Научная статья на тему 'Дизайн-проект как средство социализации личности студента университета'

Дизайн-проект как средство социализации личности студента университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / СТУДЕНТ УНИВЕРСИТЕТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапугольцева Марина Александровна

В статье представлены педагогические возможности дизайн проектирования как средства социализации личности студента университета. В этом аспекте выделены взаимосвязанные процессы профессионально трудовой социализации, переноса профессиональных проектных умений в сферу социализации, а также влияния дизайн прогностической деятельности на опережающую социализацию. Приведены результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность дизайн проектирования на основе критерия достигнутого уровня социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапугольцева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн-проект как средство социализации личности студента университета»

Сапугольцева М.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: svm1-98 78@mail.ru

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

В статье представлены педагогические возможности дизайн-проектирования как средства социализации личности студента университета. В этом аспекте выделены взаимосвязанные процессы профессионально-трудовой социализации, переноса профессиональных проектных умений в сферу социализации, а также влияния дизайн-прогностической деятельности на опережающую социализацию. Приведены результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность дизайн-проектирования на основе критерия достигнутого уровня социализации.

Ключевые слова: проектирование, дизайн-проект, студент университета, социализация, профессиональная социализация, опережающая социализация.

Перед современным образованием стоят сложные задачи комплексного характера, среди них и традиционная - «обучение-воспита-ние-развитие», и актуальная - «компетентнос-тное развитие», и инновационные - «образование через всю жизнь», «опережающее образование», становление человека глобального информационного общества. Важнейшей составляющей в решении разнообразных образовательных задач является социализация личности, обеспечивающая в условиях усложнения социальной жизни включение человека в социальную целостность, в социальную структуру общества, позволяющая человеку стать активным и успешным членом общества.

Целью данной статьи является выявление социализирующих возможностей дизайн-проектирования как активно используемой вузовской образовательной технологии, как востребованного практикой вида проектной деятельности и универсального инструментария профессионального труда.

В первую очередь, следует отметить, что теория воспитания ( А.Г Асмолов, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Т.В. Габай, С.И. Гессен, В.А. Караковский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев,

А. Маслоу, А.В. Мудрик, А.Б. Невелев, Б.Д. Па-рыгин, А.В. Петровский, В.А. Петровский, И.П. Подласый, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукер ман, Э. Фромм и другие) определила разнообразные средства социализации личности в соотнесении с фазами и периодами этого процесса. Анализ работ К.А. Абдульхановой-Славс-кой, М.М. Бахтина, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева позволяет утверждать, что метафактором социализации является учебная деятельность. Уп-

равленческие концепции К.Я. Вазиной, А.Г. Гостева, В.И. Зверевой, Т.С. Кабаченко, A.M. Моисеева, М.М. Поташника, В.П. Третьякова, К. Ушакова позволяют обозначить педагогическую позицию в процессе социализации как педагогическое руководство. Проблема социализации личности нашла отражение так же в психологических и психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, М.Е. Дуранова, А.В.Ки-рьяковой, Н.А. Каргапольцевой, B.C. Мерлина, В.А. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, B.C. Юркевича и других авторов, уделивших особое внимание формированию и развитию потребностей, мотивов, устремлений, ценностных ориентации и направленности личности.

В то же время образовательный процесс университета обладает динамично обновляемыми инновационными образовательными ресурсами мира профессий, социализирующий характер которых только предстоит изучить.

Ярким примером такого инновационного ресурса в последнее десятилетие стали дизайн-проекты, выполняемые студентами университета практически на всех курсах обучения. Дизайн-проекты в университете перестали быть только частью специальной подготовки архитекторов, модельеров и художников. Этот вид проектирования пронизывает многочисленные направления вузовской подготовки. Дизайн-проектирование нашло широкое как специфическое, так и универсальное применение в профессиональной деятельности педагогов, инженеров, менеджеров, маркетологов, ИТ-специалистов, ученых, социологов, психологов, врачей и других специалистов. Педагогический, промышленный, средо-

