Научная статья на тему 'Профессиональная культура специалиста социальной работы: структура и этапы ее развития в вузе'

Профессиональная культура специалиста социальной работы: структура и этапы ее развития в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняков Алексей Петрович

In modern postindustrial society which emphasizes the quality of human life and activity, social education in institutions of higher education acquires new features and therefore is considered to be the most important means of personality self-realization, satisfaction of personal needs in the intellectual and spiritual growth of human beings and specialists. It is admitted that culture approach is a scientific methodological basis of the development of higher education in the sphere of social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional culture of social work specialists: structure and stages of its development in a higher education institution

In modern postindustrial society which emphasizes the quality of human life and activity, social education in institutions of higher education acquires new features and therefore is considered to be the most important means of personality self-realization, satisfaction of personal needs in the intellectual and spiritual growth of human beings and specialists. It is admitted that culture approach is a scientific methodological basis of the development of higher education in the sphere of social work.

Текст научной работы на тему «Профессиональная культура специалиста социальной работы: структура и этапы ее развития в вузе»

гионов. В этих условиях целесообразен анализ регионального рынка образовательных услуг, а в качестве основного метода исследования необходимо использовать маркетинг. Проведение маркетингового исследования позволяет проанализировать состояние среды и ее воздействие на конъюнктуру рынка образовательных услуг и продуктов, провести сегментацию рынка и определить роль каждого образовательного учреждения, выработать решения по продвижению образовательных услуг и продуктов. В результате репрезентативность прогнозирования по подготовке специалистов конкретного профиля повышается.

Прогнозирование потребности в специалистах - сложный процесс, который предполагает выработку и согласование потребности в специалистах на перспективу как по уровням управления, так и по времени. Причем, если решение задачи на первом уровне осуществляется с учетом общегосударственной стратегии развития и участи регионов в этой стратегии, то на втором уровне - с учетом целевых установок первого уровня и социально-экономического развития регионов,

а также с учетом территориальных особенностей и возможностей регионов.

Анализ вышеназванных функций ФЦПРО позволяет сделать заключение, что результативность реализации целевой программы можно повысить в том случае, когда каждая функция начнет взаимодействовать с остальными, а результативность этого взаимодействия будет выявляться на основе рефлексивного управления.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Высшее образование сегодня. 2005. № 10. С. 2-15.

2. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. М., 2001.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001. С. 351.

4. Шаршов ИА. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. М.; Тамбов, 2005.

Поступила в редакцию 28.04.2007 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СТРУКТУРА И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ

А.П. Поздняков

Pozdnyakov A.P. Professional culture of social work specialists: structure and stages of its development in a higher education institution. In modern postindustrial society which emphasizes the quality of human life and activity, social education in institutions of higher education acquires new features and therefore is considered to be the most important means of personality self-realization, satisfaction of personal needs in the intellectual and spiritual growth of human beings and specialists. It is admitted that culture approach is a scientific methodological basis of the development of higher education in the sphere of social work.

В современном постиндустриальном обществе, в котором на первый план выходит качество человеческой жизни и деятельности, социальное образование в вузе приобретает новые черты, вследствие которых оно осознается как важнейшее средство самореализации личности, удовлетворения личностных потребностей в интеллектуальном и духовнонравственном росте человека и специалиста.

В период существенных преобразований и переосмысления социальных процессов и

явлений активизируется поиск методологических оснований подготовки специалистов социальной сферы (педагоги, психологи, социальные педагоги и работники). Признано, что в качестве общенаучной методологической основы развития высшего профессионального образования в области социальной работы выступает культурологический подход.

В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное

как образец, на который должны равняться представители конкретного общества или профессиональной группы; с другой - отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека; с третьей - связывается с характеристикой места и образа жизни человека.

В современной культурологии проведен достаточно полный анализ эволюции понятия «культура». В результате был сделан вывод о том, что понимание культуры и перспектив ее развития объясняется не только теоретико-познавательными, методологическими причинами, но и зависит от профессиональных, социальных установок исследователей.

