Научная статья на тему 'Проблемы использования исключительных режимов в отраслях российского права'

Проблемы использования исключительных режимов в отраслях российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО / РЕЖИМ ПРОТЕКЦИОНИЗМА / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / МОРАТОРИЙ / ЭМБАРГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афзалетдинова Гульнара Хасановна

В статье рассматриваются исключительные режимы как особая разновидность правовых режимов, существующих в российском праве, определяется их дефиниция и основные признаки. Проводимое исследование опирается на работы учёных-правоведов, таких как С.С. Алексеев, И.С. Барзилова, Г.С. Беляева, А.В. Малько, Н.И. Матузов, О.С. Родионов, Э.Ф. Шамсумова и других, исследовавших правовые режимы. Целью проводимого исследования является научное осмысление и анализ различных видов исключительного режима. В связи с данной целью автором поставлена задача - определить сущность и выявить теоретико-правовые признаки таких разновидностей вышеуказанного государственно-правового явления как режим протекционизма, свободных экономических зон, моратория и эмбарго. Особое внимание автор уделяет вопросам использования исключительных режимов не внутри территории государства, а во взаимоотношениях с другими государствами, что позволяет более глубоко познать сущность и назначение вышеуказанного правового средства. Наиболее отчётливо правовые ограничения в исключительном режиме проявляются в режиме протекционизма, моратория и эмбарго, посредством таких правовых средств, как приостановления, запреты и ограничения, проявлением правовых стимулов выступают свободные экономические зоны. Особый акцент сделан на исследование вопроса повышения эффективности вышеуказанных разновидностей исключительного режима. Автором статьи используются как общенаучные (анализ и синтез, а также обобщение, дедукция и индукция) методы познания, так и специальные методы (сравнительно-правовой; системный, формально-юридический, структурно-функциональный, метод анализа и обобщения норм законодательства). Подтверждением научной и практической значимости выступает необходимость формирования целостной концепции исключительных режимов, совершенствование правового инструментария, изучение механизма его действия. Раскрываются отличительные особенности каждого из указанных выше видов режима. Теоретико-правовое исследование комплексного правового средства, каким является исключительный режим, позволяет ускорить интеграцию Российской Федерации в мировое сообщество, оказывает помощь в законотворческой и правоприменительной деятельности по использованию данного вида правового режима. Для наилучшего использования режима протекционизма, свободных экономических зон, моратория и эмбарго необходимо дальнейшее теоретическое исследование в данном направлении, что позволит повысить результативность данного правового средства, положительно скажется на механизме правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use problems of exceptional regimes in the branches of Russian Law

The article considers the exceptional regimes as a special kind of legal regimes, determined by their definition and the main features. Conducted a study based on the work of legal scholars, such as S.S. Alekseev, I.S. Barzilova, G.S. Belyaeva, A.V. Malko, N.I. Matuzov, O.S. Rodionov, Shamsumova and others, who have studied the legal regimes. The purpose research is the scientific understanding and analysis of the various types of exceptional regime. The author of the task to determine the nature and identify legal aspects of such species as protection regime, free economic zone, moratorium, embargo.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования исключительных режимов в отраслях российского права»

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

2.5. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ В ОТРАСЛЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Афзалетдинова Гульнара Хасановна, соискатель. Место учебы: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина. Подразделение: кафедра теории государства и права. Должность: старший следователь по особо важным делам. Место работы: Следственная служба Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Московской области. E-mail: dinara-05@list.ru Аннотация: В статье рассматриваются исключительные режимы как особая разновидность правовых режимов, существующих в российском праве, определяется их дефиниция и основные признаки. Проводимое исследование опирается на работы учёных-правоведов, таких как С. С. Алексеев, И. С. Барзилова, Г. С. Беляева, А. В. Малько, Н.И. Матузов, О. С. Родионов, Э. Ф. Шамсумова и других, исследовавших правовые режимы.

Целью проводимого исследования является научное осмысление и анализ различных видов исключительного режима. В связи с данной целью автором поставлена задача - определить сущность и выявить теоретико-правовые признаки таких разновидностей вышеуказанного государственноправового явления как режим протекционизма, свободных экономических зон, моратория и эмбарго.

Особое внимание автор уделяет вопросам использования исключительных режимов не внутри территории государства, а во взаимоотношениях с другими государствами, что позволяет более глубоко познать сущность и назначение вышеуказанного правового средства. Наиболее отчётливо правовые ограничения в исключительном режиме проявляются в режиме протекционизма, моратория и эмбарго, посредством таких правовых средств, как приостановления, запреты и ограничения, проявлением правовых стимулов выступают свободные экономические зоны. Особый акцент сделан на исследование вопроса повышения эффективности вышеуказанных разновидностей исключительного режима.

