Научная статья на тему 'Проектирование и реализация организационно-дидактической системы ученического самоуправления в контексте формирования профессионально и личностно значимых качеств обучающихся'

Проектирование и реализация организационно-дидактической системы ученического самоуправления в контексте формирования профессионально и личностно значимых качеств обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PUPILS' SELF-MANAGEMEN / PROFESSIONAL AND PERSONAL VALUED QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковская З. Д., Костюченко А. А.

Статья посвящена описанию методологических основ, организационно-дидактических условий и средств формирования профессионально и личностно значимых качеств обучающихся в системе ученического самоуправления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEZIGNING AND REALIZATION OF ORGANIZEDLY-DIDACTIC SYSTEM OF PUPILS' SELF-MANAGEMEN IN HTE CONTEXT OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL VALUED QUALITIES

This article is devoted to the description of organizedly-didactic conditions of formation professional and personal valued qualities of pupils' in a self-managemen system

Текст научной работы на тему «Проектирование и реализация организационно-дидактической системы ученического самоуправления в контексте формирования профессионально и личностно значимых качеств обучающихся»

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

З.Д. Жуковская, А.А. Костюченко

Статья посвящена описанию методологических основ, организационно-дидактических условий и средств формирования профессионально и личностно значимых качеств обучающихся в системе ученического самоуправления

Ключевые слова: профессионально и личностно значимые качества, система ученического самоуправления, организационно-дидактическая система

Перестройка системы образования, как объективная необходимость, состоит в обеспечении условий для подготовки активных, творчески мыслящих граждан нашего общества, обладающих выраженной способностью к рефлексии, самоорганизации, автономности. В большей степени имеет место создание индивидуумом собственного образовательно-профессионального «формата» путем овладения необходимыми профессионально и личностно значимыми качествами.

Главными среди них, прежде всего, являются:

- самостоятельность и целеустремленность, самоорганизация, умение делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия;

- общественная активность, творческая

инициатива;

- широкая общая эрудиция, способность ориентироваться в разных областях знания;

- потребность постоянно учиться и обновлять свои знания;

- воля, смелость, принципиальность;

- самокритичность и способность к самоконтролю и самооценке;

- достоинство, честь, порядочность;

- забота о собственном здоровье и здоровье окружающих;

- коммуникативные и организаторские способности;

- владение новыми информационными технологиями.

С целью формирования этих качеств у учащихся в совместной деятельности, развития у них способности к самоорганизации,

самореализации, саморазвитию на основе многолетних исследований нами разработана и реализуется в общеобразовательной школе модель формирования профессионально и личностно

Жуковская Зоя Дмитриевна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, тел. (4732) 55-28-83

Костюченко Алла Александровна - ВГТУ, аспирант, тел. (4732) 24-31-30

значимых качеств обучающихся в системе

ученического самоуправления (рис.).

Структура и содержание компонентов модели позволяют обучающимся лучше представить и понять всю сложность управления коллективом, вырабатывают навыки принимать взвешенные, продуманные решения, и главное - нести за них личную ответственность.

Цель системы ученического самоуправления гимназии - содействие становлению правовой демократической самоуправляемой школы, обеспечивающей свободное развитие обучающихся с активной жизненной позицией, формирование их профессионально и личностно значимых качеств.

Цель определяет задачи:

- демократизация школьной жизни (представление интересов учащихся, родителей и педагогов в процессе управления школой, вовлечение их в работу по руководству школой, поддержка и развитие инициативы обучающихся в жизни образовательного учреждения, защита прав участников образовательного процесса);

- создание и развитие единого микросоциума гимназии, гуманизация и гармонизация взаимоотношений учащихся, педагогов и родителей, формирование толерантности;

- формирование профессионально и личностно значимых качеств;

- приобретение учащимися практических навыков жизнедеятельности в гражданском обществе в ходе организации правовой, экономической, культурной и других видов социально-значимой деятельности.

В процессе проектирования системы ученического самоуправления мы опирались на современные методологические подходы к осуществлению данного процесса: личностно-

ориентированный (И.А.Зимняя, В.В.Сериков, Д.И. Фельдштейн, И.С.Якиманская и др.), мотивационно-деятельностный (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина и др.),

аксиологический (ценностный) (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, З.Д. Жуковская, С.Л.

