УДК 37 Чигрина Ирина Юрьевна
соискатель кафедры высшей математики Дальневосточного государственного университета путей сообщения
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Chigrina Irina Yuryevna PhD student,
Higher Mathematics Subdepartment, Far Eastern State Transport University
PROBLEMS OF ADAPTATION OF FIRST YEAR STUDENTS IN HIGHER MILITARY SCHOOLS
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования проблемы адаптации курсантов высших военных учебных заведений к учебно-познавательной деятельности. Данный процесс происходит с появлением негативных психических реакций. Противоречие между объемом и сложностью учебного материала и отсутствие способностей и желания самому обучаться в вузе являются отличительными чертами курсантов первого курса. Большое влияние на воспитание курсантов оказывают уставная сторона службы, соблюдение ритуалов. Например, ежедневные построения, поднятие флага, ношение формы поднимают настроение курсантов и обостряют эмоциональные переживания.
Ключевые слова:
адаптация, курсант, обучение, воспитание, военное учебное заведение, командиры, наблюдения, анкетирование.
Summary:
The article deals with adaptation of higher military school students to the learning activities. There occur negative mental reactions during the first year of study. The contradiction between the volume and complexity of educational material and the lack of capacity and desire to study in a higher military school is a characteristic feature of the first year cadets. The statuary part of military service, observance of rituals has a positive effect on the training of students. Daily parades, hoisting a flag, wearing uniforms inspire the cadets and intensify their emotional experiences, including the community spirit.
Keywords:
adaptation, cadet, training, education, military educational institution, commanders, observations, questionnaires.
Этап поступления в высшее военное учебное заведение можно рассматривать как вступление в самостоятельную жизнь. В этот момент в психологии курсанта первого курса обучения происходят изменения, затрагивающие его сознание, связанные с расставанием со школьным коллективом, уходом из семьи, неподготовленностью к учебе в вузе, ограничением в свободе, выполнением приказов командиров и начальников. Именно в этот период курсант начинает переживать сильное психологическое явление - адаптацию к учебе в военном учебном заведении.
Велико количество литературы, посвященной адаптации дошкольников к учебной деятельности, достаточно проведено исследований, позволяющих проследить процесс адаптации выпускников школ к учебе в гражданском вузе, и очень мало информации, посвященной проблеме адаптации к учебе в военных учебных заведениях.
Прежде всего необходимо рассмотреть понятие «адаптация». Данный термин появился в биологии, в узком смысле «адаптация - приспособление организмов к изменяющимся условиям существования» [1, с. 196].
Более полно, на наш взгляд, раскрывает данное понятие А.И. Воложин: «Адаптация - это составная часть приспособительных реакций системы на изменение условий среды существования, выражающаяся в том, что система, реагируя на изменения, перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого» [2, с. 53].
Самым трудным для курсантов является первый курс, так как он связан с вхождением в другую среду, то есть с адаптацией к обучению. Меняется прежняя структура поведения, появляются новые привычки.
Противоречие между объемом и сложностью учебного материала и отсутствие желания и способностей обучаться в вузе являются отличительными чертами курсантов первого курса. Курсантам нужно не только учиться слушать и записывать лекции, но и самостоятельно изучать и конспектировать литературу, готовиться к практическим и семинарским занятиям. На первый план выходят такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение грамотно распределять время, желание учиться.
Очень важно понимать разницу между обучением в гражданском и военном вузе. Учеба в военном вузе имеет следующие особенности:
1. Специфичность знаний, навыков, умений и качеств, которые необходимо сформировать у воинов, обусловлена их нацеленностью на предотвращение агрессии и при необходимости подавление, уничтожение противника [3, с. 141].
2. Изучение военного дела для военнослужащих - служебная обязанность [4, с. 142]. В основе военного дела лежат знание воинских уставов, занятия по дисциплинам, включенным в оперативно-боевую подготовку (тактика, военная топография и т. д.).
3. Обучение военнослужащих проводится неотрывно от выполнения служебных обязанностей, в условиях постоянной боевой готовности [5, с. 142]. Очень часто у курсантов происходит неразрывная цепочка смены деятельности: учебные занятия - заступление в наряд - несение наряда - смена наряда - учебные занятия, что оставляет им мало времени на подготовку к занятиям.
4. Одновременно используются индивидуальные и коллективные формы обучения [6, с. 142].
5. Подготовка военнослужащих имеет ярко выраженную практическую направленность [7, с. 142]. В связи с этим учебный отдел планирует для курсантов выезды на полевые учебные центры.
6. Овладение воинским мастерством проводится с использованием реальной боевой техники и вооружения [8, с. 142]. Это вызывает у курсантов большие психологические и физические трудности.
7. Процесс обучения осуществляется в рамках уставной организации, направляется ко-мандиром-единоначальником, детально и жестко регламентируется требованиями руководящих документов, которые определяют принципиальный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания [9, с. 142].
Большое влияние на обучение и воспитание курсантов оказывает уставная сторона службы. Такие ритуалы, как обязательное ежедневное построение, поднятие флага части, ношение военной формы, поднимают настроение курсантов и способствуют развитию чувства патриотичности.
Вышеназванные особенности обучения вызывают у курсанта кризис, связанный с трудностью перестраивания к новым требованиям без посторонней помощи. У курсантов появляется чувство тревожности, неуверенности в своих силах, сомнение в правильности выбора профессии. Как показывают наблюдения, именно на первом курсе отчисляется большее число курсантов. Возникновение кризисной ситуации связано с процессом адаптации.