Автором статьи используются как общенаучные (анализ и синтез, а также обобщение, дедукция и индукция) методы познания, так и специальные методы (сравнительно-правовой; системный, формальноюридический, структурно-функциональный, метод анализа и обобщения норм законодательства).

Подтверждением научной и практической значимости выступает необходимость формирования целостной концепции исключительных режимов, совершенствование правового инструментария, изучение механизма его действия. Раскрываются отличительные особенности каждого из указанных выше видов режима. Теоретико-правовое исследование комплексного правового средства, каким является исключительный режим, позволяет ускорить интеграцию Российской Федерации в мировое сообщество, оказывает помощь в законотворческой и правоприменительной деятельности по использованию данного вида правового режима. Для наилучшего использования режима протекционизма, свободных

экономических зон, моратория и эмбарго необходимо дальнейшее теоретическое исследование в данном направлении, что позволит повысить результативность данного правового средства, положительно скажется на механизме правового регулирования.

Ключевые слова: исключительный режим; правовое средство; режим протекционизма; свободная экономическая зона; мораторий; эмбарго.

THE USE PROBLEMS OF EXCEPTIONAL REGIMES IN THE BRANCHES OF RUSSIAN LAW.

Afzaletdinova Gulnara Khasanovna, competitor. Place of study: Kutafin Moscow State Law University. Department: chair of theory of state and law. Position: senior investigator for particularly important cases. Place of employment: Department of Federal Drug Control Service of Russian Federation in Moscow Region. E-mail: dinara-05@list.ru

Annotation: The article considers the exceptional regimes as a special kind of legal regimes, determined by their definition and the main features. Conducted a study based on the work of legal scholars, such as S.S. Alekseev, I.S. Barzilova, G.S. Belyaeva, A.V. Malko, N.I. Matuzov, O.S. Rodionov, Shamsumova and others, who have studied the legal regimes.

The purpose research is the scientific understanding and analysis of the various types of exceptional regime. The author of the task to determine the nature and identify legal aspects of such species as protection regime, free economic zone, moratorium, embargo.

Keywords: exceptional regime, legal means, protection regime, free economic zone, moratorium, embargo.

Право, выступая регулятором общественных отношений, призвано влиять на поведение субъектов, корректировать его в соответствии с определенными целями. Одни поступки правовые средства стимулируют, другие - ограничивает, оказывая при этом положительное либо отрицательное мотивационное воздействие на процесс удовлетворения тех или иных интересов личности, коллектива, государства, общества [11, с. 7].

Решение стоящей перед Российской Федерацией задачи по ускорению интеграции в мировое сообщество невозможно без принятия соответствующих мер в правовой сфере, выражающихся в государственной политике по стимулированию продвижения российской продукции на мировой рынок, развития внешнеэкономической деятельности, предоставление «пакета» льгот инвесторам. В связи с вышеуказанными процессами, от юридической науки требуется исследование исключительного режима как комплексного правового средства не только в правовом регулировании отношений внутри государства, но и применительно к взаимоотношениям с другими государствами, поскольку сложившаяся политическая ситуация ставит задачу перед юридической наукой в выработке теоретических и практических рекомендаций для законотворческой и правоприменительной деятельности.

«Правовое регулирование обладает отчетливо выраженным управленческим характером» [15, с.49], в том числе и благодаря использованию такого комплексного правового средства как исключительные режимы.

С целью более полного исследования сущности исключительного режима необходимо рассмотреть его действие не только преимущественно внутри территории определенного государства (проявлением чего выступают свободные экономические зоны), но и во взаимоотношениях с другими государствами (режим

66

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ

Афзалетдинова Г.Х.

протекционизма, моратория и эмбарго). Наиболее отчётливо правовые ограничения в исключительном режиме проявляются в режиме протекционизма, моратория и эмбарго, посредством таких правовых средств, как приостановления, запреты и ограничения, являющиеся разновидностями правовых ограничений межгосударственного характера. От гармоничного и правильного сочетания в правовом регулировании правовых стимулов (проявляющихся в свободных

экономических зонах) и правовых ограничений (проявляющихся в режиме протекционизма, моратория и эмбарго) зависит результат не только правовых реформ, но и положение Российской Федерации в мире. Использование в исключительных режимах межгосударственного характера правовых стимулов и ограничений свидетельствует не об односторонности, а о комплексном характере данного правового средства.