Рубинштейн и др.), теорию развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), самоорганизующихся систем (синергетики) (В.А. Андреев, М.И.Пригожин, Н.М.Таланчук и др.).

Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях (П.К.Анохин, Н.А.Берштейн,

И.И.Логвинов и др.), опыт педагогов-исследователей (Н.А.Акатов, В.В.Ветошкин, А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, И.М. Гбенник и др.), мы в своей деятельности по формированию профессионально и личностно значимых качеств обучающегося опираемся на ряд основных принципов построения модели ученического самоуправления: гуманизации, уровневой

иерархичности, структурности,

междисциплинарности, преемственности,

модульный. Выделенные нами принципы построения модели позволили определить общий путь ее создания и дальнейшей реализации.

В рамках организационно-дидактической системы ученического самоуправления процесс формирования профессионально и личностно значимых качеств обучающихся осуществляется посредством реализации предметной, проектной, институциональной моделей, каждая из которых имеет ряд своих особенностей и предполагает использование разнообразных форм, методов работы участников образовательного процесса в их деятельности [3].

Эффективность предметной модели повышается благодаря расширению межпредметных связей и координации деятельности преподавателей учебных дисциплин, акцентируя внимание не только на передачу подрастающему поколению определенных знаний, но и умений, способов деятельности, ценностных ориентаций.

Внедрение технологии социального

проектирования, являющейся на сегодняшний день одной из перспективных и результативных в воспитательной деятельности образовательных учреждений, осуществляется посредством

проектной модели, связанной с разработкой и осуществлением школьниками социальных проектов, направленных на выявление, анализ и решение тех или иных общественных проблем.

Институциональная модель подразумевает создание в гимназии демократической обстановки, формирование правового пространства. Учебная и внеучебная деятельность, а также дополнительное образование - часть общей системы организации школы, элементами которой являются органы школьного самоуправления.

Содержание деятельности, планируемой и реализуемой в представленной модели ученического самоуправления, в какой то степени «копирует» работу законодательных и исполнительных органов Российской Федерации.

Все вопросы решаются в соответствии с действующим в «игровом государстве»

законодательством за исключением вопросов обеспечения здоровья и жизни обучающихся,

которые рассматриваются в соответствии с действующим российским законодательством и внутришкольными нормативными документами.

Высшим органом ученического

самоуправления является ежегодная ученическая конференция, на которой утверждается структура органов самоуправления, принимаются важные решения. Общее руководство самоуправлением осуществляет выборный представительный орган -Совет школы (гимназии), который состоит из равного количества представителей учащихся 8-11 классов, педагогов, родителей и избирается на конференции путем выдвижения каждой стороной своих представителей.

Законосовещательным представительным органом демократического государства является «Парламент», выбираемый из числа представителей 8-11 классов (по одному человеку от класса сроком на год). Исполнительным органом, реализующим права и обязанности учащихся, является ученическое «Правительство».

Особая роль отводится руководителю образовательного учреждения - директору, который по должности является Президентом «школьного демократического государства». Этот вариант самоуправления в образовательном учреждении позволил избежать административных потрясений, обеспечил вариант плавного построения новых для гимназии отношений, которые предполагают постепенную передачу части полномочий собственно административного управления (самоуправления) коллективу обучающихся, то есть органам ученического самоуправления [1].

Модель содержит аналитический (1-4 классы), познавательный (5-7 классы), преобразующий (8-9 классы), конструктивный (10-11 классы) этапы, которые реализуют определенную

последовательность педагогического процесса, ориентированного на формирование у школьников профессионально и личностно значимых качеств и включающую овладение ими знаниями, умениями и навыками в самоуправленческой деятельности. Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. Она учитывает специфику,

возможности, традиции и этапы становления каждого конкретного коллектива. В процессе участия школьников в органах самоуправления основными направлениями деятельности являются:

- законотворческая - разработка, принятие и реализация различных «школьных законов», локальных нормативных актов, регламентирующих жизнедеятельность образовательного учреждения;

- координирующая - координация

деятельности коллективов субъектов

образовательного учреждения по подготовке и обсуждению проектов школьных нормативных документов, параллельному согласованному обучению членов органов соуправления по вопросам самоуправленческой деятельности, по срокам и технологии планирования работы и т.д.;

