Научная статья на тему 'Мониторинг готовности курсантов к обучению в военно-инженерном вузе'

Мониторинг готовности курсантов к обучению в военно-инженерном вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Межуев Александр Владимирович

В статье рассматриваются вопросы адаптации первокурсников к военной среде. Особенность авторского подхода заключается в учете внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс формирования готовности курсантов к условиям обучения в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Межуев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг готовности курсантов к обучению в военно-инженерном вузе»

МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

А.В. Межуев

MONITORING OF MILITARY SCHOOL STUDENTS' READINESS FOR STUDYING AT MILITARY ENGINEERING HIGHER SCHOOL

Mezhuyev A.V.

The article considers the problems f first-year students adaptation to military environment. The specifics of the author's approach consists in accounting external and internal factors effecting the process of developing military students' readiness or the educational conditions in a military higher school.

В статье рассматриваются вопросы адаптации первокурсников к военной среде. Особенность авторского подхода заключается в учете внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс формирования готовности курсантов к условиям обучения в военном вузе.

Нлючевые слова: формирование готовности, военно-профессиональная среда, особенности мониторинга подготовки к обучению.

УДК 378.147

Выпускник школы, поступив в военный вуз, попадает в совершенно новую для него среду, требующую значительного напряжения, мобилизации морально-волевых качеств, необходимых для успешной адаптации к новым условиям.

Военно-профессиональная среда вуза, в которую погружается первокурсник, характеризуется строгостью режима, монотонностью распорядка дня, преобладанием коллективных форм жизнедеятельности, регламентированностью взаимоотношений, изолированностью от внешнего мира, повышенными физическими нагрузками, порождающими физическую и морально-психологическую усталость.

В среде военного вуза неизбежно происходит ограничение личностно значимой информации. В результате имеет место неудовлетворительная потребность курсанта в общении с близкими; дефицит или отсутствие информации личного характера (информация о семье, родственниках, товарищах); неудовлетворенность духовных потребностей.

В военной среде, в том числе и в среде военного вуза, имеет место и относительная групповая изоляция: ограниченность коммуникативных связей, постоянная публичность (отсутствие возможностей для уединения), информационная истощенность членов коллектива по отношению друг к другу (1).

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема совершенствования

психологической работы, направленной на формирование готовности курсантов-первокурсников к обучению в военном вузе. Важнейшая роль в решении данной задачи принадлежит психологической службе вуза, осуществляемой ею психологической работе. Одной из важнейших задач психологической работы в военном вузе является изучение индивидуальных особенностей курсантов, проведение мониторинга степени их готовности к жизнедеятельности в военно-профессиональной среде.

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной информации о психологических особенностях военнослужащих и воинских коллективов. Результаты психологического изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.

В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его формы -индивидуальную и групповую. Соответственно предметом индивидуального психологического изучения являются психологические особенности личности курсанта, а предметом группового изучения - социально-психологические особенности воинского коллектива. В методическое обеспечение этой работы входят выделение этапов изучения, их содержательное и диагностическое наполнение (2).

Важнейшей частью военно-профессиональной работы является военная профессиография, включающая:

- анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

- классификацию и описание военных профессий и специальностей;

- научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;

- составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к

психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.

Наиболее существенной частью про-фессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессио-графией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.

Важнейшим средством психолого-педагогического изучения является наблюдение.

При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. По их характеру судят об отношении человека к военной службе, сформированности у него моральных, индивидуально-психологических и других качеств, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы.

Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого, наблюдение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей курсантов: направленности личности, организаторских, педагогических, коммуникативных, эмоциональных, волевых и других качеств (3).

В качестве критериев оценки степени готовности курсантов к обучению в военном вузе были определены: когнитивный (знания об условиях, нормах жизнедеятельности в военном вузе, представления об индивидуальных познавательных способностях, мо-

рально-психологических особенностях, понимание способов самоподготовки к военной профессии); мотивационно-ценностный (отношение к военной профессии как ценности); морально-волевой (адаптивный потенциал, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, психологическая совместимость); коммуникативно-организаторский (социометрический статус в группе, самостоятельность). В соответствии с крите-риально-уровневым подходом выделены высокий, средний и низкий уровни степени сформированности изучаемого параметра. На основе установления средних величин выделялись уровни сформированности готовности курсантов к обучению в военном вузе.