Подтверждением научной и практической значимости исследования сущности исключительных режимов как общетеоретического понятия является необходимость формирования их целостной концепции, совершенствование правового инструментария, изучение механизма действия данного режима, проблем его использования не только во внутригосударственном масштабе, но и в межгосударственном.

Несмотря на многообразие значений категории «правовой режим» в юридической литературе она пока не получила полного освещения и, в основном, используется в различных отраслях права применительно к характеристике объектов правового регулирования [7, с. 24].

С целью раскрытия признаков действия исключительного режима в межгосударственных отношениях, необходимо определить его понятие и признаки как общетеоретической категории. Исключительный правовой режим представляет собой специфический порядок правового регулирования, формируемый с помощью комплекса юридических средств стимулирующей или ограничивающей направленности, создающий для субъектов особые условия для реализации их законных интересов.

Исключительные правовые режимы обладают следующими признаками:

- во-первых, они имеют нормативную основу, закрепляются системой норм, позволяющих регулировать нетипичные, нестандартные, экстраординарные ситуации социального, природно-техногенного и иного характеров;

- во-вторых, позволяют специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений при помощи дозволений, правовых стимулов (в виде льгот и преимуществ), позитивных обязываний и ограничений (в виде приостановлений и запретов);

- в-третьих, включают систему стимулирующих и ограничивающих средств;

- в-четвёртых, создают особые условия обстоятельства для удовлетворения субъектами своих законных интересов;

- в-пятых, в результате действия исключительных режимов складываются специфические правоотношения.

Для раскрытия сущности режима протекционизма, моратория и эмбарго необходимо уточнить общетеоретические признаки правовых ограничений, поскольку «проблема правовых ограничений ... заслуживает специального внимания юридической науки» [2, с. 66].

Режимы протекционизма, моратория и эмбарго являются разновидностями исключительного режима

межгосударственного характера, с преобладанием правовых ограничений. Теоретическому исследованию правового ограничения посвящены работы С.С. Алексеева, А.В. Малько, И.М. Приходько, А.Г. Братко [11, с. 89-100; 14].

«Ограничение, - пишет С.С. Алексеев, - это вопрос не о способах, а об объёме регулирования, о границах имеющихся у лиц прав, которые характеризуют результат юридического регулирования. Достигается же такой результат при помощи способов правового регулирования - путём сужения дозволений, новых запрещений, дополнительных позитивных обязываний» [2, с. 67].

К признакам правовых ограничений И.М. Приходько относит следующие: как любое правовое средство, правовое ограничение есть юридические способы обеспечения интересов субъектов права; выступают основными элементами правового режима; устанавливаются государством и обеспечиваются силой государства; носят информационный характер, содержат сведения о рамках дозволенного, возможностях усмотрения; являются внешним фактором, влияющим на интересы субъектов права, удерживающих активность субъекта в границах должного; выражают собой отрицательную правовую мотивацию [14, с. 27-28].

Так, под протекционизмом понимается экономическая и правовая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции; реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта [8, с. 614].

Проведенный анализ работ, посвященный вопросам протекционизма в юриспруденции, экономике, политике и др [23; 3]. позволяет констатировать отсутствие работ, посвященных вопросам тесного переплетения в режиме протекционизма таких правовых средств, как правовой запрет, приостановление (распространяющееся на импорт) и правовое стимулирование, в форме предоставления правовых льгот (распространяющееся на отечественную промышленность), то есть с теоретико-правовых позиций.

Протекционизм проявляется, прежде всего, в связи с использованием такого основного инструмента регулирования внешней торговли, который рекомендуется Всемирной торговой организацией (далее - ВТО) в качестве основного, как таможенный тариф [3, с. 106], при условии соблюдения положений ГАТТ-1994.

Режим протекционизма обладает рядом признаков, заключающихся в следующем:

- использует в процессе правового регулирования комплекс стимулирующих и ограничивающих правовых средств, которые выступают средством протекционистской политики государства;

- является разновидностью исключительного режима, гармонично сочетающего правовые средства, как стимулирующей (предоставление правовых стимулов и льгот), так и ограничивающей направленности (правовые запреты, приостановления);

- регламентирует правовое положение коллективных (стран-участниц ВТО, между государствами, заключившими различные оглашения), а не деятельность индивидуальных субъектов права;

- устанавливается на определенный срок (согласно от. XXVIII ГАТТ-1994 член ВТО «в первый день каждого трехлетнего периода может изменить или изъять сделанные ранее тарифные уступки при условии и

67

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

предварительной консультации с членом ВТО, в адрес которого эти уступки были первоначально сделаны»);

- правовые ограничения ставят действия государств (импортёров) в определенные правовые рамки, сужают их юридические возможности;

- имеет целевой характер, направленный на ограничение импорта и стимулирование, в виде предоставления законных изъятий для развития отечественной экономики.