вой и графический дизайн, дизайн процессов, нон-дизайн, Web-дизайн, сайнс-дизайн, стайлинг «дизайн», дизайн костюма и другие виды дизайна стали основой новых и традиционных профессий, специальностей и специализаций современного рынка труда (И.С. Абоимова, Д.Ю. Адоняев, Ю.Ю. Артемьева, Т.П. Васильева, Н.С. Власова, М.В. Даричева, Е.А. Кузина, М.С. Мышинская, М.В. Печатина, С.Е. Салан-кова, Н.Н. Соловьева, Е.В. Терехова, Т.А. Третьякова, Н.В. Шишлина и другие).

Современная педагогика активно исследует дизайн-проектирование как вариант перспективной образовательной технологии. Положения теории дизайна, вопросы проектирования и дизайн-образования представлены в работах Н.В. Воронова, Ю.М. Бундиной, О.И. Гениса-ретского, В.П. Климова, С.М. Кожуховской,

A.Н. Лаврентьева, М.С. Михайлова, Л.П. Монаховой, Ю.В. Назарова, Е.Э. Павловской,

B.И. Пузанова, В.Ф. Рунге, В.Ф. Сидоренко, О.П. Тарасовой, Е.В. Ткаченко, Т.В. Усатой, А.Г. Устинова, M. Baker, A.M. Galligan, B. Matheson. В то же время социализирующие функции дизайн-проектирования, выполняемого студентом университета, до сих пор не стали предметом специального изучения. В этой связи в статье проанализированы сложившиеся научные и практические представления о дизайн-проектировании и выявлена определенная корреляция процессов дизайн-проектирования и социализации личности, причем взаимосвязь процессов устанавливается уже на уровне понятийного аппарата.

Так, в настоящее время дизайн-деятельность определилась как духовно-материальная культура, способная решать реальные экономические и социальные проблемы человека и общества. Она сформировалась как самостоятельный вид творчества, синтезирующий инженерную и художественную деятельность, направленный на удовлетворение материальных, социокультурных, информационных, коммуникативных потребностей человека (О.П. Тарасова). Дизайн-проектная деятельность основана на объединении в проектном образе научных принципов с художественными, создающая эффект, недостижимый в обычном проектировании (Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская). Дизайн-проект - это комплект проектной документации, обеспечивающих воспроизведение в реальности творческой идеи создания гармоничной социокультурной,

информационно-коммуникационной, предметно-пространственной среды и продуктов, удовлетворяющих материальные, эстетические и духовные потребности человека. Конкретика проекта варьируется для различных предметных приложений, но характерная особенность каждого вида дизайна - проектирование объектов (графики, вещей, зданий, сайтов, среды, исследований, экспериментов и т. д.), отражающих и предопределяющих тот или иной образ жизни. Проектное мышление специалиста должно быть направлено на локализацию внимания к жизненно конкретным ситуациям, к пониманию особенностей того типа образа и стиля жизни, применительно к которым решается дизайнерская задача. Исходный импульс дизайн-проектирования - забота о ценностной достоверности наличного образа жизни, достигнутой без утраты благ, полученных из прошлого, в надежде на их приумножение [1, 2, 3, 7].

Представленные элементы создания дизайн-проекта явным и косвенным образом соотносятся с процессами социализации личности. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, его способность при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы, при этом через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, реализуется процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Описанный в современных научных источниках по теории социализации, этот процесс состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации [4, 5, 6]. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые

им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д.

Таким образом, дизайн-проектирование и процессы социализации личности сходны в целевом отношении к преобразованию действительности как к общественной ценности, к решению задач созидательного характера и определению четких ориентиров на сохранение и преумножение лучшего, на оптимальное сочетание собственного успеха и общественного блага.

Этот исходный посыл определяет новые функции дизайн-проектирования как педагогического средства социализации студентов университета, к которым мы относим: 1) перенос профессиональных проектных умений в сферу социализации, 2) активизацию профессионально-трудовой социализации будущего специалиста, 3) реализацию дизайн-прогностической деятельности как фактора опережающей социализации личности студента.

