Научная статья на тему 'Основные направления использования исключительных режимов в отраслях публичного и частного права'

Основные направления использования исключительных режимов в отраслях публичного и частного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ЧАСТНОЕ ПРАВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афзалетдинова Гульнара Хасановна

В статье рассматриваются теоретические особенности исключительных режимов, определяется их дефиниция, основные признаки, а также особенности классификации. Определяются теоретико-правовые признаки исключительных режимов в сфере частного и публичного права. Автором предлагается ряд направлений по повышению эффективности правового регулирования с использованием комплексного правового средства, которым является исключительный режим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN AREAS OF USE EXCEPTIONAL REGIMES IN THE BRANCHS OF PUBLIC AND PRIVATE LAW

The article considers the theoretical features exceptional regime the determined by the called, basic features and also specifics of their classification. The determined by the theoretical and legal features exceptional regimes in the branchs of public and private law. The author proposes a some of directions of increasing legal regulation effectiveness the using an integrated legal means as exceptional regime.

Текст научной работы на тему «Основные направления использования исключительных режимов в отраслях публичного и частного права»

1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ В ОТРАСЛЯХ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА

Афзалетдинова Гульнара Хасановна, соискатель кафедры теории государства и права; старший следователь по особо важным делам

Место работы: Следственная служба Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Московской области

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)»

dinara-05@list.ru

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические особенности исключительных режимов, определяется их дефиниция, основные признаки, а также особенности классификации. Определяются теоретико-правовые признаки исключительных режимов в сфере частного и публичного права. Автором предлагается ряд направлений по повышению эффективности правового регулирования с использованием комплексного правового средства, которым является исключительный режим

Ключевые слова: исключительный режим; правовое средство; публичное право; частное право; эффективность правового регулирования

THE MAIN AREAS OF USE EXCEPTIONAL REGIMES IN THE BRANCHS OF PUBLIC AND PRIVATE LAW

Afzaletdinova Gulnara Kh., competitor. Position: senior investigator for particularly important cases.

Work place: Department of Federal Drug Control Service of Russian Federation in Moscow Region

Study place: Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

dinara-05@list.ru

Annotation: The article considers the theoretical features exceptional regime the determined by the called, basic features and also specifics of their classification. The determined by the theoretical and legal features exceptional regimes in the branchs of public and private law. The author proposes a some of directions of increasing legal regulation effectiveness the using an integrated legal means as exceptional regime

Keywords: exceptional regime; legal means; public law; private law; effectiveness legal regulation

В настоящее время в России на повестку дня поставлены вопросы о новой роли права, изменении характера правового регулирования и соответственно обновлении законодательства. Происшедшие за последние годы изменения во многих сферах, модернизация общественной жизни, глобализация и интеграция государств на постсоветском пространстве не могли не отразиться на правовой системе государства, что, в свою очередь требует от юридической науки совершенствования юридического инструментария. Одним из имеющихся правовых средств, сочетающим в себе комплексный характер, является исключительный режим.

Право выступает как бы в двух ипостасях при проведении модернизации: оно одновременно является одним из

самых главных инструментов модернизации и основным её объектом [4, с.75], что отчасти применимо и к исключительным режимам.

Вместе с тем, наличие отдельных работ, так или иначе затрагивавших вопросы исключительного правового режима, в частности в науке административного права относительно специального административного режима (работы Д.Н. Бахрах, Д.С. Измайлова, А.П. Коренева, А.В. Мелехина, Н.В. Лермонтовой, Н.Ф. Поповой, С.В. Пчелинцева, И.С. Розанова, В.Б. Рушайло, Н.А. Ушакова, С.Д. Хазанова, Н.Г. Янгола и других) и исследования проблемы правовых режимов в теории права (работы Г.С. Беляевой, А.В. Малько, О.С. Родионова, Э.Ф. Шам-сумовой и других), свидетельствуют об отсутствии комплексного подхода к теоретическому исследованию особенностей установления и применения вышеуказанных режимов. Не умаляя значение вышеприведенных исследований, отмечу об актуальности общетеоретического осмысления исключительных режимов. Началом в этом должно послужить установление концепции «исключительных правовых режимов» в теории права.