В настоящее время в процессе взаимоотношения между государствами взаимодействуют и взаимопереплетаются два противоположных процесса, с одной стороны меры протекционизма, с другой - глобализация и интеграция (в том числе внешнеполитическая, внешнеторговая), в связи с чем, от юридической науки требуется выработка комплексных правовых средств для наилучшей интеграции России в мировую экономику.

В связи с явлениями «нового протекционизма» Россия должна учиться максимально эффективно применять меры с целью защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей, так и с целью общей активизации роли российского бизнеса на мировых товарных рынках [3, с. 139].

Действие исключительного режима можно наблюдать в моратории. В Большом юридическом словаре под мораторием (от лат. moratorium - замедляющий, отсрочивающий) - отсрочка исполнения государством своих обязательств, в частности, по международным договорам, как правило, на определенный срок или до окончания войны, стихийных бедствий или других чрезвычайных событий. Распространяется на все обязательства (общий мораторий) или на некоторые из них. Термин «мораторий» нередко употребляется и для обозначения отказа государства от совершения каких-либо действий (например, мораторий на проведение ядерных испытаний, на исполнение смертных приговоров) [8, с. 413].

Действие моратория упоминается в пункте 3 части 1 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ и регламентирует приостановление течение срока исковой давности в силу установленной на основании закона Правительством Российской Федерации отсрочки исполнения обязательств (мораторий) [Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 2013. № 19. Ст. 2327]. В Федеральном законе от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в статье 95 мораторий понимается как приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника [Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190. 2014. № 11. Ст. 1095].

Мораторий является разновидностью приостановления, которое по справедливому мнению профессора А.В. Малько «содержит принудительные элементы ..., временно прекращая существующее правоотношение, сдерживая тем самым наступление возможных общественно вредных последствий. В связи с тем, что они обладают известной гибкостью, детализированностью, действуют в определенный отрезок времени, приостановления имеют немалый регулятивный потенциал [11, с.96].

Мораторий обладает рядом признаков, заключающихся в следующем:

- правовые ограничения (в форме приостановления) выступают внешним фактором, определяющим взаимоотношения одного государства (или группы государств, заключивших соответствующие соглашения) с другими;

- применяемые правовые приостановления преследуют определенные цели, предполагающие сознательное изменение поведения субъекта во внешнеэкономических связях в правовой сфере;

- являются законной мерой государства;

- связаны с неблагоприятными условиями для контрсубъекта;

- преследуют временный запрет, распространяющиеся на определённые права и обязанности;

- выражают отрицательную правовую мотивацию;

- предполагают снижение негативной активности.

Другой разновидностью исключительного режима,

используемого как защитная мера во взаимоотношениях между государствами является эмбарго.

В Большом юридическом словаре под эмбарго (от исп. embargo-наложение ареста, запрещение) понимается практикуемая в международных отношениях мера воздействия одного государства либо группы государств на какое-либо государство с целью принудить его к выполнению своих обязательств, отказу от проведения политики, противоречащей основным принципам и общепризнанным нормам международного права, без применения военной силы; означает более или менее полный запрет связей (как правило, внешнеэкономических), применяемый в отношении определенного государства или же запрет экспорта отдельных товаров в данное государство либо запрет импорта отдельных товаров из этого государства как в мирное, так и в военное время [8, с. 841]. Данная мера может быть использована по решению Совета Безопасности ООН (ст. ст. 39-41 Устава ООН).

Наиболее часто используемой законодателем формой правового ограничения является запрет. Характеризуя специфику запрета как формы правового ограничения, Г.С. Беляева отмечает, что за его нарушение применяются меры юридической ответственности [6, с. 11].

Эмбарго, являясь разновидностью исключительного режима, обладает следующими признаками:

- используемое в процессе правового регулирования правовое ограничение (в форме запрета) выступает внешним фактором, определяющим взаимоотношения одного государства (или группы государств, заключивших соответствующие соглашения) с другими;

- используемые правовые средства преследуют определенные цели, предполагающие сознательное изменение поведения субъекта во внешнеэкономических связях в правовой сфере;

- является законной мерой государства;

- связаны с неблагоприятными условиями для контрсубъекта;

- направлены на уменьшение объёма юридических возможностей;

- выражают отрицательную правовую мотивацию;

- предполагают снижение негативной активности.

