Научная статья на тему 'Метод комплексного природохозяйственного районирования и выделение южной границы Российской Арктики'

Метод комплексного природохозяйственного районирования и выделение южной границы Российской Арктики Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
452
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
районирование / Арктика / нормативные документы / хозяйствование / субъекты / муниципальные образования / бюджеты / метод / комплексность / zoning / the Arctic / regulatory documents / economic management / subjects / municipalities / budgets / method / complexity

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Васильев Владимир Васильевич, Селин Владимир Степанович

Проведен ретроспективный анализ нормативных подходов к выделению Арктической зоны страны и их практического применения. Выявлены объективные факторы, обуславливающие необходимость развития методологии районирования применительно к новым условиям хозяйствования и жизнедеятельности. Предложен метод комплексного природохозяйственного районирования для установления южной границы Российской Арктики с учетом фактора повышения управляемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Васильев Владимир Васильевич, Селин Владимир Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article retrospectively analyzes regulatory approaches to determination of our country’s Arctic zone and their practical application. The objective factors stipulating the necessity to develop a zoning methodology applicable to the new economic and vital activity conditions are revealed. A method of complex nature and economic zoning for determining the southern border of the Russian Arctic is proposed taking into consideration the factor of increasing manageability.

Текст научной работы на тему «Метод комплексного природохозяйственного районирования и выделение южной границы Российской Арктики»

УДК 332.1(985)

МЕТОД КОМПЛЕКСНОГО ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЙОНИРОВАНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЕ ЮЖНОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ*

В.В. Васильев, В.С. Селин

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

Аннотация

Проведен ретроспективный анализ нормативных подходов к выделению Арктической зоны страны и их практического применения. Выявлены объективные факторы, обуславливающие необходимость развития методологии районирования применительно к новым условиям хозяйствования и жизнедеятельности. Предложен метод комплексного природохозяйственного районирования для установления южной границы Российской Арктики с учетом фактора повышения управляемости.

Ключевые слова:

районирование, Арктика, нормативные документы, хозяйствование, субъекты, муниципальные образования, бюджеты, метод, комплексность.

Арктика является составной частью районов Крайнего Севера России. Выделение Арктики при районировании связано с ее уникальными природно-климатическими характеристиками, особенностями хозяйственной деятельности и бюджетного регулирования, стратегическим, оборонным значением, обязательствами России по ряду международных соглашений. Эти районы требуют особого государственного регулирования, так как характеризуются крайне интенсивным воздействием природных условий на организм человека. В практике административного выделения Арктической зоны России существовало несколько нормативных документов [1].

Один из первых нормативных документов по административному выделению зоны Арктики был принят Государственной комиссией при Совете Министров (СМ) СССР по делам Арктики, которая решением от 24 апреля 1989 г. отнесла к ней следующие территории: Мурманская область - Печенгский, Кольский, Ловозерский административные районы, Ненецкий АО, Архангельская область (полностью), Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область (полностью), Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Красноярский край (полностью), Республика Саха (Якутия), пять прибрежных районов (Алланховский, Анабарский, Булунский, Устьянский, Нижнеколымский), Чукотская АО, Магаданская область (полностью).

В конце 1990-х гг. Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов в порядке законодательной инициативы было подготовлено два проекта Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».

В первом из них, от 27 февраля 1998 г. № 3.11-41/151, разосланном для обсуждения органам власти северных субъектов Федерации, предлагалось, в отличие от вышеприведенного Решения Госкомиссии при СМ СССР по делам Арктики, изменить территорию зоны Арктики за счет ее расширения в Мурманской области (дополнительного включения городов Полярный и Североморск). Однако после его уточнения и доработки в проекте данного закона от 10 июля 1998 г. № 323-СФ границы Арктической зоны и ее состав были расширены еще больше путем дополнительного включения: шести городов в Мурманской области (Мурманск, ЗАТО -Североморск, Заозерск, Островной, Скалистый, Снежногорск), в Республике Коми (территории

* Статья подготовлена по научным результатам, включенным в число важнейших достижений РАН в 2012 году, а также с финансовой поддержкой Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 31 «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал».

