый южный остров - Колгуев -лежит южнее 70° с.ш. Это низменный заболоченный участок суши с максимальной высотой 181 м.

Российская Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов. В районах, которыми она уже владеет и на которые претендует, находится, по одной из оценок, более 250 млн. баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех запасов Арктики [3]. Прилегающий к территории России арктический шельф может стать в XXI в. основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн. кв. км российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн., т.е. почти вся его площадь, из них 4 млн. кв. км - это наиболее перспективные участки [4].

В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов золота (40%), хрома и марганца (90%), платиновых металлов (47%), коренных алмазов (100%), вермикулита (100%), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50%), флогопита (60-90%). Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд. т, из них 599 млрд. т - энергетических и более 81 млрд. т - коксующихся. Здесь же добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98% платиноидов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти [5].

Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. долл., причем две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. Общая же стоимость разведанных запасов - 1,5-2 трлн. долл. Это говорит о низкой степени разведанности, а тем более освоения недр, и не позволяет в полной мере реализовать потенциал макрорегиона [6].

404

В регионе производится продукция, обеспечивающая около 11% национального дохода России (при доле проживающего здесь населения в 1%) и до 22% объема общероссийского экспорта [7]. К настоящему времени в регионе создана многопрофильная производственная и социальная инфраструктура преимущественно сырьевых отраслей экономики, а также военно-промышленного и транспортного (Северный морской путь - СМП) комплексов.

В 30-х годах прошлого века начинается промышленное освоение природных ресурсов АЗ РФ. В основе этого процесса лежит СМП, который до начала ХХ в. назывался Северо-Восточным проходом [8].

Арктический регион уже сейчас является сосредоточением транспортных коридоров, в число которых, в первую очередь, входит СМП, являющийся единственным на западе страны открытым выходом России в Атлантику, ее морскими воротами для ведения торговли с государствами Америки. В то же время - это самый короткий путь для связи северного региона Европейской части России с ее Дальним Востоком. Дальнейшее развитие транспортного комплекса должно идти по пути его совершенствования и наращивания [9]. Роль этого региона будет естественно только возрастать.

Нельзя забывать, что регионы Арктики и, как следствие, ее российской части становятся ключевыми районами, обладающими и стратегическими коммуникациями, и глобальными ресурсами. По данным Геологической службы США, впервые опубликованным в 2008 г., в Арктическом регионе сконцентрировано 22% неразведанных мировых запасов углеводородного сырья, в том числе 30% запасов природного газа, 29% газового конденсата и 13% сырой нефти. При этом наибольшая доля ожидаемых запасов (до 70%) сосредоточена в АЗ РФ. Таким образом, Арктика бросает мощный вызов, формируются новые угрозы для безопасности [10].

В XXI в. стало очевидно, что дальнейшее экономическое развитие России невозможно без интенсивного освоения Арктики с соблюдением и учетом экологической уязвимости этой территории, а также климатических и природных ее особенностей.

Цели и задачи строительного комплекса в АЗ РФ [11]. Цель функционирования строительного комплекса в Арктической зоне -способствовать инновационной модернизации, устойчивому и эффективному росту производственной и социальной сфер дея-

4 05

тельности на суше АЗ РФ2 * 4, содействовать укреплению роли этого макрорегиона в экономике Российской Федерации.

Достижение этой цели применительно к строительному комплексу обеспечивается решением следующих стратегических задач:

1) возрождение СПМ и коммерциализация вновь созданного транспортного коридора за счет государственной поддержки, строительства и реконструкции береговой инфраструктуры, навигационногидрографического и гидрометеорологического обеспечения, других объектов арктического сервиса; создание в Арктике объектов коммерческой инновационной инфраструктуры - интеллектуальных территорий, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, технико-внедренческих зон, венчурных фондов и компаний;

2) вовлечение в товарный оборот ресурсной базы Арктической зоны России в интересах обеспечения потребностей страны и мировых рынков в углеводородных, водных биологических ресурсах, стратегическом минеральном сырье на основе устойчивого и рационального природопользования (принцип экосистемного менеджмента) на базе расширенного инновационного воспроизводства;

3) сохранение окружающей природной среды Арктики (обеспечение баланса между потребностью сохранить природную среду Арктики и использовать ее природные ресурсы) в интересах нынешних и будущих поколений в результате расширения (создания) сети особо охраняемых природных территорий и акваторий; рекультивации трансформированных природных ландшафтов; утилизации токсичных промышленных отходов и других мероприятий.

