Научная статья на тему 'Изменение подхода к организации учебной деятельности как способ развития творческих способностей обучающихся колледжа'

Изменение подхода к организации учебной деятельности как способ развития творческих способностей обучающихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / DIDACTIVE GAMES / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / LEARNERS INDIVIDUALITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGY / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SEARCH ACTIVITY / СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ТАНЫМ БЕЛСЕНДіЛіГі / ШЫГАРМАШЫЛЫқ қАБіЛЕТТЕРі / ДИДАКТИКАЛЫқ ОЙЫНДАР / БіЛіМ АЛУШЫНЫң ДА-РАЛЫГЫ / АқПАРАТТЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / іЗДЕНіС қЫЗМЕТі / ЫНТЫМАқТАСТЫқ / әЛЕУМЕТТіК БЕЙіМДЕЛУ / ЕDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геря В.Г.

Одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности обучающихся. Актуальность темы заключается в том, что целью современного обучения является организация эффективного учения каждого обучающегося. Наряду с требованиями дать глубокие и прочные знания, перед современным обучением стоит задача развить творческие способности каждого, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение подхода к организации учебной деятельности как способ развития творческих способностей обучающихся колледжа»

Вестник «Орлеу^-kst

s

m о

л рз О

из О

и О

И

о

Е-

Ш

О ©

о о о

©

Геря В.Г.,

преподаватель профессионально-технического колледжа г. Костаная

Нег1зг1 свздер: таным белсендтт, шыгармашылыц цабыеттер1, дидактикалыц ойындар, бшм алушыныц да-ралыгы, ацпараттыц техно-логиялар, гзденгс цызметг, ын-тымацтастыц, элеуметтт бешмделу.

Ключевые слова: познавательная активность, творческие способности, дидактические игры, индивидуальность обучающегося, информационные технологии, поисковая деятельность, сотрудничество, социальная адаптация.

Keywords: еducational activity, creative abilities, didactive games, learners individuality, informational technology, search activity, collaboration, social adaptation

ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

«Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается»

В.А.Сухомлинский

Ацдатпа

Жалпы бшм беру сатысындагы басты максаттар бшм алушылардьщ танымдык белсендшгш дамыту болып табы-лады. ^аз1рп заманга сай окытудыц максаты эр бшм алушы-лармен окуды тиiмдi уйымдастыру болып есептеледь Эз бетiмен жацадан бiлiм таба алатындай талапка сэйкес терец жэне орныкты бiлiм берш, окытуда эркайсысыныц шыгар-машылык кабшеттерш дамытып жэне икемдiлiгi мен дагды-ларын калыптастыру керек.

Аннотация

Одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности обучающихся. Актуальность темы заключается в том, что целью современного обучения является организация эффективного учения каждого обучающегося. Наряду с требованиями дать глубокие и прочные знания, перед современным обучением стоит задача развить творческие способности каждого, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания.

Annotation

One of the most important goals of the second education is development of learners' cognitive activity. Actuality of the theme is effective organization of teaching by each learner. Despite of education demands modern education has an object to develop creative abilities, to form such abilities and skills to do self-education.

Компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы обучающегося. Поэтому

Вестник «Oрлеу»-kst

одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности обучающихся.

Актуальность темы исследования заключается в том, что целью современного обучения является организация эффективного учения каждого обучающегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с обучающимися. Наряду с требованиями дать глубокие и прочные знания, перед современным обучением стоит задача развить творческие способности каждого, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания.

Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, которым руководит учитель. Познавательный интерес - важнейший стимул учения и труда. Он служит основой сознательной деятельности человека и включает этапы: поиск, воспроизведение, запоминание, переработка и реализация информации в мышлении, воображение и действие.

Игра - как один из методов психологического воздействия на обучающегося существует давно. Использование игр на уроках - необходимое условие развития обучающихся. Наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность. Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки-суды, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжение ряда, загадки и др.). Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.

Методика проведения игр зависит от цели, воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития обучающихся, возраста, степени их активности. Урок - дидактическая игра состоит из следующих этапов, представленных в блок: игра-состяза-

ние, олимпиада, КВН, поле чудес, марафон, конкурс, звездный час, Что? Где? Когда?, Брейн - ринг, Счастливый случай, ярмарка, химический вернисаж, хоккей, путешествие. Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания обучающихся, но они приносят большую пользу тем, что учат обучающихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления деятельности

[1,4].

Творческая атмосфера положительно сказывается на самой учебной деятельности, интересах обучающихся, раскрывает их индивидуальность, подсказывает новые подходы к учению, повышает престиж знаний по предмету. Обучающиеся уже с первых уроков химии окунаются в атмосферу творчества, с удовольствием решают химические кроссворды, ребусы, загадки, буриме. В итоге обучающийся находится все время на уроке в атмосфере творческой игры, насыщенной научными понятиями, и незаметно для себя их усваивает.

