Научная статья на тему 'Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственноориентированной деятельности в природе'

Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственноориентированной деятельности в природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
874
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННООРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопова А.В.

В статье представлены теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственноориентированной деятельности в природе, которая проявляется в заботливом к ней отношении. В статье описана модель формирования готовности к нравственноориентированной деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development in senior preschool children of readiness to ethically-oriented activity in the natural environment

The paper presents some theoretical aspects of development in senior preschool children of readiness to ethically-oriented activity in nature, which is manifested in careful attitude to it. The paper describes a model of development of an ethically-oriented activity in nature, which is manifested to a careful attitude to nature in senior preschool children.

Текст научной работы на тему «Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственноориентированной деятельности в природе»

Прокопова А.В. кандидат педагогических наук старший воспитатель ГБОУ СОШ №1747 Москва, Россия

Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственно-

ориентированной деятельности в природе

Аннотация: В статье представлены теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе, которая проявляется в заботливом к ней отношении. В статье описана модель формирования готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: заботливое отношение, эмпатия, эмоциональная отзывчивость, сочувствие, сопереживание.

На сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих проблем является дегуманизация общества в целом, обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире. Причиной тому - изменения, происходящие в социальной, экономической и политической сферах. Реформирование послужило причиной к социальному расслоению общества, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что повлияло на учащение в обществе вспышек негативизма, агрессии, жестокости.

Откликаясь на происходящее вокруг, такие великие ученые - исследователи в области психологии и педагогики, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Б.Т. Лихачев, А.М. Виноградова, В.Т. Кудрявцев и другие, бьют тревогу, отмечая все нарастающую дегуманизацию общества в целом, обесценивание нравственных понятий и ценностей.

Учеными отмечается, что российское общество нуждается в возрождении «здоровых» - нравственных, гуманных начал человеческой личности. Негативные тенденции в российском обществе деструктивно влияют на развивающуюся личность ребенка, у которого под воздействием такого влияния формируется прагматичное, антигуманное, жестокое отношение к окружающему.

На основе анализа философских, психологических и педагогических концепций отношения личности к природе выявлена тесная взаимосвязь социоприродных отношений с философией, наукой, искусством (В.Р. Арсеньев, С.Г. Боровик, Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, В.Н. Денисов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.), раскрыты сущностные характеристики отношения человека к природе и современные ценностные ориентиры его формирования у подрастающего поколения (Р. Атфилд, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Глазачев, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, А.П. Сидельковский, Л.П. Симонова-Салеева, Д.Ф. Петяева, Г.В. Шейнис и др.). Аналитическим путем установлено, что целью экологического воспитания в современном обществе является формирование экоцентрического экологического мировоззрения (А.Н. Бердяев, В.И. Вернадский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский, А.А. Чижевский и др.). Мировоззрение должно формироваться на гуманистических основах, только в этом случае оно будет способствовать нравственному

поведению индивида в природе (Б.Т. Лихачев, Н.Н. Моисеев, С.П. Онуприенко, А.Д. Урсул и др.).

Применительно к детям дошкольного возраста одним из важных аспектов нравственно-ориентированной деятельности в природе является заботливое отношение к живым организмам.

Заботливое отношение к природе рассматривается как сложное интегративное качество, включающее три взаимосвязанных компонента (эмоциональный, когнитивный, практический) и проявляющееся в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах личности (Б.Г. Ананьев, С.Д. Дерябо, В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, д.Ф. Петяева, Г.В. Шейнис, В.А. Ясвин и др.). Формируется заботливое отношение на базе других нравственных качеств: сочувствие, сопереживание, настойчивость, терпение, трудолюбие, отзывчивость, альтруизм.

Для обоснования условий формирования готовности старших дошкольников к нравственно-ориентированной деятельности в природе особое внимание было уделено исследованиям: рассматривающим роль и место эмпатийных переживаний (Е.К. Андреева, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова), изучающим мотивационную основу деятельности (М.Э. Боцманова, А.В. Захарова, В.К. Котырло ЯЗ. Неверович), анализирующим рефлексию как способность к ценностной самоорганизации (В.П. Зинченко, И.Н. Семенов, Г.П. Щедровицкий), рассматривающим переживания, эмоции как первую ступень, ведущую к познанию природы и регулирующую поведение ребенка; доказывающие невозможность формировать у воспитанников те нравственные качества, которыми не обладают сами взрослые. Анализ литературы позволил прийти к выводу, что для формирования готовности старших дошкольников к нравственно- ориентированной деятельности в природе необходимо учитывать потребности, мотивы, чувства, переживания, окружающую среду и наличный уровень знаний об отношениях человека и природы (В.К. Вилюнас, А.Г. Ковалев, С.Н. Карпова, А.Д. Кошелева, И.В. Цветкова и др.).

