Научная статья на тему 'Современные технологии подготовки туристских кадров к развитию безбарьерного туризма'

Современные технологии подготовки туристских кадров к развитию безбарьерного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНЫЙ ТУРИЗМ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА / BARRIER-FREE TOURISM / TECHNOLOGIES OF TRAINING / INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING / PERSONAL PROFESSIONAL POSITION / SPECIALIST IN THE FIELD OF SOCIO-CULTURAL SERVICE AND TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Похилько Д. Н.

В статье определена значимость проблемы развития безбарьерного туризма в социально-экономическом разрезе и роль профессионального туристского образования в процессе развития туризма для лиц с особыми потребностями. Дана характеристика современных технологий обучения в высшей школе, обозначены направления формирования личностной профессиональной позиции студента туристского ВУЗа что, по мнению автора, позволит сблизить потребности современного туристского рынка и уровень профессиональной подготовки выпускника ВУЗа. В статье делается вывод о том, что развитие туристской индустрии в нашей стране требует изменения структуры, содержания и технологий образовательного процесса, обобщения опыта стран, успешно развивающих туризм, анализа перспективных направлений, которые могут быть взяты за основу реформирования отечественного высшего профессионального образования в области сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF TOURISM PERSONNEL TRAINING TO THE DEVELOPMENT OF BARRIER-FREE TOURISM

In the article the author defines the importance of a problem of development of barrier-free tourism in a social and economic aspect and the role of professional tourist education in development of tourism for handicapped people. The work gives characteristics of modern technologies of training in a higher school, the directions of formation of personal and professional competences, with, according to the author, will allow putting together the requirements of the modern tourist market and the professional standard of a graduate of higher educational institution. The article concludes that the development of the tourist industry in our country requires changes in the structure, contents and technologies of the educational process, the generalization of the experience of countries that have successfully developing tourism, analysis of future trends, which can be used as a basis for national reform of higher professional education in the sphere of service and tourism.

Текст научной работы на тему «Современные технологии подготовки туристских кадров к развитию безбарьерного туризма»

Таблица 1

Значимость ценностных ориентаций на констатирующем и формирующем этапах

Ценностные ориентации Значимость ценностных ориентаций (средний балл)

на 1 этапе на 2 этапе

1 Семья, друзья 2,75 3,08

2 Взаимопомощь 2,16 2,85

3 Независимость (самостоятельность) 2,08 3

4 Четкое соблюдение правил, норм, предписаний 2,62 2,5

5 Духовное удовлетворение 2,16 3

6 Открытость, великодушие и благородство 2 2,37

7 Уверенность в себе и в своих силах 2,04 2,41

8 Интеллектуальность и образованность 2,12 2,79

9 Трудолюбие и эффективность в работе 2,16 2,29

10 Терпение и настойчивость 2,12 2,29

11 Оптимизм 2,70 3

Учитель как специалист, ориентирован на выполнение определенных социальных и профессиональных функций в обществе, как личность во всем своеобразии своих возможностей и способностей. Любые профессионально значимые компетенции,

Библиографический список

прежде чем воплотятся в деятельности, наполняются ценностными смыслами, становятся внутренними убеждением, частью собственных оценочных и понятийных категорий, установок, поведенческих стереотипов.

1. Полежаева, М.С. Поликультурный аспект образования в системе подготовки будущих учителей начальных классов // Materialy X mez-inarodni vedecko - prakticka conference «Moderni vymozenosti vedy - 2014». - Dil 17. Pedagogika.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o -112 stran.

2. Крупнов, Д.Ю. Социально-психологические вопросы формирования этнической идентичности, самосознания, этнокультурной компетентности подростков и молодежи Республики Северная Осетия - Алания: учебно-методич. пособ. / Д.Ю. Крупнов, Л.М. Хабаева.

- Владикавказ, 2012.

3. Здановски, Д. Преодолевая культурные барьеры: учеб. пособ. - Петрозаводск, 2003. Bibliography

1. Polezhaeva, M.S. Polikuljturnihyj aspekt obrazovaniya v sisteme podgotovki buduthikh uchiteleyj nachaljnihkh klassov // Materialy X mez-inarodni vedecko - prakticka conference «Moderni vymozenosti vedy - 2014». - Dil 17. Pedagogika.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o -112 stran.

