Научная статья на тему 'Вопросы теории регулирования социально-трудовых отношений'

Вопросы теории регулирования социально-трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
527
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Е. А.

Рассмотрены теоретические и практические проблемы процесса создания рыночной системы социально-экономического развития и соответствующих ей трудовых отношений в государственном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы теории регулирования социально-трудовых отношений»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Е.А. Гаврилова

Рассмотрены теоретические и практические проблемы процесса создания рыночной системы социально-экономического развития и соответствующих ей трудовых отношений в государственном секторе.

Ключевые слова: трудовые отношения, теория развития трудовых отношений, социальное партнерство.

Сложный процесс социально-экономического преобразования российского общества выдвигает задачу развития научных исследований новых экономических отношений. Преобразование всей системы экономических отношений в России неизбежно привело к возникновению множества проблем в сфере труда, в т. ч. и в государственном секторе экономики. Мировая история свидетельствует, что государственный сектор при любом общественном и политическом строе служит одной из ключевых экономических опор страны и составляет важнейшую область государственного управления. Поэтому происходящие рыночные преобразования в российском обществе связаны с необходимостью создания новой системы социальноэкономического развития и соответствующих ей трудовых отношений в государственном секторе, разрешающих возникающие противоречия.

Исследование теории и практики управления социально-трудовыми отношениями в настоящее время является дискуссионным [1]. Каково же мнение ученых, специалистов и руководителей о социальном партнерстве? Одни (В.М. Агеев, А.П. Белоусов, ИВ. Буян, Л.П. Васюченок, Н.А. Волгин, В.Н. Волович, В.В. Гаврилюк, Н.В. Герасимов, И.В. Забело-ва, М.С. Каган, Н.Д. Колесов, В.П. Корниенко, Т.Н. Миронов, А.П. Моров, С.В. Солод-ков и др.) утверждают, что оно появилось лишь с переходом к рынку, а другие (Дж. Адаме, К. Вексли, В. Врум, Э. Деси, Е. Жак, Е. Лоулер, Г. Лэтам, Д. Мак-Клелланд, К. Маркс, А. Маслоу, Ф. Херцберг и др.) полагают, что в разных формах оно существовало и раньше.

Понятие «трудовые отношения» более емкое, чем «социальное партнерство». Последнее соотносится с первым, как часть с общим. Трудовые отношения - это основа

основ экономических отношений любого общества. Общество не может существовать без потребления материальных благ, но для этого оно должно сначала их произвести [2]. Для производства необходимых товаров и услуг люди вступают друг с другом в определенные отношения. Поэтому со времени возникновения института государства трудовые отношения становятся сферой его повышенного внимания. В эпоху рабовладельческого строя, когда труд для свободного человека считался делом зазорным, государство заботилось о пополнении армии рабов, с одной стороны, и принимало необходимые законы для защиты интересов рабовладельцев -с другой. Введение крепостного права в России, а затем его отмена и установление новых отношений между бывшими крепостными и их хозяевами является примером управления (регулирования) трудовых отношений со стороны государства. В результате буржуазных революций монархии были свергнуты, и бывшие крепостные стали юридически свободными людьми. Но в процессе развития капиталистических отношений происходила дифференциация общества на бедных и богатых. Число первых неуклонно увеличивалось. Юридически свободные рабочие, не имея средств существования, вынуждены были идти в наем к владельцам фабрик и заводов, которые нещадно их эксплуатировали. В жутких условиях они трудились по 14-16 часов за мизерную плату и влачили полуголодное существование.

Вот как характеризовал положение рабочих в Х1Х в. Папа Римский Лев Х111 в своей энциклике: «Разобщенные и беззащитные трудящиеся оказались во власти бесчеловечных хозяев и жертвами алчности безудержной конкуренции. К этому злу прибавилось хищническое ростовщичество. Ко всему надо добавить монополию на труд и на плоды

коммерции, которыми завладело небольшое число пребывающих в роскоши людей, одевающих едва ли не рабское ярмо на бесконечное множество пролетариев» [1]. В своей энциклике глава католической церкви призывал к достижению социального компромисса. Но добиться этого в условиях, когда революционное рабочее движение делало только первые шаги, а создание профессиональных объединений во многих странах Европы было запрещено, практически было невозможно.

