Научная статья на тему 'Проблемы страхования граждан выезжающих зарубеж'

Проблемы страхования граждан выезжающих зарубеж Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы страхования граждан выезжающих зарубеж»

• первичные данные: глубинные интервью с представителями фирм, экспертами,

опросы потребителей, официальные запросы, направляемые в компании;

• вторичные данные: базы данных организаций, данные официальной

статистики, данные СМИ и персы.

IV этап - обработка полученной информации: статистические и экономикоматематические методы;

V этап - систематизация и представление результатов: аналитические отчеты, таблицы, графики, диаграммы.

VI этап - хранение и распространение информации: создание баз данных и распространение аналитической информации в доступном пользовании на сайте Мининформсвязи и в СМИ.

И в заключении хотелось бы еще раз отметить, что телекоммуникационная отрасль является одним из ключевых секторов экономики, а потому мониторинг телекоммуникационного рынка должен иметь государственное значение, производится на постоянной основе, за счет бюджетного финансирования.

УДК 368.97

И.А. Шорохов МЭД 4-1

Научный руководитель — д.э.н., профессор М.Я. Веселовский

ГОУВПО «МГУС»

ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН ВЫЕЗЖАЮЩИХ ЗАРУБЕЖ

Туристская деятельность в Российской Федерации в последние годы приобрела широкий размах, так как зарубежный туризм стал доступен многим гражданам нашей страны. В то же время, как показала практика, туристский бизнес относится к числу тех сфер общественной жизни, в которых наиболее часто возникают юридические коллизии или судебные разбирательства.

Одним из специфических аспектов туристской деятельности, имеющим огромное значение для защиты интересов туриста, является страхование.

Деятельность по организации и проведению страхования туристов в РФ регулируется следующими основными нормативно-правовыми актами: Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "О защите прав потребителя", "Об организации страхового дела в Российской Федерации", нормативными актами Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ.

Страхование туристов включает в себя:

- страхование экстренных медицинских расходов за рубежом в результате несчастного случая или внезапного заболевания (как правило, включая стоимость амбулаторного и стационарного лечения застрахованного лица, затраты на транспортировку пациента и репатриацию, срочную диагностику, хирургические операции, медикаменты, а также экстренную стоматологическую помощь при обращении пациента с острой болью);

- страхование на случай непредвиденного отказа от поездки вследствие тяжелой болезни или смерти застрахованного лица или членов его семьи, повреждения его имущества в результате пожара, стихийного бедствия или умышленных действий третьих лиц, участия застрахованного в судебном разбирательстве, получения вызова для исполнения служебных обязанностей, неполучения въездной визы (может быть застрахован риск досрочного возвращения из поездки по тем же причинам);

- страхование багажа туриста;

- страхование гражданской ответственности туриста и/или расходов на юридическую помощь за рубежом;

- для автотуристов - страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств ("зеленая карта").

Основную долю в общем объеме страховых услуг, предоставляемых туристам, составляет страхование медицинских расходов. Это связано с тем, что посольства ряда стран при выдаче виз требуют в обязательном порядке наличия у туриста страхового полиса либо письменного обязательства принимающей стороны обеспечить его необходимой медицинской помощью. При этом посольства ряда стран

(особенно европейских) устанавливают и обязательные минимальные требования по содержанию страховой защиты. К числу таких требований относится обязательное наличие в объеме ответственности страховщика случаев лечения пациента в поликлинике или стационаре, транспортировки и репатриации его в Россию. Кроме того, посольства часто требуют, чтобы страхование было организовано с участием зарубежного партнера - страховой компании или сервисной службы-ассистанс, из которых наиболее известны на международном рынке GESA, Europ Assistance, Merkur Assistance, CORIS, SFA (две последние имеют дочерние организации ассистанса и в России) и другие. При этом лимит ответственности страховщика (максимальная сумма оплачиваемых расходов) составляет, например, для Германии и Франции не менее 30 000 долларов США.