2. Krupnov, D.Yu. Socialjno-psikhologicheskie voprosih formirovaniya ehtnicheskoyj identichnosti, samosoznaniya, ehtnokuljturnoyj kompetentnosti podrostkov i molodezhi Respubliki Severnaya Osetiya - Alaniya: uchebno-metodich. posob. / D.Yu. Krupnov, L.M. Khabaeva.

- Vladikavkaz, 2012.

3. Zdanovski, D. Preodolevaya kuljturnihe barjerih: ucheb. posob. - Petrozavodsk, 2003.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 378.147

Pokhilko D.N. MODERN TECHNOLOGIES OF TOURISM PERSONNEL TRAINING TO THE DEVELOPMENT OF BARRIER-FREE TOURISM. In the article the author defines the importance of a problem of development of barrier-free tourism in a social and economic aspect and the role of professional tourist education in development of tourism for handicapped people. The work gives characteristics of modern technologies of training in a higher school, the directions of formation of personal and professional competences, with, according to the author, will allow putting together the requirements of the modern tourist market and the professional standard of a graduate of higher educational institution. The article concludes that the development of the tourist industry in our country requires changes in the structure, contents and technologies of the educational process, the generalization of the experience of countries that have successfully developing tourism, analysis of future trends, which can be used as a basis for national reform of higher professional education in the sphere of service and tourism.

Key words: barrier-free tourism, technologies of training, innovative technologies of training, personal professional position, specialist in the field of socio-cultural service and tourism.

Д.Н. Похилько, аспирант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: dpokhilko@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ К РАЗВИТИЮ БЕЗБАРЬЕРНОГО ТУРИЗМА

В статье определена значимость проблемы развития безбарьерного туризма в социально-экономическом разрезе и роль профессионального туристского образования в процессе развития туризма для лиц с особыми потребностями. Дана характеристика современных технологий обучения в высшей школе, обозначены направления формирования личностной профессиональной позиции студента туристского ВУЗа что, по мнению автора, позволит сблизить потребности современного туристского рынка и уровень профессиональной подготовки выпускника ВУЗа. В статье делается вывод о том, что развитие туристской индустрии в нашей стране требует изменения структуры, содержания и технологий образовательного процесса, обобщения опыта стран, успешно развивающих туризм, анализа перспективных направлений, которые могут быть взяты за основу реформирования отечественного высшего профессионального образования в области сервиса и туризма.

Ключевые слова: безбарьерный туризм, технологии обучения, инновационные технологии обучения, личностная профессиональная позиция, специалист в области социально-культурного сервиса и туризма.

В условиях инновационной модернизации всех сфер жизнедеятельности российского общества образование оказывается тем главным и единственным социальным институтом, через который только и возможны трансляции и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. Из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразований социума, порождает новые формы общественной жизни, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества. Образование обретает статус особого механизма общественного и культурного развития регионов, страны в целом, становится пространством личностного развития каждого человека [1, с. 156].

Современное образование направлено на развитие и саморазвитие личности обучаемого, способного в перспективе не только обслуживать имеющиеся социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы. При этом первостепенное значение имеет реализация целостного образовательного процесса, адекватного методологии деятельности специалиста в условиях социально-экономических преобразований [2, с. 23-24].

Анализ исследований по проблемам профессионального туристского образования (Е.Ф. Орехов, О.В. Котлярова, В.А. Терехин, С.В. Евецкая, В.Э. Гордин, Г. А. Карпова, И.В. Луценко, Л.В. Хорева и др.) позволяет сделать вывод о том, что развитие туристской индустрии в нашей стране требует изменения структуры, содержания и технологий образовательного процесса, обобщения опыта стран, успешно развивающих туризм, анализа перспективных направлений, которые могут быть взяты за основу реформирования отечественного высшего профессионального образования в области сервиса и туризма. Внедрение новых технологий в области организации туризма требует научных исследований, обучения специалистов и ориентации на предоставление услуг, а не на производство товаров. Это означает, что спрос на новые профессиональные компетенции, знания, а также на многофункциональные умения и навыки в туризме будет быстро и неуклонно расти, что потребует определенной коррекции подходов к профессиональному образованию.

