Научная статья на тему 'Проблемы бюджетно-налогового стимулирования инновационных процессов в Российской Федерации'

Проблемы бюджетно-налогового стимулирования инновационных процессов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротина Наталья Юрьевна, Корниенко Елена Леонидовна

В статье проанализированы бюджетные и налоговые инструменты стимулирования инновационных процессов, обозначены проблемы их использования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы бюджетно-налогового стимулирования инновационных процессов в Российской Федерации»

УДК 336.22

Наталья Юрьевна Коротина, Елена Леонидовна Корниенко

Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проанализированы бюджетные и налоговые инструменты стимулирования инновационных процессов, обозначены проблемы их использования в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновационные процессы, государственная поддержка инновационного развития, стимулирование инновационных процессов.

Глобальной целью развития Российской Федерации является обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировые политические позиции и приоритеты. Способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития [6].

Инновационная сфера прямо определяет темпы социально-экономического развития страны и региона, модернизацию и эффективность производств, а также конкурентоспособность на мировых и региональных рынках. Перед органами государственного и муниципального управления России встает главная задача - формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году - занятие существенной доли (5-10 %) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 % до 17-20 %), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 % до 40-50 %) [6].

Согласно Глобальному рейтингу конкурентоспособности 2010-2011 [14], в пятерку лидеров входят страны, чьи внутренние затраты на исследования и разработки превышают 2,5 % к ВВП [11]: Швейцария (3,01 %), Швеция (3,75 %), Сингапур (2,68 %), США (2,77 %), Германия (2,64 %). Россия в данном рейтинге занимает 63 место, с объемом затрат на исследования и разработки 0,53 % к валовому внутреннему продукту в 2010 г. [10. С. 390].

Таким образом, чем большая часть производимого сегодня ВВП инвестируется в инновации, тем более конкурентоспособно окажется общество завтра.

В России расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2012 году составят 331,52 миллиарда рублей, в 2013-м - 365,38 миллиарда, в 2014-м - 339,59 миллиарда рублей.

Расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные исследования гражданского назначения представлены в таблице 1 [12].

Доля указанных расходов в ВВП будет сокращаться: в 2012 году - 0,55 %, в 2013м - 0,51 % и в 2014-м - 0,39 %. Такая динамика идёт в разрез не только с ориентиром Концепции долгосрочного развития Российской Федерации, в которой эти расходы оцениваются на уровне 0,7 % ВВП, но и с целевым показателем одобренной правительством Стратегии инновационного развития, в соответствии с которой предполагается довести расходы на НИР до 2,5-3 % ВВП к 2020 году [13].

© Н. Ю. Коротина, Е. Л. Корниенко, 2012.

Таблица 1

Расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные исследования гражданского назначения (млрд. рублей)

2012 год 2012 год 2014 год

Фундаментальные исследования в области общегосударственных вопросов 85,68 90,40 94,10

Прикладные исследования в области общегосударственных вопросов 13,52 8,22 8,45

Прикладные научные исследования в области национальной экономики 232,32 266,76 237,04

Расходы федерального бюджета на поддержку инновационного развития заложены в 2012 году предусмотрены в размере более 50 млрд руб. Так, инновационная инфраструктура образовательных учреждений обойдётся государству в 2012 году в сумму около 3 миллиардов рублей. Заказы реального сектора экономики на НИОКР будут софинанси-роваться государством через Фонд «Сколково», Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, другие институты развития. На функционирование инновационного центра «Сколково», основной целью деятельности которого является коммерциализация научно-исследовательских разработок, в 2012 году выделят 22,0 миллиарда рублей, в 2013-м - 17,1 миллиарда, в 2014-м - 17,1 миллиарда рублей. Поддержка технопарков в сфере высоких технологий будет в форме межбюджетных субсидий 7 субъектам Российской Федерации в размере 1,5 миллиарда рублей ежегодно (с 2012 по 2014 год). На развитие ОЭЗ в трёхлетнем бюджете предусмотрено 24 миллиарда рублей. Каждый год по 6 миллиардов рублей государство будет вносить в уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны» для создания объектов инфраструктуры и иных объектов на территории 7 субъектов РФ. Правда, по мнению Счётной палаты, социально-экономический эффект от деятельности некоторых из них - технико-внедренческих ОЭЗ Санкт-Петербурга и Томска - весьма низкий.

Финансирование наноиндустрии пойдёт по двум линиям. Фонд инфраструктурных и образовательных программ получит субсидии в размере 10,6 миллиарда рублей в 2012 году, 2,9 миллиарда - в 2013-м и 2,3 миллиарда рублей - в 2014 году. Взнос Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Роснано» в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций составит в 2012 году 22,2 миллиарда рублей.

На реализацию 38 проектов по пяти приоритетным направлениям, утверждённым президентской комиссией по модернизации, планируется выделить в 2012 году 10 миллиардов рублей, в 2013-м - 6,3 миллиарда, в 2014-м - 3,6 миллиарда рублей (сокращение финансирования связано с завершением десяти проектов в2013 году) [9].

Стратегия инновационного развития предполагает, что бизнес-сектор должен взять на себя расходы в научно-инновационной сфере, в том числе в условиях применения механизма государственно-частного партнерства.

Результаты анализа использования бюджетных средств и льгот на исследования и разработки в условиях применения механизма государственно-частного партнерства в научно-инновационной сфере показали, что большая часть исследований и объемов финансирования НИОКР приходится на государственный сектор науки, являющийся практически единственным исполнителем инновационно-ориентированных фундаментальных и прикладных исследований. Таким образом, бизнес-структуры демонстрируют неготовность осуществления вложений в инновационные сферы, а также адекватного целям освоения бюджетных средств.

