Научная статья на тему 'Научная стажировка в системе научно-методической подготовки и переподготовки кадров высших учебных заведений морского профиля'

Научная стажировка в системе научно-методической подготовки и переподготовки кадров высших учебных заведений морского профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / НАУЧНАЯ СТАЖИРОВКА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ / RAISING THE LEVEL OF SKILL SYSTEM / PEDAGOGICAL PERSONAL RETRAINING / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF NAUTICAL SPECIALIZATION / SCIENTIFIC STUDY COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дягилева Е. С.

В статье рассматривается проблема усовершенствования организации системы повышения квалификации преподавателей вузов морского профиля. Автор акцентирует внимание на научной стажировке как на результативном пути решения указанной проблемы. Раскрывая особенности научной стажировки, автор особое внимание уделяет важности наполнения ее содержания инновационными технологиями, современными формами, методами и средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дягилева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC STUDY COURSE IN THE SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL TRAINING SYSTEM AND PERSONAL RETRAINING OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF NAUTICAL SPECIALIZATION

In the article it is considered the problem of improvement the organization of the raising the level of lectures'' of higher educational establishment skill system. The author pays attention to the scientific study course as to the effective way out from the mentioned problem. Discovering features of scientific study course, the author gives much attention to the importance of the filling its content with innovative technology, up-to-date forms, methods and means.

Текст научной работы на тему «Научная стажировка в системе научно-методической подготовки и переподготовки кадров высших учебных заведений морского профиля»

Библиографический список

1. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь. - М. - 2001. - Т. 1.

2. Касьянов, В. Социология права. - Ростов-на-Дону, 2001.

3. Голенков, З.Т. Социальная стратификация российского общества. - М., 2003.

4. Нечаева, О.В. Правовые аспекты маргинальности: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

5. Нечаева, О.В. Правовые аспекты маргинальности: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

6. [Э/р]. - Р/д: http://www.petrostimul.ru/news/1518/

7. [Э/р]. - Р/д: http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d01/05-01.html Bibliography

1. Dzheri, D. Boljshoyj tolkovihyj sociologicheskiyj slovarj. - M. - 2001. - T. 1.

2. Kasjyanov, V. Sociologiya prava. - Rostov-na-Donu, 2001.

3. Golenkov, Z.T. Socialjnaya stratifikaciya rossiyjskogo obthestva. - M., 2003.

4. Nechaeva, O.V. Pravovihe aspektih marginaljnosti: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006.

5. Nechaeva, O.V. Pravovihe aspektih marginaljnosti: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006.

6. [Eh/r]. - R/d: http://www.petrostimul.ru/news/1518/

7. [Eh/r]. - R/d: http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d01/05-01.html

Статья поступила в редакцию 16.12.13

УДК 378.046.4

Dyagileva E.S. SCIENTIFIC STUDY COURSE IN THE SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL TRAINING SYSTEM AND PERSONAL RETRAINING OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF NAUTICAL SPECIALIZATION.

In the article it is considered the problem of improvement the organization of the raising the level of lectures' of higher educational establishment skill system. The author pays attention to the scientific study course as to the effective way out from the mentioned problem. Discovering features of scientific study course, the author gives much attention to the importance of the filling its content with innovative technology, up-to-date forms, methods and means.

Key words: raising the level of skill system; pedagogical personal retraining, scientific study course, higher educational establishment of nautical specialization.

Е.С. Дягилева, заместитель начальника МК ХГМА по научной работе, преп. высшей категории, преподаватель-методист, г. Херсон, Е-mail:el.dyagileva@yandex.ru

НАУЧНАЯ СТАЖИРОВКА В СИСТЕМЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассматривается проблема усовершенствования организации системы повышения квалификации преподавателей вузов морского профиля. Автор акцентирует внимание на научной стажировке как на результативном пути решения указанной проблемы. Раскрывая особенности научной стажировки, автор особое внимание уделяет важности наполнения ее содержания инновационными технологиями, современными формами, методами и средствами.

Ключевые слова: система повышения квалификации, переподготовка педагогических кадров, научная стажировка, высшие учебные заведения морского профиля.

Модернизация системы непрерывного педагогического образования Украины относится к стратегическим направлениям социально-экономического развития общества. Наполнение ее новым содержанием, современными педагогическими технологиями будет способствовать повышению качества личностнопрофессиональной подготовки преподавателей, способных эффективно выполнять многофункциональную, разновекторную педагогическую деятельность. Этот важный, сложный и актуальный процесс направляет ученых, руководителей учебных заведений на поиск новых форм решения многих ключевых задач, связанных с повышением профессионального уровня специалистов в сфере образования. Прежде всего, требует существенного усовершенствования организация системы повышения квалификации путем создания, научного обоснования и внедрения в практику государственных стандартов последипломного образования с учетом отечественных, общеевропейских, региональных запросов; формирование гибкой, конкурентной образовательной среды с доминированием инновационных технологий, вариативных практико-ориентированных программ повышения квалификации, способствующих развитию, саморазвитию и самореализации педагога.