Один из основоположников культурологии немецкий философ И.Г. Гардер определил культуру как «уровень человечности» и «второе рождение человека», так как, действительно, изначально от рождения человек не имеет того, что он получает в процессе образования, воспитания и что в дальнейшем позволяет нам характеризовать его как человека той или иной культуры [1].

Если обратиться к содержательному анализу понятия «культура», то оно чаще всего выступает синонимом прогрессивных духовных и материальных ценностей как отдельной личности, так и всего человечества, как процесс самоутверждения в человеке истинно человеческих начал и качеств. Так, например, H.A. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [2].

Понятие «культура» в современной литературе имеет большое число толкований.

А.И. Арнольдов во «Введении в культурологию» отмечает, что в настоящее время в научный оборот введено более 250 различных определений понятия культуры. Он считает, что «правомерно понимание культуры как особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень «очеловечения» природы и меру саморазвития человека» [3].

Одна из уникальных характеристик человека с высокой культурой - это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. «Достигнув определенного уровня культуры, человек как бы запускает маховик «самости», в результате чего у него начинает все активнее, а главное, все результативнее срабатывать самопознание (он глубже и всесторонне познает себя); он самоопределяется (т. е. актуализирует те проблемы, которые ему представляются наиболее интересными, кажутся более перспективными и лично значимыми); он все более эффективно управляет собой; он ориентирован на непрерывное саморазвитие; он стремится к творческой самореализации в любых видах деятельности» (В.И. Андреев) [1].

В настоящее время в изучении культуры определилось три направления, рассматривающих ее:

1) как совокупность материальных и духовных ценностей;

2) как специфический способ человеческой деятельности;

3) как процесс творческой самореализации сущностных сил личности.

Это дало основание И.Ф. Исаеву [4] выделить три аспекта исследования профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический и личностнотворческий.

Аксиологический аспект обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т. д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражают суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы.

Технологический аспект связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно

деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре, ее первой всеобщей определенностью. Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимообусловлены. Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, ее дифференциацию и интеграцию, чтобы убедиться в развитии культуры. Культура в свою очередь, являясь универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает и освоение способов практической деятельности в виде технологий деятельности специалиста.

Личностно-творческий аспект обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид - носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее принципиально новое, то есть становится субъектом исторического творчества. В связи с этим освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности [4, с. 48-49].

С точки зрения позиции И.Ф. Исаева, культурологический подход к исследованию проблем социального образования рассматривается как совокупность теоретико-

методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции ценностей и технологий, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности личности специалиста социальной сферы и его творческое саморазвитие.

Б.С. Гершунский указывает, что культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности, что подтверждает ее существование как профессионального, а для педагогики -педагогического явления [5].

Актуализируя антропологический аспект, М.С. Каган исходным пунктом формирования культуры - и логически, и исторически - видит человека, который в свою очередь сам является ее творением. Распредме-чивая человеческое содержание, заключенное в предметности культуры, человек вби-

рает его в себя, усваивает его и присваивает, становясь тем самым культурным существом. Поскольку же и потребности, и умения модифицируются в зависимости от вида деятельности, который они мотивируют и реализуют, постольку своеобразие культуры каждой личности определяется конкретным соотношением усвоенных ею знаний, выработанных ею ценностей, обретенных ею идеалов, мерой ее общительности [6].

Деятельность человека созидает «вторую природу» из материала «первой», первозданной. Очевидно, что для этого недостаточно тех сил и качеств, которыми он наделен от природы, но необходимы и иные, вырабатываемые в ходе самой его предметной деятельности и общения. Системное осмысление этих сил и качеств приводит к выводу, что они являются, с одной стороны, совокупностью знаний, ценностных представлений, идеалов и т. д., то есть усвоенной человеком информацией, составляющей содержание его тезауруса, а с другой - его готовностью к собственным действиям, умножающим эту информацию в общем информационном фонде человечества. Приведенные рассуждения позволяют отметить и то, что культуру можно и нужно рассматривать как индивидуальную и личностную характеристику субъекта. Таким образом, понятие «профессиональная культура» рассматривается как социально-педагогическое явление и индивидуальная и личностная характеристика субъекта.

