Научная статья на тему 'Проектный подход при обучении студентов вуза web-дизайну в контексте дизайн-образования'

Проектный подход при обучении студентов вуза web-дизайну в контексте дизайн-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / WEB-ДИЗАЙН / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / WEB-КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / THE DESIGN APPROACH / WEB-DESIGN / DESIGN FORMATION / THE WEB-COMPETENCE / MOTIVATION OF THE TRAINED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Наталья Сергеевна

Статья посвящена проектному подходу при подготовке студентов вузов Web-дизайну в контексте дизайн-образования, которое является одним из инновационных направлений современного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted the design approach by preparation of students to Web-design in a context of design formation which is one of innovative directions of modern vocational training.

Текст научной работы на тему «Проектный подход при обучении студентов вуза web-дизайну в контексте дизайн-образования»

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА WEB-ДИЗАЙНУ В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАСОВА Н.С.

Статья посвящена проектному подходу при подготовке студентов вузов Web-дизайну в контексте дизайн-образования, которое является одним из инновационных направлений современного профессионального образования.

Одним из инновационных направлений современного профессионального образования является дизайн-образование - «...особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни действовал.» [4]. Основные положения концепции дизайн-образования изложены в трудах Ткаченко Е.В., Кожуховской С.М., Климова В.П.и др.

В настоящее время не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. «Дизайн, как явление общественной жизни, активно внедряясь во все сферы человеческого творчества, перерос сегодня в более широкую категорию -«проектная культура», .осваивает и адаптирует при этом новые для себя предметные области знаний и технологий» [2].

Происходят фундаментальные изменения форм общественного производства и потребления, связанные с развитием и внедрением новых информационных технологий. В результате стремительного роста глобальной сети Интернет появилась новая область - Web-дизайн, одна из самых динамично развивающихся систем, которая позволяет формировать особую информационную среду для творческой работы художников, дизайнеров и специалистов в области информационных технологий.

В последние десятилетия в развитых странах дизайн превратился в такое социально-культурное явление, которое определяет не только номенклатуру и уровень качества, но и масштабы производства национальных и экономических систем [5], и дизайн web-сайтов в этом контексте не является исключением.

Web-дизайн стал весьма перспективным видом проектной деятельности, а человек, занимающийся подобной работой, по-настоящему заслуживает уважения. Это относительно новое направление в дизайне, которое все больше требует появления новых специалистов, то есть является «хлебом» для огромного количества людей. Этот запрос удовлетворяется в основном либо за счет выпускников технических вузов, обладающих опытом работы с электронными технологиями, либо за счет профессионалов художников, самостоятельно осваивающих новые технические средства. В первом случае в сферу визуального творчества попадают люди, не имеющие художественных знаний, необходимых для создания визуального образа. Во втором - перед художником встает задача самостоятельного освоения технологического комплекса, что можно сравнить с получением новой специальности, так как возникающие технические задачи являются принципиально иными, чем освоенные им ранее художественные технологии. Только проектная культура в форме дизайн-образования способна решать проблемы интеграции знаний из таких различных областей человеческой деятельности.

Чтобы определить структуру и содержание Web-дизайна мы обратились к литературе и обнаружили, что нет единого мнения и определения для этой относительно молодой, но стремительно развивающейся области Интернета.

Article is devoted the design approach by preparation of students to Web-design in a context of design formation which is one of innovative directions of modern vocational training.

Web-дизайн в определении Д. Бородаева - «вид графического дизайна, направленный на разработку и оформление объектов информационной среды Интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества» [1]. Подобная трактовка отделяет Web-дизайн от web-программирования, позиционирует Web-дизайн как вид графического дизайна.

По мнению Якоба Нильсена, основателя и руководителя компании «Nielsen Norman Group», большая часть изобретений которого направлена на облегчение работы пользователей Интернета, считает, что главной задачей проектирования web-сайта, является исследование поведения пользователя и определение, что работает на его благо, а что не работает. Кроме того, достоинством любой web-страницы является простота интерфейса. Даная концепция web-дизайна получила название «юзабилити» (от англ. usability - удобство и простота использования).

