Научная статья на тему 'Программа развития ученического самоуправления'

Программа развития ученического самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьева Л.Н., Ведунова Г.В., Оплетаева Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития ученического самоуправления»

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ

ние в «Положении о поисковой, исследовательской и опытно-экспериментальной работе в образовательных учреждениях Ульяновской области».

Возникла неизвестная ранее научно-организационная форма, при которой ученые непосредственно работают в гуще педагогической практики. Научнопедагогический потенциал местных вузов задействован с максимальной эффективностью. Масса педагогов-практиков получила возможность ведения научных исследований непосредственно на своем рабочем месте; заказ на исследование формируется самими образовательными учреждениями и непосредственно отслеживается местными органами образования через официальную экспертизу программ и результатов исследований.

Общей тенденцией возникавших на базе ИУУ, институтов развития образования, институтов повышения квалификации, Центров образования и пр. было сокращение методических функций и служб, сужение участия в инспекционной деятельности, развертывание кафедральных структур, деканатов и ректоратов, усиление издательской базы. На этом фоне происходило повсеместное приращение спектра и потенциала таких видов деятельности, как повышение квалификации, профессиональная переподготовка, научноисследовательская и научно-методическая работа, издательская деятельность.

На примере Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования можно увидеть интересную закономерность.

Переход периферийного педагогического заведения на более высокий уровень функционирования предопределяет принципиальные сдвиги в организации самой педагогической науки: происходит частичная децентрализация педагогической науки, определенная тематика исследований перемещается в регионы, возникает возможность относительно автономного научно-методического обеспечения регионами развития своих образовательных систем.

Этапы развития поисковой, исследовательской и экспериментальной работы в образовательных учреждениях Ульяновской области можно отслеживать по целевым задачам, складывающимся формам самоорганизации и фигурам лидеров, вносящих в ход работ личностную окраску. По этим признакам в истории развития программы можно выделить три основных этапа.

I. Этап первоначального становления и институционального оформления (1994-1996 год)

II. Этап от первоначального становления до новой редакции Программы ПИЭР (1996-2000 год)

III. Этап стабилизации и дальнейшей интеграции в образовательную систему области и научное сообщество (с 2000 года по настоящее время).

Как показало время, спонтанно начинавшееся инновационное движение в регионах оказалось в теоретическом, практическом и социальном аспектах весьма своевременно возникшим и эффективным механизмом выявления и реализации меняющихся образовательных потребностей развивающегося общества.

Артемьева Л.Н.

Ведунова Г.В. Оплетаева Л.М.

МОУ «Гимназия № 9» г. Шадринск Курганской обл.

Программа развития ученического самоуправления

Предлагаем Вашему вниманию работу, которая стала плодом совместных усилий (что подтверждает мысль о продуктивности развития систем со- и самоуправления) администрации, педагогов, обучающихся и родителей нашей гимназии. Деятельность по развитию систем со- и самоуправления осуществляется в стенах гимназии давно. Опыт отслеживается и обобщается, что позволяет своевременно корректировать и совершенствовать работу, которая основана на системном подходе. Это означает, что со- и самоуправление не предусматривает анархии в управлении гимназией, а предполагает существование строгой ее системы, в которой принимают участие все субъекты образовательного процесса. С нашей точки зрения, со- и самоуправление -необходимое условие успешной социализации детей.

1. Концептуальные основы программы

Настоящая Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательных учреждениях, «Концепции развития со- и самоуправления в гимназии».

26

Ученическое самоуправление (УС) - это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности обучающихся.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

Задачи:

1. Создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося.

2. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей.

3. Представление обучающимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении гимназией (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс).

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ

4. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

5. Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с обучающимися.

2. Сроки и этапы реализации Программы

1 этап - аналитический:

- анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах.

2 этап - организационный:

- формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов УС;

- изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;

- организация учебы актива и педагогов.

3 этап - реализация и развитие системы ученического самоуправления:

- отработка механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «УС - педагогический коллектив»;

- участие органов УС в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданскопатриотических, благотворительных и других мероприятиях;

- создание собственных программ деятельности ученического самоуправления.

4 этап - мониторинг реализации и развития Программы:

- оценка личностного роста обучающихся;

- уровень сформированности ученического коллектива.

3. Основные направления деятельности

❖ Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов УС.

❖ Стимулирование социально значимой направленности деятельности УС.

❖ Обновление содержания воспитательной работы.

Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов УС предполагает:

• Формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся, учитель четко должен осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

• Подготовку педагогов и актива к управленческой и организаторской деятельности.

• Предоставление обучающимся, согласно Закону РФ «Об образовании», права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществления деятельности, определяющей

динамику позитивного развития гимназии, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.

• Формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.

Стимулирование социально значимой направленности деятельности УС предполагает:

• Участие органов ученического самоуправления в реализации социально значимых проектов: «Школа», «Здоровый образ жизни», «Память», «Внимание, дети!», «Милосердие», «Книга», направленных на позитивные изменения в жизни общества.

• Использование в работе действующих в гимназии воспитательных программ: «Отечество», «Традиции», «Здоровье», «Интеллект», «семья», «Педагогическое образование родителей», «Воспитание цивилизованной личности». Работа по этим программам предполагает совершенствование деятельности всего коллектива гимназии в ходе реализации данных программ, внесение дополнений и изменений.

