Научная статья на тему 'Проблемные вопросы процесса адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ'

Проблемные вопросы процесса адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1381
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА АДАПТАЦИИ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беловолова Светлана Павловна, Скворцов Игорь Михайлович, Бунин Сергей Викторович, Беловолов Валерий Александрович

Статья посвящена проблемным вопросам адаптации курсантов-первокурсников к образовательному процессу в военных институтах внутренних войск МВД РФ. Использование преподавателями методов, обеспечивающих успешность адаптационного процесса курсантов, как к учебной деятельности, так и к социальной среде в военном вузе, будет стимулировать повышение познавательной активности, общего жизненного тонуса, работоспособности и предупреждать отсев курсантского контингента из военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беловолова Светлана Павловна, Скворцов Игорь Михайлович, Бунин Сергей Викторович, Беловолов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы процесса адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ»

УДК 378.01

Беловолова Светлана Павловна

Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИ ВВ МВД России, journal.nspu@ mail.ru, Новосибирск

Скворцов Игорь Михайлович

Подполковник, адьюнкт Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, sskworzow@ngs.ru, Новосибирск

Бунин Сергей Викторович

Кандидат педагогических наук, journal.nspu@mail, Москва

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИ ВВ МВД России, vabelovolov@ mail.ru, Новосибирск

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ

Belovolova Svetlana Pavlovna

Doctor of Pedagogic, proffesor NSPU, NMI of IT MIA, journal.nspu@mail, Novosibirsk

Skvorzov Igor Mihajlovich

The lieutenant colonel, post-gladiate, Novosibirsk of Military Institute of Internal Troops named after General of the Army I. K. Jakovleva of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, sskworzow@ngs.ru, Novosibirsk

Bunin Sergey Viktorovich

Candidate of Pedagogic, journal.nspu@mail, Moscow

Belovolov Valeriy Aleksandrovich

Doctor of Pedagogic, professor NSPU, NMI, vabelovolov@mail.ru, Novosibirsk

PROBLEM QUESTIONS OF PROCESS OF ADAPTATION OF CADETS OF THE FIRST COURSE TO TRAINING IN MILITARY HIGH SCHOOLS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Масштабные перемены в военной организации государства и формировании перспективного облика ВС РФ требуют принципиальных преобразований в подготовке военных кадров, реформы всей системы военного образования. В марте 2010 года в своем выступлении на Коллегии Министерства обороны РФ такую задачу поставил Верховный Главнокомандующий, Президент России Дмитрий Медведев. Важнейшей задачей, по сло-

вам Президента, остается подготовка офицерского корпуса. Армии нужны высококлассные специалисты, владеющие современной техникой, и глубо -ко мотивированные в избранной ими военной профессии. Д. А. Медведев считает необходимым совершенствование системы военного образование и развитие его материальной базы, поддержание опытных и преданных своему делу педагогов.

Формирование перспективной сети высших военных учебных заведений - процесс объективный, вызванный требованием времени и теми процессами, которые происходят сейчас в наших Вооруженных силах, МВД России.

Для достижения этих целей необходимо совершенствовать организацию военного обучения, модернизировать материально-техническое и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, повышать научно-педагогический потенциал военно-учебных заведений, повышать профессиональное мастерство военных преподавателей. Помимо этого, в образовательную деятельность необходимо внедрять инновационные образовательные программы и технологии, увеличивать долю практических видов занятий и занятий с применением интерактивных форм обучения. Предполагается и далее усиливать практическую направленность в подготовке курсантов и слушателей, обеспечивать их участие в учениях и маневрах, и других мероприятиях служебно-боевой подготовки войск [2; 3; 6].

На данном этапе реформирования военной системы образования обучение в военном вузе вызывает кризисы адаптации, которые выражаются в неготовности курсантов к новым условиям жизнедеятельности, непредсказуемости и неопределенности социальных контактов, межличностных отношений в новой образовательной среде военного вуза. Вхождение недавних школьников в новую сферу жизнедеятельности при поступлении в военные институты внутренних войск связано с определёнными изменениями, а в ряде случаев - с «ломкой» некоторых устоявшихся шаблонов мышления и поведения.

