Научная статья на тему 'Программа формирования гуманистической направленности старших дошкольников на материале искусства анималистического жанра'

Программа формирования гуманистической направленности старших дошкольников на материале искусства анималистического жанра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИСКУССТВО / АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР / HUMANISTIC ATTITUDE ORIENTATION / SENIOUR PRE-SCHOOLCHILDREN / ART / ANIMALISTIC ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Ю. Г.

В статье дается авторское определение понятия "гуманистическая направленность". Раскрываются основные положения авторской программы по формированию гуманистической направленности старших дошкольников по отношению к животным на материале искусства анималистического жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programme of Shaping a Humanistic Attitude among the Seniour Pre-schoolchildren through Animalistic Art

In her article the author defines the notion of "humanistic attitude orientation". The author's programme statements about shaping a humanistic attitude towards animals through animalistic art are set forth in the article.

Текст научной работы на тему «Программа формирования гуманистической направленности старших дошкольников на материале искусства анималистического жанра»

№ 1, 2009

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ИСКУССТВА АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА

Ю. Г. Ширяева, аспирант кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, Shiryewa-Jliya@mail.ru

В статье дается авторское определение понятия «гуманистическая направленность». Раскрываются основные положения авторской программы по формированию гуманистической направленности старших дошкольников по отношению к животным на материале искусства анималистического жанра.

Ключевыге слова: гуманистическая направленность; дети старшего дошкольного возраста; искусство; анималистический жанр.

На современном этапе жизни общества ведущим компонентом системы всестороннего гармонического развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез нравственного сознания, чувств и поведения. Экономические, политические, национальные преобразования привели к переоценке системы нравственных ценностей, нарушению преемственности в передаче социокультурного опыта, изменили характер отношения в обществе. Такие традиционные качества личности, как доброта, сочувствие, гуманность, сострадание, оказались заменены иным поведением, — агрессией, жестокостью, насилием по отношению к людям и объектам животного мира. Однако общество во все времена нуждалось и нуждается в подготовке образованных и нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными личностными характеристиками, утверждающих своим поведением, образом жизни общечеловеческие ценности, основанные на гуманных ориентирах поведения. Поэтому задача воспитания и формирования такой личности остается первостепенной в современной системе образования.

В реализации воспитательной цели становления личности продуктивной становится опора на понятие «направленность личности». По мнению исследователей, основу нравственно-духовной личностной культуры составляет гуманистическая направленность (Б. С. Братусь,

А. В. Зосимовский, В. А. Ситаров и др.), которая опирается на общечеловеческие ценности (гуманность, доброту, сочувствие, эмпатию и пр.) и представляет собой ту основу, без которой невозможно нравственное, эстетическое, духовное развитие человека (С. С. Бычкова, Е. С. Евдокимова, Д. Б. Сушенцева и др.). Гуманистическая направленность, выражаясь в нравственной позиции, способствуя установлению единства нравственного сознания и поведения, призвана выполнять роль специального измерителя проявления гуманности в человеке [1].

Раскрывая и дополняя сущность рассматриваемого понятия, мы разработали собственное определение гуманистической направленности как системы (совокупности) нравственно-психологических свойств и качеств личности, представленных в сознании ребенка переживаниями, состраданием, сорадованием и реализующихся в общении, отношениях, деятельности гуманными проявлениями к себе, обществу, природному окружению. В соответствии с данным определением выделяются следующие компоненты сформированности гуманистической направленности по отношению к животным: информационный (содержит некоторый объем знаний о животных, правилах поведения при взаимодействии с ними); эмоциональныш (охватывает чувства и эмоции, выражающиеся в проявлении доброты, милосердия, отзывчивости, эмпатии, эмоциональном восхище-

© Ширяева Ю. Г., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нии, восторге, негодовании — в случае негативного поступка); отношенческий (включает в себя отношения и действия, проявляющиеся в адекватном позитивном и гуманном взаимодействии с животными объектами). Исходя из этого в карту диагностической оценки гуманистической направленности личности старшего дошкольника вошли три составляющие: знания, эмоции и чувства, отношения.

В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования сформированность гуманистической направленности личности детей старшего дошкольного возраста оценивалась по наличию высоких показателей каждого компонента. При соотнесении уровней развития информационного, эмоционального и отношенческого компонентов гуманистической направленности высокие показатели были выявлены только у 10 % (15 детей) испытуемых. У остальной части дошкольников гуманистическая направленность была выражена лишь частично (в основном преобладало развитие информационного или эмоционального компонента направленности либо наблюдалось их сочетание). Это объясняется тем, что уровень знаний и объем представлений детей о животных и правилах взаимодействия с ними, а также наличие положительных эмоциональных проявлений (часто к внешне привлекательным животным), таких как сочувствие, эмпатия, в силу возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников не всегда находят выражение в практической деятельности с животными. Следовательно, дети обладают определенным запасом знаний и представлений о жизни животного, способны проявлять эмпатические реакции к ним, но достаточно редко используют вышеуказанное в практической деятельности с живыми объектами при взаимодействии и контакте с ними.