Традиционно дизайн определяется как проектная деятельность, основанная на объединении в проектном образе научных принципов с художественными, создающая эффект, недостижимый в обычном проектировании [5].

На наш взгляд, давая определение Web-дизайну, необходимо объединить в одно определение функциональные и эстетические требования, предъявляемые к web-сайту как дизайн-продукту.

Web-дизайн - вид деятельности по созданию информационной архитектуры Web-сайта, ее реализация средствами Web-технологий, художественное оформление Web-сайта, оптимизация его программного кода с целью наиболее эффективного использования и продвижения в Интернет.

Таким образом, как и в любом дизайн-проектировании, web-дизайнер, реализует четыре основных требования, предъявляемые к проекту: функциональные, эргономические, эстетические, социально-экономические.

В нехудожественных вузах Web-дизайн преподается в рамках многих дисциплин, таких как «Система Интернет» (специальность «Прикладная математика и информатика»), «Вычислительные системы, сети и системы телекоммуникаций» (специальность «Математические методы в экономике») «Web-дизайн» (специальность «Профессиональное обучение») и др. Необходимо дать студентам нехудожественных специальностей определенную подготовку в области дизайна, тем самым реализуя одну из установок дизайн-образования - подготовку специалиста, обладающего проектной культурой.

Web-дизайн является частью информационного дизайна. Первичная функция содержимого web-сайта состоит в информировании и привлечении пользователей. В этом смысле Web-дизайн ближе всего стоит к дизайну книг и журналов, сочетаемому с дизайном интерактивных компьютерных программ. Кое-какие черты он унаследовал от дизайна рекламы, теле- и видеопродукции. Эту смесь можно определить термином информационный дизайн, так как его главное назначение - помогать потребителю воспринимать и усваивать некую информацию, а не пользоваться вещью (промышленный дизайн) или делать выбор (реклама). Дизайн здесь выступает в качестве метода формирования информационного продукта.

Во многих образовательных программах при изучении Web-дизайна акцент ставится на основы создания web-страниц, как нового вида информационного документа, что сводится к знакомству с языком гипертекстовой разметки HTML и основными языками web-программирования (PHP, JavaScript и др.). В результате обучаемые усваивают только технологическую составляющую web-проекта.

На наш взгляд, рассматривая web-сайт как цельную информационную систему, необходимо уделить особое внимание этапу проектирования информационной архитектуры сайта, его функциональности, удобству и художественному оформлению. При таком подходе реализуются две основные функции дизайна. Утилитарная функция предполагает техническое совершенство, технологиче-

скую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность. Эстетическая - отражает потребность в прекрасном, гармоничном, что обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность.

Процесс создания web-сайта включает несколько этапов.

На первом этапе определяется основная идея сайта, его цели, аудитория, основные функции, происходит сбор содержимого. Web-дизайнеру необходимо иметь полное представление обо всем контенте сайта (текст, таблицы, рисунки и др.) до начала создания проекта. Не имея всего контента, трудно создать правильную тематическую рубрикацию и систему навигации web-сайта.

На втором этапе начинается непосредственно проектная дизайнерская деятельность. Web-дизайнер создает информационную архитектуру web-сайта. Информационная архитектура - принципы систематизации информации и навигации по ней с целью помочь посетителям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные. Правильно выстроенная архитектура сайта должна обладать следующими свойствами: простота и четкость структуры сайта, интуитивно понятный пользовательский интерфейс, удобство навигационной системы.

Возможность найти информацию ^^аЫП1у) - решающий фактор для удобства сайта в целом. Если пользователи оказываются не в состоянии найти нужные им сведения, просматривая web-страницы, выполняя поиск по сайту и задавая вопросы, сайт надо считать провалившимся.

