Научная статья на тему 'Профессионально-художественные умения будущих педагогов-дизайнеров: педагогическая сущность и пути формирования'

Профессионально-художественные умения будущих педагогов-дизайнеров: педагогическая сущность и пути формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Юлия Юрьевна

Рассматривается педагогическая сущность, структура профессионально-художественных умений будущих педагогов-дизайнеров, разработаны этапы формирования, представлена система заданий и методов, формирующих профессионально-художественные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-художественные умения будущих педагогов-дизайнеров: педагогическая сущность и пути формирования»

Библиографический список

1 Зива В Ф Инновационное дизайн образование и процессы его внедрения в практику // Современные технологии в дизайн-образование: материалы докладов III Всероссийской научно-

практической конференции. 4.1. - Сочи, 2006. -С. 49-52.

2. ТуникЕ.Е. Тест Е. Торренса// Диагностика креативности: Методическое руководство. — СПб., 2002.-С. 200.

Ю.Ю. Артемьева

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Рассматривается педагогическая сущность, структура профессионально-художественных умений будущих педагогов-дизайнеров, разработаны этапы формирования, представлена система заданий и методов, формирующих профессионально-художественные умения.

Сегодня профессия дизайнера является одной из самых престижных и высоко оплачиваемых не только у нас в стране, но и во всем мире.

Модернизация предметно-пространственной среды, динамизм развития отделочной инфраструктуры требует от современного специалиста функционального расширения профессиональной компетентности, синтезирующей проек-тно-структурные (архитектурные), инженерноконструктивные и художественнооформительские компоненты. Очевидно, что обозначенные характеристики определяются сформированно-стью у выпускников соответствующих профессионально-художественных умений. В тоже время в Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта недостаточно конкретизирован базовый состав профессиональнохудожественных умений педагогов-дизайнеров. В педагогических исследованиях недостаточно описаны методы формирования, нет четкого алгоритма формирования художественных действий, составляющих основу профессиональнохудожественных умений, что затрудняет выработку научно обоснованного подхода целенаправленного формирования этих умений.

Процесс формирования профессиональнохудожественных умений в педагогической практике инженерно-педагогических вузов осложняется, тем, что заметно снизился уровень подготовки абитуриентов, в то время как количество желающих обучаться профессии дизайнера за последнее время существенно выросло.

Необходимыми условиями эффективного формирования профессионально-художествен-

ных умений является базовая подготовка в художественных школах, в художественном училище, которая часто отсутствует. Анализ традиционного обучения выявил недостаточную преемственность в системе «школа-вуз», в частности не соответствие целей и методов обучения теоретическим основам формировании профессионально-художественных умений.

Одной из субъективных противоречий формирования профессионально-художественных умений в дизайне является отсутствие системного подхода к первоначальной стадии овладения рисунком, являющимся фундаментом проектировочной деятельности специалиста, а также отсутствие учебно-методической литературы, обеспечивающей формирование профессиональнохудожественных умений для дизайнеров.

Неразрешенно сть выше обозначенных противоречий приводит к тому, что в педагогической практике дизайн-образования формирования профессионально-художественных умений осуществляется преимущественно эмпирически, то есть без необходимого научного обоснования, что обусловливает известную стихийность такой деятельности, а, следовательно, ее невысокую эффективность.

Для уточнения структуры и содержания профессионально-художественных умений будущих педагогов-дизайнеров исследованы потребности отрасли и особенности деятельности специалистов. Результатом профессионально-ориентированной подготовки специалистов общество ставит задачу формирования проектной культуры, как элемента готовности к освоению предметнопространственного среды и выполнению профес-

Орган иза ционн о~ управленческие умения

Обеспечивают организацию, контроль, планирование, регулирование собственной проектно-художественной деятельности, анализ результатов и хода решения дизайнерских задач

I Логика-информационные умения £ 1 1 % і 1 Связаны с восприятием и анализом профессиональной , информации иа основе развития объемнопространственного мышления, умения ставить дизайнерские задачи, конкретизировать доминируюнще и подчиненные задачи, проектировать способы действий

Художественно- $ Обеспечивают переработку профессиональной

композиционн ые Р информации и обеспечивают эффективные приемы

умения # проектно-художественной деятельности

п с использованием различных художественных средств

Эстетико- 1 Освоение средств выразительности, способствующей

изобразительн ые ш і визуально-графической культуре продуктов

умения % % и художественной деятельности

Рис. 1. Структура профессионально-художественных умений педагога-дизайнера

сиональных функций в преобразовательной деятельности, как одной из ценностей человеческого сообщества, реализуемую в деятельности, как особый тип мышления и практической направленности работы по жизнеустройству [ I ], систему научных принципов и проектных методов, обеспечивающих творческий процесс создания дизайнерского произведения [2], совокупный массив знаний, навыков и ценностей, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, формообразования и исполнения [3].

