Научная статья на тему 'Проблемы развития организационно-педагогических условий оптимизации фестивального любительского театрального движения'

Проблемы развития организационно-педагогических условий оптимизации фестивального любительского театрального движения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
567
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / КОНКУРС / ЛАБОРАТОРИЯ / «ПЛАТФОРМА» / ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ / ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / «PLATFORM» / FESTIVAL / COMPETITION / LABORATORY / ESTIMATED CRITERIA / AMATEUR THEATRICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Климов Олег Михайлович

В данной статье рассматривается ряд актуальных проблем организационно-педагогических условий современного фестивального движения, которое выступает как катализатор развития любительского театрального творчества. В статье проанализированы такие проблемы, как выбор фестивального формата, выстраивание сравнительно-оценочных процессов фестивальной сценической деятельности, организация участия творческого коллектива в фестивале. Решение рассмотренных проблем способствует оптимизации фестивального любительского театрального движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF OPTIMIZATION OF THE FESTIVAL AMATEUR THEATRICAL MOVEMENT

In given article a number of actual problems of organizational pedagogical conditions of modern festival movement is considered, which acts as the catalyst of development of amateur theatrical creativity. In article such problems, as a choice of the festival format, forming of rather-estimated processes of the festival scenic activity, the organization of participation of creative collective in festival are analyzed. The decision of the considered problems promotes optimization of festival amateur theatrical movement.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития организационно-педагогических условий оптимизации фестивального любительского театрального движения»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОПТИМИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЬНОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

О. М. КЛИМОВ

В данной статье рассматривается ряд актуальных проблем организационно-педагогических условий современного фестивального движения, которое выступает как катализатор развития любительского театрального творчества. В статье проанализированы такие проблемы, как выбор фестивального формата, выстраивание сравнительно-оценочных процессов фестивальной сценической деятельности, организация участия творческого коллектива в фестивале. Решение рассмотренных проблем способствует оптимизации фестивального любительского театрального движения.

Ключевые слова: фестиваль, конкурс, лаборатория, «платформа», оценочные критерии, любительское театральное творчество.

В современных условиях выражение развития любительского театрального творчества средствами фестивального движения является наиболее динамичным, мобильным, новаторским, быстро реагирующим на социокультурные изменения общественного развития.

Практический поиск различных средств форматного выражения позволяет фестивальному движению стремиться к оптимизации, а также выступать в качестве одного из позитивных и влиятельных условий развития творческих коллективов, воспитания творчески активной личности.

Немаловажное условие развития фестивального любительского театрального движения, которое определилось в результате опроса руководителей творческих коллективов, представленных на фестивале «Театральная провинция» (г. Елец-Липецк. 2006 г.), Московском открытом фестивале-конкурсе любительских театральных коллективов «Театральная завалинка» (г. Жуковский, Московская обл. 2008 г., 2010 г.), Международном театральном фестивале «Белый свет» (г. Скопин, Рязанская обл. 2011 г.), Областном фестивале театральных коллективов «Театральная весна» (Липецкая обл. 2007 г., 2010 г., 2011 г.), Творческом проекте Липецкого Областного Центра Культуры и Народного творчества «Наши звезды» (Липецк. 2010 г.) - это проблема выбора фестивального формата, на котором любительский театральный коллектив готов представлять свое творчество.

Художественным руководителям, педагогам, да и самим участникам творческих коллективов

для корректировки своей деятельности, осознания и определения своих позиций необходима внешняя оценка их творческого состояния. Как уже отмечалось, более разностороннюю оценку они получают, участвуя в фестивальных и конкурсных программах, где помимо экспертного анализа существуют определения СМИ, критиков, зрительской аудитории и, особенно, коллег-соучаст-ников фестивального проекта.

Но прежде чем получить желаемое, руководителям и педагогам необходимо выбрать тот фестивальный или конкурсный формат, на котором коллектив будет представлять свое творчество в определенном варианте. Как говорилось ранее, количество фестивалей, конкурсов и их производных в последнее время в нашей стране постоянно растет. И вот здесь важно, чтобы интересы коллективов - потенциальных участников проекта совпадали с направленностью и правилами игры, положениями фестивального формата.

