Научная статья на тему 'Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии Tuning [опыт Северо-Кавказского федерального университета)'

Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии Tuning [опыт Северо-Кавказского федерального университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASTER PROGRAM "PEDAGOGICAL EDUCATION" / ТЮНИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / TUNING OF EDUCATIONAL PROGRAMS / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игропуло И. Ф., Сёмина И. С., Сорокопуд Ю. В., Шаповалов В. К.

В статье раскрыта сущность методологии Международного проекта «Tuning Educational Structures» (Тюнинг), её практическая реализация в России и опыт проектирования в Северо-Кавказском Федеральном университете магистерской программы «Педагогическое образование» на основе методологии «Tuning Educational Structures».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игропуло И. Ф., Сёмина И. С., Сорокопуд Ю. В., Шаповалов В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE MASTER PROGRAM IN THE PEDAGOGICAL EDUCATION DIRECTION IN THE CONTEXT OF METHODOLOGY OF TUNING (EXPERIENCE NORTH THE CAUCASIAN FEDERAL UNIVERSITY)

In article the essence of methodology of the International project «Tuning Educational Structures» (Tuning), its practical realization in Russia and experience of design in North The Caucasian Federal University of the master program «Pedagogical education» on the basis of «Tuning Educational Structures» methodology is opened.

Текст научной работы на тему «Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии Tuning [опыт Северо-Кавказского федерального университета)»

По программам кратковременного повышения квалификации - семинаров, семинаров-практикумов, семинаров-совещаний, семинаров-тренингов, тренингов, вебинаров, «круглых столов» - проводится комплексное изучение современных и актуальных научных проблем в области образования, науки, педагогики, соответствующих нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной практики, что способствует повышению уровня профессиональной культуры преподавателей и т.д. Учебные программы семинаров-тренингов и тренингов направлены на формирование, развитие и совершенствование личностных профессиональных компетенций педагогов (организаторских, творческих, лидерских, коммуникативных и т.д.), повышение эффективности профессиональной деятельности в области образования.

Цель научной стажировки каждого преподавателя Херсонской морской государственной академии - формирование и закрепление на практике профессиональных компетенций, направленных на выполнение задач и обязанностей соответственно как руководителя так и преподавателя, усвоение отечественного и зарубежного опыта, формирование личностных качеств для выполнения профессиональных задач на новом, более высо-

Библиографический список

ком уровне. Именно такая работа способствует обеспечению вузов высококвалифицированными специалистами.

Таким образом, на современном этапе развития системы образования в Украине проблема повышения квалификации педагогических кадров высших учебных заведений морского профиля требует срочного решения, поскольку именно от преподавателя в большой мере зависит качество подготовки будущего выпускника морского вуза, его компетентность, мобильность, конкурентоспособность на мировом рынке труда, умение работать в полиэтническом коллективе и др. Одним из оптимальных путей решения проблемы повышения квалификации преподавателей морских вузов является научная стажировка. Научная стажировка дает возможность успешно сочетать теоретический материал с практической направленностью в решении конкретных задач и проблем развития высшего учебного заведения морского профиля. Кроме этого, профессионально организованная научная стажировка, наполненная инновационными формами, современными методами и средствами обучения способствует компетентностному развитию педагога, повышению его научно-методического уровня, уровня саморазвития и самоорганизационной деятельности.

1. Енциклопедія освіти I Гол. ред. В.Г. Кремень. - Киев, 2008.

2. Концепция развития последипломного образования в Украине [Э!р]. - Р!д: http:IIdo.gendocs.ruIdocsIindex-25298.html

3. Тихомиров, Л.Б. Юридическая энциклопедия I Л.Б. Тихомиров, М.Ю. Тихомиров. - М., 1997.