- организаторская - выявление и обмен мнениями членов школьного коллектива и

родителей по вопросам совместной работы, выработка согласованных управленческих решений по ним, организация совместных мероприятий (общешкольных собраний, конференций, «круглых столов», дискуссий, школьных праздников, экскурсионной деятельности);

- изучение потребностей и интересов всех субъектов школьной жизни; итоги этой работы и полученные рекомендации становятся основой дальнейшей деятельности;

- гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса - работа по достижению согласия, взаимопонимания школьных работников, учащихся и родителей, согласованию их прав и обязанностей, по разрешению различных спорных вопросов и конфликтов;

- совершенствование образовательного

процесса - проведение экспертной оценки проектов перестройки учебно-воспитательного процесса, выявление и реализация резервов его улучшения, разработка и внедрение мер стимулирования общественной работы педагогов, учащихся,

родителей;

- контролирующая деятельность - контроль за полнотой и своевременностью выполнения принятых решений, ходом подготовки плановых мероприятий, выполнением содержащихся в Уставе образовательного учреждения прав педагогов, учащихся и родителей и др.

В основе функционирования разработанной и реализуемой нами системы ученического самоуправления лежат следующие принципы:

равноправия, выборности, обновляемости и преемственности, открытости и гласности,

демократии, законности, целесообразности, представительства, гуманности, коллегиальности и персональности, совета и согласия, свободы и

самостоятельности, критики и самокритики, распределения полномочий, отчетности [1].

Консолидации усилий всех субъектов

образовательного пространства школы,

направленных на самореализацию личности школьника в единстве учебных, профессиональных и социокультурных интересов, способствуют такие формы работы, как заседания органов ученического самоуправления, деятельность школьных общественных и творческих объединений, клубов, проведение конференций, фестивалей, конкурсов, соревнований, викторин, праздников, экскурсий.

Основными средствами формирования профессионально и личностно значимых качеств обучающихся являются: игры, проекты,

практикумы, тренинги, семинары, дебаты, диспуты, дискуссии, референдумы, собрания, круглые столы, элективные курсы, работа творческих лабораторий и спортивных секций, самостоятельные (без участия взрослых) дежурства учащихся в школе и классе, средства массовой информации школы и др.

Система ученического самоуправления способствует, с одной стороны, развитию коллегиальных демократических форм управления школой, а с другой - содействует подготовке

обучающихся к реализации организаторских функций в будущей жизни, создает необходимые условия для социального, профессионального становления и самореализации личности, ее самоопределения в системе жизненных ценностей.

Каждый ученик получает в системе

ученического самоуправления роль в соответствии со своими способностями и мотивами. Большая роль в целях приобретении опыта самоорганизации и рефлексивной деятельности учащихся отведена в системе таким организационно-дидактическим средствам как молодежный фестиваль «Диалог Цивилизаций», клуб «Лидер», цель деятельности которых - активизация общественной деятельности обучающихся, реализация их права на участие в процессе демократизации школьной жизни, создании условий для самореализации и обогащения социального опыта.

При этом педагогическое руководство целенаправленно сочетается с самоуправлением учащихся, что позволяет объединить в социально значимой деятельности взрослых и учащихся различных возрастных групп [5]. Большое внимание уделяется разработке и использованию инновационных педагогических технологий образовательно-развивающей деятельности:

исследовательской, дискуссионной, моделирующей, рефлексивной, метода проектов, который позволяет широко использовать идеи обучающихся, дает простор для фантазии и их реального воплощения. Проектная деятельность учащихся в системе ученического самоуправления строится из отдельных логически взаимосвязанных,

развивающихся проектов, которые могут быть длительными и кратковременными,

индивидуальными и групповыми, разработанными детским коллективом в сотрудничестве с педагогами и родителями [3].

Оценка результатов экспериментального исследования влияния системы ученического самоуправления на формирование профессионально и личностно значимых качеств обучающихся проводилась с помощью комплекта тестов и диагностических заданий: «Творческая активность» (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л. А. Воловича), «Коммуникативные

склонности и организаторские способности» (методика Р. В. Овчаровой), «Социализированность личности» (методика М. И. Рожкова),

«Гражданственность и социальная зрелость» (методика М.И.Шиловой), «Толерантность»

(методика Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкой) и др.