Наряду с практическими, социально-культурными задачами, такими как обмен опытом, способствование творческому росту исполнителей и постановщиков (через систему мастер-классов, семинаров), вовлечение в творческую деятельность разных возрастных и социальных групп, поиск новых сценических и исполнительских выразительных средств, открытие и поощрение новых талантливых представителей данного творческого направления, существуют и такие, как привлечение большего количества зрителей за счет повышения уровня участников формата и при-

глашения именитых коллективов и «звезд», привлечения туристского интереса и инвестиций исходя из коньюктуры места локализации фестивальных и конкурсных программ и т. д.

Но многие эксперты указывают на то, что некоторые форматы откровенно грешат излишней коммерциализацией, когда на первый план выходит финансовая сторона деятельности. Стремление иметь своего зрителя зачастую перекрывается снижением художественного качества фестивальной и конкурсной программы: все больше делается акцент на «зрелищности», на откровенной развлекательности, на потакании моде и вкусам массового зрителя [2].

Искусству сегодня, в том числе и театру, придается статус «сферы услуг», а художественное произведение выступает как «товар», который публика при определенных условиях готова купить. Это не значит, что театр утратил свою способность идти в ногу со своим временем, изменились лишь формы и средства выражения [2]. Это не значит, что нельзя брать на вооружение новые технологии маркетинга при организации фестиваля, наоборот, в современных условиях они просто необходимы как средство для достижения творческих, эстетических целей, в том числе повышение художественного уровня постановочной деятельности, творческого развития фестивального движения, его популяризация и т. д.

Именно через систему обменных форматов (фестиваль, конкурс, платформу, культурный обмен, практическую конференцию, симпозиум, форум, смотр, семинар, мастер-класс, лабораторию, выставку, гастрольные туры и т. д.) цементируется единое театральное пространство. Причем фестивальные и конкурсные форматы из-за охвата большего количества представителей конкретного вида искусства, художественного творчества более продуктивно выполняют связующую роль по сравнению с двусторонними культурными обменами или гастролями.

Но вместе с тем неоднократно отмечалась ведущими режиссерами, театральными педагогами и деятелями театра в ходе дискуссий на заседаниях круглого стола международного фестиваля театральных коллективов и театров-студий «Авангард и традиции» (г. Гатчина. 2004 г., 2006 г., 2008 г.) и Российского национального центра Международной ассоциации любительских театров (2004-2009 гг.) неоднородность и слабовыра-женная градация фестивального движения в России. Сейчас градационные цепочки по отбору участников от мелкого к фестивальному формату практически не действуют, что не способствует

решению ряда внутрифестивальных противоречий [1].

Как показывают данные опроса, зачастую руководители творческих коллективов выбирают тот или иной фестивальный формат для участия в нем при помощи рекомендации коллег, полученной информации из интернета или по информационным материалам СМИ. Если источник информации о фестивале пользуется авторитетом и заслуживает доверия, то выбор фестивального формата творческим коллективом бывает удачным. Наоборот, фестивальная деятельность не сможет приносить позитивных результатов, если при выборе фестиваля руководитель коллектива опирался на сомнительные, недостоверные источники информации. Таким образом, четко определяется актуальность формирования единого информационного пространства в фестивальном движении в области любительского театра.

Руководители театральных коллективов обращают внимание на следующий факт: ряд появившихся в последнее время коммерческих структур, фирм, занимающихся организацией обменных форматов, решением организационных проблем транзита и пребывания коллектива на фестивале, недолжным образом представляют свои услуги. Из-за этого руководитель коллектива, педагог, творческий работник, не обладающий знаниями и навыками в организационноэкономических вопросах, часто не может решить возникающие проблемы с выгодой и пользой для коллектива.