Профессиональную культуру в любой деятельности составляют знания, умения, опыт, овладение которыми необходимы специалисту, чтобы осуществлять профессиональные функции.

При этом далеко не всегда совпадают профессиональная культура и общая культура личности профессионала. Так, обладающий высоким уровнем профессиональной культуры социальный работник по своей общей культуре может оказаться на невысоком уровне. Профессиональная культура специалиста социальной работы должна быть основана на высоком уровне культуры его личности. Именно этот личностный аспект профессиональной культуры приобретает особое значение в условиях гуманизации общества, именно на него представляется целе-

сообразным и перспективным обратить внимание в практике социальной работы.

Новые ценности общества определяют и новые требования к личности специалиста социальной работы, способного воплотить идеи гуманизации в реальный процесс взаимодействия с клиентом.

Гуманизация общества, новые требования к личности специалиста социальной работы предполагают усиление внимания именно к субъектным характеристикам профессиональной культуры.

Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что к настоящему моменту не выработана еще четкая трактовка понятия «профессиональная культура». Авторы по-разному определяют сущность и структуру культуры специалистов, нередко как синонимы употребляя понятия «культура труда» и «профессиональная культура».

Именно стремление вычленить культуру субъекта труда из общей системы культуры труда и производства привело к введению термина профессиональная культура личности, что имеет особое значение для социальной работы как гуманистически-ориентиро-ванной деятельности.

Г.Н. Соколова [7] провела системный анализ соотношения профессиональной культуры, культуры труда и культуры производства, выделив три типа системообразующих связей в культуре и три ее функциональных уровня:

1 - социотехнический - представляет собой гармонизацию элементов в системе «человек-техника». Культура на этом уровне представляет собой совокупность социальноэкономических законов развития технических нормативов, отражающих уровень развития техники и технологии, тип производства, степень механизации и автоматизации труда.

2 - соционормативный - предполагает гармонизацию отношений в системе «человек - человек» и включает совокупность норм, отражающих уровень организации труда и зрелость внутриколлективных отношений.

3 - личностный - предполагает интеграцию элементов культуры в систему на уровне значений и ценностей, придающих смысл трудовой деятельности человека. Об этом

можно судить по тому, насколько глубоко человек интериоризирует (осваивает и усваивает) их. Основные показатели проявления этого уровня: эффективность участия в труде; продуктивность и качество труда; степень раскрытия творческого потенциала; удовлетворенность полнотой реализации своего профессионального потенциала, своих способностей и потребностей, возможностью выразить себя как личность; степень осознания общественной ценности труда и своей социальной значимости как субъекта культурного развития.

Адаптируя предложенный подход, можно представить структуру профессиональной культуры социальной работы в виде следующих уровней:

1 уровень характеризует совокупность социально-экономических факторов, определяющих место и значимость социальной работы в общей структуре культуры общества, т. е. объективные условия, в которых складывается и развивается система социальной работы, включая социальное образование. Это общегосударственный уровень профессиональной культуры социальной работы.

2 уровень характеризует гармонизацию отношений внутри системы, определяющей социальную политику региона, области, района и проявляется в стиле взаимоотношений между руководящими органами и учреждениями социальной сферы; между администрацией и коллективом социальной службы и другими институтами социальной среды. Данный уровень проявляется в зрелости взаимодействий, качестве социального партнерства, уровне развития системы социальной защиты населения территории с учетом новых технологий и регионально-национальных особенностей, культурных традиций. Это уровень профессиональной культуры локальных институтов социальной работы.

3 уровень - это проявление профессиональной культуры личности конкретного специалиста социальной службы, которая характеризуется компетентностью, широтой кругозора, гуманными отношениями с клиентами, творческой активностью, чувством комфортности и удовлетворенности реализацией своего личностного и профессионального потенциала.

Таким образом, социальная культура государства, локальных социальных систем

региона, города, села и т. д. и профессиональная культура специалиста социальной работы образуют единство общего, особенного и единичного.

Естественно, социальная культура государства оказывает влияние на развитие профессиональной культуры специалиста социальной работы. Отношение к социальной работе, престиж и статус труда специалиста социальной работы стимулируют его личностный рост и профессиональную культуру.

