Научная статья на тему 'Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию'

Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЮНИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игропуло Ирина Фёдоровна, Сёмина Инна Сергеевна, Сорокопуд Юнна Валерьевна, Шаповалов Валерий Кириллович

В статье раскрыта сущность методологии международного проекта “Tuning Educational Structures” (тюнинг), ее практическая реализация в России и опыт проектирования в Северо-Кавказском федеральном университете магистерской программы «Педагогическое образование» на основе методологии “Tuning Educational Structures”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игропуло Ирина Фёдоровна, Сёмина Инна Сергеевна, Сорокопуд Юнна Валерьевна, Шаповалов Валерий Кириллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TUNING METHODOLOGY FOR DESIGNING MASTER''S DEGREE PROGRAMMES IN TEACHER EDUCATION

The article reveals the main idea of methodology of the International project “Tuning Educational Structures”, its practical realization in Russia and the experience of the realization of the academic program “Pedagogical education” on the basis of “Tuning Educational Structures” methodology in North-Caucasian Federal University (Russia).

Текст научной работы на тему «Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию»

Проведенное исследование открывает пути и возможности для дальнейшего развития технологий формирования ИКТ-компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью», перспективы для выявления потенциала адаптивных возможностей и личностных ресурсов студентов в подготовке кадров. Профессиональная подготовка бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» во многом определяется социальным заказом общества, в условиях которых степень подготовленности выпускника становится доминирующим фактором в системе образования, определяющем не только конкурентоспособность личности, но и ее дальнейшую социальную адаптацию и непрерывное профессиональное развитие.

Библиографический список

1. Минин М.Г. Контроль качества знаний в образовании: монография / М.Г. Минин, Н.С. Михайлова, Е.В. Жидкова. - Томск: Томского политехнического университета, 2011. - 230 с.

2. Захарова О.А. Система поддержки дистанционного обучения «СКИФ» на основе программного обеспечения // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. - 2011. - № 4(55).

3. Захарова О.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / О.А. Захарова, А.И. Родина, А.А. Скляренко. - Издательский центр ДГТУ, 2012. - 171 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ТЮНИНГА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация. В статье раскрыта сущность методологии международного проекта "Tuning Educational Structures " (тюнинг), ее практическая реализация в России и опыт проектирования в Северо-Кавказском федеральном университете магистерской программы «Педагогическое образование» на основе методологии "Tuning Educational Structures". Ключевые слова: тюнинг образовательных программ, компетентностный подход, общекультурные и профессиональные компетенции, магистерская программа «Педагогическое образование».

THE USE OF TUNING METHODOLOGY FOR DESIGNING MASTER'S DEGREE PROGRAMMES IN TEACHER EDUCATION

Abstract. The article reveals the main idea of methodology of the International project "Tuning Educational Structures", its practical realization in Russia and the experience of the realization of the academic program "Pedagogical education " on the basis of "Tuning Educational Structures" methodology in North-Caucasian Federal University (Russia).

Keywords: "Tuning Educational Structures", competence-based approach, common cultural and professional competences, academic program "Pedagogical education ".

Сближение национальных систем образования в рамках Европейского союза и во всех европейских странах - важная веха в глобальном развитии высшей школы в XXI в. В Европейском союзе методология "Tuning Educational Structures" («Настройка образовательных структур») (далее -TUNING) была разработана в рамках европейского образовательного проекта с аналогичным названием еще в 2000 г. Название «Тюнинг» (Tuning) было выбрано, для того чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым, определенным, предписанным учебным планам, но к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию программ. Суть проекта заключается в использовании инструментов Болонского процесса для согласованного пред-

© Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К., 2014

И.Ф. Игропуло И.С. Сёмина Ю.В. Сорокопуд В.К. Шаповалов

Irina Igropulo Inna Semina Yunna Sorokopud Valery Shapovalov

ставления структур и описании программ всех уровней на основе компетентностного подхода [2]. Проект TUNING направлен на сближение образовательных структур в странах - участницах Болон-ского процесса, включая Российскую Федерацию (которая включилась в этот проект начиная с 2006 г.). Перед высшими учебными заведениями при этом ставится задача не унификации, а гармонизации образовательных программ (настройки их на основе схожих базовых принципов).