Справедливо отмечается Г.С. Беляевой о том, что «понятие правового режима остаётся одним из наименее изученных и наиболее сложных в правоведении, представляя обширное поле для научных дискуссий...» [1, с.24], данное высказывание можно со справедливостью применить и к исключительному режиму, являющемуся разновидностью правового режима.

С целью раскрытия особенностей исключительного режима в сфере публичного и частного права, необходимо определить его научную дефиницию и признаки как общетеоретической категории. Исключительный правовой режим представляет собой специфический порядок правового регулирования, формируемый с помощью комплекса юридических средств стимулирующей или ограничивающей направленности, создающий для субъектов особые условия для реализации их законных интересов.

Исключительные правовые режимы обладают следующими признаками:

- во-первых, они имеют нормативную основу, закрепляются системой норм, позволяющих регулировать нетипичные, нестандартные, экстраординарные ситуации социального, природно-техногенного и иного характера;

- во-вторых, позволяют специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений при помощи правовых стимулов (в виде правовых льгот, дозволений, рекомендаций), позитивных обязываний и ограничений (в виде приостановлений, ограничений, запретов), сочетающихся определённым образом, действующих комплексно и образующих особый порядок регулирования, в связи с чем, последнему свойственна системность;

- в-третьих, создают особые условия, обстоятельства, неблагоприятную, благоприятную либо сверхблагоприятную ситуацию для удовлетворения субъектами своих законных интересов и др.

С целью познания сущности исключительных режимов попытаемся дать классификацию данному правовому явлению. Существующие исключительные режимы весьма разнообразны и могут быть классифицированы по следующим основаниям:

- в зависимости от предмета правового регулирования выделяются исключительные режимы в конституционном, административном, гражданском, таможенном, трудовом, земельном праве и других отраслях;

- в зависимости от характера - исключительные режимы материальные и процессуальные;

- по степени юридической силы нормативно-правовых актов, в которых закреплен исключительный режим - содержащиеся в

Основном законе и закрепленные в законах и подзаконных нормативно-правовых актах;

- в зависимости от преобладания правовых средств в правовом регулировании - исключительные режимы стимулирующего характера (создают благоприятные условия для удовлетворения интересов) и исключительные режимы ограничивающего характера (направлены на сдерживание в предоставлении некоторых прав и возможностей юридического характера, создание неблагоприятных условий);

- в зависимости от преобладания правовых стимулов - исключительные режимы дозволительного, рекомендательного и льготного характера, в которых преобладают соответственно дозволения, рекомендации и правовые льготы;

- в зависимости от преобладания правовых ограничений - исключительные режимы обязывающего, запрещающего, приостанавливающего характера, в которых преобладают соответственно обязывания, запреты и приостановления;

- в зависимости от территории, на которую распространяет своё действие - исключительный режим внутригосударственного и межгосударственного характера;

- в зависимости от выполняемой роли - регулятивные и охранительные исключительные режимы.

При всём многообразии подходов к классификации исключительных режимов, необходимо учитывать, что классификация исключительных правовых режимов предназначена для помощи правотворческим и правоприменительным органам в выборе соответствующих правовых средств воздействия при возникновении нетипичных, экстраординарных ситуаций и обстоятельств, своевременном реагировании на них при помощи комплекса правовых средств, стимулирующей или ограничивающей направленности.

В целях раскрытия особенностей исключительных режимов, определим их основные отличительные черты в сфере публичного и частного права, что позволит отграничить их от правовых режимов в аналогичных подсистемах права, что имеет несомненную практическую значимость.

Имеющиеся в сфере публичного права на отраслевом уровне работы, посвященные изучению правового режима, преимущественно с позиции науки административного права [11; 6, с. 7, 175; 9], позволяют нам констатировать отсутствие работ, посвященных теоретическому изучению сущности исключительных режимов в отраслях публичного права. Нам представляется актуальным изучить и выявить особенности исключительных режимов в сфере публичного права, выражающего преимущественно не отраслевые особенности режимов, а подсистему права.

