Научная статья на тему 'До- и постпенитенциарный контроль по законодательству России и других государств - участников СНГ'

До- и постпенитенциарный контроль по законодательству России и других государств - участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «До- и постпенитенциарный контроль по законодательству России и других государств - участников СНГ»

GRISHKO A.YA.

PRE- AND POST PENAL CONTROL IN THE LEGISLATION OF RUSSIA

AND OTHER CIS COUNTRIES

АЯ. ГРИШКО,

доктор юридических наук,

профессор

(Академия ФСИН России)

ДО- И ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

К вопросу об актуальности проблемы: «Начиная с 2004 года в России наблюдается ежегодный рост количества совершающих преступления лиц, уже совершавших их ранее (2003 г. -301 998 чел., 2004 - 316 227, 2005 - 373 837, 2006 г. - 392 275 чел.). В числе осужденных в 2006 г. лица с неснятыми и непогашенными судимостями составили 28,3 %, или 257,3 тыс. чел., что выше по сравнению с 2005 годом (244,8 тыс. чел., или 27,8 %)»1.

Количество трудоспособных без определенных занятий среди рассматриваемой категории лиц составляет 173 674 чел. (67,5 %), освободившихся условно-досрочно - 59 648 (23,2 %), освободившихся по амнистии, помилованию и болезни - 124 чел. Совершили преступления во время отбывания наказания, в том числе условного осуждения с испытательным сроком -83 940 (32,6 %), исправительных работ -8450 чел. (3,3 %)2 .

Высокий уровень рецидива среди лиц, освобожденных от отбывания наказания и осужденных условно, обязывает обратиться к вопросу контроля за их поведением.

В разные годы тема до- и постпенитенциар-ного контроля разрабатывалась К.Е. Игошевым,

B.И. Гуськовой, А.С. Михлиным, В.М. Трубниковым, О.В. Филимоновым, Д.А. Шестаковой, И.В. Шмаровым, В.Е. Южаниным и др. В начале XXI в. она получила развитие в исследованиях П.М. Малина, И.И. Евтушенко,

C.Я. Улицкогс, И.Б. Скакова, А.М. Потапова, Ю.В. Жулевой и др., однако не стала менее востребованной по ряду причин. Во-первых, многие проблемы, поднятые в работах указан-

ных авторов, оставались нерешенными (о чем свидетельствуют приведенные показатели); во-вторых, вопросы контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в ряде случаев в новом законодательстве и на практике не только не получили прогрессивного развития, но и в определенной степени подверглись регрессу (например, административный надзор); в-третьих, в конце 90-х годов XX -начале XXI столетия в государствах - участниках СНГ были приняты новые уголовные и уголовно-исполнительные кодексы, что вызывает необходимость обратиться к ним с целью изучения решения в них вопроса осуществления рассматриваемых видов контроля, так как по известным причинам законодательство этих стран представляет больший интерес, чем законодательство стран дальнего зарубежья.

Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в определенной степени регламентирует поставленную проблему В соответствии со ст. 183 УИК РФ контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации и нормативным правовым актам.

Законодательство устанавливает субъекты, осуществляющие до- и постпенитенциарный контроль в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно, - государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений (ч. 6 ст. 79 УК РФ), условно осужденных - уголовно-исполнительными инспекциями (ст. 187 УИК РФ). Вместе с тем некоторые субъекты недостаточ-

но конкретизированы в законодательстве, а если и названы в законе, то не созданы на практике.

Так, применительно к лицам, освобожденным от отбывания наказания, не определен орган, осуществляющий постпенитенциарный контроль. В ст. 183 УИК РФ указывается, что он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами (где это законодательство и соответствующие нормативные правовые акты?).

В ст. 79 УК РФ устанавливается, что за лицами, освобожденными условно-досрочно, контроль осуществляет уполномоченный на то специализированный государственный орган. Такой орган не создан и соответственно должного контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, нет.

К одному из пробелов в законодательстве, пишет Л.В. Яковлева, следует отнести тот факт, что осуществление контроля за условно-досрочно освобожденными до сих пор не возложено ни на один государственный орган. Между тем определение такого органа оказало бы позитивное влияние на предупреждение рецидива среди условно-досрочно освобожденных3 .

Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость обратиться к опыту зарубежных стран, и прежде всего государств - участников СНГ. Сопоставление соответствующих норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства стран Содружества позволили выявить идентичный, особенный и уникальный подходы к решению рассматриваемого вопроса.

Идентичными ч. 6 ст. 79 УК РФ являются соответствующие нормы УК Грузии (ч. 5 ст. 72), УК Республики Молдова (ч. 7 ст. 91), УК Казахстана (ч. 6 ст. 70), определяющие органы, осуществляющие контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно.

УК ряда государств вообще не выделяют в качестве отдельной категории лиц, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно (УК Республики Беларусь (РБ), УК Туркмении, УК Армении, УК Узбекистана).

По УК Азербайджана таким органом является судебный исполнитель (ст. 178), УК Туркмении - органы внутренних дел (ч. 5 ст. 75), по УИК Украины - общественные организации, трудовые коллективы (ст. 160).

Согласно ст. 161 УИК Украины общественный контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также воспитательная работа с ними организуются наблюдательными комиссиями и осуществляются общественными организациями и трудо-

выми коллективами по месту работы или учебы и по месту жительства этих лиц. Наблюдательные комиссии, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, а также общественные организации и трудовые коллективы могут выделять своих представителей и поручать им с их согласия систематическое проведение воспитательной работы и осуществление контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания. Общественные воспита-тели несовершеннолетних и другие лица, которым поручено проводить с условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания воспитательную работу, контролируют их отношение к труду, учебе и поведение в быту, оказывают им необходимую помощь.

К условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания лицам, уклоняющимся от общественного контроля, собрание трудового коллектива или общественная организация могут применять меру воздействия в виде общественного предупреждения. В случае систематического нарушения общественного порядка лицом, которое отбывало наказание в виде лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление или было дважды осуждено к лишению свободы за умышленные преступления и условно-досрочно освобождено от отбывания наказания, трудовой коллектив или общественная организация могут подать ходатайство органу внутренних дел об установлении за ним административного надзора.

УИК Украины содержит самостоятельную норму, определяющую органы, осуществляющие контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием. В течение испытательного срока он осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, а в отношении военнослужащих - командирами воинских частей. Проведение индивидуально-профилактической работы с осужденными, освобожденными от отбывания наказания с испытанием, по месту жительства возлагается на органы внутренних дел. К этой работе могут привлекаться работники органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также объединения граждан, религиозные и благотворительные организации.

По уголовно-исполнительному законодательству Таджикистана за поведением лиц, освобожденных от наказания, устанавливается наблюдение инспекции исправительных работ органов внутренних дел, комиссии по делам несовершен-

нолетних, администрации, трудовых коллективов и общественных организаций по месту жительства, работы или учебы. С ними проводится воспитательная работа в целях закрепления результатов исправления. За освобожденными из мест лишения свободы осужденными при особо опасном рецидиве лицами, отбывавшими наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, или судимыми два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления, или ранее освободившимися из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания и вновь совершившими умышленное преступление в течение неотбытой части наказания, а также за деятельностью лиц, отбывших лишение свободы, если их поведение в период отбывания наказания либо после освобождения от него свидетельствует о нежелании стать на путь исправления и соблюдать правопорядок, устанавливается надзор, осуществляемый органами внутренних дел. Установление и осуществление надзора производится инспекцией исправительных работ как по своей инициативе, так и по рекомендации, поступающей от органов, исполняющих наказание, иных государственных органов и общественных организаций. Порядок осуществления наблюдения и надзора определяется нормативно-правовыми актами (ст. 213 УИК).

Приведенные нормы можно отнести к числу особенных, так как они имеют отличия от российского законодательства.

Наибольшего внимания российского законодателя заслуживают нормы, которые характерны только для законодательства отдельных стран и по своему содержанию являются уникальными, с точки зрения их имплементации в национальное законодательство. Прежде всего следует изучить законодательный опыт Республики Беларусь.