Bibliography

1. Enciklopediya osvrti I Gol. red. V.G. Kremenj. - Kiev, 2008.

2. Koncepciya razvitiya poslediplomnogo obrazovaniya v Ukraine [EhIr]. - RId: http:IIdo.gendocs.ruIdocsIindex-25298.html

3. Tikhomirov, L.V. Yuridicheskaya ehnciklopediya I L.V. Tikhomirov, M.Yu. Tikhomirov. - M., 1997.

Статья поступила в редакцию 19.12.13

УДК 378

Igropulo I.F, Semin I.S., Sorokopud Yu. V., Shapovalov V.K. DESIGN OF THE MASTER PROGRAM IN THE PEDAGOGICAL EDUCATION DIRECTION IN THE CONTEXT OF METHODOLOGY OF TUNING (EXPERIENCE NORTH - THE CAUCASIAN FEDERAL UNIVERSITY). In article the essence of methodology of the International project «Tuning Educational Structures» (Tuning), its practical realization in Russia and experience of design in North

- The Caucasian Federal University of the master program «Pedagogical education» on the basis of «Tuning Educational Structures» methodology is opened.

Key words: Tuning of educational programs, competence-based approach, common cultural and professional competences, master program «Pedagogical education».

И.Ф. Игропуло, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: igropulo@mail.ru; И.С. Сёмина, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: semais@rambler.ru; Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru; В.К. Шаповалов, д-р пед. наук, проф. директор Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», E-mail: dekanat_spf@inbox.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ TUNING (ОПЫТ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

В статье раскрыта сущность методологии Международного проекта «Tuning Educational Structures» (Тюнинг), её практическая реализация в России и опыт проектирования в Северо-Кавказском Федеральном университете магистерской программы «Педагогическое образование» на основе методологии «Tuning Educational Structures».

Ключевые слова: тюнинг образовательных программ, компетентностный подход, общекультурные и профессиональные компетенции, магистерская программа «Педагогическое образование».

За последние десять лет в условиях интернационализации зования, призванного повысить конкурентоспособность европей-и создания единого европейского пространства высшего обра- ских университетов, первостепенной стала задача обеспечения

сопоставимости, совместимости и прозрачности образовательных программ. Для достижения данной цели от европейского образовательного сообщества потребовалось разработка единых подходов к преподаванию и обучению, общего понимания содержания квалификаций и результатов обучения. Сближение национальных систем образования в рамках Европейского Союза и на более обширном пространстве - во всех европейских странах - важная веха в глобальном развитии высшей школы в XXI в. В Европейском Союзе методология «Tuning Educational Structures» («Настройка образовательных структур») (далее -TUNING) была разработана в рамках европейского образовательного проекта с аналогичным названием еще в 2о0о году. Название «Тюнинг» («Tuning») было выбрано для того, чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым, определенным, «предписанным» учебным планам, но к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию программ. Суть проекта заключается в использовании инструментов Болонского процесса для согласованного представления структур и описании программ всех уровней на основе компетентностного подхода [1]. Проект TUNING направлен на сближение образовательных структур в странах -участницах Болонского процесса, включая Российскую Федерацию (которая включилась в этот проект, начиная с 2006 года).

Основу методологии TUNING составляет компетентностный подход, который в свою очередь базируется на анализе профессиональных требований, определяющие приоритетность компетенций, необходимых в конкретной сфере профессиональной деятельности. В методологии TUNING особое внимание уделяется двум наборам компетенций: предметно-специализированным (в ФГОС ВПО России нового поколения они обозначены как профессиональные компетенции - ПК) и общим компетенции (общекультурные - ОК) [2].

Первый набор компетенций является ключевым для академической квалификации и связан со специфическим знанием предмета. Второй набор компетенций является общим для всех или большинства академических квалификаций.

В рамках проекта TUNING первоначально с помощью тематических сетевых организаций были также разработаны предметно-специализированные компетенции по двум образовательным уровням для 9 предметных областей: химия, физика, педагогика, деловое администрирование, история, математика, наука о европейской интеграции, наука о Земле, медсестринское дело. Применительно к магистерским программам в общем виде их можно представить следующим образом:

Магистр обязан:

- обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями;

- уметь практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике; быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне;

- быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию;

- демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной;

- обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне [3].

