Научная статья на тему 'Педагогические технологии, применяемые в дисциплине "Проектирование" по направлению подготовки 54. 03. 01 "дизайн" на примере задания для 3 курса'

Педагогические технологии, применяемые в дисциплине "Проектирование" по направлению подготовки 54. 03. 01 "дизайн" на примере задания для 3 курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА "ПРОЕКТИРОВАНИЕ" В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / ДИЗАЙН СРЕДЫ / ПОЭТАПНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдакова Е.В.

По мнению автора, постоянный профессиональный рост в процессе обучения будущих специали-стов дизайнеров предполагает умение поэтапно работать с проектируемым пространством. На примере практического задания студент учиться приемам и методам художественно-образного проектирования средовых объектов и интерьерных пространств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии, применяемые в дисциплине "Проектирование" по направлению подготовки 54. 03. 01 "дизайн" на примере задания для 3 курса»

3. Селиванов, Ф. М. Стихи духовные / Ф. М. Селиванов. - Москва : Советская Россия, 1991. - 234 с.

4. Федотов, Г. П. Стихи духовные / Г. П. Федотов. - Москва : Прогресс ; Г нозис, 1991. - 134 с.

5. Щербакова, О. С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 2: Хрестоматия / О. С. Щербакова. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2005. - 287 с.

6. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура / А. В. Юдин. - Москва : Выс. шк., 1999. - 329 с.

УДК 37.026.9:378

Е. В. Юдакова

Алтайский государственный институт культуры и искусств,

Барнаул, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 54.03.01 «ДИЗАЙН»

НА ПРИМЕРЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 КУРСА

По мнению автора, постоянный профессиональный рост в процессе обучения будущих специалистов дизайнеров предполагает умение поэтапно работать с проектируемым пространством. На примере практического задания студент учиться приемам и методам художественно-образного проектирования средовых объектов и интерьерных пространств.

Ключевые слова: дисциплина «Проектирование» в учебном процессе, дизайн среды, поэтапное обучение студентов.

E. V. Yudakova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES USED IN THE DESIGN COURSE OF THE DESIGN DEGREE PROGRAM ON THE EXAMPLE OF TASK FOR THE 3rd COURSE STUDENTS

In the author's opinion, constant professional growth in the process of training future designers' specialists presupposes the ability to work step-by-step with the projected space. On the example of a practical task, a student learns techniques and methods of artistic and imaginative design of environmental objects and interior spaces.

Keywords: дисциплина «Проектирование» в учебном процессе, дизайн среды, поэтапное обучение студентов.

Процесс формирования обучения дизайнеров среды в сложившейся системе бакалавриата должен строиться на комплексном подходе к проектной деятельности.

В ходе планирования учебно-методического комплекса необходимо обеспечить взаимодополнение дисциплин таким образом, чтобы после окончания вуза, будущий высококвалифицированный специалист был готов к профессиональной, практической деятельности, предполагающей творческий, креативный подход к проектируемым объектам. «Проектирование» тесно связано с такими дисциплинами, как «Композиция», «Рисунок», «Цветоведение», «Моделирование», «Семиотика» и другие. В связи с чем следует предусмотреть достаточный объем практических работ, различных по сложности и содержанию, способствующих развитию культуры, художественного вкуса, творческого взгляда и креативного мышления.

Закономерность распределения тем по курсам должна способствовать формированию глубоких знаний, представлений и практических навыков основных законов и методов проектирования. Программа курса «Проектирование в дизайне среды», которому отводится значительное количество времени в учебном процессе, имеет ряд последовательных этапов, построенных по принципу усложнения творческих заданий. Именно данный курс обеспечивает практическое освоение знаний и умений, необходимых для будущей работы, не только с точки зрения эстетической и визуальной наполненности, но и знакомит с техническими и технологическими требованиями, предъявляемыми к средовым объектам и системам.

