Научная статья на тему 'Выбор репертуара в детском театральном коллективе'

Выбор репертуара в детском театральном коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3032
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕРТУАР / ТЕАТР / ЖАНР / ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ / REPERTOIRE / THEATRE / GENRE / THEATRICAL ACTIVITY / AMATEUR THEATRICAL COLLECTIVE / LITERARY MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куц С.Ф., Бокий-Мощенских А.

В статье представлен авторский взгляд на проблему формирования репертуара для современного провинциального детского театрального коллектива как важнейшую составля-ющую педагогического и творческого взаимодействия руководителя любительского коллектива с его участниками. В статье анализируются особенности влияния творческой активности участников детского театрального объединения на ход личностного развития, на процесс формирования морального облика и эстетического вкуса детской аудитории. Автор даёт обзорную характеристику отдельным педагогическим аспектам деятельности художественного руководителя детского театрального коллектива; репертуар последнего рассматривается как производное жанровых предпочтений участников театрального объединения. Изложенное позволяет сделать следующие выводы: критерии отбора литературного материа-ла для любительских постановок детского театрального коллектива обязательно должны коррели-ровать с ключевыми художественно-эстетическими принципами театра, должны подчиняться за-даче реализации воспитательной функции театрального искусства, приблизительно соответство-вать возрастным характеристикам и уровню личностного развития участников театрального кол-лектива, содействовать активному творческому росту каждого из них и коллектива в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAWING UP THE REPERTOIRE OF CHILDREN’S THEATRICAL ENSEMBLE

The paper presents the author’s view on composition of a today’s provincial children’s theatrical amateur collective repertoire as an important part of pedagogical and artistic interaction be-tween its chief and its members. The author analysis an influence of theatrical team members’ creative activity on a process of for-mation their moral face, aesthetics appreciations. The author gives a review of some pedagogical aspects of an artistic director’s creative work with children audience, considers a children’s theatrical non-professional collective repertoire as a product of genres preferences by children themselves. The author came to a next conclusion: criteria of literary material choosing for amateur children’s theatrical performance must be in touch with key artistic and aesthetical principles of a theatre, also, must be obey to an upbringing aim of theatrical art, must more or less be agreed with children’s age character-istics and their level of a personality’s maturity, must help to their individual and collective artistic growth

Текст научной работы на тему «Выбор репертуара в детском театральном коллективе»

УДК 7.25.882:7.077-053.2

С. Ф. Куц

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия; В. А. Бокий-Мощенских Алтайский краевой дворец творчества детей и молодёжи,

Барнаул, Россия

ВЫБОР РЕПЕРТУАРА В ДЕТСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на проблему формирования репертуара для современного провинциального детского театрального коллектива как важнейшую составляющую педагогического и творческого взаимодействия руководителя любительского коллектива с его участниками.

В статье анализируются особенности влияния творческой активности участников детского театрального объединения на ход личностного развития, на процесс формирования морального облика и эстетического вкуса детской аудитории. Автор даёт обзорную характеристику отдельным педагогическим аспектам деятельности художественного руководителя детского театрального коллектива; репертуар последнего рассматривается как производное жанровых предпочтений участников театрального объединения.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы: критерии отбора литературного материала для любительских постановок детского театрального коллектива обязательно должны коррелировать с ключевыми художественно-эстетическими принципами театра, должны подчиняться задаче реализации воспитательной функции театрального искусства, приблизительно соответствовать возрастным характеристикам и уровню личностного развития участников театрального коллектива, содействовать активному творческому росту каждого из них и коллектива в целом.

Ключевые слова: репертуар, театр, жанр, театральная деятельность, театральный коллектив, литературный материал.

Sergei F. Kutz Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia;

Victoria A. Bokii-Moschenskikh Altai Regional Palace of Children and Youth Creativity,

Barnaul, Russia

DRAWING UP THE REPERTOIRE OF CHILDREN’S THEATRICAL ENSEMBLE

Abstract. The paper presents the author’s view on composition of a today’s provincial children’s theatrical amateur collective repertoire as an important part of pedagogical and artistic interaction between its chief and its members.

The author analysis an influence of theatrical team members’ creative activity on a process of formation their moral face, aesthetics appreciations. The author gives a review of some pedagogical aspects of an artistic director’s creative work with children audience, considers a children’s theatrical nonprofessional collective repertoire as a product of genres preferences by children themselves.

The author came to a next conclusion: criteria of literary material choosing for amateur children’s theatrical performance must be in touch with key artistic and aesthetical principles of a theatre, also, must be obey to an upbringing aim of theatrical art, must more or less be agreed with children’s age characteristics and their level of a personality’s maturity, must help to their individual and collective artistic growth.

Keywords: repertoire, theatre, a genre, theatrical activity, amateur theatrical collective, literary material.

Театр - это синтетический вид искусства, поэтому в вопросах педагогики и психологии он идеально подходит для решения многих актуальных вопросов и задач, связанных с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- моральным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру [1, с. 5].

Театр, как разновидность терапии и способ социализации детей прочно занял свое место в дополнительном образовании детей.