В нашей стране имеется большой потенциал для развития разнообразных видов туризма, но не все направления используются в полной мере. Туризм для людей с ограниченными возможностями для большинства как российских так и зарубежных туристов с особыми потребностями остается недоступным по ряду причин, одной из которых можно считать недостаточный уровень компетенций работников сферы сервиса, что актуализирует задачу решения данной проблемы в образовательном контексте. Показательно, что безбарьерный туризм за рубежом развит на достаточно высоком уровне, что позволяет говорить возможностях использования опыта зарубежных стран.

Организация туризма для людей с ограниченными возможностями в современном российском обществе будет возможна только после подготовки самого общества, в первую очередь будущих специалистов, работающих в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Данный вывод подтверждает и мнение экспертов Российского союза туриндустрии «Санкуртур», обозначивших как одно из важнейших препятствий в развитии туризма для лиц с ограниченными возможностями низкий уровень знаний особенностей работы с туристами-инвалидами среди работников туристской сферы [3]. 142

Внимание к проблеме развития туризма для людей с ограниченными возможностями в нашей стране на уровне образования будет стимулировать развитие инновационных идей по организации данного вида туризма, активизировать создание специальных туристских фирм и разработку туристских пакетов, а так же повысит толерантное отношение со стороны работников сферы туризма к людям с ограниченными возможностями.

Нельзя не согласиться с утверждением Зорина И.В. о том, что возрастание значимости туризма и туристской сферы услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями, актуализирует проблему качества этой деятельности, которая в соответствии с современными требованиями к уровню образования специалиста в области сервиса и туризма должна основываться на подготовке специалиста с определенным набором компетенций [4].

По мнению Зорина И.В., среди важнейших тенденций развития системы профессионального образования называется сегодня понимание человека как активного субъекта на рынке труда, свободно распоряжающегося своим главным капиталом - квалификацией, т.е. осуществляющего переход от позиции наемного государственного работника к позиции активного субъекта, самостоятельно ищущего высокооплачиваемую работу. Являясь активным субъектом на рынке труда, человек выступает и как субъект приобретения профессии, имеет право выбирать ее с учетом своих потребностей в самореализации и самовыражении.

Профессиональному туристскому образованию приходится одновременно взаимодействовать со взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического развития. Вследствие этих процессов полученные знания быстро устаревают, а умения и навыки, необходимые в туристской деятельности, требуют постоянного обновления.

Динамичное развитие безбарьерного туризма для лиц с ограниченными возможностями, взаимодействие с каждым клиентом при осуществлении своей профессиональной деятельности потребует от специалиста в сфере сервиса и туризма наличия таких профессионально важных компетенций как: наличие коммуникативных навыков; умение работать с цифровыми данными; аналитические умения; умения самостоятельно решать проблемы, прогнозировать деятельность с учетом изменений; владение информационно-коммуникационными технологиями; знание специфики рынка услуг и туристского продукта; умение максимально удовлетворить потребности клиентов за счет практического применения полученных профессиональных знаний; осведомленность в социально-политической сфере. Вышеприведенные умения должны сочетаться с такими личностными качествами специалиста как: ответственность; вежливость; дипломатичность при взаимодействии с другими субъектами; высокая работоспособность; гибкость; объективность; личная заинтересованность в успехе и своем профессиональном росте; уверенность.

Как показывает анализ зарубежной системы образования, формирование компетентного специалиста осуществляется посредством овладения студентом навыками практического применения полученных знаний на практике. Исследования Е.Н. Егоровой свидетельствуют, что при подготовке специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма в образовательных системах стран Западной Европы особо выделяют:

- практическую направленность обучения;

- внимание к международному опыту в процессе подготовки кадров;

- вовлечение в процесс подготовки кадров зарубежных специалистов;

- высокие требования к подготовке в области прикладных дисциплин (поликультурное образование, этика, иностранные языки, межкультурная коммуникация и др.) [5].

Как видно из вышесказанного, формирование профессиональной компетенции специалиста возможно только в условиях применения практико-ориентированного подхода в образовании, следовательно, образовательный процесс должен быть изменен за счет увеличения количества практических занятий, обеспечения возможности студенту для изучения и использования зарубежного опыта работы в туриндустрии, разработки и использования современных образовательных технологий в вузе.

Особое значение в этом контексте приобретают технологии интерактивного обучения, которые позволят установить довери-

Библиографический список

тельные, по крайней мере, позитивные отношения между студентами и преподавателем; сотрудничество в процессе общения между студентами и преподавателем и обучающихся между собой; учитывать личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; учесть многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся [6].