Необходимо констатировать наличие в теории права работ, посвященных либо изучению только публичного права [7, с.24-25] либо правовых режимов в публичном праве. Так, Г.С. Беляева в структуре правового режима в публичном праве выделяет следующие элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования (как комплекс правовых средств), правовые принципы [8, с.207]. Данная точка зрения представляется не достаточно верной, поскольку в структуру правового режима в публичном праве включены не все элементы, а включение механизма правового регулирования является спорным.

Особенность исключительного правового режима в сфере публичного права (по сравнению с правовым режимом в публичном праве) выражается в типе правового регулирования, специфическом назначении режимных норм, методе, принципах, законодательном закреплении исключительных режимов, построении правоотношения.

Несмотря на то, что в каждой из отраслей публичного права исключительные режимы имеют свою специфику,

связанную с предметом и методом правового регулирования, исключительные режимы в сфере публичного права обладают следующими особенностями:

- их назначение состоит в том, что они позволяют организовать деятельность государственных органов в различных нестандартных ситуациях (при рассмотрении исключительного режима как особого правового режима при действиях в необычной, неординарной обстановке, экстремальных условиях);

- имеют специфическую цель;

- в связи с используемыми правовыми средствами выступает менее «гибкими» в правовом регулировании;

- среди используемых правовых средств преимущество составляют позитивные обязывания и правовые ограничения (приостановления, обязывания и запреты), определяющие правовой «климат» и направленность правового регулирования;

- правовые средства стимулирующей направленности (поощрения, стимулы, правовые льготы) в правовом регулировании используются редко;

- устанавливают границы в использовании субъектами юридических возможностей, в рамках которых необходимо соблюдать права и исполнять обязанности;

- в диспозиции нормы права, содержащей исключительное правило, детально и дифференцировано регламентируются права и обязанности участников правоотношения, а также законные обстоятельства и условия, при которых возможно уменьшение объёма возможностей, ограничение некоторых конституционных прав и свобод;

- должностные лица государственных органов наделяются дополнительными правами, что приводит к неравному положению сторон;

- распространяют своё действие в отношении определённого объекта (режим государственной границы), а также сложной ситуации, в правовом регулировании которых используется комплекс правовых средств;

- выражают отрицательную правовую мотивацию;

- преобладает разрешительный тип правового регулирования, направленный на поддержание авторитета власти и законности, общественного и правового порядка;

- используется императивный метод правового регулирования;

- правоотношения преимущественно построены по схеме «власть - подчинение»;

- предполагают снижение негативной активности;

- основаны на публично-правовых принципах;

- имеют особенности в законодательном закреплении исключительных режимов (правил), по сравнению со сферой частного права, где исключительные режимы в большей степени регламентируют частные ситуации, в отраслях публичного права чаще используются термины, связанные с режимом, тем самым, законодатель обращает внимание правоприменителя на наличие режимных требований, с целью их соблюдения.

Использование в процессе правового регулирования в публичном праве разрешительного типа правового регулирования (с преобладанием запретов, ограничений и обязываний), а в сфере частного права - общедозволительного (с преобладанием правовых стимулов, дозволений и гарантий), создает специфический «правовой климат» в подсистемах права.

Говоря об особенностях разделения частного и публичного права на отрасли, необходимо учитывать в качестве критерия разделения не только предмет и метод правового регулирования, но и специфические юридические средства, используемые при правовом регулировании, то есть исключительный правовой режим.

Исключительные режимы в сфере частного права, так же как и в сфере публичного права, являются самостоятельными разновидностями вышеуказанного режима, не сводимыми к отраслевым режимам, т.к. режимные требования в данных подсистемах права имеют особенности в предмете, методе, принципах, способах законодательного закрепления и использования частноправовых средств.