Основу методологии TUNING составляет компетентностный подход, который, в свою очередь, базируется на анализе профессиональных требований, определяющих приоритетность компетенций, необходимых в конкретной сфере профессиональной деятельности. В методологии TUNING особое внимание уделяется двум наборам компетенций: предметно-специализированным (в ФГОС ВПО России нового поколения они обозначены как профессиональные компетенции - ПК) и общим компетенции (общекультурные - ОК) [1]. Первый набор компетенций является ключевым для академической квалификации и связан со специфическим знанием предмета. Второй набор компетенций является общим для всех или большинства академических квалификаций.

Описание общих компетенций отражено в ряде работ, на которых базируется проект TUNING. («Руководство и Квалификационные стандарты ключевых навыков» (2001) и др.). Результаты обучения формулируются как для всей программы, так и для отдельных модулей. С точки зрение проекта TUNING - учебная программа, представляет собой не просто набор случайно подобранных курсовых единиц, а взаимосвязанный комплекс, для разработки которого требуется целостный подход. В учебной программе, ориентированной на обучаемого и результаты обучения, все единицы связаны друг с другом. Это правило распространяется не только на единицы, которые составляют ядро программы, но и на второстепенные и факультативные модули. Результаты прохождения модулей должны способствовать формированию общих результатов программы. Компетенции формируются последовательно и постепенно. Так, формирование конкретной компетенции может быть предусмотрено в нескольких модулях на различных стадиях программы. На этапе разработки программы принимается решение о том, какие единицы программы будут направлены на формирование тех или иных компетенций.

В условиях введения в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на принципах, формально совместимых с данной методологией (выражение требуемых результатов освоения образовательных программ в виде наборов общекультурных и профессиональных компетенций, введение системы зачетных единиц (академических кредитов) для расчета трудоемкости образовательных программ), а также значительного расширения свобод вузов в формировании их образовательных программ, интерес к активному использованию методологии тюнинга в построении учебных программ для разных направлений подготовки в России существенно возрос.

Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ - Ставрополь, Россия) был образован в 2012 г. из ряда ведущих вузов Ставропольского края. Как федеральный университет, он имеет право на разработку и реализацию самостоятельно установленных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Динамичные социокультурные изменения детерминируют опережающее развитие системы непрерывного образования, в том числе педагогического образования.

Авторский коллектив участвует в разработке нового стандарта магистерской подготовки по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (050100 - шифр данной программы в России) на основе методологии тюнинга. Для того что бы провести TUNING действующей программы, нами были проведены опросы работодателей, выпускников данной программы, педагогов образовательных учреждений различного типа (учителей школ, преподавателей колледжей и вузов). Цель опросов - установить наиболее востребованные компетенции с дальнейшим определением дисциплин, необходимых для их формирования. При этом под компетенцией понимается динамичное со-

четание знания, понимания, навыков и способностей выпускника, применяемых им для успешной деятельности в определенной области. В процессе проведенной работы необходимо разработать результат освоения основной образовательной программы - сформированность перечня компетенций, заданных соответствующим стандартом.

Работа также предполагала создание:

- матрицы «дисциплины-компетенции» (прямой), которая представляет собой перечень дисциплин, в процессе изучения которых (поэтапно) реализуется формирование каждой компетенции (ОК или ПК) соответствующего стандарта.

- матрицы «компетенции-дисциплины» (реверсивной), которая отражает вклад конкретных дисциплин, курсов, практик в формирование определенной компетенции.

Остановимся на основных узловых моментах нашей версии магистерской программы по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Данная программа рассчитано на два года обучения, ее трудоемкость 120 зачетных единиц (в это требование мы изменений не вносили).

