Научная статья на тему 'Проблема обеспечения энергетической безопасности во взаимоотношениях Европейского союза и Азербайджана'

Проблема обеспечения энергетической безопасности во взаимоотношениях Европейского союза и Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1168
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / АЗЕРБАЙДЖАН / AZERBAIJAN / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ENERGY RESOURCES / ТРУБОПРОВОДЫ / PIPELINES / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шабельникова Ольга Владимировна

Статья посвящена сотрудничеству Европейского Союза с Азербайджанской Республикой в энергетической сфере. Рассматриваются энергетические инициативы ЕС для стран черноморско-каспийского региона, а также вопросы диверсификации поставок азербайджанского газа на европейские рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of energy security in relations between the European Union and Azerbaijan

The article focuses on cooperation between the European Union and the Republic of Azerbaijan on energy issues. The author analyzes the EU initiatives and projects for the Black Sea and Caspian Sea region as well as the questions of delivery diversification of the Azerbaijani gas to the European markets.

Текст научной работы на тему «Проблема обеспечения энергетической безопасности во взаимоотношениях Европейского союза и Азербайджана»

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И АЗЕРБАЙДЖАНА

О.В. Шабельникова

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена сотрудничеству Европейского Союза с Азербайджанской Республикой в энергетической сфере. Рассматриваются энергетические инициативы ЕС для стран черноморско-каспийского региона, а также вопросы диверсификации поставок азербайджанского газа на европейские рынки.

Ключевые слова: Европейский Союз, Азербайджан, энергетическая безопасность, энергоресурсы, трубопроводы, сотрудничество, конкуренция.

Энергетическая безопасность, наряду с другими видами безопасности, такими как экономическая, политическая, военная, информационная, экологическая, является важной составляющей национальной безопасности любого государства. Под энергетической безопасностью, по мнению экспертов, понимается защищенность граждан и государства от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов, возникающих из-за воздействия негативных природных, техногенных, управленческих, социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов [10]. Энергетика создает необходимые условия для поступательного развития и напрямую влияет на благополучие и процветание страны. Обеспечение стабильного энергобаланса является одним из факторов глобальной безопасности.

В наши дни проблема обеспечения энергоносителями приобрела исключительную важность. Постоянно растет мировой спрос на первичные энергоносители (уголь, нефть, природный газ, гидроэнергия, атомная энергия), что подтверждается данными Международного энергетического агентства, согласно которым потребление энергии во всем мире в перспективе будет только увеличиваться. Так, если в 2001 г. в мире потреблялось около 75,8 млн баррелей нефти в день, то к 2030 г. уровень ее потребления вырастет до 105 млн баррелей в день, а потребление природного газа увеличится на 1,8% [9].

В связи с неравномерностью распределения мировых запасов нефти и газа различные страны выступают в роли экспортеров и импортеров. В отличие от стран Ближнего Востока, некоторых стран Латинской Америки, стран Каспийского региона и России, страны Европейского союза не обладают столь богатыми энергоресурсами. При населении в 505,7 млн человек [21] на страны Европейского союза приходится менее 2% мировых запасов газа и менее 4% нефти [9], что превращает их в основных импортеров энергоносителей. Для Европейского союза политический диалог и сотрудничество со странами-экспортерами и странами-тран-зитерами является главным фактором обеспечения энергетической стабильности,

то есть политические аспекты обеспечения энергобезопасности для стран ЕС являются ключевыми [9].

В связи с необходимостью налаживания диалога между странами-производителями, странами-потребителями и странами, через территорию которых транспортируются энергоресурсы, Европейским сообществом в феврале 1991 г. было выдвинуто предложение о заключении Европейской энергетической хартии, цель которой состояла в создании единых правил функционирования международного энергетического рынка. Хартия не накладывала на страны какие-либо юридических обязательств.

В соответствии с документом сотрудничество между энергетическими партнерами необходимо строить на основе следующих целей и принципов:

— развитие открытых и эффективных энергетических рынков;

— создание условий, которые будут стимулировать приток частных инвестиций и участие частных предприятий;

— отсутствие дискриминации между участниками;

— уважение государственного суверенитета над природными ресурсами;

— признание важности экологически обоснованной и эффективной политики в энергетической области [7. C. 8].