В детском театральном коллективе педагог выполняет несколько равнозначных функций: руководителя , воспитателя, режиссёра, организатора, а иногда и декоратора. Чаще всего и выбор репертуара полностью ложится на плечи педагога.

В театральной сфере существует постулат: «Репертуар - лицо коллектива». Выбор репертуара определяет цели коллектива, его развитие и развитие всех его участников, поэтому важно подходить к выбору репертуара осторожно и с полным пониманием ответственности, возложенной на педагога, отвечающего за воспитание личности [2 , с. 94].

Основным критерием к подбору материала является единство художественных и педагогических требований к выбору произведения для постановок с детьми любого возраста. Материал должен соответствовать не только эстетическим принципам театра, но и нести в себе воспитательную функцию, соответствовать возрасту и уровню развития всех участников будущей постановки.

Педагог в данном случае выступает фактором, определяющим творческое развитие каждого участника театрального коллектива. Масштаб личности руководителя, его личная культура и художественный вкус, профессионализм во владении режиссёрской профессией, понимание специфики детского коллектива - эти качества или «профессиональные компетенции» невероятно важны. Выбор репертуара как творческий процесс требует от режиссёра-педагога эрудиции, обширных знаний в области искусства, постоянной необходимости пополнять собственные художе-ственные впечатления. Часто собственная увлеченность педагога тем или иным литературным материалом позволяет разбудить вдохновение у детей и разбудить в них интерес к литературе.

Важную роль играет доступность темы и проблемы выбранного материала для данного возраста. Как писала Ю. И. Рубина в своей книге «Театральная самодеятельность школьников»: Далеко не все литературные произведения, интересные, понятные и в воспитательном отношении ценные для школьников, педагогически целесообразно использовать для занятий в театральном коллективе. Это связано со спецификой сценической работы и особенностями ее воздействия на детей и подростков [3, с. 10].

Говоря о доступности, следует иметь в виду возможности ребёнка-актера, позволяющие ему подробно разобраться во взаимоотношениях персонажей, понимать, посильна ли для него психическая и физическая нагрузка, которая требуется в процессе сценического воплощения пьесы. Ведь сценическое воспроизведение отличается от чтения или изучения литературного произведения на уроке более детальным анализом отношений и характеров героев. Исполнителю «должна быть ясна каждая фраза, она должна вызывать определенные конкретные представления, чувства, ассоциации».

Наиболее спорным вопросом в работе режиссёров-педагогов был и остается вопрос о критериях доступности классики для сценической работы с детьми.

Понимание классических произведений, в которых отражены жизнь и образы, очень далекие от знаний и опыта современных школьников, и при чтении, и при постановке представляет для них определенные трудности. Например, русская классическая литература в первую очередь имела в виду читателя взрослого, а не ребёнка. Самый хрестоматийный пример - и сказки Пушкина, и рассказы Чехова предназначались взрослым. Однако многие театральные коллективы в качестве

дебютной работы выбирают сказки А.С. Пушкина и, как показывает практика, дети прекрасно справляются со своими ролями.

Следует отметить многолетнюю традицию сосуществования двух тенденций при отборе классики: в одних случаях руководители театральных коллективов стараются выбирать для постановки произведения авторов, которые не знакомы школьникам, например, Мольера, Гольдони, Лопе де Вега. Основным критерием в данном вопросе является то, что детям интересно работать с авторами, о которых они не слышали. Педагоги также знакомят детей с достоянием мировой литературы, помогают расширить кругозор воспитанников.

В другом случае, особенно когда режиссёр является учителем литературы, обращаются к произведениям, указанным в программе или рекомендуемым для внеклассного чтения. При этом их постановки не являются наглядной иллюстрацией текста, а носят характер свободной трактовки произведения. Нередко, работая над знакомым художественным произведением, юные актеры открывают в нем много нового для себя, более полно проявляют собственную творческую инициативу, осознанно добиваются решения сложных сценических задач.

При отборе пьес и инсценировок режиссёру-педагогу необходимо учитывать возможность освоения юными актёрами смыслового и образного богатства языка [2, с. 14].

Как правило «литературные пьесы», в которых персонажи разговаривают много, их язык разнообразен, чаще всего подвергаются сокращению в процессе постановки. В данном случае режиссёра интересует определённая тема и сокращение помогает актерам лучше понять сверхзадачу будущего спектакля.

Интересно рассмотреть репертуар современного театрального коллектива с точки зрения жанровых предпочтений его участников. Очень показательны в этом смысле афиши театральных фестивалей, в которых играют дети. Наиболее популярны в них комедии, водевили и разнообразные сказки. Что совершенно объяснимо с точки зрения возрастных предпочтений. Школьники всех возрастов, а особенно подростки, очень отзывчивы на комедии, мюзиклы и водевили. Жанр пьесы-сказки (народно-бытовые, героико-романтические, волшебные, сатирические, сказки-иносказания) может в значительной степени удовлетворять интерес подростков к произведениям, сочетающим страшное и смешное, возвышенное и комическое. Чрезвычайно редко в афише возникает жанр трагедии, как правило, к этому жанру обращается руководитель молодежного коллектива, имеющего опыт многолетней работы его участников.