Выделим несколько этапов адаптации относительно условий военной службы.
1. Подготовительный. На данном этапе курсанту присуще состояние неопределенности, учащихся в военном вузе часто посещает чувство страха от того, что он не знает, что его ожидает. Этот этап сопровождается изменением жизненных стереотипов, формированием нового взгляда на учебу и взаимоотношения с окружающими.
2. Этап стартового психического напряжения, который можно считать запуском процесса адаптации. Идет внутренняя мобилизация ресурсов человека с последующим использованием их в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.
3. Этап острых психических реакций входа. Здесь курсант ощущает на себе влияние новых условий существования: как географических (возможное изменение климата места проживания), так и социальных (курсант имеет круг общения, ограниченный военным учебным заведением).
4. Этап острых психических реакций выхода. На данном этапе у курсанта происходит замена старых стереотипов поведения на новые, выработанные с учетом новых условий существования.
Как отмечают психологи, длительность процесса адаптации индивидуальна и занимает от двух-трех месяцев до года. Тем не менее это достаточный срок, чтобы командиры, воспитатели и преподаватели могли помочь курсанту ускорить и облегчить этапы переживания адаптации.
Для определения адаптивных возможностей обучаемых разработано много методик. Среди курсантов первого курса Дальневосточного высшего военного учебного заведения в конце первого семестра обучения было проведено исследование, направленное на изучение особенностей социально-психологической адаптации к обучению военном вузе. Исследование проводилось с использованием многоуровневого личностного опросника «Адаптация» (МЛО-АМ), разработанного А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным. Данный опросник позволяет определить степень развития адаптивных возможностей опрашиваемого.
В результате тестирования в отношении отвечающего можно сделать вывод «годен» - «не годен» или же дать подробную личностную характеристику, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные качества и моральную нормативность.
В опросе приняли участие курсанты трех групп факультета в составе 80 человек в возрасте 18-19 лет. Всем им был предложен опросник, состоящий из 165 вопросов, связанных с самочувствием, поведением и характером опрашиваемого, на которые необходимо было дать ответ «да» или «нет». При совпадении ответа с ключом опрашиваемому начисляется 1 балл.
Опросник имеет следующие шкалы: «достоверность» (Д); «нервно-психическая устойчивость» (НПУ); «коммуникативный потенциал» (КП); «моральная нормативность» (МН); «адаптивные способности» (АС).
Обработка результатов позволяет распределить опрашиваемых на группы соответственно трем уровням адаптивных способностей: группа высокой и нормальной адаптации; группа удовлетворительной адаптации и группа низкой адаптации [10, с. 549-558].
Проанализировав результаты, мы выявили, что 75 курсантов (96 % от общего числа опрашиваемых) успешно прошли этап адаптации и относятся к группам с высокой, нормальной и удовлетворительной адаптацией. Только у 4 % опрашиваемых процесс адаптации еще не завершился, и они нуждаются в помощи со стороны командиров, воспитателей и преподавателей.
Большой процент адаптированных курсантов во многом определяется профессиональным психологическим отбором, который будущие первокурсники проходят задолго до поступления. 89 % курсантов, вошедшие в группу с высокой и нормальной адаптацией, легко адаптируются к новым условиям, достаточно быстро определяют стратегию поведения, коммуникабельны, большинство из них неконфликтны, эмоционально устойчивы.
Группу с удовлетворительной адаптацией составили 7 % респондентов, которые пока зависят от условий среды, в которой находятся. Они общительны, но круг их общения невелик.
Курсантам, попавшим в группу с низкой адаптацией, требуется индивидуальный подход и постоянное наблюдение, у них могут случаться срывы, могут быть замечены случаи проявления агрессии и конфликтность.
С целью выявления трудностей, возникших в процессе адаптации курсантов к учебе в военном вузе, данной выборке была предложена анкета, состоящая из 15 вопросов, оценивающих организацию учебного процесса, условий быта и нового коллектива. Проведенный анализ показал, что 69 курсантов поступили в военное учебное заведение сразу после окончания школы, 6 человек прошли службу по призыву, 8 человек старше своих одногруппников. Определяя мотив поступления, 91 % респондентов отметили желание стать офицером, 5 % выбрали вуз в связи с его престижностью и 4 % решили совместить получение высшего образование с возможностью не прохождения службы по призыву.
Из трудностей, возникших при прохождении процесса адаптации к условиям военного вуза, большинством отмечены условия учебы с обязательной самоподготовкой; совмещение учебы и службы; содержание и специфичность преподаваемых дисциплин; регулярные построения и занятия строевой подготовкой.
Наблюдения показали, что самый сложный период обучения в военном вузе - первый курс. Именно на первом курсе происходит становление самостоятельной личности, определяются жизненные ценности и ориентиры. Большую роль при таком становлении играет адаптация курсанта к обучению в военном вузе, ведь от того, как легко и быстро пройдет этот период, зависят психологическое состояние курсанта, его успеваемость и будущая профессиональная деятельность. Первоочередная задача командиров, воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы постараться помочь курсантам успешно пройти обязательный период адаптации.
Ссылки:
1. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск, 1983. 224 с.
2. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления : учеб. для студентов мед. вузов. М., 1987. 176 с.
3. Военная педагогика : учеб. для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб., 2014. 640 с. (Серия «Учебник для военных вузов»).
4. Там же. С. 142.
5. Там же.
6. Там же.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2001. 672 с.