Результаты обучения формулируются как для всей программы, так и для отдельных модулей. С точки зрение проекта TUNING учебная программа представляет собой не просто набор случайно подобранных курсовых единиц, а взаимосвязанный комплекс, для разработки которого требуется целостный подход. В учебной программе, ориентированной на обучаемого и результаты обучения, все единицы связаны друг с другом. Это правило распространяется не только на единицы, которые составляют ядро программы, но и на второстепенные и факультативные модули. Результаты прохождения модулей должны способствовать формированию общих результатов программы. Компетенции формируются последовательно и постепенно. Так, формирование конкретной компетенции может быть предусмотрено в нескольких модулях на различных стадиях программы. На этапе разработки программы принимается решение о том, какие единицы программы будут направлены на формирование тех или иных компетенций.

Для измерения объема учебной нагрузки студента в методологии TUNING использована уже принятая международным образовательным сообществом Европейская система перевода кредитов (ECTS), основной целью создания которой было обеспечение университетов разных стран средством, позволяющим сравнивать периоды обучения. Такой механизм считался необходимым для усовершенствования процедур признания результатов обучения за рубежом. Система ECTS должна была стать системой переноса кредитов, своего рода связующим звеном между разными системами и структурами высшего образования стран Европы. Эта система, в основе которой лежат общее понимание учебной нагрузки и принципы взаимного уважения и доверия, функционирует эффективно. Сильными и привлекательными сторонами ECTS были и продолжают оставаться ее простота и способность сближать системы образования как в каждой отдельно взятой стране, так и на международном уровне.

В условиях введения в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на принципах, формально совместимых с данной методологией (выражение требуемых результатов освоения образовательных программ в виде наборов общекультурных и профессиональных компетенций, введение системы зачетных единиц (академических кредитов) для расчета трудоемкости образовательных программ), а также значительного расширения свобод вузов в формировании их образовательных программ, интерес к активному использованию методологии Тюнинг в построении учебных программ для разных направлений подготовки в России существенно возрос.

Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ - Ставрополь, Россия) был образован в 2012 году из ряда ведущих вузов Ставропольского края. Как Федеральный университет, он имеет право на разработку и реализацию самостоятельно установленных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Динамичные социокультурные изменения детерминируют опережающее развитие системы непрерывного образования, в том числе педагогического образования.

Авторский коллектив участвует в разработке нового стандарта магистерской подготовки по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (050100- шифр данной программы в России) на основе методологии Тюнинг.

В процессе проектирования нового стандарта магистерской подготовки по направлению подготовки «Педагогическое образование» мы опирались на действующий Стандарт, утверждённый в 2010 году. С целью изучения её эффективности нами были проведены опросы работодателей, выпускников данной программы, педагогов образовательных учреждений различного типа (учителей школ, преподавателей колледжей и вузов). Цель опросов - установить наиболее востребованные компетенции; осуществить поиск компетенций, которые востребованы в образовательной практике Северо- Кавказского региона, но не были представлены в действующем Стандарте с дальнейшим определением дисциплин, необходимых для их формирования.

В анкетировании, которое проводилось в г. Ставрополе и Ставропольском крае, а так же в других регионах России, принимали участие 90 респондентов: 25 экспертов-работодателей, 38 - преподавателей, 17 - выпускников направления подготовки - 050100.68 Педагогическое образование. Проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о необходимости наполнения образовательного стандарта новыми компетенциями, которые позволяют отразить:

- региональную специфику, учитывающую социокультурные, демографические и прочие особенности СКФО

- специфику реализуемых в конкретном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

- специфику работы в образовательных организациях с девиантными, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

В процессе проведённой работы необходимо разработать результат освоения основной образовательной программы

- сформированность перечня компетенций, заданных соответствующим стандартом. В процессе работы нами было выделено 4 общекультурных и 17 профессиональных компетенций.

В процессе проектирования магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» нами так же были разработаны:

Таблица 1

Матрица «дисциплины-компетенции» (прямая)

Дисциплина Перечень компетенций

Инновационные процессы в образовании ОК-1, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК - 6, ПК- 7, ПК-9, ПК-13, ПК-14

Информационные технологии в профессиональной педагогической деятельности ОК-3, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-13, ПК-17

Таблица 2

Матрица «компетенции-дисциплины» (реверсивная)

Компетенция Дисциплины, направленные на формирование данной компетенции

ОК-4 Современные проблемы науки и образования Методология и методы научного исследования Философия науки и образования Инновационные процессы в образовании Деловой иностранный язык

ПК-4 Современные проблемы науки и образования Методология и методы научного исследования Философия науки и образования Инновационные процессы в образовании Информационные технологии в профессиональной деятельности Практики и научно-исследовательская работа Итоговая государственная аттестация

Матрица «дисциплины-компетенции» (прямая), которая представляет собой перечень дисциплин, в процессе изучения которых (поэтапно) реализуется формирование каждой компетенции (ОК или ПК) соответствующего стандарта. Например, представленных дисциплин в таблице 1.