Ключевые проблемы производственного и социальноэкономического развития АЗ РФ, в решении которых должны быть задействованы предприятия и организации строительного комплекса [11; 13]. Стратегия развития АЗ РФ России в прогнозный период предполагает реализацию ряда крупных инвестиционных проектов, включая СМП. Высокие издержки хо-

2 На островной Российской Арктике (зона арктических пустынь) строительно-

монтажные работы выполняют организации Федерального агентства специального строительства (Спецстроя России) в интересах Пограничных войск ФСБ РФ. Так, на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа, а именно, острове Земля Александры введена в эксплуатацию под одной крышей современная пограничная застава «Нагур-ское», основным объектом которой является большой административно-жилой многофункциональный комплекс общей площадью здания более 5200 кв. м. В нем расположены пункты управления погранпостом, полетами, а также метеослужба, общежитие квартирного типа, медпункт с лазаретом, спортивный и тренажерные залы, столовая и ряд других помещений. Все объекты выполнены на свайных основаниях с заглублением в вечномерзлые грунты на 4 метра и поднятием на высоту до 4,5 метра от уровня земли [12].

4 06

зяйственной деятельности в Арктике определяют целесообразность развертывания здесь масштабных мегапроектов, способных максимально использовать эффекты экономии на масштабе операций. Эти крупные новые стройки, помимо экономической, выполнят еще и внешнеполитическую функцию укрепления присутствия страны на отдаленных территориях. Они обеспечат устойчивый позитивный эффект в бюджетных доходах, станут генераторами прямой и опосредованной занятости, в итоге обеспечат большую, чем сегодня, защищенность жителей Арктики, комфортность и безопасность их существования. Мегапроекты должны привести к формированию ряда центров экономического роста и по-новому определят роль и место Арктики в России и мире.

С проблемой модернизации Северного морского пути тесно сопрягается создание эффективной системы авиационного обслуживания северных районов на базе нового строительства и глубокой модернизации аэропортовой сети и развития малой авиации. Основной задачей авиационного транспорта Арктики в предстоящие годы должно стать полное удовлетворение всех необходимых производственных потребностей и платежеспособного спроса населения на воздушные перевозки и обеспечение его доступности.

Крупными транспортно-логистическими узлами (арктическими хабами) для магистральных и международных перевозок станут аэропорты Мурманска, Архангельска и Анадыря. Аэропортами федерального значения будут Нарьян-Мар, Салехард, Норильск (Алыкель), Хатанга, Тикси, Певек. Кроме этого, получит развитие сеть малых аэропортов с взлетно-посадочными полосами для грузопассажирских перевозок в районы Арктики. Предстоит оснащение местных аэропортов легкими многофункциональными вертолетами Ка-226 и Ансат, новыми воздушными судами малой авиации. По мере развития средств управления воздушным движением в Арктическом секторе, сфера кросс-полярных полетов, обеспечивающая существенную экономию затрат при авиационной доставке грузов между странами евроазиатского континента и Америки, может быть значительно расширена, с включением пассажирских перевозок.

Будет укреплена сеть круглогодичных и сезонных автомобильных дорог: Зеленый Мыс - Билибино-Певек, Эгвекинот -Мыс Шмидта - Певек, Надым-Салехард и другие. Ввиду значительных расстояний между поселениями, особую важность имеет оказание технических и других услуг участникам дорожного

4 07

движения в Арктике. При содействии государства предполагается создание предприятий дорожного сервиса.