К сожалению, в социально-культурных центрах, центрах досуга, учреждениях СКД зачастую не предусмотрены должности арт-менеджера, менеджера по маркетингу, рекламе, специалиста в области социально-культурного моделирования, администратора, которые помогали бы коллективам и творческим объединениям решать организационно-финансовые вопросы, связанные с выездной деятельностью. В отсутствии этих кадров такие вопросы берут на себя директора учреждений и сам руководитель. Естественно, при таком подходе позитивность решения проблем в большей степени зависит от совокупности случайных факторов. На эти обстоятельства обращает внимание значительное количество респондентов из числа руководителей и педагогов творческих коллективов.

Отсюда вытекает еще одна проблема, выявленная в результате анализа опроса художественных руководителей коллектива - отсутствие своих квалифицированных помощников на фестивале, где помимо непосредственного участия, пока-

за, конкурсного представления, нужно выстраивать работу с представителями других коллективов, СМИ, участвовать в создании новых проектов, планировании культурных обменов и т. д. Здесь в качестве помощников в детском коллективе выступают родители, во взрослом - сами актеры и исполнители, что в своем роде тоже не ускоряет творческие процессы в фестивальном движении, а во втором случае мешает целенаправленному участию артистов-любителей и режиссеров в фестивальных и околофестивальных мероприятиях. Организаторам социально-культурной деятельности (фестиваля) следует усиливать роль кураторов групп, привлекать специалистов по психологической адаптации, прикреплять к творческим коллективам координаторов, которые могли бы качественно и динамично корректировать деятельность коллектива на фестивале.

При недостаточном финансировании бюджетных организаций культуры и досуга всех уровней, отсутствие помощи квалифицированных специалистов выводит финансовую составляющую в область трудноразрешимых проблем, вследствие чего коллектив и исполнители не развивают свою фестивальную и гастрольную деятельность, что сказывается на их художественном уровне.

Немалозначимым фактором влияния организационно-педагогических условий на творческую мобилизацию коллективов являются экспертные критерии оценок деятельности участника фестиваля.

Оценочный процесс в театральном искусстве зачастую довольно-таки субъективен. При отсутствии конкретики в экспертных оценках может стать необъяснимым диапазон расхождения оценок жюри выступления участника конкурсной программы. Это, в свою очередь, приводит к снижению авторитета экспертной бригады, жюри, вызывает пренебрежение к их критическим замечаниям, в конце концов, вызывает негативные эмоции ко всему фестивальному формату.

Отсутствие единых прозрачных критериев определения победителя, лидеров среди сценических показов фактически нивелирует работу экспертов, жюри, и в дальнейшем становится колоссальной преградой в развитии фестивальноконкурсного формата. Определение лидеров в таком формате - это определение приоритетов в развитии данного художественного направления и самого фестивального проекта. Многие участники конкурсных фестивальных форматов отмечают, что, когда на фестивале существуют размытые оценочные критерии и некорректные технологии выявления лидера, немедленно проявляется ряд

психологических факторов, негативно воздействующих на творческую атмосферу фестиваля.

Безусловно, любительскому театральному фестивальному движению нужно идти по пути конкретизации требований к выступлениям коллективов, исполнителей, чтобы все участники знали, по каким критериям производится оценка, экспертиза.

Необходимо прописывать компоненты, составляющие судейскую оценку (в режиссуре - насколько органично и выразительно удалось постановщику добиться целостности спектакля, создания атмосферы спектакля, мотивированное применение тех или иных постановочных компонентов, идейно-образное решение, сыгранность актерского состава, его ансамбль, сочетание содержания с яркой выразительной формой и т. д.). При этом как важно не загонять участников в железные рамки, тиски, мешающие свободе творчества. Судейство на театральных форумах - это своего рода тоже искусство, так как сохранить золотую середину, объективный подход к спектаклям разного содержания и формы, выраженным во времени и пространстве, проходящим «сиюминутно» очень трудно.

Единого механизма работы экспертов по оценке конкурсной программы и программы показов нет. Каждый фестиваль решает проблему выявления победителя, отвечающего принципу «справедливого отбора» по-своему. И у каждого такого своего решения есть свои сторонники и противники.

В результате анализа работы оргкомитетов фестивалей, указанных автором, изучения мнений и рекомендаций участников фестивалей и конкурсов разного уровня (от регионального до международного), анализа работы специализированных структур по организации фестивальных программ, анализа практической работы автора на сорока семи фестивальных форматах различного масштаба, уровня и направленности, как в Российской Федерации, так и за рубежом, выделились наиболее упоминаемые и встречающиеся проблемы оценочных моделей.