На основании полученных результатов нами была предпринята попытка реализации системного подхода к использованию в процессе формирования гуманистической направленности личности детей старшего дошкольного возраста

искусства анималистического жанра. Для решения данной проблемы были разработаны программа и методические указания по формированию гуманистической направленности личности дошкольников в процессе познания искусства анималистического жанра. Содержание программы построено на системном использовании разных видов искусства анималистического жанра в процессе педагогической работы с детьми. Реализация программы предусматривает накопление и получение детьми не только теоретических знаний о животном мире, но и практических умений и навыков при взаимодействии с ним в разных видах деятельности, а также ориентирует на развитие компонентов гуманистической направленности. Программа может быть реализована как в процессе занятий, так и в самостоятельной деятельности детей. Выбор анималистической тематики обусловлен недостаточной разработанностью данной проблемы в методической литературе, множественными трудностями, которые возникают в педагогической практике и связаны с формированием гуманного отношения к животным, с организацией и проведением учебных и творческих занятий по изображению животных.

Основные задачи программы:

1) формирование у старших дошкольников навыков позитивного нравственногуманного отношения к объектам природного и животного мира;

2) ознакомление их с жанровым многообразием искусства;

3) воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства анималистического жанра;

4) ознакомление со спецификой и своеобразием анималистического жанра;

5) формирование навыков восприятия произведений искусства анималистической тематики;

6) ознакомление с взаимодействием жанров в искусстве, с выразительными средствами в живописи, графике, скульптуре.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет) и реализуется в два этапа.

№ 1, 2009

1-й этап — ознакомительный: содержание занятий предусматривает знакомство детей с анималистическим жанром искусства, совместную с педагогом деятельность по рассмотрению, выделению, обсуждению его характерных особенностей.

2-й этап — практико-изобразитель-ный: содержание занятий ориентирует не только на выполнение практических действий с объектами животного мира, но и на развитие умений графически изображать их в различных видах художественно-творческой деятельности.

Построение программы предполагает использование таких блоков, как познавательное развитие (речевое и экологическое); изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование); игровая деятельность (дидактические, подвижные, сюжетноролевые игры); музыкальное развитие (слушание, пение, инсценирование).

Занятия объединяются в несколько циклов: 1) знакомство с анималистическим жанром искусства; 2) образ животных в искусстве; 3) техника изображения животных; 4) животные — наши друзья; 5) прояви милосердие; 6) сказочные и фантастические животные; 7) животные нашего края. Их содержание может варьироваться, дополняться или использоваться выборочно, ввиду того что реализация поставленных целей программы видится педагогами по-разному и не ограничивает их творчество.

Мы считаем важным не только формирование гуманистической направленности личности старшего дошкольника, но и развитие у него умения выражать свои мысли, чувства, переживания, замыслы как словом, так и с помощью изобразительных средств. Необходимыми условиями реализации программы являются обогащение эмоциональнонравственного опыта дошкольников; приобретение ими опыта эмоциональноэстетического восприятия произведений анималистического жанра; формирование представлений о позитивном отношении к животным и реализация накопленного позитивного опыта взаимодействия с животными в деятельности и отноше-

ниях, а также приобретение умений по изображению животного объекта.

В основу построения программы легли следующие принципы: взаимосвязи обучения и развития; взаимосвязи нравственного и эстетического в сознании дошкольника; интеграции разных видов искусства и художественно-творческой деятельности; взаимосвязи восприятия произведений искусства анималистического жанра и детского творчества; учета познавательных и возрастных особенностей детей; интеграции различных видов искусства; использования разнообразных средств познания искусства анималистического жанра.

Предлагается несколько моделей применения данной программы в работе дошкольных учреждений: частичное использование программного материала в повседневной работе со старшими дошкольниками; параллельное применение программы в старших и подготовительных группах дополнительно к основной образовательной программе. В программе представлены методические рекомендации, в содержание которых входят перечни дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр с анималистической тематикой; списки произведений изобразительного искусства анималистической тематики, а также художественных и музыкальных произведений о животных как отечественных и зарубежных авторов, так и художников, писателей и музыкантов мордовского края.

Разработанная программа должна помочь воспитателям, педагогам, методистам дошкольного учреждения в деятельности по формированию гуманистической направленности личности старших дошкольников на материале искусства анималистического жанра; сделает занятия с использованием анималистической тематики не только познавательными, интересными, творческими, но и нравственно обогащенными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 386 с.

Поступила 07.11.08.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.