На основе этих принципов 17 декабря 1994 г. в Лиссабоне был подписан Договор к Энергетической хартии, ставший юридически обязательным многосторонним соглашением. Договор охватывал одновременно практически все области сотрудничества в энергетической сфере — инвестиции, торговлю, транзит и энергетическую эффективность [7. C. 10]. На сегодняшний день договор подписали или присоединились к нему пятьдесят два государства Европы и Азии. Среди этих государств была и Азербайджанская Республика.

2 декабря 1997 г. Милли Меджлис Азербайджана ратифицировал Договор к Энергетической хартии и Протокол к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (ПЭЭСЭА), которые официально вступили в силу 16 апреля 1998 г. Приняв условия Энергетической хартии, руководство Азербайджана продемонстрировало свое стремление к укреплению энергетического диалога с Европейским союзом.

Азербайджан, по мнению ряда экспертов, страна — обладательница так называемых «трех G»: geography, geology, geopolitics (географии, геологии и геополитики) [14]. Она обладает богатыми энергоресурсами и занимает выгодное географическое положение, связывая Южный Кавказ и Центральную Азию, Европу и Азию, Россию и Ближний Восток. Именно ресурсные богатства Каспия предопределили исключительную заинтересованность ЕС в активизации сотрудничества с Азербайджаном в нефтяной и газовой отраслях.

Следует отметить, что заинтересованность европейских стран в Азербайджане имеет свою предысторию, которая началась еще в 1870—1890 гг. с проникновением западного капитала в бакинскую нефтедобычу. В 1872 г. в окрестностях Баку (Балаханы, Сабунчи и Раманы) мощными фонтанами забила нефть. Развитие нефтедобычи привлекло в Баку братьев Нобелей, которые в 1875 г. купили обширные

Балаханинские месторождения и построили нефтеперегонный завод [1. С. 68], а спустя два года ввели в строй нефтепровод. Вслед за Нобелями в 1892 г. в нефтяной индустрии региона появились Ротшильды, основавшие компанию «Бинбо». Они занялись строительством небольших нефтеналивных судов для перевозки нефти по Каспийскому морю с последующей ее перекачкой на баржи на Волге. Ротшильды также инвестировали строительство железной дороги из Баку в Батуми и строительство нефтепровода, которое завершилось в 1905 г. [1. С. 69]. Однако после вхождения кавказского региона в состав Советского государства Европа потеряла к нему интерес на многие десятилетия.

Распад СССР и образование новых независимых государств вновь вызвал интерес европейских стран к Кавказу. В начале 1990-х гг. Европейское сообщество разработало и приступило к реализации технических программ помощи странам бывшего Советского Союза, уделив при этом особое внимание сотрудничеству в энергетической сфере. Для организации бесперебойной поставки нефти и газа из каспийского региона на рынки Западной Европы Европейское сообщество предложило проект «Управление межгосударственными нефте- и газопроводами», нацеленный на интеграцию и реструктуризацию существовавших трубопроводных систем новых независимых государств. Реализуемый в рамках программы ТАСК, то есть «Техническая помощь странам СНГ» (рамки кооперации включают реструктуризацию предприятий, развитие частного сектора, реформу государственного управления, сельского хозяйства, энергетики и транспорта), проект стал базовой основой для программы ЕС — ШООАТЕ.

Программа ШООАТЕ была разработана как межгосударственная программа сотрудничества в энергетической сфере между Европейским союзом и странами-партнерами, среди которых Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. Сотрудничество предусматривало реализацию следующих основных целей:

а) конвергенция энергетических рынков на основе принципов внутреннего энергетического рынка ЕС с учетом особенностей стран-партнеров;

б) обеспечение энергетической безопасности путем решения вопросов экспорта/импорта энергоносителей, диверсификации поставок, транзита энергоносителей и спроса на энергоносители;

в) устойчивое энергетическое развитие, включая развитие энергоэффективности и возобновляемых источников энергии;

г) привлечение инвестиций в энергетические проекты общего интереса [13].

Стоит подчеркнуть, что роль Азербайджана в этой программе и вообще в сотрудничестве с Европейским союзом в энергетической сфере весьма значительна. Не случайно ЕС включил Азербайджан в ряд своих региональных инициатив по энергетике. По мнению известного американского политолога З. Бжезинского, «...Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами в геополитическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии» [3. С. 26].

