Научная статья на тему 'Исключительные правовые режимы как средства регулирования интеграционных процессов в сфере международных отношений'

Исключительные правовые режимы как средства регулирования интеграционных процессов в сфере международных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
655
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афзалетдинова Гульнара Хасановна

В статье рассматриваются особенности исключительных режимов как общетеоретической категории, определяется их дефиниция и основные признаки, а также особенности данного правового инструментария межгосударственного характера. Проводимое исследование опирается на работы учёных-правоведов, таких как С.С. Алексеев, И.С. Барзилова, Г.С. Беляева, А.В. Малько, И.С. Морозова, Н.И. Матузов, О.С. Родионов, Э.Ф. Шамсумова и других, исследовавших правовые режимы. Целью проводимого исследования является научное осмысление и анализ исключительного режима в нормах права Таможенного союза. В связи с данной целью автором поставлена задача - определить сущность и выявить теоретико-правовые признаки вышеуказанных разновидностей режимных требований в связи с процессами интеграции, что позволяет более глубоко познать сущность и назначение вышеуказанного правового средства. Автором статьи используются как общенаучные, так и специальные методы познания. Подтверждением научной и практической значимости выступает необходимость формирования целостной концепции исключительных режимов межгосударственного характера, совершенствование правового инструментария, изучение механизма его действия. Теоретико-правовое исследование комплексного правового средства, каким является исключительный режим, позволяет ускорить интеграцию Российской Федерации в мировое сообщество, окажет помощь в законотворческой и правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The exceptional regimes as adjusting means integration processes in sphere international relations

The article considered features exceptional regimes as a general theoretical categories, determined by the in concept basic features and also features this legal instrumentation interstate nature. Conducted a study based on the work of legal scholars, such as S.S. Alekseev, I.S. Barzilova, G.S. Belyaeva, A.V. Malko, N.I. Matuzov, O.S. Rodionov, E.F. Shamsumova and others, who have studied the legal regimes. The purpose research is the scientific understanding and analysis exceptional regime, contained in rule of law Customs union. The author tasked for this purpose is define the essence and identify the theoretical and legal features regime demands, based integration processes, as a result of deeply know essence and appointment aforementioned legal means. The author used as a general scientific and special methods of knowledge. The scientific and practical significance prove is the need to form holistic concept exceptional regime interstate nature and improvement legal instrumentation, studying its mechanism of action. The theoretical and legal studies its integrated legal means as a exceptional regime as a result of accelerate the integration Russian Federation in world community, will help in the legislative and enforcement activities.

Текст научной работы на тему «Исключительные правовые режимы как средства регулирования интеграционных процессов в сфере международных отношений»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Афзалетдинова Г.Х.

13.17. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Афзалетдинова Гульнара Хасановна, соискатель. Место учебы: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). Подразделение: кафедра теории государства и права. Должность: старший следователь по особо важным делам. Место работы: Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Московской области. E-mail: dinara-05@list.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности исключительных режимов как общетеоретической категории, определяется их дефиниция и основные признаки, а также особенности данного правового инструментария межгосударственного характера. Проводимое исследование опирается на работы учёных-правоведов, таких как С.С. Алексеев, И.С. Барзилова, Г.С. Беляева, А.В. Малько, И.С. Морозова, Н.И. Матузов, О.С. Родионов, Э.Ф. Шамсумова и других, исследовавших правовые режимы.

Целью проводимого исследования является научное осмысление и анализ исключительного режима в нормах права Таможенного союза. В связи с данной целью автором поставлена задача - определить сущность и выявить теоретико-правовые признаки вышеуказанных разновидностей режимных требований в связи с процессами интеграции, что позволяет более глубоко познать сущность и назначение вышеуказанного правового средства.

Автором статьи используются как общенаучные, так и специальные методы познания.

Подтверждением научной и практической значимости выступает необходимость формирования целостной концепции исключительных режимов межгосударственного характера, совершенствование правового инструментария, изучение механизма его действия. Теоретико-правовое исследование комплексного правового средства, каким является исключительный режим, позволяет ускорить интеграцию Российской Федерации в мировое сообщество, окажет помощь в законотворческой и правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: исключительный режим; правовое средство; интеграция; Таможенный союз.

