Научная статья на тему 'Принципы повышения эффективности коррекционного образования: взгляд на проблему'

Принципы повышения эффективности коррекционного образования: взгляд на проблему Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВТіК БіЛіМ БЕРУ / INCLUSIVE EDUCATION / ТүЗЕТУЛіК ОқУ-ТәРБИЕЛіК ЖұМЫСТАРЫ-НЫң қАГИДАЛАРЫ / ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / THE PRINCIPLES OF REMEDIAL-EDUCATIONAL WORK / ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ / THE PRINCIPLE OF INDIVIDUAL AND DIFFERENTIATED APPROACH IN THE PROCESS OF EDUCATION / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / MULTILEVEL EDUCATION / ТәРБИЕЛЕУ үРДіСіНДЕГі ЖЕКЕ ЖәНЕ САРАЛАУ әДіСТЕМЕСі КАГИДАСЫ / әРТүРЛі ДЕңГЕЙДЕГі ОқЫТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троценко Т.А.

В современном Казахстане актуальны новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка, в центре внимание дети с ограниченными возможностями. В статье раскрывается содержание принципов индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания, технология разноуровневого обучения. Предложены примеры разноуровневых дидактических игр и упражнений по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы повышения эффективности коррекционного образования: взгляд на проблему»

Вестник «врлеу^-kst

И

К; - /w .

Т. А. Троценко,

методист, ясли-сад №69, отдел образования акимата г. Костаная

Нег1зг1 свздер: инклюзивтж бшм беру, тузетулж оцу-тэрбиелж жумыстары-ныц цагидалары, тэрбиелеу урдшндег1 жеке жэне саралау эд\стемес1 цагидасы, эртурл1 децгейдег1 оцыту.

Ключевые слова: инклюзивное образование, принципы коррекционной учебно-воспитательной работы, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания, разноуровневое обучение.

Keywords: inclusive education, the principles of remedial-educational work, the principle of individual and differentiated approach in the process of education, multilevel education.

ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Ацдатпа

Заманауи ^азакстанда MYMK^iri шекте-улi балаларга ерекше кещл аударылады, ба-ланьщ денсаулыгын жэне мYДдесiн коргай-тын, мейiрiмдi болуга Yйрететiн, езект жаца бiлiм беру технологиялары езектi болып та-былады. Макалада окытудыц эр тYрлi дец-гейдегi технологиясы, тэрбие YPДiсiндегi жеке жэне саралау эдiстемесi кагидалары-ныц мазм^ны ашылады. Мектепке дейiнгi ересектердi сауат ашуга дайындау бойын-ша эртYрлi децгейдеп дидактикалы; ойын-дар жэне жаттыгулардыц мысалдары ^сы-нылган.

Аннотация

В современном Казахстане актуальны новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка, в центре внимание дети с ограниченными возможностями. В статье раскрывается содержание принципов индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания, технология разноуровневого обучения. Предложены примеры разноуровневых дидактических игр и упражнений по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте.

Annotation

In modern Kazakhstan relevant new educational technologies that are designed to make education humane, protecting the interests and health of the child, the focus of children with disabilities. The article reveals the content of the principle of individual and differentiated approach in the process of education, the technology of multi-level learning. Suggested examples of different levels of didactic games and exercises for training of the senior preschool children learning to read and write.

t* s к

о

го £

О

w ^

О С

W

S «

и w tr S

[-4

о §

«

о н

и

S S

w

S «

и е о и

о ^

S

е

и

Вестник «Орлеу^-kst

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С w s

U

W

¡г1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

©

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка, в центре внимание дети с ограниченными возможностями.

Условия инклюзивного пространства детского сада заставляют нас постоянно искать наиболее эффективные пути организации воспитательно-образовательного процесса.

Инклюзивное образование (фр. тс-lusif-включающий в себя, лат. тс1^е-за-ключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми.

Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого [1,2,3,4].

Выделяют ряд принципов коррекци-онной учебно-воспитательной работы:

общепедагогические принципы

— гражданская направленность воспитания, действенность, непрерывность, единство воспитательных воздействий.