Обобщение теоретических исследований позволило выделить основные показатели, по которым можно судить о содержательной стороне готовности старших дошкольников к заботливому поведению по отношению к живым объектам. К ним относится: интерес и эмпатия к животным и растениям; определенный уровень сформированности социальных мотивов, экологических и нравственных представлений, оценочных суждений; способность к положительным эмоциональным проявлениям при восприятии растений и животных; действия, направленные на заботу о живых существах. Становление готовности к проявлению заботы о природных объектах возможно благодаря изменениям, происходящим в нравственно-эмоциональной сфере старшего дошкольника: появление бескорыстной нравственной мотивации, эмпатийных чувств, потребности в эмоциональном переживании опыта взаимодействия с окружающим миром, эмоциональной отзывчивости; осознание обязанностей перед другими людьми, объектами природы; появление на основе развивающейся рефлексии способности понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков, контролировать собственные действия и поведение сверстников (Л.А. Абрамян, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, В.К. Котырло, А.Н. Леонтьев, Л.П. Стрелкова, Я.З. Неверович и др.).

Изучение психических процессов, личностных новообразований, внешних факторов, влияющих на восприятие ребенком природных объектов, мотивов взаимодействия с ними показывает, что в старшем дошкольном возрасте отличительной особенностью является доминирование эмоциональной основы над интеллектуальной и рациональной (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, А.Д. Кошелева, Д.Ф. Петяева, Г.Г. Филиппова и др.). Эмоциональной основой заботливого отношения к живой природе является олицетворение ее объектов через эмпатию и идентификацию, то есть, приписывание им качеств, сходных с человеческими - «антропоморфизм» (С.Д. Дерябо, М.К. Ибраимова, И.В. Корганова, Н.А. Рыжова и др.). Исследованиями доказано, что

важным условием формирования у дошкольника нравственно-ориентированной деятельности в природе является положительный пример взрослых, проявляющих гуманные чувства ко всему живому и действующих в соответствии с нормами и правилами экологического поведения (Н.Ф. Виноградова, М.К. Ибраимова, Л.Г. Нисканен, Г.И. Островская, З.П. Плохий, Т.А. Федорова, В.Г. Фокина и др.). Воспитание заботливого отношения к окружающему (в том числе и к природе) необходимо осуществлять в тесном контакте дошкольного учреждения с семьей, при согласованной деятельности всех участников педагогического процесса (дети - педагоги - родители) (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, С.Н. Николаева и др.).

По результатам теоретического анализа была создана модель формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к осуществлению заботливого отношения к объектам живой природы. Модель включает в себя четыре взаимосвязанных блока.

Первый блок «Нравственная готовность старших дошкольников». Нравственная готовность определена тремя компонентами. Первый компонент мотивационный -наличие знаемых и реально-действенных социальных мотивов, эмоциональная отзывчивость, наличие потребности соответствовать требованиям социального окружения, нравственные установки (стать заботливым), мотив достижения успеха. При формировании готовности проявлять заботу важно, чтобы у ребенка на основе возникшего интереса к животным и растениям, желания получить одобрение социального окружения, появилась потребность проявить заботу о живом организме и испытывать при этом чувство удовлетворения. Второй - информационный компонент составляет система нравственных знаний (знакомство старшего дошкольника с такими нравственными качествами, как заботливость, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, настойчивость, терпение, трудолюбие, альтруизм). Ребенок должен понимать отличие хорошего поступка от жестокого, он должен знать, как можно проявить заботу, в чем выражается сочувствие, сострадание. Третий - операционный компонент - система нравственных умений и навыков: умение сочувствовать объектам живой природы и сопереживать им, умение взаимодействовать с живыми объектами, оценивать и прогнозировать результат своих действий и действий окружающих.

