Научная статья на тему 'Формирование у обучающихся в вузе психологическом готовности к исполнению профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях'

Формирование у обучающихся в вузе психологическом готовности к исполнению профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
720
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ РВ И А / МOTIVATIONAL READINESS / PSYCHOLOGICAL READINESS / EXTREME SITUATION / PERSONAL ADAPTION POTENTIAL / CADETS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RV AND A

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров Данила Сергеевич

В статье исследуются наиболее значимые психологические факторы и личностные качества, определяющие готовность обучающегося в ввузе к исполнению профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях; особенности формирования психологической готовности в образовательном процессе на примере Михайловской военной артиллерийской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS IN THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO THE PERFORMANCE OF PROFESSIONAL DUTIES IN EXTREME SITUATIONS

In the article the most significant psychological factors and personal features defining readiness of higher educational institution’s student to performance of their professional duties in extreme situations are researched; the features of formation of psychological readiness in the educational process on the example of Mikhalovsky Military Artillery Aacademy are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование у обучающихся в вузе психологическом готовности к исполнению профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях»

УДК 159.922.8

© Д.С. Петров

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ГОТОВНОСТИ К ИСПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье исследуются наиболее значимые психологические факторы и личностные качества, определяющие готовность обучающегося в ввузе к исполнению профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях; особенности формирования психологической готовности в образовательном процессе на примере Михайловской военной артиллерийской академии.

Ключевые слова: психологическая готовность; экстремальная ситуация; личностный адаптационный потенциал; мотивационная готовность, курсанты вузов РВ и А.

D.S. Petrov

THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS

IN THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO THE PERFORMANCE OF PROFESSIONAL DUTIES IN EXTREME SITUATIONS

In the article the most significant psychological factors and personal features defining readiness of higher educational institution’s student to performance of their professional duties in extreme situations are researched; the features of formation of psychological readiness in the educational process on the example of Mikhalovsky Military Artillery Aacademy are revealed.

Keywords: psychological readiness; extreme situation; personal adaption potential; мotivational readiness; cadets of the higher educational institutions of RV and A.

Формирование психологической готовности выпускника вуза к действиям в экстремальных ситуациях является весьма актуальной проблемой современного образовательного процесса, что обусловлено противоречием между необходимостью формирования психологической готовности к действиям в нестандартных ситуациях и недостаточной ориентированностью образовательного процесса современного вуза на решение данной задачи.

Наше исследование, проведенное в 2010 г. в Санкт-Петербурге на базе двух факультетов Михайловской военной артиллерийской академии

(МВАА) (В анкетировании приняло участие 410 курсантов 2005 - 2009 годов набора, из них 1курс-35, 2 курс - 122, 3 курс - 68, 4курс -94 и 5 курс - 91 человек), показало, что количество курсантов, оценивающих личную психологическую готовность как низкую и испытывающих беспокойство перед трудностями предстоящей профессиональной деятельности, меняется в зависимости от курса обучения.

Динамика изменения субъективной оценки психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях представлена на рис. 1.

25°о

20°о

15°о

%

1(1°о

5°о

0°О -I-------------------Т-----------------1------------------1------------------Т------------------

Акуре 2 курс Зкурс 4курс 5курс

Рис. 1. Динамика количества курсантов, оценивающих как «низкую» личную психологическую готовность к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях

Наименьшее количество таких курсантов наблюдается на 3-м курсе, а к 4 и 5-му возрастает до 20 и 14% соответственно. Данные цифры подтверждают важность и необходимость работы по совершенствованию процесса формирования психологической готовности курсантов в ходе обучения в вузе.

Изучение литературы, анализ процесса формирования психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях и опыта выпускников ряда военных вузов позволили выявить и сформулировать наиболее значимые психологические факторы и личностные качества, определяющие психологическую готовность офицера к действиям в экстремальных ситуациях.

К важнейшим психологическим факторам в большинстве исследований отнесены особенности мотивационной сферы личности, которые выступают внутренней предпосылкой успешной профессиональной деятельности и основой для мобилизации сил в экстремальных ситуациях. Поэтому к факторам психологической готовности вероятнее всего отнести наличие особых субъективно значимых для индивида мотивов. Именно они придают личностный смысл профессиональной деятельности и определяют степень значимости решаемой задачи, особенно в экстремальных условиях.

