Научная статья на тему 'Приоритеты государственной политики обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму в России'

Приоритеты государственной политики обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1175
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / NATIONAL SECURITY / STATE / STATE POLICY / TERRORISM / COUNTERACTION TO TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Берникова Ольга Валерьевна

В статье авторами освещается проблема формирования эффективной государственной политики противодействия терроризму в РФ. Характеризуются политико-правовые аспекты обеспечения государственной и общественной безопасности в современной России. Обобщаются объективные причины и факторы возникновения терроризма в современном государстве. Раскрываются основные генеральные направления и институциональные механизмы реализации государственной политики противодействия терроризму в системе обеспечения национальной безопасности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N the article the authors cover a problem of formation of an effective state policy of counteraction to terrorism in the Russian Federation. Political and legal aspects of ensuring the state and public security in modern Russia are characterized. The objective reasons and factors of emergence of terrorism in the modern state are generalized. The main general directions and institutional mechanisms of realization of a state policy of counteraction to terrorism in system of ensuring national security in Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Приоритеты государственной политики обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму в России»

УДК 355.02(470+571) DOI 10.12737/18841

Берникова Ольга Валерьевна,

подполковник юстиции, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области, e-mail: skp57@yandex.ru

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ

В статье авторами освещается проблема формирования эффективной государственной политики противодействия терроризму в РФ. Характеризуются политико-правовые аспекты обеспечения государственной и общественной безопасности в современной России. Обобщаются объективные причины и факторы возникновения терроризма в современном государстве. Раскрываются основные генеральные направления и институциональные механизмы реализации государственной политики противодействия терроризму в системе обеспечения национальной безопасности в России.

Ключевые слова: национальная безопасность, государство, государственная политика, терроризм, противодействие терроризму.

Bernikova O. V., Lieutenant colonel of Justice, Investigative Management of Investigative Committee of the Russian Federation of the Orel region (Russian Federation, Orel), e-mail: skp57@yandex.ru

PRIORITIES OF THE STATE POLICY OF ENSURING NATIONAL SECURITY AND COUNTERACTION TO TERRORISM IN RUSSIA

In the article the authors cover a problem of formation of an effective state policy of counteraction to terrorism in the Russian Federation. Political and legal aspects of ensuring the state and public security in modern Russia are characterized. The objective reasons and factors of emergence of terrorism in the modern state are generalized. The main general directions and institutional mechanisms of realization of a state policy of counteraction to terrorism in system of ensuring national security in Russia are revealed.

Keywords: national security, state, state policy, terrorism, counteraction to terrorism.

Проблема национальной безопасности государства, несмотря на развивающуюся тенденцию глобализации, возрастающее разнообразие и взаимозависимость акторов политических процессов, остается ключевым приоритетом в построении международных отношений и неотъемлемым элементом обеспечения защищенности жизненно важных интересов государства, таких как национальный суверенитет, территориальная целостность, защита прав и интересов граждан этого государства. «Обострение борьбы за сферы влияния между

различными социальными силами, политическими идеологиями, в том числе этнического и конфессионального характера, частое применение субъектами мировой политики терроризма в качестве эффективного средства политической борьбы стали одними из главных проблем, мешающих устойчивому развитию как России, так и всего мирового сообщества»1.

1 Семеновский Н.Н. Терроризм как угроза национальной безопасности России// Вестник государственного и муниципального управ-ления. — 2015. — № 4(19). — С.43.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития должна следовать по пути перехода к новой государственной политике в области национальной безопасности. Мы не можем допустить, чтобы мнение западных политологов в отношении России по поводу того, что политическая сфера российской жизни оценивается преимущественно как деструктивная, было оправданным. «Образ «империи зла» в той или иной степени распространяется не на конкретные идеологии или общественно-политические силы, определявшие характер развития страны, а на всю Россию как политическое пространство и субъект политики». Сегодня возникает острая необходимость в эффективной интеграции нашей страны в сообщество цивилизованных государств.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что «на протяжении последних двадцати - двадцати пяти лет рядом российских неправительственных организаций активно манипулировали политические силы на между народной арены, которые были заинтересованы в ослаблении обороноспособности Российской Федерации»1.

Учитывая данные обстоятельства Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную

1 Нечаев Д.Н., Селиванова Е.С. Международная безопасность России и проблема гражданского контроля над Вооруженными Силами РФ: поиск баланса // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. - №4. - С.125.

безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. Поэтому в условиях трансформаций сферы международного сотрудничества в современной России мерами государственного регулирования обеспечения государственной и общественной безопасности являются:

- совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти; реализация Национального плана противодействия кор-рупции; развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм;

- создание механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов;

- формирование долгосрочной концепции комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепление социальных гарантий их сотрудников; совершенствование научно-технической поддержки правоохранительной деятельности; развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности;

- укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;

- повышение социальной ответственности органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил. «Одними из проявлений постбиполярности стали принципиальные изменения системы международных коалиций на фоне нарастания конфликтогенности мирового сообщества»1.