Зачастую сталкиваясь с ранее неизвестными им условиями жизни, с требованиями, которые предъявляет военная служба, с воинским коллективом, они должны в короткий срок овладеть определенным социальным опытом, выработать новые стереотипы поведения и деятельности. Все это не проходит бесследно как для самих курсантов, так и для воинского коллектива, в деятельность которого они включаются с первых же дней своего обучения в военном институте.

В этих условиях особую актуальность приобретает процесс адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ.

Попав в новую окружающую среду, курсант первого курса не может полагаться на инстинктивное приспособление, а должен сознательно опреде-

лять в ней свое место. Вот почему в его становлении особое место принадлежит первому году обучения в военном вузе.

Большим резервом дальнейшего повышения эффективности учебновоспитательного процесса является оптимизация адаптации молодых курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности. Это объясняется тем, что успешность обучения и воспитания курсантов первого курса, их учебная, служебная и общественная активность, воинская дисциплина, настроение и самочувствие в значительной мере зависят от особенностей протекания их адаптации.

Отмечая роль адаптации в деятельности человека, профессор М. И. Дьяченко подчеркивает: «Положительный эффект адаптации - относительное соответствие состояния и поведения человека влияниям новой среды. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения и даже нарушения в регуляции жизнедеятельности» [1, с. 12].

Термин «адаптация» (лат. аёар1а1;ю - приспособление) имеет ряд близких между собой значений: отношение равновесия организма со средой, результат приспособления; цель и/или процесс приспособления.

Адаптация - это механизм, выработанный в процессе эволюции, обеспечивающий возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Благодаря процессу адаптации осуществляется оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда» [4]. Системный подход в изучении адаптивных процессов опирается на представление о том, что все процессы и явления могут рассматриваться как обладающие определенной структурой. Всякая сложная система адаптивна. Адаптивность - это атрибутивное свойство, функциональный признак сложной системы. С позиций системного подхода адаптация рассматривается как переход систем из одного состояния в другое вследствие их взаимодействия с другими системами. Особенностью системного подхода при изучении адаптации является то, что именно личность, свойства личности, психические процессы играют стабилизирующую роль в процессе приспособления, когда человек выбирает и использует эффективные стратегии приспособления. Говоря об адаптации, необходимо иметь в виду узкое и широкое значение этого термина. Адаптация в широком смысле слова является общей реакцией приспособления организма, проходящей на основе какой-либо одной психофизиологической системы. Узкое понимание понятия предполагает рассмотрение адаптации как показателя определенной специфической реакции, характеризующей лишь изменение чувствительности какого-либо одного аспекта личности [5].

Таким образом, адаптация является не только процессом, но и результатом, распространяющимся на механизмы, с помощью которых осуществляются адаптивные изменения, меняющие функционирование личности.

Такой подход к сущности адаптации и механизмов ее осуществления позволяет считать, что адаптация является элементом социализации человека.

Ведь «под социализацией понимается сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе» [7], а также усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Освоение человеком новых видов деятельности и поведения в процессе его социализации с необходимостью предполагает и адаптацию к ним.

Большое внимание в научной литературе уделяется классификации видов адаптации по различным основаниям. В основных источниках выделяются следующие ее виды: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, биосоциальная и другие.

Исходя из видов деятельности курсантов первого курса, обучающихся в военных институтах внутренних войск в качестве основных видов их адаптации можно выделить: адаптацию к учебной деятельности (дидактическую), военно-функциональную (профессионально-боевую), адаптацию к служебной деятельности (служебно-функциональную), адаптацию к общественной деятельности в коллективе (общественную), адаптацию к условиям быта воинского коллектива (повседневно-бытовую).

Остановимся более подробно на проблемных вопросах процесса адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ.

Итак, фактически в каждом военном учебном заведении внутренних войск при сравнительном анализе успеваемости, приходят к выводу, что самое низкое качество успеваемости - на первом курсе обучения и больший отсев курсантов - там же.

Это обусловлено противоречием между слабой школьной подготовкой и требованиями, предъявленными к курсантам военных институтов.

Но внимание военных вузов, в связи с этим, усиливается не только к проблемам качества подготовки абитуриентов, но и адаптации первокурсников к образовательному процессу, к новой для них социокультурной, образовательной среде.

