Научная статья на тему 'Принципы организации взаимодействия «Преподаватель-студент» в инновационных условиях высшего образования'

Принципы организации взаимодействия «Преподаватель-студент» в инновационных условиях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INNOVATIONS IN EDUCATION / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES / PERSONAL MATURITY / INTERACTION / PRINCIPLES OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочкова Л. В.

В статье представлен анализ структурно-содержательных инноваций в высшем образовании, рассмотрена роль новых образовательных технологий в развитии личностной зрелости студентов, выделены характеристики гуманитарных технологий, охарактеризованы принципы организации взаимодействия между студентами и преподавателями. В результате автор делает вывод, что реализация принципов организации взаимодействия в диаде «преподаватель студент» выступает как цель, средство и результат профессиональной подготовки студента в инновационных условиях высшего образования. Автор затрагивает принцип персонификации, как один из важнейших психологических принципов конструктивного выстраивания системы взаимодействия «преподаватель-студент». Персонификация педагогического взаимодействия требует, прежде всего, отказа от ролевых масок, адекватного включения в это взаимодействие и тех элементов личностного опыта и отличается от противоположного принципа деперсонифицированного взаимодействия, когда поведение участников жестко регламентировано ролевыми и ситуативными предписаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF “TEACHER-STUDENT” INTERACTION IN INNOVATIVE CONDITIONS OF THE HIGHER EDUCATION

The article presents an analysis of structural and substantial innovations in the higher education. The researcher considers a role of new educational technologies in the development of a personal maturity of students. The author names characteristics of humanitarian technologies and characterizes principles of organization of an interaction between students and teachers. The author concludes that the implementation of the principles of organization of interaction in the dyad of “a teacher a student” acts as a goal, a way and training of students in the innovative environment of higher education. The author gives a description to different psychological principles, including the one of a constructive forming of “professor-student” system a principle of personification. The personification of a pedagogical interaction first of all requires refusal from role masks. This principle of communication needs to involve one''s personal experience and emotions and is opposed to a depersonificative interaction, in which the communication is strictly regulated by situational rules, prescriptions, role-based expectations.

Текст научной работы на тему «Принципы организации взаимодействия «Преподаватель-студент» в инновационных условиях высшего образования»

Л.В. Клочкова, аспирант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: Klochkova.l@inbox.ru

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» В ИННОВАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ структурно-содержательных инноваций в высшем образовании, рассмотрена роль новых образовательных технологий в развитии личностной зрелости студентов, выделены характеристики гуманитарных технологий, охарактеризованы принципы организации взаимодействия между студентами и преподавателями. В результате автор делает вывод, что реализация принципов организации взаимодействия в диаде «преподаватель - студент» выступает как цель, средство и результат профессиональной подготовки студента в инновационных условиях высшего образования. Автор затрагивает принцип персонификации, как один из важнейших психологических принципов конструктивного выстраивания системы взаимодействия «преподаватель-студент». Персонификация педагогического взаимодействия требует, прежде всего, отказа от ролевых масок, адекватного включения в это взаимодействие и тех элементов личностного опыта и отличается от противоположного принципа деперсонифицированного взаимодействия, когда поведение участников жестко регламентировано ролевыми и ситуативными предписаниями.

Ключевые слова: инновации в образовании; гуманитарные технологии; личностная зрелость; взаимодействие; принципы взаимодействия.

В условиях глобальных социокультурных трансформаций инновации преобразуют всю систему отношений человека с миром и с самим собой. Рассматривая функции современной системы образования в масштабах этих перемен, исследователи отмечают, что оно обретает статус особого механизма общественного и культурного развития, становится пространством личностного развития каждого человека.

Чтобы стать творцом и организатором социальной жизни, человек должен в процессе образования развить способности к проективному взгляду на будущее. Этого можно достичь только в рамках инновационного образования, ориентированного на создание готовности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления и деятельности, а также способности к сотрудничеству с другими людьми [1].

Информационно-экстенсивный подход к формированию содержания образования, излишняя авторитарность и нормативно-инструментальная рецептурность является серьезным препятствием для развития личностной зрелости студентов, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего молодого специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета специфических особенностей в ситуации социального глобализма [2].

По мнению А.О. Кошелевой [3], в инновационных условиях развития высшей школы должны найти свое отражение: предметно-функциональная сфера активного познавательного действия личности (адаптивная, когнитивная, самоактуализационная, информационно-интеграционная); функционально-предметная сфера социального взаимодействия личности (социально-организационная, организаторская, коммуникативная, мобилизационная); личностная сфера самореализации; творческая и социально-бытовая сферы.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности в образовании детерминирует трансформацию функций и содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза, что особенно ярко проявляется в овладении современными педагогическим технологиями (обучение в диалоге, рефлексивное обучение, исследовательское обучение и др.) [4].