Также недостаточно ориентироваться только на конечного пользователя при проектировании. Необходимо учесть задачи организаций и тех, кто управляет информацией. Информационная архитектура должна приводить в равновесие потребности пользователей и задачи бизнеса. Большое значение имеют разработка стратегии web-сайта, эффективное управление содержимым, четко определенные процедуры и информационная политика сайта.

Правильная информационная архитектура web-сайта - одно из главных условий успешности всего проекта в целом. Информационная архитектура подразумевает построение логической структуры web-сайта, которая включает набор тематических рубрик с распределенными по разделам документами и заранее спроектированными гиперсвязями между всеми страницами ресурса, и физической структуры - размещением физических файлов по поддиректориям папки, в которой опубликован web-сайт.

На третьем этапе определяются технологии, которые будут использоваться для создания web-сайта. Это зависит от результатов первого этапа, когда были определены цели и функции сайта. Например, если планируется проводить на сайте регистрацию пользователей с присвоением логинов и паролей, то потребуются серверные языки программирования и создание баз данных. Если сайт будет только информационным, можно обойтись средствами НТМЬ

Второй и третий этапы можно считать техническим конструированием, когда создается функциональная основа будущего продукта и тем самым реализуется утилитарная цель дизайна web-проекта.

На четвертом этапе web-дизайнер приступает к художественному конструированию, что наполняет web-проект эстетической выразительностью, гармонией, красотой.

Сначала создается блочная композиция макета web-сайта в виде чертежа на бумаге или в графическом редакторе. При выполнении чертежа макета web-сайта в качестве главной задачи следует выдвигать перед студентами обеспечение точности, которая достигается не только глубоким пониманием изображения, но и аккуратностью в работе, правильностью использования графических инструментов. «Графическая подготовка как компонент инженерного образования должна выполнять следующие взаимосвязанные функции: общеобразовательные, общетехнические, специальные, общекультурные» [7]. Все это способствует формированию графических компетенций у студентов вуза в процессе обучения web-дизайну. На данном этапе начинает формироваться композиционная культура обучаемых.

При этом композицию понимаем как построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. Важнейшими формообразующими категориями композиции являются масштаб, пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия. Необходимо сформировать у студентов четкое представление о каждой из перечисленных категорий.

На пятом этапе на основе блочной композиции детально прорабатываются детали общей композиции web-страницы. При создании композиции включаются «.специфические рецепторы не художественных, а эстетических начал, точнее эстетического вкуса.», «.созданные композиции, безусловно, имеют некое абстрактное содержательное начало или могут вызывать какие-то смысловые ассоциации» [2].

Затем осуществляется цветовое оформление web-сайта с детальной прорисовкой всех элементов средствами компьютерной графической программы, например, Adobe PhotoShop. Изучение возможностей и технологических тонкостей компьютерной графики стало неотъемлемой частью профессиональной подготовки не только дизайнеров, но и студентов нехудожественных специальностей. Благодаря применению компьютеров уменьшается время, затрачиваемое на рутинную работу, при этом повышается презентабельность продукта.

В результате создается макет будущего web-сайта в виде изображения. На данном этапе необходимо учесть современные направления web-дизайна, сформировать у студентов понимание роли цвета в композиции, как важнейшего качества формы, его эмоциональнопсихологического воздействия. Создание макета в графическом редакторе дает возможность студентам разработать собственный стиль, что немаловажно для профессионального становления специалиста. Однако, наряду с преимуществами, компьютерные технологии имеют достаточно серьезные недостатки, ибо они способствуют развитию «алгоритмического» мышления, которое не отвечает творческой направленности деятельности web-дизайнера на данном этапе. «Скрытую опасность представляют библиотеки готовых изображений и шаблонов, что приводит студентов к нежеланию создавать собственные разработки, к замене оригинальной идеи большим количеством спецэффектов. Т.е. непродуманный подход к использованию компьютерной графики может привести к депрофессионализации будущего специалиста еще во время обучения. И тем не менее технологии компьютерной графики позволяют готовить специалиста, соответствующего потребностям современного производства, интенсифицировать образовательный процесс.» [6].

