Научная статья на тему 'Проблемы эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания'

Проблемы эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1605
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пилипенко О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания»

© 2006 г. О.А. Пилипенко

проблемы эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания

Применение условно-досрочного освобождения (УДО) от наказания должно быть связано с возложением на освобождаемого определенных обязанностей, предусмотренных законом, которые должны соблюдаться им в течение неотбытой части наказания, ограничивая в определенном объеме его личную свободу. Эти ограничения, в зависимости от категории освобождаемых, касаются права выбора и перемены места жительства, работы, права свободного передвижения по территории района, города, где он проживает, права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности и т. д.

Такие ограничения личной свободы, осуществление наблюдения за освобожденными и возможность применения мер воздействия в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения освобожденными своих обязанностей должны основываться только на законе и осуществляться в его пределах. В этой связи важное практическое значение приобретает вопрос о правовых условиях освобождения осужденного условно-досрочно, о допустимых пределах и компетенции специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за этими лицами.

К сожалению, данный вопрос достаточно и полно не исследован, и на практике довольно часто имеет место полная бесконтрольность за условно-досрочно освобожденными в период испытательного срока. Поэтому исследование уголовно-правовых проблем осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными со стороны государственных органов и общества представляет как теоретический, так и практический интерес.

Освобожденные условно-досрочно из мест лишения свободы характеризуются разной степенью исправления и характером совершенного преступления, прошлой преступной деятельности, по виду отбытого ими наказания и т. д. Поэтому различна и сфера регулирования жизни этих лиц на свободе, которая определяется возложенными на них судом обязательствами, являющимися необходимым условием для успешного прохождения ими испытательного срока.

Основанием осуществления контроля за условно-досрочно освобожденным является вынесение судом постановления об УДО и вступление его в законную силу, в котором должны указываться требования, возлагаемые на условно-досрочно освобожденного и испытательный срок, в течение которого он должен подтвердить свое окончательное исправление.

В виду того, что на условно-досрочно освобожденных в большинстве случаев никаких обязанно-

стей не возлагается, осуществление контроля, о котором идет речь в ч. 6 ст. 79 УК РФ, становится невозможным. Реальная возможность его установления возникает лишь тогда, когда суд, возложив на лицо определенные обязанности, направляет в уголовно-исполнительную инспекцию копию постановления об УДО с требованием постановки его на учет и осуществления контроля за выполнением освобожденным возложенных судом требований или, если суд, освобождая осужденного условно-досрочно от основного наказания, оставляет дополнительное наказание в силе. В этом случае исполнение дополнительного наказания возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию, которая параллельно осуществляет постановку такого освобожденного на учет и последующий контроль за его повелением.

Между освобожденным условно-досрочно от наказания и государством в период испытательного срока должны сохраняться определенные общественные отношения, регламентированные нормами уголовного права, что даст государству право в пределах испытательного срока в определенном объеме определять поведение условно-досрочно освобожденного.

Установление контроля со стороны государственного органа требует от условно-досрочно освобожденного более ответственного отношения к своему поведению, заставляет задумываться над последствиями своих поступков и тем самым повышается эффективность индивидуальной профилактики преступлений.

Осуществление контроля за поведением условно-досрочно освобожденного лица является своего рода заключительным этапом применения института УДО, процессом закрепления результатов исправления (которые были достигнуты в период исполнения наказания), в течение которого проверяется эффективность и обоснованность его применения.

Вопросам осуществления контроля за осужденными, отбывшими наказание, в том числе и условно-досрочно освободившимися в советской юридической литературе и на практике уделялось серьезное внимание. Была выработана система мер воздействия на личность (меры убеждения, поощрения и принуждения, формирование общественного мнения, трудовое и бытовое обустройство освобожденных и проч.), благодаря которым поведение условно-досрочно освобожденных приводилось в соответствие с нормативными требованиями поведения в обществе.