Наглядность, образность изложения трудной темы в занимательной форме позволяют детям легче понять и усвоить поставленные учителем задачи. Трудности восприятия сложного теоретического материала, его абстрагирование создают для многих проблемы и нелюбовь к предмету. Прогнозируемая неуспешность в учебе преобразуется в творческое решение. Результатом становится радость познания и удовлетворенность достигнутым.

Информационные технологии стали одним из наиболее эффективных средств, используемых на уроках, поскольку знания, умения и навыки, связанные с обработкой информации, приобретают все большую важность для современного человека. Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным технологиям отводится ведущее место.

Компьютерная техника применяется как средство контроля усвоения знаний

т

о

Рч РЗ

О

из О

и

О

§

О Е-

ш

о ©

о о о

©

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «Орлеу^-kst —

обучающимися, она значительно расширя- материала на уроке.

s

m о

рз О

из О

и О

И

о

Е-

Ш

О ©

о о о

©

ет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. В 2011-12 учебном году в кабинете химии установлено интерактивное оборудование. Для организации работы преподавателем могут быть применены различные модели использования компьютера на уроках. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов. Такие программы позволяют получать основополагающие знания по изучаемому курсу, обрабатывать умения и навыки с помощью интерактивных тренажеров, проверять знания по отдельным частям урока, уроку, теме, всему курсу. Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширят возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным.

Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. Проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в обычных условиях.

Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого материала. Применение слайд -фильмов (PowerPoint) обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации использую данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещаю на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения

Использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность обучающихся на современном уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся. Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса являются следующие аспекты:

- в центре технологии обучения - обучающийся;

- в основе учебной деятельности - сотрудничество;

- позиция обучающегося в учебном процессе - активная;

- перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности обучающегося к самообразованию.

Использование интерактивных технологий при формировании общеобразовательных и профессиональных навыков у обучающихся способствует осознанному усвоению знаний и умений, интенсификации процесса обучения, помогает решать проблему социальной адаптации студентов.[2,3]

Научно-исследовательская деятельность обучающихся позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. В колледже ведется работа с обучающимися 2 курса группы 2ПУ-3 Левен Ф. и Севериной Ю. по теме «Вред и польза газированных напитков», «Исследование свойств кристаллических веществ».

Научно-исследовательская работа является одной из форм проектной деятельности обучающихся. Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления. Задачами проектной

Вестник «Орлеу^-kst

деятельности являются развитие у обучающихся: познавательных интересов; умения проводить рефлексию; умения выделять главное; умения ориентироваться в современном информационном пространстве; умения самообразования; умения публично выступать; умения критически мыслить. Работа над всем проектом подразумевает работу с большим количеством разнообразной литературы, что ведет к начитанности обучающихся, расширению кругозора, и как следствие - к развитию правильной, логической грамотной речи [7,9].

Использование на уроках дидактических карточек позволяет быстро и качественно проверить усвоение знаний обучающимися и закрепить полученные знания и умения. Преимуществами таких карточек является большая вариативность заданий и достаточная легкость составления заданий разного уровня. Такие карточки могут использоваться с учетом разноуровневой дифференциации обучающихся. С целью систематизации заданий различного характера был разработан сборник развивающих заданий по химии для обучающихся 1-2 курсов. В 2012-13 учебном году опубликована статья в научном сборнике «Бшм-инфо» по теме: «Индивидуальное планирование самообразовательной деятельности как способ повышения профмастерства» [5,8,10].

Почти половина курса химии изучается с помощью нетрадиционных методов, с

привлечением игровых форм, что значительно повышает интерес к предмету. С уверенностью можно сказать, что в любой области творческий учащийся будет неравнодушным человеком с активной жизненной позицией, человеком-созидателем.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Игровой метод в обучении химии. Практическое пособие Н.И. Калетина и др. М., 1990.

2.Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Москва, «Академия», 2009.

3.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. -М.: Высшая школа 1992

4.Логинова Н.П. и др. Интеллектуальные игры. Чебоксары 1996

5.Мовсулезаде Э.М. и др. Химия в вопросах и ответах с использованием ЭВМ. М.: Высшая школа, 1991

6.Молочко В.А. Крынкина С.В. Химия -М.: Химия, 1990

7.Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении, Ростов-на-Дону. «Феникс». 2004.

8.Назарова Л.И.: Удивительный мир кислот и солей - М.: Химия, 2005

9.Николаев Л.А.: Химия и жизнь. - М.: Просвещение 2007

10.Штремлер Г.И. Химия на досуге. -М.: Просвещение 2000

s

m

о

Рч

рз О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из О

Журнал «Б1Л1М-ИНФО» - информационно-методический журнал филиала АО «НЦПК «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Коста-найской области».

Это журнал о нас, это журнал о вас!

Быть в курсе, знать о лучшем, владеть информацией, видеть перспективу - все это журнал «Б1Л1М-ИНФО»!

Вы можете оформить подписку на журнал по каталогам «Казпочта» или в редакции журнала.

I—

О

t о

Е-

ш

о ©

о о о

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.