То же самое можно сказать о влиянии культуры отношений внутри локальной системы на самоактуализацию, самореализацию потенциала профессиональной культуры социального работника и осознание им своей роли в гуманизации социума. На все эти уровни профессиональной культуры социальной работы прямо и опосредованно воздействует социальное образование.

Понятие «культура» является более широким, родовым по отношению к понятию «образование». Этот чрезвычайно важный вывод сделан С.И. Гессеном в его книге «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», где он, в частности, писал: «...в составе жизни современного человека мы различаем как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию. Слово «культура», как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним поэтому для обозначения совокупности трех слоев» [8]. И далее выделено: «Образование есть не что иное, как индивидуальная культура» [8, с. 35].

Для социального образования важным является формирование у будущего профессионала социальной сферы, кроме вышеназванных культур, «культуры мира», особенно актуальной в современных социальных условиях. Эта категория принята ЮНЕСКО и рассматривается следующим образом:

«Культура мира - это совокупность ценностей и норм, отношений к другому и к окружающему, традиции и обычаи, поведение и образ жизни, она находит выражение в:

- уважении жизни, человеческой личности, ее достоинства и прав;

- отказе от насилия и его недопущение;

- признании равенства в правах мужчин и женщин;

- признании права каждого на свободу слова, мнений и информации;

- приверженности принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, толерантности, плюрализма, понимания и приятия различий между людьми в культуре, правах и обычаях, в убеждениях и верованиях, взаимопонимании как между народами, так и между этническими, религиозными и иными группами» [9].

В том случае, когда речь идет о подготовке специалиста определенного профиля, на требования к общей культуре накладываются требования к профессиональной культуре и они включаются в соответствующий образовательный стандарт. Рядом ученых (И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко,

H.A. Морозова) сформулированы понятия «культура в общенаучном понимании» и «культура применительно к человеку - носителю ее».

Общая культура определяется сформи-рованностью, устойчивостью основных планов отношений к миру, к себе и характером их выраженности в поведении, это, другими словами, культура поведения. Общая культура как совокупность интернализированных норм, правил, традиционных паттернов поведения может соотноситься с этикетом. Она предполагает внутреннюю культуру (такт, достоинство, уважение другого, ответственность, саморегулятивность) [9, с. 16-17].

Формирование профессиональной культуры и внутренней культуры будущего специалиста социальной работы рассматривается нами как взаимосвязанные процессы и результативные составляющие профессионального социального образования.

Во втором аспекте понятие «культурный человек» - это «человек, отвечающий нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности - сознания, поведения, деятельности, социального взаимодействия [9, с. 18].

На основе данного подхода можно выделить основные компоненты общей культуры:

- культура отношения и культура саморегуляции (культура личности);

- культура интеллектуальной деятельности и культура предметной деятельности (культура деятельности);

- культура поведения и культура общения (культура социального взаимодействия).

Критериями, которые определяют общую культуру человека в рамках каждого из

компонентов, указанных выше, являются: понимание мира; знание мира и себя в нем; умение; творческие преобразования; готовность человека к дальнейшему развитию. Данные критерии имеют показатели, позволяющие оценить уровень сформированное™ общей культуры личности, которые представлены в таблице 1.

Анализируя сущность профессиональной культуры сложившихся работников и специалистов, исследователи обращают внимание на компетентность, профессиональное мастерство, умение и стремление проявлять инициативу и творческую активность в сочетании с технологической дисциплиной и ответственностью за результаты и последствия своего труда перед клиентом, профессиональным сообществом и обществом в целом.

Опираясь на подход ИИ. Зарецкой [10], структурируем культуру труда специалиста социальной работы и выделяем социальный, профессиональный и духовно-нравственный блоки.

Социальный блок включает умение сотрудничать, ответственность за порученное дело, соблюдение установленного порядка и трудовой дисциплины; социальную активность и творческий подход к делу; потребность в самообразовании и самовоспитании.

Профессиональный блок характеризуется компетентностью, высоким уровнем организации труда, рациональным распределением

рабочего времени, технологической дисциплиной.

Духовно-нравственный блок проявляется в гуманных отношениях к клиентам, богатстве духовной культуры.