Для закрепления результатов исправительного воздействия гл. 27 УИК РБ предусматривает организацию контроля в различных формах за поведением освобожденных, который осуществляется в соответствии с законодательством и иными нормативными актами.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает три организационно-правовые формы контроля:

- профилактическое наблюдение;

- контроль за условно-досрочно освобожденными от наказания в течение неотбытой части наказания;

- превентивный надзор за некоторыми категориями освобождающихся из исправительных учреждений.

В соответствии со ст. 196 УИК за осужденными в течение срока судимости после отбытия наказания или условно-досрочного освобождения от наказания за тяжкое или особо тяжкое преступление осуществляется профилактическое наблюдение органами внутренних дел, а за несовершеннолетними - инспекциями по делам несовершеннолетних по месту жительства.

За 10 дней до предстоящего освобождения осужденных, отбывающих наказание за тяжкое или особо тяжкое преступление, администрация соответствующих исправительных учреждений сообщает об этом в орган внутренних дел или инспекцию по делам несовершеннолетних по месту их жительства. Освобождаемый уведомляется о необходимости явки в орган внутренних дел или инспекцию по делам несовершеннолетних по месту жительства для постановки на учет в течение трех дней после прибытия к месту жительства.

Осужденные данной категории после отбытия наказания вплоть до погашения или снятия судимости находятся под профилактическим наблюдением и обязаны предварительно уведомлять орган, осуществляющий профилактическое наблюдение, об изменении места жительства, о выезде по личным делам в другую местность на срок более одного месяца, являться в указанную инспекцию по вызову, но не чаще одного раза в два месяца и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни (ст. 9 УИК).

В соответствии со ст. 197 УИК за условнодосрочно освобожденными от наказания в течение неотбытой части наказания осуществляется контроль уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства.

При условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы администрация учреждения сообщает в день освобождения в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного о его освобождении и направляет туда копию определения суда об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В свою очередь, освобожденный уведомляется о необходимости явиться в уголовноисполнительную инспекцию для постановки на учет в течение трех дней после прибытия к месту его жительства. За несовершеннолетними, условно-досрочно освобожденными от наказания, контроль осуществляет инспекция по делам несовершеннолетних по месту жительства.

В течение неотбытой части наказания осужденные должны выполнять обязанности, уста-

новленные для лиц, находящихся под профилактическим наблюдением, если такие обязанности были возложены на них судом при условно-досрочном освобождении от наказания в соответствии с ч. 5 ст. 90 УК, своим поведением подтверждать исправление, отчитываться о своем поведении перед уголовно-исполнительной инспекцией, являться по ее вызову без ограничения периодичности явки. За несовершеннолетними осужденными, условно-досрочно освобожденными от наказания, профилактическое наблюдение устанавливается, если они были осуждены за тяжкое или особо тяжкое преступление.

В случае уклонения осужденного в течение неотбытой части наказания от выполнения установленных обязанностей или нарушения общественного порядка уголовно-исполнительная инспекция объявляет ему официальное предупреждение. Если после официального предупреждения условно-досрочно освобожденный не выполняет возложенные на него обязанности либо неоднократно нарушает общественный порядок, за что к нему дважды применяются меры административного взыскания, то уголовно-исполнительная инспекция может направить в суд представление об отмене условно-досрочного освобождения от наказания.

Превентивный надзор за осужденными в случаях, предусмотренных ст. 80 УК, устанавливается судом для наблюдения за поведением освобожденных из мест лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия. Превентивный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет и может быть продлен судом в пределах срока судимости.

В соответствии со ст. 199 УИК представление в суд об установлении превентивного надзора при особо опасном рецидиве преступлений и в отношении лиц, указанных в ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 80 УК, направляет администрация исправительного учреждения за месяц до предстоящего освобождения осужденного из мест лишения свободы, а в отношении лиц, указанных в п. 2 ч. 3 ст. 80 УК, - орган внутренних дел по месту жительства освобожденного из мест лишения свободы. Определение (постановление) суда об установлении превентивного надзора и связанных с ним ограничений направляется судом администрации исправительного учреждения либо в орган внутренних дел по месту жительства поднадзорного.