Нужно отметить, что адаптация является рычагом, обеспечивающим успешность адаптационного процесса курсантов как к учебной деятельности, так и к социальной среде в вузе, также стимулирует повышение познавательной активности, общего жизненного тонуса, работоспособности, предупреждает отсев курсантов, происходящий в основном на младших курсах, способствует более полному представлению о будущей профессии, что очень важно, так как по результатам различных психологических исследований только одна треть курсантов поступили в тот или иной военный вуз с целью стать офицером, а остальные ведущим мотивом при выборе профессии отмечали повышение образовательного уровня.

Добиться, чтобы курсантский коллектив стал активно действующим воспитательным центром, направить его усилия на высокое качество усвоения

учебного материала каждым курсантом - такую задачу ставят перед собой многие командиры и преподаватели. Но, к сожалению, далеко не всем удается достичь намеченной цели.

Становление воинского коллектива - сложный процесс. За ним - целая цепь взаимосвязанных проблем. В своих трудах М. В. Фрунзе упоминал, что причины большинства дисциплинарных проступков в армии объясняются в первую очередь «резкостью перехода из условий жизни общегражданской к жизни военной» и нужно «время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, втянуться в новые условия службы и работы» [8, с. 459]. Этот вывод в полной мере можно отнести и к причинам низкой успеваемости по предметам обучения курсантов на первом курсе.

Проведенные социологические опросы позволяют определить, какие затруднения испытывали курсанты в первые месяцы обучения в НВИ ВВ МВД РФ. Как оказалось, наибольшие проблемы для курсантов представляло необходимость соблюдать распорядок дня (32,6%), высокая требовательность командиров (30,2%), в то время как бытовые условия не устроили 10,5% опрошенных, а физические нагрузки были затруднительны для 5,8%.

С учетом анализа ответов на другой вопрос анкеты - совпали ли ваши прежние представления об учебе в НВИ ВВ МВД РФ с действительностью, когда лишь 9,3% ответило положительно, а оставшиеся 90,7% имели слабые представления об укладе жизни и организации службы в военном институте можно сделать вывод, что в период, предшествующий набору курсантов, необходимо проводить более активную, целенаправленную и разностороннюю разъяснительную работу в школах Новосибирской области и иных регионах Российской Федерации. Привлекать для этой работы на наш взгляд, необходимо наиболее подготовленных, эрудированных курсантов старших курсов. Это позволит формировать у будущих абитуриентов более полное представление об укладе армейской жизни, что в дальнейшем может намного сократить период адаптации молодых курсантов.

Таким образом, на лицо другая проблема быстрой адаптации курсантов к процессу обучения - слабая психологическая подготовка молодых людей к реалиям армейской жизни.

В этой связи интерес представляет анализ ответов на другой вопрос социологического опроса курсантов 1 курса - кто послужил опорой в трудные дни вашего становления в НВИ ВВ МВД РФ?

Так, например, защиту и опору молодые курсанты (68,6%) искали у своих товарищей и друзей, 24,3% - у родственников, в то время как у коман -диров различных степеней - от командира отделения до командира взвода, поддержку нашли лишь 4,7% опрошенных. Эти данные обнажают очередную проблему, но она уже связана с личностью командира, его умением работать с подчиненными. Это, в первую очередь, относится к командирам взводов и их младшим помощникам: заместителям командиров взводов и командирам отделений. Умение подобрать на эти должности не только тре-

бовательных, но и авторитетных, грамотных курсантов, без сомнения послужит делу скорейшего привыкания, безболезненного вхождения в армейскую жизнь молодых курсантов, а значит, они смогут показывать более высокие результаты в учебе с первых дней обучения в военном институте.

Наблюдение за ходом адаптации дает богатый материал командирам для последующей индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. В этом процессе не трудно разглядеть личности с коллективистской и эгоистической мотивацией поведения. Первые гораздо легче принимают и усваивают уставные и нравственные нормы, которые для них становятся со временем естественными и привычными, они так же охотно выполняют коллективные задания, оказывают помощь другим. Чаще всего эти люди обладают активной нравственно-волевой устойчивостью, определенным иммунитетом к негативным воздействиям. Вместе с тем без труда узнаются и личности с эгоистическими наклонностями, которые предпочитают делать то, что позволяет им быть на виду, заслужить престижное положение. Они избегают и не любят незаметной «черновой» работы, где приходится быть рядовыми участниками общего дела.