Противоположным правовым средством по отношению к правовому ограничению являются правовые стимулы, также используемые в исключительных режимах, действующих во внутригосударственном масштабе. Актуальность правового стимулирования обусловлена происходящими процессами интеграции

68

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ

Афзалетдинова Г.Х.

России в мировую экономику и глобализации. Правовые стимулы создают режим благоприятствования, способствуют повышению правовой и иной активности субъектов.

Вопросы создания и функционирования свободных экономических зон изучены учёными, как с позиций экономики, так и права, в частности Т.А. Айгумовой, А.М. Басенко, А.В. Ишхановым, П.В. Павловым и другими. Не умаляя значения данных научных исследований, отметим, что в них не рассматривались свободные экономические зоны с теоретико-правовых позиций, а именно использования в правовом

регулировании стимулов, а также не рассматривались последние и с точки зрения их соотношения с исключительными режимами.

Под свободной экономической зоной понимается любая территория, в пределах которой устанавливаются какие-либо льготные условия хозяйственной и предпринимательской деятельности таможенного, валютного, налогового, визового характера (свободные банковские зоны, офшоры, зоны экономического благоприятствования, зоны свободной торговли, технологические парки и др.) [8, с. 668].

Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в пункте 1 статьи 2 законодательно закрепляет понятие такой разновидности свободной экономической зоны как особая экономическая зона, под которой понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура сво-боднойтаможенной зоны [Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127. 2014. № 26. Ст. 3377]. Особая экономическая зона в Калининградской области регламентируется Федеральнымзаконом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" [Собрание законодательства РФ. 2006. №

3. Ст. 280. 2013. № 52. Ст.6975] и в Магаданской области - Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» [Собрание законодательства РФ.

1999.№ 23. Ст. 2807.2008. № 48. Ст. 5500]. Особые экономические зоны представляют собой зоны экономического благоприятствования, в которых действует исключительный режим, предоставляя льготный режим экономической и предпринимательской деятельности.

Свободные экономические зоны являются разновидностью правовых льгот, теоретическому исследованию которых посвящены работы И.С. Морозовой, Е.Н. Лебедевой. «Правовая льгота» понимается как разновидность юридических исключений, участвующая в создании специфического правового режима, в рамках которого субъект наделяется дополнительными возможностями юридического характера, связанными как с совершенствованием правомочий (дополнительные преимущества), так и с уменьшением различного рода долженствований (нормативные изъятия) [13, с. 12-13].

Е.Н. Лебедева выделяет следующие признаки стимулирующих средств: правовой стимул выступает внешним фактором, влияющим на интересы субъектов права; в основе правового стимулирования лежит взаимодействие внешних юридических условий и внутренней структуры личности; правовой стимул яв-

ляется информационно-целенаправленным внешним воздействием, устанавливаемым для регулирования поведения субъектов в необходимом позитивном русле; выражаются в исключительно позитивных средствах воздействия; расширяют рамки выбора вариантов правомерного поведения; установление стимулов как юридических средств всегда является реакцией государства для приоритетного и более быстрого разрешения задач качественного развития общества; правостимулирующие средства связывают цель с результатом; использование стимулирующих средств

приводит к юридически значимым последствиям [10, с. 23-24].

Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны являются трамплином ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов [13, с. 290-293].

Свободные экономические зоны обладают рядом признаков, заключающихся в следующем:

- используют в процессе правового регулирования преимущественно стимулирующие правовые средства;

- являются разновидностью исключительного режима;

- имеют целевой характер, так согласно статье 2 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее - Соглашение), заключенного в г.Санкт-Петербурге 18 июня 2010 года [Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615], свободные экономические зоны создаются в целях «содействия социально-экономическому развитию государств - членов Таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы;

- имеют законодательно предусмотренный порядок создания и функционирования (согласно статье 3 Соглашения данный порядок определяется законодательством государства - члена Таможенного союза);

- создаются на определенный срок, который в последующем может быть продлён (согласно статьи 21 Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" срок функционирования особой экономической зоны определён до 1 апреля 2031 года) [Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280. 2013. № 52. Ст.6975];

- связаны с предоставлением сверхблагоприятных условий (выражающихся в предоставлении резидентам особого режима налогообложения и таможенной процедуры, согласно статьям 8 и 9 Соглашения);