Примером использования законодателем публично-правового регулирования является строгий перечень требования к закрытому завещанию, регламентированных статьей 1126 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 3) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ, а именно: не предоставление другим лицам возможности ознакомиться с завещанием; собственноручная заполнение и подпись завещателя; присутствием двух свидетелей, в присутствии которых запечатывается конверт и другие [12], т.е. «собственно» методы гражданского права - автономность, децентрализация не используются, что связано с особым регулированием и защитой наследственных отношений и необходимостью соблюдения конституционного принципа о том, что «право наследования гарантируется», предусмотренного ч.4 статьи 35 Конституции РФ [5]. Соблюдение данного конституционного принципа трудно достичь при использовании гражданско-правовых методов (децентрализация, наделение субъектов правовой инициативой), поэтому используется императивный метод, присущий публичному праву.

Вышеуказанный пример подтверждает наше утверждение о том, что исключительные режимы в сфере частного права не сводятся к гражданско-правовым режимам, се-мейно-правовым и т.д., поэтому необходимо их комплексное теоретико-правовое изучение. Кроме того, в реальных правоотношениях наблюдается переплетение методов исключительных режимов в публичных и частных отраслях права, поэтому зачастую нельзя однозначно отнести те или иные режимные требования к исключительным режимам в частной либо публичной сферах права.

С методами исключительных режимов в сфере частного права связаны принципы частного права. Г.С. Беляева справедливо отмечает, что «понятие принципов правового режима должно отражать как принадлежность последнего к праву, так и отражать «режимную» сущность данной категории ...» [2, с.24].

В сфере частного права особенность исключительных режимов проявляется также в особенностях законодательного закрепления режимных требований, выражающихся в том, что непосредственно в тексте нормативно-правовых актов отсутствует или встречается крайне редко термины «режим» и «исключительный режим». По сравнению с исключительным режимом в сфере публичного права, в сфере частного права режимные правила не так сильно «выделяются», что объясняется тем, что частное право преимущественно регламентирует частные ситуации.

Исключительные режимы в сфере частного права обладают рядом отличительных особенностей, к которым можно отнести следующие:

- специфика в предмете, методе, принципах, особенностях законодательного закрепления и особенностях частноправовых средств;

- необходимо давать оценку правоотношения как публичной или частноправовой направленности, а не на основе общепринятого отнесения рассматриваемой нормы и правовой отрасли к исключительным режимам в сфере частного либо публичного права, т.к. не существует «чистых» отраслей права, содержащих только публичные либо только частные исключительные правовые режимы;

- сторонам предоставляется равноправное положение, отсутствует подчинённость, с преобладанием признаков децентрализации;

- преобладание общедозволительного типа правового регулирования, в основе которого лежит общее дозволение;

- в качестве особенностей законодательного закрепления исключительных режимов преимущественно используется «открытый» перечень;

- как правило, в правовом регулировании преобладают правовые стимулы, предоставляются юридические гарантии и льготы для отдельной, слабо защищённой категории субъектов, с целью создания благоприятной (сверхблагоприятной) ситуации;

- предусматриваемые правовые ограничения, путем установления нормативных изъятий, содействуют полному и справедливому осуществлению субъектами их прав и свобод, а объектам - выполнения целевого назначения их использования;

- способствуют повышению позитивной активности субъектов правоотношений и их правовой мотивации;

- вводятся и действуют, как правило, постоянно, до внесения изменений либо отмены нормы права, содержащей соответствующий исключительный режим;

- преимущественное использование таких частно-правовых методов, как: автономность, децентрализация, координация, наделение субъектов правовой инициативой;

- в редких случаях используется императивный метод, с целью обеспечения соблюдения конституционных принципов;

- используются принципы: имущественной самостоятельности, равенства сторон, защиты прав и свобод человека и гражданина, наделение участников правоотношений приблизительно равным объемом прав и обязанностей, предоставление возможности самим определить условия исключительного правового регулирования;

- непосредственно в тексте нормативно-правовых актов отсутствует или встречается крайне редко термины «исключительный режим» и «режим», установить наличие режимных правил можно из анализа смысла и содержания статей нормативно-правовых актов, в которых указывается на специфический порядок правового регулирования;

- предоставляется возможность участникам правоотношения предусмотреть в договоре объём прав и обязанностей, отличный от установленного в нормах частного права, содержащих исключительный режим.