Система диагностики и контроля эффективности функционирования системы ученического самоуправления также включала: индивидуальные собеседования, социометрию, анкетирование, контрольные задания «Юный менеджер социальных проектов», результаты конкурсов, анализ реализации проектов, акций. Педагогами проводились микропрактикумы «Мой

класс», регулярно заполнялись диагностические карты внеурочной занятости. [2].

Для оценки уровня сформированности того или иного профессионально и личностно значимого качества использовалась трехуровневая порядковая шкала: от 0 до 3,5 - низкий уровень, от 3,6 до 7,0 -средний уровень, от 7,1 до 10,0 - достаточный.

Результаты экспериментального исследования обрабатывались методом оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака: в-критерия знаков (Е.В. Сидоренко).

Статистическая обработка показала, что положительные сдвиги у обучающихся в экспериментальной группе являются не только типичными, но и неслучайными в большинстве случаев. В то же время положительный сдвиг в уровне развития профессионально и личностно значимых качеств у обучающихся контрольной группы незначителен и в большинстве своем носит случайный характер.

Эффективность системы ученического самоуправления в формировании профессионально и личностно значимых качеств обучающихся подтверждается и такими показателями: гимназия № 9 г. Воронежа, на базе которой выполнено диссертационное исследование, в результате которого разработана и внедрена в практику деятельности школы система ученического самоуправления, стала победителем областного и лауреатом федерального конкурсов моделей

ученического самоуправления, городского конкурса детских объединений.

Это дает основание полагать, что спроектированная и реализуемая нами организационно-дидактическая система

ученического самоуправления позволяет эффективно влиять на формирование у обучающихся профессионально и личностно значимых качеств.

Литература

1. Бочкарев В.И. Директору школы о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самоуправлении: Пособие для руководителей

общеобразовательных школ. / В.И. Бочкарев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 192 с.

2. Воспитательный процесс: изучение

эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 128 с.

3. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. - 160 с.

4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-метод. пособие / Под общей ред. Прутченкова А.С. - М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.-320 с.

5. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. - М.: Новая школа, 2004. - 112 с.

Воронежский государственный технический университет

DEZIGNING AND REALIZATION OF ORGANIZEDLY-DIDACTIC SYSTEM OF PUPILS’ SELF-MANAGEMEN IN HTE CONTEXT OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL VALUED QUALITIES Z.D. Zhukovskaya, A.A. Kostuchenko This article is devoted to the description of organizedly-didactic conditions of formation professional and personal valued qualities of pupils’ in a self-managemen system

Key words: pupils’ self-managemen, professional and personal valued qualities

СОЦИАЛЬНЫЙ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАПРОСЫ И

ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

т

т

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

53С

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СИСТЕМНЫЙ ЛИЧНОСТНО - МОТИВАЦИОННО- АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗВИВАЮЩЕЕ

ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (ЦЕННОСТНЫЙ) ОБУЧЕНИЕ

“I

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

УРОВНЕВОЙ МОДУЛЬНЫЙ СТРУКТУРНОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИ- ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

ИЕРАРХИЧНОСТИ НАРНОСТИ

IT

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

з:

~э~.

ГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТИРОВОЧНЫ Й КОНСТРУКТИВНЫ Й КОММУНИКАТИВНЫ Й ОРГАНИЗАТОРСКИ Й

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ

(1-4 класс) (5-7 класс) (В-9 класс) (10-11 класс)

3IE

ПОДПРОГРАММЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

«Лидер» «Ступени «Планета «Сотвори «Экологи «Я в мире, «Шаг в «Здоровый

жизни» «Детство» свою нланету» я мир во мне» будущее» образ жизни»

3ZE

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ

Гражданственность и патриотизм Организаторские склонности Нравственная воспитанность Творческая активность Коммуникативность, Толерантность Социализированность Ответственность Учебно-познавательная

КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ - ЛИЧНОСТЬ С АКТИВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ И СФОРМИРОВАННЫМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫМИ

КАЧЕСТВАМ

Модель формирования профессионально и личностно значимых качеств обучающихся в системе ученического самоуправлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.