№ 1, 2009
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ИСКУССТВА АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА
Ю. Г. Ширяева, аспирант кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, Shiryewa-Jliya@mail.ru
В статье дается авторское определение понятия «гуманистическая направленность». Раскрываются основные положения авторской программы по формированию гуманистической направленности старших дошкольников по отношению к животным на материале искусства анималистического жанра.
Ключевыге слова: гуманистическая направленность; дети старшего дошкольного возраста; искусство; анималистический жанр.
На современном этапе жизни общества ведущим компонентом системы всестороннего гармонического развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез нравственного сознания, чувств и поведения. Экономические, политические, национальные преобразования привели к переоценке системы нравственных ценностей, нарушению преемственности в передаче социокультурного опыта, изменили характер отношения в обществе. Такие традиционные качества личности, как доброта, сочувствие, гуманность, сострадание, оказались заменены иным поведением, — агрессией, жестокостью, насилием по отношению к людям и объектам животного мира. Однако общество во все времена нуждалось и нуждается в подготовке образованных и нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными личностными характеристиками, утверждающих своим поведением, образом жизни общечеловеческие ценности, основанные на гуманных ориентирах поведения. Поэтому задача воспитания и формирования такой личности остается первостепенной в современной системе образования.
В реализации воспитательной цели становления личности продуктивной становится опора на понятие «направленность личности». По мнению исследователей, основу нравственно-духовной личностной культуры составляет гуманистическая направленность (Б. С. Братусь,
А. В. Зосимовский, В. А. Ситаров и др.), которая опирается на общечеловеческие ценности (гуманность, доброту, сочувствие, эмпатию и пр.) и представляет собой ту основу, без которой невозможно нравственное, эстетическое, духовное развитие человека (С. С. Бычкова, Е. С. Евдокимова, Д. Б. Сушенцева и др.). Гуманистическая направленность, выражаясь в нравственной позиции, способствуя установлению единства нравственного сознания и поведения, призвана выполнять роль специального измерителя проявления гуманности в человеке [1].
Раскрывая и дополняя сущность рассматриваемого понятия, мы разработали собственное определение гуманистической направленности как системы (совокупности) нравственно-психологических свойств и качеств личности, представленных в сознании ребенка переживаниями, состраданием, сорадованием и реализующихся в общении, отношениях, деятельности гуманными проявлениями к себе, обществу, природному окружению. В соответствии с данным определением выделяются следующие компоненты сформированности гуманистической направленности по отношению к животным: информационный (содержит некоторый объем знаний о животных, правилах поведения при взаимодействии с ними); эмоциональныш (охватывает чувства и эмоции, выражающиеся в проявлении доброты, милосердия, отзывчивости, эмпатии, эмоциональном восхище-
© Ширяева Ю. Г., 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
нии, восторге, негодовании — в случае негативного поступка); отношенческий (включает в себя отношения и действия, проявляющиеся в адекватном позитивном и гуманном взаимодействии с животными объектами). Исходя из этого в карту диагностической оценки гуманистической направленности личности старшего дошкольника вошли три составляющие: знания, эмоции и чувства, отношения.
В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования сформированность гуманистической направленности личности детей старшего дошкольного возраста оценивалась по наличию высоких показателей каждого компонента. При соотнесении уровней развития информационного, эмоционального и отношенческого компонентов гуманистической направленности высокие показатели были выявлены только у 10 % (15 детей) испытуемых. У остальной части дошкольников гуманистическая направленность была выражена лишь частично (в основном преобладало развитие информационного или эмоционального компонента направленности либо наблюдалось их сочетание). Это объясняется тем, что уровень знаний и объем представлений детей о животных и правилах взаимодействия с ними, а также наличие положительных эмоциональных проявлений (часто к внешне привлекательным животным), таких как сочувствие, эмпатия, в силу возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников не всегда находят выражение в практической деятельности с животными. Следовательно, дети обладают определенным запасом знаний и представлений о жизни животного, способны проявлять эмпатические реакции к ним, но достаточно редко используют вышеуказанное в практической деятельности с живыми объектами при взаимодействии и контакте с ними.