СМП, будучи интегральной арктической структурой, тесно связан с инновационным процессом в Арктике: все внедряемые здесь новшества неизбежно взаимодействуют с отдельными звеньями трассы, участвуют в их модернизации. В этом состоит ключевая специфика строительной деятельности и арктических инноваций, направленных прежде всего на преодоление расстояний, снижение пространственных ограничений развитию.

Можно также выделить группу проектов, которые интегрируют Арктику с освоенными районами страны, и другую, проекты которой целиком связаны с АЗ РФ. К первой относится создание новых транспортных коридоров в меридиональном и широтном направлениях - «Урал Полярный - Урал Промышленный» и «Белкомур».

В результате строительства железной дороги Полуночная-Обская, достройки линии Обская - Бованенково с последующим выходом на порт Харасавей, создания железнодорожного сообщения Надым-Салехард и далее через Салехард до Лабытнанги, также линии Ко-ротчаево-Игарка с перспективой выхода на Дудинку и Норильск, строительства автодороги Тюмень-Урал-Агириш-Салехард, рудные ресурсы Полярного Урала, зоны нефтегазодобычи Ямала будут связаны по железнодорожной трассе с освоенными районами Промышленного Урала - промышленными предприятиями-потребителями Челябинской и Свердловской областей. Проект «Белкомур» предусматривает строительство недостающих участков (Карпогоры-Вендинга) железной дороги по трассе «Архангельск-Пермь» для связи Архангельского морского порта с Сыктывкаром, Кудымкаром и Пермью (Соликамском), что обеспечит выход на внешние рынки продукции этих регионов. К перспективным проектам относится также строительство сети железнодорожных линий «Сосногорск -Индига», «Воркута - Усть-Кара», а также трансконтинентальной полимагистрали через Берингов пролив.

Помимо развертывания новых мегапроектов, принципиальное значение в прогнозном периоде уделяется формированию благоприятных условий для модернизации базовых отраслей арктической экономики: предприятий горнопромышленного комплекса, рыбной отрасли, аграрного сектора.

Реструктуризация предприятий горнопромышленного комплекса Арктики будет идти в направлении расширения номенк-

4 08

латуры, повышения качества и конкурентоспособности продукции за счет вовлечения новых перспективных и техногенных месторождений, создания новых перерабатывающих производств на базе комплексного использования минерального сырья, внедрения современных энергосберегающих технологий замкнутого цикла с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. В связи с исчерпанностью многих ранее высокопродуктивных месторождений, вокруг которых возникали локальные промышленные зоны, в хозяйственное освоение начнут вовлекаться новые ареалы на флангах норильских месторождений, в арктических районах Якутии, в прибрежной зоне Чукотки.

Реструктуризация рыбной отрасли обеспечит прозрачность процессов добычи, переработки и реализации водных биоресурсов, обновление технического ресурса рыболовецкого и транспортного морского флота, основных фондов и технологий в области переработки рыбной продукции. За счет собственного производства арктические районы обеспечиваются продукцией пищевой промышленности не более чем на треть. Основной (в соответствии с рациональными нормами питания в экстремальных районах) ассортимент обеспечивается за счет завоза из других районов. В прогнозный период будут разработаны новые технологии переработки местного традиционного природного сырья для получения экологически чистой пищевой продукции, пищевых добавок, медицинских препаратов и природных консервантов, применяемых в качестве профилактических мер по реабилитации населения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в аграрный сектор облегчит доступ хозяйствующих субъектов к информационным, консультационным, инновационным, научным и финансовым (в том числе кредитным) ресурсам.