Через несколько месяцев после включения Азербайджана в «Европейскую политику соседства» 13 ноября 2004 г. в Баку была проведена международная кон-

ференция по энергетическому сотрудничеству между Европейским союзом, прикаспийскими странами и соседними с ними государствами. Итогом конференции стало подписание документа, названного «Бакинской инициативой» [20], о взаимодействии энергетических рынков стран черноморско-каспийского региона и Европейского союза. Такое партнерство предполагало общие подходы в проведении политики в области энергетики, в вопросах торговли, транзита и охраны окружающей среды.

Одиннадцать стран — участниц Бакинской конференции (4 прикаспийских государства — Азербайджан, Иран, Казахстан и Россия, а также 7 соседних с ними стран — Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Турция, Узбекистан и Украина) и представители Европейской комиссии ЕС признали взаимную заинтересованность в сотрудничестве по следующим важным позициям:

а) гармонизация юридических и технических стандартов с целью создания функционирующего интегрированного энергетического рынка в соответствии с европейскими и международными юридическими и регулятивными нормами;

б) укрепление надежности и безопасности энергопоставок через расширение и модернизацию существующей инфраструктуры, замену устаревшей и опасной в эксплуатации инфраструктуры, внедрение современной системы мониторинга ее эксплуатации;

в) улучшение управления спросом и предложением на энергоресурсы путем интеграции эффективных и устойчивых энергетических систем;

г) содействие финансированию коммерчески и экологически жизнеспособных энергетических проектов, учитывающих общие интересы [19].

Действуя в рамках «Бакинской инициативы», руководство Азербайджана разработало ряд программ, среди которых «Государственная программа развития топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики на 2005— 2015 гг.» [18] и «Государственная программа по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии» [17]. Обе программы направлены на развитие долгосрочной энергетической политики АР.

Развитию энергодиалога между ЕС и АР способствовало подписание 7 ноября 2006 г. президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Еврокомис-сии Жозе Мануэлем Баррозу «Меморандума о взаимопонимании в энергетической сфере». Меморандум закладывал основы более тесного двустороннего энергетического партнерства.

В меморандуме выделено четыре приоритетных направления сотрудничества, среди которых гармонизация законодательной базы АР и ЕС в сфере энергетики в целях конвергенции электроэнергетического и газового рынков; повышение надежности поставок и транзита энергоресурсов из Азербайджана на европейские рынки; развитие возобновляемых источников энергии и повышение уровня энергетической эффективности; техническое сотрудничество. Реализация данного меморандума позволяет достичь большей интеграции Азербайджана в европейский энергетический рынок и содействует развитию азербайджанского энергетического сектора [15].

Вслед за «Бакинской инициативой» Европейская комиссия предложила новую инициативу регионального сотрудничества между Европейским союзом и странами черноморского и каспийского регионов. Черноморский регион рассматривается Европейским союзом как важная транзитная зона для поставок энергоресурсов из азербайджанского сектора Каспийского моря в Европу. Проект «Синергия Черного моря» (Black Sea Synergy) увидел свет в апреле 2007 г. Он включал Болгарию, Грецию, Турцию, Молдову, Румынию, Россию, Украину, Азербайджан, Армению и Грузию. Европейский союз особо подчеркивал важность участия в данной инициативе Азербайджана, Армении, Молдовы и Греции, которые не являются прибрежными черноморскими государствами, однако их географическая близость и тесные связи с черноморскими странами превращают их в естественных региональных игроков [23].

Стоит отметить, что Россия достаточно сдержанно отнеслась к предложенной ЕС инициативе и воздержалась от подписания ее итогового заявления [22], отмечая, что «для плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества на Черном море целесообразно создание формата синергии двух интеграционных структур — Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и Европейского союза [12].

Появление целого ряда стратегически важных инициатив в черноморско-кас-пийском регионе свидетельствуют о том, насколько остро для европейских стран стоит вопрос диверсификации поставок энергоресурсов. В целях обеспечения энергетической стабильности они стремятся к созданию альтернативных источников, которые бы уменьшили их энергозависимость от России и Ближнего Востока. По словам южно-кавказского аналитика Г. Тархан-Мурави, «каспийская нефть и транзитные пути через регион имеют очевидную привлекательность. Кавказ седлает евро-азиатский энергетический коридор между Черным и Каспийским морями. Он становится основным транспортным хабом между Центральной Азией и Западом и может приобрести такое же значение для пути с севера на юг» [24].