В качестве коррекционных принципов исследователи выделяют:

• оптимистическую перспективность

воспитательного процесса;

• коррекционно-развивающий характер воспитания;

• комплексный подход и продуктивное воздействие на воспитанника;

• индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания;

• требовательность, сочетаемая с уважением к личности.

На наш взгляд, основополагающим принципом в работе с детьми с ограниченными возможностями является принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. Состав детей в группе по своим психофизическим данным неоднороден. Один ребенок включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Воспитательная группа делится на типологические подгруппы (сильных, средних и вариативных воспитанников).

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня I, II, III. Что дает возможность каждому ребенку овладевать учебным материалом по отдельным разделам программы на разном уровне (I, II, III), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень - сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление

Вестник «Oрлеу»-kst

45

о предмете;

II уровень - углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень - углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

Iуровень. Проблемное изложение (ребёнок осваивает образец умственных действий).

IIуровень. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

III уровень. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

Примеры разноуровневых дидактических игр и упражнений по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте на формирование понятия «звук»:

Игра «Поймай звук»

Цель: Упражнять в умении различать и называть заданный гласный,

например (а), звук.

Ход: Педагог (ведущий) называет цепочку звуков (слогов, слов), а дети хлопают в ладоши на заданный звук или поднимают красную фишку.

1 уровень

- Среди гласных звуков: о, а, у, и, а, э,

а.

- Среди звуков: а, м, о, а, п, р, и, т, а.

2 уровень

- В слогах: но, ма, пи, ро, са, ты, ну, во, да.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- В словах: сок, мак, рак, звук, танк, слон.

3 уровень:

- На каждое слово со звуком (а) хлопнуть в ладоши (поднять красную фишку):

Жила-была буква «А». «А» очень любила петь. И пела так «а-а-а». Буква «А» заблудилась в лесу. «Ау, ау!» - кричит буква «А». Вдруг видит тропку, эта тропка ведет д[а]мой. «Ура!» - сказала «А» и запела любимую песенку «А-а-а-а».

- Выступает в роли ведущего игры, придумывает слоги, слова с заданным звуком.

Игра «Узнай звук» (по артикуляции) или «Сломанный телевизор»

Цель: Упражнять детей в умении узнавать звуки по артикуляции.

Ход: Педагог (ведущий) беззвучно проговаривает гласные звуки ил сочетание гласных звуков, а дети узнают и называют звук.

1 уровень

- Узнать и назвать гласные звуки по артикуляции педагога.

- Узнать и назвать гласные звуки по карточкам-схемам.

О О 0

А

У

О

Э

И

2 уровень

- Узнать и назвать сочетание гласных звуков по артикуляции АУ, УЭ, ИА, АИ, ОЫ и др.

- Ребенок выступает в роли ведущего игры.

Ребусы

Цель: Упражнять детей в умении разгадывать ребусы, убирая или добавляя несколько звуков в словах.

Ход: Педагог раздает детям карточки с ребусами. Необходимо отгадать спрятанное слово.

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

и

Вестник «Oрлеу»-kst

К <

ер О

го £

« О

3

м

и ©

О

и

о -

©

1 уровень

Отгадать слово по первым звукам в словах. (ШУБА)

2 уровень

Отгадать слово, убирая в одном слове звуки, обозначенные запятыми. (БАБОЧКА)

3 уровень

Отгадать слово, убирая в нескольких словах звуки, обозначенные запятыми. (ВИЛКА)

(ПЕРЕХОД)

Использование дифференцированного обучения в теории и практике показывает, что процесс дифференциации имеет значительные достоинства:

• позволяет выровнять развитие слабых детей, делает обучение посильным;

• слабый ребёнок не ощущает свои слабости, сильный - должен прилагать больше усилий при учебной работе;

Если дифференцированное обучение относится к отдельному ребенку, то оно становится индивидуальным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений [Текст]/Н.В Микляева, Ю.В. Микляева - М.: ВЛАДОС, 2008. - 263с.

2. Новикова, В. П. Воспитание ребенка - дошкольника: развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного: в мире познания: программно-методическое пособие [Текст]/ В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. -М.: ВЛА-ДОС, 2008. -235 с.

3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой [Текст]. - М.,2000. -55с.

4. Лауткина, С.В. Основы коррек-ционной педагогики. Курслекций лекций [Текст]/ С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008.- 211с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.