Научная статья на тему ' проект энергетической безопасности Европы'

проект энергетической безопасности Европы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
«Контракт века» / «Южный газовый коридор» / TANAP / TAP / «Шах-Дениз2» / энергетическая безопасность. / “Century Contract” / “Southern Gas Corridor” / TANAP / TAP / “Shah-Deniz-2” / energy security.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагизаде Севиндж Сакит

Азербайджан, создавая новую энергетическую карту региона с нефтяной стратегией, заложив основу для «Южного газового коридора», приобрел еще один исторический статус в качестве поставщика энергетической безопасности Европы в течение следующего столетия. «Южный газовый коридор» это гигантская инфраструктура и глобальный проект энергетической безопасности протяженностью 3500 километров для транспортировки газа, в рамках проекта «Шах-Дениз-2» с Каспийского моря в Турцию, а оттуда в Европу. «Южный газовый коридор» один из приоритетных энергетических проектов для Европейского Союза, предусматривающий транспортировку азербайджанского газа на мировой рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ENERGY SECURITY OF EUROPE

Azerbaijan, creating a new energy map of the region with an oil strategy, laying the foundation for the Southern Gas Corridor, gained another historical status as a supplier of European energy security over the next century. The Southern Gas Corridor is a gigantic infrastructure and a global energy security project of 3,500 kilometers in length for the transportation of gas within the framework of the Shah-Deniz-2 project from the Caspian Sea to Turkey and from there to Europe. The Southern Gas Corridor is one of the priority energy projects for the European Union, which envisages the transportation of Azerbaijani gas to the world market.

Текст научной работы на тему « проект энергетической безопасности Европы»

ECONOMICS

PROJECT ENERGY SECURITY OF EUROPE Tagizade S.S. (Republic of Azerbaijan) Email: Tagizade556@scientifictext.ru

Tagizade Sevinj Sakit - PhD in Economics, Assistant, INDUSTRIAL ECONOMICS AND MANAGEMENT DEPARTMENT, AZERBAIJAN STATE OIL AND INDUSTRY UNIVERSITY, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: Azerbaijan, creating a new energy map of the region with an oil strategy, laying the foundation for the Southern Gas Corridor, gained another historical status as a supplier of European energy security over the next century.

The Southern Gas Corridor is a gigantic infrastructure and a global energy security project of 3,500 kilometers in length for the transportation of gas within the framework of the Shah-Deniz-2 project from the Caspian Sea to Turkey and from there to Europe.

The Southern Gas Corridor is one of the priority energy projects for the European Union, which envisages the transportation of Azerbaijani gas to the world market.

Keywords: "Century Contract", "Southern Gas Corridor", TANAP, TAP, "Shah-Deniz-2", energy security.

ПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОПЫ Тагизаде С.С. (Азербайджанская Республика)

Тагизаде Севиндж Сакит - кандидат экономических наук, ассистент, кафедра экономики промышленности и менеджмента, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: Азербайджан, создавая новую энергетическую карту региона с нефтяной стратегией, заложив основу для «Южного газового коридора», приобрел еще один исторический статус в качестве поставщика энергетической безопасности Европы в течение следующего столетия.

«Южный газовый коридор» - это гигантская инфраструктура и глобальный проект энергетической безопасности протяженностью 3500 километров для транспортировки газа, в рамках проекта «Шах-Дениз-2» с Каспийского моря в Турцию, а оттуда в Европу. «Южный газовый коридор» - один из приоритетных энергетических проектов для Европейского Союза, предусматривающий транспортировку азербайджанского газа на мировой рынок.

Ключевые слова: «Контракт века», «Южный газовый коридор», TANAP, TAP, «Шах-Дениз-2», энергетическая безопасность.

«Южный газовый коридор» - это гигантская инфраструктура и глобальный проект энергетической безопасности протяженностью 3500 километров для транспортировки газа, в рамках проекта «Шах-Дениз-2» с Каспийского моря в Турцию, а оттуда в Европу.