64

Воркутинской городской администрации), в Красноярском крае (территории Норильской городской администрации), в Республике Саха (Якутия) (дополнительно включен Оленекский район), в Корякском АО (Олюторский район). При этом предлагалось исключить из состава Арктической зоны южные территории Ямало-Ненецкого АО, оставив лишь три северных района и два города (Приуральский, Тазовский, Ямальский районы и города Лабытнанги, Салехард).

В начале 1999 г. группа членов Совета Федерации и Государственной Думы (А.В. Назаров, А.И. Забейворота, В.Н. Назаренко, Ю.В. Неелов, Н.И. Соломов, Г.М. Ойнвид, Ю.А. Гуськов, Н.Л. Пискун) направляют в ГД РФ новый проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации (№ 3.11-41/217 от 21.04.99 г.), согласно которому в Арктическую зону входят 11 субъектов Федерации, а также: в Республике Карелия - Беломорский район, в Архангельской области - шесть районов и два города (Мезенский, Лешуконский, Пинежский, Приморский, Онежский, Соловецкий районы, города Северодвинск и Архангельск), в Республике Саха (Якутия) -дополнительно четыре района (Абытский, Горный, Среднеколымский, Верхнеколымский районы), доводя их общую численность до десяти, в Корякском АО - один район (Пенжинский).

Проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», подготовлен в 1998-1999 гг. в Госкомсевере России, в части понятия и состава Арктической зоны почти полностью был аналогичен проекту закона Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов от 27.02.98 № 3.11-41/151, представленному выше.

Все рассмотренные документы имеют один общий недостаток: полное отсутствие какого-либо обоснования в определении территориальной структуры Арктической зоны. В них нет ответа на вопрос, почему и как тот или иной северный регион отнесен к Арктической зоне, поэтому не удивителен столь значительный разброс в численности административных районов субъектов Федерации, предлагаемых к включению в Арктическую зону. Отсутствие научного подхода и обоснованной методики выделения Арктики делает представленные выше проекты федерального закона весьма уязвимыми для критики.

Существовал еще один проект федерального закона, но не об Арктической зоне, а «О районировании Севера России», подготовленный Госкомсевером России на базе многолетних исследований ряда научных институтов во главе с ИЭП КНЦ РАН в 1998 г. по заранее разработанной и одобренной в свое время Правительством РФ (пост. № 107-р от 18.01.92) методике районирования Севера.

В этом документе Арктическая зона выделена на основе комплексного природного подхода по физико-географическим и биоклиматическим признакам, что позволило авторам обосновать природную границу Арктики, скоррелировав ее с существующей сеткой территориальноадминистративных районов северных субъектов Федерации. Исходя из этого, в проекте закона предлагалось выделить в абсолютно дискомфортной зоне Севера подзону Арктики: в Мурманской области только узкую прибрежную полосу Баренцева моря в составе трех административных районов (частично), четырех ЗАТО и двух городов (в Ловозерском районе -только территорию Сосновской сельской администрации; в Кольском районе - территории Туманинской и Урагубинской сельских администраций; в Печенгском районе - прибрежную территорию вдоль Баренцева моря с поселками Лиинахамари и Печенга; территорию Североморской и Полярнинской городских администраций; территории ЗАТО - Заозерск, Скалистый, Снежногорск и Островной; Ненецкий АО (целиком); в Республике Коми только территорию Воркутинской городской администрации; в Ямало-Ненецком АО пять районов (частично) и два города (северную часть административных районов - Приуральского, Ямальского, Надымского, Тазовского, Пуровского, города Салехард и Лабытнанги); Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО - целиком; в Красноярском крае - один город (территорию Норильской городской администрации); в Республике Саха (Якутия) - шесть районов (Анабарский, Булунский, Алланховский, Устьянский, Нижнеколымский, Оленекский - Жилиндинская сельская администрация); в Корякском АО (в Олюторском районе - территорию Ачайваямской сельской администрации); в Чукотском АО (Анадырский район, кроме территорий Ваегской, Ламутской, Чуванской сельских администраций и территории рабочего поселка Марково ,Билибинский район, кроме территорий Большеанюйской, Дальнинской, Мандриковской, Омолонской сельских администраций, Беринговский, Иультинский, Провиденский, Чаунский, Чукотский, Шанедтовский районы, г. Анадырь).