THE EXCEPTIONAL REGIMES AS ADJUSTING MEANS

INTEGRATION PROCESSES IN SPHERE INTERNATIONAL RELATIONS

Afzaletdinova Gulnara Khasanovna, competitor. Place of study: Kutafin Moscow State Law University (MSAL). Position: senior investigatorfor particularly important cases.

Place of employment: Department of Federal Drug Control Service of Russian Federation in Moscow Region. E-mail: dinara-05@list.ru

Annotation: The article considered features exceptional regimes as a general theoretical categories, determined by the in concept basic features and also features this legal instrumentation interstate nature. Conducted a study based on the work of legal scholars, such as S.S. Ale-

kseev, I.S. Barzilova, G.S. Belyaeva, A.V. Malko, N.I. Matuzov, O.S. Rodionov, E.F. Shamsumova and others, who have studied the legal regimes.

The purpose research is the scientific understanding and analysis exceptional regime, contained in rule of law Customs union. The author tasked for this purpose is define the essence and identify the theoretical and legal features regime demands, based integration processes, as a result of deeply know essence and appointment aforementioned legal means.

The author used as a general scientific and special methods of knowledge.

The scientific and practical significance prove is the need to form holistic concept exceptional regime interstate nature and improvement legal instrumentation, studying its mechanism of action. The theoretical and legal studies its integrated legal means as a exceptional regime as a result of accelerate the integration Russian Federation in world community, will help in the legislative and enforcement activities.

Keywords: exceptional regime; legal means; integration; Customs union.

В настоящее время актуальным для Российской Федерации является укрепление её международных позиций, продвижение её внешнеэкономических интересов, что требует использования соответствующих правовых средств. Происходящие изменения во внешнеторговой деятельности, интеграционные экономические процессы в международном масштабе, активизация международной торговли, расширение рынков сбыта российской продукции, развитие единого экономического пространства с государствами - членами Таможенного союза требуют от юридической науки создания теоретической основы правового регулирования данных процессов, что, в свою очередь, окажет положительное воздействие на практику регулирования взаимоотношений Российской Федерации с Таможенным союзом.

Вопросы взаимоотношений Российской Федерации с Таможенным союзом являются одними из самых актуальных, в связи с чем, обсуждаются юристами различных специальностей, политологами, политическими партиями, социологами, философами и другими, формируя подчас совершенно противоположные оценки. Вместе с тем, данный факт не снимает задачи с юридической науки в выработке теоретических рекомендаций по эффективному правовому регулированию данных процессов.

Справедливо отмечается Г.С. Беляевой о том, что «понятие правового режима остаётся одним из наименее изученных и наиболее сложных в правоведении, представляя обширное поле для научных дискуссий ...» [2, с.24], данное высказывание можно со справедливостью применить и к исключительному режиму, являющемуся разновидностью правового режима.

Актуальным в данном случае является вопрос режимного регулирования внешнеэкономических интересов Российской Федерации. В процессе правового регулирования внешнеторговой деятельности и законодательного закрепления интеграционных процессов важная роль принадлежит исключительным режимам, которые комплексно используют правовые средства стимулирующей и ограничивающей направленности, в результате чего создаётся сверхблагоприятная ситуация для государств-членов Таможенного союза. Исключительный режим, содержащийся в нормах Таможенного союза является разновидностью правовых стимулов, как справедливо отмечается Е.Н. Лебеде-

341

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

вой, «разветвленная сеть стимулов ... свидетельствует о гармоничности и демократичности определенного государства» [4, с.3]. Верно указывает С.С. Алексеев на всё более значительное влияние стимулов в правовом регулировании [1, с. 11-16].

С целью раскрытия признаков действия исключительного режима межгосударственного характера, необходимо определить его понятие и признаки как общетеоретической категории. Исключительный правовой режим представляет собой специфический порядок правового регулирования, формируемый с помощью комплекса юридических средств стимулирующей или ограничивающей направленности, создающий для субъектов особые условия для реализации их законных интересов.