ЗАО «Южный газовый коридор» было создано в соответствии со вторым этапом эксплуатации газоконденсатного месторождения «Шах Дениз» и в соответствии с Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 25 февраля 2014 года № 287 «О некоторых мерах, касающихся строительства Южного газового коридора». Основной целью этой компании является управление вторым этапом эксплуатации газоконденсатного месторождения Шах Дениз, расширением Южно-Кавказского, Трансанатолийского и Трансадриатического газопроводов. Уставный капитал ЗАО «Южный газовый коридор» составляет 100 миллионов долларов. 51 процент акций принадлежит государству,

49 процентов принадлежат Азербайджанской Государственной Нефтяной Компании (SOCAR). После основания компании номинальная стоимость каждой акции составляла 1 миллион долларов. 31 марта 2015 года уставный капитал ЗАО «Южный газовый коридор» составлял 725 миллионов долларов США [1, с. 93].

«Южный газовый коридор» - один из приоритетных энергетических проектов для Европейского Союза, предусматривающий транспортировку азербайджанского газа на мировой рынок. Его сегментами являются следующие проекты - «Шах-Дениз-2», ЮжноКавказский трубопровод, Трансанатолийский трубопровод (TANAP) и Трансадриатический трубопровод (TAP).

Запасы газа в Азербайджане воспринимаются как новые возможности для Европы. Преобразование этой возможности в реальность зависело от надлежащего выбора маршрутов транспортировки газа в Европу. Долгое время обсуждался проект газопровода «Nabucco», который предназначался для транспортировки азербайджанского и туркменского газа в Европу через Россию. Наряду с «Nabucco», были предложены для экспорта азербайджанского газа в Европу и такие проекты как ITGI и TAP. Однако, оцениваемый в 250 млн евро проект «Nabucco», не выдержав политического и экономического соперничества, был отклонен. В 2011 году Европейский Союз и Азербайджан подписали Совместную декларацию, подтверждающую создание прямых маршрутов от Каспия до Европы. Это и стало главной задачей «Южного газового коридора». Совместная Декларация совместно с межправительственными соглашениями, связанными с проектами TANAP и TAP и создала почву для долгосрочных контрактов на поставку газа. В 2012 году благодаря деятельности политических руководителей Турции и Азербайджана было получено согласие на строительство трубопровода TAP. После согласования этого исторического события стали видны очертания проекта «Южный газовый коридор». В июле того же года был подписано соглашение о проекте TANAP. 20 сентября 2014 года был заложен фундамент проекта «Южный газовый коридор».

В этом проекте заинтересованы правительства 7 стран. 11 компаний принимают долевое участие в одном или нескольких проектах. Посредством проекта 11 покупателей газа будут участвовать в покупке больших объемов газа.

Азербайджан, создавая новую энергетическую карту региона с нефтяной стратегией, заложил основу для «Южного газового коридора», вошедшего в энергетическую историю мира как «Контракт XXI века». Оцениваемый как основной проект стратегии энергетической безопасности Европы, проект диверсификации и закупок энергоресурсов, Азербайджан приобрел еще один исторический статус в качестве поставщика энергетической безопасности Европы в течение следующего столетия.

Проект «Южный газовый коридор» - это не только финансовый, но и технически очень сложный проект. Работы по расширению Южно-Кавказского трубопровода успешно продолжаются путем установки новых компрессорных станций и трубопроводов для увеличения его годовой производительности до 24 миллиардов кубических метров [2].

Доставка первого газа в Европу планируется к началу 2020 года.

С этой целью успешно реализуются работы по строительству 2 производственных платформ соединенных мостом, подводного трубопровода на глубине 550 м длиной в 500 км, работы по бурению 26 подводных скважин с двух полупогружных буровых установок и расширению Сангачальского терминала. Проект «Шах Дениз-2» - это первый реализованный в стране проект по полномасштабным строительным и монтажным работам в истории нефтегазовой промышленности Азербайджана. В то же время в рамках этого проекта впервые в Каспийском море была создана подводная инфраструктура.