Определение (постановление) суда об установлении превентивного надзора и связанных с ним ограничений объявляется осужденному администрацией исправительного учреждения за день до освобождения и в тот же день направляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства. Освобожденный из мест лишения свободы поднадзорный предупреждается об ответственности за несоблюдение требований превентивного надзора и неприбытие без уважительных причин в определенный срок к избранному месту жительства либо самовольное оставление места жительства с целью уклонения от превентивного надзора. В случае неприбытия поднадзорного в определенный срок к избранному месту жительства орган внутренних дел в установленном порядке объявляет розыск.

Определение (постановление) суда об установлении превентивного надзора и связанных с ним ограничений объявляется поднадзорному органом внутренних дел по месту его жительства.

Срок превентивного надзора исчисляется со дня объявления осужденному определения (постановления) суда об установлении превентивного надзора.

В соответствии со ст. 200 УИК осуществление превентивного надзора возлагается на орган внутренних дел по месту жительства поднадзорного. Этой же статьей урегулирован и порядок осуществления превентивного надзора. Так, лица, в отношении которых установлен превентивный надзор, ставятся на учет в орган внутренних дел, фотографируются, в необходимых случаях у них снимаются отпечатки пальцев рук. На каждого находящегося под превентивным надзором ведется поднадзорное производство.

Уполномоченные сотрудники органа внутренних дел обязаны систематически контролировать поведение лиц, в отношении которых установлен превентивный надзор, предупреждать и пресекать нарушение ими общественного порядка.

При осуществлении превентивного надзора сотрудники органа внутренних дел вправе:

- требовать сведения о поведении поднадзорного от администрации организаций независимо от форм собственности по месту его работы и жительства, а также от граждан;

- ходатайствовать перед соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;

- вызывать поднадзорного на беседы, при необходимости проводить такие беседы в при-

сутствии представителей администрации организаций, а также родственников поднадзорного;

- требовать от поднадзорного письменные объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил превентивного надзора;

- входить в любое время суток в жилище поднадзорного.

Для проведения контрольных мероприятий при осуществлении превентивного надзора могут привлекаться члены наблюдательных комиссий и граждане, выполняющие обязанности по охране общественного порядка.

В период осуществления превентивного надзора орган внутренних дел с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения вправе войти в суд с представлением об изменении (ослаблении или усилении) ограничений в пределах, предусмотренных УК Республики Беларусь, а также о продолжении или досрочном прекращении превентивного надзора. Определение (постановление) суда об усилении ограничений при осуществлении превентивного надзора о продлении или прекращении надзора объявляется поднадзорному.

Осужденный, находящийся под превентивным надзором, обязан не допускать нарушений и соблюдать следующие правила превентивного надзора:

1) прибыть в определенный постановлением начальника исправительного учреждения срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел;

2) являться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается органом внутренних дел;

3) являться по вызову в орган внутренних дел в указанный им срок и давать письменные объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил превентивного надзора;

4) уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы и жительства;

5) выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия органа внутренних дел;

6) соблюдать установленные судом иные ограничения, а именно запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время суток, запрещение посещать определенные места.

Осужденные, в отношении которых установлен превентивный надзор, за нарушение требований превентивного надзора привлекаются к ответственности согласно законодательству Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 202 УИК превентивный надзор прекращается:

1) по истечении срока, на который был установлен превентивный надзор, если он не был продлен судом в установленном законом порядке;

2) в случаях погашения или снятия судимости;

3) досрочно по представлению органа внутренних дел, если будет установлено, что поднадзорный стал на путь исправления и положительно характеризуется на работе и в быту;

4) в случае осуждения поднадзорного к лишению свободы;

5) в случае смерти поднадзорного.

Следует заметить, что это один из немногих

случаев, когда на законодательном уровне решены вопросы определения оснований не только установления надзора, но и его прекращения. Кроме Республики Беларусь, в меньшем объеме этот вопрос решен в Республике Узбекистан. В ст. 180 УИК Республики называется одно основание снятия поднадзорного лица с учета -истечение испытательного срока. Но на практике возможно снятие с учета и по иным основаниям: при осуждении к лишению свободы за совершение нового преступления; в случае отмены условного осуждения досрочно в связи с тем, что осужденный своим поведением доказал исправление; при отмене условного осуждения с направлением данного лица в места лишения свободы; в случае смерти осужденного или признания его судом недееспособным; при переезде осужденного на другое место проживания. В последнем случае снятие с учета не влечет за собой прекращения контроля. Документы осужденного направляются в инспекцию исполнения наказаний по его новому месту жительства.