Особое значение приобретают инновационные технологии обучения, в том числе гуманитарные технологии, направленные на раскрытие творческого потенциала личности, индивидуализацию усвоения знаний, актуализацию потребности студента в изменении своей позиции, активности и самостоятельности в учебной, научно-исследовательской и социально значимой деятельности. Гуманитарные технологии предполагают обязательное наличие обратной связи, диалога/общения между участниками коммуникативного процесса. Таким образом, образование может рассматриваться как сфера социогуманитарного творчества, где совершается становление человека, личности, как система гуманитарных технологий, служащая вхождению человека в современный мир.

Использование таких технологий обучения позволит не только повысить уровень общей культуры и профессиональной подготовки молодого специалиста, но и актуализировать проявление личностной зрелости как характеристики, обеспечивающей целенаправленный процесс самореализации, самоосуществления, самоорганизации жизненного пути.

Опираясь в основных позициях на выделенную А.Б. Орловым систему психологических принципов организации личностного педагогического взаимодействия, рассмотрим психологические принципы организации межличностного взаимодействия в системе «преподаватель - студент».

Для изменения (развития, корректировки) мотивацион-но-смыслового компонента личностной зрелости могут быть использованы различные методические приемы, основанные на принципе деятельностного опосредования. Суть этого принципа состоит в том, что если необходимо перестроить смысловые установки личности, ее мотивы, необходимо выйти за пределы существующих смысловых образований и изменить порождающие их деятельности. Таким образом, в педагогической практике возникает необходимостью в разработке активных методов воздействия на личность, в которых деятельность кардинально реконструируется и приводит к перестройке мотивационно-смыс-ловых отношений молодого человека к самому себе, другим людям и миру в целом.

Близким по смыслу, но иным по содержанию выступает принцип проблематизации. Традиционное педагогическое взаимодействие построено по репродуктивному образцу: преподаватель передает некоторое содержание предмета студенту, студент должен усвоить это содержание, решить сформулированные для него познавательные задачи. Все образовательные задачи ставятся и контролируются педагогом. Реализация принципа проблематизации в межличностном взаимодействии ведет к изменению ролей и функций преподавателя и студента. Педагог не преподает, а стимулирует, побуждает студента к личному росту, к исследовательской активности, создает условия для самостоятельного стремления к постановке познавательных задач. Такими условиями могут выступать:

- обучение специальным эвристическим приемам решения познавательных задач, использование задач открытого типа, где отсутствует одно правильное решение, их несколько, остается только найти;

- развитие чувствительности к противоречиям, умение находить и формулировать их. При этом само противоречие, даже формально-логическое, не должно отождествляться с ошибкой, которую надо исправить, оно должно служить источником новых вопросов и гипотез;

- стимулирование стремлений студента к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.

Еще одним важным принципом является принцип диалоги-зации. Монологизированное педагогическое взаимодействие - это неравноправное взаимодействие и на уровне обмена информации и на уровне ролевого социального поведения. Исходная суперпозиция «большой» личности в монологизированном педагогическом взаимодействий требует от педагога лишь частичного понимания, лишь частичного принятия личности студента, принятия только той ее части, которая соответствует его педагогическому идеалу.

Диалогизация педагогического взаимодействия связана, прежде всего, с преобразованием суперпозиции взрослого в личностно равноправные позиции, в позиции со-учащихся, сотрудничающих людей, в атмосферу свободы, уважения, плюрализма мнений, в которых происходит развитие рефлексивных способностей студента, позволяющих ему осознавать преимущество конструктивных способов разрешения внутриличностных и межличностных противоречий. Таким образом, в условиях гуманистического общения у студентов формируется опыт проявления позитивных форм социальной активности, ответственности за результаты взаимодействия, благодаря которому они учатся разрешать возникающие противоречия, ориентируясь на сохранение отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия. По мнению Г.Ю. Кравец, процессу воспитания зрелой личности студента также способствует и тот факт, что опыт диалогического взаимодействия с другими интериоризируется в навыки общения с самим собой, в навыки различения в своем внутреннем голосе разных смысловых позиций и конструктивного преодоления внутренних разногласий [5].

