Научная статья на тему 'Об основах построения программы жизни классного коллектива «Мелодия души»'

Об основах построения программы жизни классного коллектива «Мелодия души» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основах построения программы жизни классного коллектива «Мелодия души»»

Мастер-класс

Однажды я гуляла в парке после дождя. Вдруг я увидела маленького мокрого щеночка. Я взяла его на руки и стала рассматривать.

Он был маленький и такой беззащитный. Ушки у толстячка слегка подрагивали. Круглые глазки смотрели на меня с любопытством. Влажный холодный носик все время тыкался мне в щеку. Лапки переступали на моих ладонях. Хвостик приветливо вилял.

Я захотела взять щенка насовсем, но потом стала рассуждать. Во-первых, малыш мог потеряться и его сейчас кто-нибудь ищет. Во-вторых, у толстячка мог быть хороший хозяин. В-третьих,

Шульгина Л.В.,

классный руководитель, Гимназия г. Лабытнанги

Об основах построения программы жизни классного коллектива «Мелодия души»

1) .Понятие воспитательной системы класса как целостного социального организма, функционирующего при условии взаимосвязи компонентов воспитания, отражающего специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.

2) .Концептуальные основы. Ведущая идея в работе классного руководителя: «Учить и воспитывать от сердца к сердцу».

В своей педагогической деятельности я, как классный руководитель, исхожу из наиболее часто упо-требимых в практике определений воспитания: воспитание - это развитие нравственного самосознания, нравственной позиции, реализующейся в нравственном поведении человека; воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели: воспитание - это искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование; воспитание - это чувство, голос души и сердца.

Цель воспитательной системы класса вытекает из генеральной цели воспитательной системы Гимназии, поэтому представим ее.

Генеральная цель гимназии: способствовать становлению гуманистически ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства, сознающей высокую ценность свободы, демократии,

это нечестно забирать к себе без спроса чужих щенят.

Я повела щенка к себе домой. Мама его покормила. Я написала объявления про то, что нашелся щенок. Через три дня нашлась хозяйка малыша. Это была девочка из соседнего дома. Мы с ней очень подружились. Теперь у меня два друга - Маша и Тузик. Мне очень нравятся мои новые друзья.

Вывод: поскольку в данном тексте ученик использовал имеющиеся знания по составлению смешанного текста, включающего в себя все виды текста, можно сказать, что работа над связной речью прошла успешно.

граждански активной, законопослушной, обладающей прочными разносторонними знаниями, необходимыми для ее интеграции в окружающем мире и успешной реализации жизненных планов.

Цель воспитания: воспитание у учащегося перспективного видения собственного будущего; формирование творческой личности учащегося, обладающей и проявляющей этическую, нравственную и интеллектуальную культуру человека.

Принципы воспитания: природосообразность; гуманизм; целостность педагогического процесса; взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества; творческое начало; культуросообразность; сотворчество; индивидуализация; ответственность, взаимопомощь и выручка.

Педагогическая позиция: принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявить свое «Я».

Для реализации программы жизнедеятельности нами определяются следующие источники воспитания: культура общества, культура отдельной личности, способность человека к саморазвитию.

Ведущая идея (по Л.С. Выготскому): учитель является тренером, он опирается на индивидуальные потребности детей, которые возникают в процессе совместной творческой деятельности.

Главное условие успешного воспитания: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, наоборот он должен чувствовать постоянную поддержку классного руководителя, готового всегда прийти на помощь.

Закономерности системы работы классного руководителя: единство обучения и воспитания; опора на активность самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой; социальный опыт -основа успеха и достижений в будущем; сотворчество детей и взрослых; целостность воспитательного влияния, обеспечения единства социальных установок и

54

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

Мастер-класс

Структура воспитательной системы класса

о

о

Цели Субъекты 3^ Деятельность Отношения Среда

09

а

____ Управление

Развитие

коллектива

обучающихся

Развитие

личности

каждого

обучающегося

Объединение усилий родителей и Гимназии

Личность, способная к позитивному преобразованию мира

__________________

реальных действий педагога, непрерывность педагогических требований.