Одним из достижений проекта «Шах Дениз-2» стало строительство подводного строительного корабля «Ханкенди». Этот корабль был построен по заказу компании ВР на Бакинском судостроительном заводе, ему был дано название города Ханкенди, он соответствует всем современным требованиям. Гигантский подводный строительный корабль, который будет использоваться для подводной установки в рамках проекта «Шахдениз-2» в 2017 - 2027 гг. Строительство этого корабля демонстрирует силу нашей

36

страны. Сегодня в Азербайджане можно провести любые крупные строительные работы. В настоящее время здесь строятся четыре новых судна, в том числе два парома и два танкера.

Строительство корабля "Ханкенди" обошлось в 400 миллионов долларов. Этот корабль незаменим при разработке газового месторождения Шах Дениз. На сегодняшний день в мире существует всего 10 таких судов, одним из которых является построенный в Азербайджане корабль «Ханкенди». Следует отметить, что на строительстве корабля «Ханкенди» было занято более двух тысяч рабочих, и 75% из них были местными специалистами. Большинство сотрудников корабля - азербайджанские специалисты [2, с. 154].

За прошедший год более 24 000 человек в Азербайджане были вовлечены в строительные работы по всем ключевым контрактам в рамках проекта «Шах Дениз-2», причем более 80 процентов из них являются местными жителями.

До настоящего времени в странах-участницах было создано 40 000 новых рабочих мест по проектам «Шах Дениз-2» и Южному газовому коридору.

Газопровод Трансанадолу протяженностью 1850 км (TANAP), который берёт своё начало на грузино-турецкой границе и пройдет через турецко-греческую границу, является очень важным проектом для региональной, особенно для энергетической безопасности Европы. Этот проект поможет Турции избавиться от зависимости импортируемого газа из других источников. С другой стороны, транспортируемый по TANAP газ будет стоить дешевле.

Проект TANAP на сегодняшний день является самым крупным реализуемым инвестиционным проектом. Он станет одним из крупнейших когда-либо завершенных проектов строительства газопровода с точки зрения диаметра труб и длины линии.

ТАР, которая будет снабжать некоторые страны азербайджанским газом, сможет обеспечить 40 процентов потребностей Болгарии в газе. Кроме того, Ионо-Адриатический трубопровод (IAP), который планируется построить, будет доставлять азербайджанский газ в Черногорию, Хорватию, Боснию и Герцеговину.

Целью энергетической стратегии является формирование очень мощного, широкомасштабного газового коридора. В будущем Туркменистан и Казахстан могут использовать инфраструктуру для экспорта своих огромных газовых ресурсов на европейский рынок. Также им могут воспользоваться Иран и Ирак. Это уникальный проект, призванный принести пользу всем странам на пути от Каспийского моря до сердца Европы.

Запуск основной инфраструктуры Южного газового коридора в 2019 - 2020 годах является одной из основных стратегических целей как Европы, так и Азербайджана.

Таким образом, если бы Азербайджан не взял бы инициативу в свои руки и не выделил бы средства, Южный газовый коридор по-прежнему оставался бы хорошей идеей и обсуждался бы спустя десятилетия, что уже признано международным сообществом. Эта идея сейчас становится реальностью.

В результате успеха национальной нефтяной стратегии, установленной «Контрактом века», Азербайджан был признан одним из ведущих государств региона, а также одним из ведущих участников региональных и глобальных экономических проектов.

Список литературы /References

1. Диссертация С.С. Тагизаде «Роль рынка ценных бумаг в финансировании национальной экономики», Баку, 2016. 152 с.

2. Тагизаде С.С. «Южный газовый коридор»: формирование и перспективы. Материалы республиканской научно-практической конференции посвященной «Актуальным проблемам проведения экономических реформ в Азербайджане». Баку, 2018. С. 153-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.