Следует различать понятия «профессиональная культура личности», «мастерство», «квалификация». Так, Ф.Н. Щербак отмечает три фактора, доказывающих неправомерность сведения сущности данных понятий. Во-первых, профессиональная культура личности характеризует устойчивую систему организации деятельности: на сиюминутные результаты способны многие, но далеко не каждый готов к систематической качественной работе. Во-вторых, понятие профессиональной культуры вносит собственно человеческое измерение в осмысление трудовой деятельности и не может отождествляться с чисто количественными показателями. В-третьих, профессиональная культура выражает целостную характеристику проявления личности в деятельности [11].

Обращая внимание на взаимосвязь профессиональной культуры с другими компонентами культуры личности, Л.Н. Коган вводит понятие «профессиональная зрелость», которая связана с профессиональной этикой и эстетикой, с гражданской и нравственной воспитанностью. Их единство он и называет профессиональной культурой личности [12].

Таблица 1

Понимание Знание и умение Творение и готовность

Осознает на основе постоянного совершенствования системы осваиваемых им знаний собственное миропонимание, свое место в Мире и себя как активного выразителя социальнопозитивного отношения к Миру (природе, обществу, другим людям, труду, себе) Знает и умеет организовать собственное поведение, включая речевую и трудовую деятельность, в соответствии с императивами, нормами (правилами, национальными традициями, этикетом и пр.), предписываемыми определенными исторически обусловленными этапами развития общества, и при этом умеет учитывать предписание ролевых, статусных и позиционных отношений. Знает и умеет реализовать ценности здорового образа жизни. Умеет выразить свои и социальные отношения в адекватных условиях разнообразных ситуаций социального взаимодействия вербальных или образовательных формах. Умеет осуществлять избранные виды деятельности, чувствуя, понимая, сохраняя и преумножая Красоту Мира - его гармонию, пропорцию, многообразие, исключительность и т. д. Стремится к воплощению себя как представителя Homo sapiens во вселенной, жизни. Стремится к развитию и реализации своих творческих способностей для блага Человечества. Стремится к совершенствованию своей духовной жизни в процессе интернационализации общечеловеческих ценностей Добра, Любви, Верности, Чести, Достоинства, Долга, личной и социальной Ответственности

В основе становления профессиональной культуры лежит трудовая культура личности. Трудовая культура может рассматриваться как инвариант профессиональной культуры, не зависящий от содержания и специфики конкретной деятельности. Если профессиональная культура проявляется именно в профессиональной деятельности, то трудовая культура характеризует качественный уровень любой деятельности. Трудовая культура является фундаментом профессиональной.

В культуре личности, согласно позиции П.П. Зарецкой, структурно можно выделить три блока: когнитивный; эмоционально-

ценностный; деятельностный.

Интеллектуальный (когнитивный) характеризует необходимый минимум знаний и умений, овладение общей ориентировочной основой любой деятельности (целеполагание, планирование, выбор способа достижения цели, контроль и оценка результатов), приемами рациональной организации познавательной и созидательной деятельности.

Эмоционально-ценностный проявляется в социально-ценной мотивации деятельности, ответственности за результаты и последствия труда; коммуникативной культуре и готовности к сотрудничеству; в эстетическом отношении к труду, т. е. в способности получать удовлетворение от удачно завершенной работы, преодоления трудностей; в потребности творческой активности, стремлении к самосовершенствованию, самореализации

своих потенциальных возможностей.

Деятельностный блок, который может быть назван операциональным, характеризует проявление трудовой культуры в познавательной и предметно-преобразующей деятельности. Он проявляется в самостоятельности, инициативе, поисковой активности, стремлении освоить рациональные приемы труда, овладеть навыками самоконтроля, в самокритичности, адекватной самооценке результатов деятельности, стремлении доводить начатое до конца, добиваться качественных результатов в любой работе.

На основе интеграции блоков культуры труда и культуры личности выделены два блока профессиональной культуры специалиста социальной работы: профессиональнотехнологический (компетентность, опыт, мастерство) и социально-нравственный (ценностные ориентации, нравственные, волевые,

творческие качества, определяющие отношение к процессу, субъектам, объектам, результату социальной работы).