Выработка единых требований, как к гимназисту, так и к учителю, является первостепенной задачей. Учитель привносит цели гимназии и ценности в класс, поэтому важным представляется определение тех черт, которые характеризуют как ученика, так и учителя: целеустремленность, демократичность,

воспитанность, законопослушность, интеллигентность, творческая направленность, конкурентоспособность.

Для организации эффективного взаимодействия всех субъектов системы разработана программа «Мелодиядуши».

3). Программа деятельности классного коллектива, как творческой мастерской: «Мелодия души»

Цель программы: раскрыть и развить творческую индивидуальность личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, способного выстраивать с одноклассниками отношения доверия, уважения, взаимопомощи.

На выбор цели и направлений деятельности повлияли интересы и потребности учащихся и родителей: построение взаимоотношений в классе по законам добра и красоты на основе общечеловеческих ценностей; желание комфортно чувствовать себя в окружающем социуме; стремление развивать интеллектуальные способности; желание родителей видеть своих детей здоровыми, добрыми, отзывчивыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми.

Субъекты воспитательной системыкласса

5 5

Эксперимента инновацинв школе 2008/1

Мастер-класс

Для достюкенияцели и удовлетворения потребностей учащжсяиж родителей определены задачи и ожидаемые результаты:

/ л /

ЗАДАЧИ: \ ожидаемые

• Создание необходимых условий \ РЕЗУЛЬТАТЫ:

для проявления творческой \ • Создание классных традиций

индивидуальности каждого \ • Принятие каждым членом

ребенка \ коллектива целей и ценностей

• Способствование формированию \ • Появление у ребёнка

основ культуры общения и \ мотивации саморазвития и

построе ешя межличностных / самореализации

отгсошений / • Проявление творческой

• Развитие познавательной / индивидуальности

активности учащихся / • Создание ситуации успеха

• Поддержание творческого / • Основная перспектива

устремления детей / развития классного сообщества -

• Создание условий для / образ жизни, достойный человека

самовыражения и /

самореалвзации учаїцихся J

Направления:

1. Изучение индивидуальных и групповых характеристик классного сообщества - «Сделай шаг»

2. Деятельностьпо сплочению и развитию коллектива - «Гармония мелодии»

3. Совместная работаучигеля,учащихся и родителей по гфоектированшо перспектив и образа деятельности класса - «Перспектива».

Формы деятельностного сотрудничества классного коллектива: совет класса; путешествия; дебаты; уроки-размышления; совместные праздники (Дни рождения, новогодние, посвященные Дню защитника Отечества, 8 марта); трешшги общения; социальная поддержка каждого ученика силами самих учеников.

Так каккгасс является гфедгфофилыпям, супцбленным изучением английского языка, то ребята изучают второй язык - французский, миро вую ю/дожествеїшую культуру какобразовательныепредметы.

56

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

Мастер-класс

Воспитателъныевозможности для самореализации«Я»гимназиста

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

57

Мастер-класс

Учитывая, что мои воспитанники проходят несколько этапов своего развития, мне приходится в своей воспитательной системе это учитывать. Поэтому вместе с детьми осваиваю:

• технологию совместного творческого воспитания И.П.Иванова, создающей условия для социализации личности;

• технологию индивидуального рефлексивного самовоспитания О.С. Анисимова, П.Г.Щедровицкой, обеспечивающую процедуры саморегуляции;

• технологию педагогической поддержки (О.Газман) тех ребят, которые внутренне готовы работать над собой с целью самоизменения для достижения более высоких нравственных образцов. Воспитательная технология коллективного творчества И.П.Иванова и технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания О.С.Анисимова, П.Г.Щедровицкой - это две дополняющие друг друга технологии, рассчитанные на возбуждение внутренних факторов-усилий по саморазвитию, которые есть в каждом ребенке, но еще не раскрыты. Технология индивидуальной поддержки является продолжением технологии индивидуального рефлексивного воспитания.

