В. С.Вербовская
Санкт-Петербург, Россия
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ
Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия эмоциональной отзывчивости с позиций различных авторов. Обосновывается актуальность и необходимость ее развития в дошкольном возрасте. В качестве средства развития эмоциональной отзывчивости рассматривается музыка. Предлагается авторская модель структуры эмоциональной отзывчивости.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость; структура; дошкольный возраст; развитие; эмоциональный опыт.
Сведения об авторе: Вербовская Валерия Сергеевна, аспирант.
Место учебы: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, институт Детства.
V.S. Verbovskaya
Saint-Petersburg, Russia
EMOTIONAL RESPONSIVENESS: THE CONTENT AND STRUCTURE OF THE CONCEPT
Abstract. The article considers the content of the concept of emotional responsiveness from the perspective of different scientists. The relevance of study alongside the necessity to develop emotional responsiveness in the preschool years are substantiated. The work considers music as a means of emotional responsiveness. The author presents a model of the structure of emotional responsiveness.
Key words: emotional responsiveness; structure; preschool age; development of the emotional experience.
About the author: Valeriya Sergeevna Verbovskaya, post-graduate student.
Place of employment: The Institute of Childhood of The Herzen State Pedagogical University of Russia.
Контактная информация: 192241, Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 35/3, кв. 175; тел.: 9522702931. E-mail: [email protected]
Известно, что эмоциональная сфера является определяющей в психическом развитии ребенка, а раннее детство — ведущий период зарождения эмоций и чувств. Несмотря на то, что проблема развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших в дошкольной педагогике и, как правило, рассматривается в связи с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребенка, психолого-педагогическая литература свидетельствует о том, что сложное понятие «эмоциональная отзывчивость» имеет разночтения. Так, по мнению И.В.Груздовой, терминологически эмоциональная отзывчивость используется как обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженным в произведениях искусств, чувствам других людей и всему живому [4].
С.А.Курносова также пишет: «Термин “эмоциональная отзывчивость” активно используется в педагогической, методической литературе, нормативных материалах. Вместе с тем определение данному понятию современные словари не дают». Сама С.А.Курносова определяет эмоциональную отзывчивость как одну из составляющих социального потенциала «общества знаний» [8]. Автор справедливо подчеркивает, что, несмотря на то, что эмоциональная отзывчивость в определенной степени рассматривалась педагогами и психологами, она не являлась предметом специального исследования и в связи с этим не имеет четкого определения, что не позволяет достаточно приблизиться к пониманию данного феномена.
В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В.Запорожец, Я.З.Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие [6, 10]. М.С.Лисина, А.Е.Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми [9, 11]. Т.П.Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку [3].
В.В.Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений [1]. Касаясь вопроса о формировании и развитии эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования, чаще всего исследователи обращаются к художественным произведениям как источнику развития эмоциональной отзывчивости, используя их в качестве примеров и средств воспитания сочувствия и сопереживания герою.
Как личностное качество эмоциональная отзывчивость рассматривается на социальнонравственном уровне в связи с формированием межличностных отношений в общении и совместной деятельности (РС.Буре, М.В.Воробьева, А.Д.Кошелева, Л.В.Лидак, Л.П.Стрелкова, Е.А.Шовкомуд и др.). В исследованиях данного направления отмечается, что эмоциональная отзывчивость оказывает глубокое воздействие на становление таких качеств, как чуткость, гуманность, доброта и выступает первопричиной активных действий ребенка.