Важно отметить, что современную международную обстановку, несмотря на некоторые позитивные изменения последнего десятилетия, трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающего сегодня поистине всемирный характер, сегодня на смену «классическому терроризму» приходят новые, еще более опасные и менее уязвимые его формы. Существенные изменения в формах терроризма требуют новых подходов к борьбе с ним.

Терроризм - отнюдь не новое явление общественной жизни. История человечества изобилует самыми разными формами его проявления: массовый, индивидуальный, анархи-

ческий, государственный и т. д. Более того, терроризм нередко принимал романтический облик: он оправдывался необходимостью борьбы с тиранией, национальным гнетом, ниспровержения несправедливого строя. Существовал терроризм, истоки которого коренились в национальных традициях, повседневном образе жизни некоторых общностей (мафия на Сицилии, воинственные чеченские тейпы, курдские и арабские общины и др.).

Мировое сообщество отрицает любые проявления терроризма, в том числе и как средство достижения социально-политических целей. Однако реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что терроризм продолжает оставаться в арсенале методов борьбы ряда экстремистских группировок. Для того чтобы определить адекватные средства, формы и методы борьбы с терроризмом, весьма важно выяснить его сущность Многие исследователи проблем терроризма сходятся в том, что терроризм - это политически мотивированное применение или угроза применения крайних форм насилия. Насилие в форме терроризма выступает инструментом сохранения либо, наоборот, изменения проводимой в стране политики. Поэтому терроризм следует рассматривать как социально-политическое явление, представляющее явную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 устанавливает основные принципы, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, в том числе с помощью Вооруженных сил РФ2. В данной связи целесообразно обозначить причины, порождающие терроризм. Среди основных объективных причин, имеющих место в современном обществе и способствующих возникновению терроризма, на первое место выступают следующие:

1 Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенности мировой политики // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — №4(34). — С.167.

2 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc._

- противоречия в экономической сфере, растущая социальная дифференциация общества, что обусловлено развитием рыночных отношений и самого рынка;

- политическая разобщенность общества, ожесточенная борьба за государственную власть, криминализированная финансовая олигархия;

- рост организованной преступности, нарастание тенденции к разрешению общественных противоречий и конфликтов силовыми методами1. (Это связано, прежде всего, с тем, что сегодня фактически созданы криминальные силовые структуры, порой более подготовленные и лучше технически оснащенные, чем государственные).

- низкая эффективность работы государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения.

- упадок общественной нравственности, ведущий к снижению эффективности функционирования защитных механизмов в сфере идеологии и морали.

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что анализ проблем терроризма предполагает не только выявление его истоков и факторов возникновения и развития, но и прогнозирование общественно-политических последствий данного явления, его влияния на стабильность любого общества:

1)ослабление политической стабильности общества, снижение доверия населения к действующему политическому режиму, а значит, и к декларируемым им демократическим институтам; усиление влияния радикальных, антиконституционных оппозиционных политических сил;

2)неэффективность решения актуальных социально-экономических задач; перерастание общественных противоречий в политические конфликты разной степени интенсивности, вплоть до вооруженного насилия; обострение

1 Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. - М.: Молодая гвардия, 2008. - С.145- 176.

отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации;

3)террористические акции, связанные с захватом или уничтожением оружия массового поражения, могут привести к непредсказуемым не только внутриполитическим, но и внешнеполитическим последствиям.

4) терроризм международного характера создает реальную угрозу для всего мирового сообщества, что подрывает авторитет России как политически стабильного субъекта международных отношений;

5) резкая имущественная дифференциация населения; высокая социальная напряженность;

6) резкое уменьшение или потеря внутренних и иностранных инвестиций (вкладывать крупные материальные средства в экономику далеко не благополучного с точки зрения безопасности государства весьма опасно).

Политика противодействия терроризму -сложный, комплексный вид государственной деятельности, направленный на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, на отражение и подавление одной из наиболее опасных угроз национальной безопасности России. Следует согласиться с мнением российских исследователей, что «в обществе искоренить терроризм и террористов полностью невозможно, но можно минимизировать частоту и масштабы терактов посредством преодоления глобального кризиса человеческой культуры»2.

Целый ряд важных элементов общегосударственной системы борьбы с терроризмом в России начал складываться уже в 90-е годы. Важно сказать, что на процесс развития институциональной подсистемы противодействия терроризму «влияет система мер искоренения или нейтрализации внутренних и внешних факторов, прямо и непосредственно способствую-

2 Виноградова Н.Л., Пашкевич И.Л. Формы современного терроризма: социально-философский анализ// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2010.—Выпуск №7(12).—т.2—С.167.

щих его возникновению и развитию»1. В современных условиях принятых ранее мер для противодействия терроризму недостаточно - они носили в ряде случаев непоследовательный характер, не в достаточной степени отражали необходимость учета изменений в самой системе терроризма. Необходимость завершения процесса формирования единой государственной системы противодействия терроризму в России порождается целой группой факторов:

- сложный характер терроризма, представляющего собой единство основных его составляющих - идеологии, организации и собственно насильственной стороны данного явления;

- все более усложняющийся комплекс форм, методов и средств насильственного воздействия на современные объекты терроризма - физического, химического, биологического, радиоактивного и др.;

- растущие масштабы терроризма с точки зрения географии распространения деятельности террористических организаций, совершения ими террористических акций;

- приспособление организации и тактики терроризма к задачам осуществления террористического воздействия на различные по своей природе и общественному назначению объекты;

- реальная и потенциальная возможность нанесения террористическими структурами существенного ущерба их политическим противникам в различных сферах общественной жизни;

- активное развитие внешних связей терроризма как общественно-политического явления с другими видами антиобщественной деятельности, представляющими угрозу международной и национальной безопасности, и др.