65

Однако даже такой достаточно обоснованный физико-географический подход к выделению Арктики не отвечает целям и потребностям государственного регулирования хозяйственной деятельности и бюджетного регулирования этого уникального региона. В частности, он не учитывает общность экономических факторов и целесообразность для целей управления корректировки районирования до уровня субъектов Российской Федерации. Дополнительной проблемой является необходимость модернизации межбюджетных отношений, которые очень слабо учитывают удорожающие факторы, в том числе природно-климатические условия, выраженные в том числе через систему северных коэффициентов и надбавок [2].

Все это позволяет сделать вывод, что решение проблемы выделения Арктической зоны и определение ее южной границы требует системного (комплексного) подхода, учитывающего как ее природную, так и экономическую составляющие.

Районирование, в основе которого лежит выделение целостных природно-хозяйственных комплексов, по сути - экономическое районирование, обусловливаемое особенностями сочетаний природных ресурсов и неравномерностью развития производства и отдельных его отраслей в различных частях страны. Север и Арктика в рамках такого районирования должны выделяться как природно-хозяйственные системы, обладающие комплексом специфических черт и требующие в отношении себя специфической региональной политики. Соответственно, основой для районирования Арктики должны служить природные, ресурсные и хозяйственные характеристики, а также учет дискомфортности жизнедеятельности населения, как фактора удорожания экономической деятельности и функционирования социальных систем.

Россия - крупнейшее арктическое государство с протяженностью морской границы более 10 тыс. км. Для России Арктика - регион особых научных, экономических, политических и оборонных интересов.

В сентябре 2008 г. президентом РФ был подписан документ об «Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», где сформулированы главные цели и задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации госполитики социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России в данном регионе [3].

В рассматриваемых Основах Арктическая зона РФ - это территория Севера России, определенная решением Государственной Комиссии при СМ СССР по делам Арктики от 22.04.1989 г., включая земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г.

Кроме того, предлагается отнести к Арктике прилегающие к этим землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф РФ, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.

В Основах также говорится, что границы Арктической зоны РФ могут уточняться в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, а также с нормами международных договоров и соглашений, участницей которых является Россия. Особое внимание уделено особенностям Арктической зоны Российской Федерации:

а) экстремальным природно-климатическим условиям, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

б) очаговому характеру промышленно-хозяйственного освоения территории и низкой плотности населения;

в) удаленности от основных промышленных центров, высокой ресурсоемкости и зависимости хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

г) низкой устойчивости экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, их зависимости от незначительных антропогенных воздействий.

Основным недостатком предлагаемого выделения и состава Арктической зоны (АЗ) РФ, опирающегося на решение Госкомиссии при СМ СССР по делам Арктики от 24.04.1989 г., является то, что в нем нет строгого обоснования отнесения территорий к Арктике, к тому же оно противоречит вышеперечисленным четырем особенностям, характерным для АЗ РФ (особенно

66

по пункту «а»), да и сами предлагаемые критерии недостаточно полно характеризуют природные и хозяйственные особенности рассматриваемого региона.

Понимая недостаточную обоснованность в «Основных направлениях...» выделения Арктической зоны России и особенно определения ее южной (материковой) границы, президент РФ в 2009 г. повторно ставит перед Минэкономразвития России задачу уточнения южной границы и определения перечня муниципальных образований, входящих в АЗ РФ.

В свою очередь министерство поручает разработку критериев и состава АЗ РФ Институту географии PAH, которым предложен физико-географических подход районирования Арктики, основанный на учете в основном тундровой растительности и распространения «вечной» мерзлоты.

Однако, как уже отмечалось, физико-географический подход к выделению Арктики не отвечает целям и потребностям государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью этого уникального региона. Это позволяет сделать вывод, что решение проблемы выделения Арктической зоны и определение ее южной границы требует системного подхода, учитывающего как ее природную, так и экономическую составляющие. Представляется, что решение проблемы выделения АЗ РФ лежит в разработке комплексного (интегрального) подхода, учитывающего как природные, так и экономические (хозяйственные) особенности региона, а также дискомфортность условий жизнедеятельности населения на данной территории.