С самого начала службы курсант сталкивается с серьезной проблемой нравственного выбора. В коллективе он видит и отличников и отстающих, дисциплинированных и нарушителей воинского порядка. Обстановка заставляет его принять решение на кого ориентироваться, кого взять себе в пример. Конечно, хотелось, чтобы такой выбор был однозначно позитивным, но не всегда так бывает. Потому каждому командиру немало важно знать, кто стал для молодого курсанта гласным или негласным наставником, коков круг его сегодняшних друзей. И не только знать, а постоянно, с чувством высокого такта, доброжелательно вести умелую и индивидуальную работу, не упускать из-под своего влияния управления процессами адаптации курсантов.

Анализ литературы и практики свидетельствуют, что нет единой, четко отработанной системы адаптации курсантов - первокурсников, а уже имеющиеся теоретические предпосылки, создающие условия для решения этой проблемы, носят точечный характер. Поэтому каждый военный вуз в решении данной проблемы исходит из своих особенностей, имеющих частный вариант методов решения задачи адаптации первокурсников. Однако всем известно, что адаптация курсантов к учебной деятельности обусловливается внутренними - индивидуально - психологическими и внешними - предметными, дидактическими, социально - психологическими факторами, а основным и определяющим успешность адаптационного процесса курсанта является первый курс. Исходя из этого, весь адаптационный процесс желательно разбить на два этапа.

Первый этап - учебно-организационный. Он должен главным образом помочь отследить степень адаптированности абитуриентов к образовательному процессу (Это может быть в результате ЕГЭ или дополнительного тестирования). Далее - выяснить ценностно - ориентировочные мотивы

выборы профессии, а также типолого - индивидуальные качества личности. Это поможет в дальнейшем создать такие педагогические условия, в которых курсант может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности. В связи с этим, желательно, чтобы уже во время зачисления, курсанты заполняли анкету, где могут быть отображены сведения о достижениях курсантов в различных областях творчества, спорта, науки, о том, чем бы они предпочли заняться во время обучения, какие курсантские мероприятия им интересны. Данные сведения курсанты охотно предоставляют о себе именно в этот период, чтобы как можно успешнее заявить о себе в новом для них коллективе. В дальнейшем, на более старших курсах, курсанты не очень охотно делятся сведениями о своих увлечениях если это не является необходимой составляющей их творческой курсантской жизни.

Изучить ценностные ориентации курсантов, уровень их психологической комфортности помогут, на наш взгляд, такие мероприятия как «Дебют первокурсника» - смотр художественной самодеятельности; «Шоу первокурсника»; «Выставка художественного творчества» - где можно представить свои работы в направлениях «Живопись», «Графика», «Фото», «Прикладное искусство»; «Посвящение в курсанты»; «Спортивная неделя первокурсника».

Адаптация курсантов - первокурсников в новой для них социокультурной среде вуза зависит и от общения [9]. Общительность - индивидуальное психологическое качество. Оно является своеобразным показателем адаптированности личности первокурсника.

На первом курсе в приоритетном положении находятся курсанты своего учебного взвода, а с течением времени первокурсник все более глубоко входит в курсантскую среду, и его приоритеты сдвигаются в сторону курсантов всего военного вуза. Таким образом, у него появляются знания, позволяющие достаточно критично относится к процессу обучения в целом, а также к взаимосвязи его успеваемости и успешности будущей профессиональной карьеры. Поэтому, учебно - воспитательная работа в военных вузах должна строиться так, чтобы дружеское окружение курсантов в военном вузе расширялось с течением времени. Этому помогут общевузовские мероприятия в планировании, подготовке и проведении которых должны принимать и курсанты - первокурсники.

Но наиболее проблемной в адаптации первокурсника к учебному процессу в вузе является дидактическая адаптация. И это будет являться вторым этапом - формирующим. Он должен не приспосабливать к условиям обучения в военном вузе, а создавать условия для их адаптации в нужном направлении, но не путем снижения требований, а расширением реальных учебных возможностей каждого обучающегося.

