Научная статья на тему 'Проблемы развития стандартизации и сертификации'

Проблемы развития стандартизации и сертификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1904
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития стандартизации и сертификации»

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

Таким образом, анализ российских особенностей социального партнерства позволяет сделать вывод, что после пятнадцати лет проведения рыночных реформ характер норм поведения участников системы социального партнерства не соответствует стандартным, характерным для стран с развитой рыночной экономикой.

Как отмечает Е.А. Кондрашова [10], в результате формируется чрезвычайно расточительная и неэффективная система, в рамках которой огромный аппарат государственных органов правопорядка (сам по себе

высококоммерциализированный) дополняется разросшимися службами безопасности крупных корпораций, частными охранными агентствами и т.п., численность служащих которых превышает миллион человек. К тому же обе системы одновременно сотрудничают и соперничают с криминальными группировками. В такой системе очень трудно четко отличить легальные методы защиты собственности и способы принуждения нарушителя условий контракта (в том числе и социальных) к выполнению своих обязательств от незаконных.

Список использованной литературы

1. Гаджиев Э.М. Институционально-культурные различия в экономическом развитии: вопросы теории и методологии: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - Казань, 2005. С. 8.

2. Силин А.А. Место и значение социального партнерства в регулировании трудовых отношений на Западе и в Российской Федерации.

3. Олейник А. Институциональная экономика. С. 136.

4. Олейник А. Институциональная экономика. С. 137.

5. Рывкина Р., Коленникова О. Дисфункция государства и ослабление социальной безопасности населения России // Экономист. - 2000. - № 2.

6. Monroe K. A Fat Lady in a Corset: Altruism and Social Theory/- American Journal of Political Science, 1994.

7. Ильенков Э. Философия и культура. - М., 1991. С. 105.

8. Завьялова М.П. Кредитование малого бизнеса: Дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003.

9. Олейник А. Институциональная экономика // Экономист. - 1999. - № 4.

10. Кондрашова Е.А. Издержки управления и эффективность предприятий: Автореф. дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05. - СПб., 2005. С. 38.

УДК 006.1 П78

Проблемы развития стандартизации и сертификации

Г.Н. Сюткин

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса», г. Москва

Начиная с 2003 года в России осуществляется комплекс революционных преобразований в системе стандартизации, сертификации и управлении качеством. Введен в оборот новый термин «Техническое регулирование», который охватывает стандартизацию, сертификацию и управление качеством. По образному определению одного из классиков XX века, революция подразумевает слом старой системы и создание новой системы, принципиально отличающейся от прежней.

Все это в полной мере можно наблюдать в Российских условиях применительно к техническому регулированию. Старая система стандартизации и сертификации, система государственных стандартов, на изделия и услуги, системы обязательной сертификации услуг

признаны несостоятельными, т.к. они не вписываются в международные требования. Федеральным законом «О техническом регулировании» действовавшая система отменена «де-юре». Но «де-факто» она продолжает существовать, т.к. никакой новой нет, а потребности в обязательной сертификации большие.

Предложенные изменения идут крайне сложно. Федеральный закон «О техническом регулировании», который в 1993 год положил начало преобразованиям, реализуется сложно. Уже многими признано, что в закон надо вносить существенные изменения, но пока этого не сделано. Причина - нет правоприменительной практики. Правоприменительной практики нет, так как закон фактически не работает. Круг замкнулся. Чтобы лучше понять проблемы, возникшие в ходе пре-

4

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

образований, рассмотрим этапы развития технического регулирования в России и, прежде всего, развитие стандартизации и сертификации, начиная с периода централизованной плановой экономии. Они представлены в таблице 1.

Техническое регулирование находится сейчас на стадии становления рыночной экономики в России и очень мало восприняло от предыдущего этапа - периода перехода к рыночным условиям.

Стандартизация

Главная проблема в том, что, сломав старую систему стандартизации, отменив прежнюю систему обязательной сертификации, нового пока не создано. Трудно сказать, когда новое будет сформировано и как будет работать.

По старой системе (по отмененному с 1.07.2003 г. Федеральному закону РФ «О сертификации продукции и услуг») обязательная сертификация должна проводиться на соответствие требованиям государственных стандартов России или межгосударственных стандартов (ГОСТ Р и ГОСТ). При новой системе обязательная сертификация может проводиться только на соответствие требованиям технических регламентов и по правилам, которые должны быть определены этими техническими регламентами.