Магистр по направлению подготовки «Педагогическое образование в процессе освоения основной образовательной программы» готовится к решению профессиональных задач в соответствии с ее профильной направленностью и видами профессиональной деятельности:

- педагогическая деятельность включает в себя организацию процесса обучения и воспитания с использованием современных технологий, соответствующих личностным особенностям обучающихся, уровню их развития и образовательным потребностям в условиях открытой образовательной среды;

методическая деятельность включает в себя интенсификацию образовательного процесса на основе комплексного использования новейших результатов научных исследований, организацию личностно-профессионального развития и саморазвития субъектов образовательного процесса, разработку и использования измерителей учебных достижений обучающихся;

- научно-исследовательская и инновационная деятельность предполагает разработку междисциплинарных исследовательских проектов для конкурсов российских и зарубежных научных фондов и реализацию способов коммерциализации научно-технических, научно-методических разработок, образовательных, экспертных, консалтинговых, издательских услуг;

- проектная деятельность предполагает проектирование психологически безопасной образовательной среды для саморазвития и самореализации субъектов образовательного процесса, а также сетевой среды взаимодействия с ведущими образовательными и научными центрами и вовлечение в это взаимодействие обучаемых;

- организационно-управленческая деятельность включает в себя способность критически анализировать, оценивать и генерировать новые подходы к решению организационно-управленческих проблем в условиях неопределенности и множественного выбора, готовность применять инструменты проектного и стратегического управления инновационным развитием образовательного учреждения;

- социокультурная деятельность предполагает организацию взаимодействия с профессиональным сообществом, структурами гражданского общества на основе интеграции образования и научных исследований, разработок, экспертно-аналитической и консультативной деятельности.

В качестве результата освоения основной образовательной программы предполагается совокупность общекультурных и профессиональных компетенций.

Наряду с основными дисциплинами, такими как «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Философия науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Деловой иностранный язык», «Информационные технологии в

профессиональной деятельности» и др. предполагается реализация ряда элективных курсов в зависимости от специализации магистров. При этом особое внимание будет уделяться проблемам обучения студентов с учетом их личностных особенностей; специфике организации образовательного процесса в поликультурной среде; особенностям организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования и др. При этом одна из ведущих целей образовательной программы подготовки магистров образования является формирование компетенций, направленных на умение жить в постоянно изменяющейся образовательной среде, в условиях введения инноваций и др.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что проект TUNING обеспечивает эффективные инструменты улучшения качества разработки и реализации учебных программ. Тем самым разработанная магистерская программа должна служить ориентиром для: модернизации содержания основной образовательной программы подготовки магистров образования и переработки программ дисциплин, с учетом разработанных общекультурных и профессиональных компетенций. В этой связи разработанный нами проект магистерской программы по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» имеет важное значение для повышения эффективности подготовки магистров образования, прежде всего, для Северо-Кавказского региона России.

Библиографический список

1. Горылев А.И., Пономарева Е.А., Русаков А.В. Методология TUNING: компетентностный подход при определении содержания образовательных программ: электронное метод. пособие. - Нижний Новгород, 2011. - 48 с.

2. Сорокопуд Ю.В. Система компетенций преподавателя высшей школы в контексте методологических подходов программы "Tuning Education Pro-grammes in Russian HEIs" («Настройка образовательных программ в Российских вузах») и ФГОС ВПО третьего поколения // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 10. - С. 27-36.

ЭК. Шсмаилова ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФОРМИРУЮЩИХ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Аннотация. В статье раскрыт процесс организации учебного процесса в учреждениях, формирующих у детей способности к интеллектуальному творчеству.

Ключевые слова: интеллектуальное творчество, интеллект, дополнительное творческое образование, система обогащающего образования, система сопровождающего образования.

rnm^a bmaUova ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE

INSTITUTIONS FORMING THE CHILDREN'S ABILITY TO INTELLECTUAL ARTS

Abstract. The article discloses a process for organizing the learning process in the institutions forming ability of children to intellectual creativity.

Keywords: intellectual creativity, intelligence, extra creative education system enriching education, accompanying education system .

На основе изучения и анализа практики организации учебного процесса в ряде образовательных учреждений, поставивших себе целью сформировать у учащихся способность к интеллектуальному творчеству, в направлении их деятельности выделяются три основные системы образования:

© Исмаилова Э.К., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.