Содержание педагогической поддержки сводится условно к двум основным этапам: помощи воспитаннику в формулировании своей проблемы; разработке вместе с ребенком стратегии деятельности по ее решению.

Учитывая особенности этой технологии, стремлюсь работать с внутренними психологическими механизмами, учусь распознавать скрытые мотивы поведения воспитанников, работаю с ними. Огромные усилия приходится прилагать для раскрытия внутреннего личностного потенциала, для того, чтобы понять истинные причины его поведения. Здесь важно всегда занимать сторону воспитанника, быть его адвокатом.

Условия обеспечения педагогической поддержки в воспитании:

• Педагогическая помощь принимается воспитанником, становится импульсом к активной внутренней работе над собой только в том случае, если между ним и педагогом возникают доверительные отношения, кооперация, сотрудничество, договор.

• Приоритет в решении проблем ребенка принадлежит самому ребенку.

• Роль педагога заключается в создании условий для осознания проблемы и отыскивания способов выхода из ситуации.

• Безусловная поддержка осуществляется при возникновении опасности для жизни и здоровья воспитанника, явном запросе с его стороны о помощи в учебе, здоровье, взаимоотношениях, а также при условии асоциального поведения ученика.

• Педагог осуществляет защиту прав и интересов

ребенка на всем школьном пространстве.

• Педагог основывает свою деятельность на конфиденциальности.

При обеспечении педагогической поддержки « речь идет не о воспитании соответствующих качеств личности, а только об ориентации на требуемые качества социального поведения». «Поддерживатель» не просто помогает школьнику. Он передает ему средства разрешения внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения. То есть предметом «поддерживателя» становятся индивидуальные средства самоорганизации, а точнее, помощь в выработке этих средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, главной задачей педагогической поддержки является создание условий для взращивания индивидуальности через психотехническую и социотехническую работу с ребенком.

О.С.Газман неоднократно подмечал диалектику связи воспитания и поддержки, которая обусловлена возрастом детей. «Чем младше дети, тем больше воспитания. Чем старше, тем больше поддержки. Младшим нужны образцы, чтобы знать, что культивировать в себе. Подростки - хотят «все сами». Им нужна помощь, поддержка в том, чтобы понять себя, выбрать свой путь и добиваться успеха».

Для жизнедеятельности классного коллектива имеет существенное значение участие класса во всех школьных мероприятиях. За пять лет не пропустили ни одного: везде участвовали и достигали неплохих результатов. Можно рассмотреть рост нашего класса по годам обучения.

Заметными событиями в жизни класса являются классные часы. Они проходят согласно тем направлениям и интересам, о которых ребята сообщают в начале сентября и в конце декабря. Причем ребята делятся на микрогруппы по увлечениям и интересам и готовят классный час согласно выбранной теме не без помощи классного руководителя. Иногда классный час проходит спонтанно, из-за возникнувшей ситуации или проблемы. И тут направляющая роль «паруса» отводится классному руководителю. Классный руководитель, выяснив проблему ребенка или класса, должен умело, без нотаций и назиданий, скоординировать мысли и действия ребят в правильном направлении. На помощь приходят ролевые игры, психологические тесты и даже фильмы. Иногда приходится создать определенную ситуацию на классном часе, и дать возможность учащимся самим найти выход из затруднительного положения. Зздесь помогают диспуты и суды, знание прав и обязанностей каждого. На таких классных часах хорошо прослеживается основная форма индивидуального рефлексивного самовоспитания (по Н.П.Капустину). Цель ситуационных классных часов

58

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

Мастер-класс

Учебный год Класс Мероприятие Награда

2003-2004 5 класс Спортивный праздник, посвященный Дню спорта Диплом 2 место, 5.09.2003

«Парад войск», посвященный Дню защитника Отечества Диплом за активное участие в мероприятии, 18.02.04

2004-2005 6 класс «Парад войск», посвященный Дню защитника Отечества Почетная грамота 3 место, 20.02.2005

«Игрокросс» Диплом 2 место, 26.04. 2005

Танцевально - развлекательная программа Грамота 2 место, 2006

2005-2006 7 класс Парад войск», посвященный Дню защитника Отечества Грамота 1 место, 22.02.06

