Научная статья на тему 'Проблема дискриминации женщин в трудовых отношениях'

Проблема дискриминации женщин в трудовых отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6852
728
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема дискриминации женщин в трудовых отношениях»

На сегодняшний день многие проблемы вызваны отсутствием или несовершенством соответствующих норм, которые позволили бы чётко и однозначно регулировать возникающие отношения в данной чрезвычайно актуальной области правового регулирования. Остаётся большое количество пробелов в этой области и возможность свободного усмотрения и трактовки.

Список литературы

1. Беляцкин С.А. Возмещение морального (неимущественного) вреда. - М., 1996. - 76 с.

2. Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 3. - 2010. - Март.

3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»// СЗ РФ от 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.

4. Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2013 г. по делу № 75-АПУ13-10СП // Интернет-ресурс СПС Консультант Плюс.

5. Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2015 г. по делу № 48-АПУ15-15 // Интернет-ресурс СПС Консультант Плюс.

6. Определение Верховного Суда РФ от 12 сент. 2014 г. по делу № 22-КГ14-15 // Интернет-ресурс СПС Консультант Плюс.

7. Определение Верховного суда от 25 нояб. 2014 г. № 5-КГ14-124 // Интернет-ресурс СПС Консультант Плюс.

8. Официальный сайт прокуратуры Оренбургской области. Интернет-ресурс. -иКЬ: http://www.orenprok.ru/news-link/news/2016/02/20/16feb20-6/.

9. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Рос. газета. - 2012. - № 156. - 11 июля.

10. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Рос. газета. - 2005. - № 50. - 15 марта.

11. Постановление Президиума Верховного суда РФ N 299-П13ПР // Интернет-ресурс СПС Консультант Плюс.

12. Постановление Президиума Верховного суда РФ N 154-П13 // Интернет-ресурс СПС Консультант Плюс.

13. Федеральный закон «Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Рос. газета. - 1994. - № 238-239. - 8 дек.

А. Ж. Хамзина

Проблема дискриминации женщин в трудовых отношениях

Актуальность рассматриваемой нами проблемы в современном историческом контексте очевидна и, безусловно, будет сохраняться в ближайшей перспективе. Обусловлена она тем, что неравенство в сфере социально-трудовых отношений, и прежде всего в сфере оплаты труда, составляет основу экономического и социального неравенства, поскольку заработная плата - одна из главных составляющих доходов населения. Несмотря на значительный прогресс в данной области, в

соблюдении прав женщин все еще существует множество проблем. В этой связи мы находим данную тему значимой, поскольку проблема тендерного неравенства и социальной дискриминации женщин не может быть решена только лишь реформами со стороны государства (на деле будет существовать система норм, запрещающих всякого рода ущемление прав женщин, но без действенной системы контроля за выполнением последних.) Для решения этой проблемы необходимы социальные изменения, изменения в сознании людей и, соответственно, объективный взгляд на данную проблемы с социологической точки зрения.

В настоящее время женщины являются не менее социально активной категорией населения, чем мужчины. За последние годы число женщин, занятых в экономике, неуклонно растет и практически сравнялось с мужчинами. Женская занятость сконцентрирована в достаточно ограниченном числе отраслей, в сравнении с мужской. Большинство женщин заняты в следующих отраслях: связь, банковская и социальная сфера - образование, социальное обеспечение, здравоохранение [3].

На протяжении веков считалось, что различные характеристики, функции и статус женщины и мужчины в обществе определяется их полом, что они являются естественными и, следовательно, не могут быть изменены или поставлены под сомнение.

Пол тесно связывают с ролью и поведением, которые приписывают женщинам и мужчинам на основе их половых различий. В связи с этим в обществе закрепились стереотипные представления о том, что такое «мужские» и «женские» профессии. Британские феминистские исследования труда и занятости [7] в конце 80-х гг. продемонстрировали, как в трудовом процессе переплетаются гендерные и экономические отношения. Возникший феномен «женской работы» стал причиной концентрации женщин в определенных секторах экономики. Как правило, эти сферы расцениваются как второстепенные, что обусловливает низкий престиж и невыгодные условия труда.

Существует гендерно-специфический аргумент, оправдывающий низкую оплату женского труда - идеология «семейной оплаты» [1], в соответствии с которой мужчина является основным «кормильцем» семьи, а женщины предоставляют лишь временный и второстепенный источник семейного дохода. Так, при конкурсе на руководящую должность предпочтение часто отдается мужчине только на том основании, что «ему надо кормить семью», в то время как «предназначение женщины - рожать и заботиться о семье».

Помимо того, что женский труд зачастую неоправданно считается низкооплачиваемым, современные женщины сталкиваются с иными формами гендерной дискриминации в области труда.

В энциклопедическом словаре под дискриминацией в области трудовых отношений понимается система прямого или косвенного ограничения возможностей приема на работу, недопущения к определенным

должностям и более квалифицированным профессиям, понижение размера заработной платы и ухудшение других условий труда на основании расовых или национальных признаков, а также по признакам пола, возраста, языка, религии, политических и иных убеждений [6].

Следует отметить, что необходимость дополнительной защиты трудящихся женщин на законодательном уровне уже давно признана мировым сообществом.