- сообщают о расширении объёма возможностей юридического характера, предоставляя дополнительные преимущества либо уменьшая различного рода долженствования, путём нормативных изъятий (так, резидентам (участникам) особой экономической зоны предоставляется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, установленный статьями 288.1 и 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ [Собрание законодательства РФ.1998. № 31. Ст. 3824. 2014. № 26. Ст. 3404]: в течение шести календарных лет со дня вкпю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

чения организации в реестр резидентов указанные налоги уплачиваются по ставке 0%; с седьмого по двенадцатый календарные годы указанные налоги уплачиваются в размере 50% от ставки, установленной законодательством);

- выражают положительную правовую мотивацию;

- направлены на упорядоченное изменение общественных отношений в определенной сфере (согласно п.1 ч.1 Соглашения в предпринимательской и иной деятельности);

- предполагают повышение позитивной активности;

- представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации;

- являются особой разновидностью юридических исключений, законными изъятиями, установленными в соответствующих нормативно-правовых актах;

- выступают детальными и персонифицированными юридическими средствами, предоставляя юридические исключения не всем субъектам государства, а лишь конкретно оговоренным в нормативно-правовых актах (согласно п.4 ч.1 Соглашения резидентом (участником) свободной (специальной, особой) экономической зоны может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории государства - члена Таможенного союза);

- с помощью исключительных режимов право пытается смягчить фактическое неравенство субъектов государства, предоставляя последним, имеющим особое географическое положение, благоприятный режим для социально-экономического развития.

Свободные экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях Российской Федерации объективно необходимы для ускорения социальноэкономического развития данных регионов, учёта своеобразия их геополитического положения. Использование исключительных режимов в нормах права, регламентирующих порядок их деятельности, приносит положительный результат. Ведь «чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни» [11, с.67].

Об эффективности исключительного режима, действующего на основании Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" [Собрание законодательства РФ. 2006. №

3. Ст. 280. 20l3. № 52. Ст.6975] свидетельствуют следующие данные: создаётся новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, созданием новых производств. За время действия вышеуказанного закона по состоянию на 1 октября 2012 года достигнуты следующие результаты: 117 организаций зарегистрированы как резиденты особой экономической зоны, из них действующими являются 93;создано около 16 000 новых рабочих мест; привлечено более 76,5 млрд. руб. инвестиций [9, с.58-62].

Разновидностью свободных экономических зон являются офшоры. В юридическом словаре под термином офшор (англ. offshore - вне берега) понимаются центры, в которых кредитные и иные учреждения (национальные и иностранные) осуществляют операции с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте; при этом для зарегистрированных в таких центрах компаний создаётся особо льготный налоговый режим, вплоть до полного освобождения от налогооб-

ложения [8, с.502]. В Российской Федерации первая офшорная зона создана в соответствии с Федеральным законом «О центре международного бизнеса Ингушетия» от 30 января 1996 года, который утратил силу с 1 января 2005 года.

Об эффективности действия офшоров свидетельствуют данные, содержащиеся в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года «по оценкам экспертов в 2012 году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов - это пятая часть всего нашего эксперта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. За этими цифрами -выводы капиталов, которые должны работать в России» [Российская газета от 13 декабря 2013 года. № 282].

При оценке эффективности режима протекционизма, свободных экономических зон, моратория и эмбарго необходимо учитывать то, в какой мере они позволяют реализовывать экономические и политические интересы России во взаимоотношении с другими государствами, их экономичность и окупаемость. К критериям эффективности вышеуказанных разновидностей исключительного режима необходимо отнести законность и обоснованность применения ограничений и стимулов, лежащих в их основе.

Необходимо отметить, что такие разновидности исключительного режима как режим протекционизма, свободных экономических зон, моратория и эмбарго являются комплексными правовыми инструментами, от эффективного использования которых будет зависеть положение дел не только в правовой сфере, но и в экономике и политике России. С одной стороны, вышеуказанными разновидностями исключительного режима нельзя злоупотреблять, а с другой стороны отказ от их использования значительно обеднит юридический арсенал, создаст дополнительные препятствия по интеграции России в мировое сообщество. От того, насколько эффективно действует данное комплексное правовое средство, в какой степени его использование позволяет удовлетворять интересы отдельной личности, так общества и государства, свидетельствует о результативности исключительных режимов в правовом регулировании.

Для наилучшего использования режима протекционизма, свободных экономических зон, моратория и эмбарго необходимо дальнейшее теоретическое исследование в данном направлении, что позволит повысить результативность данного правового средства, положительно скажется на механизме правового регулирования, правотворческом и правоприменительном процессах.