По мере сплочения рабочих и создания профсоюзов усиливается борьба за сокращение рабочего дня, повышение оплаты и улучшение условий труда и отдыха, введение платных отпусков и социального страхования. В ХХ в. в этой области достигнуты значительные успехи. В развитых странах существует целая система законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения. Рабочий день во многих странах ограничен 7-8 часами; устанавливается минимальная оплата, которая должна покрывать расходы прожиточного минимума; гарантируется пенсия по старости или инвалидности; предусматривается ряд льгот в получении образования и медицинской помощи.

В 1919 г. была создана Международная организация труда (МОТ), членами которой сейчас являются 170 государств. Основными направлениями ее деятельности являются: основные права человека (свобода ассоциаций, ликвидация принудительного труда и дискриминации женщин); разработка конвенций и рекомендаций по регулированию социально-трудовых отношений государствам-членам; обеспечение достойных условий труда (уровень зарплаты, охрана труда, оплачиваемые отпуска и т. д.); социальное обеспечение (пенсии, медицинское обслуживание). Советский Союз вступил в Международную организацию труда в 1934 г., но в 1940 г. в связи с войной в Финляндии он был исключен из нее и вернулся в эту организацию в 1956 г. После распада СССР членом МОТ стала Россия и активно участвует в ее деятельности.

Что же касается социального партнерства в России, то оно было и раньше. Но его формы и терминология были иными. В 1905 г. на предприятиях России стали заключаться коллективные договоры. В 1917 г. было при-

нято «Положение о рабочем контроле». С 1921 г. на предприятиях создавались производственные комиссии из представителей профсоюзов, других общественных организаций и заводоуправления, на которых обсуждались актуальные социально-экономические проблемы развития предприятий. В 1959 г. было утверждено Положение о постоянно действующем производственном совещании. Однако решения в сфере распределения результатов труда оставались практически в компетенции одного партнера-работодателя, т. е. государства. У двух других партнеров -администрации предприятия и профкома -права были крайне ограничены. На их долю приходилось не более 10 % объема решений, связанных с социально-производственной деятельностью коллектива [3].

Учитывая сказанное, роль государства в управлении трудовыми отношениями исключительно важна. Однако немало ученых и практиков полагают, что полноправными партнерами в регулировании трудовых отношений должны быть профсоюзы и работодатели, а государству отводят роль наблюдателя.

Думается, что такая точка зрения противоречит не только теории, но и многолетней практике. Не надо забывать, что государство выступает в двуединой роли - и как собственник, и как гарант прав. Практика показывает, что работодатели с целью снижения издержек производства стремятся к сохранению или даже к снижению уровня оплаты труда, к экономии на условиях и безопасности труда, сокращении рабочих мест за счет достижений научно-технического прогресса. А наемные работники стремятся к повышению заработной платы, к безопасности и улучшению условий труда, сохранению рабочих мест и т. д. В этих условиях именно законодательные и исполнительные органы государственной власти должны обеспечить рациональное сочетание баланса интересов работников и работодателей. Уровень справедливости распределения доходов в обществе предопределяется социальной сущностью (типом) государства, а качество партнерства - степенью участия работников в управлении. Рабовладельческое государство защищало интересы рабовладельцев, феодальное государство охраняло привилегии наследственных монархий, а буржуазное -

владельцев капитала. Интересы большинства членов общества должно отстаивать социальное государство. Поэтому, когда в 1993 г. вырабатывалась Конституция РФ, Академия труда и социальных отношений предложила Конституционному собранию выбрать для России модель социального государства. Это предложение было поддержано учеными РАН и профсоюзной делегацией. В результате обсуждения разных моделей была принята ст. 7 Конституции РФ, которая гласит: «Россия - социальное государство» [4].