Кроме мотивов к факторам, определяющим психологическую готовность к действию в экстремальных ситуациях, ряд авторов относит личный опыт мобилизации сил для решения задач большой трудности, умение контролировать и регулировать уровень своего состояния психологической готовности; умение самонастраиваться, создавать оптимальные внутренние условия для предстоящей деятельности [1, с. 2122].

В ряде исследований в качестве фактора, определяющего готовность и способность к преодолению критических ситуаций, рассматривается состояние эмоционального (внутреннего) равновесия. Под равновесием понимается способность функционировать в определенном диапазоне, наиболее благоприятном, и поддерживать такое состояние, которое необходимо именно для данной деятельности [2, с. 18].

Г.В. Курносов считает, что к факторам, определяющим готовность к действиям в экстремальных ситуациях, следует отнести: а) адекватную регуляцию личностно-смыслового, ситуативно-целевого и операциональноисполнительного уровня; б) способность гибко регулировать состояние эмоционально-волевой сферы, низкую тревожность; в) высокий уровень

субъективного контроля; г) профессиональную моторно-двигательную адекватность; д) регуляторно-компенсаторную компетентность и активность [3, с.7-8].

А.А. Понукалин в структуре готовности к деятельности выделяет физиологический уровень, который обеспечивает его энергетически посредством интенсификации общей и специфической активности [6, с.136-144].

Психологическая готовность, по мнению большинства специалистов, в наибольшей степени характеризуется в целом функциональным состоянием, которым принято обозначать совокупность процессов, происходящих в организме человека, а также степень развития и целостности его структур, уровень их функционирования. Чем выше уровень функционального состояния, тем выше работоспособность человека. Уровень функционирования систем организма определяется эффективностью адаптации, которая зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, адекватности соизмерения своих потребностей и возможностей, осознания мотивов своего поведения.

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек - среда».

Важное методологическое значение имеет выделение в функциональном состоянии субъективной и объективной составляющих. При этом субъективная составляющая обеспечивает мотивационное поведение, а объективная - восстановление нарушенного равновесия систем. Под субъективной стороной понимают психические явления, относящиеся к личностным образованиям [4, с. 25-26].

Методологически значимым для нас является заключение А.Г. Маклакова о том, что основные причины возникновения тех или иных функциональных состояний необходимо искать внутри личности, в ее структуре и динамике. Именно особенности личности во многом определяют характер функционального состояния человеческого организма в различных условиях внешней среды.

Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Из него следует что формирование

состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности.

Экспериментальные исследования ученых позволили выявить личностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адаптации к условиям военнопрофессиональной деятельности. А.Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом (ЛАП). Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких условиях военнослужащий может успешно выполнять свои профессиональные обязанности. В связи с этим называются относительно стабильные личностные характеристики, определяющие успех адаптации: уровень нервно-психической устойчивости, особенности самооценки личности, ощущений своей значимости для окружающих, уровень конфликтности, ориентация на моральные нормы общества, степень принятия групповых норм воинского коллектива. Данные характеристики отражены в многоуровневом личностном опроснике «Адаптивность» (МЛО) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина через такие показатели, как моральная нормативность, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал.

Адаптивные качества, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения нашли свое отражение в показателе моральной нормативности (МН).

Основными элементами показателя поведенческой регуляции (ПР) являются самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей.

Коммуникативный потенциал (КП) составляют возможности человека достигнуть контак-

Как видно из таблицы, при выполнении одиночных нормативов специальной подготовки в условиях имитации экстремальных ситуаций «высокомотивированные» курсанты отличаются от «слабомотивированных» достоверно более

та и взаимопонимания с окружающими. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Таким образом, к наиболее значимым психологическим факторам, определяющим готовность офицера к действиям по профессиональному предназначению в экстремальных ситуациях, следует отнести наличие субъективно значимого для индивида мотива; наличие опыта мобилизации сил на решение сложных задач; умение контролировать и регулировать уровень своего состояния готовности; способность функционировать в определенном, наиболее благоприятном для конкретной деятельности состоянии. Среди личностных качеств, определяющих готовность к исполнению профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях, наибольшее значение имеют уровень нервно-психической устойчивости, ориентация на общепринятые моральные нормы поведения, интеллектуальные и коммуникативные качества, степень принятия групповых норм воинского коллектива.

