Научная статья на тему 'Функциональные особенности фестивальных форматов в любительском театральном движении'

Функциональные особенности фестивальных форматов в любительском театральном движении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
553
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / КОНКУРС / ЛАБОРАТОРИЯ / "ПЛАТФОРМА" / ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ / РЕГЛАМЕНТ / РЕПЕРТУАРНАЯ АФИША. / "PLATFORM" / FESTIVAL / COMPETITION / LABORATORY / EVALUATION CRITERIONS / REGULATION / REPERTOIRE POSTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Климов Олег Михайлович

В статье определены основные базисные и производные от них форматы фестивального движения, функциональные задачи для каждого из них, что позволяет выстраивать качественную модель фестивального формата, в наличии которого заложены художественно-педагогические принципы, направленные на творческое развитие личности, коллектива

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional particularities of festival formats in amateur theatre movement

In this article the basic and its derivatives of the formats of festival movement, functional tasks for each of them are defined that allows building a quality model of the festival formats, in which artistic and pedagogical principles are laid which are directed on creational development of collectives and person

Текст научной работы на тему «Функциональные особенности фестивальных форматов в любительском театральном движении»

5. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.

6. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань, 1993.

7. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общ. ред.

А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2005. С. 269.

Поступила в редакцию 11.09.2009 г.

Rusinova S.A. Diagnostics of the emphatical competence of the ballet dancers. In the article logic of statement and decision of a problem of professional competence formation of the future ballet dancers is considered. Results of the comparative analysis of skilled-experimental work on revealing of the empathy abilities of students of creative specialties of high schools of St.-Petersburg are stated in the generalized kind.

Key words: professional competence; empathy; ballet dancer; diagnostics.

УДК 792.91

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕСТИВАЛЬНЫХ ФОРМАТОВ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

© О.М. Климов

В статье определены основные базисные и производные от них форматы фестивального движения, функциональные задачи для каждого из них, что позволяет выстраивать качественную модель фестивального формата, в наличии которого заложены художественно-педагогические принципы, направленные на творческое развитие личности, коллектива.

Ключевые слова: фестиваль; конкурс; лаборатория; «платформа»; оценочные критерии; регламент; репертуарная афиша.

В природу всех фестивальных форматов заложены две основополагающие функции. Это непосредственно показ представляемой широкому кругу зрителей своей работы и ее сравнение с другими подобными по селекционным требованиям работами. Для реализации этих функций в фестивальном формате, естественно, возникают необходимые условия: единое географическое место локализации фестиваля; определенный количественный состав участников, отобранный или приглашенный по единым организационно-художественным требованиям и принципам; определенное наполнение фестивальной зрительской аудитории.

Далее фестивальное движение стремительно приобретает различное выражение, многообразные формы. За многовековую историю сценических форумов накопился огромный, многообразный, разноструктурный и разновеликий пласт фестивальных форматов, зачастую не похожих друг на друга по своим идейным задачам, тематике, содержанию. Остановимся на некоторых распространенных формах фестивального выражения (само понятие «формат» рассматривается

здесь как способ проведения, форма фестивального мероприятия, отличающаяся определенными организационными, художественными, педагогическими задачами, идейно-тематической базой, структурным наполнением).

В любительском театральном движении очень популярна структура фестиваля -«платформы», т. н. «чистого» формата. Здесь нет ярко выраженной соревновательной формы, существует более широкий обхват различных направлений сценического искусства, как правило, показы могут проходить на различных площадках, причем очень часто одновременно. Оргкомитет такого фестиваля старается пригласить как можно больше разножанровых коллективов, обеспечить их сотрудничество, не обременяя участников едиными строгими художественными рамками, за исключением организационно-технических и регламентных. В структуре такого фестиваля много мероприятий для зрительской оценки, пропаганды идейно-тематической позиции оргкомитета. Негативные моменты в критических оценках постановочного материала в таких случаях более сдер-

жаны, направлены на широкую поддержку творческих коллективов. Здесь важны - сам творческий показ как наглядное выражение достижений, ярковыраженное зрительское наполнение, практическое выражение слоганов фестиваля, особенно если он посвящен определенному лицу или теме. Безусловно, в таком формате будут легче в психологическом плане проходить конструктивные установки взаимоотношений между участниками, обсуждение с экспертами, выработка инновационных проектов, т. к. заранее сняты комплекс «остроконкурентной» борьбы и закулисные переживания по поводу «интриг» по распределению наград. Оценка своего труда в большей степени происходит по зрительской реакции, в меньшей - по оценке СМИ и критиков, жюри (если есть их наличие). Такое фестивальное выражение и призвано в первую очередь создавать культурное пространство с множеством различных компонентов. В таком формате, как правило, проходят фестивали народного художественного творчества, фестивали, посвященные круглым и памятным датам, выдающимся деятелям, уличные и площадные фестивали (Международный фестиваль им. Т.Н. Хренникова, Липецкая обл., Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова, г. Москва, Международный фестиваль-карнавал «Зимняя фиеста», Польша, Международный фестиваль любительских театров «Сценическая жатва», Словакия и т. д.). В таком формате могут проходить театральные встречи («Мелиховская весна», Московская обл., «Чеховские чтения», «Встречи на Коренев-щине», Липецкая обл.)