Исключительные правовые режимы обладают следующими признаками:

- во-первых, они имеют нормативную основу, закрепляются системой норм, позволяющих регулировать нетипичные, нестандартные, экстраординарные ситуации социального, природно-техногенного и иного характеров;

- во-вторых, позволяют специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений при помощи дозволений, правовых стимулов (в виде льгот и преимуществ), позитивных обязываний и ограничений (в виде приостановлений и запретов);

- в-третьих, включают комплекс стимулирующих и ограничивающих правовых средств, сочетающихся в определённом порядке, действующих системно, комплексно;

- в-четвёртых, создают особые условия, обстоятельства, неблагоприятную, благоприятную либо сверхблагоприятную ситуацию, для удовлетворения субъектами своих законных интересов, также на создавшуюся ситуация влияет структура исключительного режима и используемые правовые средства;

- в-пятых, в результате действия исключительных режимов складываются специфические правоотношения;

- в-шестых, цель исключительного режима состоит в том, чтобы специфическим образом регламентировать конкретные общественные отношения, создать для субъектов особые условия для реализации их законных интересов, благодаря тому, что данное правовое средство имеет комплексный характер;

- в-седьмых, имеет соответствующую структуру, позволяющую создавать особый порядок регулирования.

Вышеуказанные признаки исключительного режима помогают раскрыть его сущность и предназначение в правовом регулировании.

Исключительные режимы можно понимать в трех значениях: 1) как комплексное правовое средство, специфический порядок правового регулирования, юридический инструментарий по регулированию сложных отношений в различных сферах общественной жизни; 2) как комплексный правовой институт; 3) как особый правовой режим деятельности государства, его органов, должностных лиц и граждан при действии в необычной, неординарной обстановке, экстремальных условиях, складывающихся при возникновении нестандартной ситуации, вызванной социальными, военными, природно-техногенными, чрезвычайными, контртеррористическими и иными нестандартными ситуациями, направленными на организацию деятельности; для нормализации обстановки в правовом регулировании преимущественно используются правовые ограничения.

В процессе наиболее успешной интеграции России в мировое сообщество важное значение отводится повышению роли юридического инструментария. Необходимо теоретическое исследование использования исключительных правовых режимов в условиях вступления Российской Федерации в Таможенный союз, с учётом того, что вышеуказанные правовые средства имеют комплексный характер.

Для исключительных режимов в условиях вступления Российской Федерации в Таможенный союз характерно использование преференций.

Преференции (от лат. praeferre - предпочитать; англ. preferences) - особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин на все или некоторые ввозимые товары [11, с.695].

Для более глубокого познания сущности исключительных режимов межгосударственного характера, действующих в праве Таможенного союза, необходимо раскрыть их общетеоретические признаки:

Во-первых, создаваемая сверхблагоприятная ситуация распространяется на государства, являющиеся членами Таможенного союза и не носит индивидуального характера. Вышеуказанная ситуация складывается в том числе благодаря «обмена возмещениями, когда за каждую получаемую уступку, право, обязанность, преимущество государство предоставляет соответствующее «возмещение» в виде уступки, права, обязанности, преимущества» [12, с.10].

Во-вторых, способствуют формированию единых подходов универсального характера и интеграции России и мировую экономику, посредством режимных требований осуществляется правовая политика Российской Федерации.

В-третьих, участвуют в создании наднационального права и связаны с приведением в соответствие режимного регулирования во внутреннем праве (российском) с режимными требованиями Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и Таможенного союза, что регламентировано Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2001 N 1054-р (в ред. от 21.06.2002) "О Плане мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации"^].

В-четвёртых, представляя собой специфический юридический механизм, обязывают государства-члены следовать определенным принципам: недискриминации в торговле, поступающих из государств, являющихся членами ВТО и Таможенного союза; наибольшего благоприятствования; предоставления национального режима, которые являются специальными принципами исключительного режима.

Принципы исключительных режимов являются разновидностью принципов правого режима, поэтому им свойственны особенности последнего. Так, Г.С. Беляева справедливо отмечает, что «понятие принципов правового режима должно отражать как принадлежность последнего к праву, так и отражать «режимную» сущность данной категории - конкретную степень благоприятности (неблагоприятное™) для субъектов права для достижения своих целей в рамках режимного регулирования»[3, с.24].

В-пятых, свидетельствуют о расширении объема возможностей, в том числе правового (выражают положительную правовую мотивацию у государств, яв-

342

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Афзалетдинова Г.Х.