В юридической науке продолжаются дискуссии относительно критериев разграничения частного и публичного права, при этом нами в качестве одного из имеющихся критериев приводятся особенности использования юридического инструментария, а именно исключительный режим, определяющий характер правового регулирования конкретных правоотношений.

Немаловажное значение на содержание исключительных режимов в сфере публичного и частного права оказывает правовая политика государства, которая должна учитывать баланс и взаимопроникновение двух крупных «пластов» системы права.

В целях эффективного и качественного правового регулирования необходимо учитывать, что в исключительных режимах в сфере частного права не должны преобладать методы и принципы, свойственные публичному праву и соответственно в исключительных режимах в сфере публичного права - особенности, характерные для частного права, но и не должно быть их дефицита, поскольку, как отмечено, не существует исключительных режимов с использованием в правовом регулировании только особенностей одной из сфер права. Отмеченные признаки исключительных режимов в отраслях частного и публичного права необходимо учитывать в процессе правотворчества, при внесении изменений в нормативно-правовые акты, в том числе и при устранении пробелов в праве, а также в процессе правоприменения.

Таким образом, взаимодействие и взаимопроникновение исключительного режима в сфере частного и публичного права не приводит к дисбалансу, а способствует более эффективному и целостному правовому регулированию. Исключительные режимы обеспечивают гармоничное сочетание в правовом регулировании публичных

и частных начал. Кроме того, исключительные режимы в данных структурах права образуют две разновидности типа правового регулирования (в публичном праве разрешительный тип исключительных режимов, в частном -общедозволительный). Преобладание правовых стимулов в исключительных режимах в сфере частного права и правовых ограничений в исключительных режимах публичного права создаёт необходимый баланс в правовом регулировании.

В целях устранения препятствий, имеющихся в правовом регулировании при помощи исключительных режимов и снижающих её эффективность, необходимо установить факторы как снижающие, так и повышающие эффективность, способствующие оптимизации исключительных режимов внутригосударственного характера.

В первую очередь данное правовое средство должно быть обеспечено материальными и юридическими гарантиями, способствующими удовлетворению субъектами права их интересов.

Качество нормативно-правовых актов, в том числе, зависит от того, как законодатель отразил в последних исключительные режимы, с учётом их юридической природы и специфики.

Кроме того, необходимо наличие отлаженного юридического механизма, направленного на недопущение и противодействие минимизации поступления денежных средств в бюджет страны. Законотворческим органам перед закреплением в нормативно-правовых актах ограничений, стимулов и позитивных обязываний, содержащихся в исключительных правовых режимах, необходимо проводить анализ по повышению эффективности данного комплексного правового средства, предусмотреть расходы по ним, которые заложить в соответствующих статьях бюджета.

В целях повышения эффективности исключительных режимов законотворческим и правоприменительным органам необходимо учитывать специфические особенности последних, а именно то, что правовые стимулы и ограничения, а также позитивные обязанности используются не каждый отдельно, а системно, комплексно. Необходимо грамотно и взвешенно подходить к выбору конкретных составляющих исключительных режимов в правовом регулировании.

В качестве направления по повышению эффективности использования исключительных режимов, а также их совершенствования и оптимизации необходимо отметить объективно существующую потребность в их упорядочении, с целью облегчения их использования. Требуется произвести инкорпорацию нормативных актов, содержащих исключительные режимы, путем издания сборника нормативно-правовых актов. Кроме того, в сборник исключительных режимов необходимо включить разъяснения юристов, пользующихся авторитетом как в теории права (профессоров и докторов наук), так и в практической деятельности (судьи, адвокаты, практические работники правоохранительных органов).