В 2002 г. Европейская комиссия представила проект по диверсификации источников поступления газа в Европу под названием «Набукко», который должен был символизировать реализацию энергетической политики Евросоюза, «говорящего одним голосом» [16. C. 51]. А в июне 2006 г. в Вене министры энергетики Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Турции и член Европейской комиссии по энергетике А. Пибалгс принципиально договорились о запуске проекта по строительству Транскаспийского газопровода «Набукко». На первом этапе газопровод «Набукко» должен был соединить Европейский союз с Азербайджаном, пройдя через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию до города Баумгартен в Австрии. На втором этапе газопровод планировалось дополнить веткой, проходящей по дну Каспийского моря до Центральной Азии [15].

Проект «Набукко» вызвал неоднозначную реакцию и бурные дебаты в европейских странах. Однако сложности переговорного процесса по статусу Каспийского моря, наличие альтернативных проектов «Южный поток» и «Северный поток», а также осознанная позднее нерентабельность проекта приостановили его реализацию.

Надо сказать, что проект «Набукко» долгое время считался основным конкурентом российского проекта газопровода «Южный поток». Российская сторона выражала обеспокоенность, связанную с тем, что некоторые страны ЕС, поддерживая «Набукко» как европейский проект, могут не дать согласия на строительство на своей территории «Южного потока», однако такие опасения оказались напрасными. Лишь Турция до конца 2011 г. тормозила проект, однако 28 декабря

2011 г. турецкое руководство официально разрешило России строительство газопровода в своей особой экономической зоне. 7 декабря 2012 г. Россия приступила к строительству газопровода «Южный поток», который пройдет по дну Черного моря от российской компрессорной станции «Русская» до болгарского порта Варна, а затем через Балканский полуостров в Италию и Австрию.

Отказавшись от Транскаспийского газопровода «Набукко», Европа в мае

2012 г. предложила новый вариант газопровода — «Набукко Вест», который представляет собой укороченную версию классического «Набукко». Согласно «Набук-ко Вест», предусматривается строительство 1300 км трубопровода от турецко-болгарской границы до австрийского города Баумгартен. Проходя через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию, новый газопровод может обеспечить поставки на европейские рынки азербайджанского газа с месторождения «Шах Дениз-2». Отметим, что обнаруженное в 1999 г. газовое месторождение «Шах Дениз», запасы которого оцениваются в 1,2 трлн м3 [4], позволяет Азербайджану экспортировать до 16 млрд м3 газа в год.

Вместе с тем проект «Набукко Вест» далеко не единственный претендент на месторождение «Шах Дениз-2». Турецкая сторона также заинтересована в азербайджанском газе. 20 ноября 2012 г. Милли Меджлис Азербайджана ратифицировал азербайджано-турецкие межправительственные соглашения «О продаже, закупке, транзитных тарифах и транзите природного газа через территорию Турции» и «О газопроводной системе Trans-Anadolu (TANAP)» (Трансанатолийский трубопровод) [11]. Документы закрепили за Турцией право транспортировать азербайджанский газ по своей территории на европейские рынки. Газопровод «TANAP» предназначался для транспортировки азербайджанского газа от грузино-турецкой границы до западных границ Турции и далее в Болгарию или Грецию. Другим серьезным конкурентом «Набукко Вест» стал проект строительства Трансадриатического трубопровода (TAP), который должен транспортировать азербайджанский газ с месторождения «Шах Дениз-2» через Грецию, Албанию, Адриатическое море на юг Италии. Предусматривается объединение данного газопровода с газопроводом «TANAP».

После длительных переговоров с ведущими компаниями — участницами проектов «Набукко Вест» — TAP и консорциумом по разработке месторождения «Шах Дениз-2», а также оценки таких факторов, как коммерческая целесообразность, финансовая возможность реализации, проектно-инженерные работы, безопасность и рациональная эксплуатация, возможность поэтапного расширения, азербайджанское руководство 28 июня 2013 г. приняло решение в пользу Трансадриатического газопровода (TAP). Таким образом, для транспортировки азербай-

джанского газа по территории Турции будет построен Трансанатолийский газопровод (TANAP), который позволит обеспечить доставку газа до границ Европы, после чего газ начнет поступать по Трансадриатическому газопроводу (TAP) через Грецию до юга Италии.