Таким образом, курс «Проектирование» начинается с пропедевтических упражнений, включающих изучение комбинаторных методов проектирования, основных законов композиции и освоения различных средств проектной графики, на примере простых проектируемых объектов «Граница двух пространств» и «Кинетическая установка».

Второй год обучения предполагает начало проектной деятельности, которая раскрывает творческий потенциал студента, развивает навыки абстрактного, ассоциативного мышления, интуиции, фантазии и

креативного подхода к проектируемым объектам. В этот период обучения студенты дизайнеры работают над такими проектами, как рекламно-информационная установка и детская игровая площадка. Специфика данного курса обусловлена проведением аудиторных практических занятий и внеаудиторных часов, которые позволяют работать над сбором материала по проектируемым объектам. В процессе работы над творческим заданием происходит знакомство с понятиями «клаузура» и «вербальный ряд».

Поскольку изучение курса знакомит обучающихся с конкретными объектами дизайна и архитектуры, материалами из которых они создаются, прослеживается связь курса с предметами «Материаловедение», «Эргономика», «Конструирование», «Макетирование», «Проектная графика в дизайне среды» и т. д.

Объектом учебного проектирования на третьем курсе становится жилой загородный дом, с последующей проработкой интерьера. Программа курса рассчитана на изучение общего процесса проектирования предметно-пространственного комплекса, включающего архитектурно-дизайнерский проект самого здания, ландшафтное окружение с предметным наполнением, разработку внутреннего пространства с детальной проработкой стиля, оборудования и технического оснащения.

В первом семестре студенты знакомятся с основными законами проектирования жилых зданий и сооружений, принципами организации предметно-пространственной среды.

После выдачи задания и вводной лекции, освещающей типологические и нормативные данные, определяются проектные цели и задачи. В процессе работы над учебным проектом преподаватель знакомит студента с основными темами, касаемыми проектируемого типа здания - техническими и технологическими требования, СНиПами и ГОСТами, принципами композиции и гармонизации пространства, конструктивными особенностями, материалами, правилами выполнения рабочей документации и т. д.

Проектная работа начинается с клаузуры и предпроектного анализа, основанного на изучении аналогов и сбора материала, позволяющих более глубоко изучить новую тему. Именно графический анализ развивает навыки наблюдения, умение выделять главное и второстепенное, делать выводы и является важным моментом в творческо-проектной деятельности дизайнера.

Клаузура, выполняемая в соответствии с заданной темой, дает возможность студенту сконцентрировать внимание на поставленном задании, выражать свои оригинальные мысли, абстрактные предметнообразные ассоциации, размышлять над проблемой, творчески подходить к созданию художественноэстетического образа будущего объекта. В ходе работы над тематической клаузурой возникают цветовые представления, креативность идей, вариативность и стилизация форм в различных композиционных примерах. Клаузура выполняется на основе составленного вербального, ассоциативного ряда по заданной теме с определением целевой аудитории. Далее прорабатывается графический поисковый ряд образнотематических вариантов будущего объекта, проводится методический разбор и утверждается основная концептуальная идея. На данном этапе происходит построение перспективных объемно-пространственных композиций с эскизными зарисовками средового объекта и окружающего пространства.

Следующий этап проектирования представляет собой более детальную проработку прилегающей территории, планировочное решение с предметным зонированием и распределение объектов в пространственной среде. Все это имеет отражение в приобретении практических навыков компьютерного моделирования, умении переводить визуальную, эскизную форму средового объекта на программный язык графики и способствует закреплению материала по таким программам как ArchiCAD и 3DsMax.

Макетирование как один из методов проектирования способствует развитию объемнопространственного воображения и является частью данного проекта. После выполнения общего задания спроектированный студентом дом воплощается в макете.

Во втором семестре третьего курса студенты продолжают работу над своим проектом и выполняют задание по внутреннему наполнению проектируемого пространства. На этом этапе постигается метод последовательного подхода к проектированию интерьеров и развивается способность находить соответствие между внутренним пространством и внешним обликом жилища.