Городской конкурс эрудитов юных инспекторов дорожного движения «Знатоки», Грамота 1 место, 2006

Городской конкурс плакатов «Безопасное колесо» Грамота 1 место, 2006

Городской конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо» Диплом 1 место

10 окружной конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо» Благодарственное письмо, 7 место, 19.04.2006 г Ноябрьск

2006-2007 8 класс Спортивный праздник в рамках проведения месячника по безопасности жизнедеятельности обучающихся Грамота за победу, 9 сентября 2006

«Парад войск», посвященный Дню защитника Отечества Грамота за победу, февраль,2007

2007-2008 9 класс Спортивный праздник по безопасности жизнедеятельности обучающихся Диплом 1 место, сентябрь, 2008

- развитие индивидуального сознания, коррекция на этой основе поведения воспитанников.

Ребятам очень нравятся готовить классные часы, на которых каждый из них получает рекомендации по общению с родителями, учителями, между собой и другими людьми. Если проводится анкетирование или диагностика, то дети проводят анализ самостоятельно. С огромным интересом проходят занятия -тренинги. Классные часы, проводимые отдельно для девочек и мальчиков, также интересны для детей. На таких занятиях мы говорим на любые темы и учимся вместе решать возникнувшие трудности: это касается и отношения к учебе, и семейных проблем, межличностных отношений и проблем возраста.

Я радуюсь, когда ребенок после классного часа, получает маленький опыт неформального делового общения или полезный совет для решения своей проблемы. Надеюсь, что каждое занятие оставляет положительный след в детских душах и сердцах.

Желанными и востребованными для ребят класса являются классные мероприятия, посвященные знаменательны датам и событиям. С огромным удовольствием учащиеся разрабатывают сценарии для проведения «арбузника», посвященного прощанию с летом; Новогоднего огонька, праздника защитника Отечества и Международного женского дня, дня самых веселых и смешных, вечеров наших достижений и талантов. Эти мероприятия стали для класса традиционными. В классе также существуют традиционные игры и танцы, без которых не может быть закончен ни один вечер.

С пятого класса мы старались к нашим мероприятиям привлекать родителей. Они помогали нам организовывать и проводить дни именинников, для наших мам и пап мы старались готовить концертные программы, демонстрировали свои успехи и достижения в спорте, художественном и вокальном творчестве.

В этом году на внеклассные мероприятия мы стали привлекать учащихся параллельного класса. Так Новый 2008 год мы встречали двумя классами. Каждому классу было заранее задано задание для проведения праздника. 9а подготовил видеоматериал о параллельном мире 9б класса и конкурсную программу, а 9б показал украинско-шотландскую версию «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Незабываемыми для ребят нашего класса стали поездки на Полярный Урал и в Санкт-Петербург. В этих поездках нам помогали родители. На Полярном Урале ребята были впервые, несмотря на то, что почти все родом из г. Лабытнанги. Пешая прогулка по тундре, к горам и горной реке, катание с гор, игры в мяч и просто общение вне стен Гимназии сплотили и сдружили ребят нашего класса.

В Санкт-Петербурге мы с огромным удовольствием и интересом посещали все выставки и достопримечательности, успели побывать в Театре оперетты. Каждый вечер долго не могли ребята успокоиться от увиденного и услышанного: делились впечатлениями и строили планы на новые поездки.

Класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы.

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

59

Мастер-класс

Жизненное пространство не ограничивается рамками Гимназии. Члены классного коллектива посещают городские спортивные секции: греко-римской борьбы, футбола, волейбола и баскетбола, картинга; музыкальную школу, школу искусств, театральную студию, занятия по психологии, занятия по вокалу.

В нашем классе совместно с родителями ведется архив. Это и фотоальбомы, и видеосюжеты, которые мы бережно храним.