Арктическая зона РФ - сфера специализированной деятельности строительного комплекса3 [11; 14-16]. Согласно Государственной программе Российской Федерации "Социально-

3 Под специализированной строительной деятельностью (в контексте данной работы) понимается совокупность образованных и функционирующих по видам специальных строительно-монтажных работ (обустройство нефтяных и газовых месторождений, прокладка промысловых коммуникаций, строительство магистральных нефте-, газопроводов и отводов от них, строительство авто- и железных дорог, обустройство авиа-, морских и речных портов и др. сооружений) специализированных строительномонтажных организаций (объединений), обеспечивающих в кооперации со специализированными отраслями отечественного машиностроения создание: а) новых производственных мощностей отраслевой специализации АЗ РФ и б) территориальное развитие транспортных коммуникаций этой зоны и их связь с «большой» землей.

4 09

экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года”, в Арктике появится несколько новых зон опережающего развития, что приведет к сдвигам существующей схемы размещения производительных сил в этом регионе. Возникнут:

1) зона шельфового пионерного освоения единой Печорско-Баренцевоморской провинции Западной Арктики. Ее функционирование к концу прогнозного периода приведет к существенному росту объемов морских грузоперевозок, формированию новых морских транспортных систем и новому инфраструктурному обустройству этой части Арктики;

2) Полярноуральская зона пионерного освоения, где постепенно выстроится новый горнопромышленный район Арктики, опирающийся на новую железнодорожную трассу Обская-Полуночное и связанную с ней сеть отрабатываемых месторождений полезных ископаемых;

3) Белкомурская индустриальная зона, вбирающая в себя территории АЗ РФ, примыкающие к ней вдоль трассы Белое море -Республика Коми - Урал;

4) Кольская (Мурманская) инновационная зона, включающая в себя «интеллектуальные территории», инновационную инфраструктуру крайней западной части Арктической старопромышленной зоны Российской Федерации;

5) расширенная природоохранная зона, в которую наряду с существующими, войдут многочисленные новые национальные парки и заказники Арктики.

Определяющее значение для развития АЗ РФ будет иметь эффект формирования городских агломераций, связанный с формированием транспортных комплексов, логистических центров, информационных узлов, узлов образовательной и инновационной инфраструктуры. В прогнозный период в АЗ РФ оформятся Мурманская (Кольская), Архангельская, Норильская, а также Билибинская, Певекская, Анадырская, Салехардская, Ноябрьская, Но-воуренгойско-Надымская городские агломерации.

Таким образом, с позиций инновационной модернизации, выделяются следующие две группы регионов - старопромышленные и относительно недавнего хозяйственного освоения. К первому типу относятся Норильский промышленный район, Мурманская и Архангельская области. Их освоение началось более 75 лет. За этот период созданы научные школы, образовательные

410

центры, накоплен человеческий капитал, что является сильной стороной для осуществления модернизации.

С другой стороны, имеющиеся старые материальные активы, многочисленные монопрофильные города и поселки, а также консервативные представления местной власти являются барьером, блокирующим инновационное развитие. Модернизация старой экономической системы, таким образом, будет проходить в результате трансформации ранее сложившихся индустриальных промышленных комплексов и нового объединения в комплексы хозяйственных субъектов.

Норильский промышленный район является местом деятельности одной крупной ресурсной корпорации «Норильский никель». Именно поэтому темпы и направленность инновационной модернизации здесь в значительной степени зависят от внутренней корпоративной политики (реструктуризация материальных активов, политика социальной ответственности в отношении местного профессионального образования и т.д.). Промышленный сектор Мурманской области формируют несколько крупных и средних ресурсных корпораций. Промышленный сектор Архангельской области очень дисперсный, представлен малыми и средними хозяйствующими субъектами. Здесь необходимо прямое и активное участие власти в процессе инновационной реструктуризации материальных активов, инфраструктурных и сервисных объектов, формировании новых и кластеризации старых видов экономической деятельности.

Ко второму типу территорий относятся арктические регионы, в которых масштабное хозяйственное освоение и строительство началось относительно недавно (30-40 лет назад): Чукотский, ЯмалоНенецкий автономные округа, арктические районы Республики Саха (Якутия), совсем молодой в хозяйственном отношении Ненецкий автономный округ. Можно отнести к этой группе и малоосвоенный Таймырский муниципальный район Красноярского края.