ляющихся членами ВТО и Таможенного союза, правомерной и инициативной деятельности) и экономического характера для государств-членов ВТО и Таможенного союза, поскольку формами проявления правовых стимулов выступает льготный порядок осуществления финансовой, налоговой, таможенной и иных видов деятельности, с целью упрощения перемещения товаров, благодаря использованию преференций, в результате чего создаётся режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения интересов государств-членов ВТО и Таможенного союза, имея для последних стимулирующее и гарантирующее значение.

Тем самым, создаются необходимые условия для распространения российских товаров на мировом рынке, увеличивается товарооборот, способствуя повышению конкурентоспособности российских товаров.

В-шестых, являются разновидностями исключительных режимов стимулирующего характера, побуждая к экономической деятельности, в связи с чем, в правовом регулировании преобладают правовые стимулы, преференции, льготы и гарантии (например, нормы главы 41 Таможенного кодекса Таможенного союза [10], регламентирующие таможенную процедуру беспошлинной торговли; положения ст.318 Таможенного кодекса Таможенного союза, регламентирующие перемещение товаров дипломатическими представительствами иностранных государств и др.).

С объективной стороны стимулы выступают как нормы-стимулы, юридические факты-стимулы, правостимулирующие отношения, акты реализации прав и обязанностей, стимулирующие правоприменительные акты и так далее. С субъективной стороны правовой стимул действует, «работает» через внутренние механизмы [4, с.22].

В-седьмых, являются разновидностями исключительных режимов не внутригосударственной, а межгосударственной направленности.

В-восьмых, предоставляемые правовые стимулы (в виде правовых льгот, преференций) выступают в форме правомерных дополнительных преимуществ либо нормативных изъятий, используемых в соответствии с законодательством о Таможенном союзе и праве ВТО, выступая более персонифицированным юридическим средством и представляя собой проявление юридической дифференциации, по сравнению с остальными исключительными режимами и не предоставляемыми в денежном выражении. Преимущественное использование стимулирующих правовых средств определяет особый порядок регулирования.

Одной из форм проявления правовых стимулов выступает льготный режим, особенностями которого являются: создание упрощённого порядка удовлетворения правомерных интересов определенной в законодательном порядке категории лиц либо государствам, заключившим соответствующие соглашения, путём предоставления дополнительных преимуществ и нормативных изъятий, с целью улучшения их положения; являются разновидностью исключительных правовых режимов стимулирующего характера; связаны с положительной правовой мотивацией деятельности субъектов.

И.С. Морозова, исследовавшая вопросы теории и практики льгот, справедливо отмечает, что «устанавливая определённые изъятия, исключения из единых требований нормативного характера, правовые льготы позволяют дифференцированно подходить к вопросам регламентации определённых групп социальных свя-

зей, учитывать их специфические особенности в каждом конкретном случае, выделив положение отдельных категорий субъектов в той или иной области общественных отношений»[5, с.40].

В-девятых, правовые преимущества устанавливаются в форме льгот-дополнений и льгот-изъятий [6, с.27]. В качестве правового средства активно используется разновидность последних - таможенные и налоговые льготы.

В-десятых, направлены на достижение определенных целей в правовом регулировании внешнеторговой деятельности. Так, в юридической литературе в качестве основной цели ВТО указано обеспечение беспрепятственного экспорта товаров внутреннего производства на международный рынок [8, с.84].

Цели правового режима, как правило, формально определены в нормативно-правовом акте, который является юридическим основанием введения, функционирования и прекращения действия данного правового режима [2, с.25].

В-одиннадцатых, является универсальной организацией, комплексным международно-правовым институтом, подтверждением чего служит то, что ВТО «представляет собой общую институциональную основу для международной торговли (т.к. включает в свою сферу действия все многосторонние соглашения, подписанные в Марракеше 15 апреля 1994 года); единый форум для многосторонних переговоров; инструмент обеспечения непосредственного функционирования некоторых общих механизмов» [12, с.110].

В-двенадцатых, нормы формируются в ходе многосторонних переговоров между государствами-

членами, а принятые нормы (в том числе содержащие исключительные правовые режимы) находят отражение во внутригосударственном законодательстве государств-членов.