Высокий уровень готовности к обучению в вузе предполагает ярко выраженную учебно-познавательную активность, наличие умений и навыков учебного труда, способность оперативно переходить от теоретического обучения к практическому, от одного вида деятельности к другому, наличие адаптивных способностей, морально-волевую устойчивость, наличие профессиональных мотивов, интереса к военной службе, способности переносить морально-психологические нагрузки.

Средний уровень предполагает недостаточную сформированность отдельных свойств, качеств, колебания (от устойчивого к неустойчивому, от постоянного к непостоянному, уверенного и неуверенного поведения) проявлений, что при измерении выражается сниженными, по сравнению с высоким уровнем, результатами. Одним из показателей такой недостаточности является проявление затруднений в каких-либо ситуациях, обращение курсантов за помощью, советом к товарищам, командирам, преподавателям.

Низкий уровень характеризуется учебно-познавательной пассивностью, неумением организовать продуктивную самостоятельную работу, затруднениями в переходе от одних видов деятельности к другим, что находит выражение в низкой успеваемости.

Таким курсантам свойственны нервные срывы, высокий уровень тревожности, дискомфортное состояние в коллективе, слабость мотивов, интереса к военной профессии, что отрицательно сказывается на их профессиональной направленности. Не-сформированность адаптивных способностей, физическая неподготовленность вызывает у этих курсантов значительные затруднения в перенесении морально-психологических и физических нагрузок.

Одним из наиболее важных, имеющих интегративный характер показателей степени готовности курсанта к обучению в военном вузе является его отношение к военной службе (интерес к профессии, мотивы поступления в военный вуз, причины выбора профессии офицера). Другими не менее важными показателями готовности могут быть: самооценка курсантами своих профессиональных и морально-психологических качеств; отношение к служебным обязанностям; отношение к коллективу как к ценности.

Прежде всего, следует отметить, что по большинству параметров наблюдаются положительные изменения за последние три года. Качественный анализ результатов за 2006 год позволил сделать ряд обобщений, выводов.

Большинство курсантов осознано выбрали военную профессию, испытывают чувство удовлетворения от правильности выбора специальности. Лишь 3,8% проявляют колебания, неуверенность в том, что выбранная специальность соответствует их ожиданиям. Но в то же время нельзя не заметить, что за время обучения в вузе представления о профессии офицера изменилось в худшую сторону у 20,4% курсантов. Хотели бы перейти на другую специальность, не связанную с военной службой 17,7% (при этом затруднялись с ответом 26,9% курсантов). Также можно сделать вывод о том, что при выборе военной профессии курсанты руководствуются прагматическими соображениями: не самое низкое социальное положение (19,9%), ожидание жилья (38,2%), льгот (24,7%), возможность получить бесплатное образование (36,6%).

Вызывает чувство удовлетворения и то обстоятельство, что есть курсанты, которые ориентируются не только на прагматические, но и духовные ценности: интересная профессия (23,7%), воинская честь, достоинство (33,9%). Однако у командиров, преподавателей, офицеров-психологов не может вызывать тревоги тот факт, что немалая часть курсантов не чувствует себя уверенно в военной среде, не видит себя в военной карьере, тяготится воинской дисциплиной (9,7%), испытывает дискомфорт от однообразия армейской жизни (17,7%), испытывает чувство незащищенности (17,7%), подумывают о возможностях хорошо устроиться в гражданских профессиях (17,7%). Некоторые курсанты прямо заявляют, что учатся без желания (по необходимости) - таких 5,9%, думают об увольнении 1,1%. Итого 7% по существу отказываются в выборе для себя военной профессии в дальнейшем. Поступили в военный вуз, так как не было других вариантов 9,7% курсантов, по настоянию родителей 10,2%. Именно эти курсанты относятся к так называемой группе риска и имеют наименьшие показатели степени готовности к обучению в вузе, несмотря на то, что некоторые из них могут иметь хорошие оценки в учебе и по физической подготовке. К этой же группе риска следует отнести и тех курсантов, которые военную службу воспринимают как скучную, однообразную, неинтересную (11,3%), тяжелую и изматывающую (6,5%), что вместе составляет 17,8%.