В ст. 17 Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" страхование признано основной формой предоставления гарантий оплаты медицинской помощи туристам на территории стран их временного пребывания. Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.

Однако некоторые отечественные страховые компании выдают так называемые " компенсационные" полисы, по которым медицинские расходы туристов, понесенные в результате страховых случаев, компенсируются им по возвращении в Россию. Безусловно, такие полисы, по нашему мнению, в меньшей степени обеспечивают необходимый уровень страховой защиты временно выезжающих за рубеж, поскольку приходится расплачиваться наличными в случае обращения за медицинской помощью в стране пребывания.

К сожалению, на сегодняшний день это довольно распространенное явление в страховом бизнесе. В качестве примера можно привести случай из практики работы одной московской страховой компании.

Застрахованная туристка на горнолыжном курорте в Швейцарии получила серьезную травму - перелом ноги. Больная в таком состоянии нуждалась не только в срочной медицинской помощи, но и в специальной транспортировке (страховой

случай произошел в горах, далеко от лечебного учреждения или туристической базы). За доставку спасательным транспортом, за услуги врача, оказавшего первую помощь, за медикаменты, костыли и т.п. пострадавшей пришлось заплатить наличными, за обслуживание в местной клинике был выставлен счет на имя пациентки. И все это несмотря на то, что она имела на руках страховой полис. Приехав в Москву, пострадавшая обратилась в страховую компанию, в которой ей после непродолжительного выяснения обстоятельств полностью оплатили стоимость лечения и транспортировки (в сумме это составило немногим менее 6 500 долларов США).

Справедливости ради надо отметить, что и сами туристы нередко используют страхование для незаконного обогащения. Самый распространенный случай -стоматологическое лечение за рубежом. Согласно условиям страхового полиса страхование покрывает только необходимое экстренное, болеутоляющее лечение зубов в самом простом исполнении. Однако на самом деле туристы часто (под предлогом острой боли) получают лечение у частных врачей за рубежом, в том числе и довольно дорогостоящее. Установить истинную картину страховая компания не может и чаще всего не стремится, так как суммы расходов относительно невелики (в среднем 100-300 долларов), а отказ в выплате может неблагоприятно отразиться на имидже компании. В любом случае не подлежит оплате стоимость зубопротезирования. Помимо зубопротезирования, подавляющее большинство страховых компаний не включает в объем ответственности следующие случаи: физиотерапевтическое лечение, психиатрическую помощь, пластическую хирургию, лечение хронических заболеваний (за исключением случаев острого приступа, когда жизни больного угрожает опасность), помощь при травмах, полученных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, лечение травм, явившихся следствием умышленных действий застрахованного лица, членовредительства. Если такие случаи имеют место, то страховщик не возмещает понесенные туристом расходы. Например, одна московская страховая компания оплатила лечение российского гражданина в Италии по поводу острого приступа радикулита, но при этом не оплатила расходы на физиотерапию (они, кстати, и составляли основную часть заявленного возмещения).

Ее действия в данном случае правомерны. Медицинские документы, предъявляемые лечебным учреждением, самим туристом или туристической фирмой в страховую организацию, должны содержать фамилию и имя застрахованного лица, дату обращения и продолжительность лечения, диагноз, перечень проводимого лечения, печать и подпись врача, квитанции за транспортировку, билеты и т.п. Специалисты страховых компаний переводят документы на русский язык, подтверждают (или не подтверждают) наличие страхового случая и устанавливают соответствие проведенного лечения условиям страхования. Из практики страховой деятельности известны случаи умышленной фальсификации документов. Это в значительной степени относится к странам, наиболее часто посещаемым россиянами, в особенности к Турции, Кипру, Израилю. Схема мошенничества предельно проста: за .небольшое вознаграждение наличными частный врач выписывает "пациенту" - владельцу полиса документы, позволяющие претендовать на страховое возмещение. В этой ситуации страховой компании трудно доказать, что лечение фактически не проводилось или было менее дорогим или менее неотложным, Эффективным способом профилактики таких махинаций является использование услуг службы-ассистанс, когда лечение можно получить только после звонка пациента или врача в эту службу и согласования места и характера проводимого лечения. Некоторые компании для решения этой проблемы идут на заключение договоров с конкретными врачами или медицинскими учреждениями в местах, наиболее посещаемых русскими туристами. При этом туристам, отправляющимся туда, выдается полис с указанием их адреса и телефона.