Согласно отчету Счетной палаты РФ [5], рост бюджетного финансирования научноинновационных разработок в 2010 году по сравнению с 2002 годом в шесть раз практически не обеспечил прироста ВВП. Отмечается низкая востребованность результатов науки

реальным сектором экономики «из-за отсутствия четкого объектового ориентирования исследований и действенных индикаторов их результативности, а также разбалансиро-ванности национальной инновационной системы». Одной из причин низкой эффективности использования бюджетных средств на исследования и разработки является несовершенство механизма реализации государственной поддержки, что на региональном уровне зачастую препятствует открытому взаимодействию государства и бизнеса.

В большинстве стран, добившихся высоких показателей в развитии конкурентоспособной экономики, одним из самых действенных направлений активизации инвестиций в инновационную деятельность со стороны государства стала модернизация налогового регулирования, направленная на расширение использования ускоренной амортизации и целевых налоговых льгот [7].

В 2009 г. по инициативе Президента США Б. Обамы принят закон «Американский акт восстановления и реинвестиций 2009», под который Конгрессом выделено 787 млрд долл., в том числе 40 % на целевые налоговые льготы [1].

По словам Д. А. Медведева: «Инновационный бизнес не может существовать только за счет государственной поддержки, которая должна привести к созданию свободно функционирующей независимо от государства системы... Безусловно, должны быть государственные фонды, они должны вкладываться, но это не может длиться бесконечно, потому что в результате этих вложений должны возникать абсолютно частные, свободно функционирующие независимые от государства системы» [8].

В последние годы Правительство Российской Федерации в целях стимулирования инвестиционной и инновационной активности проводило активную политику, направленную на снижение налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов: сокращение налога на прибыль до20%и сокращение налога на добавленную стоимость до 18%.

Однако, как показывает официальная статистика, данные меры не привели к существенному росту инвестиций в инновационную деятельность предприятий. В отличие от большинства промышленно развитых стран, в России отдается предпочтение бюджетным ресурсам, а не собственным средствам предприятий.

В том числе, за данный период времени, сохраняется устойчивая тенденция в структуре внутренних затрат на научные исследования и разработки по источникам финансирования [10. С. 391]:

— за счет средств бюджетов всех уровней -от53 % до 69 %;

— за счет собственных средств -от21 %до30 %;

— за счет прочих средств -от1 %до26 %.

В регионах Российской Федерации - лидерах по количеству инновационных предприятий, таких, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Новосибирская, Московская, Нижегородская, Ростовская и Свердловская области, - активно применяется льготное налогообложение для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, наряду с действующими областными целевыми программами по развитию инновационных предприятий. Льготное налогообложение применяется для налогов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты. В том числе, соблюдается требование федерального законодательства о понижении ставки по налогу на прибыль, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ не ниже 13,5 %.

В некоторых регионах, например Курганской области, применяются пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль в зависимости от категорий налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения, в зависимости от доли капитальных вложений, но не ниже 13,5 %, а также для организаций, реализующих инвестиционные проекты на инвестиционных площадках (13,5 %- ставка фиксирована) [2].

В Оренбургской области применяется снижение налоговой ставки по налогу на прибыль на 4 процентных пункта, для организаций, заключивших договор о реализации ин-

вестиционного проекта или инвестиционной программы с Правительством Оренбургской области [3].

В настоящее время, в Челябинской области действует закон о снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, в частности: для аккредитованных инновационных технопарков, для организаций, осуществляющих капитальные вложения производственного назначения или реализующие приоритетные инвестиционные проекты на территории Челябинской области [4].

Таким образом, региональное законодательство предусматривает преимущественно стимулирование инвестиционной, но не инновационной активности.

Список литературы

1. Абрамов М. Д. Кризис наступает, но не все резервы еще задействованы // Журнал новой экономической ассоциации. 2009. М 3-4. С. 239.

2. Закон Курганской области М 822 от 24.11.2004 г. «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджет Курганской области» (в действующей редакции от 31.03.2009 г.)

3. Закон Оренбургской области М393/74-^ОЗ от 31.08.2011 “О ставке налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков на2012 год”.

4. Закон Челябинской области М 154-ЗО от 23.06.11 года “О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков”.

5. Затраты с низким КПД [Электронный ресурс]. - URL : http://expert.ru/2012/02/8/ zatratyi-s-nizkim-kpd/.

6. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

7. Корниенко Е. Л. Возможности стимулирования инновационных процессов через использование налогового регулирования в Российской Федерации // АЙ^Іш problemy nowoczesnych nauk - 2012. Мaterialy viii mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji [Электронный ресурс]/ - URL : http://www.ukrnauka.ru/APNN/13-06-2012-A4_tom-2.pdf.

8. Медведев Д. А. Финансировать инновации в будущем должен бизнес. Комиссия по модернизации, 14.12.2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://innovator-nw.ru /.

9. Наука в трёхлетнем бюджете [Электронный ресурс]. - URL : http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=221&d_no=42858.

10. Россия в цифрах. Статистический ежегодник, 2012 г.

11. Россия и страны мира, 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

12. Ставка на бизнес. Бюджет сократит вложения в науку // Российская газета : федеральный выпуск М5622 (246), 02.11.2011.

13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства от 8 декабря 2011 г. М2227-р.

14. The Global Competitiveness Report 2010-2011 [Электронный ресурс] - URL: http:// www.weforum.org/reports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.