Таким образом, на четвертом и пятом этапах осуществляется эстетическая функция дизайна web-проекта. Следует отметить, что в результате такой деятельности у обучаемых формируется вкус, который выступает как творчество и мера в дизайн-образовании.

Категории вкуса могут являться оценочными критериями проектной культуры: проявление творческой самости, профессиональной креативности, самопрезентации и т.д. [3].

Вкус связан «непосредственно с таким феноменом как организация внутреннего мира человека и его продуктивной рефлексией в социальном пространстве эпохи. В этом случае, профессиональными категориями дизайн-образования, непосредственно связанными со вкусом, могут быть названы «композиционное мышление», «формообразование», «художественное моделирование», «пластическая культура», «пластические чувства и интуиция» и др.» [3].

Все это способствует эстетическому воспитанию студентов, формированию способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественнотворческой деятельности.

На последующих этапах происходит технологическое исполнение всего web-проекта, наполнение web-сайта контентом и продвижение в сети Интернет.

В результате в процессе изучения дисциплины Web-дизайн у студентов вуза формируются следующие web-компетенции:

- проектная - способность к проектированию информационной архитектуры web-сайта,

- технологическая - способность к реализации информационной архитектуры web-сайта средствами языков программирования.

- художественная - способность к художественному оформлению web-сайта.

Таким образом, Web-дизайн является достаточно сложной сферой информационных технологий, так как требует знаний из различных областей. С одной стороны web-дизайнер должен владеть технологиями web-программирования, с другой уметь придать web-проекту художественную, эстетическую выразительность. В результате пересечения двух отраслей человеческой деятельности грамотный web-дизайнер должен быть знаком с последними web-технологиями и обладать соответствующими художественными знаниями. Только проектная культура в форме дизайн-образования способна решать проблемы такой сложной интеграции знаний.

Проектный подход к созданию web-сайта при обучении Web-дизайну, на наш взгляд, способствует подготовке «.специалистов, обладающих проектно-творческим, интегрирующим, междисциплинарным мышлением» [2]. Изучение основных категорий дизайна существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в вузе и обеспечивает ряд преимуществ: повышает мотивацию обучения, позволяет смоделировать деятельность, приближенную к условиям проектных организаций, формирует уровень знаний, соответствующий потребностям коммерческого рынка, позволяет обучаемому адекватно оценить собственные возможности и сформировать необходимый уровень профессиональной самостоятельности.

Библиографический список:

1. Бородаев, Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна [Текст]: Дис. канд. искусствоведения: 05.01.03 / Харьковская гос. академия дизайна и искусств. - Х., 2004. - 228л. : ил. - Библиогр.: л. 162-180.

2. Климов, В.П. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме [Текст]: моногр. / В.П. Климов, Г.П. Климова. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. 110 с.

3. Кожуховская, С.М. Организация, структура и содержание подготовки специалистов в области дизайн-образования [Текст] / С.М. Кожуховская // Образование и наука. Будущее в ретроспективе. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. С. 224.

5. Ткаченко, Е.В., Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития [Текст] / Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. Екатеринбург: Аква-Пресс, 2004. 240 с.

6. Ткаченко, Е.В., Кожуховская, С.М. Организация, структура и содержание подготовки педагогов профессионального образования в области дизайна / Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская // Образование и наука. - 2001. - №4. - С. 136-147.

7. Червова, А.А., Лагунова, М.В. Графическая культура как компонент профессиональной культуры инженера / А.А. Червова, М.В. Лагунова // Образование и наука. - 2001. - №4. - С. 109117.

Ключевые слова: проектный подход, Web-дизайн, дизайн-образование, web-компетенции, мотивация обучающихся.

Keywords: the design approach, Web-design, design formation, the web-competence, motivation of the trained.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.