Обновление содержания воспитательной работы предполагает:

• Создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности обучающихся.

• Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования.

• Повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с обучающимися на уроках и после них.

• Изменение позиции обучающегося и педагога в

учебно-воспитательном пространстве от пассив-

ной к активной.

• Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности обучающегося и преодоления его социальной пассивности.

4. Субъекты ученического самоуправления

Реализация данной Программы включает в себя:

• Работу с ученическим коллективом.

• Работу с педагогическим коллективом.

• Работу с коллективом родителей.

По всем направлением разрабатывается годовой план деятельности, который прилагается к данной Программе.

Высшим органом ученического самоуправления гимназии является - ученическая конференция обучающихся 4-11 классов.

Ученическая конференция заслушивает отчеты органов самоуправления: ученического Совета (5-11 класс), Совета старост, детских объединений «Мы -вместе», «Республика Радости», Совета коллектива физкультуры, решает вопросы организации обучающихся, участия обучающихся в общегимназических мероприятиях, утверждает кандидатуры в

27

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ

ученический Совет гимназии, вносит предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса гимназии.

Общая ученическая конференция собирается не реже одного раза в год.

Главным координирующим органом является ученический Совет гимназии, действующий в период между Собранием старшеклассников, собранием коллектива физической культуры, собранием научного ученического общества, сборами детских объедине-ний«Мы - вместе», «Республика Радости»и метуу ученическойконференцией.

Ученический Совет гимназии осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об ученическом Советегимназии.

Советд етскогообъединения «Республика Радости» (5-7 класс), Совет лидеров детского объединения «Мы - вместе» (1-4 класс) подчиняются непосредственно сборамэтихобъединений,осуществляют свою деятельность всоответствии с ихУставом.

Высшим органомСовета коллективафизической культуры, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Советеколлективафиз-

28

культуры, является Собрание коллектива физической культуры.

Высшим органом Совета научного ученического общества, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете Научного ученического общества, является собрание научного ученического общества.

Высшим органом ученического Совета класса, который осуществляет свою деятельность в соответствии с П оложением о б ученическо м Совете класса, является собрание коллектива класса, которое, в свою очередь, подчиняется Ученическому Совету гимназии.

Пресс-центр ги мназии, всостав кмторого входят: редакция газетыШИК, редакция газеты«На старт», редакция радио «Фарватер успеха», подотчетны Собранию старшекпассников. Осуществляет свою деятельность всоответствиисПоложениемо Прессцентре.

Междувсеми структурами УС ги мназии устанавливается взаимовыгодное сотрудн ичество.

6. Ожидаемыерезультаты

Результативность данной Программы будет под-твер>едатьсярезультатами мониторинга развития уче-

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ

нического самоуправления, а также исследования, направленные на изучение комплекса знаний, умений и навыков, которыми обладают выпускники нашей гимназии.

Развитие ученического самоуправления должно решить следующие задачи:

о Развитие и сплочение классных ученических коллективов.

о Формирование чувства товарищества и взаимопомощи.

о Овладение обучающимися навыками организаторской работы.

о Формирование культуры деловых взаимоотношений.

о Развитие навыков публичных выступлений.

о Формирование умения конструктивно решать возникающие проблемы.

о Самораскрытие и самореализация личности обучающихся.

о Умение планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Формирование готовности участвовать в различных проектах.

о Активное участие в организации жизнедеятельности гимназии.

о Осознание обучающимися своих прав и обязанностей.

План подготовки актива ученического самоуправления

№ п\п Мероприятие Сроки Методы и формы Ответственные

1 Выявление лидерской одаренности и наиболее активных обучающихся в классах сентябрь Наблюдение, анкетирование, тестирование Классные руководители, педагог-психолог

2 Выборы в классные ученические Советы и в ученический Совет гимназии сентябрь Ролевая игра Классные руководители

3 Утверждение Состава Ученического Совета гимназии сентябрь Ученическая конференция Зам. директора по ВР

4 Обучающие занятия для председателей органов УС. сентябрь Семинар Зам. директора по ВР

5 Учеба членов ученического Совета гимназии по теме: «Планирование, организация и проведение мероприятий » октябрь Ролевая игра Зам. директора по ВР Педагог-организатор

6 Учеба членов ученического Совета гимназии по теме: «Коллективные творческие дела: методика организации» ноябрь Ролевая игра, тестирование Зам. директора по ВР Педагог-организатор

7 Участие в городских гражданскопатриотических акциях В течение года Участие в акциях Зам. директора по ВР Председатель ученического Совета

8 Учеба членов ученического Совета гимназии по теме: «Я - лидер» Декабрь Социально-психологические тренинги Зам. директора по ВР Педагог-психолог

9 Мастерская «Разрешение конфликтов» январь Тренинг Педагог-психолог

10 Сбор разновозрастного актива с целью выявления характера взаимодействия между классами февраль Тренинг Зам. директора по ВР Педагог-психолог

11 Мастерская «Кто управляет государством?» март Ролевая игра Зам. директора по ВР, комитет по молодежной политике

12 Мастерская «Навыки выступления перед публикой» апрель Тренинг Педагог-психолог

13 Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью май Анкетирование тестирование Классные руководители, Педагог-психолог

14 Итоговый сбор разновозрастного актива май Ролевая игра Зам. директора по ВР

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.