На ряде фестивальных форматов вводят двойную систему судейства, где помимо приглашенных экспертов в профессиональное жюри, существует выборное жюри из непосредственных участников конкурсной программы. Это система справедливо пользуется популярностью, распространена в разных модификациях и удобна тем, что она позволяет нейтрализовать возникающие подозрения о влиянии заинтересованных в «нужном решении» лиц на профессиональное жюри.

К выборному жюри, которое состоит из самих участников фестивального формата, практически невозможно выдвигать претензии подобного рода. Определение победителей происходит путем согласования решения обеих судейских бригад. Решая таким способом проблему «справедливого судейства», оргкомитет фестиваля может столкнуться с некоторыми критическими моментами такого судейского механизма. Коллективы гораздо внимательнее и серьезнее относятся к замечаниям и рекомендациям известных деятелей театра, ведущих специалистов в области театрального искусства, так как только они могут дать профессиональные советы по овладению театральным искусством, указать перспективные пути решения творческих задач. Кроме того, для участников фестиваля престижно, чтобы по показу их сценической работы принимали решение не себе подобные, а именитые мастера (это более ценно для рекламы, для повышения рейтинга коллектива). Также могут возникнуть случаи откровенного несовпадения в оценках профессиональной и выборной из участников фестиваля, так называемой, «народной» судейской бригады: предпочтение «народному» решению вызовет отрицательную реакцию у приглашенных экспертов. В этом случае преодолеть возникшие психологические барьеры сложно. Бывают случаи, когда само выборное жюри, чтобы никого из участников не обидеть, бывает слишком лояльным, или, подчеркивая свою значимость, превращается в «карателя», соответственно, авторитет такого жюри будет нулевым.

Многие оргкомитеты конкурсных форматов стараются пойти по пути приглашения в ряды экспертной бригады именитых мастеров, «звезд первой величины», абсолютно справедливо полагая, что чем выше авторитет жюри, тем меньше споров. Распространенный в таком механизме сбой: популярность не всегда автоматически означает компетентность.

На ряде фестивалей организаторы экспериментируют с количеством членов жюри: от одного до нескольких десятков. Минус здесь один: количество не всегда предполагает качество.

Определенное количество фестивалей предлагает следующее решение судейской проблемы -самому зрителю определить победителя. Иногда приз зрительских симпатий выводится как главная награда. Но такой способ возможен при наличии понимающей, образованной, разбирающейся в театральных направлениях публики. В противном случае, оргкомитет такого формата рискует оказаться перед проблемой, когда зрителями в выборе победителя движет любовь к их пред-

ставителям по географии фестиваля, к творческому коллективу - хозяину фестиваля или плохой вкус.

Тупиковые и неприятные моменты возникают при появлении в жюри «антагониста», который своими заявлениями: «...я не принимаю этот спектакль, но это не значит, что он плохой.» и т. п. вызывает непонимание и вносит противоречия в оценке работы жюри участниками фестиваля.

Эксперты, априори, должны быть независимы от любого давления (финансового, политического, конъюнктурного и т. д.). Но безаппеляцион-ность их определений может вместо творческого импульса вызвать у коллектива непонимание развития современных театральных процессов, привести к творческой апатии. Это совсем недопустимо по отношению к детским и подростковым коллективам, где в силу особенностей возрастной психологии существует свой специфический творческий микроклимат, который в этом случае может легко разрушиться. Неслучайно огромной популярностью (и это отмечают большинство респондентов) пользуется двусторонняя связь жюри и участников фестивального формата, когда в обсуждении показанной работы превалирует форма диалога.

В ходе изучения влияния фестивальной деятельности на развитие любительского театра определяются следующие параметры и тенденции понимания творческим коллективом своей роли и своего значения в любительском театральном движении, в формировании культурного пространства.

Участвуя в фестивальных форматах, коллектив определяет свою позицию, свой этап развития на данный момент его существования. Это определение происходит путем многократного сравнения, в котором участвуют различные по степени влияния стороны.

