Научная статья на тему 'Приоритеты в организации медико-социального обеспечения детей и подростков России на амбулаторном уровне'

Приоритеты в организации медико-социального обеспечения детей и подростков России на амбулаторном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты в организации медико-социального обеспечения детей и подростков России на амбулаторном уровне»

Под наблюдением находились: 30 детей с постинфекци-онным и антибиотико-ассоциированным дисбактериозом кишечника с преобладанием диарейного синдрома, из них: от

0 до 6 мес. — 8 детей, от 6 до 12 мес. — 12 детей, 1-3 года

— 6 детей, старше 3 лет — 4 ребенка. Следует отметить, что у 10 из них наблюдались проявления атопического дерматита. Дети с лактазной недостаточностью в исследование не включались.

При лабораторном обследовании дисбактериоз кишечника у детей был обусловлен ассоциацией условно-патогенных

бактерий с сочетанным снижением облигатной микрофлоры: бифидум- и лактобактерий.

Способ применения и дозы. Курс лечения проходил в два этапа:1 этап — «Пробифор» дети до 1 года получали по 1 пакету 2-3 раза в день, старше 1 года — по 1 пакету 4 раза в день в течение 2-5 дней до купирования диарейного синдрома.

2 этап — «Флорин-форте» дети до 1 года получали по

1 пакету 2-3 раза в день, старше 1 года — по 1 пакету 3-4 раза в день в течение 10-15 дней. Прием препарата осуществлялся до или во время приема пищи. Общий курс лечения составлял две-три недели.

Результаты исследования. Клинические критерии: После 1 этапа лечения положительный клинический эффект наблюдался у 28 пациентов, что составило 93,3% случаев. После 2 этапа лечения положительный клинический эффект наблюдался у всех пациентов, что составило 100% случаев. Стул нормализовался и каловые массы приобрели нормальную консистенцию у 30 пациентов (100%), исчезли патологические примеси у 29 пациентов (96,6%), купированы колики и повышенное газообразование у 26 детей из 28 (92,8%), срыгивания у 9 из 10 детей (90%), проявления атопического дерматита снижена у 8 из 10 детей (80%).

Лабораторные критерии: Из 30 детей улучшение бактериологических показателей кала отмечалось у 27, что составило 90% случаев. Снижение роста факультативной микрофлоры отмечено у 27 детей (90%), повышение показателей роста облигатной микрофлоры — у 26 детей (86,6%), из них уровень лактобактерий приблизился к возрастной норме у 24 детей (80%), уровень бифидумбакте-рий — у 26 детей (86,6%).

У двух детей из 30 при отсутствии положительной клинической динамики после «Пробифора» были введены кишечные антисептики и ферментные препараты, затем курс лечения был завершен «Флорином-форте» с положительной клинико-лабораторной динамикой.

Заключение. Преимущество данных синбиотиков заключается в том, что они являются одними из немногих препаратов, которые могут быть назначены для лечения острых кишечных инфекций и ДБК, начиная с момента рождения. По результатам исследования при постинфекционном и антибиотико-ассоциированном ДБК у детей раннего возраста был отмечен быстрый (1-2 дня) терапевтический эффект практически без использования антибиотиков и кишечных антисептиков. Кроме того, отмечены удобство в применении, удовлетворительные вкусовые качества, отсутствие аллергических реакций. Положительный клинический эффект наблюдался в среднем в 96,6% случаев, положительный лабораторный эффект — 90% случаев. В случае постинфекционного и антибиотико-ассоциированного дисбактериоза кишечника у детей рекомендуется использовать сочетание препаратов «Пробифор» и «Флорин-форте» в возрастных дозировках установленным курсом.

Приоритеты в организации медикосоциального обеспечения детей и подростков России на амбулаторном уровне

Л. П. ЧИЧЕРИН ГУ «Национальный НИИ общественного здоровья РАМН», г. Москва.

УДК 614.2

На фоне известных политических социально-экономических

процессов — социального расслоения общества, распада института семьи и других — происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков как наиболее уязвимого контингента, что проявилось в виде прогрессирующего роста заболеваемости (включая социально обусловленную патологию), смертности, употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также ранним началом половой жизни, «отклоняющимися» формами поведения и многие иные.

Это, вкупе с новыми медико-социальными потребностями контингента, семьи, диктуют необходимость оптимизации организационных форм деятельности первичного звена педиатрической службы, на амбулаторно-поликлинические учреждения — АПУ которой в городской и сельской местности, помимо традиционных функций предупредительного характера, возлагается и целый ряд достаточно новых задач, что явились основой для создания в этих ЛПУ страны

специальных отделений (кабинетов) медико-социальной помощи. Имеются в виду профилактика и раннее выявление

с детского периода потребления ПАВ, иных форм проявления социального неблагополучия в семьях; гигиеническое

(в том числе половое) воспитание; ориентация на здоровый образ жизни, подготовка к семейной жизни, к осознанному родительству; сохранение и укрепление репродуктивного здоровья; медико-психологическая помощь; врачебнопрофессиональное консультирование и профориентация детей; организация социально-правовой работы; медицинское обеспечение приписки и призыва юношей на воинскую службу и др.

Такие отделения предполагают введение, помимо врачей-педиатров и средних медицинских работников, должности медицинского психолога, врача-терапевта подросткового, юрисконсульта и социального работника. Между тем, экспертиза и изучение опыта на местах показали дефицит ука-

занных специалистов в силу, прежде всего, явно недостаточной их подготовки для работы в специфических условиях первичного звена.