Но технических регламентов, как уже было отмечено, нет, а обязательная сертификация крайне необходима, особенно для подтверждения соответствия требованиям безопасности продуктов питания. На законных основаниях ее провести невозможно. Практика же пошла своим путем.

Если Вы возьмете, например, молоко жирности 3,2 %, которое продается в магазинах, то увидите на упаковке знак соответствия требованиям безопасности. А рядом шифр нормативного документа, в котором определены эти требования. Таковыми являются (судя по упаковке) ГОСТ, ГОСТ Р, технические условия разных лет и разных названий. Таким образом, название одно: «молоко», а документов, по которым оно выпускается на разных предприятиях, несколько. Какой из этих продуктов настоящий? Как может узнать потребитель, что такое «молоко»?

При этом каждый из указанных знаков не имеет законной силы, т.к. на соответствие таким документам законом в настоящее время не предусмотрено проведение обязательной сертификации. Ее можно проводить только на соответствие техническим регламентам. Не случайно, в ряде случаев под знаком даже не ставят шифр органа по сертификации. Таким образом, повсеместно идет «введение в заблуждение потребителя», что категорически запрещено Федеральным законом РФ «О техническом регулировании».

Выход из сложившейся ситуации возможен при условии пересмотра Федерального закона «О техническом регулировании» и введения специальных норм, определяющих вопросы сертификации и стандартизации на переходный период, который

должен продолжаться до тех пор, пока все старые ГОСТ и ГОСТ Р не будут заменены техническими регламентами или какими-либо другими аналогичными законными документами. Иначе говоря, необходимо законодательно обеспечить нормальную преемственность от старой системы к новой.

Справочно. В настоящее время в стране насчитывается около 25 тыс. государственных стандартов, которые сейчас имеют статус «национальных», рекомендательных, т.е. для применения в добровольном порядке. Кроме того, имеются тысячи СанПиН и СНиП, статус которых Федеральным законом «О техническом регулировании» поставлен под сомнение.

На смену всем этим документам до 2010 г. должны придти 300 технических регламентов, в которых будут определены требования по безопасности. Их предстоит принять Государственной Думе в качестве Федеральных законов. Пока нет ни одного такого регламента. Опыт создания обычных государственных стандартов (ныне национальных) показывает, что на разработку, согласование и утверждение одного стандарта уходит 2-3 года. При этом надо учесть, что государственный стандарт утверждался Госстандартом России (ныне Ростехрегулирование), где сосредоточены лучшие технически грамотные специалисты в области стандартизации и сертификации.

По закону технический регламент должен утверждаться Государственной Думой, т.е. после рассмотрения проекта технического регламента в Минпромэнерго (это его прерогатива) документ должен быть рассмотрен Правительством РФ, затем внесен в Государственную Думу. Далее проект должен пройти три чтения в Государственной Думе, потом получить одобрение Совета Федерации. Сложность первая: для утверждения документа, который идет на смену ГОСТ Р и ГОСТ, добавляются две инстанции: Правительство РФ и Федеральное Собрание. Вторая сложность: не факт, что в этих уважаемых органах государственной власти имеются специалисты в области технического регулирования.

Итак революция объявлена. Старое сломано, когда будет новое - никто не берется предсказать.

Прогнозируя эту ситуацию, представители военнопромышленного комплекса, при подготовке Федерального закона «О техническом регулировании», добились включения в него статьи 5, которая позволила им сохранить свою старую систему стандартизации и сертификации, оставить в силе обязательность государственных стандартов и обязательную сертификацию на соответствие этим стандартам. Их преобразования не коснулась. ВПК продолжает работу в прежнем режиме.

Сертификация

Сертификация по смыслу означает подтверждение соответствия чего-то чему-то. Ее объектами могут быть изделия, услуги, системы менеджмента качества, процессы, квалификация кадров, предприятия в целом

5

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

и т.д. Сертификация осуществляется субъектом сертификации по правилам некоторой системы на соответствие конкретным документам. У каждой системы должен быть знак соответствия (см. таблицу 2).