Однако правовые реалии относительно осуществления контроля за поведением условно-досрочно освобожденных таковы, что говорить о

каком-либо контроле за ними на сегодняшний день не представляется возможным ввиду того, что он практически равен нулю. Связанно это прежде всего с тем, что отсутствует нормативно-правовая база, которая регулировала бы эту деятельность и подчиняла освобожденных к определенному поведению и установленным в законе требованиям, а также регулировала бы деятельность контролирующих органов.

Проблемы осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными и его эффективность приобретают в настоящее время особую социально-правовую значимость, поскольку применение УДО выносит завершение процесса исправления за рамки реального отбывания наказания. Отсутствие же такого контроля приведет к тому, что цели наказания, обозначенные в законе, не будут достигнуты. А раз есть институт, применение которого противоречит целям наказания, то соответственно его применение в таком виде незаконно и необоснованно, поскольку подрывает стабильность и действенность исполнения судебного приговора.

Условность досрочного освобождения заключается в том, что суд должен освобождать осужденного от наказания, возложив на него определенные обязательства, которые должны им соблюдаться в течение определенного срока, нарушение которых ведет к отмене УДО.

В ч. 6 ст. 79 УК РФ сказано, что контроль за поведением лица, освободившегося условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. В законе, однако, не поясняется, какой орган государства уполномочен осуществлять такой контроль, каков объем его полномочий, какими нормативно-правовыми актами регулируется его деятельность.

В советский период функции общественного контроля выполняли наблюдательные комиссии, которые в пределах своей компетенции могли осуществлять контроль за организацией и проведением воспитательной работы на предприятиях, где работают условно-досрочно освобожденные; их учет и общественное наблюдение за поведением в быту и на производстве; оказывали им необходимую помощь в трудовом в бытовом устройстве; в случае систематического нарушения возложенных на условно-досрочно освобожденного судом обязательств или злостного уклонения от их исполнения могли ставить вопрос об отмене УДО; осуществляли индивидуальную профилактику и т.д. Сейчас деятельность наблюдательных комиссий прекращена, в то время как проблема осуществления контроля за освобожденными осталась.

Анализ действующего законодательства в области осуществления контроля за освобожденными от отбывания наказания досрочно по различным основаниям позволяет прийти к выводу, что таким органом, который полномочен осуществлять контроль за

поведением условно-досрочно освобожденного, является уголовно-исполнительная инспекция, действующая на основании Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 729 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 г. № 199).

В соответствии с указанным Положением и законодательством РФ, на инспекции в числе прочих возлагаются следующие основные обязанности:

- ведение учета осужденных;

- разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;

- организация и проведение воспитательной работы с осужденными по лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

- проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных к исправительным работам, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью условно осужденных и осужденных женщин, местонахождение которых неизвестно;

- внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказания;

- выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины и принятие мер по их устранению.

Как видно, объем обязанностей уголовно-исполнительной инспекции позволяет им осуществлять все вышеуказанные функции и в отношении условно-досрочно освобожденных. Однако в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях нет даже упоминания об условно-досрочно освобожденных.

Установление судом требований к освобожденным условно-досрочно, аналогичных тем, что устанавливаются для условно осужденных, и ссылка на них в ч. 2

ст. 79 УК РФ позволяют сделать вывод, что органом, осуществляющим контроль за поведением условно-досрочно освобожденных является именно уголовно-исполнительная инспекция. Сравнение оснований и содержания контроля при УДО и при условном осуждении свидетельствует об их единстве. Однако они порождают различные правовые последствия для условно-досрочно освобожденных и условно осужденных. Поэтому такое важное положение должно иметь непосредственное закрепление в законе в виде установления отдельного порядка осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными.

На сегодняшний день никто не реагирует на нарушаемые условно-досрочно освобожденными запреты и требования, установленные судом, не пресекает их антиобщественный образ жизни, нарушения общественного порядка и т. д. О таких нарушениях становится известно лишь тогда, когда условно-досрочно освобожденный вновь совершает преступление и попадает в поле зрения правоохранительных органов. Поэтому главная цель УДО - завершение процесса исправления вне реального исполнения наказания - оказывается недостижимой, а меры частной превенции - неэффективными.