На основании полученных результатов нами была предпринята попытка реализации системного подхода к использованию в процессе формирования гуманистической направленности личности детей старшего дошкольного возраста
искусства анималистического жанра. Для решения данной проблемы были разработаны программа и методические указания по формированию гуманистической направленности личности дошкольников в процессе познания искусства анималистического жанра. Содержание программы построено на системном использовании разных видов искусства анималистического жанра в процессе педагогической работы с детьми. Реализация программы предусматривает накопление и получение детьми не только теоретических знаний о животном мире, но и практических умений и навыков при взаимодействии с ним в разных видах деятельности, а также ориентирует на развитие компонентов гуманистической направленности. Программа может быть реализована как в процессе занятий, так и в самостоятельной деятельности детей. Выбор анималистической тематики обусловлен недостаточной разработанностью данной проблемы в методической литературе, множественными трудностями, которые возникают в педагогической практике и связаны с формированием гуманного отношения к животным, с организацией и проведением учебных и творческих занятий по изображению животных.
Основные задачи программы:
1) формирование у старших дошкольников навыков позитивного нравственногуманного отношения к объектам природного и животного мира;
2) ознакомление их с жанровым многообразием искусства;
3) воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства анималистического жанра;
4) ознакомление со спецификой и своеобразием анималистического жанра;
5) формирование навыков восприятия произведений искусства анималистической тематики;
6) ознакомление с взаимодействием жанров в искусстве, с выразительными средствами в живописи, графике, скульптуре.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет) и реализуется в два этапа.
№ 1, 2009
1-й этап — ознакомительный: содержание занятий предусматривает знакомство детей с анималистическим жанром искусства, совместную с педагогом деятельность по рассмотрению, выделению, обсуждению его характерных особенностей.
2-й этап — практико-изобразитель-ный: содержание занятий ориентирует не только на выполнение практических действий с объектами животного мира, но и на развитие умений графически изображать их в различных видах художественно-творческой деятельности.
Построение программы предполагает использование таких блоков, как познавательное развитие (речевое и экологическое); изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование); игровая деятельность (дидактические, подвижные, сюжетноролевые игры); музыкальное развитие (слушание, пение, инсценирование).
Занятия объединяются в несколько циклов: 1) знакомство с анималистическим жанром искусства; 2) образ животных в искусстве; 3) техника изображения животных; 4) животные — наши друзья; 5) прояви милосердие; 6) сказочные и фантастические животные; 7) животные нашего края. Их содержание может варьироваться, дополняться или использоваться выборочно, ввиду того что реализация поставленных целей программы видится педагогами по-разному и не ограничивает их творчество.
Мы считаем важным не только формирование гуманистической направленности личности старшего дошкольника, но и развитие у него умения выражать свои мысли, чувства, переживания, замыслы как словом, так и с помощью изобразительных средств. Необходимыми условиями реализации программы являются обогащение эмоциональнонравственного опыта дошкольников; приобретение ими опыта эмоциональноэстетического восприятия произведений анималистического жанра; формирование представлений о позитивном отношении к животным и реализация накопленного позитивного опыта взаимодействия с животными в деятельности и отноше-
ниях, а также приобретение умений по изображению животного объекта.
В основу построения программы легли следующие принципы: взаимосвязи обучения и развития; взаимосвязи нравственного и эстетического в сознании дошкольника; интеграции разных видов искусства и художественно-творческой деятельности; взаимосвязи восприятия произведений искусства анималистического жанра и детского творчества; учета познавательных и возрастных особенностей детей; интеграции различных видов искусства; использования разнообразных средств познания искусства анималистического жанра.
Предлагается несколько моделей применения данной программы в работе дошкольных учреждений: частичное использование программного материала в повседневной работе со старшими дошкольниками; параллельное применение программы в старших и подготовительных группах дополнительно к основной образовательной программе. В программе представлены методические рекомендации, в содержание которых входят перечни дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр с анималистической тематикой; списки произведений изобразительного искусства анималистической тематики, а также художественных и музыкальных произведений о животных как отечественных и зарубежных авторов, так и художников, писателей и музыкантов мордовского края.
Разработанная программа должна помочь воспитателям, педагогам, методистам дошкольного учреждения в деятельности по формированию гуманистической направленности личности старших дошкольников на материале искусства анималистического жанра; сделает занятия с использованием анималистической тематики не только познавательными, интересными, творческими, но и нравственно обогащенными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 386 с.
Поступила 07.11.08.
85