Бытует мнение, и во многих учебниках оно тиражируется, что сертификация - это нечто новое, привнесенное рыночными механизмами, новыми условиями, что это заимствованное у промышленно развитых стран и международного опыта. Представляется, что это действительно так, но только по форме.

Достаточно рассмотреть опыт СССР 20-30-летней давности по вопросам обеспечения безопасности и качества продукции и услуг (см. таблицу 1), то увидим, что подтверждение соответствия продукции и услуг осуществлялось с незапамятных времен, но не называлась сертификацией.

Рассмотрим несколько примеров.

Государственный знак качества в период централизованной плановой экономики присваивался той продукции, по которой специально созданная межведомственная комиссия устанавливала, что данное изделие полностью соответствует требованиям государственных (отраслевых или республиканских) стандартов по безопасности и качеству. Для установления этого факта проводилось испытание изделия, изучалась технология его производства, сравнивались его характеристики с требованиями стандартов и с лучшими мировыми образцами подобного изделия.

Таким образом, видим, что присвоение Государственного знака качества - это фактически государственная сертификация в современном понимании этого термина. Покажем это по цепочке: объект - субъект сертификации - правила - нормативный документ

- знак соответствия:

- объект сертификации - это изделие, точно также, как и сейчас в системах сертификации;

- субъект сертификации - это межведомственная комиссия, утверждаемая Правительством или Госстандартом при участии отраслевого министерства. Сейчас это аккредитованный в установленном порядке орган по сертификации;

- документы, на соответствие которым проводится проверка (анализ) состояния изделия (по современной терминологии - аудит качества) - это государственные (отраслевые, республиканские) стандарты, определяющие требования к изделию по безопасности и качеству;

- знак соответствия, удостоверяющий, что данное изделие отвечает требованиям нормативных документов, это был Государственный знак качества;

- порядок присвоения ГЗК, утвержденный правительством страны в современной терминологии,

- это правила сертификации однородных видов и изделий.

С началом проведения экономических реформ Государственная аттестация на знак качества была ликвидирована без какого-либо объяснения. Через

несколько лет появилась номинация «Премия Правительства РФ в области качества», затем номинация «Сто лучших товаров и услуг», затем многочисленные номинации регионов (Московское, Тюменское, Краснодарское, Чувашское качество), номинации «Качество - Во», «Товар года» и т.д. Кроме этого действуют около 200 систем добровольной сертификации. У каждой номинации и системы сертификации свой знак соответствия - знак качества. Наиболее серьезная, добротная система сертификации ГОСТ Р Бывают случаи, когда сертификат качества просто продается изготовителю без какой-либо проверки или анализа характеристик изделия.

Потребитель окончательно запутался в этом «карнавале» знаков качества. Изготовители, на всякий случай, добиваются присвоения своим изделиям сразу 3-5 знаков соответствия в разных номинациях и системах. Это можно видеть на этикетках многих изделий, особенно продуктов питания.

Представляется, что целесообразно иметь один Государственный знак качества для любых изделий и услуг. Иметь одну понятную всем систему требований к соискателям такого знака. Должна быть полная прозрачность системы присвоения такого знака, реестра изделий и услуг, добившихся такой высокой оценки, системы показателей, по которым осуществляется оценка.

Учитывая рыночный характер нашей экономики, следует всем системам добровольной сертификации предоставить возможность развиваться самостоятельно без каких-либо ограничений, исходя из требований рынка сертификационных услуг, которые должны работать в дополнение к государственной аттестации и учитывать отраслевые особенности производства. Такая возможность имеется, она определена Федеральным законом РФ «О техническом регулировании».

Категорирование предприятий сферы услуг по уровню качества

Применительно к сфере услуг определение уровня их качества при централизованной плановой экономики сопровождалось оценкой возможности сервисной организации оказывать услуги высокого качества. При этом оценивалось состояние материальной базы, используемого оборудования, сырья, материалов, инструмента и их соответствие стандартам.

Оценивались: уровень квалификации кадров в сравнении с установленными требованиями, состояние контактной зоны сервисной организации, культура обслуживания. Выборочно проверялось качество результата услуги.

Проверку указанных выше факторов осуществляла специальная, независимая от предприятия ведомственная комиссия отраслевого министерства при участии специалистов Госстандарта России.