Второй блок «Готовность к проявлению нравственно-ориентированной деятельности в природе». В ней представлена характеристика готовности, структурными элементами которой являются: мотивационный - наличие внутренней позиции дошкольника делать добро живым объектам природы и соответствовать требованиям значимых взрослых; ориентационный - направленность на заботу о нуждающихся в ней животных и растения; умственный - определенный уровень развития познавательных процессов; волевой - умение ребенка действовать, ориентируясь на состояние живых объектов, проявлять альтруизм; оценочный - способность оценивать действия свои и других воспитанников, высказывать оценочные суждения. Этот блок содержит критерии и уровни сформированности готовности старших дошкольников к нравственно-ориентированной деятельности в природе. Критерии: реально-действующие нравственные мотивы, потребности, установки, уровень рефлексии, выполнение правил взаимодействия с живыми объектами, наличие оценочных суждений, оценка последствий своих действий. Перечисленные критерии позволяют судить об уровне сформированности у старших дошкольников готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе: низкий уровень-дошкольники знакомы с некоторыми нравственными понятиями; обобщенно-рефлексивная оценка заботливого отношения к другим и себе не сформирована, потребность в развитии нравственных качеств отсутствует; средний-забота воспринимается ими как ценность, дети стремятся удовлетворить потребности объектов природы, заботятся о них, однако, они не признают свои недочеты в сложных нравственных ситуациях, обобщенно-рефлексивная самооценка и оценка других неустойчивая; высокий уровень- у дошкольников появляется сильное желание проявлять

заботу о питомцах, у них возникает потребность в развитии нравственных качеств, ребята знают и соблюдают правила взаимодействия с животными и растениями, у них формируется обобщенно-рефлексивная оценка нравственного поведения в природе по отношению к себе и другим.

Третий блок «Влияние взрослых на процесс формирования у старших дошкольников нравственно-ориентированной деятельности в природе». На формирование нравственно-ориентированной деятельности в живой природе влияют установки родителей и педагогов на воспитание у детей заботливого отношения к природе, стиль общения с ребенком, опора на положительно-эмоциональные проявления детей. Успешность педагогического воздействия зависит от того, насколько взрослые подготовлены к воспитательно-образовательному процессу (знают психофизиологические особенности старших дошкольников, владеют содержанием и методикой экологического образования). Такая подготовка осуществляется в ДОУ через различные формы работы с педагогами (установочный педсовет, семинар-практикум, консультации, тренинги, круглый стол, обмен опытом, выставки, педсовет в форме соревнования), с родителями (родительское собрание, групповые консультации, индивидуальные беседы, подготовлены папки-передвижки, совместная с детьми деятельность по благоустройству детского сада и группы, праздники и коллективные творческие вечера).

Четвертый блок «Условия формирования у старших дошкольников нравственно-ориентированной деятельности в природе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» определяет основные цели: развивать социальные, познавательные мотивы, установки, совершенствовать основные компоненты заботливого отношения (эмоциональный компонент - развивать интерес к природе; обогащать эмоциональный опыт общения; повышать эмоциональность в ситуациях, требующих проявления заботливого отношения к природе; развивать эмпатию, сочувствие, сопереживание; когнитивный компонент - развивать познавательный интерес к природному миру, овладевать экологическими знаниями, умениями и навыками заботливого поведения в природе; практический компонент - проявлять эмпатию, заботу, сострадание, сочувствие); содержание: экологические знания о растениях и животных (строение, особенности и потребности жизнедеятельности живых организмов); знание правил взаимодействия с объектами живой природы; представления о нравственных качествах личности (сочувствие, сопереживание, настойчивость, терпение, отзывчивость, трудолюбие, альтруизм); умения: замечать состояния животных и растений, устранять причины их неблагополучия, оценивать свои действия, предвидеть последствия совершаемых поступков; навыки: эмоционально реагировать на животных и растения; откликаться на их потребности, осуществлять уход за живыми объектами природы; формы работы: в повседневной жизни и на занятиях; методы работы: методы непосредственного взаимодействия с природой: наблюдения, труд, реальные проблемные ситуации, поручения, дежурства, коллективный труд в уголке природы, совместный со взрослыми уход за обитателями уголка природы, самостоятельная деятельность детей в уголке природы; методы опосредованного взаимодействия: игра, художественная литература, музыка, живопись, лепка, воображаемые проблемные ситуации, рассказ взрослого, этические беседы, творческая деятельность детей.

Рекомендуемая литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол тр. [Текст]/Л.И. Божович // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная пед.акад., 1995. - 209 с.

2. Виноградова, Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников [Текст]/ Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1993. - 80с.

3. Козлова, С.А. Нравственное воспитание современных дошкольников [Текст]/ С.А. Козлова // Нравственное воспитание на современном этапе: Материалы конференции. -М.: МГПУ 2001. - 5-7 с.

4. Лихачев, Д.С. Экология - проблема нравственная [Текст]/ Д.С. Лихачев//Наше наследие - 1991 - №1 - с. 17-23.

5. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст]/ С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.