Общее у режима протекционизма, свободных экономических зон, моратория и эмбарго являются то, что с помощью данных комплексных правовых средств создаётся режим благоприятствования для удовлетворения внутригосударственных интересов, имеющие ограничивающее, стимулирующее и гарантирующее значение. Другим общим признаком является то, что они представляют собой исключения из нормативных требований, законные изъятия, создающие условия для дифференциации правового регулирования межгосударственных отношений.

Режим протекционизма и свободных экономических зон расширяя юридические возможности субъектов во внутригосударственном масштабе, создают для них

70

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ

Афзалетдинова Г.Х.

условия по повышению правовой активности, выполняя тем самым стимулирующую функцию. Благодаря исключениям из нормативных требований, законным изъятиям, предоставляя сверхблагоприятные условия

- в этом проявляется их гарантирующее значение для субъектов.

Необходимо отметить, что такие разновидности исключительного режима как режим моратория и эмбарго необходимо рассматривать не только как правовое средство, но и как политическое, т.к. с их помощью государства (группы государств) пытаются воздействовать на принятие политических решений другим государством, определяют политические цели, с их помощью решаются политические задачи. Благодаря использованию в правовом регулировании межгосударственных взаимоотношений комплексного правого средства, которым является исключительный правовой режим, интересы России в правовой, политической и экономической сферах защищены и обеспечивается их максимально полное удовлетворение, что еще раз подтверждает теоретическую и практическую значимость проводимого исследования. Научное исследование проблемы исключительных режимов окажет положительное влияние на механизм правового регулирования.

В качестве направлений по повышению эффективности использования режима протекционизма, свободных экономических зон, моратория и эмбарго, распространяющих своё действие как внутри государства, так и во взаимоотношениях с другими государствами, необходимо отметить объективно существующую потребность в упорядочении исключительных режимов вообще и вышеуказанных его разновидностей в частности, путем систематизации нормативно-правовых актов, содержащих в себе таковые.

Изученные особенности исключительных режимов в сфере публичного и частного права, отличие их от правовых режимов и других смежных понятий свидетельствует о самостоятельности данного правового средства.

Список литературы

1. Айгумова Т.А. Совершенствование механизма создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации: дис. канд. экон. наук. М., 1994.

2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. - 268 с.

3. Антошина А. В. «Новый протекционизм» в условиях глобализации мировой экономики: Монография - М.: МГУП, 2005. 140 с.

4. Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в системе мирохозяйственных связей: Монография. Ростов

- на - Дону: РГУ, 2002.

5. Белоусов В.И., Иванов С.В. Развитие особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области) // Проблемы современной экономики. 2011. №1(37). С. 290-293.

6. Беляева Г.С. К вопросу о понятии правового режима ограничения // Бизнес в законе. 2013. №4. С. 10-

12.

7. Беляева Г.С. Сущность правового режима: некоторые аспекты // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2013. №4. С. 24-27.

8. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М., 2006. 858 с.

9. Граве О.И., Серебрякова А. А. Судьба особой экономической зоны в Калининградской области на фоне вступления России в ВТО // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 2. С. 58-62.

10. Лебедева Е.Н. Механизм правового стимулирования социально-активного поведения (проблемы теории и практики): дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 207 с.

11. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. - 2е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. - 250 с.

12. Морозова И.С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики): дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. 185 с.

13. Морозова И.С. Теория правовых льгот: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. 46 с.

14. Приходько И.М. Ограничения в российском праве (проблемы теории и практики): дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 195 с.

15. Сенников И.Е. Правовое регулирование и реализация права: проблемы взаимодействия // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №5. С. 46-50.

16. Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 2013. № 19. Ст. 2327.

17. Собрание законодательства РФ.1998. № 31. Ст. 3824. 2014. № 26. Ст. 3404. Собрание законодательства РФ. 1999. № 23. Ст. 2807.2008. № 48. Ст. 5500.

18. Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190. 2014. № 11. Ст. 1095.

19. Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127. 2014. № 26. Ст. 3377.

20. Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280. 2013. № 52. Ст.6975.

21. Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615 (Договор о Таможенном Кодексе Таможенного союза).

22. Российская газета от 13 декабря 2013 года. № 282.

23. Цедилин Л.И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт. М.: Институт экономики РАН, 2013.

Literature list

1. Aigumova T.A. Improving of the mechanism for the establishment and operation of free economic zones in the Russian Federation: the diss. of the cand. of econ. sciences. M., 1994.