Важным аспектом осуществления контроля за поведением условно-досрочно освобожденных является именно недопущение совершения ими новых преступлений. Чтобы эффективно организовать работу по предупреждению преступлений со стороны условно-досрочно освобожденных, контролирующие органы должны обладать полной информацией о личности условно-досрочно освобожденного, о его поведении и образе жизни. Работа по предупреждению преступлений условно-досрочно освобожденными должна вестись параллельно с осуществлением контрольных функций. В отличие от раннее действовавшего законодательства об УДО сейчас нет формальных ограничений в его применении. Это в свою очередь создает реальные предпосылки для совершения условно-досрочно освобожденными новых преступлений, в связи с чем имеет место рецидив преступлений.

Совершение условно-досрочно освобожденными новых преступлений свидетельствует о том, что контроль за их поведением осуществляется неэффективно, в результате чего цель частной превенции недостижима. Причинами рецидива среди условно-досрочно освобожденных являются:

- неудовлетворительная работа исправительных учреждений в подготовке осужденных к освобождению;

- отсутствие у освобожденных на свободе полезных социальных связей;

- отсутствие у освобожденных нормальных жи-лищно-бытовых условий;

- миграционные процессы освобожденных, в результате чего осуществление контроля и надзора за их поведением становится крайне затруднительным;

- неэффективность действующего механизма осуществления контроля за освобожденными;

- кратковременность пребывания осужденного в местах лишения свободы;

- отступление от требований закона в деятельности судей при решении вопроса о применении УДО;

- отсутствие эффективного прокурорского надзора за деятельностью исправительных учреждений и судов при применении УДО и т. д.

Поэтому для осуществления эффективного контроля за поведением условно-досрочно освобож-

денных и предупреждения с их стороны рецидива контролирующим органам необходимо:

- помочь условно-досрочно освобожденному решить бытовые проблемы, возникающие при освобождении от наказания;

- помочь ему в трудоустройстве;

- наладить работу с ними участковых инспекторов милиции, а в необходимых случаях и оперативно-розыскных служб;

- вести с условно-досрочно освобожденными систематические беседы воспитательного характера;

- вести работу по организации досуга и занятости молодых условно-досрочно освобожденных;

- ограничить или нейтрализовать влияние на условно-досрочно освобожденного неформальных или антисоциальных микрогрупп;

- незамедлительно реагировать на нарушения условно-досрочно освобожденными своих обязанностей или условий освобождения;

- в необходимых случаях обеспечить осуществление административного надзора за условно-досрочно освобожденными вплоть до погашения или снятия судимости;

- не возвращать условно-досрочно освобожденного в ту местность, где он ранее жил, если есть основания полагать, что это окажет негативное влияние на его поведение, будет мешать завершению процесса исправления или представляет угрозу его жизни и здоровью;

- выяснять причины и условия, способствовавшие повторному совершению условно-досрочно освобожденными преступления;

- вовлекать общественность в осуществление контроля за поведением условно-досрочно освобожденного (восстановить институт передачи условно-досрочно освобожденных на поруки трудовому коллективу) и в борьбу с рецидивной преступностью и т. д.

Отсутствие в законе соответствующей нормы, регулирующей порядок осуществления контроля за поведением условно-досрочно освобожденных, является одной из причин того, что реально отбыв часть наказания и освободившись от него досрочно, они считают, что рассчитались с обществом и государством, поэтому вольны поступать как они захотят, невзирая на взятые на себя или наложенные судом обязательства. А уголовно-исполнительные инспекции, ссылаясь на отсутствие прямого указания в законе об обязанности осуществлять контроль за условно-досрочно освобожденными, не делают этого, ограничиваясь постановкой условно-досрочно освобожденных на учет. Относительно благополучной выглядит ситуация с осуществлением контроля за освобожденными условно-досрочно военнослужащими, который осуществляется командованием воинских частей или учреждений, где они проходят военную службу.

Судья, принявший решение об УДО, направляет в воинскую часть, где освобожденный военнослужащий будет проходить дальнейшую воинскую службу, копию постановления об УДО. В день поступления постановления и материалов на освобожденного условно-досрочно военнослужащего в воинскую часть, где он будет проходить службу, командир воинской части или начальник учреждения (например, военного комиссариата) осуществляет постановку военнослужащего на учет. Командир воинской части немедленно направляет в военный суд письменное подтверждение о принятии освобожденного военнослужащего для прохождения военной службы, постановке его на учет и установлении контроля за его поведением. Контроль осуществляется в течение всего определенного судом испытательного срока.