В-тринадцатых, предусматривают необходимость имплементации «права ВТО» в национальных правовых системах государств-членов, т.е. обеспечение соответствия требований внутригосударственных нормативно-правовых актов (в том числе содержащих исключительные режимы) обязательствам, принятым ВТО. Аналогичное требование о необходимости имплементации «права ВТО» придерживается Е.В. Скур-ко[8, с.84].

В-четырнадцатых, исключительные режимы, содержащиеся в нормах права Таможенного союза, распространяются не только на территорию соответствующего государства, но и на территорию Таможенного союза.

Исключительные режимы для стран-участников ВТО и Таможенного союза весьма близки между собой, образуют единую систему, способствуя интеграции государств и регулированию международных отношений.

К результатам действия исключительного режимного регулирования для стран-участников ВТО и Таможенного союза можно отнести: расширение возможностей для государств, являющихся членами вышеуказанных международных организаций, выражающееся в открытости и взаимозависимости национальных экономик, резком возрастании объёмов, интенсивности международной торговли и международного движения капитала. Стимулирующие средства, преобладающие в данных исключительных режимах, способствуют более гибкому регулированию взаимоотношений между государствами на постсоветском пространстве и, как следствие, способствуют интеграционным процессам; предполагают повышение позитивной активности и

343

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

создают условия для развития международных отношений, что при использовании иных правовых средств добиться сложнее.

Исключительные правовые режимы, содержащиеся в нормах «права ВТО» и в многосторонних договорах, заключаемых государствами-членами Таможенного союза, выступая формами проявления дифференциации юридического упорядочения международных отношений, способствуют правовому регулированию интеграционных процессов.

Право при помощи такого комплексного правового средства как исключительные режимы международного характера, с одной стороны, предоставляет дополнительные возможности экономического, политического и юридического характера государствам, являющимся членами ВТО и Таможенного союза и способствуют международной интеграции, тем самым «выделяя» данных субъектов международных отношений, с другой стороны, способствует смягчению экономического и политического неравенства, объективно существующего между государствами, создавая условия для международной торговли, политического сотрудничества, укрепления международных контактов, способствуя выполнению не только внешних, но и внутренних функций государств.

В качестве направлений по оптимизации исключительных режимов как внутригосударственного, так и межгосударственного характера предлагаются следующие меры.

В первую очередь данное правовое средство должно быть обеспечено материальными и юридическими гарантиями, способствующими удовлетворению субъектами права их интересов. Законодатель, устанавливая в исключительных режимных требованиях правовые льготы, стимулы, преференции, т.е. правовые средства стимулирующей направленности, а также ограничения, запреты, приостановления - правовые средства ограничивающей направленности, должен возложить обязанность на соответствующих должностных лиц по контролю за обоснованным и справедливым их использованием, необходимо закрепление мер юридической ответственности.

Качество нормативно-правовых актов, в том числе, зависит от того, как законодатель отразил в последних исключительные режимы, с учётом их юридической природы и специфики, поскольку с этим связана эффективность данного правового средства и качество права.

Кроме того, необходимо наличие отлаженного юридического механизма, направленного на недопущение и противодействие минимизации поступления денежных средств в экономику России, комплекс мер по де-офшоризации российской экономики. Законотворческим органам перед закреплением в нормативноправовых актах ограничений, стимулов и позитивных обязываний, содержащихся в исключительных правовых режимах, необходимо проводить анализ по повышению эффективности данного комплексного правового средства, предусмотреть расходы по ним, которые заложить в соответствующих статьях бюджета. В противном случае, эффективность от их действия будет «половинчатой».

Должен быть отлажен механизм реализации исключительных режимов, обеспечивающий воплощение ограничений, стимулов и позитивных обязываний, содержащихся в них. Предлагаемые меры позволят повысить юридическую гарантированность вышеуказанного комплексного правового средства.

Реализация исключительных режимов требует от государства определенные материальные затраты, а неэффективность действующих исключительных режимов, «половинчатая работа» данного правового средства в качестве средства регулирования интеграционных процессов в сфере международной интеграции также наносит государству непоправимый ущерб. Так, отсутствие нормативно-правового акта по деоф-шоризации приводит к «мощной утечке капиталов из России за рубеж, которая грозит по итогам 2014 года превысить 100 млрд долларов» [7, с. 17].