Прекращение превентивного надзора в случаях, указанных в пп. 1-3 ст. 202 УИК РБ, производится определением (постановлением) суда по представлению органа внутренних дел. Определение (постановление) суда о прекращении превентивного надзора объявляется органом внутренних дел поднадзорному под расписку. При этом прекращается ведение поднадзорного производства, и лицо снимается с учета по осуществлению превентивного надзора.

Жалобы и заявления лица, в отношении которого установлен превентивный надзор, на действия органов внутренних дел, связанные с осуществлением превентивного надзора, рассматриваются начальником вышестоящего органа внутренних дел, судом или прокурором.

Следует заметить, что нормы УК и УИК РБ, регламентирующие установление превентивного надзора, не являются декларативными. Их реализация обеспечивается наличием норм, предусматривающих ответственность за несоблюдение требований превентивного надзора, уклонение от него. Так, несоблюдение требований превентивного надзора без уважительных причин, совершенное лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за такие нарушения, наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до одного года (ст. 421 УК РБ). Неприбытие в определенный срок к избранному месту жительства лица, в отношении которого установлен превентивный надзор при освобождении из мест лишения свободы, либо самовольное оставление поднадзорным места жительства с целью уклонения от превентивного надзора наказывается лишением свободы на срок до двух лет (ст. 422 УК РБ).

Отмечая уникальность приведенных норм, содержащихся в УК РБ (превентивный надзор за осужденными - ст. 80 и профилактическое наблюдение за осужденными - ст. 81), автор, не оспаривая социальное и криминологическое значение данных институтов, считает, что их уникальность обусловлена только тем, что они регулируются нормами уголовного законодательства. Российскому, а в недавнем прошлом и белорусскому законодателям известно, что приведенные институты являются, по своей сути, ничем иным, как административным надзором, регулируемым соответствующим законом, который никак нельзя отнести к числу уголовноправовых. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 г. № 15-П4 недопустимо связывать с уголовным осуждением такие правовые последствия, которые являются дополнительной карой и при этом выходят за рамки наказания, определенные Уголовным кодексом Российской Федерации. С этой точки зрения неприемлемо предложение установить административный контроль в отношении лиц, судимых за особо тяжкие преступления и за тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы не свидетельствует об упорном нежелании стать на путь исправления и их опасности для общества или если после отбывания наказания отсутствуют признаки систематического нарушения общественного порядка и прав других граж-

___________________До- и постпенитенциарный...

дан, совершения других правонарушений вопреки предупреждению органов внутренних дел. У белорусских ученых по этому поводу иное мнение. «Превентивный надзор за осужденными... представляет специфическую меру уголовной ответственности, которая применяется на заключительной стадии ее реализации в целях усиления профилактического воздействия на осужденного, в отношении которого есть опасения проявления рецидива преступлений, несмотря на отбытое наказание»5. Следовательно, нормы, содержащиеся в указанных статьях, должны найти свое место в административном законодательстве (как в законодательстве многих государств - участников СНГ).

В Российской Федерации схожий институт содержится в проекте Федерального закона «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», внесенном депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.М. Розу-вановым, А.Н. Волковым, И.В. Бариновым, А.И. Гуровым (проект № 151 943-4). Он, в частности, предусматривает установление административного контроля, в том числе в отношении лиц, судимых к лишению свободы за тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (ст. 3).

В отношении указанных лиц возможно применение следующих положений

1) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время, которое не может превышать восьми часов в сутки;

2) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

3) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

4) явка в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

При осуществлении административного контроля суд по представлению начальника органа внутренних дел с учетом личности подконтрольного, его образа жизни и поведения вправе изменять (ослаблять или усиливать) указанные ограничения.