При оставлении для полного отбывания назначенного военнослужащему в качестве дополнительного наказания - лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, командование воинской части обязано в полной мере осуществить мероприятия, предусмотренные ст. 33-38 УИК РФ. Аналогичная обязанность возлагается и на уголовно-исполнительные инспекции в случае, если лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания лишения свободы, указанное дополнительное наказание оставлено для полного или частичного отбывания.

Если в течение оставшейся неотбытой части наказания военнослужащий совершит нарушение общественного порядка, влекущее наложение административного взыскания, или злостно уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении УДО, командир воинской части (начальник) направляет в суд представление об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. В случае совершения условно-досрочно освобожденным военнослужащим нового умышленного или неосторожного преступления суд, отменяя УДО, назначает наказание по совокупности приговоров.

Представляется правильным, если в УИК РФ будет включена глава, регулирующая вопросы осуществления контроля за условно-досрочно освобожденным, как это сделано в гл. 24 УИК РФ «Осуществление контроля за поведением условно осужденных». Это позволит четко установить, какие формы контроля осуществляются за поведением условно-досрочно освобожденных и какие органы имеют право его осуществлять. В литературе высказываются различные мнения по поводу организации контроля за поведением условно-досрочно освобожденных в течение неотбытого срока наказания. Главным образом высказываются мнения о целесообразности перенесения этой деятельности на профессиональный уровень [1].

Вносились предложения возложить этот контроль на органы прокуратуры или милиции [2]. Возложение этой обязанности на прокуратуру нам

кажется невозможным по той причине, что она практически лишена возможности проводить такую работу из-за малочисленности своих штатов и большого объема выполняемой ими работы.

Что же касается органов милиции, то они тоже вряд ли будут в состоянии осуществлять эффективную работу по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных по той причине, что обеспечение безопасности личности, предупреждение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, осуществляются ими не в связи с исполнением судебного решения об УДО лица, а в связи с прямым указанием закона [3] и являются непосредственной профессиональной обязанностью. Выполнение подобных функций в рамках неотбытого срока наказания, наложенного судом (т. е. на стадии исполнения приговора), а также контроль за освобожденными осуществляются органами, входящими в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ, а не Министерства внутренних дел РФ.

Ранее за условно-досрочно освобожденными устанавливался административный надзор, который производился органами внутренних дел (милицией), в соответствии с Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, являлся принудительной мерой и применялся в отношении совершеннолетних лиц:

а) признанных судами особо опасными рецидивистами;

б) судимых за тяжкие преступления или судимых два и более раза с лишением свободы за любые умышленные преступления, либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;

в) судимых за тяжкие преступления или судимых два и более раза с лишением свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если они после отбытия наказания либо условно-досрочного освобождения от наказания систематически нарушают общественный порядок и правила социалистического общежития, несмотря на предупреждения

органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливался административный надзор, могли применяться следующие ограничения:

- запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

- запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

- запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

- явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Перечисленные ограничения применялись в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как превентивной меры в настоящее время невысока вследствие прежде всего большой загруженности органов, которые должны осуществлять такой надзор и отменой уголовной ответственности за злостное нарушение правил административной ответственности. В перспективе планируется дополнить такой надзор иными формами социально-правового контроля.

Однако это не значит, что прокуратура и милиция не обязаны реагировать на противоправное поведение условно-досрочно освобожденного. В этой связи нам представляется необходимым предоставить соответствующие полномочия опротестовывать постановления об УДО прокурору, осуществляющему надзор за исполнением наказаний для отбывания оставшейся части наказания в местах лишения свободы. По этим же основаниям органы милиции должны поддерживать постоянную связь с уголовно-исполнительными инспекциями, сообщая им о допущенных условно-досрочно освобожденными нарушений общественного порядка, за которое на него было возложено административное взыскание, а также иметь возможность оперативно реагировать на противоправное поведение условно-досрочно освобожденных. Большую роль в осуществлении эффективного контроля за поведением условно-досрочно освобожденного могут сыграть участковые инспектора милиции, имеющие постоянные контакты не только с самим условно-досрочно освобожденным, но и его соседями. Участковые инспекторы милиции могут передавать соответствующую информацию о поведении условно-досрочно освобожденного в уголовно-исполнительные инспекции.