Прежде чем предложить эту модель, был изучен опыт западноевропейских государств, которые стали социальными: Конституция ФРГ в 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию социальным государством; в Конституции Франции с 1958 г. в ст. 1 записано, что она является социальной Республикой; Италия - с 1948 г., Испания - с 1978 г., Швеция -с 1974 г. и ряд других европейских стран, включая и страны Восточной Европы, пошли по такому же пути. Эти страны не только продекларировали, но и всей своей повседневной практикой утверждают принципы социального государства, создали правовое обеспечение и механизмы для практического осуществления сильной социальной политики на основе социально ориентированной экономики. Концепция социального государства наиболее близка к нашей исторической практике государственного устройства и менталитету общества; она дает экономическим реформам социальную направленность.

Каковы основные принципы социального государства?

Во-первых, принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию. Этот принцип лежит в основе регулирования социально-трудовых отношений через систему социального партнерства при непременном участии государства в создании правового обеспечения этого партнерства.

Во-вторых, это принцип участия работников в управлении, его также называют экономической демократией. Его реализация позволяет работникам участвовать в выработке и реализации социально-экономических решений, касающихся труда, его условий и оплаты, перспектив развития своей организации и др., что создает условия сопричастно-

сти и заинтересованности работника в коллективных результатах.

В-третьих, принцип ответственности всех членов общества за положение дел в обществе. Он предполагает солидарное участие и заботу всего общества о тех, кто еще не работает - детях - и кто уже не работает, т. е. нетрудоспособных по разным причинам. С помощью правового регулирования социальное государство не допускает неправомерных разрывов в доходах разных категорий своих граждан и поддерживает их достойную социальную защиту.

В-четвертых, принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, не допуская разрушительного действия стихии рынка, прежде всего, на социальную сферу - занятость, доходы, уровень жизни, образование, науку, культуру, здравоохранение и др.

Однако данные принципы на практике воплотить значительно сложнее. Теоретически, по Конституции, Россия - социальное государство, а фактически за короткий исторический срок мы превратили социалистическое государство в буржуазное, в котором господствующей формой собственности является частная, а доходы распределяются, в основном, по капиталу. Когда в Испании к власти пришли социалисты, они в пять раз снизили удельный вес распределения по капиталу и, соответственно, повысили распределение по труду. В России за короткий срок удельный вес распределения по труду снизился в два раза, а распределение по капиталу, соответственно, возросло. Конституционное положение о том, что Россия - социальное государство, до последнего времени было фактически предано забвению. Об этом даже не упоминалось в ежегодных Посланиях Президента Федеральному собранию. Участники «круглого стола», организованного ФНПР и Академией труда и социальных отношений на тему «Российская Федерация -социальное государство», вынуждены были констатировать, что ст. 7 Конституции РФ не реализуется.

Что же требуется для осуществления конституционного положения о социальном государстве на практике?

На наш взгляд, для его реализации необходимы ряд законодательных актов и принятия соответствующих мер, обеспечивающих реализацию их на практике. В частности, следует принять Федеральный закон «О социальной политике в Российской Федерации как социальном государстве». Он должен определить главные направления государственной социальной политики на этапе формирования основ социального государства и основные принципы его функционирования. В нем целесообразно предусмотреть распределение сфер ответственности федеральных органов, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления за осуществление экономической политики социального государства, решить вопрос о финансировании, социальных нормативах и др.

Нужны такие законы и в субъектах Федерации, а на предприятиях и в организациях следовало бы возродить практику разработки планов социального развития. Полезным может стать и создание под эгидой Российской академии наук научного совета по социальной политике для координации и объединения ученых и практиков различных ведомств и сфер по разработке концепции социального государства и механизма ее осуществления для разных периодов его развития, изучения и обмена опытом этой работы в государствах СНГ, ставших на путь создания социальных государств.