В теории эстетического воспитания развитие эмоциональной отзывчивости связано с формированием у детей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений. Исследователи подчеркивают, что эмоциональный отклик является показателем личностного отношения и значимости музыкального произведения для ребенка, что свидетельствует об эмоционально-оценочном отношении личности к музыкальному воздействию. В музыкальной педагогике эмоциональная отзывчивость тесно связана с эмоциональной природой музыкального искусства. Педагоги-музыканты указывают, что эмоциональная отзывчивость развивается по тем же законам, что и познавательный акт. Здесь эмоциональная отзывчивость понимается как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как «эмоция, случайно возникшая во время музыки», что и связывает ее с эмоциями высшего порядка, имеющими в музыкальной деятельности эстетическое содержание. Некоторые исследователи проблем музыкального воспитания дошкольников (Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, О.Ю.Лобанова, РВ.Оганджанян, К.В.Тарасова и др.) подчеркивают эстетическую природу эмоциональной отзывчивости и относят ее к общим музыкальным способностям. Необходимость приобщения ребенка к миру музыкальной культуры, развитие у него эмоциональной отзывчивости на музыку отражается в трудах Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г.Костюка, В.А.Мясищева, В.А.Петровского, О.П.Радыновой, В.А.Сухомлинского, ТН.Тара-новой, Г.С.Тарасова, В.Н.Шацкой и др. Кроме того, в данных работах особо отмечается, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Таким образом, именно музыкальное искусство представляется наиболее возможным для обогащения эмоционального опыта, для развития эмоциональной отзывчивости. В музыке представлен широчайший спектр интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Именно в музыке, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Основы развития эмоциональности в процессе обучения музыке, заложенные Н.А.Ветлугиной, получили дальнейшее развитие в работах А.В.Кенеман, О.П.Радыновой, Э.П.Костиной, АГГого-беридзе. Анализ определений и подходов в определении понятия эмоциональной отзывчивости позволяет выделить различные ключевые слова, которые мы попытались представить на рис. 1.
Таким образом, в нашем исследовании мы определяем эмоциональную отзывчивость как интегрированное личностное качество ребенка, выражающееся в способности воспринимать, идентифицировать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта (явления), адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт.
Эмоциональная отзывчивость как интегративное личностное качество, безусловно, связана со многими качествами и способностями развивающейся личности. Остановимся на некоторых современных исследованиях эмоциональной отзывчивости. Связь эмоционального развития дошкольников с коммуникативным развитием исследована в работе С.В.Ильиной. Анализ эмоциональных состояний дошкольников в процессе общения со сверстниками показал,
что преобладающая часть дошкольников обладает высоким (56,5%) и средним (37,1%) уровнем тревожности в общении со сверстниками. Дети чаще указывали на отрицательные эмоциональные состояния в совместной трудовой и учебной деятельности, в ситуации свободной беседы. Ребенок отгораживается от неприятностей, избегает неприятных переживаний. Видимое эмоциональное благополучие достигается ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на общении. Следовательно, проблема эмоциональной отзывчивости связана с проблемой социально-коммуникативного воспитания [7].
Рис. 1. Содержание понятия эмоциональной отзывчивости на уровне ключевых слов
Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности рассматривается в исследовании С.О.Тулайкиной, которая не только подтверждает, что развитие эмоциональной отзывчивости наиболее актуально в дошкольном возрасте, но и подчеркивает эффективность театрализованной деятельности как вида искусства в развитии эмоциональной отзывчивости. В работе Н.А.Довгой выделены компоненты эмоциональной сферы (перцептивный, когнитивный, вербальный, рефлексивный) и доказано, что в период от 4-х до 6-ти лет происходит значительное, неравномерное и гетерохронное развитие всех исследуемых компонентов эмоциональной сферы [5]. Но к 6-ти годам разница в уровне представлений о разных категориях эмоций становится менее заметной, что подчеркивает адекватность выбора возраста старших дошкольников для развития эмоциональной отзывчивости в нашем исследовании. Таким образом, анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме развития эмоциональной отзывчивости подтверждает необходимость дальнейшего изучения содержания, структуры исследуемого феномена, поиска эффективных методов и средств развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста как наиболее адекватного для педагогического воздействия.