Представленные функции не реализуются автоматически, они потенциальны и актуализируются при определенных педагогических условиях.

Вопросы развития и становления личности в условиях проектного обучения традиционно привлекали и привлекают внимание видных представителей самых различных отраслей пси-холого-педагогической науки. Отечественные исследователи рассматривают проектное обучение как целостную технологию обучения, способствующую овладению методологическими знаниями, умениями и навыками самообразования; как средство развития способностей, исследовательских умений, социальных навыков и т. д. [4, 8].

Анализ специфики использования метода проектов на занятиях показал, что его применение в современных условиях строится на основе системного, личностно-деятельностного и творчески-ориентированного подходов, обеспечивающих построение и функционирование целостного процесса формирования личности будущего специалиста. Структура проектной деятельности студентов характеризуется единством целевого, мотивационного, содержательного и оценочно-результативного компонентов.

Рассматривая проектирование как специфическую форму моделирования, направленную не столько на познание отображаемых в модели фрагментов действительности, сколько на создание новых элементов действительнос-

ти, Н.Н. Нечаев подчеркнул, что проектное моделирование необходимо понимать как развитие самой действительности. Профессиональное творчество как объективный процесс созидания действительности необходимо ведет к преобразованию самого субъекта деятельности, поскольку представляет собой процесс сознательного определения человеком индивидуальных способов деятельности и личностных стратегий самоопределения.

Отличительной чертой нашего времени является его «всепронизывающая проектность». Проектное обучение, зародившееся в недрах естественнонаучного цикла и перенесенное на область гуманитарных предметов, стало методологическим фактором, объединившим традиционно выделяемые сегменты научного знания в общее пространство. Как отмечает И.А. Зимняя, «проектная культура является как бы общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проектная культура призвана объединить два до сих пор не пересекавшихся направления образования: гуманитарно-художественное и научно-техническое... Проективность - образовательная тенденция будущего».

Поскольку проектирование все шире используется в образовании, то в психолого-пе-дагогической литературе имеется несколько определений проектирования. Н.Б. Крылова определяет проектирование как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». В.Е. Радионов понимает под проектированием «особого рода интеллектуальную деятельность, связанную с ценностным переосмыслением, переживанием и информационной подготовкой предстоящих целеустремленных действий человека, компонент способа жизнедеятельности человека». Проникая в образование, проектирование придает учению форму продуктивного тренинга в самостоятельном решении возникающих проблем. С педагогической точки зрения проектирование - это творческая учебная деятельность, проблемная по форме предъявления материала, практическая по способу его применения, интеллектуально нагруженная по содержанию, самостоятельная по характеру добывания знаний, протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений.

Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который можно определить как самостоятельно принимаемое студентами развернутое решение по какой-либо проблеме материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и др.характера[4].

Большие возможности в плане социализация открывает дизайн-проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности студента через организацию активных производственно-художественных способов созидательных действий. Студент, работая над дизайн-проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа обучаемых, что способствует приобретению коммуникативных навыков и умений. Постановка задач, совместное решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает развивающее влияние на такие социально-значимые личностные качества, как целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, организацию семиотического пространства. Особенности образовательного применения проектной деятельности заключаются в формировании у студентов мотивационно-ценностного отношения к профессионально ориентированной деятельности, творческой активности и воображения, ориентации на творческое решение проблем, включения в поисковоисследовательскую деятельность в рамках работы над проектами, развитие рефлексивнооценочных способностей, направленности на самооценку, саморазвитие и самовыражение; организации опыта работы в коллективе, формировании коммуникативных умений, гибкости и творческого стиля общения.

