Научная статья на тему 'Социокультурное проектирование как инструмент формирования ценностных ориентаций студента в авторской педагогической модели дизайн-образования'

Социокультурное проектирование как инструмент формирования ценностных ориентаций студента в авторской педагогической модели дизайн-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / АВТОРСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СИНТЕЗИРУЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / DESIGN FORMATION / THE AUTHOR S INNOVATIVE PEDAGOGICAL MODEL / SYNTHESIZING PEDAGOGIC / DESIGN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Лариса Николаевна

В статье рассматриваются особенности формирования ценностных ориентаций студента средствами дизайн-проектирования в рамках авторской педагогической модели дизайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of student's values formation by the means of design-project on the author's pedagogical model of design education.

Текст научной работы на тему «Социокультурное проектирование как инструмент формирования ценностных ориентаций студента в авторской педагогической модели дизайн-образования»

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТА В АВТОРСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДИЗАЙН-

ОБРАЗОВАНИЯ

КЛИМОВА Л.Н.

В статье рассматриваются особенности формирования ценностных ориентаций студента средствами дизайн-

проектирования в рамках авторской педагогической модели дизайн-образования.

The article discusses the features of student’s values formation by the means of de-sign-project on the author's pedagogical model of design education.

Анализ современных тенденций профессионального образования показывает, что сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Вместе с тем, современный молодой человек должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий, что возможно в результате развития междисциплинарного взаимодействия. Всё это, в целом, требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм ведения педагогической деятельности, одной из которых является проектное обучение, т.к. проектность есть архетипическая черта человеческого сознания и бытия, пронизывающая все сферы его существования. Развитие проектного мышления обучающихся становится одной из актуальных целей образования, а проектная деятельность эффективным механизмом подготовки квалифицированного специалиста.

Кроме того, в современных условиях, характеризующихся негативной трансформацией нравственных позиций, нивелированием содержания духовных ценностей, по-видимому, необходима такая культура, которая была бы обращена напрямую к человеку, вмешивалась в его внутренний мир, среду обитания, коммуникации. В этой роли сегодня выступает проектная культура, в которой основным методом создания материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека, является дизайн. Дизайн сегодня рассматривается как носитель современного инновационного проектно-художественного сознания, как инструмент гармонизации среды человеческого существования, как особая сфера социокультурного проектирования.

В этой связи в системе среднего профессионального образования актуализируется необходимость разработки новых моделей качественной подготовки дизайнеров, охватывающих более широкую область деятельности дизайнера социокультурной направленности и нацеленных на подготовку специалиста-универсала с возможностью дальнейшей специализации. Проблемой подготовки таких творческих личностей-специалистов в области дизайна архитектурной среды с 1989 года занимается Ермолаев А.П. - профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды» (ДАС) Московского архитектурного института - Государственной академии (МАРХИ), а с 2005 года его авторская школа развивается и в Строительном колледже №30 г. Москвы в рамках экспериментальной модели дизайн-образования.

Однако, исследование ценностных ориентаций абитуриентов и студентов первого курса дизайнерского отделения колледжа выявляет те же тенденции, что и в результате общероссийских социологических опросов учащихся системы НПО и СПО (И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, А.С. Бурмистрова), заключающиеся в том, что ценности современной молодё-

жи носят прагматический, личностно-индивидуалистический характер, наиболее значимыми являются материальное благополучие, карьерный рост, собственное здоровье и т.д. Ценности же эстетические, духовно-нравственные и социокультурные, касающиеся решения актуальных проблем современного человека, общества и культуры, не воспринимаются молодёжью как необходимые цели их деятельности. В связи с этим актуализируется необходимость формирования социокультурных профессиональных ценностей средствами дизайн-проектирования.

Дизайн-проектирование является стержнем учебной деятельности в авторской модели дизайн-образования. Проектирование мы рассматриваем как метод формирования дизайнерского мышления и профессионального мировоззрения. Через проект студенты прибавляют знания, понимание мира, поэтому у нас нет абстрактных лекций, знаний, вкладываемых впрок, а есть беседы, информации, композиционно-пластические упражнения, привязанные к проектным заданиям. Это отражает синтезирующий характер содержания авторской дизайн-педагогики: в учебном процессе акценты направлены не на самоценность отдельных дисциплин, а на их вклад в формирование дизайнерского мышления и целостной профессиональной картины мира. В соответствии с этим учебные дисциплины объединены в три укрупненных образовательных блока:

Блок теоретических и исторических основ профессионального сознания включает в себя:

— историю искусств;

— историю дизайна;

— философию и социальную психологию;

— принципы средового существования;

— художественное материаловедение.

Блок пластической культуры объединяет:

— рисунок;

— колористику;

— объёмное моделирование и композицию.

Блок проектной методологии состоит из:

— дизайн-проектирования,

— основ проектной графики,

— этики делового общения.