Основные функции по осуществлению контроля за поведением условно-досрочно освобожденных должны взять на себя уголовно-исполнительные инспекции. На сегодняшний день они плохо справляются со своими обязанностями по ряду объективных причин. В данный момент в России функ-

ционируют около 1900 уголовно-исполнительных инспекций, в то время как районов и городов без районного деления в нашей стране более 2500. Поэтому примерно 350 инспекций являются межрайонными. Численный состав сотрудников уголовно-исполнительных инспекций - около 6 тыс. человек, в среднем по 3 - 4 чел. на одну инспекцию, в то время как на одну инспекцию приходится в среднем около 600 - 700 осужденных к исправительным работам, лишению права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Помимо этого, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за условно осужденными и женщинами, к которым была применена отсрочка исполнения лишения свободы. Всего за один год через систему инспекций проходят до 1,5 млн осужденных.

В таких условиях инспекции практически лишены возможности качественно контролировать поведение условно-досрочно освобожденных. Поэтому пока проблема налаживания нормальной работы уголовно-исполнительных инспекций не будет решена, не будут внесены соответствующие изменения и дополнения в нормы, регулирующие применение УДО, говорить об эффективности досрочного освобождения от наказания в целом достаточно сложно.

Уголовно-исполнительные инспекции во время испытательного срока должны иметь следующие полномочия:

- проверять обоснованность применения УДО для не допущения ошибки в оценке степени исправления осужденного;

- проводить комплекс предупредительных мер, исключающих совершение условно-досрочно освобожденными нового преступления;

- осуществлять оценку поведения условно-досрочно освобожденных, проверять соблюдение ими всех предписаний и запретов суда, возложенных на него в течение неотбытой части срока наказания;

- закрепить достигнутые ранее результаты исправления и на этой основе проводить с этим лицом дальнейшую целенаправленную воспитательную работу.

Представляется, что для эффективного действия испытательного срока (недопущение рецидива, антисоциального поведения, обеспечение скорой адаптации освобожденных от наказания лиц к условиям «свободного пространства, оказание помощи в приобщении к самостоятельной жизни, в решении социально-бытовых проблем, трудоустройстве и т.д.) необходим специально подготовленный профессионал - субъект контроля за лицом, досрочно освобожденным от наказания. Таким субъектом может стать специалист по вопросам профилактики преступности среди освобожденных досрочно, наделенный соответствующими властными полномочиями.

Формальный контроль, осуществляемый специализированным государственным органом за поведением условно-досрочно освобожденных, носит более узкий характер и ограничивается сферой деятельности человека в рамках возложенных на него обязанностей. Такой контроль выполняется путем выявления поведения лица и оценки его деятельности на основе формальных позитивных или негативных санкций.

Практика последних лет свидетельствует о необходимости привлечения общественности к контролю за поведением условно-досрочно освобожденных и к проведению с ними воспитательной работы. Главной задачей в этом направлении должно стать расширение участия общественности в работе с условно-досрочно освобожденными и совершенствование форм и методов этой работы.

Введение подобной практики позволит организовать систематическое наблюдение за освобожденными, помочь им в окончательном преодолении остатков антиобщественных взглядов и привычек, исправлении незначительных, несложных ошибок и отступлении от установленного регламента испытательного срока. Кроме того, в ч. 2 ст. 9 УИК РФ общественное воздействие рассматривается как одно из основных средств исправления осужденных, которое наиболее эффективным способом может проявить себя, когда осужденный освобождается условно-досрочно, а не тогда, когда он находится в местах лишения свободы.