По мнению азербайджанских экспертов, газ с месторождения «Шах Дениз-2» начнет поступать на турецкий рынок уже в 2018 г., а на европейский рынок газ поступит в 2019 г. Годовой объем добычи газа в рамках «Шах Дениз-2» составит 16 млрд м3, из которых 10 млрд м3 будут направляться в Европу, а 6 млрд м3 — в Турцию [6]. По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, «Шах Де-низ-2», TANAP и TAP являются крупнейшими энергетическими проектами, реализация которых обеспечит долгосрочное устойчивое экономическое развитие Азербайджана. «Я уверен, что мы совместно найдем правильный баланс интересов между производителями, странами-транзитерами и потребителями. Мы создадим такой формат сотрудничества, который будет выгодным для всех нас. Наша энергетическая стратегия основана на дружбе, сотрудничестве и взаимной поддержке» [2].

Наряду с развитием нефтегазового сектора в Азербайджане активно развиваются и альтернативные виды источников энергии (энергия солнца, ветра, воды и биомассы). С июня 2012 г. в стране действует Государственная компания Азербайджанской Республики по альтернативным и возобновляемым источникам энергии, которая тесно сотрудничает с Европейским союзом. По словам бывшего представителя Евросоюза в Азербайджане Ролана Кобия, «несмотря на крупные нефтегазовые ресурсы Азербайджана, развитие альтернативной энергетики является важным по причине невозобновляемости углеводородных ресурсов» [8].

Таким образом, благодаря сбалансированной энергетической политике азербайджанскому руководству удалось в короткие сроки реализовать ряд важных проектов, обеспечивающих долгосрочное экономическое развитие Азербайджана. А после подписания с ЕС 14 января 2011 г. Совместной декларации о поставке азербайджанского газа в Европу через Южный газовый коридор и принятия решений о строительстве Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов Азербайджан зарекомендовал себя как надежный энергетический партнер Европы. С этим мнением согласен и председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, который отметил, что «Азербайджан является для нас очень важным партнером — мы добились надежного партнерства в области энергетики» [5].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алиев И. Каспийская нефть Азербайджана. — М.: Известия, 2003.

[2] Алиев И. Проект «Шах Дениз-2» обеспечит долгосрочное успешное экономическое развитие Азербайджана. — 17 декабря 2013 // URL: http://kavkasia.net/Azerbaijan/2013/ 1387319172.php.

[3] Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). — М.: Международные отношения, 1998.

[4] BP огласила планы по месторождению «Шах Дениз». — 15 марта 2013 // URL: http://news.day.az/economy/390301.html.

[5] Визит президента Азербайджана в Бельгию: энергетика стала главной темой встречи. — 21.06.2013 // URL: http://www.enpi-info.eu/maineast.php?id=33618&id_type=1&lang_id=471.

[6] В рамках проекта «Шах Дениз-2» подписан очередной крупный контракт. — 28 декабря 2013 // URL: http://www.1news.az/economy/oil_n_gas/20131228010246951.html.

[7] Договор к Энергетической хартии. Путеводитель для читателя // URL: http://www.encharter.org/fileadmin/user_upload/Publications/ECT_Guide_RUS.pdf.

[8] ЕС: У Азербайджана большие возможности для развития альтернативных источников энергии. — 12 апреля 2012 // URL: http://news.day.az/economy/326389.html.

[9] Иванов О.П., Минаев О.С. Энергетическая безопасность ЕС // Мир и политика. — 19.09.2012 // URL: http://mir-politika.ru/1318-energeticheskaya-bezopasnost-v-es.html.

[10] Ишкин В. Энергетическая безопасность — одна из основ безопасности страны. — 2007. — № 1 // URL: http://www.connect.ru/article.asp?id=7411.

[11] Меморандум о «TANAP». — 22 февраля 2013 // URL: http://www.zerkalo.az/2013/ memorandum-o-tanap/.

[12] МИД России. Сообщение для СМИ о встрече министров иностранных дел Евросоюза и стран Черноморского региона. — 15 февраля 2008 // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/ sps/5A98578CAC3A3389C32573F0004B4D6A.