Сценическая работа над пьесой, в которой сложные социальные конфликты рассматриваются в драмах личных, семейных, связанных с глубокими душевными потрясениями, сложна даже для школьников юношеского возраста. Как правило, к таким произведениям обращаются педагоги, у которых участники коллектива «выросли» из рамок детской литературы и стремятся попробовать что-то новое, например: «Русалка» А. С. Пушкина, «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя, «Гроза» А. Н. Островского», «Король Лир» У. Шекспира.

Как показывает опыт современных фестивалей театрального творчества, многих режиссёров-педагогов привлекает работа со сложным постановочным материалом: европейская интеллектуальная драма, пьесы в жанре абсурда - А. Камю, Ж.-П. Сартр, Э. Ионеско. Безусловно, выбор определяется собственным интересом режиссёра к творчеству данных авторов, а также пониманием готовности коллектива (как правило, это молодежная студия) проанализировать, разобрать и сыграть истории, далекие от позиций русского психологического театра.

Особое внимание следует уделить основному конфликту произведения, а также главным антагонистам. Ребенок, играющий отрицательного персонажа должен не только понимать мотивы, но и уметь анализировать поведение своего персонажа и делать соответствующие выводы, так как педагог дает роль в первую очередь для морально-этического воспитания юного актера.

Во всех случаях выбор репертуара требует от руководителя внимания к возрасту участников коллектива, понимания его специфики в решении задач по овладению сценической грамоты. Конкретное решение вопроса о выборе пьесы, инсценировки литературного произведения или композиции зависит от множества условий: от художественно-педагогических задач, которые ставит перед собой режиссёр-педагог в данное время, от особенностей коллектива детей - их возраста,

опыта сценической работы. Выбор репертуара для детских и юношеских театральных коллективов - дело трудное, ответственное, творческое.

Руководителю детского театрального коллектива вполне можно потеряться в разнообразии произведений. Пьес, специально написанных для актеров-детей очень мало, но есть пьесы, которые созданы профессиональными драматургами для театров юных зрителей и существует золотой фонд мировой классической драматургии. Режиссёру-педагогу остается только выбрать интересный для себя, а также для зрителей и актеров-исполнителей драматургический материал - и можно работать над постановкой спектакля. Однако, не все так просто. В области творческой деятельности всегда много вопросов. И связаны они, в первую очередь, с фактором субъективным -участниками творческого процесса: актерами-детьми и режиссёрами-педагогами.

Сценическое воплощение пьесы в условиях детского театрального коллектива является средством духовного обогащения самих участников творческого процесса. Чтение и анализ пьесы, подробный разбор предлагаемых обстоятельств и персонажей зачастую влияют на формирование тех или иных личностных качеств юных исполнителей. Поэтому выбор репертуара должен рассматриваться как ответственный момент в деятельности руководителя театрального коллектива.

Таким образом, можно выделить следующие критерии для выбора репертуара в детском театральном коллективе:

1. Доступность материала коллективу. В данном случае важно, чтобы темы, которые затрагивает автор, были доступны и понятны участникам будущего спектакля.

2. Воспитательный элемент, как способ сформировать гармонично-развитую, нравственную, высокоморальную творческую личность. Произведение должно нести в себе моральные принципы и воспитывать в ребёнке общечеловеческие ценности.

3. Развитие коллектива в творческом плане. Каждый театральный коллектив, детский он, любительский или профессиональный должен расти в творческом плане. Каждый участник должен расти как актер, обогащаться актерскими приемами и техниками.

Выбор репертуара - важная часть педагогического и творческого процесса в детском театральном коллективе. Он может стать «верным другом» педагогу и помочь развить творческие способности у детей. Важно помнить, что через репертуар ребенок приобщается к мировой культуре и получает важный социальный опыт [4, с. 51].

Список литературы

1. Баряева, Л. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии : учеб.-метод. пособие / Л. Баряева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин. - Санкт-Петербург : Союз, 2001. -309 с. - (Коррекционная педагогика).

2. Никитина, А. Б. Театр, где играют дети. - Москва, 2001. - 288 с.

3. Рубина, Ю. И. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства / Ю. И. Рубина, Т. Ф. Завадская, Н. Н. Шевелев. - Москва : ВЛАДОС, 1983. - 176 с.

4. Доронова, Т. Н. Играем в театр. - Москва : Просвещение, 2004. - 127 с. - (Из детства - в отрочество).

УДК 78.071:792.03(47+57)“1930-е”(=112.2)

Н. В. Осиночкина Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

СУДЬБЫ НЕМЕЦКИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ В СССР (1930-е гг.)

Аннотация. В контексте истории театра автор статьи рассматривает кратковременное, но уникальное явление - работу в СССР в 1930-е гг. выдающихся немецких режиссёров и драматургов: Эрвина Пискатора, Бертольда Брехта, Фридриха Вольфа и др. Прослеживается их попытка адаптировать собственный творческий опыт, приобретенный в Германии, на советской сцене и киноэкране, в литературе. Выявляется сходство и различие эстетических позиций, анализируется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.