В государственных документах: Конституции Украины (1996), законах «Об образовании» (2004), «Об общем среднем образовании» (1999), «О высшем образовании» (2007), «Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы» (2012), «Концепции развития последипломного образования в Украине» (2005) отмечается необходимость подготовки

компетентных, активных, самодостаточных педагогических кадров, указывается, что улучшение системы непрерывного образования, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, является доминантным условием развития отечественного культурно-образовательного пространства.

Проблемы развития непрерывного педагогического образования, поиск новых, высокотехнологических подходов к подготовке и переподготовке преподавателей учебных заведений различного типа постоянно находятся в поле зрения отечественных и зарубежных ученых. При этом ученые рассматривают довольно широкий диапазон составляющих повышения профессионального уровня педагогов с учетом исторической традиции. В частности, это работы таких известных в Украине и за ее пределами теоретиков и практиков становления и развития высшего профессионального образования, как А.В. Глузма-на, В.Г. Кременя, В.И. Лугового, М.Ф. Степко, И.А. Зязюна,

Н.В. Кичук, С.А. Сысоевой и др. Непосредственно проблемам повышения квалификации в системе непрерывного образования педагогических кадров посвящены работы А.И. Кузьминского, Н.Г. Нычкало, В.В. Олейника, В.А. Семиченко и других.

Несмотря на широкий спектр исследуемых вопросов, в системе непрерывного профессионального образования, в частности в последипломном, есть вопросы, требующие поиска новых путей повышения эффективности такой работы в современных условиях, прежде всего - это объединение усилий всех организаций, деятельность которых напрямую связана с реализацией задач последипломного образования. Ведущее место в этом

процессе принадлежит высшим учебным заведениям, которые в контексте новых образовательных программ имеют широкий спектр новых форм организации работы в системе последипломного профессионального образования педагогов, преподавателей учебных заведений разного уровня, в том числе 1-11 уровня аккредитации, технических колледжей.

Следует отметить, что ретроспективный и сравнительнопедагогический анализ развития последипломного профессионального образования в Украине позволил выявить приоритетные направления его усовершенствования: расширение смыслового наполнения инновационных видов и форм работы с педагогическими кадрами; учет особенностей мотивации к повышению профессиональных компетенций каждым преподавателем; индивидуальные запросы и потребности на каждом этапе профессионализации; обеспечение компетентностного развития педагогов; высокий уровень саморазвития, самоорганизации деятельности, ее качество и результативность.

Реализация этих задач осуществляется с учетом таких методологических подходов: системного, культурологического, ак-меологического, компетентностного, социологического, управленческого.

Анализ трудов ученых, изучение опыта работы учреждений последипломного образования свидетельствуют, что существующие структурно-функциональные модели повышения квалификации, сложившиеся традиции, нуждаются в расширении спектра содержания, инновационных форм, методик и технологий подготовки преподавателей. Немаловажным при этом является региональный поход и профессиональная направленность.

На сегодняшний день в системе последипломного образования Украины особое звучание и значение приобретает научная стажировка, что подтверждается последними нормативноправовыми документами МОН Украины. «Стажировка - ... одна из форм последипломного образования, которая предусматривает адаптацию приобретенных теоретических знаний к требованиям конкретного вида деятельности, конкретной должности на основе достижений науки, технологий и т.д.» [2].

В научно-справочной литературе, в частности в «Энциклопедии образования», термин «стажировка» раскрывается в двух значениях:

1. Стажировка молодого специалиста является последипломной практикой специалиста, периодом вхождения в профессию непосредственно на рабочем месте под руководством опытного сотрудника, руководителя определенной научной или методической школы, мастера своего дела.

2. Стажировка является формой усвоения новых научных знаний, перспективных технологий, видов организации труда и других достижений в конкретной сфере деятельности, непосредственно в организации (учреждении, заведении, на производстве), где они возникли и внедряются [1, с. 870].

«Юридическая энциклопедия» рассматривает эту дефиницию как «форму обучения, которая предусматривает приобретение практического опыта и навыков слушателями, впервые принятыми на работу сотрудниками и претендентами на более квалифицированную работу (высокую должность), проверку их профессионального уровня и деловых качеств, а также повышение квалификации» [3, с. 609].