Любая организационная деятельность фестивального формата строится по следующим основным принципам:

- объединяющая идея, т. н. «сверхзадача», которая является своеобразным фундаментом и которой подчинены все компоненты формата (в качестве такой идеи может выступать пропаганда определенного сценического направления, его исследование, например: поиск новых средств сценической выразительности в современном театре (1-й Международный фестиваль-лаборатория,

Хаапсалу, Эстония), изучение наследия системы К. С. Станиславского (Международный практический семинар «Система К.С. Станиславского сегодня», Россия), изучение мето-

дики работы Михаила Чехова на основе драматургии А.П. Чехова (Международный летний театральный центр «Ольхон-2002»), изучение принципов «игрового театра» Буткевича (Международный летний театральный центр «0льхон-2003», Иркутская обл.). Базовым постулатом могут выступить идеи, направленные на оценку творчества молодежи, выявление перспективных юных исполнителей, вовлечение детей и юношества в культурное пространство, нравственное воспитание посредством театрального искусства (Молодежные Дельфийские игры России, Всемирный фестиваль детских театров «Дети играют для детей», г. Москва, Московский общероссийский фестиваль «Мир детства», Всероссийский фестиваль-конкурс «Одаренные дети России» и т. д.). Многие фестивальные, конкурсные форматы главной идеей определяют промоушен новых талантливых работ, спектаклей, идей, выявление ярких исполнителей и неординарных качественных сценических экспериментов (Международный фестиваль «Авангард и традиции», г. Гатчина, Международный фестиваль любительских театров, г. Денизли, Турция, Открытый фестиваль театров малых городов России «Ваш Выход», г. Похвистнево и т. д.). В качестве главного связующего элемента фестиваля может выступать посвящение фестиваля определенному лицу, исторически связанному с местом локализации формата, или самому географическому пункту как историко-культурному центру, туристическому объекту (Международный фестиваль театрального искусства памяти В. П. Трескина, г. Липецк, Международный фестиваль творчества студентов и молодежи им. Т.Н. Хренникова, г. Елец, Международный фестиваль-конкурс «Творческие смены на Балтике», Международный фестиваль «Рождественская сказка в Скандинавии», Финляндия, Швеция). Существуют такие форматы, как «Фестиваль чувств», г. Линген, Германия, которые ориентированы на театральные коллективы, где играют дети и молодежь с ограниченными физическими возможностями);

- разработка единых требований и регламента для участников и обслуживающего персонала;

- отбор участников и селекционная работа по выбору сценического материала,

предназначенного для показа, разработка репертуарной афиши;

- решение организационно-художественных вопросов по работе с экспертной бригадой, членами жюри, критиками;

- организация зрительской аудитории;

- решение организационных вопросов по размещению и техническому сопровождению участников и гостей;

- решение вопросов по администраторской и бухгалтерской деятельности, финансовой наполняемости;

- решение вопросов по безопасности жизнедеятельности на фестивале;

- обеспечение фестивальной программы насыщением мероприятий по выполнению творческих и организационных локальных задач фестиваля, например, организация мастер-классов, выставок, пресс-конференций, экскурсий и т. д.

- обеспечение фестиваля необходимой сопутствующей атрибутикой, сувенирной продукцией, предметным выражением поощрения участников, наград;

- организация работы по рекламе и освещению работы фестиваля в средствах СМИ [1-4].

Периодичность каждого фестивального формата индивидуальна. Существуют фестивали, проведенные как разовые акции (например форумы, посвященные юбилейным событиям, закреплению какого-то исследования) и фестивали, ставшие традиционными, с определенным графиком проведения (два раза в год, один раз в год, один раз в два года, один раз в четыре года и т. д.).