Кроме того, требуется провести анализ и экспертизу существующей системы исключительных режимов, с целью установления и последующей отмены устаревших и неиспользуемых режимных правил, т.к. это снижает их потенциал. Также необходимо повышать информирование граждан, общественных объединений, должностных лиц, имеющих так или иначе отношение к нормативно-правовым актам, содержащим исключительные режимы для наилучшей реализации последних. Для должностных лиц, имеющих в силу исполнения своих должностных обязанностей, отношение к правоприменительной дея-

тельности, с использованием исключительных режимов необходимо проводить бесплатные курсы повышения квалификации. Кроме того, в периодических изданиях юридического профиля необходимо публиковать нормативные акты, содержащие исключительные режимы с соответствующими разъяснениями и комментариями, для повышения информированности о них.

В целях наибольшей реализации норм права, содержащих исключительные режимы необходимо, чтобы с одной стороны государство и общество, создав соответствующий механизм реализации вышеуказанного правового средства, стремились и обеспечивали его реальную и продуктивную «работу», а с другой, чтобы субъекты права испытывали потребность в правовом регулировании при помощи исключительных режимов. Нельзя упускать из виду влияние на эффективность исключительных режимов внеправовых факторов: экономических, нравственных, моральных, политических, международной ситуации.

Необходимо разработать научно обоснованные специально-юридические и социальные критерии эффективности правовых стимулов, ограничений и позитивных обязываний, содержащихся в исключительных режимах внутригосударственного характера. Для оценки эффективности исключительных режимов межгосударственного характера кроме специально-юридического критерия необходим также экономический, политический критерий, в связи с чем, необходимо привлекать соответствующих специалистов, которые должны давать заключение.

В качестве недостатков действующей системы действия исключительных режимов хочется отметить отсутствие отлаженной системы контроля за принятием и реализацией нормативно-правовых актов, содержащих вышеуказанные правовые средства, отсутствие продуманной и выверенной законодательной стратегии принятия и внесения изменений в нормативные акты, содержащие исключительные режимные требования, с целью их актуальности и своевременности.

Исключительные режимы необходимо использовать в законодательстве для максимального уменьшения, к сожалению, имеющих место отрицательных явлений в правовой жизни. Установление новых режимных требований и внесение изменений в действующие, в том числе и в целях устранения пробелов в праве, должно соответствовать современной правовой ситуации и правовой политике, не терять актуальности, своевременно реагировать на изменения в правовой действительности, учитывать современные тенденции внутригосударственного и международного характера. Исключительные режимы должны способствовать удовлетворению интересов отдельной личности, социальных групп и государства в целом, повышать уровень их правовой жизни. В связи с тем, что правовая и политическая ситуация находятся в постоянной динамике, необходимы дальнейшие общетеоретические и отраслевые исследования в данном направлении.

Установление исключительных режимов должно быть своевременным, обоснованным, оправданным, справедливыми, правомерными и адекватным, т.е. отражать современные социальные, правовые, экономические, политические и международные реалии, с целью наилучшего регулирования отношений в данных сферах.

Благодаря проведению продуманной и грамотной правовой политики с использованием исключительных правовых режимов, можно влиять на отношения не только в правовой, но и в экономической и политической сферах.

Актуальность повышения роли такого юридического инструментария, как исключительные режимы подтверждается тем, что данное комплексное правовое средство используется в новом законодательстве - 21 ноября 2014 года Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [9, с.18.]. В данном случае законодателем в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития двух новых субъектов Российской Федерации обоснованно преимущественно используются правовые льготы и преимущества. Необходимо отметить, что в целях максимальной эффективности данного нормативно-правового акта в бюджете страны необходимо предусмотреть соответствующие материальные затраты. Кроме того, требуются материальные и правовые гарантии, механизм действия исключительных режимов, необходимо внести соответствующие изменения в другие нормативно-правовые акты - Бюджетный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, привести в соответствие нормативные дефиниции. Безусловно, часть из вышеперечисленного начало осуществляться. В целях полноценной «работы» исключительных режимов законотворческим органам не нужно преследовать цель увеличения количества исключительных режимов в нормативно-правовых актах, а следовать рекомендациям и предложениям по повышению их качества в правовом регулировании. Таким образом, согласованность правотворческого и правоприменительного процессов с использованием комплексного правового средства - исключительных режимов позволит сформировать эффективный механизм действия вышеуказанных режимных требований.