Интегративным проявлением социализации личности студента в ходе дизайн-проектирования является социально-ориентированный выбор темы проекта, а также корректная ориентация на специфику группы потребителей. Так, например, среди 14 дипломных проектов наших выпускников 2010 г. более трети (5 проектов) были отмечены комиссией как име-

ющие практическое значение и пригодные к практическому использованию. Среди них такие как коллекция детской одежды «Мореплаватели». Одежда не только удобна - она имеет множество функциональных деталей, но и придает детям уверенность - в красивых и оригинальных костюмах они смело демонстрировали на подиуме свои характеры и непоседливый нрав. Коллекция «Бизнес леди» оригинальна использованием в ней элементов японского костюма, сочетанием незыблемых правил установленного дресс-кода и дерзких авторских деталей, не нарушающих понимание того, что перед вами деловая женщина, у которой своя цель и четкий жизненный путь. Коллекция одежды «Школа продленного дня», выполненная на основе исследования заказа родителей и самих школьников, изготовлена из гигиеничных тканей в серо-фиолетовой гамме. Одежда удобна для игры, отдыха, спорта, интеллектуальных занятий. В ней много удобных деталей - заклепок и молний. Патриотично обыграны цвета российского флага на деталях одежды - белый, синий, красный.

Особый интерес представляет профессиональная социализация личности в процессе создания дизайн-проекта как одна из составляющих вторичной социализации личности. Через профессиональное образование и трудовую деятельность происходит передача накопленного опыта, вхождение будущего специалиста в мир профессиональной деятельности, осуществляется воспроизводство трудовых отношений, обновляется социально-профессиональная структура общества.

Профессиональная социализация рассматривается как двусторонний процесс: с одной стороны, это процесс вхождения будущего специалиста в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, с другой стороны - процесс активной реализации профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования [6].

В последние десятилетия в современной России появились принципиально новые каналы профессиональной социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптацию в радикально меняющемся обществе. Одними из значимых каналов являются рынок труда и институт пред-

принимательства. Они превращаются в один из весомых социальных индикаторов, что обусловливается существующим на него спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия [5].

Выполнение дизайн-проекта на реальную тему в условиях действующего предприятия может обеспечивать вхождение студента в профессиональное сообщество на уровне соразра-ботчика. Этот понятный, на первый взгляд, подход в организации студенческих проектов потребовал существенной модернизации в условиях рыночной экономики.

Процессы социализации студентов изучались нами в опытно-поисковой работе на базе архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета в течение 9 лет ( 2003 - 2012 гг.). В работе на различных ее этапах участвовало 573 студента, обучающихся по специальностям «Дизайн костюма», «Графический дизайн», «Дизайн среды», а так же преподаватели кафедр факультета. Стартовый уровень подготовленности студентов первого курса был неодинаковым. Ежегодно в группах обучалось до 25% студентов, закончивших начальные и средние профессиональные учебные заведения (Оренбургский государственный колледж, Оренбургский профессиональный лицей №18, Профессиональный лицей №2 г. Орс-ка). До 25% первокурсников являются выпускниками Оренбургского областного художественного колледжа. Как правило, остальные проходили подготовку на курсах довузовского образования в ГОУ ДОД «Дизайн-центр» или годичную подготовку на курсах архитектурно-строительного факультета. Мы должны были учитывать, что создание студенческого дизай-проекта - производственно-творческий процесс, соблюдение сроков работы, ее результаты и стоимость, как и потребительская ценность, находятся под вопросом и крайне волнуют работодателей.

В этой связи в рамках подготовки студентов по специальности «Дизайн костюма» была

предложена ступенчатая схема дизайн-проектирования. К моменту прохождения конструкторско-технологической практики ( после 3 курса) студенты уже выполняли мини дизайн-проекты на 1-2 курсах (дисциплина «Конструирование костюма»), а также получали опережающие задания по дизайн-проектированию к дисциплине «Основы теории и методологии дизайн проектирования костюма».

Подготовка к выполнению совместных дизайн-проектов в ходе будущей практики проходила как в процессе обсуждения тематики проекта, так и в ходе эскизного моделирования. Это были работы, связанные с организацией и оформлением тематических выставок студенческих работ в университете, на городских площадках, на базах будущей практики, а также с демонстрацией показов дипломных работ на кафедре, где студенты помогали старшекурсникам, тем самым включаясь в качестве активного субъекта в организацию и проживание творческой университетской среды.