Первый этап работы над интерьером представляет собой поиск концептуального решения через стандартную схему, включающую в себя выполнение клаузуры и составление вербального ряда. После чего следует ряд поисковых, эскизных вариантов, в котором студент применят законы объемнопространственной композиции и методы колористических соотношений.

Далее необходима более детальная проработка интерьерного пространства, в которой студент учится применять принципы зонирования, законы визуального восприятия цвета, эргономических норм и проработку стилевого решения, соответствующего заданному образу дома и относящейся к нему целевой аудитории. Интерьер жилого пространства всегда должен отражать образ жизни, интересы и вкус хозяев дома.

Заключительным этапом проектного задания является закрепление полученных знаний по изучению специальных программ на примере жилого интерьерного пространства. В рамках компьютерного моделирования проводится детальная проработка своего объекта, с включением в него мебельного оборудования, светового оснащения, текстиля, электронной и бытовой техники. Затем утверждается компо-

новка подачи и составляется рабочая документация в виде альбома чертежей, куда должны войти основные планы, развертки, электрические схемы освещения, планы размещения технического оборудования и ведомость отделки.

После выполнения всех практических заданий курса составляется пояснительная записка и проходит защита своего проекта.

Курс «Проектирование» должен включать в себя широкий спектр методических приёмов, тесное взаимодействие теории и практики, взаимодополнение смежных дисциплин, освоение современных проектных технологий, компьютерное моделирование и графику, навыки ручной работы и макетирования.

Процесс проектирования должен складывается из ряда последовательно решаемых задач, в которых должны учитываться не только методы и правила проектных технологий, художественно-образных и конструкторских решений, приемы работы с графическими редакторами, но и психологические, социологические, семиотические, национальные и культурологические факторы.

Проектное обучение для дизайнера среды должно быть главным в системе дизайнерской подготовки.

УДК 37.013:792

Б. Якубов

Г осударственный институт искусств и культуры Узбекистана,

Ташкент, Узбекистан

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В АСПЕКТЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье освещается преподавательская деятельность и педагогическая концепция в рамках искусства театра, ее нюансы и особенности.

Ключевые слова: педагогика, искусство, театр, театральный, концепция.

B. Yakubov

Uzbekistan State Institute of Arts and Culture, Tashkent, Uzbekistan

PEDAGOGICAL CONCEPT IN THE ASPECT OF THEATRICAL ART

The article highlights the teaching activity and the pedagogical concept as part of the theatrical art, its nuances and other features.

Keywords: education, art, theater, theatrical, concept.

Преподавание такого ремесла, как театральное искусство, издревле является высоким мастерством, постигать которое дано не всем. Многофакторный характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Подготовка школьных театральных постановок, как правило, становится актом коллективного творчества не только юных актеров, но и вокалистов, художников, музыкантов, осветителей, организаторов и педагогов.

Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

Основоположниками театральной педагогики были такие видные деятели театра, как Щепкин, Давыдов, Варламов, режиссёр Ленский. Качественно новый этап в театральной педагогике привнес с собой МХАТ, и прежде всего, его основатели - Станиславский и Немирович-Данченко. Многие актеры и режиссёры этого театра стали видными театральными педагогами. Собственно с них начинается театральная педагогическая традиция, которая существует по сей день в наших вузах. Всем театральным педагогам известны два самых популярных сборника упражнений для работы с учениками актерских школ. Это знаменитая книга Сергея Васильевича Гиппиус «Гимнастика чувств» и книга Лидии Павловны Новицкой «Тренинг и муштра». Так же замечательные работы Михаила Чехова, Горчакова, Кристи, Дикого, Захавы, Ершова, Кнебель и многих других.

К сожалению, в современных школах недостаточное внимание уделяется организации любительских театральных коллективов, и соответственно, не до конца осознается воспитательные и образовательные возможности любительского театра. Занятия проводят непрофессиональные, не подготовленные и зачастую мало осведомленные кадры. Констатируя нехватку новых театрально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.