При осуществлении административного контроля сотрудники органов внутренних дел имеют право:

1) истребовать сведения о поведении подконтрольного от администрации предприятий, учреждений и общественных организаций по месту его работы и жительства, а также от граждан;

2) возбуждать ходатайства перед государственными, муниципальными предприятиями и предприятиями иных форм собственности о трудовом и бытовом устройстве подконтрольного;

3) вызывать подконтрольного на беседы в орган внутренних дел; проводить при необходимости такие беседы в присутствии родственников подконтрольного с их согласия;

4) требовать от подконтрольного устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного контроля;

5) посещать жилище подконтрольного (ст. 10).

Подконтрольный обязан исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, не нарушать общественный порядок и соблюдать следующие правила:

1) прибыть в назначенный исправительным учреждением срок в выбранное место проживания и зарегистрироваться в органе внутренних дел;

2) являться по вызову в органы внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного контроля;

3) уведомлять сотрудников органа внутренних дел, осуществляющих административный контроль, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) при выезде по личным делам с разрешения органа внутренних дел в другой населенный пункт и нахождении там более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;

5) соблюдать установленные в отношении его ограничения, предусмотренные в предлагаемом проекте (ст. 11).

Одобряя в принципе идею такого закона, автор солидарен с официальным отзывом Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Жукова относительно правомерности применения термина «административный контроль». Под ним в законодательстве понимают функцию органов исполнительной власти по проведению комплекса проверок (как правило, подчиненными и подведомственными учреждениями) выполнения гражданами требований, установленных нормативными правовыми актами, с точки зрения законности и целесообразности. При рассмотрении общественных отношений, которые являются предметом Федерального закона, следует говорить об административном надзоре, отмечается в отзыве.

Именно такой подход к решению этого вопроса характерен для стран - участниц СНГ, предусматривающих административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (например, ст. 179 УК Республики Казахстан).

В качестве самостоятельной проблемы следует рассмотреть изучаемый вопрос в отношении осужденных, больных алкоголизмом и наркоманией, освобождаемых из мест лишения свободы и осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Кроме того, медицинские учреждения УИС должны сообщать о таких лицах своим коллегам из гражданского здравоохранения, никаких других конкретных форм контроля за их поведением органов и учреждений УИС действующая законодательная и нормативно-правовая база не предусматривает, да и что можно предусмотреть, если такой базы нет и в отношении лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача. Актуальность решения поставленной проблемы подтверждается статистическими данными. Если в 2005 г. количество лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, составило 5826 чел., то в 2006 г. - 7794 чел. Вот наглядный показатель «эффективности» отмены принудительных мер медицинского характера, которые назначались этим лицам при совершении преступления. Россия оказалась одним из немногих государств -участников СНГ, законодательство которых указанной меры не предусматривает. В ряде стран наряду с этими мерами имеет место и институт принудительного лечения таких лиц, совершающих административные правонарушения или осужденных к наказаниям без изоляции от общества (Беларусь, Казахстан, Молдова, Узбекистан).

Можно привести законодательный опыт Республики Узбекистан. В УИК Республики самостоятельная ст. 182 определяет порядок применения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. Согласно указанной норме данные меры применяются в отношении лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, осужденных: к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, - медицинскими учреждениями органов здравоохранения на общих основаниях; к наказанию в виде ареста или лишения свободы - по месту отбывания наказания, а при необходимости продолжения лече-

ния после освобождения - медицинскими учреждениями на общих основаниях.

Ведомственные акты МВД Республики Узбекистан обязывают обеспечивать преемственность между специализированными лечебнопрофилактическими, наркологическими учреждениями органов здравоохранения и органов внутренних дел по проведению принудительного лечения больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Они распределили специализированные лечебно-профилактические учреждения по областям Республики Узбекистан. Органы внутренних дел обеспечивают в установленном порядке учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, нуждающихся в принудительном лечении в условиях специализированных лечебнопрофилактических учреждений и специальных наркологических отделениях для принудительного лечения больных хроническим алкоголизмом с тяжелыми сопутствующими заболеваниями Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, а также подготовку материалов для направления в специальное лечебнопрофилактическое учреждение и организацию контроля за образом жизни лиц, освобожденных из специальных лечебно-профилактических учреждений.