Затем студенты первых курсов участвовали в молодежных проектах, реализуемых в ГОУ ДОД «Дизайн-центр», МУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи», Студенческом центре ДК «Россия».

Следующим этапом становилась конструкторско-технологическая практика, которую мы ориентировали на профессиональное сообщество - костюмерные цеха Оренбургского областного государственного драматического театра им. М. Горького, Оренбургского государственного театра музыкальной комедии, театра кукол «Пьеро», экспериментальный цех ООО «Ореа-на», ООО «ПО Орника», творческие мастерские и престижные ателье города и области. Плодотворным оказалось направление на практику в дома моды Москвы и Саратова. В ходе практик перед студентами ставились не только конструкторско-технологические задачи, важно было установить взаимодействие с коллегами по цеху, получить их одобрение и поддержку, получить позитивные характеристики и письменные отзывы, договориться о будущих дипломных проектах, о возможных направлениях сотрудничества и трудоустройства.

Аналогично строилась работа со студентами специальности «Графический дизайн», где дизайн-проекты были ориентированы на печатные дома и салоны, полиграфические фирмы

(ООО «Печатный дом «Димур», ООО «Типография союз», «Он Лайн», ООО «Копицентр», ООО «ТиКс» и другие).

Такая ступенчатая организация дизайн-проектирования позволила существенно повысить степень профессиональной социализации студентов, что диагностировалось как в ответах на анкеты, так и в наблюдениях за работой студентов на производственной практике.

Дизайн-проектирование с полным основанием может рассматриваться как фактор опережающей социализации, которая представляет собой освоение правил и взглядов, а также способа и стиля жизни тех групп, к которым человек, еще не являющийся членом этой группы, очень хотел бы принадлежать. Как правило, опережающая социализация отмечается нами после выполнения дизайн-проектов уже на первых курсах обучения. Так, например, выполнение двух курсовых работ на первых курсах (мини дизайн-проектов) требует самостоятельной интегрированной работы студентов с материалом, изучаемым на других дисциплинах - «Проектирование», «Рисунок», «Живопись», «Цветоведение». Конечный продукт курсовой работы - электронный вариант расчетов конструирования основы изделия и сам макет изделия, выполненный в натуральную величину из натуральной небеленой ткани, часто становился основой коллекции собственной одежды студента. В личных собеседованиях со студентами мы задавали им вопросы: «Воспользуешься ли ты изготовленным тобой макетом в собственном гардеробе?», «С чем ты станешь носить его?», «Какова общая идея целого костюма (образа)?», «Как ты его дополнишь (украсишь)?». В ходе собеседования ежегодно до 60% студентов изначально изъявляли желание воспользоваться изготовленным макетом. Они предлагали интересные варианты дополнения и совершенствования макета, обсуждали с нами возможные приемы их компоновки с другими частями их гардероба. Мы предлагали студентам культурные аналоги работ модных дизайнеров, создавали проблемные ситуации. Такая работа, по нашему мнению, очень важна, поскольку мы считаем ее первым профессиональным опытом студента в разработке и реализации собственных творческих дизайнерских

идей, при осуществлении которых необходима помощь авторитетного специалиста. По истечении времени все студенты брали макеты в собственное пользование. Мы зафиксировали по результатам наблюдений и собеседований, что около 80% всех студентов используют в собственных гардеробах изготовленные ими макеты, активно обмениваются мнениями по поводу авторских находок в оформлении макетов и их комбинаторики с другими деталями гардероба.

Значимые проявления опережающей социализации отмечаются после прохождения технологической практики с реализацией дизайн-проектов совместно с представителями базовых предприятий.