Основываясь на том, что субъективно значимый мотив является определяющим фактором психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях, нами был проведен сравнительный анализ оценочных показателей выполнения профессиональных задач в условиях имитации экстремальных ситуаций. С этой целью были выделены курсанты, имеющие положительные общественно значимые мотивы деятельности, и курсанты, имеющие слабую мотивацию на выполнение профессиональных задач.

Различия по показателям среднего балла за выполнение нормативов специальной подготовки «высокомотивированных» (п=49) и «слабомотивированных» (п=32) курсантов представлены в табл.1.

высоким показателем среднего балла полученных оценок.

Различия по показателю среднего балла за «точность» «высокомотивированных» и «слабомотивированных» курсантов представлены в табл.2

Таблица 1

Показатель 1-я группа (высокомотивированные курсанты) 2-я группа (слабомотивированные курсанты Достоверность

(Х1±т1) (Х2±т2)

Средний балл 3,96±0,12 3,55±0,09 t = 2,7 р<0,05

Таблица 2

Показатель 1-я группа (высокомотивированные курсанты) 2-я группа (слабомотивированные курсанты) Достоверность

(Х1±т1) (Х2±т2)

Средний балл за «точность» 4,2±0,14 3,43±0,22 t = 2,95 р<0,05

Как видно из таблицы, при выполнении задач по показателю «точность», «высокомотивированные» курсанты также отличаются от «слабомотивированных» достоверно более высокими показателем среднего балла полученных оценок.

При выполнении нормативов в условиях имитации экстремальных ситуаций по показателю среднего балла за «время» значимых различий между группами нет, однако следует отметить, что «слабомотивированные» курсанты затрачивают меньше времени на решение задач в экстремальных условиях, допуская при этом большее количество ошибок по показателю «точность».

Таким образом, исследование профессиональной деятельности курсантов в условиях имитации экстремальных ситуаций подтверждает гипотезу о том, что высокая длительная мотивация позволяет более успешно и качественно решать профессиональные задачи. Следует отметить, что курсанты со сформированной длительной мотивацией показывают устойчивые положительные результаты независимо от ситуативного настроя, их ведущие мотивы «высокого порядка» под воздействием обстоятельств, как правило, не изменяются, остаются устойчивыми и лежат в основе деятельности в любых ситуациях.

Выявление личностных качеств, определяющих готовность к действию в экстремальных

ситуациях, позволило проследить динамику их формирования от курса к курсу в течение 20062010 гг. на примере курсантов МВАА набора 2006 г. (п=115). При этом для проведения исследования нами был выбран многоуровневый личностный опросник (МЛО) "Адаптивность". Данный тест принят в качестве стандартизированной методики и рекомендован к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения профессиональной деятельности военных специалистов. Он оценивает адаптационные возможности индивида исходя из особенностей не только психологического, но и нравственного развития [5, с. 164-174.], что позволило практически объединить в одном тесте теоретические положения различных психологических школ относительно проблемы адаптации и применить его для диагностики психологической готовности к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях. После обработки данных с использованием автоматизированного рабочего места специалиста группы профессионального психологического отбора результаты обследования были представлены в виде 10-балльной шкалы (стенах).

Обследование показало, что наиболее значимые изменения происходят на 1, 3 и 5-м курсах (рис. 2).

Рис.2. Динамика показателей ЛАП Как видно, ЛАП курсантов от 1-го к 3-му мнению, можно объяснить возрастанием учеб-

курсу снижается, а от 3-го к 5-му курсу несколь- ной нагрузки к третьему курсу и началом изуче-

ко возрастает. Такую тенденцию, по нашему ния сложных узкоспециальных дисциплин. Та-

ким образом, на первом курсе происходит адаптация курсантов в целом к военной службе и роли военнослужащего, на втором курсе происходит адаптация к должности курсанта и специальным обязанностям, связанным с ней. Данный процесс происходит непрерывно на фоне больших эмоциональных, физических и психологических нагрузок, обусловленных сочетанием курсантами учебы с исполнением общих и специальных обязанностей военнослужащего, что приводит к снижению количества ресурсов адаптационного потенциала. На 3-м курсе к этому добавляется осознание себя как будущего офицера-артиллериста-ракетчика. Происходит знакомство с большим объемом будущих сложных функциональных обязанностей и, как следствие, некоторое снижение веры в себя и свои силы. На 4 и 5-м курсах по мере усвоения, закрепления и совершенствования знаний навыков и умений происходит формирование более четкой картины предстоящей профессиональной деятельности и своего места в ней как профессионала, как следствие, восполнение ресурсов ЛАП.