Профессионализм дизайнера-педагога заключается в умении художественно проектировать предметно-пространственную среду и умении обучить других способам проектной деятельности. Как показал теоретический анализ, становление будущего дизайнера-педагога связывают в первую очередь с формированием ценностных ориентиров, способностей, специальных знаний и умений, составляющих универсальную основу проектной деятельности, которая наряду с педа-

гогической компетентностью включает совокупность технологий художественно-проектного моделирования, выполняет функции преобразования действительности на основе проекта с учетом функциональных, конструктивных, художественных, эстетических, психофизиологических и других принципов дизайна.

Таким образом, выявлено, что профессиональная деятельность современного дизайнера-педагога включает педагогический, гуманитарно-художественный, научно-технический, технологический компонент.

Рассматривая умения как компонент деятельности, считаем, что совокупность профессионально-художественных умений как база профессиональных умений педагога-дизайнера определяет готовность будущего специалиста к дальнейшей профессиональной творческой деятельности. На этом основании считаем, что профессионально-художественные умения - это освоенные будущими педагогами-дизайнерами спосо-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со цноки нети ка ♦ № 5

81

Таблица

Система заданий, формирующих профессионально-художественные умения

Гии

зада-

чи

. Й II

I £ Ё 1

II

Характеристика

Направлены на коррекцию до вузовских знаний и умений к требованиям обучения художественной деятельности в вузе На коррекцию начальной изобразительной грамоты и об шее эстетическое развитие.

Примеры

Дня выработки первоначальных навыков координации глаза и руки используются ряд простых упражнений на развитие приемов расчета и глазомера. На этих упражнениях осваивается основной принцип линейно-конструктивного рисунка «рисовать через две точки лишями», находить хар актер мое опор ные точк и различил х линий ил и плоскостных фигур.

Вар-ты

использ.

А V

■ Р«

а

I

03

Направлены приобретение базовых конструктивно-графических знаний, умений линейно-конструктивного рисунка, на начальное понимание формы и объема и пространства, на изучение конкретных инструментов, операций и алгоритмов изобразительной деятельности.

Выполнение заданий помогает лучше понять и усвоить основы цространственшго построения объемов, перспективного изображения: изображение геометрических тел на плоскости, с учетом конструктивных особенностей.

3 I

3 %

I® 2 * о. Р

е §

х 2 рі 1

я я

к £

11 В- Р £ & &

Направлены закрепление и перенос базовых констру ктивно-графических знаний, отработку умений и навыков, освоение новых приемов за счет использования и комбинаций различных технологий, средств и материалов области линейноконструктивного р нсу нка

Задания включаотперенос геометрического понимания формы на предметы быта. Закономерности усвоенные при рисовании простых форм, помогают при изучении более сложных форм и поверхностей и их осознанно м изображении.

Для выполнения заданий требуется весь комплекс знаний в области линейно-конструктивного рисунка.

я р

V О

Я І

т О

§ й

Необходимы для формирования опыта проектировочной деятельности, для развкшя проявляющихся в ней способностей. Выполнение заданий с элементами творчества развивает объемнопространственное мышление, поиск множества решений.

Сюда относятся задачи, включающее все формы умственных действий, поиск и разработка констру ктсрских решений в области дизайна, например, самостоятельно выбрать ряд геометрических тел и создать на их основе тематическую композицию в пространстве. Задачи требуют дополнительной фофессионалыюй информации об объекте из области формообразование технологии шготоалеию, материал оледенил, условий эксплуатации и др.___________________

8 Э

И

С>. Б О С 5

Ь- р

Направлены на углубленное, профессиональное овладение студентами умениями в области проектирования, на реализацию максимального творческого самовыражения, проявление индивиду альности и самостоятельности а поиске ^^^аіц^^ьі^та^чешлдшісн^

Творческие задания ориентированы на развитие эстет ико-художественных у мен ий: например, представить слепок гипсовой головы в вцзе сложных поверхностей и вписать в пространство. Выполнение задания предполагает постановку проблемы, разработку плана решения, свободный выбор материалов и техник, выполнение, осуществление презентации

бы выполнения художественной деятельности на основе знаний о сущности, средствах и способах осуществления профессиональной деятельности дизайнера.

Для выявления содержательной стороны умений педагога-дизайнера нами были рассмотрены требования ГОС ВПО специальности 030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн)», что позволило выявить структуру профессионально-художественных умений педагога-дизайнера (рис. 1).

Формирование умений будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности происходит непрерывно, в течение всего периода обучения. Овладение профессионально-художественными умениями в процессе обучения осуществляется через усвоение цели и информационной основы художественной деятельности педагогов-дизайнеров, формирование операционного состава деятельности и профессионально значимых качеств.

Поскольку формирование профессиональнохудожественных умений зависит от компонентов учебной деятельности: мотивационного, ценост-но-ориентировочного, операционного и управленческого, а именно в развитии каждого из них до уровня творческой самореализации, то система формирования профессионально-художественных умений мы выстроили по этапам.