Профессиональное образование должно быть максимально приближенным к реальной профессиональной деятельности в сфере туризма, расширяя пространство социального взаимодействия студента с окружающим миром. Для достижения поставленных задач в области развития безбарьерного туризма перед современным туристским образованием стоит задача использования комплекса современных технологий, способствующих интенсификации учебного процесса, формированию активной познавательной деятельности студентов, развитию их субъектного потенциала.

1. Игропуло, И.Ф. О проблеме понимания социокультурного контекста развития образования // Вестник СКФУ. - 2012. - № 3.

2. Игропуло, И.Ф. Теоретико-методологические подходы к интеграции культуры и образования в современных условиях // Вестник СевКавГТУ. - 2011. -№ 5.

3. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону, 2011.

4. Сорокопуд, Ю.В. Роль гуманитарных технологий в подготовке магистров направления «Педагогическое образование» / Ю.В. Сорокопуд, Е.Н. Хадикова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6.

5. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех - перспективы развития, экономическая выгода и социальная значимость [Э/р]. -Р/д: http://www.sankurtur.ru/press/item/3000

6. Зорин, И.В. Развитие профессионального туристского образования в условиях Болонского процесса: материалы Международного форума «Туризм: наука и образование». - М., 2007.

7. Егорова, Е.Н. Международный опыт подготовки кадров сферы туризма и практика обучения менеджеров в российских вузах // Культурная жизнь Юга России. - 2012. - № 3(46).

8. Ветров, Ю.П. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения / Ю.П. Ветров, И.Ф. Игропуло // Высшее образование в России. - 2012. - № 5.

Bibliography

1. Igropulo, I.F. O probleme ponimaniya sociokuljturnogo konteksta razvitiya obrazovaniya // Vestnik SKFU. - 2012. - № 3.

2. Igropulo, I.F. Teoretiko-metodologicheskie podkhodih k integracii kuljturih i obrazovaniya v sovremennihkh usloviyakh // Vestnik SevKavGTU. - 2011. -№ 5.

3. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2011.

4. Sorokopud, Yu.V. Rolj gumanitarnihkh tekhnologiyj v podgotovke magistrov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie» / Yu.V. Sorokopud, E.N. Khadikova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6.

5. Rossiya bez barjerov: turizm, dostupnihyj dlya vsekh - perspektivih razvitiya, ehkonomicheskaya vihgoda i socialjnaya znachimostj [Eh/r]. -R/d: http://www.sankurtur.ru/press/item/3000

6. Zorin, I.V. Razvitie professionaljnogo turistskogo obrazovaniya v usloviyakh Bolonskogo processa: materialih Mezhdunarodnogo foruma «Turizm: nauka i obrazovanie». - M., 2007.

7. Egorova, E.N. Mezhdunarodnihyj opiht podgotovki kadrov sferih turizma i praktika obucheniya menedzherov v rossiyjskikh vuzakh // Kuljturnaya zhiznj Yuga Rossii. - 2012. - № 3(46).

8. Vetrov, Yu.P. Psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavateleyj vuza k ispoljzovaniyu metodov interaktivnogo obucheniya / Yu.P. Vetrov, I.F. Igropulo // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 5.

Статья поступила в редакцию 19.11.14

УДК 378

Rojtblat O.V. REGULATORY SUPPORT SYSTEM OF THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. Analysis of the development of the system of additional professional education in Russia and abroad is stated as the main purpose of this paper. The author considers the normative-legal base of functioning and prospects of the development of the system of additional professional education in Russia. The author mentions the importance of classification of educational programs. The theories say that some extra professional courses facilitate the professional growth and development of a person; some other extra professional programs stimulate the formulation and achievement of new life goals. Another group of educational programs help acquiring specific knowledge and skills connected with a transition to a new age stage. The author thinks that all educational curricula play a role of a compensator that help the process of social adaptation.

Key words: continuing professional education, legal regulatory support.

О.В. Ройтблат, канд. пед. наук, проф., ректор ТОГИРРО, г. Тюмень, E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью статьи является анализ развития системы дополнительного профессионального образования в России и за рубежом. Рассматривается нормативно-правовая база функционирования и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования в России. Автор приходит к выводу о необходи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.