[13] Официальный сайт INOGATE // URL: http://www.inogate.org/index.php?option=com_ content&view=article&id=46&Itemid=72&lang=ru.

[14] ПашаевХ. «Мягкая сила» азербайджанской дипломатии // Azarbaycan qadini. — 2013. — № 16 // URL: http://a-q.az/classificator/pedestal/pedestal_80.html.

[15] Пашковская И.Г. Газопровод «Набукко»: проект создания // «Мировая экономика и международные отношения». —2010. — № 4.

[16] Пашковская И.Г. Европейский союз: энергетическая политика в отношении новых независимых государств // Аналитические доклады. Выпуск 1 (22). — Июль 2009.

[17] Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 21 октября 2004 г. № 462. «Об утверждении Государственной программы по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджанской Республике» // «Азербайджан». № 246. — 22 октября 2004.

[18] Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 14 февраля 2005 г. № 635. «Об утверждении Государственной программы по развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики (2005—2015 гг.)» // «Азербайджан». № 35. — 15 февраля 2005.

[19] Annex 1 — Concept Paper. Ministerial Conference on Energy Cooperation between the EU, the Caspian Littoral States and their Neighbouring countries // URL: http://ec.europa.eu/dgs/ energy_transport/international/regional/caucasus_central_asia/baku/doc/final_energy_annex1_ concept_paper_en.pdf.

[20] Energy & transport international relations. Baku Initiative. — 13 November 2004 // URL: http ://ec. europa.eu/dgs/energy_transport/international/regional/c aspian/ energy_en.htm.

[21] Eurostat — Total Population. — 2013 // URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do? tab=table&language=en&pcode=tps00001&tableSelection= 1 &footnotes=yes&labeling=labe ls&plugin=1.

[22] Joint Statement of the Ministers of Foreign Affairs of the countries of the European Union and of the wider Black Sea area. Kyiv. — 14 February 2008 // URL: http://eeas.europa.eu/ blacksea/ doc/j oint_statement_blacksea_en.pdf.

[23] Strengthening the European Neighbourhood Policy. Presidency Progress Report. 10874/07. European Council. — 21-22.06.2007 // URL: http://register.consilium.europa.eu/pdf/en/ 07/st10/st10874.en07.pdf.

[24] Tarkhan-Mouravi G. Frozen Conflicts: How the EU can help bring peace to the South Caucasus // Europe's World. Summer Issue. — 2007 // URL: http://www.europesworld.org/ EWSettings/Article/tabid/78/Default.aspx?Id=42adeee0-1bd1-4bff-bc43-decb9bdf10a6.

THE ISSUE OF ENERGY SECURITY IN RELATIONS BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND AZERBAIJAN

O.V. Shabelnikova

Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article focuses on cooperation between the European Union and the Republic of Azerbaijan on energy issues. The author analyzes the EU initiatives and projects for the Black Sea and Caspian Sea region as well as the questions of delivery diversification of the Azerbaijani gas to the European markets.

Key words: European Union, Azerbaijan, energy security, energy resources, pipelines, cooperation, competition.

REFERENCES

[1] AlievI. Kaspiyskaya neft' Azerbaydzhana. — M.: Izvestiya, 2003.

[2] Aliev I. Proekt «Shakh Deniz 2» obespechit dolgosrochnoe uspeshnoe ekonomicheskoe razvitie Azerbaydzhana. — 17 dekabrya 2013 // URL: http://kavkasia.net/Azerbaijan/2013/ 1387319172.php.

[3] Bzhezinskiy Z. Velikaya shakhmatnaya doska (Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie imperativy). — M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1998.

[4] BP oglasila plany po mestorozhdeniyu «Shakh Deniz». — 15 marta 2013 // URL: http://news.day.az/economy/390301.html.

[5] Vizit prezidenta Azerbaydzhana v Bel'giyu: energetika stala glavnoy temoy vstrechi. — 21.06.2013 // URL: http://www.enpi-info.eu/maineast.php?id=33618&id_type=1&lang_id=471.

[6] V ramkakh proekta «Shakhdeniz-2» podpisan ocherednoy krupnyy kontrakt. — 28 dekabrya 2013 // URL: http://www.1news.az/economy/oil_n_gas/20131228010246951.html.

