Научная статья на тему 'Органы социального партнерства в сфере труда'

Органы социального партнерства в сфере труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
890
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайликов В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы социального партнерства в сфере труда»

2010'1

Литература

1. См.: Иванец Н. Н, Анохина Н. П., Стрелец Н. В. Современное состояние проблемы нарко-

маний в России // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. № 9. С. 26; Маршак Я. И., Новиков А. В., Вороненко П. А, Каменская А. И. Реабилитация пациентов с наркотической зависимостью // Южно-Российский медицинский журнал. 2001. № 3-4. С. 21.

2. См.: Шабанов П. Д. Основы наркологии. - М., 2000.

3. См.: Стрельчук И. В. Клиника и лечение наркоманий. - М.: Медгиз, 1956.

4. См.: Твердая И. Н. Значение состояния опьянения для уголовной ответственности (неко-

торые аспекты исследования): Дис. ... к.ю.н. - М., 1970.

5. См.: Флоря В.Н. Ответственность за совершение преступления в состоянии опьянения: Автореф. дис. ... к.ю.н. - М., 1974.

6. Советское уголовное право. Часть Общая: учебник / Под ред. Б. В. Здравомыслова, М. А. Гельфер, П. И. Гришаева и др. - М., 1982. С. 171.; Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Отв. ред. Ю.Д. Северин. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1984. С. 26.

7. См.: Портнов А. А, Пятницкая И. Н. Клиника алкоголизма. - Л.: Медицина, 1973. С. 26-28;

Стрельчук И. В. Острая и хроническая интоксикация алкоголем. 2-е изд. - М.: Медицина, 1973. С. 198-201 и др.

8. См.: Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 // СЗ РФ. 2006. № 2. Ст. 176.

9. См.: Иванов С. Распространение наркотиков - прямая угроза национальной безопасности

России // Медицинский курьер. 2001. № 3-4. С. 30-31.; Шевченко Ю. Л. Только сообща можно изменить ситуацию // Там же. С. 31-32; Алексий II. Наркомания - в первую очередь - духовная проблема // Там же; Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М., 1990. С. 10-15.

10. Ибрагимов В. Н. Некоторые тенденции незаконного оборота наркотиков. Преступность и проблемы борьбы с ней / под общ. ред. А. И. Долговой, В. И. Каныгина. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007.

ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В

СФЕРЕ ТРУДА

Для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями. Такие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются именно органами, а не сторонами социального партнерства. Социально-трудовые отношения - понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, то есть все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллек-

в.л. МИХАЙЛИКОВ,

кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России)

тивных переговоров и подготовки проектов коллективных переговоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях [1, с.78].

Такие комиссии образуются по решению сторон на равноправной основе. Они состоят из наделенных надлежащими полномочиями представителей каждой стороны.

Представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления входят в состав комиссий в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством или соглашением сторон.

Основным назначением комиссий является проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений. Однако они осуществляют и контроль за выполнением заключенных коллективно-договорных актов. Это дает основание полагать, что комиссии могут действовать как

ПРАКТИКА.

на временной, так и на постоянной основе в зависимости от усмотрения сторон.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и региональные трехсторонние комиссии являются постоянно действующими. В свою очередь, отраслевые комиссии по ведению коллективных переговоров и комиссии, создаваемые на уровне организации, обычно образуются на период ведения коллективных переговоров [2, с.234].

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» [3].

Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны Комиссии. Участие в работе Комиссии иных представителей работодателей не предусмотрено.

В качестве принципов формирования РТК названы:

• добровольность участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности Комиссии;

• полномочность сторон;

• самостоятельность и независимость каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов и общероссийское объединение работодателей вправе направить своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии. Однако общее количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек [4, с.79-82].

Российская трехсторонняя комиссия создана как многофункциональный орган. К ее задачам отнесены не только ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правитель-

ством РФ, но и проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. Комиссия вправе разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений; принимать участие в подготовке разрабатываемых Правительством РФ законопроектов, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

ТК РФ предусматривает участие Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в принятии некоторых решений Правительства РФ. В частности, с учетом мнения РТК утверждаются:

• перечни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов (ст. ст. 59, 94, 96, 113, 153, 268 ТК);

• перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 117 ТК);

• минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и условия его предоставления (ст. 117 ТК);

• особенности порядка исчисления среднего заработка для отдельных категорий работников или в особых обстоятельствах (ст. 139 ТК);

• перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК);

• перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин (ст. 253 ТК);

2010'1

• предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (ст. 253 ТК);

• перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК);

•предельные нормы тяжестей, допустимых к переноске работниками в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК);

• особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) (ст. 282 ТК) [5, с.364].

Порядок работы Комиссии определяется Регламентом.

В соответствии с законами субъектов Российской Федерации на региональном уровне создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их деятельность фактически смоделирована с деятельности Российской трехсторонней комиссии. Законы о социальном партнерстве, определяющие порядок создания и задачи региональных комиссий, приняты в Свердловской, Вологодской, Омской, Мурманской областях, Алтайском и Ставропольском краях, республиках Алтай, Карелия, Мордовия, городе Москве и других субъектах РФ.

