мышленного консорциума; функциям и задачам, которым отвечают бизнес-единицы; методам соотнесения логики промышленного комплекса и консорциума как организационных структур; организационной кросс-матрице взаимодействия бизнес-единиц в консорциуме в рамках системы проектного управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гольдштейн Г.Я. Оценка качества сложных систем // Сб. докладов симпозиума «Методы представления и аппаратурный анализ случайных процессов и полей». Новосибирск, 1968.
2. Еськов М.С., Титов А.Б. Теория трансфера технологий. СПб.: ОЛЬКОР, 2005.
3. Тарутин A.B. Организация процесса поиска новой продукции российскими промышленными предприятиями // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2003. № 3. С. 4-9.
О.В. ТЮМЕНЦЕВА
Ольга Васильевна ТЮМЕНЦЕВА — аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПб ГУ ЭФ.
В 2009 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — экономика сферы услуг.
^ ^ -Ф-
ПРОФСОЮЗЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА*
В современных условиях хозяйствования развитие экономики страны характеризуется расширением новых форм взаимодействия. Одной из таких форм стало социальное партнерство. Ведущее место в системе социального партнерства занимает Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений [4]. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие стороны Комиссии [5]. При этом численный состав каждой из сторон не может превышать 30 человек.
Общероссийские объединения профессиональных союзов в составе Комиссии представлены десятью участниками:
Всероссийская конфедерация труда,
Федерация профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России, Конгресс российских профсоюзов,
Ассоциация российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности, Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, Федерация морского, речного и рыболовного флота, Конфедерация труда России,
ГРНТИ 06.71.51 © О.В. Тюменцева, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра социал. наук, проф. В.II. Сигова.
Федерация независимых профсоюзов России, Федерация профсоюзов работников морского транспорта, Объединение профсоюзов гражданской авиации.
Общероссийские объединения работодателей представлены следующими участниками: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Открытое акционерное общество «Рослегпром»,
Ассоциация совместных предприятий и международных объединений и организаций,
Союз работодателей машиностроения России,
Российское акционерное общество «Концерн "Росавтодор"»,
Российский союз строителей,
Российский союз химиков,
Конгресс российских деловых кругов,
Российский союз предприятий и организаций бытового обслуживания населения,
Российская ассоциация подрядных организаций в дорожном хозяйстве,
Союз углепромышленников России,
Агропромышленный союз России,
Российский автотранспортный союз,
Союз предпринимателей и арендаторов России,
Союз российских судовладельцев,
Российская топливная компания,
Лига промышленников и товаропроизводителей,
Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта,
Ассоциация промышленников горнометаллургического комплекса России,
Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России,
Концерн «Ростекстиль»,
Лига содействия оборонным предприятиям [там же].
Отметим, что согласно Трудовому кодексу РФ, комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон могут образовываться на следующих условиях:
— на равноправной основе по решению сторон,
— на всех уровнях.
Основными целями образования таких комиссий являются:
— обеспечение регулирования социально-трудовых отношений;
— ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров и соглашений;
— заключение коллективных договоров и соглашений;
— организация контроля за их выполнением.
На федеральном уровне деятельность Комиссии осуществляется в соответствии с федеральным законом.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне трехсторонние комиссии могут формироваться на основании законов субъектов Российской Федерации, а также положений об этих комиссиях, утверждаемых представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии с разным уровнем социального партнерства — федеральным, межрегиональным, региональным и территориальным.
На локальном уровне может быть образована комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора [1].
Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» определены следующие принципы формирования Комиссии:
— добровольность участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности Комиссии;
— полномочность сторон;
— самостоятельность и независимость каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства Российской Федерации при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.
Сформулированные в Законе о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений задачи соответствуют основным положениям, отраженным в Трудовом кодексе РФ. В ст. 4 рассматриваемого Федерального закона отмечено, что Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также определяет порядок подготовки проекта и заключения генерального соглашения.
Следует отметить, что в декабре 2010 г. состоялось заседание Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России, на котором рассматривался вопрос об утверждении проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 годы [3]. Соглашение является составной частью коллективного договорного процесса в системе социального партнерства. Оно служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений. В качестве приоритетной цели Соглашением выделена необходимость создания условий, содействующих:
— оживлению экономики в посткризисный период;
— повышению конкурентоспособности отечественной экономики;
— росту производительности труда;
— обеспечению стабильной занятости;
— развитию эффективной инфраструктуры рынка труда;
— подготовке квалифицированной рабочей силы;
— безопасности рабочих мест.
Кроме того, в документе определена значимость проведения социально-экономической политики, отвечающей современным требованиям рынка. В частности, необходима реализация мер, направленных на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности, поддержание социальной стабильности, обеспечение социальной защиты населения.
Указанные направления деятельности свидетельствуют о повышении значимости социальной составляющей в развитии экономики страны. В настоящее время роль профсоюзов как на рынке труда, так и в процессе развития народнохозяйственного комплекса страны в целом должна возрастать, что позволит достигнуть высоких показателей социального развития. Таким образом, реализуемые мероприятия будут способствовать планомерному развитию такой эффективной формы взаимодействия, как социальное партнерство.
ЛИТЕРАТУРА
1 ■ Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
3. URL: http://profsouz-usi.org.ru/
4. URL: http://slovari.yandex.ru/
5. URL: http://www.vkt.org.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3 l&Itemid=45