За первооснову выделения Арктики предлагается принимать физико-географическое и биоклиматическое районирование данного региона как наиболее научно обоснованное и устоявшееся. Результаты такого районирования показали, что южная субарктическая часть Арктической зоны занимает северное побережье Кольского п-ова и приморские территории европейской равнины, проходя по южной части п-овов Ямал и Гыдан до г. Салехарда, далее к низовью Енисея до г. Дудинки, горы Путорана с г. Норильск, по полосе прибрежной тундры на севере Якутии и срединной гористой части Чукотки, включая г. Анадырь. Таким образом, Южная граница Субарктики является также и южной границей всей Арктической зоны [4].

Эта узкая прибрежная полоса суши, прилегающая к окраинным морям Северного Ледовитого океана, ввиду своей чрезвычайной протяженности неоднородна по природноклиматическим признакам, условно может быть поделена на две части. Западную (север Мурманской обл., Ненецкий АО, северная часть Ямало-Ненецкого округа), обладающую менее суровыми природными условиями, - субарктический климатический пояс; и восточную, занимающую большую часть северной окраины азиатской части суши (Таймырский (ДолганоНенецкий) округ, северные улусы Якутии (Саха) и Чукотский АО), которые находятся в более суровом Арктическом поясе. Некоторые морские водные акватории (арктические моря, их заливы и губы), относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана, образуют сложную конфигурацию морского побережья, иногда простираясь далеко на юг за Полярный круг (Белое море, Обская губа), и поэтому вряд ли могут быть отнесены к Арктике.

Таким образом, можно констатировать, что Арктика по природному районированию - это, прежде всего, полярный океан с находящимися на его акватории островами, шельфовой зоной и небольшой приморской полосой материковой суши. При этом комплексное выделение и обоснование южной границы Арктической зоны России (АЗ РФ) предлагается осуществлять путем рассмотрения и оценки порайонных различий всей цепочки входящих в нее территорий в направлении с запада на восток, начиная с Мурманской обл. до Чукотки.

Мурманская область - это наиболее сложный в зонировании район Севера. Физикогеографическая и биоклиматическая граница АЗ РФ проходит здесь вблизи северной береговой линии Баренцева моря, оконтуривая с юга узкую (шириной всего 30-50 км) полосу тундровых и лесотундровых ландшафтов Кольского п-ова. Минерально-сырьевая граница в области находится южнее физико-географической (примерно в 100-150 км), проходя от г. Мончегорска в центре Кольского п-ова на восток и огибая с юга Кольскую рудоносную провинцию. В этом случае в зону Арктики попадает не только север полуострова с его ярко выраженной арктической экосистемой, но и центральная часть региона, относящаяся к умеренно-суровой зоне северных лесов. Такое их объединение в одну зону вряд ли оправдано с географических позиций, тем более, что по условиям дискомфортности жизнедеятельности населения они также несовместимы: северная часть Кольского п-ова, согласно проведенным оценкам, относится к

67

арктической подзоне I - абсолютно-дискомфортной зоне Севера, а центральная - ко II экстремально-дискомфортной зоне.

Однако транспортная граница АЗР (влияние Северного морского пути, СМП) проходит по южной границе Мурманской обл., полностью включая в АЗ РФ всю ее территорию с находящимися там тремя портами (Мурманским, Кандалакшским, Витинским) и промышленными объектами. Это обосновывается тем, что самый южный в регионе порт Витинский создавался в свое время для "северного завоза" нефтепродуктов (хотя в настоящее время используется всего на 20-30%) и, следовательно, тяготеет к перевозкам по трассе СМП [5].

Кроме того, промышленная специализация Мурманской области ориентирована на обеспечение сырьем и металлами потребителей как в стране, так и за границей. Район имеет тесные производственные связи с Норильским промрайоном, а в будущем станет основной базой освоения шельфа. Комплекс рыбной отрасли почти целиком размещается в г. Мурманске, а район плавания рыболовных судов в основном сосредоточен в Баренцевом и Норвежском морях и Северной Атлантике. Следовательно, ареал его деятельности целиком находится в морской зоне Арктики. То же относится и к Северному военно-морскому флоту, базы которого расположены вдоль северного побережья Кольского п-ова и в самом Кольском заливе.

В г. Мурманске находится база атомного ледокольного флота и морской торговый и рыбный порты, расположено управление Мурманского морского пароходства. Здесь же базируется вновь формируемый флот и буровые платформы для шельфа. Перспективная направленность развития области будет связана с освоением нефтегазовых ресурсов на шельфе Баренцева моря и соответствующим развитием здесь всей его инфраструктуры.