Для этого нужно в первую очередь ознакомить первокурсников с новыми формами обучения, объяснить основные отличия школьного обучения от вузовского, далее - на основе входной диагностики выявить уровень готовности к освоению содержания образовательных программ. Можно пой-

ти дальше - группы курсантов (хотя бы на первый семестр первого курса) формировать по уровню школьной обученности, в связи с этим структурировать содержание обучения выбирать формы, методы и средства обучения.

Методы, средства, форма обучения в вузе, должны быть конструированы с учетом причин, мешающим курсантам-первокурсникам успешно обучаться в военных вузах. К таким причинам можно отнести: новые формы учебного процесса, неумение организовать свою деятельность, отсутствие интереса к учебным предметам, слабая школьная подготовка, низкий самоконтроль первокурсников, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей за выполнением домашнего задания, новые требования преподавателей.

Для преодоления дидактического барьера курсантам - первокурсникам желательно ввести специальный курс «Учимся учиться», направленного на формирование у первокурсников общеучебных умений: работы с различной литературой, подготовкой к зачетам и экзаменам и т. д.

На положительную динамику адаптационного процесса курсантов к учебной деятельности влияет и характер педагогического общения преподавателя и учебного взвода. Выделяется четыре вида характера педагогического общения: диалогический - демократический, диалогический - авторитарный, монологический - демократический, монологический - авторитарный. Но способствует адаптации курсантов к учебному процессу лишь диалогический - демократический. Как в частной беседе преподавателя с курсантом, так и на лекциях, практических занятиях. Нужно, чтобы и эмоционально преподаватель идентифицировал себя с молодыми людьми, обучающимися в военном вузе: чем ближе соприкасаются преподаватель и курсанты, тем больше те верят его слову, заряжаются его энергией.

Таким образом, исследование проблемы адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе позволило сделать следующие выводы:

- каждый человек уникален, поэтому процесс адаптации - это всегда процесс персонифицированный, сопровождающийся индивидуальными проявлениями, проблемами, успехами, трудностями;

- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы, поэтому в процессе адаптации важно стимулировать собственный потенциал и творческую активность, самостоятельность личности;

- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, из этого следует, что процесс адаптации к учебной деятельности имеет не жестко заданную траекторию, а носит стохастический характер, определяемый самой личностью и ее потенциалами;

- человек - это активное, творческое существо, способное к открытому творческому диалогу и конструктивному взаимодействию, а значит, организация процесса адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности

есть взаимодействие педагога и обучающегося, основанное на принципе личностной ориентации и стимулировании собственной активности курсанта в учебной деятельности.

Библиографический список

1. Дьяченко, М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов [Текст] / М. И. Дьяченко. - Москва: 1974. - 128 с.

2. Беловолов, В. А. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов, Е. М. Левин, С. В. Бунин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 21-32.

3. Беловолов, В. А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов, Е. М. Левин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 41-50.

4. Бибрих, Р. Р. Проблема развития мотивационно-смысловой сферы личности [Текст] / Р. Р. Бибрих // Психологические исследования социального развития личности. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - С. 39-57.

5. Диденко, И. В. Военнослужащие как объект целенаправленного формирования конструктивных целей [Текст] / И. В. Диденко // Управление системой ценностей личности и общества в мире изменений. Материалы психологического конгресса. - Кострома: Изд-во Костр. ун-та, 2003. - 0,1 п. л.

6. Беловолов, В. А. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки военных специалистов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности [Текст] / В. А. Беловолов, С. В. Бунин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 9. - С. 27-40.

7. Петровский, А. Социальная психология коллектива. [Текст] / А. Петровский, В. Шиманский - М.: Просвещение, 1978. - 112 с.

8. Фрунзе, М. В. Избранные произведения [Текст] / М. В. Фрунзе. - Москва: 1965. - С. 459-460.

9. Диденко, И. В. К вопросу об адаптации военнослужащих к различным условиям службы [Текст] / И. В. Диденко // Человек. Власть. Общество. Сб. науч. трудов 3-го Азиатско-Тихоокеанского конгресса. - Хабаровск: Изд-во «Импульс-Восток ВТ», 2004. - 0,15 п. л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.