Возвращаясь к рассмотрению основных существующих на сегодняшний день фестивальных форматов, нельзя не отметить широко распространенную форму конкурса, или фестиваля на конкурсной основе. В таком формате важна состязательная структура, по результатам которой происходит определение лучших представителей данного сценического направления, выявление лидера. В таких фестивалях-конкурсах оргкомитету необходимо четко разработать организационно-педагогические условия проведения формата, определить рамки деятельности экспертов, жюри, прописать четкие, прозрачные оценочные критерии, определить единые положения и требования для всех участников конкурсной программы, при не-

обходимости определить возрастную и номинационную градацию участников. Оргкомитетом определяется структура конкурсных испытаний (потуровая система, «веерная», «на выбывание» и т. д.), заочная (по видеоматериалам) и очная форма отбора участников. В таких форматах на ведущее место выходит определение позиции творческого коллектива посредством работы экспертов, жюри. Градация в награждении может проходить в разных формах. Существует «спортивная» система, т. е. определение 1, 2, 3 мест или дипломантов, лауреатов 1, 2, 3 степени (Молодежные Дельфийские игры России, Всероссийский фестиваль «Салют Победы», Международный фестиваль детского и юношеского творчества, г. Н. Руда, Польша и т. д.). Более распространенная форма награждения - вручение абсолютному победителю Гран-при, последующим коллективам-призерам присвоение звания лауреатов конкурса (три степени), дипломантов конкурса (три степени), также приветствуются все остальные участники (большинство конкурсов и фестивалей, провидимых в любительском театральном движении).

Параллельно существует форма, когда награждение за успешное участие в конкурсе проходит по специализированным номинациям («лучший спектакль», «лучший актерский ансамбль», «лучшая режиссерская работа», «лучшая мужская, женская роль»

и т. д.) (фестиваль театральных коллективов «Театральная весна», г. Липецк, фестиваль театров малых городов России, г. Вышний Волочок, Открытый фестиваль малых городов «Ваш Выход», Самарская обл. и т. д.)

В настоящее время практикуются смешанные виды награждения лучших творческих коллективов, когда при градированных призовых местах, позициях вручаются именные дипломы, призы в специальных номинациях, категориях. При этом существуют варианты, когда, фактически, поощряют всех участников (Международный фестиваль творчества молодежи и студентов им. Т.Н. Хренникова, г. Елец), и есть варианты, когда из общего количества участников определяют и награждают одну творческую единицу (Фестиваль студентов театральных вузов страны «Шанс»).

К конкурсным форматам относятся смотры художественной самодеятельности

различного уровня (школьные, среди ссузов и вузов, корпоративные, городские, региональные). В Липецкой области такое направление представляют смотры «Студенческая весна», «Дни культуры городов и районов Липецкой области».

Определенный интерес у театрального любительского сообщества вызывают лабораторные фестивальные форматы. В рамках фестиваля-лаборатории, как правило, происходит изучение и практическая апробация определенных элементов внутренней и внешней актерской техники, режиссерский поиск средств театральной выразительности, режиссерская работа над отдельными постановочными компонентами, изучение теоретического наследия ведущих деятелей театра и театральных педагогов и практическая проверка ряда изысканий. В условиях такого формата могут возникать совместные проекты (постановка участниками из разных театральных групп конкретного драматургического, литературного или сценического материала), проведение мастер-классов (с участниками разных театральных коллективов проводит практические занятия, тренинг по определенным упражнениям приглашенный специалист, деятель театра). Мастер-классы проводятся как для педагогов, руководителей театров, режиссеров, так и для актеров-участников учебно-творческих коллективов.

При наличии репертуарной афиши в ней стоят показы преимущественно экспериментальных театров, постановок. Обсуждение спектаклей проходит в атмосфере творческой лаборатории, где участвуют участники всего фестивального формата, само обсуждение носит ярко выраженный полемический характер. Зрительская аудитория состоит из самих участников, хотя существуют варианты, когда для просмотра показа определенного постановочного результата или совместной сводной сценической лабораторной работы приглашаются все желающие [5].

Состязательная компонента находится на другой качественной ступени, главная цель -исследование. Задачи лабораторных форматов - это повышение квалификации, творческого потенциала, придание коллективам импульса для дальнейшего развития. Производными формами лаборатории могут быть практические семинары, встречи, симпозиумы. В качестве примеров такого формата

можно привести Международный театральный фестиваль-лабораторию в г. Хаапсалу, Эстония, «II театральные дни стран Балтийского моря», Эстония, Практический семинар «Система К.С. Станиславского сегодня», Россия, Международная летняя театральная школа для детей и подростков, Россия и т. д. [6, 7].

Широко распространена форма творческого, культурного обмена на двусторонней и более основе. При этом варианте два или более (сравнительно небольшое количество участников) учебно-творческих коллектива, театра договариваются об обменных гастролях, выступлениях, показах и реализуют их в своих точках расположения. Такая форма очень удобна при малой финансовой бюджетной наполняемости. Коллективы на обменной основе предоставляют друг другу свои инфраструктурные объекты.