Положителен, однако, тот факт, что большая часть курсантов (60,8%) при выпуске из института (5-й курс) уверены в своей подготовке; уверены, что смогут успешно выполнять должностные обязанности. Однако нельзя исключать и возможность случаев завышения самооценки. Такое предположение основано на том, что на вопрос «как Вы относитесь к учебе и обязанностям по службе в настоящее время» многие (47,8%) выбрали уклончивый, колеблющийся ответ: «иногда с желанием, иногда нет». Отношение курсантов к коллективу как ценности характеризуется таким показателями, как личная симпатия, дружба (71,5%), совмест-

ное проведение досуга (54,8%), общие увлечения (64,5%), занятия спортом (17,7%).

Обследование курсантов на первом курсе позволило выявить типичные негативные особенности личности: недостаточное развитие познавательных способностей (18,5%), сниженный адаптационный потенциал (11,4%), пониженный уровень нервно-психической устойчивости (8,5%).

Изучалось мнение курсантов о ведущем факторе, порождающем затруднения в учебе. Были получены следующие результаты: требования воинской дисциплины -1,4%, высокая интенсивность учебного процесса - 11,6%, острый лимит времени -82,0%. Данные получены посредством опросника военно-профессиональной мотивации, рекомендованного Главным военно-медицинским управлением для профессионального психологического отбора кандидатов в военные вузы (4).

В процессе опытно-экспериментальной работы был накоплен, обобщен материал, позволяющий оценивать степень адаптации курсантов в зависимости от ряда факторов: 1) месяца рождения, 2) места проживания до поступления в военный институт, 3) состава семьи, 4) типа оконченного образовательного учреждения, 5) познавательных способностей, полученных в образовательном учреждении оценок, 6) коммуникативных способностей, 7) нервно-психической устойчивости, 8) психологической совместимости, 9) статуса в коллективе, 10) занятий спортом до поступления в ввуз.

В первую очередь необходимо было выявить курсантов с низкой адаптацией к жизнедеятельности в военном вузе, так как именно они в большей мере, по сравнению с другими, нуждаются в психолого-педагогической поддержке командиров, преподавателей, психологов.

В зависимости от месяца рождения низкая степень адаптации свойственна курсантам, родившимся в ноябре (в группу риска входит 25 % курсантов), в июне - 16%, в декабре, июле - 15,5%.

В зависимости от места проживания курсантов до поступления в ввуз низкая адаптация свойственна: проживание в селе -

16,2%, проживание в городе - 15,9%, в большом городе - 9,8%.

В зависимости от состава семьи низкая адаптация присуща: полная семья -13,9%, сироты - 22,2%, без матери - 14,3%, без отца - 13,1%.

В зависимости от типа образовательного учреждения низкая адаптация проявляется: у выпускников суворовских училищ -0,0%, у выпускников средних технических заведений - 22,2%, средних специальных -17,9%, имеющих полное среднее образование - 14,4%.

У имеющих недостаточные познавательные способности низкая адаптивность свойственна 25,0% курсантов, у имеющих удовлетворительные способности - 20,5%. У имевших в школе, техникуме удовлетворительные оценки низкая адаптивность обнаруживается у 14,9% курсантов, у имевших хорошие оценки - у 14,6% курсантов, среди отличников - 5,3%.

У курсантов с низкими коммуникативными способностями низкая адаптивность свойственна 63,5%, при наличии удовлетворительного развития коммуникативных способностей низкая адаптивность отмечается у 10,0% курсантов.

При слабой нервно-психической устойчивости низкая адаптация свойственна 85,9%, при удовлетворительном уровне нервно-психической устойчивости низкая адаптация свойственна только 6,9%.