Таким образом, в этом случае также видим полное тождество той системы классификации (категорирования) сервисных организаций по уровню качества дейс-

6

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

твующим системам сертификации, те. имеем:

- объект сертификации - сервисная организация в комплексе;

- субъект сертификации - ведомственная комиссия (сейчас это орган по сертификации);

- нормативные документы - сейчас в ряде ГОСТ, ГОСТ Р также имеются требования к организации высоких категорий по качеству;

- система категорирования - суть современная система сертификации;

- знак соответствия, ранее был только у гостиниц (количество звезд), сейчас каждая система имеет свой знак соответствия.

В отличие от судьбы Государственного знака качества система категорирования сервисных организаций с небольшим перерывом продолжает существовать и в настоящее время. Это видим на примере гостиниц, парикмахерских, швейных ателье, ресторанов, баров. По ним в национальных (бывших государственных) стандартах определены категории этих предприятий и требования, которым они должны соответствовать.

Представляется, что с учетом особенностей сферы услуг, системы категорирования должны носить чисто региональный характер - ведь услуги производятся и потребляются в данном регионе. Примером может служить разработанная при участии ученых МГУС Московская городская система добровольной сертификации бытовых услуг, систем качества и категорирования предприятий бытового обслуживания.

Дальнейшее развитие категорирования сервисных организаций, т.е. их сертификация по уровню качества их работы, видимо, должно продолжиться в том же направлении, те. в одной системе должна быть сертификация услуг как первая ступень, а затем категорирование (сертификация) организации в целом.

Наконец, как высшая ступень (форма) подтверждения соответствия требованиям по качеству - сертификация системы менеджмента качества сервисной организации. Такая сертификация должна осуществляться на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Суммируя накопленный опыт сертификации и категорирования предприятий сферы услуг, его можно представить в виде схемы пятиугольника качества сервисной организации (рис. 1).

Рис. 1. Схема пятиугольника качества сервисной организации

7

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

Качество каждого из указанных на схеме факторов (персонала, материально-технических ресурсов, информации, обслуживания и результата услуги) может быть определено количественно. С учетом их оценки может быть определен обобщенный (интегральный) показатель качества и безопасности работы организации в целом (методика их оценки разработана на кафедре СПиМК МГУС).

В этом «пятиугольнике», к сожалению, выпадает обязательная сертификация услуг. Законом «О техническом регулировании» она вообще не предусмотрена. Для услуг не могут разрабатываться технические регламенты. Поэтому под термином «качество» для услуг надо понимать «качество и безопасность» или «качество в широком смысле». В связи с этим при добровольной сертификации услуг и категорировании сервисных организаций крайне важно оценивать вопросы безопасности.

Сертификация лекарственных препаратов

Определение соответствия лекарственных препаратов в прошлом веке осуществлялось в виде утверждения Управлением по внедрению новых лекарственных средств Минздрава СССР и одобрением Фармакологическим комитетом Минздрава СССР допускалось использование лекарственного средства.

Информация об этом помещалась на инструкции (листе-вкладыше) по применению препарата. Каждое такое лекарство имело государственный регистрационный номер.

В принципе эта система сохранилась и в настоящее время - подобные инструкции одобряются Фармакологическим комитетом Минздрава России и утверждают-

ся Департаментом Государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава РФ.

Таким образом, фактически происходит сертификация лекарственных средств (препаратов): имеется субъект сертификации - Минздрав РФ, однако не указывается нормативный документ, на соответствие которому проводится сертификация, нет также знака соответствия лекарства установленным требованиям. На упаковке, как правило, нет никакой информации о подобной сертификации. Население о таком утверждении и одобрении практически не информировано. Кроме того, инструкции на многие лекарственные препараты, особенно импортные, вообще не имеют никаких указаний по «одобрению» или «утверждению».

Представляется, что:

- обязательная сертификация лекарственных средств (а она предусмотрена Постановлением Правительства РФ) должна проводиться по общим правилам. Функцию органа по сертификации исполняет Минздрав РФ и его соответствующее подразделение независимо от того, где произведено и кем произведено лекарство;

- информация о сертификации должна быть доведена до широкого круга потребителей и содержаться во всех аптеках с призывом: «покупайте только лекарства, прошедшие Государственную сертификацию»;

- должен быть утвержден Государственный знак соответствия лекарства требованиям нормативных документов. Этот знак должен наноситься на этикетки и упаковки лекарства, а также на инструкции по его применению.