В этом направлении необходимо использовать зарубежный опыт, который показывает, что влияние профсоюзов и их партнеров на регулирование социально-трудовых отношений, например, в европейских государствах базируется на трех моделях:

1) скандинавской социальной демократии с сильными и зачастую едиными профсоюзами;

2) средиземноморском плюрализме, характеризующимся идеологическими течениями;

3) корпоратизме англоязычных стран.

Несмотря на различные позиции этих государств, все они стремятся к уважению автономии социальных партнеров. Маастрихтским договором социальный диалог включен в механизм принятия решений Европейским сообществом. Крупнейшие европейские ассоциации бизнеса и труда - Европейская конференция работодателей и Европейская

конфедерация профсоюзов получили беспрецедентное квазиконституционное право участия в формировании социальной политики. Многими аналитиками Маастрихтская процедура совместного принятия решений оценивается как существенный шаг к неокорпо-ративной организации зарождающегося государственного устройства Европы, основанного на трехстороннем управлении.

Из всех структур политической системы общества наибольшую заинтересованность в социальном государстве объективно имеют профсоюзы. И это закономерно, т. к. государство становится защитником социальнотрудовых интересов своих граждан и обеспечивает такой общественный порядок, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Но на практике роль профсоюзов пока еще, к сожалению, нередко недооценивается. Ряд законодательных и нормативных актов не обязывают работодателей привлекать к участию в управлении производством профсоюзы и реагировать на их требования. В законе «Об акционерных обществах» от 24 ноября 1995 г. нет даже упоминания о профсоюзах.

Несмотря на то, что реализация конституционного положения о социальном государстве в России желает много лучшего, в области социального партнерства проделана значительная работа как в теории, так и в практике его осуществления. Позитивную роль в этом сыграли Указ Президента «О социальном партнерстве», законы: «О коллективных договорах и соглашениях», «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и соответствующие законы, принятые во многих регионах России.

Что представляет собой Российская трехсторонняя комиссия и каковы принципы ее функционирования? Координатор трехсторонней комиссии - заместитель Председателя Правительства, а ее равноправными Сторонами являются: представители общероссийских объединений профсоюзов; представители общероссийских объединений работодателей; представители Правительства Российской Федерации.

Аналогичные трехсторонние комиссии образованы и во многих регионах. Задачи, функции и принципы функционирования ко-

миссий определены Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». В нем предусмотрено, что основными принципами формирования и деятельности комиссии является добровольность участия общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей и полномочность сторон. Главной функцией комиссии является подготовка и принятие генеральных соглашений между тремя сторонами по основным вопросам регулирования социально-трудовых отношений и контроль за их выполнением.

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством, наряду с такими насущными проблемами, как оплата труда и уровень жизни, занятость населения, социальная защита и страхование, охрана труда и экологическая безопасность, большое внимание уделено и кадровому обеспечению системы управления трудовыми отношениями на всех уровнях. В нем предложено ввести в государственный образовательный стандарт высшего и профессионального образования курс лекций о регулировании трудовых отношений на принципах социального

партнерства; рекомендовано рассмотреть вопрос о частичном финансировании за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений - базового научного и учебно-методического центра в сфере социально-трудовых отношений.

1. Белая книга российского образования // сост. А. Адриан, Э. Бентабет, А. Винокур, Т. Линей, Ж. Планас, Ж. Прохоров и др. М., 2000.

2. Игнатова В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Мащенко Ю.А., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Ходарев А.С., Эланский Ю.Г. Экономика социальной сферы. М.; Ростов н/Д, 2005.

3. Дмитриев М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопросы экономики. 1999. № 2. С. 60.

4. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Поступила в редакцию 14.04.2008 г.

Gavrilova E.A. Issues of theory of social-labour relations regulation. Theoretical and practical problems of the process of creation of the market system of social and economic development and labour relations appropriate to it in the public sector are considered.

Key words: labour relations, theory of labour relations development, social partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.