Неоценимый вклад в воспитательную систему вносят родители. Сотрудничая с родителями своих учеников, я веду пропаганду здорового образа жизни, крепкой семьи, проведение активного досуга. В тесном контакте с родителями провожу оздоровление учащихся, посещая бассейн, совершая туристические походы, спортивные соревнования одноклассников по дзюдо, каратэ, греко-римской борьбе, волейболу и футболу. Участвуем в открытии городских спартакиад и городских спортивных конкурсах различного уровня. Поездки по знаменитым городам и местам нашего края не проходят без участия и помощи родителей. Родители так же принимают активное участие в конкурсах «Папа, мама, я - спортивная семья», «Стартуют мамы» - где два года подряд получали призовые места.

С родителями, как и с детьми, я стараюсь проводить тематические родительские собрания. Темы также выбираются родителями, но готовить приходится пока их самой. Планирую в дальнейшем привлекать некоторых родителей к выступлениям, в которых они смогли бы поделиться личным опытом воспитания или же общения с ребенком. Хотя, на каждом собрании родители активно участвуют в дискуссиях на актуальные темы, высказывают свое мнение, вносят предложения по поддержке и развитии своего ребенка в урочное и неурочное время. Для некоторых родителей приходится давать индивидуальные советы по общению с подростками. Возникающие вопросы и проблемы у родителей стараюсь решать, опираясь на опыт передовых педагогов, привлекаю часто социальнопсихологическую службу Гимназии. Вместе с родителями пытаемся найти оптимальные пути для решения важной воспитательной задачи «Как помочь ребенку раскрыться и реализоваться». Пытаемся организовать связь урочного и внеурочного времени, которое может усилить мотивационное начало и снизить остроту и неприглядность давления взрослых.

Конечно, не все идеи и задумки удается воплотить в воспитательной системе класса, это большой труд и забота каждого, выполняющего нашу Программу. Но отрадно, что у нас есть успехи. В классе сложился хороший и крепкий актив. В классе существует самоуправление, которое определяется основными интересами и потребностями учащихся, действует самоуправление в области творчества и досуга, ча-

стично - в процессе обучения. Главными условиями успешного самоуправления и самодеятельности является творчески - деятельностная среда, забота педагогов о формировании у учащихся широких культурных запросов и интересов, использование мотивационно

- деятельностного подхода с постоянной рефлексией цели и движения к ней.

Формы и организация различных видов познавательной, творческой, организационной деятельности являют собой прекрасное поле для реализации главных целей ученической самодеятельности и самоуправления: узнавания, понимания и присвоения общественно значимых ценностей, возможности участия в коллективном продуктивном общении, социализации в узком смысле - реального научения тем общественно значимым умениям, которые окажутся востребованными в будущем.

Гимназические мероприятия такие, как: Акция «8 Добрых дел», «Посылка солдату» ежегодно в сердцах наших ребят получают горячую поддержку. С каким старанием и тщательностью все вместе обсуждают список необходимых вещей и продуктов нашим землякам - морякам, которые проходят военную службу на корабле «Ямалец»! Как аккуратно дети складывают книги, подержанные вещи, игрушки для малообеспеченных семей. Неоднократно мы с классом посещали воскресную школу, слушателям которой подарили свои детские книги, письменные принадлежности.

Ребята стараются проявить себя в написании творческих проектов, показывают замечательные результаты на олимпиаде по русскому языку - Наташа Заварзина, английскому и французскому языках -Наташа Суворина, на международном уровне - Г алина Негру, получившая диплом в Праге. Есть призеры олимпиад по экологии на городском и окружном уровне - Наташа Суворина, по физической культуре Ольга Рябицева. Каждый из моих воспитанников гордится победами своих одноклассников. Немало спортивных достижений среди ребят нашего класса. Главные призеры в соревнованиях по дзюдо - Влад Лондар. Есть призеры городских конкурсов в бисероплетении

- Наташа Суворина. Многие знают солистку нашего класса группы «Серебряный олень» - Машу Стогову.

Работая с детьми в Гимназии, стараюсь использовать свои способности и накопленный годами опыт, уроки и воспитательные мероприятия стремлюсь делать эмоциональными, интересными и полезными для детей.