Сравнивая показатели ЛАП, следует отметить, что на первом курсе достоверных различий между «успешными» и «отстающими» курсантами по данному показателю выявлено не было. Вместе с тем с первого курса у «успешных» курсантов наблюдается устойчивое падение показателя, а у «отстающих» с 3-го по 5-й курс отмечается значительный рост. Данная тенденция, по нашему мнению, обусловлена личным восприятием ситуаций курсантами, их отношением к складывающейся обстановке. Так, курсанты с высоким показателем ЛАП в процессе обучения легко справляются с нагрузками без значительных психоэмоциональных затрат. К пятому курсу наблюдается привыкание к специфике решаемых задач, уверенность в своих силах и «успокоение», т. е. уровень требований, предъявляемых со стороны образовательного процесса, недостаточен для дальнейшего развития курсантов, не требует использования ими дополнительных резервов организма для развития адаптивных возможностей. У курсантов с более низким показателем ЛАП, напротив, под постоянным воздействием окружающей обста-

Анализируя значения ЛАП, следует отметить большой разброс значений - от минимально возможного до высокого. Некоторое сужение интервала значений ЛАП происходит только к 5-му курсу. В связи с тем, что разброс значений в выборке все же остается на высоком уровне, говорить об успешности процесса формирования психологической готовности при существующей системе обучения в ввузе не приходится.

Для ответа на вопрос «Как связан уровень ЛАП с успешностью выполнения профессиональных задач в экстремальных условиях?» нами были изучены группы курсантов «успешных» (п=42) и «отстающих» (п=38) в образовательном процессе. Так, в сложных ситуациях в ходе проведения полевых выходов, тактических учений, сдачи экзаменов, войсковой стажировки лучше справляются с задачами и показывают более высокую успеваемость курсанты с высоким уровнем ЛАП. Различия между группами «успешных» и «отстающих» курсантов представлены в табл. 3.

Таблица 3

новки, воспринимаемой ими как сложной, происходит мобилизация всех сил организма, адаптация к специфике профессиональной деятельности, адаптивные возможности возрастают. Таким образом, интенсивный образовательный процесс воспринимается курсантами по-разному. Следовательно, работа по формированию адаптационного потенциала должна носить дифференцированный характер.

Значимыми факторами, характеризующими психологическую готовность курсантов к экстремальным ситуациям, являются отдельные показатели, составляющие ЛАП: поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал и моральная нормативность.

Результаты исследования динамики показателя поведенческой регуляции (ПР) представлены на рис. 3. Из рисунка видно, что средние значения данного показателя на 1, 3 и 5-м курсах изменяются незначительно. Обращают на себя внимание следующие факты: 1) по курсам обучения падает максимальное значение данного показателя; 2) средние значения показателя на третьем курсе снижаются, при этом большое

№ Группа «успешных» Группа «отстающих»

п/п (Х1±т1) (Х2±т2)

1 ЛАП 1 курс 6,46±0,47 3,69±0,35 t = 4,7 р>0.05

2 ЛАП 3 курс 5,35±0,2 3,13±0,23 t = 1,91 р<0.05

3 ЛАП 5 курс 5,27±0,33 3,7±0,34 t = 3,31 р<0.05

число курсантов по данному показателю пока- сиональной деятельности в экстремальных ус-

зывают результаты ниже среднего; 3) имеются ловиях.

курсанты с очень низкими значениями, которые Полученные результаты, по нашему мнению,

в ходе обучения незначительно меняются в объясняются как личностными качествами кур-

лучшую сторону только к 5-му курсу, что ука- сантов, так и в целом организацией образова-

зывает на высокую вероятность срыва профес- тельного процесса в конкретном вузе.

Хкур с 3 кур с 5 кур с

Рис. 3. Динамика показателя поведенческой регуляции

Результаты исследования динамики показателя коммуникативного потенциала (КП) представлены на рис. 4.

Рис.4. Динамика показателя коммуникативного потенциала

Представленные на рисунке результаты показывают, что курсанты на первом курсе имеют достаточно высокие значения данного показателя, к 3-му курсу происходит уменьшение его значений, а к 5-му курсу наблюдается падение КП.

