Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии на уроках физической культуры'

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТДФО ДЕ-НЕШЫНЪЩШЫРУ БіЛіМіН САРАЛАУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ / АқПАРАТТАНДЫРУ / МОДЕРНИЗАЦИЯЛАУ / ДЕН-САУЛЫқ САқТАУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ / ТДФО IS TECHNOLOGY OF THE DIFFERENTIATED ATHLETIC EDUCATION / INFORMATIZATION / MODERNISATION / TECHNOLOGY PRESERVATION OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразбаев А.Б.

Основной деятельностью школьного образовательного учреждения является адаптация детей школьного возраста к современным условиям, подготовка детей к обучению в школе. Значимость приобретают такие цели образования, как развитие инициативности, самостоятельности, осознания ценности знаний, способности принимать решения и брать ответственность на себя, решать нестандартные жизненные задачи. Важнейшее требование современного урока обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educational technologies at physical training lessons

Basic activity of school educational establishment isadaptation of children of school age to the modern terms,preparation of children to educating at school. Meaningfulness is acquired by such aims of education, asdevelopment of initiativeness, independence of realization ofvalue of knowledge, capabilities to make decision and ta eresponsibility, to decide non-standard vital tasks. A major requirement of modern lesson is providing of thedifferentiated and individual going near student taking intoaccount the state of health, sex, physical development,motive preparedness, features of development psychica.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии на уроках физической культуры»

и

s

m

о

го

£ w О

L

О §

s

s *

s

Рч

о

s

Уразбаев А.Б.,

учитель физической культуры ГУ «Средняя

школа №22 отдела образования акимата г.Костаная»

Нег1зг1 сездер: ТДФО - де-нешыныцтыру бшмш саралау технологиясы, ацпараттан-дыру, модернизациялау, ден-саулыц сацтау технологиясы.

Ключевые слова: ТДФО -технология дифференцированного физкультурного образования, информатизация, модернизация, здоровьесбере-гающая технология.

Keywords: ТДФО is technology of the differentiated athletic education, informatization, modernisation, technology preservation of health

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ацдатпа

Мектептеп бшм беру мекемелершщ непзп кызмеп - мектеп жасындагы балалардьщ заманауи жагдайларга бешмделу^ оларды мектепке окуга дайындау. Белсен-дшкп дамыту, бiлiм кундылыгын ез бетiнше сезiнiп, игеру, шешiм кабылдай бiлу кабiлетiн, езiне жауапкер-шшкп ала бiлу мен стандартты емiрлiк мэселелердi шеше алу сиякты бшм беру максаттары мацызды бо-лып есептелiнедi.

Заманауи сабактыц басты талабы - окып Yйре-нушшердщ денсаулыгын, жынысын, физикалык да-муын, козгала алу дайындыгын, психикалык касиет-тершщ даму ерекшелiктерiн ескере отырып, жеке жэне саралау келiстi камтамасыз ету.

Аннотация

Основной деятельностью школьного образовательного учреждения является адаптация детей школьного возраста к современным условиям, подготовка детей к обучению в школе. Значимость приобретают такие цели образования, как развитие инициативности, самостоятельности, осознания ценности знаний, способности принимать решения и брать ответственность на себя, решать нестандартные жизненные задачи.

Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

Annotation

Basic activity of school educational establishment isadaptation of children of school age to the modern terms,preparation of children to educating at school. Meaningfulness is acquired by such aims of education, asdevelopment of initiativeness, independence of realization ofvalue of knowledge, capabilities to make decision and ta eresponsibility, to decide non-standard vital tasks.

A major requirement of modern lesson is providing of thedifferentiated and individual going near student taking intoaccount the state of health, sex, physical development,motive preparedness, features of development psychica.

99

С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором ему предстоит разобраться, что-то познать и достичь. А это невозможно без социализации и культурного обогащения человека. Конечно, в первую очередь, этот процесс зависит от семьи. Но и школа - один из главных помощников на пути становления и формирования полноценной личности, яркой и самобытной.

Сегодня основной деятельностью школьного образовательного учреждения является адаптация детей школьного возраста к современным условиям, подготовка детей к обучению в школе. Значимость приобретают такие цели образования, как развитие инициативности, самостоятельности осознания ценности знаний, способности принимать решения и брать ответственность на себя, решать нестандартные жизненные задачи. Не уменьшая значимость интеллектуального развития, следует признать, что фундаментальной основой для полноценного и гармоничного развития личности выступает ее физическое и духовное развитие. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника.

Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный

подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. Исходя из всего перечисленного, в педагогической деятельности я применяю дифференцированную технологию.

Технология дифференцированного физкультурного образования.