Согласно психологическим исследованиям, эмоциональная отзывчивость тесно связана с мотивацией, социальной коммуникацией, познанием и поведением. В самой экзистенциональ-ной сущности ребенка заложены возможности эмоциональной отзывчивости. Они включают в себя единство процесса познания ребенком мира с его эмоциональным развитием, его «способность быть в состоянии чуткой восприимчивости», «безграничной отзывчивости», «жить во взаимности и сопричастности всему сущему на свете» [5]. Э.А.Асратян и его научная школа изучали эмоциональную отзывчивость с позиции нейрофизиологии, доказав, что эмоциональ-
ное сопереживание можно рассматривать как мотивационный поведенческий акт и что на формирование и развитие данного феномена решающее значение оказывает окружающая среда [2].
Для анализа структуры эмоциональной отзывчивости имеет значение исследование
С.А.Курносовой, которая в своих работах утверждает, что эмоциональная отзывчивость — личностное системное образование, имеющее физиологическую, инстинктивную основу, включающее в себя эмоционально-оценочное отношение к ситуациям и явлениям, приводящее к накоплению индивидуального эмоционального опыта [8]. В свою очередь эмоциональный опыт является вектором, определяющим направленность (гуманная — негуманная) деятельности человека [4]. Попытаемся представить структуру эмоциональной отзывчивости на рис. 2.
структурные компоненты эмоциональной отзывчивости
л
н
о
о
и
8
И
3
м
Н
О
Ж
мотивационный: чем младше ребенок, тем большее влияние оказывают биологические факторы, предопределяя характер непосредственной эмоциональной реакции на воздействия предметов и явления окружающей действительности, а также на другого человека.
социально-коммуникативный: только в отношениях с другими (людьми, событиями, предметами, объектами) возникает необходимость эмоционального реагирования и эмоциональной отзывчивости с одной стороны; с другой стороны, эмоциональная отзывчивость — условие конструктивного социального взаимодействия
когнитивныи: связь эмоциональной отзывчивости
с познавательным процессом обусловливает понимание, идентификацию, запоминание эмоций, обогащая эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка
поведенческии: проявление эмоциональной отзывчивости в поведении в различных реакциях служит показателем развития эмоциональной отзывчивости, т.е. ее наличия
оценочно-рефлексивный: анализ воспринимаемой информации, ее оценивание обусловливает дальнейшее понимание и эмоциональное реагирование. Развитость данного компонента обусловливает формирование эмоционального опыта ребенка.
К
н
о
о
са
к
г
са
м
н
о
ж я о я
X °
X л
£
Й
со
<ц
а
Рис. 2. Структура эмоциональной отзывчивости
Как видно из рисунка и согласно анализируемым источникам, феномен эмоциональной отзывчивости — сложный и многогранный и рассматривается в спектре различных гуманитарных наук. Каждый из компонентов может изучаться и самостоятельно. Эмоциональная отзыв-
чивость формируется и проявляется в деятельности и общении человека, она ориентирует дальнейшую жизнедеятельность личности ребенка.
Эмоциональная отзывчивость тесно связана с формированием мировоззрения личности, картиной мира. В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что эмоциональная отзывчивость не является закономерным следствием индивидуального эмоционального опыта по принципу «от позитива к еще большему позитиву». Врожденная потребность человека в эмоциональном насыщении может удовлетворяться не только положительными, но и отрицательными эмоциями. Потому содержание индивидуального эмоционального опыта и средства его реализации могут резко контрастировать с принципами общечеловеческой морали и устойчивыми для индивидов данной культуры социально принятыми формами. Именно поэтому для «облагораживания эмоций» решающее значение имеет социальное воспитание в раннем детстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
2. Асратян Э.А. Физиология центральной нервной системы (Научные работы). М., 1953.
3. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5.
4. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
5. Довгая Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2012.
6. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985.
7. Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Курск, 2009.
8. Курносова С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус. 2008. № 4.
9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
10. Неверович Я.3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
11. Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии. 1974. № 3.