На международном уровне в настоящее время права женщин обеспечиваются рядом международных актов, таких как Женевские конвенции МОТ от 19.06.1934 № 41 «О труде женщин в ночное время (пересмотренная в 1934 году)»; от 29.06.1951 № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности»; от 25.06.1958 № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий»; от 23.06.1981 № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»; от 15.06.2000 № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства»; Конвенцию ООН от 18.12.1979 «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»).

В декларации ООН, которую в 2000 г. подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии [6].

Так, на международном уровне провозглашены равноправие мужчин и женщин, запрет дискриминации в отношении женщин, ограничение применения труда женщин на ночных работах, охрана материнства (предоставление женщинам оплачиваемого отпуска в связи с беременностью и родами, право на перерывы в работе для кормления ребенка, ограничение возможности увольнения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, и т. п.).

Практически все указанные нормы в той или иной мере отражены в национальном законодательстве РК. В Республике Казахстан национальным законодательством, Конституцией Республики Казахстан, Трудовым кодексом Республики Казахстан дискриминация в сфере труда и занятости запрещена. За 20 лет своей независимости Казахстан достиг достаточно большого прогресса в области защиты прав и законных интересов женщин.

Следует отметить, что эксперты Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в целом положительно оценили ситуацию с защитой прав женщин в Казахстане.

Указом Президента Казахстана от 29 ноября 2005 г. № 1677 утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан от 2006-2016 гг. (далее Стратегия).

Стратегия является важным документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, инструментом ее реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным фактором развития демократии. Реализация Стратегии будет способствовать созданию условий для равномерной реализации женщинами и мужчинами их прав и предусматривает решение задач по достижению равенства прав и возможностей мужчин и женщин в период с 2006 по 2016 г.

Основой разделов трехсторонних соглашений являются вопросы защиты прав и гарантий женщинам. Работодателей обязывают создавать условия труда, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей (введение скользящего графика работы, освобождение от сверхурочных работ, установление неполного рабочего времени, повышение квалификации в рабочее время). Предусматривается административная ответственность работодателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение закона [4].

В начале XXI в. в теории произошло возвращение к известной всему миру дилемме: либо формальное равенство возможностей мужчин и женщин без всяких преимуществ (эгалитарный феминизм), либо сохранение за женщинами льгот, связанных с особенностями их организма и материнством (неолиберальный феминизм). Одно время в постсоветский период популярной стала патриархальная теория с разделением на мужчину-кормильца и женщину - хранительницу очага. Очевидно, что отечественные доктрина и трудовое законодательство до сих пор находятся на распутье между классическим либерализмом американского типа и европейской континентальной моделью гендерного равенства [2].

Дискриминация в трудовой сфере имеет различные формы [5]. Наиболее распространённые из них - дискриминация при оплате труда и дискриминация при найме на работу.

На наш взгляд, политика по искоренению дискриминации по половому признаку в сфере труда должна быть последовательной и всеохватывающей. Какие-либо единичные меры в локальном масштабе будут недействующими, если останутся необеспеченными ответными мерами во всех областях регулирования общественных жизни. С этой точки зрения, меры, принимаемые в отношении искоренения дискриминации, могут быть не только запрещающими, но и предотвращающими дискриминацию. Должны быть искоренены по возможности все предпосылки (по крайней мере, в законе).

Кризис поставил работников в сильную зависимость от работодателя, что позволяет ему грубо нарушать трудовое законодательство, не боясь при этом понести какую-либо ответственность. Большую помощь в выявлении нарушений трудового законодательства могли бы оказать профсоюзы. Однако они далеко не везде созданы, а где созданы, их работа оставляет желать лучшего.

По нашему мнению, женщинам необходимо более активно защищать свои трудовые права, не бояться обращаться в органы прокуратуры, государственную инспекцию труда, суд, не спешить писать заявления об увольнении по собственному желанию, если к этому принуждает работодатель, а прежде всего проконсультироваться у специалистов по трудовому праву, уделять больше времени правовому просвещению граждан в сфере трудового законодательства, защите их прав.

Список литературы

1. Воронина О. А. Феминизм: либеральное, социалистическое и радиальное направления // Теория и методология гендерных исследований. - М.: МЦГИ, 2001. -С. 59.

2. Лушников А.М. «Женский вопрос» и отечественное трудовое право: историко-правовой очерк. - С. 6.

3. Мезенцева Е. Б. Профессиональная сегрегция по признаку пола // Теория и методология гендерных исследований. - М: МЦГИ. 2001. - С. 142.

4. Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы. - Астана, 2009. - С.59.

5. Рощин С. Ю. Занятость женщин в переходной экономике России. - М., 1996. -С. 22.

6. Трудовое право: Энциклопедический словарь / А. И. Денисов. - 2-е изд. -Сов. энцикл., 1963. - 576 с.

7. Phillips A. And Taylor B. Sex and Skill // Feminist Review, 1986. - NY., 1997.

М. А. Шадров, К. А. Гусейнова

Особенности правового регулирования банкротства граждан

в Российской Федерации

С 01 октября 2015 г. реализуется на практике порядок признания должника-гражданина банкротом на основании Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина должника» [3], Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4].

Необходимость принятия указанной процедуры определяется тем, что гражданин нередко становится неспособным удовлетворять требования кредиторов по взятым на себя обязательствам, в этой связи правила о потребительском банкротстве предназначены главным образом для создания условий поддержки потребительского кредита, возраще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.