В качестве направления по повышению эффективности использования исключительных режимов, а также их совершенствования и оптимизации необходимо отметить объективно существующую потребность в их упорядочении, с целью облегчения их использования, а именно произвести инкорпорацию нормативных актов, содержащих исключительные режимы, путем издания сборника нормативно-правовых актов, сгруппированных либо по отраслям права либо по тематическому признаку: исключительные режимы при

действии чрезвычайного положения, военного положения, при терроризме, исключительные режимы в сфере режима труда, исключительные режимы при введении моратория, эмбарго, протекционизма и т.д.; содержащие как внутригосударственные, так и межгосударственные режимные требования, что будет способствовать их согласованности. Кроме того, в сборник исключительных режимов необходимо включить разъяснения юристов, данных как с позиции теории, так и практики относительно сложных вопросов, связанных с использованием в практической деятельности режимных требований, что окажет несомненную помощь законотворческим и правоприменительным органам, положительно повлияет на развитие отраслевых юридических наук.

Кроме того, требуется провести анализ и экспертизу существующей системы исключительных режимов, с целью установления и последующей отмены устаревших и неиспользуемых режимных правил, т.к это снижает их потенциал.

Также необходимо повышать информирование граждан, общественных объединений, должностных лиц, имеющих так или иначе отношение к нормативноправовым актам, содержащим исключительные режимы для наилучшего использование последних, повышение государственного и общественного контроля за эффективным использованием данным правовым средством. Для должностных лиц, имеющих в силу исполнения своих должностных обязанностей, отношение к использованию исключительных режимов в сфере международных отношений необходимо проводить бесплатные курсы повышения квалификации, на которых обсуждать проблемы использования исключительных режимов как внутригосударственного, так и межгосударственного характера. Кроме того, в периодических изданиях юридического профиля необходимо периодически публиковать исключительные режимы, содержащиеся в нормах российского права, а также в нормах международного права, для повышения информированности о них граждан, общественных объединений, должностных лиц.

Оптимизация исключительных правовых режимов в российском законодательстве, а также как средства регулирования интеграционных процессов в сфере международных отношений выступает главным и необходимым направлением для качественного и эффективного правового регулирования. От того, как

344

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Афзалетдинова Г.Х.

«работает» данное правовое средство, будет зависеть качество права.

Вышеперечисленное, свидетельствует об актуальности изучения юридической природы исключительных режимов межгосударственного характера в условиях глобализации и интеграции государств, что позволит иметь данному правовому средству особое место в системе юридического инструментария и улучшит механизм правового регулирования.

В настоящее время действие исключительных правовых режимов межгосударственного характера должно опираться на внутренние экономические, политические, социальные и иные факторы, а также учитывать международно-правовые тенденции.

Необходимо отметить, что полноценное общетеоретическое исследование исключительных режимов межгосударственного характера позволит решить как научные (получение новой научной информации, совершенствование отраслевых правовых режимов), так и практические проблемы (выработка направлений по систематизации режимных требований, предложения по ускорению интеграции России в мировую экономику и международную торговую систему, предложения и рекомендации законотворческим и правоприменительным органам, направления по повышению эффективности данного вида исключительных режимов и другие).

Исключительные режимы межгосударственного характера, представляют собой особый блок в механизме вышеуказанного правового инструментария. Установление новых режимных требований и внесение изменений в действующие, содержащиеся в международно-правовых актах, должно соответствовать современной правовой ситуации и правовой политике, не терять актуальности, своевременно реагировать на изменения в правовой действительности, учитывая тенденции интеграции и глобализации. Исключительные режимы межгосударственного характера должны способствовать удовлетворению интересов отдельной личности, социальных групп и государства в целом. Вышеперечисленное является основными направлениями по оптимизации исключительных режимов в условиях вступления Российской Федерации в ВТО и Таможенный союз, но, в связи с тем, что правовая и политическая ситуация находятся в постоянной динамике, необходимы дальнейшие общетеоретические и отраслевые исследования в данном направлении.