Можно составить определенный перечень форматных выразителей в современном театральном фестивальном движении: фестиваль-платформа, фестиваль на конкурсной основе, конкурс, смотр, «ярмарка», игры, «гулянья», лаборатория, конгресс, семинар, «золотые лекции», встречи, культурный обмен, гастроли, чтения и т. д. Все они делятся на три группы по специфике места проведения - в сценическом помещении, под открытым небом (уличные и площадные представления), смешанный вариант.

Таким образом, из огромного количества творческих форумов можно условно выделить четыре наиболее ярко обозначенных базисных формата: фестиваль без конкурсной основы, конкурс, лаборатория, культурный обмен. На практике очень многие оргкомитеты ведущих фестивалей и конкурсов для их всестороннего развития и пропаганды совмещают различные форматы и их компоненты. Очень популярно и продуктивно, когда, помимо сценических показов, концертных выступлений, состязательной программы, в рамках фестиваля или конкурса проводятся мастер-классы, мини-лаборатории, «круглые столы», творческие встречи. Данные форматные компоненты с огромным коэффициентом полезного действия выполняют такие функциональные задачи, как обмен опытом, инновационными идеями, повышение квалификации и творческого уровня участников форума.

1. Зорина А.В. Дорогие друзья, коллеги // Страстной бульвар, 10. М., 2009. Спец. вып. С. 2-3.

2. Фокина К.И. Информационное сопровождение спектакля в современном театральном процессе: автореф. дис. ... канд. иск. М., 2007.

3. Театральная завалинка в Подмосковье 19942004: каталог. М., 2004. С. 43.

4. Филонов А., Зорина А. Авангард и традиции // Страстной бульвар, 10. М., 2005. Спец. вып. С. 4-7.

5. Сухов Ф.В. Творчество как живой процесс развития в детском сообществе // Страстной бульвар, 10. М., 2003. С. 18-19.

6. Иванов А. Фестиваль в Хаапсалу // Страстной бульвар, 10. М., 2004. Спец. вып. С. 8-9.

7. Геманн Л., Келлеманн К. Международный практический семинар «Система К. С. Станиславского сегодня» // Страстной бульвар, 10. М., 2006. Спец. вып. С. 6-8.

Поступила в редакцию 11.09.2009 г.

Klimov O.M. Functional particularities of festival formats in amateur theatre movement. In this article the basic and its derivatives of the formats of festival movement, functional tasks for each of them are defined that allows building a quality model of the festival formats, in which artistic and pedagogical principles are laid which are directed on creational development of collectives and person.

Key words: festival; competition; laboratory;

“platform”; evaluation criterions; regulation; repertoire poster.

УДК 371

В.В. РОЗАНОВ О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ИДЕАЛЕ

© Л.Ю. Панина

Раскрываются основные взгляды В.В. Розанова на духовно-нравственное воспитание школьников в национальной культуре и базовую систему национальных ценностей и идеалов. Составлена модель национального воспитательного идеала.

Ключевые слова: В.В. Розанов; национальный воспитательный идеал; духовное и нравственное воспитание; цели и задачи воспитания; ценности; идеалы.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) признан сейчас как философ, писатель, публицист, внесший заметный вклад в развитие русской мысли конца XIX - начала ХХ в. [1, 2]. Его также можно считать теоретиком педагогики, поскольку он обогатил российскую педагогическую мысль оригинальными решениями различных проблем воспитания и образования. Его книга «Сумерки просвещения» (1899) получила положительную оценку современников. В настоящее время значение педагогических идей В.В. Розанова отмечено в некоторых монографиях, посвященных принципам отечественного образования [3, 4], но педагогические взгляды мыслителя еще не стали достоянием широкой педагогической общественности. Так, его имени даже нет в «Педагогическом энциклопедическом словаре» [5], и оно не всегда упоминается в научных исследованиях по истории отечественной педагогической мысли. Поэтому потребность целостного пред-

ставления педагогического аспекта в творчестве В.В. Розанова требует дальнейших исследований.

Особый смысл педагогического наследия В.В. Розанова заключается в том, что проблемы, на решение которых были направлены идеи мыслителя, вновь стали актуальными в связи с происходящей сейчас модернизацией системы образования в России, когда фактически определяется стратегия общего образования, направленная на духовнонравственное воспитание школьников на основе национальных российских ценностей.

Тематика педагогического наследия

В.В. Розанова в основном посвящена духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе национальной культуры. Его основная идея - это воспитание нового человека в национальном духе.

Цель данной работы - смоделировать национальный образовательный идеал, обладающий качествами, которые, по замыслу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.