С позиций культурологического подхода к развитию высшего профессионального образования в области социальной работы важным является процесс становления профессиональной культуры будущего специалиста. Этапы формирования профессиональной культуры будущего специалиста в вузе должны быть согласованы с этапами целостной профессиональной подготовки, которая в свою очередь включает социогуманитарный, общепрофессиональный и специальный блоки.

Следует учитывать, что трудовая культура как инвариантная составляющая профессиональной культуры начинает формироваться на этапе допрофессиональной подготовки, что обеспечивается воздействием целостного педагогического процесса общеобразовательной школы. Вместе с тем на ее становление оказывают влияние факторы социальной среды, стереотипы массового сознания, характерные для данного этапа развития общества. Первый этап процесса становления будущей профессиональной культуры начинается с первых лет образования подрастающего поколения. Ведь такие компоненты инвариантного блока, как общетрудовые и общеучебные умения, общие ориентировочные основы деятельности, позитивное эмоционально-ценностное отношение к человеку, стремление доводить дело до конца, в определенной мере доступны освоению младшими школьниками.

Первый этап формирования профессиональной культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (1-2 курсы) связан с социогуманитарным блоком учебных дисциплин, нацеленных на становление инвариантного блока культуры личности, ее общей культуры.

Второй этап формирования профессиональной культуры в вузе (2-3 курсы) связан с общепрофессиональным блоком учебных дисциплин, содержание которых определено профессиональной культурой специалиста, но еще не отражает ее проявления в конкретной специализации. Если инвариантный блок мы рассматриваем как то общее, что характеризует культуру каждого, то в общепрофессиональном блоке отражается особенное, зависящее от социальной сферы, от ведущих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тенденций социальной практики и социального знания. Актуальным проявлением профессиональной культуры специалиста социальной работы в современных социально-экономических условиях становится способность к поисковой, творческой активности и потребность в такой активности, поскольку собственная активность личности в современных условиях - гарант самореализации и саморазвития в социальной и профессиональной сферах. Общепрофессиональный блок обеспечивает самореализацию будущего специалиста.

Третий этап формирования профессиональной культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (4-5 курс) связан со специальным блоком учебных дисциплин, содержание которых по отношению к предыдущим выражает проявление инвариантного (общего) и социально-профессионального (особенного) в частном, единичном, связанном со специальными знаниями, умениями, нравственно-волевыми качествами, принципиально значимыми в конкретной специализации.

2. Бердяев H.A. Смысл творчества. М., 2006. С. 166.

3. Арнольдов А.И Живой мир социальной педагогики. М., 1999. С. 9.

4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002. С. 48-49.

5. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М., 2003.

6. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.

7. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Мн., 1980. С. 43-44.

8. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. П.В. Алексеев. М., 1995. С. 27.

9. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова H.A. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., 1998. С. 5.

10. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. М., 2006.

11. Щербак Ф.Н. Профессионально-нравственная культура. М., 1985.

12. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988. С. 149.

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для

творческого саморазвития. Казань, 2000. Поступила в редакцию 28.°4.2°°7 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В.П. Тигров

Tigrov V.P. Technological education as a pedagogical system. The article notices that technological education as a pedagogical system can be depicted in the form of value-purpose, content and technological

blocks and components: technological training, labour training and professional self-determination. The sys-

tem-forming factor of technological education being person-oriented pedagogical system is purpose-value consisting in development of student’s personality creative potential.

Одной из наиболее заметных устоявшихся тенденций в развитии и совершенствовании педагогики является применение системного подхода, широкое использование основополагающих принципов и методов, идей и выводов теории систем.

Объективные возможности применения теории систем как методологии педагогики и системного анализа, как важнейшего инструментария педагогической деятельности, безусловно, основаны на том, что систем-

ность - это стабильное, устойчивое свойство всех сложных социальных объектов.

Опираясь на позицию В.П. Андреева, считаем, что системный подход позволяет проанализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. Системность - одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов [1, с. 32].

Системный подход в педагогике является наиболее надежной методологической ос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.