Стажировка преподавателей учебных заведений морского профиля как и повышение квалификации в системе профессионального последипломного образования Украины, направлена на дальнейшее совершенствование сотрудниками учебных заведений профессиональной подготовки, углубление и расширение педагогами профессиональных знаний, умений и навыков, которые образуют целостную модель из конкретных составляющих (педагогической, психологической, коммуникативной, информационной, методической, культурологической, а также соответственно лингвистической, естественной, гуманитарной и других составляющих, в зависимости от специальности - преподаватель-филолог, математик, историк, преподаватель технических дисциплин и т.д.).

Таким образом, последипломное образование (повышение квалификации и стажировка) направлено на формирование новых профессиональных компетенций в психолого-педагогичес-кой, научно-исследовательской, организационно-воспитательной работе. Что же касается руководящих кадров учебных заведений, то перечень профессиональных компетенций мы дополняем организационно-управленческой деятельностью.

Большое внимание в научной стажировке уделяется усвоению инновационных технологий, форм, методов и средств обу-

чения; приобретению опыта формирования содержания обучения с учетом его целевого направления, полученного образования по специальности (профессиональной подготовки), опыта практической работы и уровня квалификации с учетом интересов, потребностей, запросов преподавателя. Особое место в такой работе принадлежит изучению научно-педагогического опыта, его внедрение в практику, в частности это касается повышения квалификации на кафедрах методики преподавания отдельных учебных дисциплин и предметов высших учебных заведений IV уровня аккредитации. Такая работа помогает преподавателям морских учебных заведений осознать и проверить на практике эффективность применения инновационных технологий реализации содержания обучения, что предполагает его дифференциацию, индивидуализацию, введение дистанционных, информационно-коммуникативных технологий обучения.

Сегодня преподаватели учебных заведений разного уровня, в том числе и Херсонской государственной морской академии, проводят повышение квалификации и стажировку в разных формах и видах, а именно: долговременное повышение квалификации - через долговременную научно-педагогическую стажировку (максимальный срок - 108 часов); кратковременную научно-педагогическую стажировку, которая проходит во время проведения научно-методических, научно-практических семинаров, конференций, семинаров-практикумов, семинаров-совещаний, семинаров-тренингов, непосредственно тренингов и т.п. Также в современных условиях вузы осуществляют обучение сотрудников учебных заведений на дневной, вечерней, заочной и дистанционной формах. Следует отметить, что большие надежды на успешность и эффективность в подготовке управленческих кадров для органов образования и учебных заведений разного уровня: школ, дошкольных и внешкольных учебных заведений, профессорско-преподавательские коллективы вузов возлагают на образовательно-квалификационный уровень «магистр» специальности «Управление учебным заведением (по выбору)». Выше названные формы повышения квалификации в большинстве высших учебных заведений сочетаются как и виды работы. Все зависит от заказчика - органа управления образованием: школы, профессионально-технического училища, лицея, колледжа. При этом следует подчеркнуть, что форма обучения определяется учреждением-заказчиком, а формы занятий обосновываются и устанавливаются учреждениями-исполнителями, т.е. высшими учебными заведениями. Обычно это зависит от срока обучения (стажировки) сотрудников различных учебных заведений, который определяется учебными программами (сложностью их реализации и усвоения); цели и содержания стажировки с учетом предложений, потребностей, направления, уровня профессиональной квалификации и аттестации педагогических кадров.

Исходя из опыта работы структурных подразделений Херсонской государственной морской академии, отмечаем, что вышеуказанные вопросы всегда находятся в поле зрения руководства, поскольку управленческая составляющая дает возможность выстроить процесс в соответствии с принципами системности, демократичности, профессионализма, креативности. Повышение квалификации, научно-педагогические стажировки в академии имеют четкое планирование, осуществляются в соответствии с учебными планами и программами, разработанными кафедрами и утвержденными научно-методическими комиссиями факультетов для прохождения такой стажировки в университетах. Также существуют межкафедральные планы, учебные планы и программы (морской академии), которые определяются договором учреждения-заказчика (университета) и учреждения-исполнителя и соответствуют требованиям к стажировке того или иного преподавателя, организатора и руководителя структурного подразделения с учетом их профессиональных функций.

Необходимо отметить, что успешность проведения и прохождения стажировки во многом зависит от четкой, организованной системы управления, от полноты информации о программах повышения квалификации. Такие программы направлены на углубление знаний, овладение современными педагогическими технологиями, специальными профессиональными, научно-методическими, педагогическими, социально-гуманитарными, психологическими, правовыми, экономическими и управленческими компетенциями, предусматривают изучение отечественного и зарубежного опыта, который способствует качественному выполнению специалистами в сфере образования своих должностных обязанностей, расширению их компетенции и т.д.