Подводя итог рассмотрению проблемы до- и постпенитенциарного контроля, следует прежде всего отметить, что в настоящее время в российском законодательстве или отсутствуют, или только обозначены вопросы осуществления контроля за лицами, освобожденными от дальнейшего отбывания наказания по различным основаниям, отдельными категориями осужденных (военнослужащие, лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией). Более основательно они проработаны в отношении условно осужденных как в России, так и в других государствах -участниках СНГ. Какой же выход из положения?

Представляется своевременным предложение группы депутатов Государственной Думы о принятии соответствующего закона, регламентирующего установление административного контроля за отдельными категориями граждан, освобожденных от дальнейшего отбывания наказания. А.М. Потапов предлагает принять Федеральный закон «О правовом положении лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы». Цель такого закона - приведение в систему имеющихся ограничений общеправового характера, к которым относится и осуществление контроля за освобожденными6 .

___________________До- и постпенитенциарный...

Относительно первого предложения автор статьи высказал свое мнение, относительно второго можно отметить следующее. Идея приведения в систему имеющихся ограничений общеправового характера, в том числе контроля за лицами, освобожденными от дальнейшего отбывания наказания, заслуживает внимания, но с точки зрения соблюдения конституционных прав граждан она не выдерживает критики. Лицо, освобожденное от отбывания наказания, в правовом отношении является равным со всеми гражданами, за исключением ограничений, вытекающих из наличия у него неснятой или непогашенной судимости (и только в отдельных, исключительных случаях - в связи с осуждением, независимо от того, снята последняя или погашена). Приведенное конституционное предписание продублировано в уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 179 УИК РФ), поэтому принятие отдельного закона, устанавливающего особый единый правовой режим лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, является неприемлемым. Соответствующие ограничения устанавливаются отраслевыми законодательствами, с учетом особых правоотношений, складывающихся в конкретной сфере деятельности. Свести все ограничения в единый законодательный акт вряд ли целесообразно, в нем будет трудно учесть указанные особенности.

Видимо, следует идти по тому пути, который был проложен при подготовке и принятии УИК РФ: регулирование исполнения всех видов уголовных наказаний в едином законодательном акте. Отношения, складывающиеся при исполнении условного осуждения, наказаний без изоляции от общества по своему содержанию и правовой форме носят уголовно-исполнительный характер. То же самое можно сказать и в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания. Основы социального контроля за ними также заложены в уголовно-исполнительном законодательстве «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных» - ст. 180 УИК РФ; «Оказание помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания» - ст. 181 УИК РФ; «Права освобожденных осужденных на трудовое и бытовое устройство» - ст. 182 УИК РФ; «Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания» - ст. 183 УИК РФ. Во исполнение указанных предписаний закона на практике определены специальные субъекты, осуществляющие допенитенциарный контроль за лицами, осужденными условно или с отсрочкой

отбывания наказания (осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие малолетних детей), и пенитенциарный контроль за лицами, отбывающими наказание без изоляции от общества. Такие субъекты - уголовноисполнительные инспекции, которые структурно являются подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний.

Итак, можно заключить, что предлагаемым законодательным актом, регламентирующим осуществление контроля за всеми категориями лиц, имеющими судимость, является УИК РФ. Реализация данного предложения позволит также более четко разграничить компетенцию органов внутренних дел и органов и учреждений уголовно-исполнительной системы: профилактический контроль за лицами, не имеющими судимости, но допускающими административные правонарушения, осуществляют органы внутренних дел; за лицами, имеющими судимость, -

уголовно-исполнительные инспекции. Исключение составляют военнослужащие, осужденные к ограничению по военной службе, и военнослужащие, освобожденные из дисциплинарной воинской части и направленные для дальнейшего прохождения службы в обычные воинские части, контроль за которыми осуществляет командование соответствующей воинской части.

1 Преступность и правонарушения (2002-200б): Стат. сб. М., 2007. С. 20.

2 См.: Там же.

3 См.: Яковлева Л.В. Институт освобождения от наказания в российском праве: Монография. М., 2002. С. б4.

4 См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 4S. Ст. 4S29.

5 Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.М. Хомича М., 2002. С. 274.

6 См.: Потапов А.М. Правовой статус лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы: Дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 200б. С. 13б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.