Активная законодательная и предупредительная организационная и профилактическая работа приводит к существенным качественным изменениям в готовности противостоять современным вызовам и угрозам. Нельзя не сказать и о присоединение Крыма к России, что

1 Малик Е.Н. Процессы формирования институциональной базы социальной безопасности как основы развития личности, общества, государства// Вестник Российской нации. 2013. —Т.29. —№ 3-4. — С. 249.

остановило продвижение военного блока НАТО на восток, т.к. в этот блок не могут входить страны с неурегулированными территориальными спорами. «Полуостров Крым находится почти в самом центре акватории Черного моря, поэтому контроль над ним, бесспорно, обеспечивает стратегическое преимущество России во всей акватории»2.

В заключение отметим, что комплексное формирование приоритетных направлений государственной политики обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму в России должно осуществляться с учетом следующих основополагающих позиций на основе:

а) учета того, что противодействие терроризму является одной из подсистем обеспечения национальной безопасности и в принципе должно соответствовать общим базисным подходам к ее развитию;

б) развития правовой базы обеспечения участия в противодействии терроризму государственных органов, относящихся ко всем ветвям государственной власти с учетом их компетенции;

в) четкого определения роли и места государственных органов различных ветвей власти в сфере противодействия терроризму;

г) создания действенных механизмов общегосударственного регулирования политики противодействия терроризму на всех уровнях;

д) разработки правовых основ участия институтов гражданского общества в противодействии терроризму, нормативно-правового определения основных форм участия гражданских объединений в обеспечении антитеррористической безопасности России.

Библиография:

1.Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. — М.: Молодая гвардия, 2008. - 377с.

2 Гелеранский П.С. Влияние присоединения новых субъектов Федерации на внутригосударственную и международную политическую стабильность // Среднерусский вестник общественных наук. —2014.— №5(35). — С.128.

2.Виноградова Н.Л., Пашкевич И.Л. Формы современного терроризма: социально-философский анализ// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2010. - Выпуск № 7-12 / том 2. - С.164— 167.

3.Гелеранский П.С. Влияние присоединения новых субъектов Федерации на внутригосударственную и международную политическую стабильность // Среднерусский вестник общественных наук.—2014. —№5(35).— С.126-129

4. Малик Е.Н. Процессы формирования институциональной базы социальной безопасности как основы развития личности, общества, государства// Вестник Российской нации. 2013. — Т. 29. —№ 3-4. — С. 246— 252.

5.Нечаев Д.Н., Селиванова Е.С. Международная безопасность России и проблема гражданского контроля над Вооруженными силами РФ: поиск баланса // Среднерусский вестник общественных наук. 2013.—№4.— С.119— 128.

6.Семеновский Н.Н. Терроризм как угроза национальной безопасности России.// Вестник государственного и муниципального управления. — 2015. — № 4(19). — С.42— 49.

7.Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенности мировой политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. — №4(34). — С.167— 174.

References:

1.Gorbunov YU.S. Terrorizm i pravovoe reguli-rovanie protivodejstviya emu. - M.: Molodaya gvar-diya, 2008. - 377s. (In Russ.).2.Vinogradova N.L., Pashkevich I.L. Formy sovremennogo terrorizma: social'no-filosofskij analiz// Vestnik Volgograd-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sociologiya i social'nye tekhnologii. 2010. — Vypusk. — № 7-12. — T. 2. — S.164— 167. (In Russ.).

3.Geleranskij P.S. Vliyanie prisoedineniya no-vyh sub"ektov Federacii na vnutrigosudarstven-nuyu i mezhdunarodnuyu politicheskuyu sta-bil'nost' // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2014. — №5(35). — S.126—129.(In Russ.).

4.Malik E.N. Processy formirovaniya instituci-onal'noj bazy social'noj bezopasnosti kak osnovy razvitiya lichnosti, obshchestva, gosudarstva// Vestnik Rossijskoj nacii. 2013. —T. 29.—№ 3-4. — S.246— 252. (In Russ.).

5.Nechaev D.N., Selivanova E.S. Mezhdu-narodnaya bezopasnost' Rossii i problema gra-zhdanskogo kontrolya nad Vooruzhennymi silami RF: poisk balansa // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2013.— №4. —S.119—128. (In Russ.).

6.Semenovskij N.N. Terrorizm kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii.// Vestnik gosu-darstvennogo i municipal'nogo upravleniya 2015. № 4 (19). — S.42— 49.

7.Cybakov D.L., Malik E.N. Modifikaciya funkcij mezhgosudarstvennyh soyuzov v usloviyah narastaniya konfliktogennosti mirovoj politiki // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2014. — №4(34). — S.167— 174. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.