По программам кратковременного повышения квалификации - семинаров, семинаров-практикумов, семинаров-совещаний, семинаров-тренингов, тренингов, вебинаров, «круглых столов» - проводится комплексное изучение современных и актуальных научных проблем в области образования, науки, педагогики, соответствующих нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной практики, что способствует повышению уровня профессиональной культуры преподавателей и т.д. Учебные программы семинаров-тренингов и тренингов направлены на формирование, развитие и совершенствование личностных профессиональных компетенций педагогов (организаторских, творческих, лидерских, коммуникативных и т.д.), повышение эффективности профессиональной деятельности в области образования.

Цель научной стажировки каждого преподавателя Херсонской морской государственной академии - формирование и закрепление на практике профессиональных компетенций, направленных на выполнение задач и обязанностей соответственно как руководителя так и преподавателя, усвоение отечественного и зарубежного опыта, формирование личностных качеств для выполнения профессиональных задач на новом, более высо-

Библиографический список

ком уровне. Именно такая работа способствует обеспечению вузов высококвалифицированными специалистами.

Таким образом, на современном этапе развития системы образования в Украине проблема повышения квалификации педагогических кадров высших учебных заведений морского профиля требует срочного решения, поскольку именно от преподавателя в большой мере зависит качество подготовки будущего выпускника морского вуза, его компетентность, мобильность, конкурентоспособность на мировом рынке труда, умение работать в полиэтническом коллективе и др. Одним из оптимальных путей решения проблемы повышения квалификации преподавателей морских вузов является научная стажировка. Научная стажировка дает возможность успешно сочетать теоретический материал с практической направленностью в решении конкретных задач и проблем развития высшего учебного заведения морского профиля. Кроме этого, профессионально организованная научная стажировка, наполненная инновационными формами, современными методами и средствами обучения способствует компетентностному развитию педагога, повышению его научно-методического уровня, уровня саморазвития и самоорганизационной деятельности.

1. Енциклопедія освіти / Гол. ред. В.Г. Кремень. - Киев, 2008.

2. Концепция развития последипломного образования в Украине [Э/р]. - Р/д: http://do.gendocs.ru/docs/index-25298.html

3. Тихомиров, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомиров, М.Ю. Тихомиров. - М., 1997.

Bibliography

1. Enciklopediya osvrti / Gol. red. V.G. Kremenj. - Kiev, 2008.

2. Koncepciya razvitiya poslediplomnogo obrazovaniya v Ukraine [Eh/r]. - R/d: http://do.gendocs.ru/docs/index-25298.html

3. Tikhomirov, L.V. Yuridicheskaya ehnciklopediya / L.V. Tikhomirov, M.Yu. Tikhomirov. - M., 1997.

Статья поступила в редакцию 19.12.13

УДК 378

Igropulo I.F, Semin I.S., Sorokopud Yu. V., Shapovalov V.K. DESIGN OF THE MASTER PROGRAM IN THE PEDAGOGICAL EDUCATION DIRECTION IN THE CONTEXT OF METHODOLOGY OF TUNING (EXPERIENCE NORTH - THE CAUCASIAN FEDERAL UNIVERSITY). In article the essence of methodology of the International project «Tuning Educational Structures» (Tuning), its practical realization in Russia and experience of design in North - The Caucasian Federal University of the master program «Pedagogical education» on the basis of «Tuning Educational Structures» methodology is opened.

Key words: Tuning of educational programs, competence-based approach, common cultural and professional competences, master program «Pedagogical education».

И.Ф. Игропуло, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: igropulo@mail.ru; И.С. Сёмина, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: semais@rambler.ru; Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru; В.К. Шаповалов, д-р пед. наук, проф. директор Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», E-mail: dekanat_spf@inbox.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ TUNING (ОПЫТ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

В статье раскрыта сущность методологии Международного проекта «Tuning Educational Structures» (Тюнинг), её практическая реализация в России и опыт проектирования в Северо-Кавказском Федеральном университете магистерской программы «Педагогическое образование» на основе методологии «Tuning Educational Structures».

Ключевые слова: тюнинг образовательных программ, компетентностный подход, общекультурные и профессиональные компетенции, магистерская программа «Педагогическое образование».

За последние десять лет в условиях интернационализации зования, призванного повысить конкурентоспособность европей-и создания единого европейского пространства высшего обра- ских университетов, первостепенной стала задача обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.