Следовательно, можно констатировать, что не только Мурманск, но вся область во многом ориентирована на Арктику, и хотя по оценке природных условий дискомфортности принадлежат к I дискомфортной зоне, но по своей направленности и хозяйственной деятельности больше тяготеют к Арктической зоне. Исходя из этого и учитывая близость условий дискомфортности Мурманска и соседних территорий области (оценка в среднем 31.0-35.0 баллов), предлагается выделить их в общую зону Арктики.

Таким образом, южная граница Арктической зоны в Мурманской области, выделенная по комплексу природных и хозяйственных признаков, проходит по линии Полярного круга и южной границе области, т.е. область целиком входит в состав Арктической зоны.

Ненецкий АО, расположенный за Полярным кругом, по своему географическому положению, природно-климатическим условиям и физико-географическому районированию целиком относится к зоне Арктики. Эксплуатация техники и жизни населения здесь самые суровые в европейской части страны, и интегральная оценка дискомфортности достигает значений 26.0-27.0 баллов. Минерально-сырьевая и транспортная границы проходят южнее административной границы округа.

Хозяйственное развитие округа ориентировано в сельском хозяйстве на северное оленеводство, а в промышленности - на разработку нефтегазовых месторождений северной части Тимано-Печорской провинции и шельфовой зоны. При этом освоение нефтегазовых месторождений в заболоченной Большеземельской тундре Ненецкого АО существенным образом отличается от условий эксплуатации в центральной и южной частях провинции, где добываемая нефть по трубопроводам транспортируется в центральные районы страны. На севере же нефть приходится вывозить танкерами, строя соответствующие морские эстакады со специальным противоледовым усилением. Поэтому территория Ненецкого АО по природным и хозяйственным условиям целиком отнесена к Арктической зоне, а южная его граница - южная граница Арктики.

В Республике Коми биоклиматическая и физико-географическая границы Арктики проходят немного южнее г. Воркуты, где биоклиматические условия дискомфортности оцениваются в 30.0 баллов, а наличие многолетней мерзлоты, голой тундры, частых и снежных метелей при сильных морозах чрезвычайно затрудняют хозяйственную деятельность АО «Воркутауголь». Кроме того, Воркутинский железнодорожный узел является важным узлом транспортного сообщения с п-овом Ямал (Бованенково, Харасавей), то есть косвенно участвует в формировании грузопотоков СМП. Исходя из названных суровых природно-климатических условий и несмотря на то, что добываемый здесь уголь в основном отправляется в центральный и

68

северо-западный районы страны, территория, подчиненная Воркутинской городской администрации, была отнесена к Арктической зоне России.

В азиатской части страны на территории Ямало-Ненецкого АО физико-географическая и биоклиматическая границы Арктики практически совпадают с линией Полярного круга, проходя у южной части п-овов Ямал и Гыдан в направлении на низовье Енисея (район Дудинки). Дискомфортные условия в Арктической зоне округа одни из самых суровых в Заполярье (особенно на севере п-ова Ямал), где они оцениваются достаточно высоко, составляя в среднем

23.0- 28.0 балла.

На севере округа специализация хозяйства ориентирована на разработку газовых месторождений, хотя их освоение чрезвычайно затруднено наличием многолетней мерзлоты, сильной заболоченностью территории, слабым развитием транспортных путей. Многие крупнейшие перспективные месторождения на Ямале до сих пор не разрабатываются, так как не определена концепция добычи и транспортировки нефти и газа. В настоящее время получаемый на северных промыслах газовый конденсат и частично вязкая нефть вывозятся танкерами по СМП за границу. Один из вариантов перспективного освоения арктических месторождений предполагает строительство на Ямале завода по сжижению газа с дальнейшей его транспортировкой танкерами-газовозами по фидерной схеме (т.е. с перевалкой на океанские танкеры в одном из специализированных новых портов в Мурманской области), что приведет к формированию единой арктической транспортно-производственной системы в западном секторе Арктики.

Таким образом, специализация хозяйственной деятельности и морская направленность перспективного вывоза топливных ресурсов и завоза стройматериалов и оборудования, с учетом физико-географического выделения северной части округа в отдельную зону, позволяет разделить Ямало-Ненецкий АО на две части, отнеся к Арктической зоне северные территории Приуральского, Кадымского, Пуровского районов и целиком - Ямальский и Тазовский районы, а также территории Салехардской и Лабытнангской городский администраций. Такое выделение Арктики согласуется с физико-географическим, минерально-сырьевым и транспортным районированием.