Благоприятные предпосылки для модернизации этих территорий состоят в незначительности износа имеющихся материальных активов, большей мобильности, пластичности основных экономических структур и элементов системы расселения. Барьеры существуют в дефиците человеческого капитала, местных структур профессионального образования, элементов инновационной и обычной инфраструктуры. Модернизация экономической систе-

411

мы для этих территорий будет проходить через формирование обширных по площади зон опережающего развития.

Региональный промышленный сектор здесь также представлен всеми тремя типами. Промышленную структуру Ямало-Ненецкого автономного округа формирует одна крупная ресурсная корпорация (ОАО «Газпром»). Успех инновационной модернизации местной экономики в прогнозный период в значительной степени определяется ее внутренней политикой, ее корпоративной социальной ответственностью.

Промышленную структуру Ненецкого автономного округа в основном формирует нефтегазовая компания ОАО «Лукойл», присутствуют также малые и средние нефтегазовые компании. Темпы и направленность инновационной модернизации в прогнозный период определяется здесь совместными усилиями корпоративных структур и местной власти.

В Чукотском автономном округе и арктических улусах Якутии структура промышленного сектора дисперсна и представлена множеством малых и средних предприятий. Именно поэтому здесь необходимо активное участие государства в процессе их строительного развития.

Меньше всего финансовых ресурсов для инновационной модернизации в регионах реципиентах федерального бюджета -Архангельской области в первой группе и Чукотском автономном округе во второй группе. Здесь целесообразно активное использование возможностей международных и российских институтов развития, чтобы динамично осуществить процесс разумной трансформации экономической системы.

Природно-климатические и социально-экономические факторы, оказывающие негативное влияние на функционирование строительного комплекса, рассматриваемого в качестве базового ресурса, реализации стратегических целей и приоритетов устойчивого развития АЗ РФ:

а) экстремальные природно-климатические условия, включая низкие температуры воздуха, сильные ветры и наличие ледяного покрова на акватории арктических морей;

б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения;

в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизне-

412

обеспечения населения от поставок из других регионов России топлива, продовольствия и товаров первой необходимости;

г) низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий;

д) отсутствие в прибрежной АЗ РФ дорог, которые обеспечивали бы условия доставки материалов, оборудования и других грузов к строящимся объектам и проезда строительной техники и автотранспорта;

е) ограниченные возможности доставки строительных грузов, а также строительной техники и автотранспорта в зимний период только по зимникам, а в летний период только по рекам меридионального направления и морским транспортом;

ж) эпизодически возникающие ограничения в функционировании СМП (в связи с отсутствием необходимых баз обслуживания между западом и востоком СМП и сложностями ледовой обстановки в акватории северного бассейна);

з) сложности организации вахтового метода строительства в связи с отсутствием необходимого количества аэродромов и подъездных путей к стройплощадкам;

и) практически постоянное искусственное освещение рабочих мест в течение длинных полярных ночей;

к) вред для человека и износ его здоровья при длительном пребывании в Арктике; быстрый износ строительной техники и автотранспортных средств в Арктических условиях;

л) по имеющимся сведениям [10], труднее всего человеку психологически привыкнуть к постоянной оторванности от мира. Например, на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) нет ни телевидения, ни радио, ни сотовой связи, прессу доставляют в лучшем случае раз в месяц, а во время полярной ночи целых полгода вокруг - сплошная тьма. Она таит для человека много опасностей, так, в любую минуту рядом может появиться белый медведь - главный хищник Арктики.