Проведенное исследование позволяет изучить сущность, содержание и направления совершенствования комплексного правового средства, каким является исключительный режим, что необходимо в современный период не только для теории права, но и отраслевых юридических наук, в практической работе. Подводя некоторый итог исследованию исключительных режимов необходимо отметить, что данный юридический инструментарий существует, обладает отличительными признаками, его роль в правовом регулировании не теряет актуальности и увеличивается, в связи с чем, нуждается в дальнейшем исследовании. Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Беляева Г.С. Сущность правового режима: некоторые аспекты // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. 2013. №4. С. 24-27.

2. Беляева Г.С. Принципы правового режима // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №4. С. 23-26.

3. Казаков Г.А. Актуальные вопросы правового регулирования в условиях модернизации в современной России // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №2. С. 74-75.

4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

5. Лермонтова Н.В. Административно-правовые режимы в системе публичного управления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. - 186 с.;

6. Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. - 26 с.

7. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / под ред. А.В. Малько и И.С. Барзиловой. -М.: Юрлитинформ, 2012. - 416 с.

8. Пчелинцев С. В. Ограничение прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: методология, теория, практика: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. - 545 с.

9. Российская газета от 3 декабря 2014. № 275 (6547). С. 18.

10. Рушайло В. Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. - 347 с.

11. Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2013. № 30. Ст. 4056.

Reference list:

1. Belyaeva G.S. The essence of the legal regime: some aspects // «Black holes» in the Russian legislation. 2013. №4. Pages 24-27.

2. Belyaeva G.S. The principles of legal regime // The gaps in Russian law. 2013. №4. Pages 23-26.

3. Kazakov G.A. The topical questions of legal regulation in the modernization in contemporary Russia // The gaps in Russian law. 2014. №2. Pages74-75.

4. The Constitution was adopted by popular vote of Russian Federation. December 12, 1993.

5. Lermontova N.V. The administrative and legal regimes in the public administration system: the diss. of the cand. of law sciences. M., 2009. - 186 p.

6. Mashtakov K.M. The theoretical questions of differentiation: the diss. of the cand. of law sciences. Volgograd, 2001. - 26 p.

7. Legal regimes: general theoretical and branch aspects: monograph / The edited A.V. Malko and I.S. Barzilova. -M.:Yurlitinform, 2012. - 416 p.

8. Pchelinzev S.V. The restriction of the rights and freedoms of citizens in special legal regimes: methodology, theory and practical: the diss. of the doctor of law. М., 2006. - 545 p.

9. Russian newspaper. December 3, 2014. № 275 (6547). Page 18.

10. Rushailo V.B. The special administrative and legal regimes: the diss. of the doctor of law. М., 2004. - 347 p.

11. NW Russia. 2001. № 49. Art. 4552; 2013. № 30. Art. 4056.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью соискателя кафедры теории государства и права ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» Афзалетдиновой Г.Х. «Основные направления использования исключительных режимов в отраслях публичного и частного права» Представленная статья Г.Х. Афзалетдиновой посвящена актуальной проблематике, связанной с использованием исключительных режимов для регулирования отношений в публичных и частных отраслях российского права. Актуальность тематики статьи обусловлена повышением роли юридического инструментария для регулирования отношений в различных сферах жизни российского общества. Несмотря на очевидную актуальность данной проблематики, фундаментальные теоретические разработки в подобном направлении практически отсутствуют, что предопределяет научную новизну предпринятого исследования. Новизной отличаются и предлагаемые автором в статье определение и признаки исключительных режимов, их особенности в зависимости от видов регулируемых общественных отношений.

Автор довольно умело подтверждает свои теоретические разработки материалами из действующего законодательства, что предопределяет не только теоретическую, но и практическую значимость данной работы. Рецензируемая статья написана хорошим литературным языком, отвечает сложившимся подходам к режимному регулированию в рамках общей теории права. Работа может быть оценена положительно и рекомендована к опубликованию. Рецензент

(научный руководитель):

доктор юридических наук,

профессор кафедры теории государства

и права ФГБОУ ВПО «Московский государственный

юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

И.С. Барзилова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.