Особенностями учебного проектирования являются ориентация по трём актуальным направлениям дизайн-проектирования: средовой дизайн, имиджевый, арт-дизайн и направленность его на решение реальных профессиональных и социально-значимых проблем, что соответствует требованиям времени. Сегодня, в рыночных условиях, особенно становится важной связь обучения с будущей практической деятельностью, возможность показать студентам, как свои профессиональные навыки и умения они могут применять для решения актуальных практических задач. Этим обусловлено то, что темы учебного дизайн-проектирования, в том числе и профессиональной практики, которую мы проводим на базе колледжа, направлены на решение социально-значимых проблем колледжа, в частности, осовременивание интерьеров его учебнопроизводственной среды.

Так, например, одна из профессиональных технологических практик студентов 3 курса была сориентирована на осовременивание интерьеров строительного подразделения колледжа.

В результате были выполнены:

1. проекты реконструкции интерьеров библиотеки, кабинета инструктажа учебнопроизводственной мастерской;

2. проект оформления городского конкурса профессионального мастерства;

3. проекты имиджевых объёмно-пространственных композиций, которые затем были реали-

зованы в материале и размещены на площадках колледжа.

В качестве итогов практики можно отметить, что работа над реальными проектами помогает студентам более серьезно и ответственно относиться к учебе, учит осознавать социокультурное предназначение профессии дизайнера и на основе опыта работы в коллективе единомышленников (педагогов и студентов) даёт возможность лучше разобраться в себе и проявить свои индивидуальные способности.

На подобные цели направлен и учебный социально-архитектурный проект «Дом студента-дизайнера.

Цель проекта: создание модели автономного существования «Дом студента-дизайнера», которая приобщает студентов к самостоятельной организации образа жизни, провоцирует собственное творческое развитие на основе непрерывного контакта в среде единомышленников, помогает понимать себя и осознавать значимость коллективного существования, ориентируя на здоровый образ жизни.

Опыт наших летних студенческих практик в северной деревне Ошевенск Архангельской области показывает, что даже непродолжительная творчески организованная совместная жизнь в течение 10-14 дней настолько сплачивает студентов, что они хотели бы эту модель проецировать на жизнь в Москве.

В процессе работы над учебным проектом студенты «проживают» модельную ситуацию совместной жизни группы из 15 человек, задумываются о смысле и характере необходимых функциональных процессов, таких как сон, еда, творческая работа, занятия спортом. Проект учит экономному, разумному, рациональному отношению к жизни, соответствующему студенческому статусу и возможностям.

Особенность архитектурного решения проекта заключается в том, что он предлагается из экономных материалов (каркасно-щитовой), разумного размера (6х20 м) и эстетически выполнен в традициях сдержанности и минимализма. Дом представляет собой прямоугольный вытянутый объем с двухскатной кровлей, дополненный снаружи двухуровневой галереей.

Внутреннее пространство членится на три части двумя разноразмерными антресолями. Антресоли расположены у торцевых стен, в центре объема - двухсветное пространство. В этом пространстве осуществляются основные функции - работа, занятия спортом. Антресоли и пространство под ними освоены следующим образом: сон на одной из них (большей) связан с сантехническим блоком под ним, пространство библиотеки расположено над кухней и входным холлом.

Основная особенность пространства дома - трансформируемость. Проект может быть адаптирован и на реконструкцию существующих городских зданий.

Проект «Дом студента-дизайнера» решает важные социально -педагогические задачи: с одной стороны - представляется возможность обучаться дизайну творческой молодёжи из провинции, с другой - создание подобной образовательной творческой среды для жизни возвращает студентов к учёбе, развитию, отрывая от бездумного проведения досуга, наркотиков, алкоголя.

С необходимостью решать более масштабные социальные проблемы для города студенты столкнулись в работе над инновационным средовым проектом - городской сквер «Маргинал» в процессе дипломного проектирования.

Цель проекта: предложить инновационное (не банальное) решение традиционных проблем городского благоустройства небольшого заурядного сквера в центре Москвы, что означает необходимость взглянуть на проектную задачу как будто впервые, не опираясь на заранее известные стереотипы.

Учебная работа над проектом строилась в соответствии с авторской проектной методологией, сложившейся в результате многолетнего педагогического опыта в МАРХИ и многообраз-

ной проектно-практической работы в различных направлениях архитектурно-дизайнерской проблематики от проектирования экспозиций, интерьеров, архитектурных объектов до фирменных стилей и концепций.

В ее основе лежит метод расчленения проектной задачи на конкретные аспекты и осмысления каждого из них раздельно, но углублённо, что позволяет не спешить с рождением проектной идеи, но приближать её появление определёнными шагами ей навстречу.