И у самих педиатров есть весьма ощутимые неиспользованные «внутренние» резервы. Резко упали авторитет участкового врача, доверие к нему населения. В ряде территорий России экспертная оценка и тестирование показали достаточно низкий уровень знаний участковых врачей по актуальным разделам, прежде всего, превентивной педиатрии. При этом не оправдываются надежды на повышение профессиональной компетентности педиатров с увеличением их медицинского стажа. Таким образом, даже специально подготовленный участковый врач не в состоянии сегодня должным образом организовать и реализовать в условиях педиатрического участка весь комплекс мер по обеспечению непрерывного динамического медицинского наблюдения за «полярными» по возрасту контингентами: новорожденным ребенком и подростком до 18 лет.

Проблема врача общей практики (ВОП) актуальна для Приволжского ф.о., в котором работает каждый пятый специалист (всего 1837) из почти 5 тыс. в стране. При этом в Самарской области их 7905 (38,4% от ВОП в округе), Республике Татарстан — 440 (24%) и др. Но на местах не так однозначно воспринимается положение приказа Минздравсоцразвития России от 18.01.2006 г. № 28 о том, что на должность участкового педиатра назначается также и специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело». Несомненно, что, в отличие от выпускника педиатрического факультета, он столкнется с немалыми трудностями в ходе медицинского обеспечения ребенка, семьи.

Очевидно, что для создания нацеленной подготовки участкового педиатра новой формации и введения ординатуры по

амбулаторной педиатрии необходимо наличие соответствующей специальности. «Участковая педиатрия» — это предлагаемая нами редакция наименования новой специальности, требующая, несомненно, широкого обсуждения.

Сегодня уже некорректно и как-то даже «неудобно» лечебно-профилактические учреждения, перешедшие на медицинское обеспечение детей подросткового возраста 10-17 лет, включая юношей и девушек в возрасте 15-17 лет, по-прежнему именовать «детскими городскими поликлиниками». Считаем целесообразным переименовать их в «городские поликлиники для детей и подростков» (соответственно

— «амбулатория для детей и подростков»).

Широкий объем возлагаемых в поликлинике именно на участкового педиатра приведенных выше мероприятий является базисом для формирования традиционно сложившегося в стране специалиста — участкового врача-педиатра, но выполняющего в современных условиях по «наполняемости» своей повседневной деятельности общепрактикующие функции.

Реализация указанных постулатов существенно затруднена на территориях и в связи с дефицитом действенных превентивных мер государства на фоне многочисленных призывов/деклараций; необузданным, бесконтрольным воздействия СМИ на психику подрастающего поколения; ростом «бумаготворчества» в системе медицинского страхования, увлечением общей врачебной практикой в педиатрии, фактически разрушением системы управления в педиатрии, забвением действенных форм работы Центров медицинской профилактики, школ передового опыта; негативным примером взрослых; крайне редким привлечением волонтеров из числа подростков и молодежи и пр.

Особенности клинических проявлений хронических гепатитов у детей в зависимости от фазы заболевания

О. В. ЧУРБАКОВА, Е. С. ГАСИЛИНА, Т. А. ЖИЛЯКОВА Самарский государственный медицинский университет, ММУ «Городская клиническая больница № 2 им. Н. А.Семашко», г. Самара.

УДК 616.36-002-053.2

Хронические гепатиты у детей на сегодняшний день остаются важной проблемой среди детских инфекций не только в нашей стране, но и во всем мире. Эпидемиологическая ситуация у детей остается важной и пока нерешенной проблемой общества. Мы рассмотрели проблему вирусных гепатитов на примере детского инфекционного отделения ГКБ № 2 им. Н. А. Семашко.

За период с 2005 по 2007 гг. в детском инфекционном отделении ГКБ № 2 им. Н. А. Семашко (главный врач — М. А. Карпухин) под нашим наблюдением находилось 143 ребенка с хроническими гепатитами (ХГ) в возрасте от 7 месяцев до 18 лет. Из наблюдаемых детей с ХГ 71,3% составляли мальчики и 28,7% девочки. Преобладали дети в возрасте от 13 до 18 лет (55,9%). Не исключено, что среди наблюдаемых больных были принимающие наркотики, так как из данной группы больных 72,8% мальчиков были в возрасте от 13-18 лет, которые входят в группу риска.

Пациенты были разделены на три группы в зависимости от этиологии ХГ: I группа — 62 (43,3%) ребенка с ХГВ, II группа включала 63 (44,1%) больных с ХГС, III группа состояла из 18 пациентов (12,6%) с ХГ В+С.

Из обследованных детей у 63,0% с ХГВ, 63,5% с ХГС, у 72,2% с ХГ В+С наблюдалась фаза репликации. У остальных больных была фаза интеграции.

Чаще всего дети поступали в стационар в фазе репликации в состоянии средней тяжести с ярко выраженным асте-новегетативным синдромом (при ХГВ — у 35,9%, при ХГС — 35,0%, при ХГ В+С — 46,1%). Геморрагический синдром, проявляющийся носовыми кровотечениями, встречался редко: у больных с ХГВ ■— 12,8%, с ХГС — 10,0%, с ХГ В+С — не наблюдался. Развернутый диспепсический синдром (тошнота, рвота, поносы) наблюдался у 25,6% больных ХГВ, 17,5% больных ХГС, 15,4% больных ХГ В+С. Болевой синдром наблюдался у 43,6% больных ХГВ, 25,0% детей с ХГС и 20,5%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.