Некоторые исследователи предлагают всю территорию округа относить к Арктической зоне, ссылаясь на его хозяйственное единство и систему управления, связанные с нефтегазодобычей, несмотря на то, что южные районы округа по природному районированию относятся к зоне тайги, а по оценке дискомфортности (35.0-37.0 баллов) не входят в Арктическую зону. Такое решение может быть принято органами государственной власти для целей «субъективного» регулирования (полностью АО), особенно учитывая, что и в обоснованном ранее делении на две зоны в первой (арктической) находится более 70% населения и производственного потенциала.

На севере Красноярского края на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО природная (физико-географическая и биоклиматическая) граница Арктики проходит вблизи его южной административной границы (по линии Полярного круга), огибая с южной стороны горы Путорана с г. Норильском, поднимаясь постепенно к северу к тундровой прибрежной полосе суши в Якутии. Транспортная и природно-ресурсная границы здесь аналогичны физикогеографической. Природные условия жизнедеятельности весьма суровые, а биоклиматическая оценка дискомфортности составляет 21.0-27.0 балл.

Специализация хозяйственной деятельности в округе, с одной стороны, связана с традиционными отраслями коренных народов Севера (оленеводство, охота, рыболовство), а с другой - в Норильском промрайоне - с освоением уникальных медно-никелевых руд, производством соответствующих металлов и их вывозом (в основном на экспорт) по трассе СМП через порт Дудинка. То есть и промышленная деятельность имеет здесь ярко выраженную арктическую направленность. Другая территория севера Красноярского края в составе Игарской гор. администрации также тяготеет к Арктической зоне по природно-климатическим и транспортно-экономическим связям и целиком расположена за Полярным кругом. Биоклиматическая дискомфортность условий жизнедеятельности населения здесь оценивается в

29.0- 30.0 баллов, а хозяйственная деятельность - производство пиломатериалов и их экспорт -через морской порт целиком направляется по СМП в Западную Европу. Через Игарку на экспорт

69

поставляется и нефть, добываемая в Сибири, т.е. транспортно-экономические связи в основном связаны с Арктикой. Поэтому выделение южной границы Арктической зоны не вызывает затруднений - природно-хозяйственная граница проходит по южной административной границе Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО и Игарского района.

В Республике Саха (Якутия) природная граница Арктики несколько севернее, чем на Таймырском п-ове, по равнинным участкам прибрежной тундровой зоны вплоть до р. Колымы. Транспортная граница также пролегает рядом и лишь природно-ресурсная граница имеет отличие, огибая Анабарское плато с юга. В этом есть некоторая проблема для комплексного районирования.

Хозяйственная деятельность на рассматриваемой территории имеет традиционную направленность малых коренных народов Севера, а промышленное развитие невелико и связано в основном с горнодобывающей деятельностью (Депутатский ГОК, Куларский прииск, Фестивальный) и др. Завоз и вывоз грузов идет в основном по СМП и частично по р. Лене.

Условия жизнедеятельности здесь одни из самых суровых в Арктике - биоклиматическая дискомфортность оценивается в 20.0-28.0 баллов. Исходя из вышеизложенного, предлагается южную комплексную границу Арктической зоны на территории Якутии провести по южной административной границе самых северных в республике улусов - Алланховского, Анабарского, Булунского, Устьянского, Нижнеколымского.

На крайнем северо-востоке страны на территории Чукотского АО южная физикогеографическая и биоклиматическая границы Арктики идут от р. Колымы на восток, проходят по границе зоны тундры и подзоны кустарниковых лесотундр примерно на широте 67°, резко опускаясь к югу от г. Анадырь до 62°. Аналогично пролегает и транспортная граница Арктики.

Природно-ресурсная граница имеет несколько другую направленность, проходя на всем протяжении немного южнее линии Полярного круга, где на 130 меридиане в.д. она поворачивает на юго-восток к г. Магадану.

Арктическая территория Чукотки ввиду своей гористости, высокоширотному положению и удаленности одна из суровых на севере: биоклиматическая оценка дискомфортности условий жизнедеятельности населения здесь составляет 20.0-27.0 баллов.

