Научная статья на тему 'Формирование школьного ученического самоуправления: функции педагогов и учащихся'

Формирование школьного ученического самоуправления: функции педагогов и учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3344
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛИ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валькова Марина Васильевна

Автор раскрывает особенности ученического самоуправления как формы организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающей развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валькова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование школьного ученического самоуправления: функции педагогов и учащихся»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Валькова Марина Васильевна

Аспирант Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения»

Погодинская, 8 mv-08@yandex.ru

J Ч

ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО

УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

^ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ ^

Аннотация. Автор раскрывает особенности ученического самоуправления как формы организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающей развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ключевые слова: ученическое самоуправление, функции ученического самоуправления, модели самоуправления, проблемы ученического самоуправления, перспективы ученического самоуправлении.

Школы XXI века - это не только изменение содержания образования и его организации, не только новые предметы и современные Интернет технологии, но и новая система управления, основанная на принципах единоначалия и самоуправления, в том числе с участием самих школьников. Представительство в системе самоуправления всех субъектов образовательного процесса (работников образования, школьников и их родителей), а также всех, кто заинтересован в его эффективном осуществлении, становится основным принципом государственно-общественного управления современной системой образования в России.

Затихшая некогда бурная школьная жизнь, ушедшие в прошлое староста™, учкомы и другие, подобные структуры ученического самоуправления, вновь стали востребованными, но в другой, более современной интерпретации: Школьный Совет, Совет Школьная республик, Ученическая Дума, Школьный парламент, Лидер, Мы вместе и т.д.

Термин ученического самоуправления фигурирует уже дано, однако большинство людей, его использующих, считают это словосочетание просто названием. А ведь это понятие идет к нам из прошлого, а также описано в российском законодательстве [4,5]. В настоящее время существует множество схем ученического самоуправления, но нет единых требований при формировании школьного самоуправления. В этой статье, мы попытаемся остановиться, на некоторых наиболее значимых моментах при формировании школьного ученического самоуправления.

Современное понимание самоуправления учащихся - самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации [3,6].

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Оно является составной частью педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и этических принципов.

Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагают, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и учащимися определенных правил, делегированием учащимся реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия [1,2].

Цель ученического самоуправления. Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе - формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.

Задачи:

- благодаря ученическому самоуправлению дать возможность ученику приобрести опыт управленческой деятельности;

- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;

- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;

- доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.

Развиваясь в различных видах деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива.

Функции ученического самоуправления Самоактивизация

Вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование

Гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

51

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

Коллективный самоконтроль

Постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных решений поставленных задач.

Жизнь вносит свои коррективы, и, благодаря инициативе педагогов, творчеству учащихся, составляющие структуру ученического самоуправления изменяются, совершенствуются.

Ученическое самоуправление рассматривается как школа отработки навыка социальных отношений, как модель социальной деятельности, основанной на ценностях гражданского общества: демократии, свободе, плюрализме, уважение к закону.

При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

• свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

• ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);

• деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

• тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики, признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. К ним относят:

1. Административная модель - это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны:

1) полное соответствие требованиям законов и под законных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации;

2) наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны:

1) исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении;

2) формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического;

3) недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

2. Игровая модель - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости От конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны:

1) максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии;

2) ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны:

1) несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением;

2) излишнее увлечение игровой стороной процесса;

3) возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

3. Раздельная административно-игровая модель - это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

4. Совмещенная административно-игровая модель - это сочетание двух первых моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Функции педагогов общеобразовательного учреждения

по развитию ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, к их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление,- все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса.

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Старший вожатый (педагог-организатор) занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Большой вклад в создание условий для развития ученического самоуправления призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Такой педагог обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т.д.).

Особую роль в развитии ученического самоуправления призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

При этом активу ученического самоуправления необходимо взаимодействовать не только с образовательным учреждением, но другими окружными службами.

При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.

Так же развитие ученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.

А главное, ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а так же способствует общению между школами и различными молодёжными организациями.

Литература

1. Влияние информационной образовательной среды вуза на развитие и саморазвитие личности студента. Учебно-методическое пособие [Текст] / С. Ю. Рубцова.- Южно-Сахалинск: изд. Сахалинской областной типографии, 2008.- 155 с.

2. Время учеников [Текст] / Методическое пособие для организаторов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и образовательных учреждений с детскими общественными объединениями. М., 2007. 176с.

3. Гусева Н. И. Попечительский совет как одна из новых форм государственного общественного самоуправления современным МБДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 61-67.

4. Кондратьева О. Г. Педагогическая поддержка самоуправления обучающихся в образовательных учреждениях. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 1.С. 36-41.

5. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя [Текст] / Н. Ф. Дик - Ростов Н/Д: Феникс, 2006.-288 с.

6. Учитель - ученик - родители. Выпуск 4 [Текст] / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Моисеенко В. П.-М.: Центр «Школьная книга», 2007.-176 с.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2013

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.