Одними из самых важных и значительных факторов сравнительно-оценочного процесса являются оценка экспертов (жюри) и зрительская оценка. Собственно, на этой основе выстраивается внутренняя позиция коллектива по отношению к другим участникам.

Фестивальный формат предполагает собой смотр определенных достижений в области театрального искусства путем показа некоего количества различных сценических работ разных коллективов, групп, исполнителей. Коллектив, предоставив свою работу, сам участвует в процессе оценки постановок других коллективов и своей собственной. Причем он может делать это и кулуарно - обсуждая увиденное с коллегами и внутри себя, сре-

ди своих участников, и публично - на обсуждениях (если такие включены в рамки фестивального формата), и принимая участие в освещении фестиваля СМИ (в интервью, пресс-конференциях).

Верный самоанализ и определение своего творческого развития, представление о своей позиции в театральном пространстве служит необходимым фундаментом для творческого роста коллектива, планирования его работы, нового поиска выражения своей деятельности, импульсом для движения вперед.

Многосторонние объективные сравнительнооценочные процессы на фестивалях помогают творческому коллективу самоидентифицировать-ся, определять свое творческое направление. Особенно такой процесс позитивен, когда все его субъекты (и жюри, и критики, зрители, представители СМИ, коллеги, соучастники фестивальной программы) едины в оценках.

В случаях расхождения мнений о выступлении коллектива могут возникать различные конфликтные ситуации. Например, когда спектакль имеет значительный успех у зрительской аудитории, не принимается профессиональным экспертным сообществом. И, наоборот, спектакль, высоко оцененный жюри и критиками, холодно принимается публикой. Бывают разночтения по поводу степени качества фестивальных работ среди представителей прессы, самих участников фестиваля.

Коллективу к оценкам таких же, как и он сам, участников фестиваля стоит подходить избирательно. Всегда ценится тот формат, где организаторам удалось достичь откровенной, доверительной рабочей атмосферы, где обсуждения постановок, сценических номеров, композиций носит полемический равноправный, соответственно, продуктивный характер.

В других случаях, в ходе обострения конкурентной борьбы, где участники фестиваля или конкурса становятся ярковыраженными соперниками, может возникать некорректное поведение по отношению друг к другу: конкуренты могут быть неискренними в своих суждениях, в их оценках могут преобладать или хвалебность, отсутствие конкретных критических замечаний или излишнее критиканство.

Исходя из вышесказанного, определяются основные стороны в оценочно-сравнительном процессе:

- зрительская оценка;

- оценка жюри, специалистов;

- оценка критиков;

- оценка представителей СМИ;

- оценка других участников фестивального формата, коллег, театрального сообщества;

- самооценка.

В результате грамотного соотношения данных определений вырабатывается объективная позиция творческого коллектива в любительском театральном движении, помогающая качественно корректировать деятельность коллектива.

Решение проблем, возникающих при организации и проведении фестивалей, способствует развитию и совершенствованию организационнопедагогических условий развития фестивального движения, оптимизации организационно-педагогических условий развития любительского театрального творчества средствами фестивального движения.

Литература

1. Авангард и традиции // Любительское театральное движение - феномен или неотъемлемая составляющая театральной культуры: мат-лы круглого стола // Страстной бульвар, 10. М., 2005. Спец. вып. С. 4-9.

2. Плотникова О. В. Театральное искусство как фактор культурных изменений на примере театральных систем 60-90-х гг. века: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2007.

* * *

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF OPTIMIZATION OF THE FESTIVAL AMATEUR THEATRICAL MOVEMENT

O. M. Klimov

In given article a number of actual problems of organizational pedagogical conditions of modern festival movement is considered, which acts as the catalyst of development of amateur theatrical creativity. In article such problems, as a choice of the festival format, forming of rather-estimated processes of the festival scenic activity, the organization of participation of creative collective in festival are analyzed. The decision of the considered problems promotes optimization of festival amateur theatrical movement.

Key words: festival, competition, laboratory, «platform», estimated criteria, amateur theatrical creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.