Так, более 17% студентов отмечали, что были приняты в профессиональных сообществах как творческие и подготовленные молодые коллеги, 47% отмечали растущий интерес к профессии, возрастающую уверенность в правильном ее выборе, а главное - доброжелательное отношение и взаимопонимание в профессиональной среде, 31-46% опрошенных считали практику успешной и значимой в плане будущего трудоустройства, практически все отмечали такие проявления профессиональной и опережающей социализации, как помощь со стороны старших коллег, предложения выполнить совместно новые операции и виды работ, заинтересованные беседы с коллегами по цеху, профессиональные обсуждения и доброжелательность. Для сравнения отметим, что часть студентов проходила практику на кафедрах, их ответы по поводу результатов практики распределились следующим образом: «приняты в профессиональных сообществах как творческие и подготовленные молодые коллеги» - 7%, «отмечаю растущий интерес к профессии, возрастающую уверенность в правильном ее выборе» - 23%, «практика значима в плане будущего трудоустройства» - 11%.

Таким образом, дизайн-проектирование в вузовской практике выступает как действенное средство социализации личности студента, результативными эффектами которого могут стать перенос профессиональных проектных умений в сферу социализации, активизация профессионально-трудовой социализации будущего специалиста и опережающей социализации личности студента.

14.12.2011

Список литературы:

1. Basadur M.S., Gelade G.A. Modelling applied creativity as a cognitive process: Theoretical foundations // The Korean Journal of Thinking and Problem Solving, 2005. - №15. - Р. 13-41.

2. Бхаскарян Л. Дизайн и время / Пер. с английского. - М.: «Издательство АРТ-РОДНИК», 2006. - 301 с.

3. Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть. - М.: Издательство «Европа», 2006. - 102 с.

4. Каргапольцева, Н.А. Социализация и воспитание студентов ВУЗа / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - №2. - С. 80-84.

5. Мигачева, М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации // Вестник СамГУ. - 2007. - № 1.

6. Санжаревский, И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. -Изд. 3-е, испр. и доп. - Тамбов: 2010. - 231с.

7. Тарасова, О.П. Креативность будущего дизайнера / В.Г. Гладких, О.П. Тарасова, О.Н. Шевченко // Высшее образование в России. - 2009. - №3. - С. 131-136.

8. Топилина, Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социальноэкономические науки. - 2006. - №3. - 140 с.

Сведения об авторе:

Сапугольцева Марина Александровна старший преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 381408, е-mail svm-98_75@mail.ru

UDC 37.01 Sapugoltseva M.A.

Orenburg state university E-mail:svm1-98_78@mail.ru

THE DESIGN PROJECT AS SOCIALIZATION MEANS PERSONS OF THE STUDENT OF UNIVERSITY

In article pedagogical possibilities of design designing as means of socialization of the person of the student of university are presented. In this aspect the interconnected processes of is professional-labor socialization, carrying over of professional design abilities to socialization sphere, and also influences of design prognostic activity on advancing socialization are allocated. Results of pedagogical experiment are analyzed according to efficiency of design designing on the basis of criterion of the reached level of socialization.

Key words: designing, the design project, the student of university, socialization, the professional socialization, advancing socialization.

Bibliography:

1. Basadur M.S., Gelade G.A. Modelling applied creativity as a cognitive process: Theoretical foundations // Korean Journal of Thinking and Problem Solving. -2005. - №15. - P. 13-41.

2. Bhaskarjan, L. Design and time / of the Lane with anglijskogo. - M.: «publishing house the ART SPRING», 2006. - 301 p.

3. Glazychev, V.L. Design as it is. - M.: Publishing house «Europe», 2006. - 102 p.

4. Kargapoltseva, N.A. Socialization and education of students of HIGH SCHOOL / N.A. Kargapoltseva // the Bulletin Orenburg state universiteta. - 2002. - №2. - P. 80-84.

5. Migacheva, M.V. Essence and features of professional socialization of young experts in transformation // Vestnik SamGU. - 2007. - №1. - P. 67-81.

6. Sanzharevsky, I.I. History, methodology and technics of research of problems of a society and the person in sociology. -Izd. 3. - Tambov: 2010. - 231 c.

7. Tarasova, O.P Kreativnost of the future designer / V.G. Gladkih, O.P Tarasova, O.N. Hevchenko // Higher education in Russia. - 2009. - №3. - P. 131-136.

8. Topilina, E.S. Features of socialization of young generation in modern Russia // Humanitarian and social and economic sciences. - 2006. - №3. - 140 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.