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение фи- § зического совершенства. Данную технологию ^

я использую в общеобразовательном процес- о

го

се на уроках физической культуры. ^

Обучение двигательным действиям. Об- о

учение проводиться целостным методом с по- ^

следующей дифференциацией (выделяются О

детали техники и разделяются по сложности) О

и затем интеграцией этих частей разными 8

способами в зависимости от уровня техни- ^

ческой подготовленности обучающихся с це- 3

лью более качественного выполнения упраж- ^ нения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора опе-

Вестник «Oрлеу»-kst

раций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, я условно делю детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой - усложнённые подводящие упражнения, третей - действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп внутри класса осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях. Бывает и так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Например, ученики не могут освоить передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут полноценно проявить себя в учебной игре, и в то время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения в парах. На занятиях по гимнастике я рекомендую ^ хорошо подготовленным детям добавлять в ^ комбинации свои элементы, в опорном прыж-§ ке изменять высоту снаряда, тогда как менее ^ подготовленные работают в стандартных ус-О ловиях. Обязательно провожу индивидуаль-§ ную работу с обучающимися, у которых не

1-4

О получается выполнение того или иного дви-О гательного действия. Эти учащиеся получают

^ индивидуальные задания, как на уроке, так и

^ для домашнего выполнения. Дифференциро-

^ ванное развитие физических качеств в груп-^ пах разной подготовленности осуществляю

^ с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки

всегда планируется разная. В результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, использую карточки с индивидуальными заданиями (с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки). Так, на уроках по лыжной подготовке, на этапе усвоения и закрепления навыков передвижения по лыжне, некоторые обучающиеся, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, проходят 2 км, тогда как обучающиеся с высоким уровнем физической подготовленности (почти 70% класса) - 3 км.

В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют. Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает: выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности), деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности, деление содержания программы. Обучающимся предлагается задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, рефераты, проектная деятельность (презентации), составление комплекса разминки и т.д. В ходе выполнения упражнений я знакомлю учащихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращаю внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений, даю общий анализ выполнения упражнения и обращаю внимание на технические ошибки. Ежеурочно проводится инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и по правилам поведения.

При оценке физической подготовленности

ШШ

учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних учащихся надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других - сдержать от излишнего рвения; третьих - заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Временно освобождённые обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья, присутствуют на уроках, помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Постоянно ориентирую подготовленных учащихся на то, что они должны помогать менее подготовленным, предлагаю им шефство над более слабым товарищем. Всесторонне изучение школьника, сопоставление различных данных позволяет мне выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие черты современного урока физической культуры.

Информатизация системы образования -одно из приоритетных направлений модернизации образования. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные

информационные компьютерные технологии. Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников.

В образовательном процессе широко применяю цифровые образовательные и Интернет-ресурсы, а именно: в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок, использование образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями, использование программных ресурсов к урокам с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, на этапе повторения пройденного материала использование Интернет-ресурсов, для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности, использование сети Интернет, для активного поиска необходимой информации.

Важно отметить и тот факт, что я использую на уроках и методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Одним словом, учитель должен сочетать в своей педагогической практике инновационные технологии и традиционные. Это позволяет устранить все те риски, которые возникают при использовании информационных технологий. g

Здоровьесберегающие технологии. Учи- ^ тель физической культуры - профессия осо- о бенная. Избрав её, педагог становится в ответе

pq

за здоровье детей, их физическое, психическое, О нравственное и социальное развитие. Поэтому к важное место в профессиональной деятельно- О сти отводиться здоровьесберегающим техно- 2

логиям, цель которых, обеспечить школьнику щ

Р

возможность сохранения здоровья за период ^

обучения в школе, сформировать у него необхо- S

димые знания, умения и навыки по здоровому q

образу жизни, научить использовать получен- S ные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.

Педагогическая технология здоровьесбе-режения в педагогической деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно- воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здо-ровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очеред-^ ной период времени продвинуться дальше, 5 что и подтвердит следующее тестирование. § Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался ся с самим собой: я сегодня стал лучше, чем § вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем О сегодня. Для этого задания делаю реальны-§ ми и стимулирую учащихся к активной рабо-^ те. Во время урока чередую различные виды ^ учебной деятельности; использую методы, ^ способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учеников. Боль-^ шое значение имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье»,

мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На уроках обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим). Занятия проводятся преимущественно на свежем воздухе.

Я считаю, что в занятиях по физической культуре, кроме образовательной составляющей, должна присутствовать и оздоровительная направленность, и тренировочный подход. Поэтому занятия по физической культуре должны быть: отдельно-теоретическими, отдельно - практико-методическими, и отдельно-практическими. Девизом дня, для специалистов физической культуры, сегодня должен стать лозунг: «От физического воспитания к физкультурному образованию».

ЛИТЕРАТУРА

1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие /Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

2. Лукьяненко, В.П.Теория и методика физического воспитания [Текст]:История физической культуры и спорта/В.П. Лукьянен-ко.1975.

3. Ахутина. Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход[Текст]/ Т.В. Ахутина // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. -С.21 - 28.

4. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры[Текст]/А.М. Максименко. - М., 1999.-345с.

5. http://zam-sport1 l.ucoz.ru/index/ zdorovesberegajushhie_tekhnologii/0- 14«Фор-мирование здоровьесберегающей среды на уроках».

6. http://irina-school8.ucoz.ru/ publ/1-1-0-1«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.