Специализация хозяйственной деятельности на этой территории связана с традиционными промыслами редкого коренного населения (оленеводство, рыболовство и добыча морского зверя), а в промышленности - с горнодобывающей отраслью (добыча олова, полиметаллов, золота). Часть оловянных ГОКов в последнее время прекратили свое существование, резко сократилась и добыча золота. Готовая продукция, как правило, вывозилась морскими судами в короткий период навигации по СМП на восток и далее на юг. Перспективы развития связываются в основном с разведкой и дальнейшим освоением углеводородного сырья на шельфе Чукотского и Берингова морей. Исходя из этого, комплексная природно-хозяйственная граница Арктической зоны в Чукотском АО проходит по линии южной границы северных прибрежных административных районов - Беринговского, Билибинского (частично), Иультитского, Чаунского, Шмидтовского, Чукотского, Проведенского, Анадырского (частично), г. Анадырь. Однако по аналогии с логическим обоснованием, приведенным для ЯмалоНенецкого АО, рассматриваемый субъект Российской Федерации (Чукотский АО) может быть отнесен к Арктической зоне полностью.

Представленные результаты выделения из Севера Арктической зоны России с использованием методики комплексного (интегрального) природохозяйственного подхода, учитывающего критерии как природного (физико-географического), так и экономикогеографического районирования, не являются окончательными и бесспорными, ибо не учитывают сложившейся в стране политики государственного регионального регулирования через систему межбюджетных отношений, федеральных целевых и инвестиционных программ и т.п. Кроме того, в складывающейся последнее время геополитической обстановке вокруг проблем разделения между странами ресурсов Арктического шельфа, важное значение имеют факторы целостности и управляемости региональных хозяйственных структур. С этой точки зрения и для эффективности государственного управления целесообразно стремиться к выделению в Арктической зоне целостных административно-территориальных образований. В этом случае следовало бы в зону Арктики отнести всю территорию Мурманской области, Ямало-

70

Ненецкого и Чукотского автономных округов, а не только их северную часть, а также южные части Билибинского и Анадырского районов в Чукотском округе, что расширило бы территорию АЗР примерно на 700 тыс. км2 или 30% (см. рис.).

Таким образом, по ориентировочным расчетам общая величина Арктической зоны России может составить около 9 млн км2, из которых 3.2 млн км2 будет приходиться на сушу и 5.8 млн км2 - на морские акватории. Таким образом, численность населения АЗ РФ будет насчитывать около 1.5 млн человек.

Состав Арктической зоны в расширенном составе с учетом «субъективного» подхода

Однако при этом объективно достигаются как минимум два организационноэкономических преимущества. Первое, как уже отмечалось, состоит в повышении возможностей программно-целевого управления, что обеспечивается включением в необходимых случаях субъектов Российской Федерации в Арктическую зону в полном составе. Второе связано с повышением обоснованности отнесения территориальных образований с учетом объективных условий хозяйствования и жизнедеятельности населения, что будет существенным фактором в модернизации межбюджетных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реформирование системы районного регулирования оплаты труда в северных регионах РФ: материалы международной конференции. г. Москва, 26-27 мая 2000 г. М.: НИИ труда, 2000. - 78 с. 2. Зайцева Е.И. Бюджетная обеспеченность и социальные процессы на Российском Севере // Федерализм. 2006. № 3(43). -С. 163-173. 3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу / Утв. Президентом РФ 18 сент. 2008 г. Пр.-1969 // Российская газета. 30 марта 2009 г. 4. Российская Арктика: география, экономика, районирование / В.С. Селин, В.В. Васильев, Л.Н. Широкова. Апатиты: Изд. кНц РАН, 2011. - 203 с. 5. Протоколы Межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов районирования территории Российской Федерации при Минэкономразвитие РФ. М.: Фонды ВНКЦ «Север». - 2003. - 117 с.

Сведения об авторах

Васильев Владимир Васильевич - к.г.н., с.н.с., вед. научный сотрудник ИЭП им. Г.П. Лузина; е-mail: iep@iep.kolasc.net.ru

Селин Владимир Степанович - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, рук. отдела экономической политики в Арктике ИЭП им. Г.П. Лузина; е-mail: selin1@iep.kolasc.net.ru

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.