Специфическими признаками региональных комиссий являются:

трехсторонний характер их создания и деятельности, принятие всех решений по согласованию между тремя сторонами комиссии; функционирование на постоянной основе; осуществление социального партнерства в различных формах.

Характерным примером правового регулирования деятельности региональной комиссии можно считать Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 «О социальном партнерстве», который предусматривает создание Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии со ст. 6 Закона Комиссия формируется Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями предпринимателей (работодателей) на принципах согласия (консенсуса) из равного числа представителей каждой из сторон, не превышающего 15 человек, уполномоченных Постановлением Правительства Москвы (по правительственной стороне), совещанием заинтересованных объединений профсоюзов, действующих в Москве (от профсоюзной

стороны), совещанием заинтересованных объединений предпринимателей (работодателей), действующих в Москве (по стороне предпринимателей) [6].

Помимо участия в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений Московская комиссия активно сотрудничает с органами государственной власти субъекта Российской Федерации: проводит консультации по выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в Москве; вносит предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы; обсуждает проекты законов города Москвы, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами власти Москвы по вопросам социально-трудовых и связанных с ними отношений.

Территориальные трехсторонние комиссии создаются в соответствии с региональными законами о социальном партнерстве. Как правило, они являются постоянно действующими органами. Некоторые законы субъектов Российской Федерации это прямо подчеркивают. Например, Закон Волгоградской области от 29 ноября 1999 г. № 330-оД «О социальном партнерстве в Волгоградской области» указывает, что территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются постоянно действующими (ст. 10 Закона) [7].

На отраслевом уровне по сложившейся практике образуются трехсторонние комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений.

В состав таких комиссий на федеральном уровне входят соответствующие объединения работодателей, иные представители работодателей, действующие в отрасли (отраслях), профсоюзы и их объединения, Министерство труда и социального развития России.

Отраслевые комиссии могут создаваться как на двух-, так и на трехсторонней основе, т.е. с участием соответствующих органов исполнительной власти. Однако соглашение заключается представителями работников и работодателей (ст. 45 ТК), органы исполнительной власти не принимают на себя дополнительных обязательств.

Создание и деятельность отраслевых региональных комиссий по ведению коллективных переговоров часто определяются региональным законодательством [8, с.46-48].

Для того чтобы обеспечить учет обще-

ственных интересов при заключении согла- представителем работников или единым

шений любого вида и уровня, введено пра- представительным органом. вило об участии в коллективных переговорах Создание комиссии целесообразно

соответствующих финансовых органов, если оформить совместным решением сторон,

соглашение предусматривает полное или поскольку с момента ее создания лицам,

частичное бюджетное финансирование. участвующим в коллективных переговорах,

На уровне организации коллективные пе- предоставляются специальные гарантии. реговоры ведет специальная комиссия, на Таким образом, для обеспечения регули-

которую возложена задача подготовки про- рования социально-трудовых отношений,

екта коллективного договора и его заключе- ведения коллективных переговоров и под-

ния. Комиссия создается на равноправной готовки проектов коллективных договоров,

основе из представителей работодателя и соглашений, заключения коллективных дого-

работников. воров, соглашений, а также для организации

Руководитель организации по своему контроля за их выполнением на всех уровнях

усмотрению определяет конкретные кан- на равноправной основе по решению сторон

дидатуры и полномочия должностных лиц, образуются комиссии из наделенных необ-

которых он направляет в комиссию по ве- ходимыми полномочиями представителей

дению коллективных переговоров. Лица, сторон, что является необходимым элемен-

представляющие интересы работников, том в механизме реализации конституцион-

избираются профсоюзным органом, иным ного права граждан на труд.

Литература

1. СмоленскийМ.Б., МажинскаяН.Г. Трудовое право Российской Федерации: учебник. - М.: Из-

дательско-торговая корпорация «Дашков и К»; - Ростов н/Д: Наука- Пресс, 2007. 78.

2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Панина. - М.:

МЦФЭР, 2008.

3. Федеральный закон РФ от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений» //СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.

4. Гайнуллина Ф. И., Мирсияпов Т. А. Социальное партнерство. - М.: Издательство «Эконо-

мика». 2007.

5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. - М.:

ООО «ТК Велби», 2002.

6. Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 «О социальном партнерстве» // СПС

«Консультант-Плюс».

7. Закон Волгоградской области от 29 ноября 1999 г. № 330-ОД «О социальном партнерстве

в Волгоградской области» // СПС «Консультан-Плюс».

8. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. - М.: Мысль, 2008.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

А.С. МАМИН,

кандидат юридических наук (БелГУ)

Формирование правового государства невозможно без последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, без соблюдения правопорядка и принципа законности. Правовое государство среди ученых рассматривается как одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности.

На наш взгляд, создание правового государства связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с повышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В толковом словаре В.И. Даль дает сле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.