Следующий психологический принцип конструктивного выстраивания системы взаимодействия «преподаватель-студент» - принцип персонификации. Деперсонифицированное взаимодействие - это взаимодействие, где поведение его участников жестко регламентировано ролевыми, ситуативными требованиями, предписаниями, ожиданиями. Персонификация педагогического взаимодействия требует, прежде всего, отказа от ролевых масок, адекватного включения в это взаимодействие и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам. В персонифицированном взаимодействии в большей степени ставится акцент на развитии психологической составляющей этого процесса, на «открытии себя» и своих воз-

Библиографический список

можностей: от управления деятельностью студента со стороны педагога на переход к «самоуправлению», к самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности персонально. В силу альтернативности принципов деятельностного опосредования, проблематизации, диалогизации и персонификации стереотипам моносубъектного экстерналистского подхода практическая реализация данных принципов сталкивается с некоторыми трудностями. Так, каждому преподавателю сравнительно легко согласиться с этими принципами, признать их разумность и справедливость, однако очень трудно превратить их во внутренние императивы повседневного поведения, взаимодействия со студентами. Инерция привычки, риск обнаружения собственной некомпетентности или личностной несостоятельности, возможность утраты авторитета, социальной позиции - выступают мощными психологическими барьерами [6].

Необходимо отметить и трудности, связанные с недостаточной методической разработанностью и обеспеченностью внедрения этих принципов в образовательную практику вузов. Чтобы внедрить новую полисубъектную идеологию в образовательный процесс вуза следует разработать программу организации и оказания регулярной психолого-педагогической помощи преподавателям в коренной перестройке и преодолении стереотипов «старого» педагогического мышления и поведения, а также разработать конкретное методическое обеспечение использования интерактивных технологий обучения, обеспечивающих организацию межличностного взаимодействия в целях развития личностной зрелости студентов [7].

Таким образом, реализация принципов организации взаимодействия в диаде «преподаватель - студент», обеспечивающих развитие и корректировку проявлений личностной зрелости студента, выступает как цель, средство и результат профессиональной подготовки студента в инновационных условиях высшего образования.

1. Игропуло, И.Ф. Методология разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Ставрополь, 2004

2. Зима, Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации // Фундаментальные исследования. -2006. - № 7.

3. Кошелева, А.О. Концепция становления личностной зрелости будущего специалиста в инновационных условиях высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Елец, 2009.

4. Банщикова, Т.Н. Трансформация функций и содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе // Материалы I Международной научно-методической конференции. -Кисловодск; Ставрополь, 2014.

5. Кравец, Г.Ю. Педагогические условия проявления личностной зрелости студентов в учебно-воспитательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.

6. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4(41).

7. Ветров, Ю.П. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения / Ю.П. Ветров, И.Ф. Игропуло // Высшее образование в России. - 2012. - № 5.

Bibliography

1. Igropulo, I.F. Metodologiya razrabotki teorii upravleniya innovacionnihmi processami v obrazovateljnom uchrezhdenii: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - Stavropolj, 2004

2. Zima, N.A. Innovacionnihe tendencii modernizacii v obrazovanii v usloviyakh globalizacii // Fundamentaljnihe issledovaniya. - 2006. - № 7.

3. Kosheleva, A.O. Koncepciya stanovleniya lichnostnoyj zrelosti buduthego specialista v innovacionnihkh usloviyakh vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Elec, 2009.

4. Banthikova, T.N. Transformaciya funkciyj i soderzhaniya professionaljno-pedagogicheskoyj deyateljnosti prepodavatelya vuza // Proektirovanie obrazovateljnihkh traektoriyj studentov v vuze // Materialih I Mezhdunarodnoyj nauchno-metodicheskoyj konferencii. - Kislovodsk; Stavropolj, 2014.

5. Kravec, G.Yu. Pedagogicheskie usloviya proyavleniya lichnostnoyj zrelosti studentov v uchebno-vospitateljnom processe vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2005.

6. Sorokopud, Yu.V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).

7. Vetrov, Yu.P. Psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavateleyj vuza k ispoljzovaniyu metodov interaktivnogo obucheniya / Yu.P. Vetrov, I.F. Igropulo // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 5.

Статья поступила в редакцию 20.10.14

УДК 378.147

Mikhnev D.F. FORMATION OF ENTERPRENERIAL CULTURE OF YOUNG SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The work has a task to present the value of entrepreneurial culture of young specialists in the changing social and economic conditions. The author describes the structure of entrepreneurial culture and the role of modern educational technologies in the process of formation of enterprise-based culture of students. Referring to the analysis of the work conducted in recent years, the author makes a conclusion that making students ready to live in conditions of a market economy becomes an important aspect of the higher education. The researcher is sure that the entrepreneurial culture cannot be formed as the result of mechanical accumulation of knowledge, competencies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.