2. Alekseev S.S. The general permissions and the general inrerdictions in the Soviet law. M., 1989. P. 268.

3. Antoshina A.V. “New protectionism” in the context of globalization of the world economy: Monograph - M.: MSUP, 2005.

4. Basenko A.M. Free economic zones in the mechanism of integration of national economies into the world economic relations: Monograph. Rostov-on-Don: RGU, 2002.

5. Belousov V.I., Ivanov S.V. The development of special economic zones of regional level (for example of the Lipetsk region) // Problems of the modern economy. 2011, № 1 (37), p.290-293.

6. Belyaeva G.S. To the question of the concept of a legal regime to limit // Business-in-law. 2013. №4. Pages 10-12.

7. Belyaeva G.S. The essence of the legal regime: some aspects// «Black holes» in the Russian legislation. 2013. №4. Pages 24-27.

8. Great juridical dictionary / Third edition, revised and enlarged / Edited by A.Y. Suchareva. M.: INFRA-M, 2006. 858 p.

71

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

9. Gravie O.I., Serebriakova A.A. The fate of the special economic zone in the Kaliningrad region on the background of Russia's WTO accession // Law's of Russia: experience, analysis, and practice. 2013, 2013, №2, page 58-62.

10. Lebedeva E.N. Mechanism of the legal socio-active behavior encouraging (theory and practice): the diss. of the cand. of law sciences. Saratov, 2002, 207 p.

Malko A.V. Incentives and restriction in the law. M., 2003.

12. Morozova I.S. Benefits in the Russian law (theory and practice): the diss. of the cand. of law sciences. Saratov, 1999, 185 p.

13. Morozova I.S. Морозова И.С. The theory of legal benefits: Abstract of the diss. of the doctor of laws. Saratov, 2007, 46 p.

14. Prikhodko I.M. Limitations in the Russian law (theory

and practice): Приходько И.М. Ограничения в

российском праве (проблемы теории и практики): the diss. of the cand. of law sciences. Saratov, 2001. 195 p.

15. Sennikov I.E. The legal regulation and implementation of the right: problems of interaction // Gaps in the Russian legislation. 2011. № 5. P. 46-50.

16. NW Russia. 1994. № 32. Art. 3301.2013. № 19. Art. 2327.

17. NW Russia. 1998. № 31. Art. 3824. 2014. № 26. Art. 3404. NW Russia. 1999. № 23. Art. 2808. 2008. № 48. Art. 5500.

18. NW Russia. 2002. № 43. Art. 4190. 2014. № 11. Art. 1095.

19. NW Russia. 2005. № 30 (2). Art. 3127. 2014. № 26. Art. 3377.

20. NW Russia. 2006. № 3. Art. 280. 2013. № 52. Art. 6975.

21. NW Russia. 2010. № 50. Art. 6615.

22. Russian newspaper. Desember 13, 2013. № 282.

23. Tsedilin L.I. Protectionism in the Russian economic policy: institutional historical experience. M.: Institute of economics RAS, 2013.

Рецензия

На статью соискателя кафедры теории государства и права ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» Афзалетдиновой Г.Х. «Проблемы использования исключительных режимов в отраслях российского права»

Представленная статья Г.Х. Афзалетдиновой посвящена актуальной проблематике, связанной с использованием исключительных режимов для регулирования отношений в публичных и частных отраслях российского права. Актуальность тематики статьи обусловлена повышением роли юридического инструментария для регулирования отношений в различных сферах жизни российского общества. Несмотря на очевидную актуальность данной проблематики фундаментальные теоретические разработки в подобном направлении практически отсутствуют, что предопределяет научную новизну предпринятого исследования. Новизной отличаются и предлагаемые автором в статье определение и признаки исключительных режимов, их особенности в зависимости от видов регулируемых общественных отношений.

Особый интерес статья представляет в плане исследования автором вопросов использования исключительных режимов для проведения Российской Федерацией экономической политики, связанной не только с включением ее в международные экономические от-

ношения, связи, но и защитой отечественных товаропроизводителей. Автор довольно умело подтверждает свои теоретические разработки материалами из действующего законодательства, что предопределяет не только теоретическую, но и практическую значимость данной работы.

Статья написана на достаточном теоретическом уровне, отвечает подходам, сложившимся в современной юридической науке по данной проблематике. В связи с чем, научный руководитель, доктор юридических наук, профессор И.С. Барзилова, обращается в издательство «Юр-ВАК» с просьбой опубликовать данную статью в журнале «Пробелы в российском законодательстве». Статья рекомендуется к публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент:

Доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина» Барзилова И.С.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.