Риски и угрозы современного состояния строительного комплекса, оказывающие непосредственное воздействие на процессы его перспективного функционирования в АЗ РФ:

а) в производственной сфере:

• слабое развитие материально-технической базы строительного комплекса, ее повсеместная научно-техническая от-

413

сталость, невозможность (на сегодняшний момент времени) удовлетворить насущные социальные потребности, в частности, в жилье, а также инфраструктурные потребности национальной экономики (строительство железных и автомобильных дорог);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствие машиностроительных заводов, а также авиазаводов, выпускающих в достаточном количестве современные строительные машины, механизмы, самолеты, вертолеты и т.п.;

• отсутствие достаточного количества мощностей цементных и металлообрабатывающих заводов по выпуску специальных видов продукции (цемента, металлических строительных конструкций и др.), необходимых для использования в арктических условиях;

б) в проектной сфере - слабое ее развитие и, практически, полное отсутствие опыта проектирования производственных объектов в АЗ РФ;

в) в профессионально-квалификационном составе работников - отсутствует подготовка специалистов и рабочих кадров, способных по своим профессиональным и психофизиологическим качествам работать (строить) в условиях Арктики;

г) в экономической сфере - убыточность строительных организаций (таких организаций - до 60%).

Производственные и технические требования, предъявляемые строительным комплексом к другим отраслям и сферам материального производства в связи с предстоящим освоением АЗ РФ, в частности:

• к машиностроению и автомобильной промышленности: по выпуску строительной техники и автотранспортных средств, имеющих физические, мощностные и другие качественные характеристики, позволяющие строительной технике и автотранспортным средствам работать в тяжелых арктических условиях;

• к промышленности строительных материалов и конструкций: по выпуску продукции соответствующего назначения, включая облегченные сборно-разборные строительные модули;

• к проектно-строительной деятельности: по выпуску проектов, отвечающих имеющимся мировым стандартам приме -нительно к арктическим условиям.

414

Реализация изложенных «требований», как основных условий обеспечения технической возможности выполнения предприятиями и организациями строительного комплекса в перспективе необходимых объемов строительно-монтажных работ, потребует весьма значительных инвестиций в основной капитал, в том числе для проектирования и строительства машиностроительных заводов, а также предприятий промышленности строительных материалов и конструкций по производству, соответственно, специализированной строительной техники, новых строительных материалов и конструкций, которые могли бы работать и быть использованы в условиях АЗ РФ.

Институциональные, финансовые, кадровые и инфраструктурные проблемы реализации строительных (инвестиционных) проектов в АЗ РФ [17]. В России не сформирована законодательная база для недропользования в условиях АЗ РФ. Современная система государственного регламентирования недропользования чрезвычайно негибка. Неопределенности налогового и таможенного законодательства приводят к дополнительной нагрузке на инвестора не только при освоении шельфовых месторождений, но и при осуществлении строительства за пределами шельфа. Для уменьшения институциональных рисков необходима радикальная ревизия существующей федеральной нормативно-правовой базы и разработка новых технических и образовательных стандартов по вопросам строительства в АЗ РФ.

Значительные инвестиционные риски связаны с фискальным бременем - высокой долей изъятий доходов государством, снижающих экономический эффект от освоения месторождений на континентальном шельфе, генерирующих повышенные издержки на изучение, поиск, разведку и освоение этих месторождений. Пакет финансовых стимулов должен включать различные налоговые и таможенные льготы инвестору.

В России отсутствует достаточное количество специализированных научных и проектно-конструкторских (инжиниринговых) организаций для реализации намечаемых арктических строительных проектов, а также квалифицированных кадров для обслуживания и управления сложными техническими средствами, используемыми в строительстве. Нужны специалисты в области проектирования, строительства, эксплуатации созданных объектов. Подготовка высококвалифицированных кадров для освоения арктических ме-

415

сторождений требует адаптации образовательных программ десятков технических вузов России, включая строительные.

Привлечение молодых специалистов в эти области требует формирования новой образовательной, информационной политики для Арктики. Государственный и корпоративный социальный пакет арктического проекта должен быть привлекательным для квалифицированных кадров СНГ и России. Политика в сфере профессионального образования должна обрести упреждающий характер, реагируя на кадровые потребности крупных инвестиционностроительных проектов. Информационная политика должна быть направлена на формирование позитивного имиджа АЗ РФ, вовлечение молодежи в работу в этом специфическом регионе страны.