Матрица «компетенции-дисциплины» (реверсивная), которая отражает «вклад» конкретных дисциплин, курсов, практик в формирование определенной компетенции.

Например, компетенции:

- готовность демонстрировать критическую оценку состояния знаний в предметной области и осознанно применять полученные знания в широком междисциплинарном контексте при решении новых нестандартных образовательных и профессиональных проблем (ОК-4).

- готовность к интенсификации образовательного процесса на основе комплексного использования новейших результатов научных исследований, инновационного отечественного и зарубежного педагогического опыта (ПК-4) (таблица 2);

Наряду с основными дисциплинами, такими как Современные проблемы науки и образования; Методология и методы научного исследования; Философия науки и образования; Инновационные процессы в образовании; Деловой иностранный язык; Информационные технологии в профессиональной деятельности и др. предполагается реализация ряда элективных курсов,

Библиографический список

в зависимости от специализации магистров. При этом особое внимание будет уделяться проблемам обучения учащихся, студентов с учётом их личностных особенностей; специфике организации образовательного процесса в поликультурной среде; особенностям организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования и др. При этом одна из ведущих целей образовательной программы подготовки магистров образования является формирование компетенций, направленных на умение жить в постоянно изменяющейся образовательной среде, в условиях введения инноваций и др.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что проект TUNING обеспечивает эффективные инструменты улучшения качества разработки и реализации учебных программ.

Тем самым разработанная магистерская программа должна служить ориентиром для: модернизации содержания основной образовательной программы подготовки магистров образования и переработки программ дисциплин, с учётом разработанных общекультурных и профессиональных компетенций. В этой связи разработанный нами проект магистерской программы по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» имеет важное значение для повышения эффективности подготовки магистров образования, прежде всего, для Северо-Кавказского региона России.

1. Горылев, А.И. Методология TUNING: компетентностный подход при определении содержания образовательных программ: электронное методическое пособ. / А.И. Горылев, Е.А. Пономарева, А.В. Русаков. - Нижний Новгород, 2011.

2. Сорокопуд, Ю.В. Система компетенций преподавателя высшей школы в контексте методологических подходов программы «Tuning

Education Programmes in Russian HEIs» («Настройка образовательных программ в Российских вузах») и ФГОС ВПО 3-его поколения // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №10.

3. Компетентностный подход в образовании // Реферативный бюллетень РГГУ. - СПб., 2005.

Bibliography

1. Gorihlev, A.I. Metodologiya TUNING: kompetentnostnihyj podkhod pri opredelenii soderzhaniya obrazovateljnihkh programm: ehlektronnoe metodicheskoe posob. / A.I. Gorihlev, E.A. Ponomareva, A.V. Rusakov. - Nizhniyj Novgorod, 2011.

2. Sorokopud, Yu.V. Sistema kompetenciyj prepodavatelya vihssheyj shkolih v kontekste metodologicheskikh podkhodov programmih «Tuning Education Programmes in Russian HEIs» («Nastroyjka obrazovateljnihkh programm v Rossiyjskikh vuzakh») i FGOS VPO 3-ego pokoleniya // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2009. - №10.

3. Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii // Referativnihyj byulletenj RGGU. - SPb., 2005.

Статья поступила в редакцию 21.12.13

УДК 378

Ismailova E.K. METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF CHILDREN ABILITY TO INTELLECTUAL CREATIVITY. The problem of the formation of the intellectual abilities of the individual creativity, studying the functions of creative abilities and the criteria for its detection in the activities personality.

Key words: personality, intellectual creativity, education, development, ability, formation, training, process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.