Подобный способ работы попутно решает две очень важных, на наш взгляд, задачи. Во-первых, расчленяя сложную проблему на ряд промежуточных, мы создаём возможность решения каждой из них на занятии, формируя навык систематической работы и давая студенту психологически ценный опыт завершенного решения локальных задач, снимая естественную робость перед трудностями нерасчленённых комплексных проблем. Во-вторых, вся система подводящих к рождению идеи упражнений построена на апелляции к художественной стороне натуры студента, направлена на пробуждение в нём художественных пластов личности.

В результате проектный замысел постепенно созревает изнутри, опираясь, с одной стороны, на глубокий предпроектный анализ, т.е. требования и возможности контекста и, с другой, следуя собственным художественно - проектным предпочтениям студента.

Проектная методология складывается из следующих стадий учебной работы:

1. предпроектный анализ:

— анализ ситуации включает в себя встречу с заказчиком, обмеры, фотофиксацию, аналитический лист со схемами выявленных проектных проблем и функциональный анализ изучаемой ситуации;

— изучение исторических и современных аналогов с точки зрения философии, эстетики, эргономики, материалов и оборудования, техники и технологии; с параллелями в современном художественно-проектном творчестве; выражается в работе с литературой в виде эскизных проектных зарисовок;

— основы формирования первых проектных ощущений, выраженных в виде клаузуры, форма которой разнообразна от эскизных проектных рисунков до образно - художественных коллажей;

2. проектно - художественная концепция содержит общие принципы предлагаемых решений;

3. эскизный проект включает пояснительную записку, необходимые архитектурные проекции: план, фасад, разрез, развёртки стен помещения, планы полов и потолков; проектные перспективные рисунки, аксонометрию или макет, показывающие характер решения, технологические схемы.

Социокультурная значимость идеи средового проекта «Маргинал» заключалась в том, чтобы организовать территорию сквера для людей с ограниченными физическими возможностями и ограниченным социальным вниманием: для детей, престарелых и учащейся молодёжи. В то время как городская среда в целом ориентирована на активные, здоровые категории населения (транспорт, реклама, торговля, развлечения), городской сквер может стать территорией тишины, созерцаний, отдыха, нравственного и художественного развития.

Несмотря на противоречивые функции территории (ребёнку нужны тишина и безопасность, подростку - активность, старику - возможность созерцания), проект парадоксально соединяет разные функции в едином пространстве, когда дети становятся объектами заботы подростков, а те и другие - объектом любования престарелых, моделируя таким образом идею социальной гармонии на отдельно взятой территории.

Объединяющим мотивом является современное искусство, т.к. художественное решение проекта основано на образе артистической инсталляции из арт-объектов: боскетов из стриженной зелени, деревянных игровых помостов и объемных скульптурных объектов, игровых

плоскостей, инкрустированных различными покрытиями, прихотливых по форме, но лаконичных цветников, свободно расположенных на «английском газоне» в выставочном пространстве сквера.

В этом пространстве:

— ребенок исподволь прикасается к современному искусству, к среде, побуждающей его к изучению окружающего мира, провоцируя его умственную, эмоциональную и физическую активность;

— подросток окунается в близкую ему визуально-активную среду;

— старик получает удовольствие, находясь в остро, качественно и небезразлично организованной среде, в которой богатый природно-растительный «компонент» играет ведущую роль.

Специфика организации работы дипломников над проектом заключалась в соединении индивидуального проектирования и работы в творческих группах (3-4 человека) по одной теме, где сначала каждый предлагает свой фор-проект, затем в результате конкурса выбирается лучший, потом все делают корректировочные предложения на принятой основе, в итоге -распределение общей работы в зависимости от возможностей и умений каждого студента. Такая организация учебного процесса реализует принцип авторской дизайн-педагогики -унификация заданий, коллективная работа, сравнения, рефлексия, диалог - инструмент формирования адекватной самооценки - и, возможно, приближает выпускников к модели будущего творческого профессионального существования.

В результате подобного проектирования у молодых людей развивается способность видеть красоту окружающего мира; воспитывается чувствительность к проблемам человечества и конкретного человека - ребёнка, инвалида, пенсионера, появляется чувство уверенности в своих силах и ощущение значимости профессии дизайнера в решении серьёзных социальных задач.

Библиографический список:

1. Ермолаев А.П. Словарь для работы дизайнера в 21 веке. М., Турбо-Принт. - 1998.

2. Ермолаев А.П. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер: учебное пособие -М., Архитектура-С, 2004.

3. Климова Л.Н. Дизайн-педагогика в профессиональном колледже. Журнал «Профессиональное образование. Столица», №10 - 2009, М.

4. Климова Л.Н. Авторская модель дизайн-образования. Особенности экспериментальной деятельности в строительном колледже. Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица», №04 - 2011, М.

5. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М., Штейнберг В.Э. Специализированный выпуск «Дизайн-образование» 2(41) Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург. 2007.

Ключевые слова: дизайн-образование, авторская инновационная педагогическая модель, синтезирующая педагогика, проектная технология.

Keywords: design formation, the author s innovative pedagogical model, synthesizing pedagogic, design technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.