Согласно п.2 ст.943 ГК РФ к полису обязательно должны прилагаться правила страхования. Страхователь должен быть ознакомлен с их текстом до заключения договора, что подтверждается его подписью на полисе. Выдача полиса без правил страхования является нарушением закона, и к страховой компании могут быть применены санкции органов страхового надзора.

Согласно ст. 17 Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" по требованию туриста туроператор или турагент оказывает ему содействие в предоставлении услуг страхования других рисков, связанных с совершением путешествия.

Как правило, турфирму со страховой компанией связывают агентские отношения, а за реализацию полисов турфирма получает комиссионное вознаграждение. Поэтому в выборе страховой компании турфирма или ее представитель часто руководствуется не столько интересами клиента, сколько прежде всего размером комиссии. Кроме того, существенное влияние на выбор страховщика оказывает цена полиса - страховой тариф. Чтобы не увеличивать стоимость тура, турфирма выбирает более дешевый полис (соответственно с более низким лимитом ответственности), при этом не всегда качество страховой защиты принимается во внимание.

Конечно, с точки зрения закона клиент не обязан принимать предлагаемые ему страховые услуги - он вправе отказаться от страхового полиса. С такого клиента турфирма должна взять письменную расписку об отказе от страхования. Ведь если с ним все-таки что-то случится во время пребывания за границей, то он может начать судебное разбирательство в отношении туристической компании на предмет ненадлежащей организации тура и необеспечения его безопасности. Кроме того, туристу, не имеющему страхового полиса, посольства некоторых европейских стран просто могут отказать в выдаче визы.

Известны случаи, когда клиенты, предъявлявшие иски к туристическим компаниям на предмет невыполнения последними своих обязательств, включали в число исковых требований компенсацию понесенных ими расходов в связи с ненадлежащим обеспечением страховой защиты.

Важное отличие правового положения туристических организаций по сравнению с предприятиями других отраслей заключается в порядке отнесения расходов по страхованию на себестоимость продукции. Для большинства предприятий и учреждений затраты на страхование относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в размере до 1 % от их реализации. В то же время для туристических организаций затраты на приобретение прав на медицинское обслуживание застрахованных, добровольное страхование от несчастных случаев и медицинское страхование в период туристической поездки включаются в себестоимость услуг полностью (Приказ Государственного комитета РФ по

физической культуре и туризму "Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью" от 8 июня 1998 № 210).

Таким образом, если турист или туристическая фирма стоит перед выбором страховой компании, то при принятии окончательного решения целесообразно учитывать следующие факторы:

- лимит ответственности страховщика, который составляет для стран Шенгенской группы, США и Канады - не менее 30 000 долларов США, для остальных стран - 15 000 долл.);

- наличие в полисе телефонов страховой компании или международной службы ассистанса (по которым можно обратиться при наступлении страхового случая);

- перечень расходов, покрываемых полисом и исключений из объема ответственности (обязательно должны быть включены поликлиническое и стационарное лечение, экстренная стоматология, транспортировка и репатриация).

Библиографический список

1. Закон об организации страхового дела в РФ.

2. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование; учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2005 - 106 с.

3. Гришин Г. Штурмовать далеко море... надо с полисом в руках; - М.: РЮИД,

2000

4. Ь11р://шшш. insur.ru/ - информационный портал о страховании.

5. http://www.reso.ru/ - интернет сайт страхового общества «Ресо-Гарантия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.