Развитие системы стандартизации в России

Таблица 1

\^Периоды Параметры4^ Период централизованной плановой экономики Период перехода к рыночной экономике Период становления рыночной экономики

Название документа Статус документа ГОСТ, ОСТ, РСТ Нормативные документы Как закон ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ Нормативные документы Технический регламент Закон РФ ГОСТ, ГОСТ Р Нормативные документы

Название документа Стандарты государственный отраслевой республиканский Межгосударственный стандарт СНГ; Государственный стандарт России; Технические условия Федеральный закон - технический регламент Национальные стандарты России

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

Орган, утвержда- ющий документ Госстандарт СССР Для ГОСТ, ГОСТ Р -Госстандарт России; Для ТУ - территориальная ЦСМ Госстандарта. Государственная Дума, Президент РФ, Правительство РФ Национальный орган по стандартизации

Содержа-ние документа Безопасность и качество Безопас- ность Качество Безопасность Качество

Категория требований Обязательные Обязатель- ные Рекоменда- тельные Обязательные Рекоменда- тельные

Система контроля Государственный контроль и надзор Госконтроль и надзор; Обязательная сертификация; Государственное лицензирование Мнение потребителей; Добровольная сертификация Государственный контроль, надзор; Обязательное подтверждение, в т.ч. сертификация; Лицензирование Мнение потребителей; Добровольная сертификация

Субъекты контроля Госстандарт СССР, его территориальные органы; Отраслевые министерства и ведомства. Их производственные подразделения Госстандарт РФ, его территории-альные органы; Органы по сертификации; Лицензии- рующие органы Органы по ЗПП; Государственные и негосударственные; Органы по добровольной сертификации Надзорные органы; Органы по сертификации; Органы по лицензированию Органы по ЗПП; Органы по сертификации

Санкции за несоблюдение требований Предупреждение; Предписание; Штрафы, налагаемые на: • руководителя • предприятие; Административные взыскания на руководителей; Снятие с объема производства нестандартной продукции; Передача в правоохранительные органы Предупре- ждение; Предписа- ние; Штрафы; Приостано- вление производ- ства; Передача в правоохранительные органы; Лишение сертификата; Лишение лицензии Передача дела в суд; Лишение сертификата качества Предупрежде- ние; Предписание; Штрафы; Приостановление производства; Отзыв продукции, несоответству- ющей техническому регламенту; Передача в правоохранительные органы; Лишение сертификата Передача дела в правоохрани- тельные органы; Лишение сертификата

9

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

Система Высококачествен- Знак соответ- Высокока- Знак обращения Высококачес-

поощрения ная продукция ствия чественная на рынке твенная

высокого получает требовани- продукция. означает, что продукция,

уровня Государственный ям ГОСТ и Получает продукция получает

качества знак качества; ГОСТ Р; премию соответствует знак качества

Ее реализация Повышение Правитель-ства требованиям в системе

может быть по конкурен- РФ, становится технического Премии

более высокой тоспособ- лауреатом регламента и Правительст-

цене; ности «Сто лучших безопасна для ва РФ или

Сервисные продукции товаров»; применения «Сто лучших

организации Сервисные товаров»;

получают организации Сервисная

более высокую получают организация

категорию; классификацию получает

Их услуги можно более высокой более

реализовать по категории высокую

более высокой цене категорию

Система КС УКП, МГС СМК - система СМК

управления УКП, ОС УКП менеджмента - система

качеством комплексные качества менеджмента

системы управления качеством продукции,услуг территориальные, отраслевые системы качества

Нормативная ГОСТ, ОСТ, РСТ, ГОСТ Р ИСО, ГОСТ Р, ИСО,

база создания СТП СТО СТО

систем управления качеством ISO 9000:2000

Примечание. На всех этапах на уровне предприятия (организации) разрабатывались и применялись стандарты предприятий (по Федеральному закону «О техническом регулировании» - стандарты организации), которые конкретизировали требования ГОСТ, ОСТ, РСТ, ГОСТ Р применительно к производству данных изделий, услуг

10

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

Таблица 2

Сравнительный анализ систем сертификации (соответствия)