Информационные проблемы реализации намечаемых мегапроектов связаны с отсутствием единой общегосударственной информационной базы по АЗ РФ, распыленностью информации по разным организациям. Очевидно, что такая систематизация сведений из разных источников требуется уже на самом старте их реализации.

Анализ подходов к решению проблем развития АЗ РФ, включая действующие государственные документы (соответствующие законы, постановления, распоряжения), выявляют следующую их особенность: в них отсутствует в явном виде связь Арктической зоны с текущим и перспективным развитием национальной экономики (в целом); т.е. имеется документ (закон, постановление и др.) по развитию АЗ РФ, по которому этот регион существует и развивается как бы сам по себе.

Подобное неестественное положение можно объяснить только тем, что в России до настоящего времени не создана и, соответственно, не функционирует индикативная (рекомендуемая) Генеральная схема развития и размещения производительных сил РФ на перспективу (например, до 2030 года). Наличие подобной Генеральной схемы позволило бы в каждый момент времени при подготовке соответствующих документов соизмерять желания и потребности по развитию АЗ РФ с возможностями национальной экономики.

Литература и информационные источники

1. Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях

Арктической зоны Российской Федерации».

2. Природные зоны Российской Арктики. Режим доступа: м/м/м/.есозуз1ета.т

3. Кашин В. Арктическая кладовая //Ведомости. 2008. 25 июля.

4. Зернова Л. Дорога в белое безмолвие //Новая газета. 2006. 2 февраля.

416

5. Юшкин Н. П. Арктика в стратегии реализации топливно-энергетических перспектив / Под ред. В.Е. Фортова, Ю.Г. Леонова. М.: Наука, 2006, с. 254.

6. Истомин А., Павлов К., Селин В. Экономика арктической зоны России // Общество и экономика. 2008. № 7. с.158-172.

7. Филиппов В. В., Жуков М. А. Проблемы экономического развития арктической зоны Российской Федерации // НЭП - ХХ1 век. Наука Экономика Промышленность. 2006. № 2. с. 19-22.

8. Советский энциклопедический словарь. Издание четвертое. М.: Советская энциклопедия, 1989. с.1196.

9. Белый О.В. Комплексные проблемы устойчивого развития транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации // Арктика: экология и экономика, № 3. 2014. с. 4-8.

10. Ивашов Л.Г. Геополитические перспективы развития Арктики. Доклад (с. 17-22). // Национальные интересы России и экономика морских коммуникаций в Арктике. Материалы VВсерос.мор.науч.-практ.конф., 29-30 мая 2014 / Ред. кол. Козьменко С.Ю., Селин В.С., Савельев А.Н., Щеголькова А.А. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2014.- 232 с.

11. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366.

12. Журнал «Стройметалл, март 2008 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.spetsstroy.ru/pressroom/smi_materials/smi/969/.

13. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Перспективные направления и проблемы развития Арктической транспортной системы Российской Федерации в XXI веке //Арктика: экология и экономика. № 3 (7). 2012. с. 74-83.

14. Козьменко С.Ю., Щеголькова А.А. Геополитические тенденции экономического присутствия России в Арктике // Геополитика и безопасность, 2012, № 1. с. 71-79.

15. Шпак А.В. О развитии транспортно-логистической системы в Арктической зоне Российской Федерации и Мурманской области // Север промышленный. № 1. 2012.

16. Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г.

ФГУП «Росморпорт». url: http://www.rosmorport.ru/uploadify/988-

J11a995b44861c9c2b1c7e0f502b433e.pdf

17. Материал к дискуссии Меркурий-клуба по вопросам освоения арктических территорий (08.10.2014) http://www.rudenskiy.ru/mnenie/vystuplenija-i-doklady/material-k-diskussii-merkurii-kluba-po-voprosam-osvoenija-arkticheskih-territorii-08-10-2014.html

417

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.