В современных условиях роль исключительных режимов в условиях вступления Российской Федерации в ВТО и Таможенный союз возрастает. Использование данного правового средства ускорит интеграцию Российской Федерации в мировое сообщество. От эффективности правовых и иных средств вообще, и исключительных режимов в частности, зависит правовое регулирование, положение дел в экономике и политике, место Российской Федерации на международной арене.

Актуальность повышения роли такого юридического инструментария как исключительные режимы подтверждается тем, что данное комплексное правовое средство используется в новом законодательстве, а именно в законопроекте по деофшоризации. Смысл данного законопроекта в том, чтобы те физические лица, которые уходят в офшорную юрисдикцию напрямую или через создание иностранной компании, не попадали под действие договоров о двойном налогообложении и платили налоги в России. В данном слу-

чае законодателем используется императивный метод, а в качестве правового средства ограничение. Принятый в установленном порядке законопроект будет способствовать повышению эффективности исключительного регулирования как внутригосударственного, так и межгосударственного характера, окажет помощь правоприменителю по расширению правовых средств в правовом регулировании. Принятие в установленном законом порядке вышеуказанного законопроекта, содержащего исключительные правовые режимы, должно повлечь, в свою очередь, внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, другие нормативноправовые акты, в противном случае исключительный режим будет «работать» наполовину. Совершенствование действующих исключительных режимов связано не с увеличением их количества, а с повышением качества в правовом регулировании.

Исключительные режимы в сфере международных отношений должны быть своевременными (чего не наблюдается в недавно поступившем на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта о деофшоризации), качественными, оправданными.

Подводя некоторый итог исследованию исключительных режимов межгосударственного характера, можно констатировать, что данная разновидность режимных требований существует, обладает отличительными признаками и содержанием и нуждается в дальнейшем исследовании.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. -320 с.

2. Беляева Г.С. Сущность правового режима: некоторые аспекты // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. 2013. №4. С. 24-27.

3. Беляева Г.С. Принципы правового режима // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №4. С. 2326.

4. Лебедева Е.Н. Механизм правового стимулирования социально-активного поведения (проблемы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 2002. -207 с.

5. Морозова И.С. Льготы в российском праве: проблемы эффективности//Правоведение. 2001. №4 (237). С. 39-50.

6. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / под ред. докт. юрид. наук, проф. А.В. Малько и докт. юрид. наук, проф. И.С. Бар-зиловой. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 416 с.

7. Российская газета. 12 ноября 2014 года. № 256 (6529). С. 17.

8. Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему / Под ред. В.М. Шумилова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 96 с.

9. Собрание законодательства РФ. 2001. № 34. Ст. 3511.

10. Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст.6615.

11. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное /Под ред. М.Ю. Тихомирова - М., 2002. - 972 с.

12. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система. Учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2006. - 208 с.

345

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

Literature list:

1. Alekseev S.S. Thelegal theory. Second edition. M. 1995. - 320 p.

2. Belyaeva G.S. The essence of the legal regime: some aspects // «Black holes» in the Russian legislation. 2013. №4. Pages 24-27.

3. Belyaeva G.S. The principles of legal regime // The gaps in Russian law. 2013. №4. Pages 23-26.

4. Lebedeva E.N. Mechanism of the legal socio-active behavior encouraging (theory and practice): the diss. of the cand. of law sciences. Saratov, 2002, 207 p.

5. Morozova I.S. BenefitsintheRussianlaw: efficiency problems // Jurisprudence. 2001. №4 (237). Pages 39-50.

6. Legal regimes: general theoretical and branchaspects: monograph / The edited doctor of laws, professor A.V. Malko and doctor of laws, professor I.S. Barzilova. -M.:Yurlitinform, 2012. - 416 p.

7. Scurko E.V. VTO: introduction to the legal system / The edited V.M. Shumilova. M.: Finance and statistics, 2003. - 96 p.

8. NW Russia. 2001. № 34. Art. 3511.

9. NW Russia. 2010. № 50. Art. 6615.

10. Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Y. The legal encyclopedia fifth edition, supplemented and revised / The edited M.Y. Tikhomirova - M. 2002. - 972 p.

11. Shumilov V.M. The world Trade organization: law and system. Turorial. M.: The publishing house «Prospect», 2006. - 208 p.

346

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.