Данная динамика, по всей видимости, обусловлена следующими обстоятельствами: 1) на 1 и 2-м курсе вследствие специфики процесса обучения количество контактов у курсантов ог-

раничено рамками вуза. Взаимодействие осуществляется в узком кругу с устоявшимися связями, традициями, по определенным правилам. Такие обстоятельства не требуют привлечения дополнительных адаптационных ресурсов, что приводит к некоторому снижению КП; 2) с 3-го курса на занятиях и в повседневной деятельности, в рамках процесса привития командирских навыков, курсанты активно привлекаются к выполнению задач в роли командиров (старших

команд, стажеров, помощников руководителя) различных подразделений. Кроме того, в данный период у курсантов начинается личная жизнь за пределами учебного заведения. Таким образом, круг общения расширяется. Но для установления контактов в новом качестве не хватает личностных ресурсов, т.к. они не развивались; 3) на 4 и 5-м курсах личностные качества курсантов совершенствуются на фоне осознания себя как будущего командира - единоначальника, формируется собственный опыт, авторитет, повышается уровень самооценки, при этом приуменьшается значимость мнения окружающих, игнорируются существовавшие ранее авторитеты. Это зачастую приводит к конфликтам с сослуживцами, командирами, нежеланию общаться с некоторыми членами коллектива. Пик данных показателей приходится на момент выпуска и получения первого офицерского звания. Так, показатель КП на 5-м курсе составляет 4 стены, что интерпретируется как удовлетворительный уровень. Однако при таком значении показателя у курсантов наблюдаются неадекватное само-представление, болезненная реакция на критику,

могут возникать значительные затруднения в адаптации к новому коллективу после выпуска.

Одной из причин снижения коммуникативного потенциала, по всей видимости, является увлечение компьютерной техникой. В курсантских подразделениях наблюдается ситуация, когда сну после отбоя, убытию в увольнение, занятиям спортом, общению между собой определенная часть курсантов предпочитает работу на компьютере, он-лайн общение и игры. В выходные дни в вузе может оставаться до 50 % личного состава с единственной целью - работа на компьютере.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что низкий уровень коммуникативных способностей в повседневной деятельности приводит к затруднению контактов с окружающими, а в экстремальных ситуациях - к конфликтам, непониманию, неэффективной коллективной работе и возможному срыву выполнения задач.

Результаты исследования динамики показателя моральной нормативности (МН) представлены на рис. 5.

Дк'-рс Зкч-рс

Рис. 5 Динамика изменения показателя моральной нормативности

Полученные результаты свидетельствуют о том, что с первого по пятый курс происходит падение показателя, при этом минимальные значения не изменяются, а максимальные уменьшаются до 8-ми стен. Наиболее заметное уменьшение МН выявлено на 3-м и 5-м курсах.

Обращает на себя внимание среднее значение данного показателя на 5-м курсе (3,91). При этом курсанты не всегда ориентированы на соблюдение общепринятых и социально одобряемых норм поведения, личные интересы, как правило, преобладают над групповыми.

Полученные данные позволяют сделать заключение о необходимости целенаправленной работы по улучшению показателя МН, т.к. в экстремальных ситуациях он, как правило, имеет тенденцию к еще большему снижению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группу личностных опросников при проведении исследований нами была включена шкала ситуативной и личностной тревожности Спил-бергера-Ханина [7].

Результаты исследования личностной тревожности (ЛТ) показали, что у 21% курсантов из проверенной выборки показатель ЛТ на 5-м кур-

се повысился по сравнению с их же показателями на 1-м курсе, у 46% курсантов было выявлено снижение данного показателя, у 33% показатель не изменился.

Исследование динамики ситуативной тревожности (СТ) курсантов выявило значительное колебание в зависимости от вида деятельности и ее значимости.

Так, нами были проведены исследования СТ у курсантов выпускного курса в пункте постоянной дислокации (ППД), а также в ходе подготовки и проведения 3-дневных учений с боевыми пусками.