Разработанный процесс формирования профессионально-художественных умений будущих дизайнеров-педагогов включает: мотивационно-

целевой, теоретико-информационный, репродуктивно-тренировочный, реконструктивновариативный, творческо-поисковый, контрольно рефлексивный этапы.

Профессионально-художественные умения вырабатывались в системе последовательного построения учебного материала и учебной деятельности обучаемых. Содержательное наполнение этапов выражается в систематизации знаний и умений, структурированных по этапам усвоения и по уровням доступности заданий, в процедурах переноса освоенных знаний, умений в профессионально-ориентированную художественную деятельность.

С этой целью нами разработана система заданий, включающая, различные упражнения на этапе познания основ линейно-конструктивного рисунка, основы линейно-воздушной перспективы, геометрического моделирования, формообразования, которые являются основными элементами профессионально-художественной деятельности (табл.).

Большое внимание уделяется овладению первоначальными навыками в области рисунка, а это упражнения на постановку руки, глазомера, развития образно-пространственного мышления. Изучение рисунка необходимо начинать именно с подготовительных упражнений, поскольку стандарт программы по рисунку не предусматривает этот этап, в то время как абитуриенты не справляются с высокими требованиями. Студент, овла-

Методы организации обучения 1 —* инструктивно-практические, объяснительнонаглядные, проблемно-побуждающие

Общие методы обучения 1 1 ► репродуктивные, репродуктивно-продуктивные, проблемные, поисково-исследовательские

Методы контроля —► текущий; по конечному результату

Методы мотивации ь* 1 стимулирования учения, самообучения, самоконтроля, самооценки

Прикладные методы і конструктивные, геометрического обобщения, перспективные, светотеневые

Рис. 2. Система методов формирования профессионально-художественных умений педагогов-дизайнеров

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

83

девший в полном объеме теоретическими знаниями и освоив подготовительные упражнения в области линейно-конструктивного рисунка, линей-но-воздушной перспективы, объема и тона, сможет в дальнейшем успешно осваивать вариативные профессионально-художественные умения.

Каждый уровень заданий способствует формированию у будущего специалиста внутренних условий самостоятельного выполнения действия. В комплексе эти условия способствовали формированию профессиональных художественных умений.

Методы учебной деятельности выстраивались преемственно: общие методы от репродуктивных к проблемным и исследовательским, прикладные от конструктивных к светотеневым (рис. 2).

Организационно-деятельностный компонент процесса, в соответствии с поставленными целями и логикой содержания, характеризуется расширением возможностей совместной учебной

деятельности и развивающегося взаимодействия обучающего и обучающегося. Это способствует переходу от внешнего управления деятельностью к формированию способности к целенаправленной саморегуляции деятельности с целью создания условий для саморазвития профессионально-художественных умений студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Шимко В.Т, Основы дизайна и средовое проектирование: Учебное пособие. - М.: Архи-теюура-С,2005.- 156 с.

2. Генисаретский О.И. Методологические и гу-манитарно-художественные проблемы дизайна: Автореф. дис.... д-ра искусств. - Москва, 1990. -36с.

3. ТкаченкоЕ.В. Дизайн-образование: Теория, практика, траектория развития /Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. - Екатеринбург: «АКВА-ПРЕСС», 2004. - 240 с.

Е.М. Турыгина

ОБ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-АРХИТЕКТОРА

К,к указывается в требованиях государственного образовательного стандарта к специальности 27.01.14. «Инженер-архитектор», дипломированный специалист, наряду с обязательной подготовкой по специальным и изобразительным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция) должен владеть профессиональными знаниями и умениями по колористической организации проектных и производственных работ.

Предварительный анализ (анкетирование, тестирование) первокурсников, показал, что для реализации этой важнейшей задачи в учебных планах вузов, имеющих такие отделения, нет специальных дисциплин по «Цветоведению» и «Ко-лористике», имеющихся на всех архитектурных факультетах страны. В рамках учебной дисциплины «Основы техники изобразительного искусства» даются лишь самые общие сведения из теории цвета. Большинство студентов (более чем 70%) не имеют достаточной изобразительной специальной подготовки по живописи, рисунку, композиции. Ежегодное анкетирование перво-

курсников (2002-2007 уч. г.) показывает, что подавляющая часть (более 85%) не имеют самых необходимых теоретических знаний по цветоведению. Перечень проблем, прямо или косвенно, связанных с необходимостью коренного изменения сложившейся ситуации можно продолжить.

Невозможность прямого переноса содержания и методов обучения колористике, применяемых на традиционных архитектурных факультетах, потребовали создания и экспериментального апробирования адаптационной технологии обучения, способной дать высокую профессиональную колористическую подготовку будущему инженеру-архитектору.

Формирование колористической культуры предполагает взаимообусловленный, взаимосвязанный, целенаправленный процесс личностноориентированной деятельности педагога и студентов направленный на:

а) усвоение теоретических знаний по цветовое приятию и цветовоспроизведению, посредством применения современных педагогических технологий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.