При наличии недостаточной психологической совместимости низкая адаптация свойственна 12,2%, при хорошей совместимости - 14,2%.

В зависимости от статуса в коллективе: при низком статусе низкая адаптация присуща 14,0% курсантам, при среднем -14,9%, среди лидеров - 9,3%.

У тех, кто до поступления не занимался спортом, низкая адаптация встречается у 16,0%, у занимавшихся спортом - 11,6%.

Таким образом, полученные результаты, позволяют рекомендовать командирам, преподавателями, психологам ввуза особое внимание обратить на развитие у курсантов нервно-психической устойчивости и коммуникативных способностей, т.к.

именно по этим параметрам наибольший процент курсантов с низкой адаптацией к условиям военного вуза.

В качестве одной из особенностей подготовки курсантов к обучению в военном вузе следует назвать необходимость учета биоритмического статуса курсанта. В ходе исследования установлено, что у большинства курсантов с пониженными адаптационными способностями день рождения в ноябре месяце (в 1,5 больше второго наибольшего числа военнослужащих с пониженной адаптацией относительно месяца рождения).

Проведя анализ биоритмов курсантов, у которых день рождения в ноябре установлено, что в июле месяце у данных курсантов наблюдается наибольшее значение отрицательной фазы индиивидуальных биоритмов (в этот период согласно методики у личности наблюдается переоценка своих сил и возможностей; повышенная заболеваемость конфликтность, травматизм). Это косвенно может влиять на курсанта в момент проведения с ним, каких-либо психолого-педагогических обследований, в том числе изучения адаптационных способностей.

В целях нейтрализации негативных физиологических свойств организма, психолого-педагогической поддержки курсантов, рекомендуется проводить следующие мероприятия:

- постараться уменьшить физические и учебные нагрузки;

- перед проведением психологического обследования провести с военнослужащими сеансы релаксации, саморегуляции;

- по возможности перенести сроки обследования;

- организация спортивных состязаний, с целью повышения эмоционального и психофизиологического состояния.

В заключение отметим, что основными психологическими и педагогическими средствами организации работы по формированию у курсантов готовности к обучению в ввузе являются: проектирование психологической работы в тесном единстве с учебной, воспитательной, культурно-досу-говой деятельностью, качественное проведение отбора на основе рекомендуемых ди-

агностических методик, изучение, учет индивидуальных особенностей личного состава, своевременное доведение их результатов до командного состава, выработка методических рекомендаций.

Особенность авторского подхода к проектированию процесса формирования готовности курсантов, оценки степени ее сформированности заключается в выявлении курсантов с низкой адаптивностью в соответствии с указанными факторами: в зависимости от месяца рождения, степени сфор-мированности коммуникативных способностей, полученного образования, полученных оценок, нервно-психической устойчивости, занятия спортом, статуса в коллективе, уровня развития познавательных способностей.

Таким образом, опытно-экспериментальной работой установлено, что наиболее важное значение в работе по формированию готовности курсантов имеют такие параметры, как коммуникативные способности и нервно-психическая устойчивость, требующие особого внимания, целенаправленных усилий всех участников образовательного процесса в военном вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырев В.Н., Зеленков М.Ю. Об организации преподавания в высшей школе основ морально-психологического обеспечения войск (сил) // Военная мысль. - 2001. - № 5. -С. 34-36.

2. Справочник офицера воспитателя / Под ред. Н.И. Резника. - М.: Воениздат, 2003. - Вып. 35. - 368 с.

3. Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка: Учебно-метод. пособие / В.И. Бусловский, Ю.Ф. Ку-чизин, Н.Ю. Ефимов. - М.: ГУВР ВС РФ, 2004. -166 с.

4. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства Обороны Российской Федерации: Методические рекомендации / Главное военно-медицинское управление. - М., 1994. -296 с.

Об авторе

Межуев Александр Владимирович, Ставропольский военный институт связи ракетных войск, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, заместитель начальника отделения воспитательной работы по социальной работе и профилактике правонарушений. Ви&о62@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.