По результатам обследования 63 курсантов с помощью шкалы самооценки уровня ситуативной тревожности Ч.Спилбергера-Ханина была выявлена динамика среднего значения ситуативной тревожности при переходе от повсе-

Таким образом, исследование наиболее значимых психологических факторов, оценка уровня развития личностных качеств, определяющих готовность к действиям в экстремальных ситуациях, и их динамики позволили автору сделать следующее заключение: формирование и развитие важнейших личностных качеств, определяющих готовность к действию в экстремальных ситуациях, в образовательном процессе вуза протекает неравномерно. Более успешно данный процесс проходит на первом курсе. На 2-м курсе наблюдается снижение темпов изменения показателей психологической готовности. На 3-м курсе - значительное изменение показателей нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. На 4-м и 5-м курсах у курсантов

дневной деятельности к решению учебнобоевых задач (рис. 6).

Анализ динамики, представленной на рис. 6, показывает, что непосредственно за день до начала учения средние значения СТ превышают показатели, зафиксированные в ППД (в ходе планового учебного процесса) на 1,5-2 стена, что, по нашему мнению, объясняется сложностью предстоящих задач и неопределенностью ситуации.

Снижение уровня тревожности в первый и второй день, по всей видимости, объясняется осознанным включением в профессиональную деятельность.

Повышение у большинства курсантов показателя СТ в третий день свидетельствует о возрастании личной ответственности за конечный результат (боевые пуски).

происходит незначительное изменение показателей готовности.

Оценка уровня развития личностных качеств, определяющих готовность к действию в экстремальных ситуациях, позволяет: 1) осуществить выбор наиболее эффективных организационнопедагогических средств и методов формирования психологической готовности; 2) разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс специальную педагогическую систему формирования психологической готовности курсантов вуза к исполнению профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях.

В ППД Задень до 1 день 2 День Здень учения

Рис. 6. Динамика изменения среднего значения ситуативной тревожности

Литература

1. Адаев А. И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников органов внутренних дел МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 2005. - С.21-22.

2. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - СПб., 1996. - С.18.

3. Курносов А.Г. Формирование психологической готовности курсантов вузов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2009. - С.7-8.

4. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья

военнослужащих: дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1996. - С.25-26.

5. Маклаков А.Г. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” // Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: метод. рекомендации.- М., 1994.- С. 164-174.

6. Понукалин А.А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М., 1991. - С.136-144.

7. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. - Л., 1976. -46 с.

Петров Данила Сергеевич, адъюнкт кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии; С.-Петербург, ул. Комсомола д. 22; e-mail: petrodanil@yandex.ru, тел. 8(905)214-95-88.

Petrov Danila Sergeevich, adiunct, department of humanitarian and socioeconomic disciplines, Mikhailovsky Military Artillery Academy; St.Petersburg, Comsomol Str., 22; e-mail; petrodanil@yandex.ru, тел. 8(905)214-95-88.

УДК 79б.071.2

© В.Э. Булутов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

СПОРТСМЕНОВ-БОКСЕРОВ

Аннотация: в статье приводятся результаты факторного анализа исследования копинг-стратегий совладающего поведения спортсменов-боксеров разной национальной принадлежности и уровня квалификации.

Ключевые слова: предсоревновательный стресс, копинг-стратегии, совладающее поведение, факторный анализ, спортсмены-боксеры.

У.Е.БиІиІоу

THE PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SPORTSMEN-BOXERS’ COPING BEHAVIOR

In the article the results of factorial analysis of the research in coping behavior of sportsmen-boxers of different nationalities and qualification level are given.

Keywords: precompetitive stress, coping strategies, coping behavior, factorial analysis, sportsmen-boxers.

На современном этапе высокоразвитых профессиональных достижений в спортивной деятельности психологические знания становятся особенно необходимыми, т.к. возрастает потребность не только в совершенствовании спортивной деятельности, но и в формировании личностных и поведенческих особенностей, характерных для компетентноспособной и успешной личности. Давно установленным фактом является то, что результат спортсмена на соревнованиях определяется не только чисто спортивными характеристиками - высоким уровнем мышечной и функциональной тренированности, технической и тактической готовностью, но и психо-

логическими качествами спортсмена. Чтобы реализовать в полной мере эти виды готовности в условиях соревнований, больше того, раскрыть резервные возможности спортсмена, ему необходимо психологически подготовиться к напряженным условиям конкретной деятельности, найти дополнительные морально-волевые ресурсы для успешного преодоления соревновательного периода. На этапе соревновательной деятельности соперниками зачастую становятся спортсмены одной квалификации, поэтому в этих условиях большое значение приобретают такие психологические характеристики, как психологическая устойчивость, надежность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.