В воспитательной деятельности добиваюсь качественных результатов, независимо от состава учащихся и их родителей. Стремлюсь найти ключ к каждому ребенку, помогая ему раскрыть свою индивидуальность, развить лучшие черты характера и способности. Основой моей педагогической деятельности является индивидуальный подход.

60

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

ON

2. Продуктивные методы изучения ЛИЧНОСТИ

и

ч

§

Е

Я

to

я

И

Я

я

g

и

я

[>

СҐ

В

•I

I

о

9

я

я

я

я

я

о

о

4 я о щ < я >

5 В

и

ч

о

о

я

Мастер-класс

Мастер-класс

Тематика классных часов

Приложение № 1

Технология совместного творческого воспитания Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания Технология педагогической поддержки

Мы и наши родители Права гражданина и человека Основы семейного мира

Знаем ли мы своих одноклассников? Общение и этикет Азы рыночной экономики

Какие у нас таланты в классе Найти себя Научись управлять собой

Мы - за здоровый образ жизни! Экология чувств Мой профессиональный выбор (диагностика)

Что значит дружить? Погружение в мир своего «Я» Понимаем ли мы взрослых, понимают ли они нас

Каким мы видим наше будущее Мы будем укрощать своих драконов Смысл моей жизни

Почему говорят: «Красота спасет мир» Способен ли ты быть лидером и в чем? Своя ли правда у каждого?

Что мы знаем о войне. Что такое толерантность? Что видишь ты, чего не видят они.

Если бы нашему классу доверили управлять страной. Какими мы хотим быть Почему мы разные?

Тематические родительские собрания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение № 2

Тема Форма проведения Рассматриваемые проблемы

Давайте, знакомиться с проблемами пятиклассников беседа 1. Адаптационный период пятиклассника 2. Помощь, в которой нуждается пятиклассник в школе и дома

Как живется нашим пятиклашкам? диспут 1. Изменился ли ваш ребенок 2. Нравится ли ему учиться 3. Какие новые проблемы возникли у ребенка 4.Чем каждый из нас может ему помочь.

Почему в классе возникают проблемы в общении среди детей? беседа 1. Как нам вместе помочь детям стать дружнее. 2. Какие мероприятия могут помочь провести родители.

Чем нам запомниться этот год? беседа 1. Подведение итогов по успеваемости 2. Что удалось в нашем классе? 3. Перспективы на новый учебный год.

Какие темы вас интересуют? диалог 1. Как организовать ребенка . 2. Много ли времени ребенок читает, проводит у компьютера, телевизора, гуляет.

Учимся решать проблемы вместе диалог 1. Учитель-друг вашего ребенка. 2. Поможем ребенку раскрыться

Как избежать конфликтных ситуаций с ребенком? Ролевая игра, беседа Не доводить себя и ребенка до нервных срывов, научиться решать конфликты тактично и с достоинством

Слепая к ребенку любовь Беседа, диспут Какие ошибки могут быть допущены при воспитании, как научиться видеть дела и поступки ребенка реально.

Как избежать учебных перегрузок ребенку Советы психолога, беседа Помощь со стороны гимназии и родителей, Правильная организация учебного и внеурочного времени, досуга ребенка

Как сотовые телефоны вредны для детского здоровья Лекция врача, беседа Как правильно заботиться о здоровье и безопасности детей?

Понимаете ли вы своего ребенка? Дискуссия, проведение диагностики Как мы можем повлиять на круг интересов и круг друзей своего ребенка?

Главное - быть человеком! дискуссия Какие ценности в воспитании остаются приоритетными?

Внимание-подросток! Беседа, консультации врача Какие сложные периоды переживает подросток, как ему помочь?

Боремся за здоровый образ жизни Фильм, беседа Чего мы должны опасаться?

Переходный возраст; его достоинства и недостатки беседа Какие «айсберги» подстерегают нас и детей в переходном возрасте.

Все дети талантливы, видим ли это мы Фильм, беседа Как можно помочь ребенку раскрыться.

Какие проблемы нас ожидают, перспективы на будущее Беседа, диспут Вопросы, которые волнуют всех. Ожидаемые результаты.

62

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.