[7] Dogoror k Energeticheskoy Khartii. Putevoditel' dlya chitatelya // URL: http://www.encharter.org/fileadmin/user_upload/Publications/ECT_Guide_RUS.pdf.

[8] ES: U Azerbaydzhana bol'shie vozmozhnosti dlya razvitiya al'ternativnykh istochnikov ener-gii. — 12 aprelya 2012 // URL: http://news.day.az/economy/326389.html.

[9] Ivanov O.P., Minaev O.S. Energeticheskaya bezopasnost' ES // Mir i politika. — 19.09.2012 // URL: http://mir-politika.ru/1318-energeticheskaya-bezopasnost-v-es.html.

[10] Ishkin V. Energeticheskaya bezopasnost' — odna iz osnov bezopasnosti strany. — 2007. — № 1 // URL: http://www.connect.ru/article.asp?id=7411.

[11] Memorandum o «TANAP». — 22 fevralya 2013 // URL: http://www.zerkalo.az/2013/ memorandum-o-tanap/.

[12] MID Rossii. Soobshchenie dlya SMI o vstreche ministrov inostrannykh del Evrosoyuza i stran Chernomorskogo regiona. — 15 fevralya 2008 // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/ sps/5A98578CAC3A3389C32573F0004B4D6A.

[13] Ofitsial'nyy sayt INOGATE // URL: http://www.inogate.org/index.php?option=com_content& view=article&id=46&Itemid=72&lang=ru.

[14] Pashaev Kh. «Myagkaya sila» azerbaydzhanskoy diplomatii // Azarbaycan qadini. — 2013. — № 16 // URL: http://a-q.az/classificator/pedestal/pedestal_80.html.

[15] Pashkovskaya I.G. Gazoprovod «Nabukko»: proekt sozdaniya // «Mirovaya ekonomika i mezh-dunarodnye otnosheniya». —2010. — № 4.

[16] Pashkovskaya I.G. Evropeyskiy Soyuz: energeticheskaya politika v otnoshenii novykh neza-visimykh gosudarstv // Analiticheskie doklady. Vypusk 1 (22). — Iyul' 2009.

[17] Rasporyazhenie Prezidenta Azerbaydzhanskoy Respubliki ot 21 oktyabrya 2004 g. № 462. «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy po ispol'zovaniyu al'ternativnykh i vozob-novlyaemykh istochnikov energii v Azerbaydzhanskoy Respublike» // «Azerbaydzhan». № 246. — 22 oktyabrya 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[ 18] Rasporyazhenie Prezidenta Azerbaydzhanskoy Respubliki ot 14 fevralya 2005 g. № 635. «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy po razvitiyu toplivno-energeticheskogo kom-pleksa Azerbaydzhanskoy Respubliki (2005—2015 gg.)» // «Azerbaydzhan». № 35. — 15 fev-ralya 2005.

[19] Annex 1 — Concept Paper. Ministerial Conference on Energy Cooperation between the EU, the Caspian Littoral States and their Neighbouring countries // URL: http://ec.europa.eu/ dgs/energy_transport/international/regional/caucasus_central_asia/baku/doc/final_energy_an nex1_concept_paper_en.pdf.

[ 20] Energy & transport international relations. Baku Initiative. — 13 November 2004 // URL: http ://ec. europa.eu/dgs/energy_transport/international/regional/c aspian/ energy_en.htm.

[21] Eurostat — Total Population. — 2013 // URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do? tab=table&language=en&pcode=tps00001&tableSelection= 1 &footnotes=yes&labeling=labe ls&plugin=1.

[22] Joint Statement of the Ministers of Foreign Affairs of the countries of the European Union and of the wider Black Sea area. Kyiv. — 14 February 2008 // URL: http://eeas.europa.eu/ blacksea/ doc/j oint_statement_blacksea_en.pdf.

[23] Strengthening the European Neighbourhood Policy. Presidency Progress Report. 10874/07. European Council. — 21—22.06.2007 // URL: http://register.consilium.europa.eu/pdf/en/ 07/st10/st10874. en07.pdf.

[24] Tarkhan-Mouravi G. Frozen Conflicts: How the EU can help bring peace to the South Caucasus // Europe's World. Summer Issue. — 2007 // URL: http://www.europesworld.org/EWSettings/ Article/tabid/78/Default.aspx?Id=42adeee0-1bd1-4bff-bc43-decb9bdf10a6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.