Название системы подтверж- дения соответс- твия Параметры^ Система сертификации ГОСТ Р (в части оценки безопасности) Система сертификации ГОСТ Р (в части оценки качества) Система подтверждения соответствия, определяемая техническим регламентом Система сертификации качества продукции и услуг ССК Московская городская система добровольной сертификации бытовых услуг

Изображение знака соответствия (Р(^ <Б СеРПфкв$' т

Название знака соответс- твия Знак соответствия государственным стандартам Знак соответствия системы (знак качества) Знак соответствия техническому регламенту Знак качества системы Знак соответствия системы

Объект соответст- вия Продукция, объекты, процессы, услуги Продукция, объекты, процессы, услуги Продукция, объекты, процессы Услуги, продукция, объекты, процессы Бытовые услуги, СМК предприятия

Предмет соответс- твия Безопасность Качество. Для услуг -качество и безопасность Безопасность Качество. Для услуг качество и безопасность Безопасность и качество

Форма подтверж- дения соответс- твия Обязательная сертификация Добровольная сертификация Обязательная сертификация, заявление-декларация о соответствии Доброволь- ная сертифика- ция Добровольная сертификация. Добровольное категорирова- ние

Документы ГОСТ, ГОСТ Р - национальные (бывшие государственные) стандарты ГОСТ, ГОСТ Р -национальные (бывшие государственные) стандарты Технические регламенты Нормативные документы системы и /или международные, национальные стандарты Национальные стандарты ГОСТ, ГОСТ Р, нормативные документы г. Москвы

Оценка соответст- вия Полное соответствие требованиям нормативных документов Соответствие требованиям нормативных документов (или их части)по усмотрению заявителя Полное соответствие требованиям технического регламента (регламентов) Количественн ая оценка превышения стандартного уровня качества Соответствие требованиям нормативных документов

Доказательная база 1. Сертификационный аудит 2. Инструментальные испытания, определенные системой 1. Сертификационные испытания (аудит) 2. Возможно инструментальное испытание 1. Испытания, определенные техническим регламентом 2. Аудит и/или инструментальные испытания 1. Сертификационный аудит качества продукции и услуг 2. Возможно инструментальное испытание 1. Сертификационный аудит 2. Инструментальные испытания по отдельным видам услуг

11

ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007

Сравнительный анализ систем оценки качества

Таблица 3

Система оценки качества Параметры^^ Система категорирования сервисной организации Система проведения аттестации на Государственный знак качества Премия Правительства России в области качества «Сто лучших товаров и услуг» номинация Всероссийской организации качества Сертификация систем менеджмента качества

Название знака Знак системы категорирования. Например, для гостиниц количество звезд от 1 до 5 Государственный знак качества /ссс^ч W Знак «Премия Правительства России» @ Знг лу^ и у ак «Сто \ш\ах товар< слуг» вех да5Ьв1 эв Знак отсутствует, но делается надпись о соответствии CMKISO 9001:2000, указывается орган по сертификации

Объект соответствия Предприятие, сервисная организация Продукция Продукция, услуги Продукция, услуги Система менеджмента качества

Предмет соответствия Качество работы сервисной организации. Качество ресурсов обслуживания, кадров, результатов услуги, оформления предприятия (информации) Качество в широком смысле (при обязательном соблюдении требований по безопасности) Качество в широком смысле (при обязательном соблюдении требований по безопасности) Качество в широком смысле (при обязательном соответствии требованиям по безопасности) Соответствие системы стандартам ISO 9001:2000 или ГОСТ Р ИСО 90012001

Форма подтверж- дения соответствия Добровольное категорирова- ние Добровольная аттестация и материальное стимулирование Добровольный аудит предприятия Добровольный аудит предприятия Добровольная сертификация, аудит качества

Документы соответствия Государственн ые стандарты ГОСТ, ОСТ, РОТ, СТП Г осударственные стандарты ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП Национальные стандарты, ГОСТ, ГОСТ Р Национальные стандарты, ГОСТ, ГОСТ Р ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ISO 9001:2000 Национальные стандарты по видам продукции услуг

Доказательная база Проверка уровня качества работы сервисной организации, ее оформления Инструментальные испытания; Документальное подтверждение Документальное подтверждение уровня качества Документальная проверка предоставленны х для номинации товаров Аудит качества

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.