Социальный контроль играет важную роль в обеспечении надлежащего поведения граждан в соответствии с требованиями как общества в целом, так и отдельных социальных групп. Разумеется, не любое поведение человека должно и может охватываться сферой социального контроля. Например, свобода человека, его личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайна телефонных переговоров и переписка гарантируется Конституцией РФ, а неправомерное вмешательство в эту сферу преследуется законом.

Как правильно отмечает И.В. Шмаров, «...сфера социального контроля определяется общественной значимостью функций и ролей, осуществляемых гражданином. Чем больше поведение гражданина затрагивает интересы общества, тем сильнее социальный контроль, тем существеннее он перемещается в сферу правовой регламентации и обеспечивается деятельностью соответствующих государственных органов и общественных организаций» [4]. Систему социального контроля нельзя представить только в форме наблюдения общества за осуществлением гражданином своих функций, в том числе тех обязанностей, которые возложены на него судом.

Контроль позволяет дать соответствующую оценку (уголовно-правовую или моральную - в зависимости от контролирующего субъекта) действиям отдельных лиц, что в конечном итоге формирует общественное мнение, которое, как известно,

оказывает существенное влияние на поведение граждан.

Большую роль в этом плане играет неформальный социальный контроль, основывающийся на оценке поведения условно-досрочно освобожденного лица его ближайшим окружением: семьи, друзей, коллег по работе и т.д.

Доброжелательное отношение коллег по работе, признание заслуг, выражение уважения ближнего социального окружения, с одной стороны, и проявление недовольства, насмешки, отказ поддерживать дружеские отношения - с другой, оказывают иной раз более сильное влияние на поведение человека, чем официальное одобрение или неодобрение того или иного поступка или поведения. Межличностные отношения как один из элементов социального контроля образуют определенное чувство общности, которое побуждает человека к действиям и поступкам, ожидаемым от него макросоциальным окружением.

«Чувство "общности", "обязанности" с другими лицами, - пишет А.М. Яковлев, - реальный социально-психологический фактор. Именно он оказывает часто решающее воздействие на мотивацию человеческого поведения» [5].

Недостатком неформального контроля является то, что в результате разобщенности труда и быта, дробления социальных связей и расслоения общества в крупных городах, куда, как правило, направляются освобожденные, социальный контроль за выполнением ими своих функций носит локальный характер, а их поведение не получает единой оперативной оценки. Поэтому неформальный контроль в ряде случаев оказывается малоэффективным. Вот почему государство должно уделять все больше внимание организации специального формального контроля за освобожденными.

Одним их преимуществ формального государ -ственного контроля за условно-досрочно освобожденными от наказания является то, что он устраняет локальную оценку их поведения в обществе, позволяет всесторонне оценивать характер выполняемых ими социальных ролей и обязательств. Кроме того, контроль со стороны специализированного органа за поведением условно-досрочно освобожденного подкреплен возможностью привлечения его к ответственности за нарушение условий досрочного освобождения, за уклонение от наблюдения, что позволяет контролирующему органу поставить вопрос об отмене УДО и водворении лица в места лишения свободы для отбывания оставшейся части наказания. Наблюдение же со стороны общественности за поведением условно-досрочно освобожденного не влечет для него вышеуказанных последствий.

Конечно, не следует противопоставлять эти формы контроля за освобожденными или недооценивать какой-либо из них, поскольку каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки. Только их объединение и эффективное осу-

ществление может обеспечить необходимую профилактику новых преступлений со стороны лиц, освобожденных условно-досрочно из исправительных учреждений. Поэтому важным условием эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными является комплексный подход в его осуществлении, применение общих критериев оценки поведения условно-досрочно освобожденных в различных сферах жизни, который обеспечит надлежащие условия для их успешной адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Михлин А. С. Проблемы досрочного освобождения от наказания. М., 1982. С. 77-78.

2. Ефимов М.А. Условно-досрочное освобождение и досрочное освобождение по советскому уголовному праву. Л., 1958. С. 28.

3. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 102б-1 // СЗ РФ. 1991. № 3.

4. Шмаров К.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. М., 1974. С. 78.

5. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1967. С. 154.

Ростовский государственный университет

30 октября 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.